Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Утверждено приказом директора ГБОУ «Центр «Дар» № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по чтению для обучающихся 7 «А», 7 «Б» классов (АООП вариант 1) Составитель: Смирнова О.Г. Должность: учитель, 1к.к. Реж – 2023год Пояснительная записка Рабочая программа по чтению составлена на основе: Федерального закона РФ «Об образовании» №273-ф от 29.12.2012; Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – ФАООП УО, утвержденная приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. №1026, адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного учреждения. Рабочая программа ориентирована на учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Чтение. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А.К. Аксёнова. – 11 издание. – М.; «Просвещение», 2021 – 287 с. Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Задачи: - совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; - развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов. - развитие положительных качеств и свойств личности; Программой предусмотрены уровни требований к предметному результату: достаточный, минимальный, ниже минимального. На основании заседания ППК №219 от 09.08.2023г. обучающихся можно разделить на две группы. В первую группу (достаточный уровень) входят обучающиеся: 7 «А» класс: Руковишникова Каролина, Елсукова Анастасия, Сергеев Никита, Шабурова Валерия. 7 «Б» класс: Ржанникова Ульяна, Николаев Максим, Шатохина Анна, Гарипова, Овчинникова Мария, Першин Кирилл. Вторую группу (минимальный уровень) составляют обучающиеся: 7 «А» класс: Назаров Матвей, Новопашина Екатерина. Планируемые результаты изучения учебного предмета Предметные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Уровень ниже минимального читать вслух осознанно, читать доступный текст целыми Чтение слов, слогов правильно, выразительно словами или по слогам; с помощью доступные тексты; читать про себя, выполняя учителя; читать про себя с задания к Восприятие текста предварительным заданием не проанализированному тексту, с на слух, выделение сложные по содержанию помощью учителя; главных тексты; выделять главную мысль произведения с помощью учителя; формулировать вопросы к тексту; характеризовать главных действующих лиц, давать оценку их поступкам; пересказывать содержание прочитанного; знать наизусть 8 стихотворений. высказывать своё отношение к поступкам героев; пересказывать отдельные части произведения с помощью учителя; наизусть стихотворения (отрывки из стихотворений). действующих героев; Пересказывать текст по плану, по образцу, по наводящим вопросам; выучить стихотворение 1-2 Личностные планируемые результаты Достаточный уровень Минимальный уровень Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; владеть элементами оценки и самооценки; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; умение строить сообщения в устной форме; самостоятельно видеть и исправлять ошибки; понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность выполнять задания. Владение элементами контроля учебной деятельности (с помощью памяток, алгоритмов, схем); Уметь слушать учителя, самостоятельно (или с помощью) выполнять предложенные виды заданий; Строить сообщения (ответы) в устной форме с помощью учителя. Адекватно реагировать на оценку учебных действий. Уровень ниже минимального Повторять ответы за учителем или ребятами. Работать по шаблоны, алгоритму с помощью учителя Календарно-тематическое планирование по чтению 7 класс Тема 1. Русские народные сказки, их особенности. 2. Аналитическое чтение сказки «Сивка-бурка». 3. Подготовка к пересказу и пересказ сказки «Сивка-бурка». 4. Знакомство со сказкой «Василиса Прекрасная». 5. Выборочное чтение сказки «Василиса Прекрасная». 6. Чтение по ролям сказки «Журавль и Цапля». 7. Выделение главной мысли сказки «Умный мужик». 8. Аналитическое чтение сказки «Мужик и царь». Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 9. Былины. Знакомство с былиной «Три поездки Ильи Муромца». 10. Чтение по ролям отрывков из былины «Три поездки Ильи Муромца». 11. Русская народная песня. 12. Пословицы и загадки. 13. Легенды и мифы народов Урала. 