Рабочая программа по предмету Профильный труд Столярное дело 9А и 9Б классы на 2023-2024 уч год Яковлев ГФ

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
__________ /Шляпникова Н.И./
Приказ № __ от «___»___2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Профильный труд» («Столярное дело»)
9а и 9б класс
вариант 1
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
Автор-составитель:
учитель трудового обучения
высшей квалификационной категории
Яковлев Георгий Федорович.

Реж 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело»)
составлена на основе Федеральной адаптированнойосновной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
Примерной рабочей программы по учебному предмету «Столярное дело» 9 класс
Под редакцией В.В. Воронковой
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ
«Центр «Дар»;
Учебному плану общего образования детей с умственной отсталостью
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской
области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар» утверждённому приказом директора образовательного учреждения
№ __ от __. __. 2023 г.
Программа предусматривает возможность реализации при совместном обучении в
одной группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с разными
особыми образовательными потребностями по ФАООП УО (вариант 1). Которая
определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Необходимость учета и опоры на актуальные и потенциальные
возможности в освоении учебного предмета "Профильный труд" профиль трудовой
подготовки: "Столярное дело", стало основанием для использования в Программе при
проектировании образовательного процесса подхода к условной дифференциации. По
результатам комплексной, в том числе педагогической, диагностики стартовых
возможностей обучающихся группы 9а и 9б в освоении содержания образования по
учебной дисциплине "Столярное дело", проведена условная дифференциация учащихся
9а / 9б класса по уровням:
Минимальный 3/3 обучающиеся, которому рекомендован минимальный уровень
ФАООП УО (вариант 1).
Допустимый 1/1
обучающийся, рекомендован вариант допустимый уровень
ФАООП УО (вариант 1).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Профильный труд» относится к предметной области
«Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по
учебному предмету «Профильный труд» в 9а и 9б классе в соответствии с учебным
планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 238 часов в год (7 часов в
неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд».
Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениям) среднего возраста в процессе
формирования их трудовой культуры
Задачи обучения:
− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
− обучение
обязательному
общественно
полезному,
2

производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и
доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
− расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой
предметно-преобразующей деятельности человека;
− расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей;
− расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном
производстве;
− ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых
интересов к определенным видам труда, побуждение ксознательному выбору профессии
и получение первоначальной профильнойтрудовой подготовки;
− формирование представлений о производстве, структуре производственного
процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда
по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в
образовательной организации;
− ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и
испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей
в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с
физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся;
− формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических,
конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в
общественно полезном, производительном труде;
− формирование знаний о научной организации труда и рабочего места,
планировании трудовой деятельности;
− совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
− коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти, воображения, мышления, речи);
− коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
− коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование
практических умений;
− развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
− формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
−
формирование
коммуникативной
культуры,
развитие
активности,
целенаправленности, инициативности.
Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд»
«Столярное дело» в 9 классе определяет следующие задачи:
− закрепление знаний о пиломатериалы: виды, использование,названия;
− закрепление знаний о дереве: основные части;
− формирование знаний о трудовом законодательстве;
− формирование знаний о изоляционных и смазочных материалах, кровельных и
облицовочных материалах, фанера и древесных плитах, мебельной фурнитуре и
крепежных изделиях, механизации и автоматизациимебельного производства;
3

− закрепление знаний о правилах техники безопасности при работе ручным
столярным инструментом;
− закрепление
знаний о техническом
рисунке,
эскизе и чертеж;
назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров;
− закрепление
знаний об устройстве
и применении
столярных
инструментов и приспособлений;
− закрепление умений работать ручным столярным инструментом;
− закрепление знаний о резьбе по дереву;
− отработка
умений резьбы по дереву, составления
геометрического орнамента;
− закрепление умений читать простейшие чертежи;

простейшего

− закрепление
умений делать разметку столярным угольником илинейкой,
рейсмусом;
− закрепление
умений
выполнять
соединение
врезкой,
угловое
концевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3, УК-4, УК-2, УЯ-1,УЯ-2.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 9а и 9б классе
Таблица 1
Личностные результаты
Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

