Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20__ г. Рабочая программа по чтению для обучающихся 8А, 8Б классов (АООП вариант 1) Составитель: Баянкина Лилия Геннадьевна Учитель, высшая к.к. Реж – 2023 Пояснительная записка Рабочая программа по чтению составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – ФАООП УО, утвержденная приказом Министерства просвещения России, адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного учреждения. Рабочая программа ориентирована на учебник: Чтение. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы / автор-составитель З.Ф.Малышева. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2021. – 287 с.: ил. – ISBN 9785-09-077726-1 Цель изучения учебного предмета – создать условия для развития коммуникативно-речевых навыков и коррекции недостатков мыслительной деятельности. Задачи: Формирование качества техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся; развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; развитие и коррекция памяти, логического мышления; развитие положительных качеств и свойств личности. Чтение входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа создана из расчета 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов в год. Программой предусмотрены уровни требований к предметному результату: достаточный, минимальный. На основании заседания ППК №219 от 09.08.2023г. обучающихся можно разделить на две группы. В первую группу (достаточный уровень) входят обучающиеся 8А класса: Берёзов Вячеслав, Пинаева Анна. Вторую группу (минимальный уровень) составляют обучающиеся 8А класса: Зяблицев Павел, Редькин Виктор, Ржанникова Полина; обучающиеся 8Б класса: Борисихина Самира, Колотова Вероника, Коровина Анна, Кузьминых Кирилл, Леонтьев Сергей. 2 Планируемые результаты изучения учебного предмета Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень – Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. – Готовность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. – Способность строить сообщения в устной форме. – Понимание учебной задачи, поставленной учителем, готовность выполнять её. – Способность проговаривать последовательность действий на уроке. – Владение элементами оценки и самооценки. – Способность самостоятельно видеть и исправлять ошибки. – Владение элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, алгоритмов, схем). – Уметь слушать учителя, самостоятельно (или с помощью) выполнять предложенные виды заданий. – Способность строить сообщения (ответы), предложения с помощью учителя. – Способность адекватно реагировать на оценку учебных действий. Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Читать вслух правильно, бегло, выразительно. Читать про себя доступные по содержанию тексты. Выделять тему и определять идею произведения (с помощью учителя). Определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним (с помощью учителя). Делить текст на части по данному плану или составлять план к выделенным частям Читать вслух правильно, выразительно, целыми словами. Читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно. Пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям. Выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи. Выражать свое отношение к 3 текста. Отбирать (коллективно) опорные слова для пересказа, обращая внимание на лексику, характеризующую эмоциональное состояние действующих лиц, природы, образные выражения, и употреблять их в пересказе. Пересказывать прочитанный текст с ориентацией на план и опорные слова. Ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам. Выделять незнакомые слова и давать им объяснения (с помощью учителя). Заучить наизусть 10 стихотворений. поступкам героев и событиям (с помощью учителя). Находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя). Учить стихотворения (отрывки) наизусть. Содержание учебного предмета Тема 1. Устное народное творчество. Содержание Сказки. Русские народные сказки «Волшебное кольцо», «Царская милость», «Горшеня». Сказки народов Урала. «Лапти-самоходы», «Умная девушка». Пословицы и поговорки. Баллады. В.А. Жуковский «Перчатка», И.З. Суриков «Нашла коса на камень». Былины. «Садко» (отрывок), «Добрыня и змей». Виды деятельности, формы работы Достаточный уровень Минимальный уровень Обобщение знаний о Повторение знаний о жанрах устного жанрах устного народного творчества. народного творчества. Знакомство с жанром Знакомство с жанром – баллада. – баллада. Работа над навыками Работа над навыками правильного, правильного, выразительного и выразительного и беглого чтения в беглого чтения. соответствии с Ответы на вопросы по нормами содержанию текста. литературного Работа со сложными произношения. для понимания словами. Чтение текста про себя с Определение предварительным основной мысли заданием учителя. произведения с Выделение помощью учителя. незнакомых слов из Выборочное чтение. текста и объяснение Чтение по ролям. их значения с Составление плана с помощью учителя. помощью учителя. 