14. Сказки народов Урала. Башкирские народные сказки. 15. Удмуртские народные сказки. 16. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». 17. А. С. Пушкин, жизнь и творчество. 18. Аналитическое чтение 1 части «Сказки о царе Салтане …». 19. Выразительное чтение 2 части «сказки о царе Салтане …». Заучивание отрывка наизусть. 20. Чтение по ролям 3 части «Сказки о царе Салтане …». 21. Чтение и пересказ 4 части «Сказки о царе Салтане …». 22. Заучивание наизусть стихотворения «Зимний вечер». 23. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила». 24. Выразительное чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало». 25. Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина. 26. М. Ю. Лермонтов, жизнь и творчество. 27. Чтение и анализ стихотворения «Бородино», заучивание отрывка. 28. Выразительное чтение стихотворения «»Люблю тебя, Москва». 29. И. А. Крылов, жизнь и творчество. 30. Чтение по ролям басни «Кукушка и Петух». 31. Выразительное чтение басни «Волк и Журавль». 32. Чтение по ролям басни «Слон и Моська». 33. Аналитическое чтение басни «Ворона и лисица». 34. Н. А. Некрасов, жизнь и творчество. 35. Аналитическое чтение стихотворения «Несжатая полоса». 36. Выборочное чтение стихотворения «Генерал Топтыгин». 37. Заучивание наизусть стихотворения «Перед дождём» 38. Л.Н.Толстой, жизнь и творчество. Знакомство с повестью «Кавказский пленник». 39. Выборочное чтение 1 главы повести «Кавказский пленник». 40. Деление на части, пересказ по плану 2 главы повести «Кавказский пленник». 41. Аналитическое чтение 3 главы повести «Кавказский пленник». 42. Выборочное чтение 4 главы повести «Кавказский пленник». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 43. Аналитическое чтение 5 главы повести «Кавказский пленник». 44. Знакомство с 6 главой. Составление рассказа о дружбе Жилина и Дины по плану. 45. Составление характеристик главных героев повести «Кавказский пленник». 46. А.П.Чехов, жизнь и творчество. Знакомство с рассказом «Хамелеон». 47. Аналитическое чтение рассказа «Хамелеон». 48. А.П.Чехов «Каштанка». Чтение и анализ главы «Дурное поведение». 49. Выборочное чтение главы «Таинственный незнакомец». 50. Чтение и пересказ главы «Новое, очень приятное знакомство». 51. Выразительное чтение главы «Чудеса в решете». 52. Чтение и пересказ главы «Талант! Талант!». 53. Аналитическое чтение главы «Беспокойная ночь». 54. Выборочное чтение главы «Неудачный дебют». 55. В.Г.Короленко, жизнь и творчество. 56. Аналитическое чтение 1 главы повести «Дети подземелья» «Я и мой отец». 57. Знакомство с главой «Я приобретаю новое знакомство». 58. Деление главы «Я приобретаю новое знакомство» на части, пересказ. 59. Чтение главы «Знакомство продолжается». Сравнительная характеристика Сони и Маруси. 60. Выборочное чтение главы «Осенью». 61. Аналитическое чтение главы «Кукла». 62. Сочинение на тему «Минуты радости и тревоги» по повести «Дети подземелья». 63. П.П.Ершов, жизнь и творчество. Знакомство со сказкой «Конёк-горбунок». 64. Выразительное чтение отрывка из сказки «Конёкгорбунок». 65. Чтение по ролям отрывка из сказки «Конёк-горбунок». 66. Выборочное чтение отрывка из сказки «Конёк-горбунок». 67. Заучивание отрывка из сказки «Конёк-горбунок». 68. Обобщающий урок по теме «Русская литература 19 века». 69. М.Горький, жизнь и творчество. 70. Аналитическое чтение 1 главы повести «Детство». 71. Чтение и пересказ 2 главы повести «Детство». 72. Выборочное чтение 3 главы повести «Детство». 73. Аналитическое чтение 4 главы повести «Детство». 74. Составление характеристики главного героя повести «Детство». 75. Аналитическое чтение 1 главы повести «В людях». 76. Выборочное чтение 2 главы повести «В людях». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 77. Пересказ отрывка из повести «В людях». 78. П.П.Бажов, жизнь и творчество. Знакомство со сказкой «Огневушка-поскакушка». 79. Чтение по ролям отрывков из сказки «Огневушкапоскакушка». 80. Пересказ отрывков из сказки «Огневушка-поскакушка». 81. Знакомство со сказкой «Серебряное копытце». 82. Выборочное чтение сказки «Серебряное копытце». 83. М.В.Исаковский, чтение по ролям стихотворения «Детство». 