Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» __________ /Шляпникова Н.И./ Приказ № __ от «___»___2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») 6а и 6б класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) Автор-составитель: учитель трудового обучения высшей квалификационной категории Яковлев Георгий Федорович. Реж 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») составлена на основе Федеральной адаптированнойосновной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Центр «Дар»; Учебному плану общего образования детей с умственной отсталостью Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» утверждённому приказом директора образовательного учреждения № __ от __. __. 2023 г. Программа предусматривает возможность реализации при совместном обучении в одной группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с разными особыми образовательными потребностями по ФАООП УО (вариант 1). Которая определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Необходимость учета и опоры на актуальные и потенциальные возможности в освоении учебного предмета "Профильный труд" профиль трудовой подготовки: "Столярное дело", стало основанием для использования в Программе при проектировании образовательного процесса подхода к условной дифференциации. По результатам комплексной, в том числе педагогической, диагностики стартовых возможностей обучающихся группы 6а и 6б в освоении содержания образования по учебной дисциплине "Столярное дело", проведена условная дифференциация учащихся 6а / 6б класса по уровням: Минимальный 3/3 обучающиеся, которому рекомендован минимальный уровень ФАООП УО (вариант 1). Допустимый 2/1 обучающийся, рекомендован вариант допустимый уровень ФАООП УО (вариант 1). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся 6а и 6б классов ГБОУ «Центр «Дар». Учебный предмет «Профильный труд» («Столярное дело») относится к предметной области «Технология» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 учебные недели и составляет 204 часа в год (6 часов в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Профильный труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры. Задачи обучения:− развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности) 2 − обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; − расширение знаний о материальной культуре как продуктетворческой предметно-преобразующей деятельности человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;− ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве; − ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; − формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственногопредприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной организации; − ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием здоровья обучающихся; − формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде; − формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; − совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; − развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;− формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности. Рабочая программа по учебному предмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 6а и 6бклассе определяет следующие задачи: − формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к рабочим местам; оборудовании рабочих мест и правил работы за ними; − формирование знаний о пиломатериалы: виды, использование, названия; 3 − формирование знаний о дереве: основные части;− формирование знаний о правилах техники безопасности при работеручным столярным инструментом; − формирование знаний о правилах техники безопасности при работе на сверлильном станке; − формирование знаний о техническом рисунке, эскизе и чертеж; назначение, выполнение простейших чертежей, обозначение размеров; − формирование знаний об устройстве и применении столярных инструментов и приспособлений; − формирование умений работать ручным столярным инструментом; − формирование умений читать простейшие чертежи; − формирование умений делать разметку столярным угольником и линейкой, рейсмусом; − формирование умений выполнять соединение врезкой, угловоеконцевое соединение вполдерева, УК-1, УС-3. 4 Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебномупредмету «Профильный труд» («Столярное дело») в 6а и 6б классе Таблица 1 Личностные результаты Минимальный уровень: Достаточный уровень: − сформированность начальных представлений о собственных возможностях; − сформированность начальных представлений о собственных возможностях; − овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; − формирование установки на безопасный образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; − сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками на уроках профильного труда; − сформированность начальных навыков сотрудничества с взрослыми исверстниками на уроках профильного труда; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Профильный труд»(«Столярное дело») в 6а и 6б классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. При этом обучающиеся на достаточном уровне не должны иметь динамику ниже 2 балов. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Профильный труд»(«Столярное дело») в 6а и 6б классе Таблица 2 Минимальный уровень: знать правила техники безопасности; понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; знать названия некоторых материалов Достаточный уровень: знать правила техники безопасности и соблюдать их; понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту; иметь представления об основных свойствах используемых материалов; знать правила хранения материалов и санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; уметь отобрать (с помощью учителя) материалы и инструменты, необходимые для работы; иметь представления о принципах действия, общем устройстве верстака, столярного угольника, столярной ножовки, рашпиля, драчевого напильника, шлифовальной шкурки, электровыжигателя, ручной дрели, коловорота, шила, рубанка, лучковой пилы, лобзика, сверлильного станка, долота, стамески, киянки, рейсмуса; владеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболеераспространенных производственных технологических процессов; читать (с помощью учителя) технологическую карту, чертеж, используемые в процессе изготовления изделия; иметь представления о разных видах профильного труда; и умение организовывать своё рабочее место; производить самостоятельный отбор материала и инструментов, необходимых для работы; определять возможности различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративнохудожественными и конструктивными свойствами в зависимости от задач предметно-практической деятельности; экономно расходовать материалы; заботливо и бережно относиться к общественному достоянию; понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. участвовать (под руководством учителя) в совместной работе в группе; планировать работу; предстоящую практическую знать оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки столярных материалов в зависимости от их свойств и поставленных целей; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; уметь определять виды пиломатериалов, знать их свойства; соблюдать в процессе выполнения трудовых заданий порядок и аккуратность. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельностиобучающегося и особенности его развития. Теоретическая часть: Оценка «5» ставится, если: теоретический материал усвоен в полном объёме; изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии. Оценка «4» ставится, если: в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен неточно, применялись дополнительные наводящие вопросы. Оценка «3» ставится, если: Практическая часть: Оценка «5» ставится если: качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям работа выполнена самостоятельно. Оценка «4» ставится если: к качеству выполненной работы имеются замечания; качество частично не соответствует технологическим требованиям; работа выполнена самостоятельно. 6 в усвоении теоретического материала имеются существенныепробелы, ответ не самостоятельный, дополнительные наводящие вопросы. Оценка «2» не ставится. Оценка «3» ставится если: качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям; работа выполнена с помощью учителя. Оценка «2» не ставится. Содержание обучения Обучение профильному труду в 6а и 6б классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью,готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниямии навыками. В 6 а и 6б классе обучающиеся: знакомятся с построением чертежей деталей изделия; знакомятся с правилами техники безопасности при строгании и отделке изделий; изучают устройство столярного рейсмуса; знакомятся с геометрической резьбой по дереву; изучают основные свойства столярного клея; продолжают изучать основные породы древесины; знакомятся со столярными инструментами (стамеска, долото); учатся анализировать свои действия и их результаты. Обучение профильному труду в 6а и 6б классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения профильного труда к практикотеоретическому изучению, с учётом значимости усваиваемых знаний и умений в формировании жизненных компетенций. Программа по профильному труду включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенного ввода нового. 7 Содержание разделов Таблица 3 № Название темы П.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 кол. Теор. Прак. В т. ч. ч. тем тем Экс/ КР/ лаб тесты 18 6 12 2/ Изготовление изделия из деталей круглой формы. Строгание. Разметка рейсмусом 10 Геометрическая резьба по дереву 20 Изготовление подставки под горячее 24 Угловое концевое соединение 12 брусковвполдерева. Изготовление рамки Работа на сверлильном станке с 12 использованиемматериалов отходов Криволинейное пиление. Обработка 23 криволинейной кромки. Изготовление полочки Изготовление подставки под карандаши 18 Долбление сквозного и несквозного гнезда 14 Свойства основных пород древесины 5 Угловое серединное соединение на 22 шиподинарный сквозной УС-3 Изготовление пенала 18 Изготовление столярного угольника 8 Итого 204 4 6 4 4 6 14 14 8 /1 4/1 4/ 3 9 /1 6 17 4/1 4 4 2 6 14 10 3 16 2 2 53 24 6 151 2/1 4/1 2/2 16/4 8