Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И. Приказ№__ от «___»__________2023г. Рабочая программа по природоведению для обучающихся 5а, 5б класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( АООП 1 вариант) Составитель: Эртель Е.В.. Реж-2023 1 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012; -Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026; -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар». Цель: расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических знаний. Задачи: − формирование элементарных научных знаний о живой и неживойприроде; − демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой; − воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомствос основными направлениями природоохранительной работы; − формирование умения узнавать и называть изученные объекты внатуральном виде в естественных условиях; − формирование представлений о взаимосвязях между изученнымиобъектами, их месте в окружающем мире; − формирование умений относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; − формирование умения находить сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках; − формирование умения выделять существенные признаки группобъектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе иобществе, правил здорового образа жизни; − умение обсуждать изученное, рассказать о предмете изучения; − воспитание социально значимых качеств личности. Общая характеристика учебного предмета Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и других естественных наук. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости). Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. В рамках предмета расширяются знания обучающихся о разнообразии природных объектов, полученные на уроках Мир природы и человека» в 1-4 классах. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается 2 началом систематизации знаний об объектах природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни. Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения биологии и географии. В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля – оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек – часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека. Такое построение программы позволит сформировать у обучающихся с особыми образовательными потребностями целостную картину мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля. Одной из задач курса « Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла. Для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках. В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели исоставляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам; овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня; владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой инеживой природы; установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным ценностям. Предметные результаты: Минимальный уровень Достаточный уровень 3 − узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях; − представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть – горючее полезное ископаемое); − называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемойгруппе (полезные ископаемые); − соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание ихзначения в жизни человека; − соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); − выполнение несложных заданий под контролем учителя; − адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. − узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде вестественных условиях; − знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя; − представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; − отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы); − называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; − выделение существенных признаков групп объектов; − знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе иобществе, правил здорового образа жизни; − участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; − выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы иработы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; − выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; − осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Содержание учебного предмета Программа по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе состоит из трёх разделов: «Вселенная», «Наш дом – Земля», «Есть 4 на Земле страна Россия». При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследованиякосмоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.В разделе «Наш дом – Земля» обучающиеся знакомятся с оболочками Земли атмосфера, литосфера и гидросфера. Изучают основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга,Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. № п/п 1. 2. 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 5. Название раздела Количество часов Введение Вселенная Наш дом-Земля Воздух Полезные ископаемые Вода Поверхность суши. Почва Есть на земле страна Россия Повторение по курсу «Неживая природа» Итого: Контрольные работы 2 7 1 10 14 15 6 13 1 68 1 1 1 1 1 1 7 Календарно-тематическое планирование-68ч № Тема предмета Колво Программное содержание Дифференциация видов деятельности 5 часов 1 2 Вводный урок. Что такое природоведение? 