84. Выразительное чтение и заучивание стихотворения «Ветер». 85. Выразительное чтение стихотворения «Весна». 86. К.Г.Паустовский, знакомство с 1 частью рассказа «Последний чёрт». 87. Выборочное чтение 2 части рассказа «Последний чёрт». 88. Знакомство с рассказом «Жильцы старого дома». 89. Чтение и пересказ отрывков из рассказа «Жильцы старого дома». 90. М.М.Зощенко «Великие путешественники». Знакомство с рассказом. 91. Пересказ отрывков из рассказа «Великие путешественники». 92. К.М.Симонов «Сын артиллериста», аналитическое чтение стихотворения. 93. Выразительное чтение и заучивание отрывка из стихотворения «Сын артиллериста». 94. В.П.Катаев, знакомство с рассказом «Флаг». 95. Определение главной мысли рассказа «Флаг». 96. Н.И. Рыленков «Деревья». Определение главной мысли стихотворения. 97. Выразительное чтение стихотворения «Весна без вещуньи-кукушки». 98. Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Всё в тающей дымке». 99. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин», знакомство с рассказом 100. Составление плана рассказа «Капитан Клюквин». 101. Выразительное чтение 1 части рассказа «Картофельная собака». 102. Чтение и пересказ 2 части рассказа «Картофельная собака». 103. Чтение по ролям 3 части рассказа «Картофельная собака». 104. «Картофельная собака» Описание главного героя по плану. 105. Знакомство с рассказом «Белозубка». 106. Выборочное чтение рассказа «Белозубка». 107. Н.К.Старшинов «И вот в свои семнадцать лет». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Аналитическое чтение стихотворения. 108. Выразительное чтение стихотворения «На выставке собак». 109. Творчество В.П.Астафьева. Знакомство с рассказом «Гуси в полынье». 110. Выборочное чтение рассказа «Гуси в полынье». 111. Аналитическое чтение рассказа «Капалуха». 112. Е Пермяк «Пичугин мост». Аналитическое чтение рассказа. 113. Знакомство со сказкой «Самоходные лапотки». 114. Подготовка к пересказу сказки «Самоходные лапотки». 115. Ю.Я.Яковлев «Багульник». Чтение и анализ 1 части рассказа. 116. Аналитическое чтение 2 части рассказа «Багульник». 117. Чтение 3 части рассказа «Багульник». Составление характеристики главного героя. 118. Аналитическое чтение рассказа «Где стояла батарея». 119. Поэты о Великой Отечественной войне. 120. Экскурсия к памятнику ветеранам ВОВ 121. Р.П.Погодин «Время говорит – пора». Аналитическое чтение 1 части. 122. Чтение 2 части рассказа «Время говорит – пора». Оценка поступков героев. 123. Чтение и анализ 3 части рассказа «Время говорит – пора». 124. Аналитическое чтение 1 части рассказа «Мы сказали клятву». 125. Выборочное чтение 2 части рассказа «Мы сказали клятву». 126. Чтение и пересказ отрывков из 3 части рассказа «Мы сказали клятву». 127. Главная мысль рассказа «Мы сказали клятву». 128. А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля». Аналитическое чтение 129. «Двадцать девятое февраля», деление рассказа на части, пересказ. 130. К.Я.Ваншенкин «Мальчишка». Выразительное чтение стихотворения 131. Выразительное чтение стихотворения «Снежки». 132. Экскурсия в книжный магазин «Где можно купить книгу». 133. Детская периодическая печать. 134. Знакомство с литературным сборником «Школьные годы». 135. Выборочное чтение рассказа «Лакомка». 136. Обобщающий урок по теме «Русская литература 20 века» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование по чтению 7 класс Тема, раздел I Устное народное творчество (16ч) Содержание Выявление знаний школьников по данному разделу. Работа над пониманием фольклорного 1. Русские народные сказки, их текста, изучение жанра особенности. 2.Аналитическое чтение сказки «Сивка- народного творчества. Понимание происхождения бурка». устного народного творчества. 3. Подготовка к пересказу и пересказ Работа над выразительным сказки «Сивка-бурка». чтением. Работа над устными 4. Знакомство со сказкой «Василиса высказываниями обучающихся. Прекрасная». Работа в парах. 5. Выборочное чтение сказки Анализ произведений по «Василиса Прекрасная». вопросам учителя. Работа над 6. Чтение по ролям сказки «Журавль и выяснением морали сказки. Цапля». Работа над сложными для 7. Выделение главной мысли сказки понимания словами и «Умный мужик». выражениями. Рассказывание 8. Аналитическое чтение сказки сказок с использованием «Мужик и царь». сказочных слов. 9. Былины. Знакомство с былиной «Три Работа над выяснением идеи поездки Ильи Муромца». былины, признаков былины. 