4 Выборочное чтение. Чтение по ролям. Определение основной мысли произведения. Составление характеристики героев. Деление текста на смысловые части. Составление плана. Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста. 2. А. С. Пушкин. Работа над навыками Произведения Биографические чтения: правильность, русских сведения. осознанность, писателей М.Я. Басина «Публичное беглость, XIX века. испытание», выразительность. Анализ текста по И.И. Пущин «Записки о вопросам учителя. Пушкине», А.С. Пушкин Чтение про себя с «Памятник», «Во выполнением глубине сибирских руд», аналитического «Зимнее утро», задания к тексту. «И.И. Пущину», «19 Составление вопросов о кт ября 1827», к тексту. «Няне». Определение основной мысли Любовная лирика «Сожженное письмо», каждой части и «Я вас любил». произведения в Сказка «Сказка о попе и целом. работнике его Балде». Составление М. Ю. Лермонтов. характеристики Биографические героев произведений. сведения. Стихотворение Оценка поступков «Смерть поэта», героев. «Родина», Выяснение «Парус», «Сосна», собственного «Утёс», «Листок». отношения к Отрывки из поэмы событиям и героям «Песня про царя Ивана произведения. Васильевича, молодого Деление опричника и удалого произведения на купца Калашникова» смысловые части. И. А. Крылов. Составление плана Биографические для пересказа. сведения. Жанр басни. Пересказ по плану. Особенности басен Знание основных Крылова. И. А. Крылов сведений о жизни 5 Пересказ по плану, по наводящим вопросам с использованием слов и выражений из текста. Составление характеристики героев с помощью учителя. Оценка поступков героев. Работа над навыками чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность. Анализ текста по вопросам учителя. Нахождение в тексте ответов на вопросы, выборочное чтение. Составление вопросов к тексту с помощью учителя. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом с помощью учителя. Составление характеристики героев по плану, с помощью учителя. Оценка поступков героев, выражение своего мнения. Участие в делении текста на смысловые части. Коллективное составление плана. Пересказ текста по плану, с помощью учителя. Знание основных сведений о жизни писателей. «Волк на псарне», «Осёл писателей. и соловей», «Муха и Заучивание наизусть пчела». стихотворений. Н. А. Некрасов. Биографические сведения. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок), «В полном разгаре страда деревенская», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», отрывок из поэмы «Русские женщины». И.С. Никитин «Утро на берегу озера». И.С. Тургенев. Биографическая справка. И.С. Тургенев «Муму». Л. Н. Толстой. Биографические сведения. "После бала" (в сокращении). Ф.И.Тютчев «Я помню время золотое». 3. А. П. Чехов. Работа над Произведения Биографические правильным, русских сведения. «Лошадиная выразительным писателей фамилия», «Хирургия», чтением. 1-ой «Толстый и тонкий». Ответы на вопросы половины В.Г.Короленко «Слепой своими словами и XIX века. музыкант» (отрывки). словами автора. М. Горький. Выделение в тексте биографическая справка. непонятных слов и Отрывок из повести выражений, «Макар Чудра» объяснение их С. А. Есенин. значения и смысла с Биографические опорой на контекст. сведения. «Спит Определение главной ковыль…», «Пороша», мысли произведения. «Отговорила роща Составление плана золотая...» для пересказа. А.П. Платонов. Пересказ по плану. Биографическая справка. Чтение по ролям. «Разноцветная бабочка». Составление А.Н.Толстой. характеристики Биографические главных героев сведения. «Русский произведений. характер». Оценка поступков Н.А.Заболоцкий. героев. Биографическая справка. Сравнивать 6 Заучивание наизусть стихотворений (отрывков). Работа над навыками чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность. Ответы на вопросы по содержанию текстов. Выборочное чтение. Выделение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя. Определение главной мысли произведения с помощью учителя. Коллективное составление плана. Пересказ текста по плану, с помощью учителя. Характеристика главных героев, их поступков. Коллективное «Некрасивая девочка», «Оттепель». М.М.Зощенко «Не надо врать», «Бедный Федя». П.П.Бажов «Синюшкин колодец». 4. Произведения русских писателей 2- ой половины XIX века. К.Г. Паустовский. Биографическая справка. «Мещёрская сторона», «Телеграмма». Р.И. Фраерман. Биографическая справка. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» (отрывки). Л.А. Кассиль. Биографическая справка. «Пекины бутсы», «Рассказ об отсутствующем». В.А.Солоухин «Мститель». А.