Рабочая программа коррекционного курса по психологии 6 класс

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«СОГЛАСОВАНО»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»

___________________
Н.И.Шляпникова
«___» _____________ 2023г.

Программа
коррекционно - развивающих занятий: психокоррекционных занятий
(психологических)
педагога - психолога
6 класс

Автор-составитель:
педагог-психолог
Пескова Ю.В.

Реж - 2023

Пояснительная записка
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» адаптированные
основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями разработан в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) и с учётом
Федеральной адаптированной основной образовательной программы
обучающихся с
умственной отсталостью (утвержденной Приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от
24.11.2022г.) (далее – ФАООП обучающихся с УО).
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно- развивающей области ФАООП обучающихся с
умственной отсталостью. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством
индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается
системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9 классов, получающих
образование в соответствии с ФООП обучающихся с умственной отсталостью.
1. Личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к обучению и познанию,
- ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
- сформированность основ гражданской идентичности;
2. Планируемые результаты:
- умение выстраивать логические цепочки, обеспечивающие решения проблем;
- умение учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности,
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Цель и задачи курса
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» –
развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в
развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:

формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов;

коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности,
эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;

гармонизация психоэмоционального состояния, формированиепозитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;

развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование
целостного «образа Я»;

развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и
навыков сотрудничества;

стимулирование интереса к себе и социальному окружению;

развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и
взрослыми;

предупреждение школьной и социальной дезадаптации;

становление и расширение сферы жизненной компетенции.

Структура коррекционно-развивающих занятий:
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и
упражнения на развитие произвольности психических процессов.
2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на
развитие познавательных процессов, ВПФ (или эмоционально-волевой сферы) у школьников,
крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения
последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления,
постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно
включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения,
усталости и активизирующие мыслительную деятельность.
3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной
самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.
Организация занятий:
Коррекционно-развивающие
занятия
проводятся
педагогом-психологом.
Преимущественна групповая форма работы (максимальное количество-5 человек).
Планирование занятий осуществляется из расчёта 68 занятий в год. Занятия проводятся в
течение года еженедельно: по 2 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия
составляет 40 минут.
Индивидуальная работа осуществляется по мере необходимости, в том числе по запросу
педагогов или родителей. Планирование индивидуальной работы осуществляется из расчета 1
занятие в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 40 минут.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с
обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками,
элементы арт-терапии и тренинговых занятий.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФАООП ООО обучающихся с УО на изучение курса
«Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в
учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках
внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий
составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного маршрута
обучающегося с УО и в соответствии с циклограммой специалиста, согласованной с
администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно- развивающих
занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 –
40 минут и периодичностью 2 раза в неделю.

Тематическое планирование
№ п/п

Тема
раздела
(количество
часов)

Тема урока

Цель, задачи
(к разделу)

1

2 часа

Входная
диагностика

Цель: - проверка
уровня социальной
адаптации к новым
условиям обучения
- исследование
психоэмоционального
самочувствия в
коллективе
- диагностика
психомоторного
развития
- диагностика
познавательной
сферы
Цель: Развитие
самоконтроля,
рефлексивной
позиции.
Задачи:
Повышение
самооценки детей,
Формирование
стрессоустойчивого
повеения,
Развитие навыков
конструктивного
поведения

2

3

4

Вспомним
чувства

Я – школьник!