10. Чтение по ролям отрывков из Работа над особенностями былины «Три поездки Ильи Муромца». народных произведений малых 11. Русская народная песня. форм. Работа над смысловым 12. Пословицы и загадки. значением пословиц. Подбор 13. Легенды и мифы народов Урала. пословиц по разной тематике. 14. Сказки народов Урала. Башкирские Отгадывание загадок, народные сказки. самостоятельное составление 15. Удмуртские народные сказки. Виды деятельности, формы работы Мин.уровень Дост.уровень Ниже минимального Различать жанры Знания жанров Повторять устного народного устного народного ответы за творчества. творчества, видов и учителем или Уметь описывать особенностей одноклассниками героев сказки, их народных сказок. характеры и Умения читать поступки, с правильно, помощью учителя. осознанно, Находят в тексте выразительно; признаки ориентироваться в волшебной сказки, тексте; выделять поэтики сказки, главную мысль сказочных формул произведения с (спомощью помощью учителя; учителя). характеризовать Отличать друг от главных героев, их друга пословицы, поступки; загадки. Передают составлять план с краткое содержание помощью учителя; отдельных эпизодов читать по ролям. сказки с Рассказывают использованием сказки с сказочныхслов и использованием выражений (по сказочныхслов и наводящим вопросам) выражений 16. Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». II Русская литература 19 века (52ч) 1. А. С. Пушкин, жизнь и творчество. 2. Аналитическое чтение 1 части «Сказки о царе Салтане …». 3. Выразительное чтение 2 части «сказки о царе Салтане …». Заучивание отрывка наизусть. 4. Чтение по ролям 3 части «Сказки о царе Салтане …». 5. Чтение и пересказ 4 части «Сказки о царе Салтане …». 6. Заучивание наизусть стихотворения «Зимний вечер». 7. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Руслан и Людмила». 8. Выразительное чтение стихотворения «Уж небо осенью дышало». 9. Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина. 10. М. Ю. Лермонтов, жизнь и творчество. 11. Чтение и анализ стихотворения «Бородино», заучивание отрывка. 12. Выразительное чтение стихотворения «Люблю тебя, Москва». 13. И. А. Крылов, жизнь и творчество. 14. Чтение по ролям басни «Кукушка и Петух». 15. Выразительное чтение басни «Волк и Журавль». загадок. Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко, М.Горького, М.В.Исаковский, К.Г.Паустовского, М.М.Зощенко, К.М.Симонова, В.П.Катаева, Н.И.Рыленков, Ю.И.Коваль,Ю.Я.Яковлева, Р.П.Погодина, А.Г.Алексина, К.Я.Ваншенкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворений по вопросам учителя. Заучивание стихотворений, басни наизусть. Составление образов героев, их характеристики. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Повторение особенности басен. Соотношение поступков и черт характера героев басен с поступками и чертами характера людей. Работа над техникой чтения. Пересказывать содержание прочитанного, с помощью учителя. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Ответы на вопросы по теме, с помощью учителя. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков, с помощью учителя. Принимают участие в коллективном обсуждении, учатся высказывать собственное мнение в доступной Знание основных сведений из жизни писателей. Умения анализировать прочитанное; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев и их поступки; передавать содержание прочитанного; строить своё высказывание; ориентироваться в тексте, выделять фрагменты, необходимые для ответа; выразительно читать лирическое произведение, заучивать наизусть. Читают по ролям. Анализируют сказку по вопросам Повторять ответы за учителем или одноклассниками 16. Чтение по ролям басни «Слон и Моська». 17. Аналитическое чтение басни «Ворона и лисица». 18. Н. А. Некрасов, жизнь и творчество. 19. Аналитическое чтение стихотворения «Несжатая полоса». 20. Выборочное чтение стихотворения «Генерал Топтыгин». 21. Заучивание наизусть стихотворения «Перед дождём» 22. Л.Н.