1 Предметы и явления 1 неживой и живой природы Минимальный уровень Введение- 2 часа Знакомство с учебным Узнают природные явления предметом «Природоведение». на иллюстрациях и Формирование представлений фотографиях, относят о предметах и явлениях, объекты к живой или которые изучаются на уроках неживой природе; называют природоведения природные предметы и явления Знакомство с предметами и Узнают объекты неживой явлениями живой и неживой природы на иллюстрациях природы. и фотографиях, относят Формирование умения объекты к живой или дифференцировать неживой природе; предметы и явления живой называют изученные и неживой природы объекты живой и неживой природы Дописывают слова, обозначающие явления природы, в тетради Достаточный уровень Выделяют существенные признаки объектов природы, относят предметы к природе, называют природные явления Выделяют существенные признаки объектов живой и неживой природы, относят объекты к живой или неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой. Выполняют задание в рабочей тетради: заполняют таблицу «Предметы и явления живой инеживой природы» Вселенная-7 часов 3 Небесные тела: планеты, 1 звезды Знакомство с небесными телами: Называют изученные небесные звёзды, Солнце, планеты. тела. Относят небесные тела к разным группам на основании признаков с помощью учителя 4 Солнечная система. Солнце 1 Формирование представления о Солнце как центре Солнечной системы, о значении Солнца для жизни на Земле. Формирование Называют изученные небесные тела – Солнце, планеты, планета Земля, Солнечная система – и их основные Называют изученные небесные тела (звезды, Солнце, планеты) и ихпризнаки. Относят небесные тела к разным группам на основании признаков Называют изученные небесные тела – звезды, 6 умения давать характеристику Солнечной системы краткую признаки. Рассматривают на планетам рисунке строение Солнечной системы. Выписывают названия планет 5 Исследование космоса. Спутники. Космические корабли 1 Ознакомление обучающихся с Узнают искусственные исследованиями космоса и их спутники и космические значением для человечества корабли на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты 6 Полеты в космос 1 Ознакомление обучающихся сисследованиями космоса, формирование представления о полетах человека в космос и первых космонавтах Называют первого космонавтаЮ. А. Гагарина, первую женщину-космонавта В.В. Терешкову, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2–3 другие планеты Солнечной системы –и их признаки; называют объекты, которые входят в состав Солнечной системы. Сравнивают небесные тела,делают вывод, чем звезды отличаются от планет, записывают в таблицу Узнают и называют искусственные спутники и космические корабли, называют их назначение. Показывают на картинках и называют какие приборы люди используют для исследования космоса Называют фамилии первыхкосмонавтов (Ю. А. Гагарин, В. В. Терешкова), имеют представления о современныхполетах в космос и их значении, подписывают фамилии на рисунках в рабочих тетрадях; 7 7 Смена дня и ночи 8 Смена времен года. 1 Сезонные изменения в природе. 9 Контрольная «Живая и природа» 10 Планета Земля. Оболочки 1 Земли 1 Формирование представлений о суточном вращении Земли и смене дня и ночи. Называют части суток. Перечисляют причины сменыдня и ночи (с опорой на учебник); выбирают и подчеркивают правильный ответ в рабочей тетради; подписывают на рисунках время суток Формирование представлений о Определяют времена года на годовом движении Земли вокруг иллюстрациях и фотографиях, Солнца, смене времен года называют изученные времена года и их основные признаки. Подписывают на рисунках названия месяцев подбирают проверочные слова к новым терминам Называют части суток, их признаки и причины сменыдня и ночи. Подчеркивают название частей суток, подбирают обобщающее слово в рабочихтетрадях Называют признаки времен года, осуществляют классификацию времен годана основании основных признаков. Называют причины сменывремен года. В рабочих тетрадях показывают стрелками в какиевремя года происходят природные явления работа 1 неживая Наш дом - Земля - 45 часов Закрепление знаний о Называют планету Земля и ее Солнечной системе. основные оболочки – вода, Формирование представления о суша, воздух. Земле как планете, отличие Вставляют в текст в рабочей Земли от других планет тетради пропущенные слова, Солнечной системы используя слова для справок Узнают, чем Земля отличаетсяот других планет Солнечной системы. Называют спутники Земли. Описывают форму 8 11 Воздух. Воздух и его 1 охрана. Значение воздуха для жизни на Земле Формирование представленийо воздухе. Уточнение и обобщение знаний о значениивоздуха для человека, животных и растений Формирование представленияо мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха 12 Свойства воздуха Формирование в процессе Называют свойств демонстрации опытов воздуха совместно с представления о учителем после свойствахвоздуха демонстрации опытов. (прозрачность, Записывают свойства воздуха в бесцветность, упругость, рабочую тетрадь, используя теплопроводность) и об слова для справок использовании этих свойств в быту 13 Давление воздуха и 1 движение 1 Формирование представленияо свойствах (упругость, Рассказывают о значении воздуха для растений, животных