Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» __________ /Шляпникова Н.И./ Приказ № __ от «___»___2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») 9а и 9б класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Автор-составитель: учитель трудового обучения высшей квалификационной категории Яковлев Георгий Федорович. Реж 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») составлена на основе Федеральной адаптированнойосновной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). Примерной рабочей программы по учебному предмету «Столярное дело» 9 класс Под редакцией В.В. Воронковой Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Центр «Дар»; Учебному плану общего образования детей с умственной отсталостью Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» утверждённому приказом директора образовательного учреждения № __ от __. __. 2023 г. Программа предусматривает возможность реализации при совместном обучении в одной группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с разными особыми образовательными потребностями по ФАООП УО (вариант 1). Которая определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Необходимость учета и опоры на актуальные и потенциальные возможности в освоении учебного предмета "Профильный труд" профиль трудовой подготовки: "Столярное дело", стало основанием для использования в Программе при проектировании образовательного процесса подхода к условной дифференциации. По результатам комплексной, в том числе педагогической, диагностики стартовых возможностей обучающихся группы 9а и 9б в освоении содержания образования по учебной дисциплине "Столярное дело", проведена условная дифференциация учащихся 9а / 9б класса по уровням: Минимальный 3/3 обучающиеся, которому рекомендован минимальный уровень ФАООП УО (вариант 1). Допустимый 1/1 обучающийся, рекомендован вариант допустимый уровень ФАООП УО (вариант 1). ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» в 9а и 9б классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 238 часов в год (7 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе формирования их трудовой культуры Задачи обучения: − развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности); − обучение обязательному общественно полезному, 2 производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; − расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; − ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; − ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение ксознательному выбору профессии и получение первоначальной профильнойтрудовой подготовки; − формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации; − ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; − формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; − формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; − совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; − развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» «Столярное дело» в 9 классе определяет следующие задачи: − закрепление знаний о пиломатериалы: виды, использование,названия; − закрепление знаний о дереве: основные части; − формирование знаний о трудовом законодательстве; − формирование знаний о изоляционных и смазочных материалах, кровельных и облицовочных материалах, фанера и древесных плитах, мебельной фурнитуре и крепежных изделиях, механизации и автоматизациимебельного производства; 3 − закрепление знаний о правилах техники безопасности при работе ручным столярным инструментом; − закрепление знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров; − закрепление знаний об устройстве и применении столярных инструментов и приспособлений; − закрепление умений работать ручным столярным инструментом; − закрепление знаний о резьбе по дереву; − отработка умений резьбы по дереву, составления геометрического орнамента; − закрепление умений читать простейшие чертежи; простейшего − закрепление умений делать разметку столярным угольником илинейкой, рейсмусом; − закрепление умений выполнять соединение врезкой, угловое концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1,УЯ-2. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 9а и 9б классе Таблица 1 Личностные результаты Минимальный уровень: Достаточный уровень: − осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; − формирование целостного, − формирование целостного, 4 социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на наличие мотивации к творческому труду, результат, бережному отношению к работе на результат, бережному материальным и духовным ценностям. отношению к материальным и духовным ценностям. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд»(«Столярное дело») в 9а и 9б классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. При этом обучающиеся на достаточном уровне не должны иметь динамику ниже 2 балов. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Профильный труд»(«Столярное дело») в 9а и 9б классе Таблица 2 Минимальный уровень: − знать названия некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; − иметь представления об основных свойствах используемых материалов − знать правила хранения материалов, Достаточный уровень: - уметь определять (с помощью учителя) возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор (с помощьюучителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно5 санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; − уметь отобрать (с помощью педагогического работника) материалы и инструменты, необходимых для работы; − иметь представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения швейной машины); − знать правила безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; − овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание); − уметь читать (с помощью педагогического работника)технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; − иметь представления о разных видах профильного труда; − понимать значение и ценность труда; − понимать красоту труда и его результатов; − уметь заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе; − понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; − выражать отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится" и (или) "не нравится"); − уметь организовать (под руководством педагогического работника) совместную работу в группе; − осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; − уметь выслушивать предложения и мнения других обучающихся, адекватно практической деятельности; − уметь экономно расходовать материалы; − уметь планировать (с помощью учителя) предстоящую практическую работу; − знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; − понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. 6 реагировать на них; − комментировать (по возможности) давать оценку в доброжелательной форме достижениям других обучающихся, высказывать свои предложения и пожелания; − проявлять заинтересованное отношение к деятельности других обучающихся и результатам их работы; − выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельностиобучающегося и особенности его развития. Теоретическая часть: Оценка «5» ставится, если: теоретический материал усвоен в полном объёме; изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится, если: в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен неточно, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится, если: в усвоении теоретического материала имеются существенныепробелы, ответ не самостоятельный, дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» не ставится. Практическая часть: Оценка «5» ставится если: качество выполненной работы полностью соответствуеттехнологическим требованиям работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится если: к качеству выполненной работы имеются замечания; качество частично не соответствует технологическим требованиям; работа выполнена самостоятельно. Оценка «3» ставится если: качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям; работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» не ставится. 7 Содержание обучения Обучение профильному труду в 9а и 9б классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практико- теоретическому изучению, с учётом значимости усваиваемых знаний иумений формирования жизненных компетенций. Программа 9 класса предусматривает: − знакомство с ассортиментом изделий, изготавливаемых на мебельном производстве, − изучение промышленной технологи основных изделий мебельного производства; − знакомство с названиями материалов, из которых изготавливаетсямебель, и их технологическими свойствами; − знакомство со всеми видами столярных операций; − знакомство с бригадным разделением труда при изготовлении исборке изделий, − изучение охрану труда и технику безопасности на столярном мебельном производстве; − выполнение приёмов художественной отделки столярного изделия; − знакомство со сведениями о мебельного производства; − изучение способы настила линолеума. механизации и автоматизации Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового. Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов. Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия, продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание уделяется технике безопасности. 8 Содержание разделов Таблица 3 № Название темы П.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Художественная отделка столярных изделий Изготовление моделей мебели Трудовое законодательство Плотничные работы Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности Мебельная фурнитура и крепежные изделия Столярные и плотничные ремонтные работы Изоляционные и смазочные материалы Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства Изготовление секционной мебели Кровельные и облицовочные материалы Фанера и древесные плиты Итого кол. Теор. Прак. В т. ч. ч. тем тем Экс/ КР/ лаб тесты 56 8 48 2 4 30 6 24 1 2/1 8 8 18 4 14 1 2/1 6 2 4 1 8 2 6 /1 42 10 32 1 8 6 6 8 2 2 4 4 6 4 2 4 1 34 4 4 238 10 2 2 66 24 2 2 172 1 4/1 /1 10/2 16/4 4 /1 2 9