Правила
школьной жизни

Правила и права
5

6

Моя школьная
жизнь

7

Школа
мечты

моей

Форма проведения,
элементы, содержание, методические
приемы
(на каждый урок)
Проведение проективного теста по
методике М.Быковой и М.Аромштам
Проведение проективного теста «Дерево»
по методике Л.П.Пономаренко

Проведение теста по методике
Г.А.Волковой
Проведение теста по методике
С.Д.Забрамной и О.В.Боровик,
по методике А.Р.Лаурия

1. Приветствие.
2. Психологическая разминка
Игра «Моё имя»
3. Основное содержание занятия
Введение в мир психологии – сообщение
учителя.
Правила занятий по психологии –
обсуждение.
Рисунок «Кто Я»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мимика».
3. Основная часть
«Волшебный кубик» - игра.
Рисунок «Я в школе».
1.Приветствие.
2. Психологическая разминка «1 – 2 - 3 –
шепчи!»
3. Основная часть
Правила и права школьной жизни.
Игра «Угадайка».
Игра «Нос, пол, потолок»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка игра «День –
ночь»
3. Основная часть
Игра «Для чего ходят в школу».
Рисунок «Один день из моей школьной
жизни»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка. Каждому
ученику по очереди предлагается по
очереди загадать и изобразить без слов
свою заветную мечту, а остальные –
пробуют догадаться, что им показывают 3.
Основная часть
Игра ««Кто больше». Предметные
картинки. Ребенок должен подобрать к
изображаемому предмету как можно
больше слов-действий или словпризнаков.».
«Школа моей мечты» - совместное
творчество.

Мы рады встрече
8

9

Понимаем
чувства другого

10

Мы испытываем
разные чувства

11

Мы испытываем
разные чувства
(продолжение)

12

Люди
отличаются друг
от друга своими
качествами

13

Качества
людей

Хорошие
качества людей

14

Самое важное
хорошее

15

Кто такой
сердечный
человек

Цель: Ознакомить
детей с понятием
«Качества людей»
Задачи:
Формирование
стрессоустойчивого
поведения,
Развитие
коммуникативных
навыков
конструктивного
поведения

Выставка
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мячик».
3. Основная часть
«Вспомним чувства» - игра.
«Чувства-воспоминания» - игра
Рисунок «Рисунок радости».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мячик»,
«Лишнее слово»
3. Основная часть
Игра «Я тебя понимаю»
Игра «Сочини рассказ».
Игра «Общая радость»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Мячик»,
«Лишнее слово».
3. Основная часть
«Режим дня»
«Рисуем режим»
Работа со сказкой
«Сказка о мальчике, который боялся
темноты»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Реши
пример»
3. Основная часть
«Нарисованное чувство»
«Палитра чувств».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Лишнее
слово»
«Кто сегодня молодец»
3. Основная часть
«Качества »
«В чем твоя сила».
«Сердце класса»
«Чьи качества»
Работа со сказкой «Пятерка и доброе
сердце»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Какие
качества задуманы»
3. Основная часть
«Отзывчивость»
«Три качества»
«Качество в подарок»
Работа со сказкой «Я не такой, как все»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Найди
лишнее слово»
«Качества шепотом»
3. Основная часть
«Сборы в дорогу»
«Кто любит людей»
«Поделимся любовью»
«Работа со сказкой «Хвостатик»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Найди
лишнее слово»
«Отгадай качество»
3. Основная часть
«Догадайся, что задумано»
«Мягкое сердце».

16

Кого называют
«доброжелатель
ным человеком»

17

Трудно ли быть
доброжелательн
ым человеком.