и человека, о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистоты воздуха Составляют рассказ по картинкам об использовании Земли и называют основныеоболочки Земли (твердая, воздушная, водная). Заполняют таблицу в рабочей тетради «Чем образованы оболочки Земли?» Называют газы, которые входят в состав воздуха и рассказывают о его значении,о мероприятиях, проводимых сцелью охраны чистоты воздуха. Проводят опыты «Как почувствовать и увидеть воздух?» Узнают и называют свойствавоздуха после демонстрацииопытов; описывают опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знают свойства воздуха и использование их вбыту. Рассматривают рисунок в рабочей тетради и составляют рассказ, используя опорные слова Описывают свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух 9 сжатие) и движении воздуха 14 Температура Термометр. воздуха. 1 Формирование представления о термометре и его устройстве, формирование умения измерять температуру воздуха, читать показания термометра 15 Движение воздуха природе. Ветер. в 1 Формирование представлений о движении воздуха – ветре, силе ветра и использовании ветра человеком 16 Состав воздуха. Кислород, 1 его значение и применение. Формирование представлений о составе воздуха, о значении свойств воздуха в быту поднимается, холодный (накачивание шин, опускается); матрасов, называют свойства игрушек). воздуха с опорой на Выполняют задание в иллюстрации или рабочей тетради: «Составить демонстрируемый опыт; и записать предложения из умеют использовать перепутанныхслов» свойства воздуха в быту. Узнают термометр на Узнают термометр в иллюстрациях и естественных условиях, фотографиях, читают имеют представление о записанную температуру назначении термометра; воздуха; понимают умеют читать показание положительные (со знаком термометра; плюс) и отрицательные(со умеют использовать знаком минус) показания показаниетермометра в температуры. повседневной жизни Рассматривают рисунки в (одежда – температура рабочей тетради, подписывают, воздуха). какую температуру показывают Записывают в тетрадь с термометры помощью цифр и знаков показания термометра Узнают ветра разной силы на Рассказывают о иллюстрациях и движении воздуха фотографиях; называют разной силы (ветер, ветра (ураган); имеют ураган, шторм), представления об называют причины использовании силы ветра появленияветер. человеком. Выписывают из В рабочей тетради отвечают словаря в учебнике навопрос: что может ветер? определения слов Вставляют недостающие слова «ветер», «ураган» Называют свойства кислорода, Называют газы, входящие относят кислород к газам, в состав воздуха; знают 10 кислорода и его свойствах: входящим в состав воздуха; значение кислорода, свойства знают значение кислорода для кислорода человека, животных и растений. 17 Состав воздуха. 1 Углекислый газ и азот. Формирование представлений о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах 18 Охрана воздуха Формирование представлений о Имеют представления о значении воздуха, его роли в значении чистого воздуха и жизни растений, животных и мерах, принимаемых для его человека. Знакомство с мерами, защиты. принимаемыми для охраны Составляют рассказ по воздуха рисункам «Как человек использует воздух» 1 Называют газы, входящие в состав воздуха (углекислый газ,азот), относят углекислый газа иазот к газам, входящим в состав воздуха. Рассматривают диаграмму «Состав воздуха» и подписывают названия газов, используя предложенный текст свойства кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности. Называют газы, входящие в состав воздуха, знают свойствауглекислого газа, роль углекислого газа в жизни растений и имею представления об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Заполняют таблицу в рабочей тетради «Свойства газов» Рассказывают о роли воздухадля жизни на Земле; устанавливают (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; соблюдают в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни. Выполняют задание в рабочейтетради: 11 дописывают слова в прочитанном тексте «Что мы узнали о воздухе?» 20 Контрольная работа 1 «Воздух» Полезные ископаемые. 1 Виды, значение, способы добычи 21 Гранит, известняк 19 1 Формирование представления о полезных ископаемых, их видах и значении Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – граните, известняке Имеют представление о назначении полезн ыхископаемых. Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называют изученные полезные ископаемые; относятполезные ископаемые к группе, используемых в строительстве; имеют представление о назначении данной группы полезных Называют полезные ископаемые; выделяют признаки полезных ископаемых; относят полезные ископаемые к разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). Заполняют схему «Полезные ископаемые» в рабочей тетради. Приводят примеры Узнают и называют представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других 12 22 Песок. Глина 23 Горючие полезные 1 ископаемые. Торф 1 Формирование представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве – песке, глине Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о торфе ископаемых. Узнают полезные Узнают и называют представителей ископаемые на рисунках, полезных ископаемых, фотографиях, в коллекциях используемых в (песок, глина); строительстве; называют изученные выделяют признаки полезные ископаемые; полезных ископаемых, относят полезные используемых в ископаемых к группе, строительстве; называют используемых в полезные ископаемые, строительстве; имеют известные из других представление о назначении источников; данной группы полезных объясняют свое ископаемых. Рассматривают рисунки и решение.