Толстой, жизнь и творчество. Знакомство с повестью «Кавказский пленник». 23. Выборочное чтение 1 главы повести «Кавказский пленник». 24. Деление на части, пересказ по плану 2 главы повести «Кавказский пленник». 25. Аналитическое чтение 3 главы повести «Кавказский пленник». 26. Выборочное чтение 4 главы повести «Кавказский пленник». 27. Аналитическое чтение 5 главы повести «Кавказский пленник». 28. Знакомство с 6 главой. Составление рассказа о дружбе Жилина и Дины по плану. 29. Составление характеристик главных героев Выделение главной мысли произведений. Характеристика главных героев. Нахождение смешного и комичного в рассказах. Коллективное обсуждение высказывание собственной точки зрения. обучающимся форме. Заучивают наизусть отрывок из сказки (объём текста с учётом особенностей обучающихся) учителя. Определяют мораль сказки, находят в тексте признаки волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. повести «Кавказский пленник». 30. А.П.Чехов, жизнь и творчество. Знакомство с рассказом «Хамелеон». 31. Аналитическое чтение рассказа «Хамелеон». 32. А.П.Чехов «Каштанка». Чтение и анализ главы «Дурное поведение». 33. Выборочное чтение главы «Таинственный незнакомец». 34. Чтение и пересказ главы «Новое, очень приятное знакомство». 35. Выразительное чтение главы «Чудеса в решете». 36. Чтение и пересказ главы «Талант! Талант!». 37. Аналитическое чтение главы «Беспокойная ночь». 38. Выборочное чтение главы «Неудачный дебют». 39. В.Г.Короленко, жизнь и творчество. 40. Аналитическое чтение 1 главы повести «Дети подземелья» «Я и мой отец». 41. Знакомство с главой «Я приобретаю Новое знакомство». 42. Деление главы «Я приобретаю новое знакомство» на части, пересказ. 43. Чтение главы «Знакомство продолжается». Сравнительная характеристика Сони и Маруси. 44. Выборочное чтение главы «Осенью». 45. Аналитическое чтение главы «Кукла». 46. Сочинение на тему «Минуты радости и тревоги» по повести «Дети подземелья». 47. П.П.Ершов, жизнь и творчество. Знакомство со сказкой «Конёкгорбунок». 48. Выразительное чтение отрывка из сказки «Конёк-горбунок». 49. Чтение по ролям отрывка из сказки «Конёк-горбунок». 50. Выборочное чтение отрывка из сказки «Конёк-горбунок». 51. Заучивание отрывка из сказки «Конёк-горбунок». 52. Обобщающий урок по теме «Русская литература 19 века». III Русская литература 20 века (68ч) 1. М.Горький, жизнь и творчество. 2.Аналитическое чтение 1 главы повести «Детство». 3. Чтение и пересказ 2 главы повести «Детство». 4. Выборочное чтение 3 главы повести «Детство». Знакомство с биографией и основными этапами творчества поэтов. Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтение. Работа над сложными для понимания словами и Ответы на вопросы по содержанию, с помощью учителя. Сравнение поведения героев. деление главы на Части, с помощью. Озаглавливание Знание основных сведений из жизни писателей 20 века. Уметь анализировать прочитанное; выделять главную мысль Повторять ответы за учителем или одноклассниками 5. Аналитическое чтение 4 главы повести «Детство». 6. Составление характеристики главного героя повести «Детство». 7. Аналитическое чтение 1 главы повести «В людях». 8. Выборочное чтение 2 главы повести «В людях». 9. Пересказ отрывка из повести «В людях». 10. П.П.Бажов, жизнь и творчество. Знакомство со сказкой «Огневушкапоскакушка». 11. Чтение по ролям отрывков из сказки «Огневушка-поскакушка». 12. Пересказ отрывков из сказки «Огневушка-поскакушка». 13. Знакомство со сказкой «Серебряное копытце». 14. Выборочное чтение сказки «Серебряное копытце». 15. М.В.Исаковский, чтение по ролям стихотворения «Детство». 16. Выразительное чтение и заучивание стихотворения «Ветер». 17. Выразительное чтение стихотворения «Весна». 18. К.Г.Паустовский, знакомство с 1 частью рассказа «Последний чёрт». 19. Выборочное чтение 2 части рассказа «Последний чёрт». 