− осознание себя как гражданина
России; формирование чувства гордости
за свою Родину; сформированность
адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом
жизнеобеспечении;
− формирование
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных
ситуациях;
− способность
к
осмыслению
социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
− владение навыками коммуникации
и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение
вербальными
и
невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных
технологий
для
коммуникации;

− осознание себя как гражданина
России; формирование чувства гордости
за свою Родину; сформированность
адекватных
представлений
о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
− формирование
навыков
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками в разных социальных
ситуациях;
− способность
к
осмыслению
социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
− владение
навыками
коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе
владение вербальными и невербальными
коммуникативными
компетенциями,
использование
доступных
информационных
технологий
для
коммуникации;

− формирование

целостного,

− формирование

целостного,
4

социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве
природной и социальной частей;
− воспитание
эстетических
потребностей, ценностей и чувств;

− развитие

социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве
природной и социальной частей;
− воспитание
эстетических
потребностей, ценностей и чувств;

− развитие

этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на

этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на

безопасный, здоровый образ жизни, наличие

безопасный, здоровый образ жизни,

мотивации к творческому труду, работе на

наличие мотивации к творческому труду,

результат, бережному отношению к

работе на результат, бережному

материальным и духовным ценностям.

отношению к материальным и духовным
ценностям.

Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Профильный труд»(«Столярное
дело») в 9а и 9б классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
При этом обучающиеся на достаточном уровне не должны иметь
динамику ниже 2 балов.

Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету
«Профильный труд»(«Столярное дело») в 9а и 9б классе
Таблица 2
Минимальный уровень:

− знать

названия
некоторых
материалов, изделий, которые из них
изготавливаются и применяются в быту,
игре, учебе, отдыхе;
− иметь представления об основных
свойствах используемых материалов
− знать правила хранения материалов,

Достаточный уровень:
- уметь определять (с помощью учителя)
возможности различных материалов,
осуществлять их целенаправленный
выбор (с помощьюучителя) в
соответствии с физическими,
декоративно-художественными и
конструктивными свойствам в
зависимости от задач предметно5

санитарно-гигиенических требований при
работе с производственными материалами;
− уметь отобрать (с помощью
педагогического работника) материалы и
инструменты, необходимых для работы;
− иметь представления о принципах
действия, общем устройстве машины и ее
основных частей (на примере изучения
швейной машины);
− знать правила безопасной работы с
инструментами
и
оборудованием,
санитарно-гигиенических требованиях при
выполнении работы;
− овладеть базовыми умениями,
лежащими
в
основе
наиболее
распространенных
производственных
технологических процессов (шитье, литье,
пиление, строгание);

− уметь

читать
(с
помощью педагогического
работника)технологической карты,
используемой в процессе изготовления
изделия;
− иметь представления о разных видах
профильного труда;

− понимать значение и ценность труда;
− понимать красоту труда и его
результатов;

− уметь заботливо и бережно
относиться к общественному достоянию и
родной природе;
− понимать значимость организации
школьного
рабочего
места,
обеспечивающего
внутреннюю
дисциплину;
− выражать отношение к результатам
собственной
и
чужой
творческой
деятельности ("нравится" и (или) "не
нравится");
− уметь
организовать
(под
руководством педагогического работника)
совместную работу в группе;
− осознавать
необходимость
соблюдения в процессе выполнения
трудовых заданий порядка и аккуратности;
− уметь выслушивать предложения и
мнения других обучающихся, адекватно

практической деятельности;
− уметь экономно расходовать
материалы;

− уметь планировать (с помощью
учителя) предстоящую практическую
работу;
− знать оптимальные и доступные
технологические приемы ручной и
машинной обработки материалов в
зависимости от свойств материалов и
поставленных целей;
− осуществлять
текущий
самоконтроль
выполняемых
практических действий и корректировку
хода практической работы;
− понимать
общественную
значимость
своего
труда,
своих
достижений
в
области
трудовой
деятельности.
Оценка предметных результатов
осуществляется
по
итогам
индивидуального
и
фронтального
опроса
обучающихся,
выполнения
самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных,
текущих, промежуточных и итоговых) и
тестовых
заданий.
При
оценке
предметных результатов учитывается
уровень
самостоятельности
обучающегося и особенности его
развития.