Заполняют рассказывают, что таблицу. производят из песка и глины; Сравнивают между собой дописывают предложения песок и глину Узнают полезные Узнают и называют ископаемые на рисунках, представителей фотографиях, в коллекциях горючихполезных (торф); называют изученные ископаемых; полезн выделяют признаки ые ископаемые, относят торф горючих полезных к группе полезных ископаемых и ископаемых; имеют торфа,относят торф представление о назначении к различным торфа. группам с учетом Составляют рассказ по разных плакату «Что получают из классификаций торфа» (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, 13 используемые вкачестве удобрений). 24 Каменный уголь 25 Добыча и использование 1 каменного угля 26 Нефть: внешний свойства 27 1 вид и 1 Добыча и использование 1 Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о каменном угле Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называют изученные полезные ископаемые; относят каменный угль к группе полезных ископаемых. Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный угль; выделяют признаки каменного угля Формирование Относят каменный уголь к представлениео каменном группе полезных угле, способах ископаемых; имеют добычи и значении каменного представление о значении угля каменного угля. Подписывают на рисунках способы добычи каменного угля Узнают и называют горючие полезные ископаемые – каменный уголь; выделяют признаки каменного угля; относят каменный угль к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представления о нефти Узнают и называют горючиеполезные ископаемые; выделяют признаки нефти;относят нефть к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых. Формирование представления о Называют полезные изученные ископаемы е (нефть); относят нефть к группе полезныхископаемых. Описывают свойства нефти Относят нефть к группе Относят каменный уголь к различным группам; с учетомразных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знают способы добычи каменного угля. Относят нефть к 14 нефти нефти, способах значении нефти 28 Природный газ. Добыча, 1 использование. Правила обращения с газом в быту 29 Черные Сталь.Чугун Формирование представления о горючих полезных ископаемых. Формирование представление о природном газе, способах добычии значении природного газа. Формирование умения соблюдать правила безопасного пользованиегазом в быту Знакомство с черными металлами.Формирование представления о стали, чугуне, способах полученияи использовании в промышленности и в быту 30 Цветные металлы металлы. 1 1 добычи Знакомство с цветными металлами. Формирование и полезных ископаемых; имеют представление о значении нефти. различнымгруппам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые); рассказывают о способах добычи нефти. Называют изученные полезные ископаемые (природный газ; относят газ к группе полезных ископаемых; имеют представление о значенииприродного газа. Узнают и называют горючее полезное ископаемое – природный газ; выделяют признаки природного газа; относят природный газ к различным группам с учетом разных классификаций Называют черные металлы (сталь, чугун), имеют представление об использовании черных металлов. Рассматривают рисунки, подчеркивают названия предметов, изготовленных из металлов, используя помощь учителя Называют цветные металлы; имеют представление об использовании цветных Узнают и называют черныеметаллы – чугун и сталь; знают способы получения черных металлов; выделяют признаки черных металлов, свойства стали и чугуна. Используя рисунки, записывают в рабочую тетрадь названия предметов, сделанных из металлов Узнают и называют цветные металлы – алюминий, медь; знают способы получения 15 31 Благородные (драгоценные 1 металлы) 32 Охрана ископаемых. 33 34 Контрольная работа 1 «Полезные ископаемые» Вода в природе. Роль воды 1 в питании живых организмов 35 Свойства воды полезных 1 1 представления об алюминии имеди, способах получения и использовании в промышленности и в быту Формирование представления о благородных (драгоценных) металлах. Формирование представления о золоте, серебре,платине, использовании в промышленности и в быту Формирование представления о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых металлов. Называют благородные (драгоценные) металлы; имеют представление об использовании благородных (драгоценных) металлов. Вставляют пропущенные буквы в слова с названиями благородных металлов, составляют предложения с этими словами Называют полезные ископаемые; знают о необходимости охраны полезных ископаемых. Составляют рассказ по плану и с опорой на предложения, предложенные учителем об охране полезных ископаемых цветных металлов; выделяют признаки цветных металлов Узнают и называют благородные (драгоценные) металлы – золото, серебро, платину; выделяют признаки цветных металлов Узнают и называют полезныеископаемые; знают способы охраны полезных ископаемых. Вставляют в текст карточки пропущенные слова, используя слова для справок Формирование представлений о Рассказывают о воде в природе; Узнают на рисунках и воде в природе и о значении о значении воды для растений, фотографиях и называют воду в разных формах водыдля растений и животных животных, человека существования в природе. Формирование представлений о Называют свойства воды Узнают и называют свойствах воды. (совместно с учителем) после свойства воды после демонстрации опытов. демонстрации опытов; описывают опыты, 16 записывают выводы по проведенным опытам. знают свойства воды и использование этих свойств вбыту. 