Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И. Шляпникова Приказ № ___ от «___» ____20__г Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» 9в класс вариант 2 Составитель: учитель-логопед: Федорчук К.В. Проверил: зам. директора по УВР: Нифонтова З.Ф. г. Реж – 2023 Пояснительная записка. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 2) адресована обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. «Логопедические занятия» относятся к коррекционно-развивающей области «Коррекционные занятия» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционных курсов «Логопедические занятия» в 9 классе рассчитана на 34 часа (34 учебные недели) и составляет 1 час в неделю в форме групповых занятий: 4 часов – на обследование (с 01сентября по 15 сентября – 2часов, с 25 мая по 30 мая - 2 часа. 30 часов – коррекционные групповые логопедические занятия. Рабочая программа по коррекционному курсу «Логопедические занятия» в 9 классе определяет следующую цель и задачи: Цель коррекционного курса - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия. Задачи коррекционного курса: · · · · · · · · · развивать артикуляционную моторику (статическую, динамическую организацию движений, переключаемость движений, объем, темп, точность, координацию); формировать и развивать слуховое восприятие и внимание; развивать правильное речевое дыхание; учить пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жесты, взгляды, голосовые реакций для выражения индивидуальных потребностей; учить правильно произносить звуки родного языка; развитие импрессивной речь (формировать умения понимать обращенную речь в форме слов, словосочетаний, предложений, связных высказываний); развивать экспрессивную речь (учить воспроизводить слого-ритмическую структуру двусложных и трехсложных слов; уточнять и обогащать словарный запас, при работе с лексическими темами (узнавание и называние конкретных предметов); учить строить простые фразы и предложения на основе демонстрируемого или изображенного на картинке действия; учить последовательно и правильно излагать свои мысли в речи; учить узнавать (различать) образы графем (букв); выполнять графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов); развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму, обучать чтению и письму (узнавание и различение образов графем (букв), копирование с образца отдельных букв, слогов, слов). Программа построена на основе предмета «Речь и коммуникация». 2 Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Логопедические занятия» в 9 классе Личностные результаты: Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся логопедической программы является развитие возможности использования речи с целью социальной коммуникации, способствующей развитию максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, расширении личного опыта и удовлетворении индивидуальных потребностей. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Логопедические занятия» в 9 классе Достаточный уровень Минимальный уровень Ниже минимального уровень - понимание слов, - понимание слов - использование предметов, обозначающих объекты и обозначающих объекты и жестов, взгляда явления природы, объекты явления природы, объекты речеподражательных рукотворного мира и рукотворного мира и реакций для выражения деятельность человека деятельность человека индивидуальных - умение самостоятельно - узнавание и различение потребностей; использовать усвоенный напечатанных слов, - узнавание и различение лексико-грамматический обозначающих имена людей, изображений cо словами, материал в учебных и названия хорошоизвестных обозначающими понятия: коммуникативных целях предметов и действий игрушки, овощи, фрукты, - узнавание и различение - узнавание и различение животные, птицы, цветы, напечатанных слов, изображений cо словами, насекомые, ягоды, растения; обозначающих имена людей, обозначающими понятия: названия хорошо известных игрушки, овощи, фрукты, предметов и действий животные, птицы, цветы, - узнавание и различение насекомые, ягоды, растения образов графем (букв) обозначающими - чтение по слогам и целыми элементарные признаки словами действия, состояние; - запись слов при -копирование с образца побуквенном диктовании отдельных букв, слогов, - развивать предпосылки к слов осмысленному чтению и - умения узнавать письму; графические изображения буквы в слове, предложении; - овладевать чтением и письмом на доступном уровне; 3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Логопедические занятия» в 9 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения, обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. На логопедических занятиях система оценивания является без отметочной, в то же время учитель-логопед постоянно отслеживает и контролирует достижения обучающегося, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного опроса (индивидуального, фронтального), письменных работ, тестирования. Итоговые работы могут состоять из списывания, диктанта. Учитель-логопед анализирует специфические ошибки и строит дальнейшую коррекционную работу с учетом частотности допускаемых ошибок. Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года). В основу организации процедуры логопедического мониторинга устной речи обучающихся положена методика Т. А. Фотековой. Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата. Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности. Предлагается 4 уровня успешности: − высокий – 100 - 80%; − выше среднего – 79,9 -65%; 4 − средний – 64,9 - 45%; − низкий – 44,9% и ниже. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития. Содержание коррекционной работы реализуется в следующих направлениях: Развитие слухового восприятия: привлечение внимания к звучащему предмету; различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов; реагирование на громкость звучания; узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и]; развитие подражания неречевым и речевым звукам. Развитие способности к использованию невербальных средств коммуникации: 1. развитие понимания жестов и выразительных движений; 2. моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на); 3. развитие мимики и жестов. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики: 1. массажные расслабляющие (активизирующие) движения; 2. пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением; 3. активизация пассивных и активных движений рук; 4. артикуляционная и мимическая гимнастика. Развитие функции голоса и речевого дыхания. 1. развитие произвольного речевого вдоха; 2. упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха; 3. формирование голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний [а], [о], [у], [и]. Развитие чувства ритма: 1. двигательные упражнения с ритмическим звуковым сопровождением; 2. ритмическое произнесение гласных звуков и звуковых цепочек. Развитие импрессивной и экспрессивной речи: 1. автоматизация в диалогической речи коммуникативно-значимых слов (да, нет, хочу, дай); 2. побуждение ученика к произношению эмоциональных восклицаний; 3. активизация потребности в речевых высказываниях; 4. развитие речевого подражания. 1. 2. 3. 4. 5. 5 Содержание разделов № Название раздела Количество часов п/п 1. Обследование устной и письменной речи 4 5 3. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь 4. Экспрессивная речь 6 5. Чтение и письмо 14 2. Контрольные работы 5 Итого: 34 6 Тематическое планирование. № Тема курса 1 Обследование импрессивной речи 2 Обследование экспрессивной речи Колво часо в 1 1 Предметное содержание Дифференциация видов деятельности обучающихся Минимальный уровень Достаточный уровень Обследование устной и письменной речи – 2 часа Понимание Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы обращенной речи. учителя-логопеда. учителя-логопеда. Умеют воспроизводить Выполнение Произносят звуки, слоги, слоговые цепочки, предъявляемых на слова и фразы. слова, словосочетания, Умеют воспроизводить слух словесных предложения инструкций слоговые цепочки, слова, различной сложности сопряженно и словосочетания, отраженно. предложения. Составляют фразы по Понимают смысл предметным различных логикокартинкам с помощью грамматических учителя-логопеда конструкций, грамматических связей согласования, управления. Составляют простые фразы по сюжетным картинкам Понимание Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы обращенной речи. учителя-логопеда. учителя-логопеда. Выполнение Умеют воспроизводить Произносят звуки, слоги, предъявляемых на слоговые цепочки, слова и фразы. слух словесных слова, словосочетания, Умеют воспроизводить инструкций предложения слоговые цепочки, слова, различной сложности словосочетания Ниже минимального уровень понимание обращенной речи, простых инструкций, узнавание знакомых рисунков,, фотографий. понимание обращенной речи, простых инструкций, узнавание знакомых рисунков,, фотографий. сопряженно и отраженно 3 Связь указательного жеста со словом: форма просьбы «Дайте, пожалуйста!». 4 Связь указательного жеста со словом: форма согласия «Да!». Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации – 4 часа понимание обращенной понимание обращенной 1 Артикуляционная и понимание пальчиковая обращенной речи, речи, понимание смысла речи, простых гимнастика. понимание смысла рисунков,, фотографий, инструкций, узнавание Выражение просьбы рисунков, фотографий, других графических знакомых рисунков,, с помощью жеста. других графических знаков фотографий. Связь жеста со знаков словом «Дайте, умения строить пожалуйста!». простое предложение: составление предложений по вопросу, картинке на заданную тему. Артикуляционная и 1 пальчиковая гимнастика. Выражение согласия с помощью жеста. Связь жеста со словом «Да!». 5 Связь указательного жеста со словом: форма отрицания «Нет!». 1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Выражение отрицания с помощью жеста. Связь жеста со словом «Нет!». 6 Выполнение простых инструкций: «Покажи игрушку» 1 обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации; уметь выполнять упражнения, подражая движениям взрослого Импрессивная речь – 5 часов 7. Семья - «Показ близких, детей, кукол». - «Работа над словами: дай, на, где, еще». 1 Формировать у детей представления о семье и своем месте в ней; - учить называть (показывать) членов семьи. Понимать графические изображения, рисунки. Уметь пользоваться карточками и рисунками, для передачи сообщения. 8. Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты). 1 Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих предмет (овощи, фрукты). Игры и упражнения с предметными картинками и реальными предметами. - общение и взаимодействие в разных видах детской деятельности - умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков,, фотографий, других графических знаков использование предметов, жестов, взгляда речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей 9. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). 1 Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Игра «Найди такой же». 10. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) 1 Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Связь жеста и слова. 11. 12 Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражан ий, звуковых комплексов. 1 1 Логоритмические упражнения. Фонетическая зарядка. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) Счёт. Связь жеста и слова. Фонетическая зарядка. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Игра «Кто как голос подаёт». Экспрессивная речь – 6 часов - общение и понимание обращенной взаимодействие в речи, понимание смысла разных видах детской рисунков, фотографий, деятельности других графических - умение вступать в знаков. контакт, поддерживать и завершать его, используя вербальные и невербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации использование предметов, жестов, взгляда речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей 13 Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий. 14 Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета. 1 1 Понимание и называние (употребление) обобщающих понятий (овощи, фрукты). Игра «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд картинок». Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, обобщающих понятий. Понимание и называние (употребление) прилагательных (цвет, величина, форма и др.). Классификация предметов по разным признакам. Использование графического изображения для обозначения признака предмета. Показ пиктограммы с прилагательным 15 Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов. 1 16 Понимание и называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении. Союзы а, и, если. 1 (цвет, величина, форма и др.) Понимание и называние (употребление) числительных (пятый, второй и др.). Количественный и порядковый счёт. Соотнесение цифры и слова. Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пятый, второй и др.). Понимание и называние (употребление) союзов, их роль в речи. Упражнение в употреблении союзов. Составление словосочетаний (по картинкам, вопросам). 17 18 Составление 1 рассказа с использованием графического изображения. Узнавание звука в слове. Составление рассказа по последовательно продемонстрированн ым действиям с использованием графического изображения. Составление рассказа по сюжетной картине с использованием графического изображения. Составление рассказа по картине карточками. 1 Чтение и письмо -15 часов Узнавание, узнавание и копирование с образца выделение звуков в различение образов отдельных букв, слогов, слове. графем (букв) слов Характеристика - чтение по слогам и - умения узнавать звуков (гласные, целыми словами графические изображения согласные). - запись слов при буквы в слове, побуквенном предложении; диктовании - развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму; узнавание и различение изображений cо словами, обозначающими понятия: игрушки, овощи, фрукты, животные, птицы, цветы, насекомые, ягоды, растения; - овладевать чтением и письмом на доступном уровне; 19 Узнавание (различение) образов графем (букв). 1 Узнавание букв. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). 20 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов. 1 Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих названия предметов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, птицы, овощи, фрукты). Игра «Соотнеси картинки и слова». 21 Чтение слога (слова). 1 Упражнение в чтении слогов (слов). Слоговые таблицы. 22 Чтение коротких текстов:2-3 предложения 1 Чтение предложений. Карточки с картинками для чтения предложений. 23 Чтение рукописных предложений. 1 Упражнения для чтения рукописных слов. Карточки рукописных слов и предложений. 24 25 Соотношение изученных фонем и графем. 1 Узнавание, выделение звуков в слове. Узнавание букв. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Дифференциаци я сходных по начертанию букв Х-Ж 1 Учить различать [х ж] в слогах, словах и предложениях, опираясь на графические знаки. Упражнять в слоговом и языковом анализе и синтезе. 26 Предложение в тексте. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. 1 27 Построение простого предложения. 1 28 Чтение стихотворения 1 Научить различать предложение от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Тренировать в наблюдении за интонацией голоса, соотнося это с правилом обозначения границ предложения в письме. Составлять схемы предложений. Составление предложений по вопросу, картинке. Познакомить обучающихся с отрывком из стихотворения Г.Виеру «Девятое Мая» Формировать навык правильного и осмысленного чтения стихотворения; 29 Чтение сказок 1 Познакомить обучающихся с отрывком из сказки «Лиса и журавль» Формировать навык правильного и осмысленного чтения сказки; 30 Чтение детских рассказов 1 Познакомить обучающихся с отрывком из детских рассказов. Формировать навык правильного и осмысленного чтения стихотворения; 31 Составление простых предложений с использованием графического изображения. 1 Составление простых предложений с использованием графического изображения. Ответы на вопросы по содержанию 32 33 Составление слов. Обследование импрессивной речи текста с использованием графического изображения. Составление предложений карточками. Составление слов из разрезной азбуки. 1 1 Обследование устной и письменной речи – 2 часа Понимание Отвечают на вопросы обращенной речи. учителя-логопеда. Умеют Выполнение воспроизводить предъявляемых на слоговые цепочки, слух словесных слова, словосочетания, инструкций различной сложности предложения сопряженно и отраженно. Составляют фразы по предметным картинкам с помощью учителя-логопеда Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения. Понимают смысл различных логикограмматических конструкций, грамматических связей согласования, управления. понимание обращенной речи, простых инструкций, узнавание знакомых рисунков,, фотографий. Составляют простые фразы по сюжетным картинкам 34 Обследование экспрессивной речи 1 Понимание обращенной речи. Выполнение предъявляемых на слух словесных инструкций различной сложности Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания, предложения сопряженно и отраженно Отвечают на вопросы учителя-логопеда. Произносят звуки, слоги, слова и фразы. Умеют воспроизводить слоговые цепочки, слова, словосочетания Лист согласования изменений Дата внесения изменений Содержание изменений Место внесения изменений Подпись ответствен ного лица понимание обращенной речи, простых инструкций, узнавание знакомых рисунков,, фотографий.