6

реагировать на них;
− комментировать (по возможности)
давать оценку в доброжелательной форме
достижениям
других
обучающихся,
высказывать
свои
предложения
и
пожелания;
− проявлять
заинтересованное
отношение
к
деятельности
других
обучающихся и результатам их работы;
− выполнять
общественные
поручения по уборке мастерской после
уроков трудового обучения.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального
и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по
темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и
итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается
уровень самостоятельностиобучающегося и особенности его развития.

Теоретическая часть:
Оценка «5» ставится, если:
теоретический материал усвоен в
полном объёме;
изложен без существенных ошибок
с применением профессиональной
терминологии.
Оценка «4» ставится, если:
в усвоении теоретического
материала допущены незначительные
пробелы, ошибки, материал изложен
неточно, применялись дополнительные
наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится, если:
в усвоении
теоретического
материала
имеются
существенныепробелы,
ответ не самостоятельный,
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» не ставится.

Практическая часть:
Оценка «5» ставится если:
качество
выполненной
работы
полностью
соответствуеттехнологическим
требованиям работа выполнена
самостоятельно.
Оценка «4» ставится если:
к качеству выполненной работы
имеются замечания;
качество частично не
соответствует технологическим
требованиям;
работа выполнена
самостоятельно.
Оценка «3» ставится если:
качество выполненной работы
не соответствует технологическим
требованиям;
работа выполнена с помощью
учителя.
Оценка «2» не ставится.

7

Содержание обучения
Обучение профильному труду в 9а и 9б классе носит практическую
направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит
обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками.
Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет
обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения
профильного труда к практико- теоретическому изучению, с учётом значимости
усваиваемых знаний иумений формирования жизненных компетенций.
Программа 9 класса предусматривает:

− знакомство с ассортиментом изделий, изготавливаемых на мебельном
производстве,
− изучение промышленной технологи основных изделий мебельного
производства;
− знакомство с названиями материалов, из которых изготавливаетсямебель, и
их технологическими свойствами;
− знакомство со всеми видами столярных операций;

− знакомство с бригадным разделением труда при изготовлении исборке изделий,
− изучение охрану труда и технику безопасности
на столярном
мебельном производстве;
− выполнение приёмов художественной отделки столярного изделия;

− знакомство

со сведениями
о
мебельного производства;
− изучение способы настила линолеума.

механизации

и

автоматизации

Программа по профильному труду включает теоретические и практические
занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного
материала и постепенного ввода нового.
Преподавание профильного труда базируется на знаниях, получаемых
обучающимися на уроках математики, естествознания, истории и других предметов.
Данная программа предусматривает обязательное обсуждение характеристик изделия,
продумывание плана предстоящей работы, оценку сделанного. Большое внимание
уделяется технике безопасности.

8

Содержание разделов
Таблица 3
№ Название темы
П.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Художественная отделка столярных изделий
Изготовление моделей мебели
Трудовое законодательство
Плотничные работы
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы,
заготовки и изделия
Изготовление строительных инструментов,
приспособлений, инвентаря для плотничных
работ

Изготовление несложной мебели с облицовкой
поверхности
Мебельная фурнитура и крепежные изделия
Столярные и плотничные ремонтные работы
Изоляционные и смазочные материалы
Сведения о механизации и автоматизации
мебельного производства
Изготовление секционной мебели
Кровельные и облицовочные материалы
Фанера и древесные плиты
Итого

кол. Теор. Прак. В т. ч.
ч.
тем
тем
Экс/ КР/
лаб тесты
56
8
48
2
4
30
6
24
1
2/1
8
8
18
4
14
1
2/1
6
2
4
1
8

2

6

/1

42

10

32

1

8
6
6
8

2
2
4
4

6
4
2
4

1

34
4
4
238

10
2
2
66

24
2
2
172

1

4/1

/1
10/2

16/4

4

/1
2

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».