36 Растворимые нерастворимые Питьеваявода и 1 вещества. 37 Прозрачная и мутная вода. 1 Очистка мутной воды 38 Три состояния воды. 1 Температура и ее измерение Формирование представлений о Рассказывают о свойствах свойствах воды, растворимых и питьевой воды и растворах, нерастворимых веществах называют растворы. Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды Формирование представлений о различных агрегатных состоянияхводы: твердое, газообразное, жидкое. Переход воды из одного состояния в другое Узнают чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках. Называют признаки мутной и чистой воды. Узнают воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках. Заполняют схему, используя текст учебника «Состояние воды в природе». Называют растворимые и нерастворимые вещества; узнают растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называютих; имеют представления о назначении растворов. Выделяют признаки чистой и мутной воды; относят воду к разным группам; используют полученные знания при выполнении практических работ (очистка воды отстаиванием, фильтрованием). Выделяют признаки воды вразных агрегатных состояниях; устанавливают зависимости между температурой и состояниемводы; умеют использовать полученные знания при выполнении 17 практических работ совместно с учителем (измерение температуры воды). 39 Расширение при 1 нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании Формирование представлений Узнают и называют состояния об изменении состояния воды воды при нагревании и под воздействием температуры охлаждении. Узнают и называют состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделяют существенные признаки водыпри замерзании и нагревании; умеют использовать полученные знания в быту. 40 Свойства воды. 1 Лабораторная работа 41 Работа воды вприроде 1 42 Значение воды в природе. Использование воды 1 Формирование умения Выполняют лабораторные Выполняют применять знания о свойствах работы совместно с лабораторные работы воды на практике, выполнять учителем; под контролем практические действия под называют свойства воды после учителя; контролем учителя проведения опыта прогнозируют результаты опытов, описывают результаты опытов; делают выводы о свойствах воды Формирование представлений о Узнают и называют Устанавливают работе воды в природе и последствия работы воды – взаимозависимости изменениях, которые происходят оврагов, пещер, наводнений; между явлениями под влиянием воды подписывают слова на рисунках природы (работа воды и форма поверхности); называют по рисункам и подписывают овраги, пещеры, ущелья Формирование представлений о Знают значения воды для Рассказывают о мерах, значении воды для человека, жизни человека; называют принимаемых для знакомство с мерами, (совместно с учителем) охраны воды; 18 в быту, промышленности сельском хозяйстве принимаемыми для охраны воды правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран). применяют знания об охране воды на практике. Изучение значения воды в природе. Формирование представлений о круговороте воды в природе Называют разные состояния воды; узнают их на иллюстрациях: дождь, пар, облака, тучи. Рассматривают схему круговорота Составляют рассказ по картинкам о состоянии водына разных этапах ее круговорота; устанавливаютпричинноследственные зависимости. Составляют рассказ о реках и ручьях. Называю отличия ручья от реки с помощью учителя. Называют правила поведения у водоемов. Рассказывают об образовании рек и ручьёв. Составляют рассказ о рекахи ручьях. Называю отличия ручья от реки. Называют правила поведения у водоемов. и 43 Вода в природе: осадки, 1 воды суши. Круговорот воды в природе. 44 Воды суши: ручьи, реки 45 Воды суши: озера, болота, 1 пруды, водохранилища Формирование представлений о водах суши: озера, болота, пруды Узнают озера, болота, пруды на иллюстрациях и фотографиях; называют изученные объекты Рассказывают о внешнемвиде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, о значении изученных водоемов; умеют устанавливать простейшие причинноследственные зависимости. 