Т. Твардовский. Биографическая справка. Отрывки из поэмы «Василий Теркин», «Рассказ танкиста». В.М.Шукшин. Биографическая справка. «Гринька Малюгин». В.П. Астафьев. Биографическая справка. «Далекая и близкая сказка», «Конь с розовой гривой». Р.П. Погодин. Биографическая справка. "Альфред". А.А.Сурков. Биографическая справка. «Родина», «Утро победы». собственное отношение и отношение автора к поступкам героев. Составление словесного портрета героев. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений. Работа над техникой чтения с соблюдением норм русской орфоэпии. Выделение главной мысли произведения. Составление характеристики героев, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам. Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя. Пересказ текста по плану. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений. 7 составление словесного портрета героев. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений (отрывков). Работа над навыками чтения: правильность, беглость, выразительность. Выделение главной мысли произведения с помощью учителя. Составление характеристики героев с помощью учителя. Оценка поступков героев. Высказывание своего отношения к действующим лицам. Составление плана рассказов с помощью учителя. Пересказ текста по плану, по наводящим вопросам. Знание основных сведений о жизни писателей. Заучивание наизусть стихотворений (отрывков). Календарно-тематическое планирование Тема I. Устное народное творчество. 1. Устное народное творчество. Сказки. 2. Сказки народов Урала. (Лапти-самоходы) 3. Сказки народов Урала. (Умная девушка) 4. «Волшебное кольцо». Знакомство со сказкой. 5. Выборочное чтение сказки «Волшебное кольцо» 6. Деление на части сказки «Волшебное кольцо». 7. «Царская милость». Аналитическое чтение сказки. 8. Чтение и анализ сказки «Горшеня». 9. Пословицы и поговорки. 10. Баллады. 11. В.А.Жуковский «Перчатка», аналитическое чтение. 12. Чтение по ролям баллады «Нашла коса на камень». 13. Былины. 14. Выборочное чтение отрывков из былины «Садко». 15. Аналитическое чтение былины «Добрыня и змей». 16. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». II. Произведения русских писателей XIX века. 17. А.С.Пушкин, жизнь и творчество. 18. М.Я.Басина «Публичное испытание». 19. И.И.Пущин «Записки о Пушкине». 20. Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина. 21. Чтение и анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд». 22. Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». 23. Выразительное чтение, заучивание наизусть стихотворения «Няне». 24. Тема любви в лирике Пушкина. 25. Выборочное чтение отрывков из стихотворений А.С.Пушкина 26. Знакомство со «Сказкой о попе и о работнике его Балде». 27. Деление сказки на части, выявление главной мысли каждой части. 28. Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина 29. М.Ю.Лермонтов, жизнь и творчество. 30. Аналитическое чтение стихотворения «Смерть поэта». 31. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения «Родина». 32. «Парус», выразительное чтение, заучивание наизусть. 33. Чтение и анализ стихов «Сосна», «Утёс», «Листок». 34. «Песня про царя Ивана Васильевича…», выборочное чтение 1 отрывка. 8 Количество Дата часов 8а кл 8б кл 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 48 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35. Аналитическое чтение 2 отрывка «Песни …» 36. Чтение и анализ 3 отрывка «Песни …» 37. Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова 38. И.А.Крылов, жизнь и творчество. Особенности басни. 39. Анализ басни «Волк на псарне». 40. «Осёл и Соловей» аналитическое чтение, заучивание наизусть. 41. Чтение по ролям басни «Муха и Пчела». 42. Н.А.Некрасов, жизнь и творчество. 43. Чтение отрывка из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». 44. Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…». 45. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос», составление характеристики героини. 46. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Русские женщины». 47. И.С.Никитин, жизнь и творчество. «Русь», заучивание отрывка. 48. «Утро на берегу озера». Деление на части, выразительное чтение. 49. И.С.Тургенев, жизнь и творчество. 50. И.С.Тургенев «Муму», 1 глава. Образ Герасима. 51. И.С.Тургенев «Муму», 2 глава. Аналитическое чтение. 52. И.С.Тургенев «Муму», 3 глава. Деление на части по плану. 53. И.С.Тургенев «Муму», 4 глава. Выборочное чтение. 54. И.С.Тургенев «Муму», 5 глава. Чтение и пересказ. 55. И.С.Тургенев «Муму», 6 глава. Выборочное чтение. 56. И.С.Тургенев «Муму», 7 глава. Составление плана для пересказа. 57. И.С.Тургенев «Муму», 8 глава. Составление характеристики главного героя. 58. Л.Н.Толстой, жизнь и творчество. 59. Л.Н.Толстой «После бала», аналитическое чтение 1 главы. 60. Л.Н.Толстой «После бала», чтение и анализ 2 главы. 