20. Знакомство с рассказом «Жильцы старого дома». выражениями. Работа над характеристикой героев. Озаглавливание частей текста, работа над пересказом содержания прочитанного. Выделение главной мысли. Составлять характеристики героев по их поступкам, внешнему облику. Коллективное обсуждение. Составлять план характеристики главного героя и рассказывать о нём по плану. Учить находить в тексте описание внешности, характеристику главного героя, его поступков. частей (выбрать из предложенных). Подготовка к пересказу: ответы на вопросы, раскрывающие последовательность событий, с помощью. Называние главных, их характеристика, оценивание их действий и поступков, с помощью учителя. Выборочно читают, рассказывают отрывки из произведения. Высказывают своё отношение к поступкам героев в доступной форме. Разучивают стихотворение наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся). Выделяют в тексте незнакомые слова (с помощью учителя). Работаютнад произведения; составлять вопросы по содержанию; характеризовать главных героев и их поступки; передавать содержание прочитанного; строить своё высказывание; ориентироваться в тексте, выделять фрагменты, необходимые для ответа; выразительно читать лирическое произведение, заучивать наизусть. Чтению по ролям. Развитие воображения ч/з устное рисование, развитие выразительности через чтение по ролям. Формировать умение оценивать свой пересказ (с опорой на план) и 21. Чтение и пересказ отрывков из рассказа «Жильцы старого дома». 22. М.М.Зощенко «Великие путешественники». Знакомство с рассказом. 23. Пересказ отрывков из рассказа «Великие путешественники». 24. К.М.Симонов «Сын артиллериста», аналитическое чтение стихотворения. 25. Выразительное чтение и заучивание отрывка из стихотворения «Сын артиллериста». 26. В.П.Катаев, знакомство с рассказом «Флаг». 27. Определение главной мысли рассказа «Флаг». 28. Н.И. Рыленков «Деревья». Определение главной мысли стихотворения. 29. Выразительное чтение стихотворения «Весна без вещуньикукушки». 30. Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Всё в тающей дымке». 31. Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин», знакомство с рассказом 32. Составление плана рассказа «Капитан Клюквин». 33.Выразительное чтение 1 части рассказа «Картофельная собака». 34. Чтение и пересказ 2 части рассказа «Картофельная собака». 35. Чтение по ролям 3 части рассказа рассказомописанием в доступной форме (с помощью учителя). Коллективно обсуждают, высказывают собственное мнение в доступной форме (с помощью учителя) оценивать пересказ товарища, находить ошибки и корректно поправлять. «Картофельная собака». 36. «Картофельная собака» Описание главного героя по плану. 37. Знакомство с рассказом «Белозубка». 38. Выборочное чтение рассказа «Белозубка». 39. Н.К.Старшинов «И вот в свои семнадцать лет». Аналитическое чтение стихотворения. 40. Выразительное чтение стихотворения «На выставке собак». 41. Творчество В.П.Астафьева. Знакомство с рассказом «Гуси в полынье». 42. Выборочное чтение рассказа «Гуси в полынье». 43. Аналитическое чтение рассказа «Капалуха». 44. Е Пермяк «Пичугин мост». Аналитическое чтение рассказа. 45. Знакомство со сказкой «Самоходные лапотки». 46. Подготовка к пересказу сказки «Самоходные лапотки». 47. Ю.Я.Яковлев «Багульник». Чтение и анализ 1 части рассказа. 48. Аналитическое чтение 2 части рассказа «Багульник». 49. Чтение 3 части рассказа «Багульник». Составление характеристики главного героя. 50. Аналитическое чтение рассказа «Где стояла батарея». 51. Поэты о Великой Отечественной войне. 52. Экскурсия к памятнику ветеранам ВОВ 53. Р.П.Погодин «Время говорит – пора». Аналитическое чтение 1 части. 54. Чтение 2 части рассказа «Время говорит – пора». Оценка поступков героев. 55. Чтение и анализ 3 части рассказа «Время говорит – пора». 56. Аналитическое чтение 1 части рассказа «Мы сказали клятву». 57. Выборочное чтение 2 части рассказа «Мы сказали клятву». 58. Чтение и пересказ отрывков из 3 части рассказа «Мы сказали клятву». 59. Главная мысль рассказа «Мы сказали клятву». 60. А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля». Аналитическое чтение 61. «Двадцать девятое февраля», деление рассказа на части, пересказ. 62. К.Я.Ваншенкин «Мальчишка». Выразительное чтение стихотворения 63. Выразительное чтение стихотворения «Снежки». 64. Экскурсия в книжный магазин «Где можно купить книгу». 65. Знакомство с литературным сборником «Школьные годы». 66. Выборочное чтение рассказа «Лакомка». 67. Обобщающий урок по теме «Русская литература 20 века»