46 Моря и океаны Формирование представлений о Узнают моря и океаны на Рассказывают о 1 1 Формирование представлений оводах суши: ручьях и реках. Правила поведения у водоёмов 19 морях и океанах использовании 47 Охрана воды 48 49 Контрольная работа «Вода» 1 Формы поверхности суши: 1 равнины, холмы,овраги 50 Горы 51 Почва – верхний слой 1 земли. Состав почвы 1 1 и их иллюстрациях ифотографиях; называют изученныеобъекты. Формирование представлений Рассказывают об охране воды и мерах, использовании воды. принимаемых по охране водоемов внешнемвиде морей и океанов, ихосновных признаках, о значении изученных водоемов. об Составляют рассказ о мерах, принимаемых для охраны водоемов; применяют знания об охране воды на практике. Формирование представлений о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использовании человеком Узнают и называют формы поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях. Выделяют существенные признаки изученных форм поверхности суши; называютхолмы и овраги, известные изличного опыта. Формирование представлений о формах поверхности Земли. Горы: внешний вид, природа, жизнь и занятия людей в горах Узнают и называют горы на иллюстрациях и фотографиях. Называют занятия людей, живущих в горах. Выделяют существенные признаки гор. Рассказывают о занятиях людей в горах. Устанавливают простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения. Рассказывают о назначении почвы. Называют состав почвы, опираясь на схемы и иллюстрации. Рассказывают о роли почвы в жизни растений. Узнают и называют почвы внатуральном виде в естественных условиях и на картинах. Называют вещества, входящие в составпочвы и их значение. Формирование представлений о почве, ее образовании. Знакомство с составом почвы:перегной, песок, глина, вода, воздух, минеральные соли. 20 Закрепление знания о почвыв жизни растений Формирование представлений овидах почвы: черноземные, глинистые, песчаные. Знакомство с особенностями почв. роли 52 Разнообразие почв 53 Основное свойство почвы – 1 плодородие. Обработка почвы Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значении Рассказывают об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая. 54 Охрана почвы. Тест Закрепление представлений о значении почвы. Охрана почв, меры, принимаемые для охраны почв Рассказывают 1 1 Называют виды почв (не менее 2). Называют свойства одного вида почв. Узнают по описанию и подписывают на рисунках виды почв о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимаются для защиты почвы. Заполняют схему в рабочей тетради «Состав почвы» Называют виды почв и ихосновные признаки; выделяют существенные признаки разных видов почв; устанавливают связи между разными видами почв и растительностью Называют способы обработки почвы в зависимости от сезона; имеют представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; умеют применять знания о сезонной обработке почвы на практике. Называют вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубкалесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называют меры, принимаемые для охраныпочв. 21 55 Место России на земном шаре. Знакомство с картой 1 Есть на Земле страна Россия- 13 часов Формирование представлений о Называют название своей России, размере территории, страны. Рассказывают, какие климате, рельефе формы поверхности есть в России. Рисуют Государственный флаг России в тетради. Называют особенности климата и рельефа России; узнают на карте России рекии сушу (по цвету); устанавливают причинно- следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом. Моря и океаны, 1 омывающие берегаРоссии Знакомство с морями и океанами, омывающими берега России Рассказывают, 57 Горы и равнины на 1 территории нашей страны Формирование представления о формах поверхности России: равнины, горы Узнают на иллюстрациях различные формы поверхности – горы, равнины; рассказывают, что натерритории России находятся горы и равнины. Называют горы и равниныРоссии: ВосточноЕвропейская равнина, Западно-Сибирская равнина,Кавказские горы, Уральскиегоры. Рассказывают об их основных признаках. 58 Реки и озера России Знакомство с реками и озёрами России. Знакомство с крупнейшими реками России Узнают на иллюстрациях реки; рассказывают, что на территории России находятся Называют реки и озераРоссии: 3–4 названия, называют 56 1 чт о территорию России омывают теплые и холодные моря; называют основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж). Называют моря, омывающиеберега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; называют их основные признаки. 22 реки и озера; называют 1–2 реки России. 59 Москва – столица России 1 60 Санкт-Петербург 1 Формирование представления огороде Санкт-Петербург: достопримечательности, разводные мосты 1 Знакомство с городами «Золотого кольца»: Ярославль, Владимир, Ростов: достопримечательности, народные промыслы Называют города Золотого кольца: Ярославль,Владимир, Ростов.Рассказывают о достопримечательностях Формирование представления огородах Нижний Новгород, Казань, Волгоград: достопримечательности, промышленность Называют 61 62 Ярославль. Владимир. Ростов.Города «Золотого кольца» Нижний Новгород, Казань, 1 Волгоград Формирование представления остолице России – Москве, достопримечательности Называют достопримечательности Москвы с опорой наиллюстрации. Узнают и называют достопримечательности СанктПетербурга: разводные мосты, реки, Дворцовая площадь – наиллюстрациях и фотографиях городов «Золотого кольца» с помощью учителя. города Нижний Новгород, Казань, Волгоград Рассказывают о достопримечательностях с помощью учителя, опираясь на иллюстрации. их основные признаки. Называют достопримечательности Москвы. Называют основныевиды транспорта Москвы. Находят на картинках иподписывают достопримечательности Москвы Узнают и называют Санкт- Петербург на картинках и иллюстрациях, рассказывают об его основных достопримечательностях Называют города «Золотогокольца»: Ярославль, Владимир, Ростов. Называют основные достопримечательности Узнают и называют городаНижний Новгород, Казань, Волгоград; называют основные достопримечательности городов (Нижегородский кремль, Казанский кремль, мечеть, Мамаев курган); называют 23 города, известныеиз других источников. 