61. Картины природы в творчестве Ф.И.Тютчева. 62. Ф.И.Тютчев «Я помню время золотое». 63. Мотивы родной природы в русской лирике. 64. Обобщающий урок по теме «Русская литература XIX века». III. Произведения русских писателей 1-ой половины XX века 65. Сатира и юмор в творчестве А.П.Чехова. 66. Чтение по ролям рассказа «Лошадиная фамилия». 67. А.П.Чехов «Хирургия», выразительное чтение. 68. А.П.Чехов «Толстый и тонкий», аналитическое чтение. 69. В.Г.Короленко, жизнь и творчество. 70. В.Г.Короленко «Слепой музыкант», аналитическое чтение 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 1 главы повести. 71. «Слепой музыкант», 2 глава. Составление характеристики главных героев. 72. «Слепой музыкант», чтение по ролям 3 главы. 73. «Слепой музыкант», выборочное чтение 4 и 5 глав. 74. «Слепой музыкант», аналитическое чтение 6 и 7 глав. 75. «Слепой музыкант», чтение и пересказ 8 главы. 76. «Слепой музыкант», аналитическое чтение 9 главы. 77. «Слепой музыкант», 10 глава. Анализ поступков героев. 78. Обобщающий урок по повести «Слепой музыкант». 79. М.Горький, жизнь и творчество. 80. М.Горький «Макар Чудра», знакомство с рассказом. 81. «Макар Чудра», составление словесного портрета главных героев. 82. С.А.Есенин, жизнь и творчество. 83. С.А.Есенин «Спит ковыль», «Пороша». Изобразительные средства языка. 84. «Отговорила роща золотая», выразительное чтение. 85. А.П.Платонов «Разноцветная бабочка», знакомство со сказкой. 86. «Разноцветная бабочка», выделение главной мысли сказки. 87. А.Н.Толстой «Русский характер», чтение и анализ 1 главы. 88. «Русский характер», 2 глава. Составление плана для пересказа. 89. «Русский характер», 3 глава. Главная мысль рассказа. 90. Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка». Рассуждение о красоте человека. 91. Н.А.Заболоцкий «Оттепель», выразительное чтение. 92. М.М.Зощенко «Не надо врать». Знакомство с рассказом. 93. Выборочное чтение рассказа «Не надо врать» 94. Аналитическое чтение рассказа «Бедный Федя». 95. П.П.Бажов «Синюшкин колодец», общее знакомство. 96. «Синюшкин колодец», аналитическое чтение сказки. 97. «Синюшкин колодец», выборочное чтение отрывков. 98. Обобщающий урок по теме «Русская литература 1-й половины 20 века». IV. Произведения русских писателей 2-ой половины XX века 99. К.Г.Паустовский, жизнь и творчество. 100. К.Г.Паустовский «Мещёрская сторона», аналитическое чтение. 101. К.Г.Паустовский «Телеграмма». Аналитическое чтение 1 части. 102. «Телеграмма», 2 часть. Выделение главной мысли. 103. Р.И.Фраерман «Дикая собака Динго…». Аналитическое чтение 1 главы. 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 38 1 1 1 1 1 104. «Дикая собака Динго…», пересказ 2 главы. 105. «Дикая собака Динго…», составление вопросов по содержанию 3 главы. 106. «Дикая собака Динго…», 4 глава. Аналитическое чтение. 107. «Дикая собака Динго…», 4 глава. Составление характеристики главной героини. 108. «Дикая собака Динго…», 5 глава. Аналитическое чтение. 109. Л.А.Кассиль «Пекины бутсы». Выборочное чтение 1 части. 110. «Пекины бутсы», пересказ 2 части. 111. «Пекины бутсы», 3 часть. Составление характеристики главного героя. 112. Л.Кассиль «Рассказ об отсутствующем», аналитическое чтение. 113. «Рассказ об отсутствующем», выборочное чтение. 114. В.А.Солоухин «Мститель», знакомство с рассказом. 115. В.А.Солоухин «Мститель», оценка поступков героев. 116. А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Выразительное чтение главы «Гармонь» 117. «Василий Тёркин», выборочное чтение главы «Кто стрелял?» 118. «Василий Тёркин», составление характеристики главного героя. 119. Аналитическое чтение стихотворения «Рассказ танкиста». 120. В.М.Шукшин «Гринька Малюгин». Аналитическое чтение 1 главы. 121. «Гринька Малюгин». Выразительное чтение 2 главы. 122. «Гринька Малюгин», 3 глава. Внутренняя и внешняя красота человека. 123. Тема Великой отечественной войны в творчестве поэтов. 124. Экскурсия «Герои великой победы». 125. В.П.Астафьев «Далёкая и близкая сказка». Общее знакомство. 126. «Далёкая и близкая сказка», деление на части, пересказ. 127. В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Общее знакомство с рассказом 128. «Конь с розовой гривой». Анализ поступков героев. 139. Р.П.Погодин «Алфред». Выборочное чтение 1 главы. 130. «Алфред», 2 глава. Деление на части, пересказ. 131. «Алфред», 3 глава. Составление плана, пересказ. 132. «Алфред», 4 глава. Краткий пересказ. 133. «Алфред», 5 глава. Выборочное чтение. 134. А.А.Сурков Родина», выразительное чтение. 135. А.А.Сурков «Утро победы», выразительное чтение. 136. Обобщающий урок по теме «Русская литература 2-й половины 20 века». 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Лист согласования изменений Дата внесения изменений Содержание изменений Место внесения изменений 12 Подпись ответствен ного лица