18

Я желаю добра
ребятам а классе

19

Чистое сердце

20

Какие качества
нам
нравятся
друг в друге

21

Какими
качествам
мы
похожи,
а
какими
различаемся

22

Каждый человек
уникален

23

В каждом
человеке есть
темные и
светлые качества

1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Найди
лишнее слово»
«Какое слово не подходит»
3. Основная часть
«Волшебные слова»
Работа со сказкой
«Маленький котенок»».
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Какое
слово не подходит»
«Какое качество зашифровано»
3. Основная часть
«Я бы хотела стать более…»
«Золотой ключик»
Работа со сказкой «Часы»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Аналогии»
«Шифровальщики»
3. Основная часть
«»Как ведет себя человек»
«Я желаю добра»
Работа со сказкой «О подзорной трубе»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Аналогии»
«Шифровальщики»
3. Основная часть
Чистое сердце
Работа со сказкой
«Сказка про гусеничку»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка «Зеленый
крокодил в синей шляпе»
«Угадайка»
3. Основная часть
«Снежная королева»
Работа со сказкой
«Кузя»
1. Приветствие.
2. Психологическая разминка
«Неоконченные предложения»
«Психологическая загадка»
3. Основная часть
«Ладошка»
«Мы похожи, мы отличаемся»
Работа со сказкой «Туча»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка
«Неоконченные предложения»
«Психологическая загадка»
«Кто тебя позвал»
3. Основная часть
«Звездочка»
Работа со сказкой «Цветок по имени
незабудка»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка
«Неоконченные предложения»
«Психологическая загадка»
«Чьи ладошки»
3. Основная часть
«Темные и светлые мешочки»
«Светофорики»
Работа со сказкой «Перчатка»

24

Какой Я –
Какой Ты?

Какой я?

25

Какой ты?

26

Какой
ты?
Учимся
договариваться

27

Трудности в
школе, дома, на
улице.

28

Школьные
трудности

29

Школьные
трудности
(продолжение)

30

Домашние
трудности

31

Домашние
трудности
(продолжение)

3239

Формирова
ние
навыков
памяти

Развитие памяти

Цель: Помочь детям
понять, что у них есть
много
положительных
качеств.
Научить детей
находить
положительные
качестве во всех
людях
Задачи:
- развивать осознание
моральных норм
окружающего мира и
помогать в их
принятии;
- воспитывать
терпимость к
окружающим;
- формировать
позитивное
отношение к жизни.

1. Приветствие
2. Психологическая разминка
«Неоконченные предложения»
«Психологическая разагадка»
«Холодно-горячо»
3. Основная часть
«Цыганка»
Работа со сказкой «Сказка про дружбу»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Закончи
предложения»
«Психологическая разагадка»
«Найди игрушку»
3. Основная часть
«Цыганка»
«Заяц-Хваста»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка
«Неоконченные предложения»
«Топните те, кто…»
«Какого цвета твои глаза»
3. Основная часть
«Я задумал мальчика…»
«Интервью»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Загадай
игрушку»
«Хрюкните те, кто…»
«Крылатые качели»
3. Основная часть
«Копилка трудностей»
«Трудные ситуации»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Изобрази
предмет»
«Школа зверей»
3. Основная часть
«Помоги Сереже»
Работа со сказкой «В одном лесу жилабыла…»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Изобрази
предмет»
«Хрюкните те, кто…»
«Изобрази ситуацию»
3. Основная часть
«Помоги Сереже»
Работа со сказкой «Про львенка Пашу»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Изобрази
предмет»
«Если я улитка…»
3. Основная часть
Работа со сказкой «О муравьишке»
1. Приветствие
2. Психологическая разминка «Если я
отличник»
3. Основная часть
«Изобрази ситуацию»
Работа со сказкой «Верить и стараться»
Упражнения на развитие памяти

4048

4957

5866

Формирова
ние
навыков
внимания
Формирова
ние
навыков
мышления
Формирова
ние
навыков
восприятия

67

68

Выходная
диагностика
2 часа

Развитие
внимания

Упражнения на развитие внимания

Развитие
мышления

Упражнения на развитие мышления

Развитие
восприятия

Упражнения на развитие восприятия

Цель: - проверка
уровня социальной
адаптации к новым
условиям обучения
- исследование
психоэмоционального
самочувствия в
коллективе
- диагностика
психомоторного
развития
- диагностика
познавательной
сферы в динамике

Проведение проективного теста по
методике М.Быковой и М.Аромштам
Проведение проективного теста «Дерево»
по методике Л.П.Пономаренко
Проведение теста по методике
Г.А.Волковой
Проведение теста по методике
С.Д.Забрамной и О.В.Боровик, по методике
А.Р.Лаурия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».