63 Новосибирск,Владивосток 64 Население и народы России 1 65 66 Контрольная работа « Есть 1 на Земле страна Россия» Город, в котором мы живем 1 67 Экскурсия по городу Реж 1 1 Формирование представления огородах Новосибирск, Владивосток: достопримечательности, промышленность, порт Формирование представления о населении России и России как многонациональном государстве Называют города Новосибирск, Владивосток. Рассказывают о достопримечательностях городов; показывают их на карте Называют отдельных представителей народов России. Называют места, где проживает население России. Узнают на иллюстрациях и называют городское и сельское население. Формирование Показывают на представления освоей иллюстрациях местности на основе достопримечательности уточнения и обобщения своего города с помощью имеющихся знаний: учителя. Называют промышленность и промышленные предприятия сельскоехозяйство, своего региона достопримечательности. Расширение и закрепление Называют и посещают знанийо родном городе; о достопримечательные места важнейших географических города. Узнают и называют города Новосибирск, Владивосток;называют основные достопримечательности городов; называют города,известные из других источников. Называют представителей народов России. Рассказывают о традициях,обычаях населения России; занятиях городского и сельского населения. Рассказывают о достопримечательностях своего города. Называют промышленные предприятия и направления сельского хозяйства своего региона Рассказывают в ходе экскурсии о достопримечательностях 24 объектах региона 68 Неживая природа. 1 Обобщающий урок Называют географические региона важнейшие объекты Повторение- 1 час Обобщение и закрепление Узнают и называют представлений о предметах и изученные предметы явлениях неживой природы неживой природы на иллюстрациях, фотографиях;относят к определенным группам. города совместно с учителем. Рассказывают и изучают важнейшие географические объекты региона Узнают и называют изученные предметы неживой природы накартинах, схемах и в натуральном виде; относят предметы неживой природы к разным группам 25 № п/п Тема урока Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Что такое природоведение? Предметы и явления неживой и живой природы. Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследования космоса. Спутники. Космические корабли. Полеты в космос. Смена дня и ночи. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Контрольная работа « Живая и неживая природа». Планета Земля. Оболочка Земли. Значение воздуха для жизни на земле. Свойства воздуха. Давление и движение воздуха. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 Температура воздуха. Термометр. 1 15 Движение воздуха в природе. Ветер. 1 16 Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. 1 17 Состав воздуха. Углекислый газ и азот. 1 18 Охрана воздуха. 1 19 Контрольная работа «Воздух» 1 20 Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи. 1 21 1 22 Полезные ископаемые используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Песок. Глина. 23 Горючие полезные ископаемые. Торф. 1 24 Каменный уголь. 1 Дата 5а 5б 1 26 25 Добыча и использование каменного угля. 1 26 Нефть. 1 27 Добыча и использование нефти. 1 28 1 30 Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. Цветные металлы. 31 Благородные ( драгоценные) металлы. 1 32 Охрана полезных ископаемых. 1 33 Контрольная работа «Полезные ископаемые». 1 34 Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. 1 35 Свойства воды. 1 36 Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. 1 37 Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. 1 38 Три состояния воды. Температура воды и ее измерение. 1 39 Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Свойства воды.Лабораторная работа 1 Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. Воды суши: ручьи, реки. Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Моря и океаны. Охрана воды. Контрольная работа «Вода». Формы поверхности суши: Равнины, холмы, овраги. 1 29 40 42 43 44 45 46 47 48 49 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Горы. Почва - верхний слой земли. Состав почвы. Разнообразие почв. Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. Охрана почвы. Тест Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Моря и океаны, омывающие берега России. Равнины и горы на территории нашей страны. Реки и озера России. Москва - столица России. Санкт-Петербург. Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Новосибирск, Владивосток. Население и народы России. Контрольная работа « Есть на Земле страна Россия» Город, в котором мы живём. Экскурсия по городу Реж. Повторение по курсу: «Неживая природа». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Описание материально-технического обеспечения 1. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение. Методические рекомендации 5-6 класс. М.: «Просвещение» 2017. 2. Т.М. Лифанова, Е.М. Соломина Природоведение 5 класс. М,: «Просвещение» 2020. 28