Рабочая программа по русскому языку для 6б класса на 2020-2021 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида под
редакцией Воронковой В.В., М. «Просвещение», 2010г; в соответствии с
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным перечнем учебников на 2017-2018
учебный год, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ
от 08.06.2017г. №535, базисным учебным планом, утверждённым приказом
Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065/п «Об утверждении учебных
планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для
обучающихся, воспитанников с отклонении в развитии» и учебным планом
общего образования детей с умственной отсталостью Государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области,
реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр«Дар», утверждённым приказом директора образовательного
учреждения.
Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических
и индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений, материально-технических условий центра, ресурсных возможностей
родителей, условий региона.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной
коррекционной школе. В процессе изучения грамматики и правописания у
школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к
родному языку. Тренируясь в письменной речи, школьники осваивают её
различные виды, в частности оформление некоторых деловых бумаг (письмо,
заявление, автобиография, расписка, телеграмма и др.), что способствует
подготовке их к жизни.
Цель – создать условия для успешного умственного и речевого
развития учащихся, воспитания их личностных качеств.
Задачи:
 формирование у учащихся орфографических умений и навыков через
овладение грамматическими знаниями;
 уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
 развитие речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности;
 воспитание нравственных качеств учащихся, уважительного отношения к
русскому языку;
Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении
следующих разделов и тем:
Ценность
Патриотизм

Раздел и тема
Раздел «Состав слова» тема «Приставки»; раздел
«Предложение» тема «Главные и второстепенные члены

Социальная
солидарность
Гражданственность
Семья

Труд и творчество
Традиционные
российские религии
Наука
Искусство и
литература
Природа
Человечество

предложения»; раздел «Части речи» темы «Род имѐн
существительных», «Творительный падеж имѐн
прилагательных мужского и среднего рода».
Раздел «Состав слова» темы «Правописание безударных гласных
в корне слова», «Правописание приставок»; раздел «Части
речи» тема раздел «Предложение» тема «Однородные члены
предложения».
Раздел «Предложение» тема «Распространённое предложение»;
раздел «Части речи» темы «Имена собственные», «Изменение
имён прилагательных по родам».
Раздел «Состав слова» тема «Суффикс»; раздел «Части речи»
темы «Единственное и множественное число имён
существительных»; «Дательный падеж имён прилагательных
мужского и среднего рода».
Раздел «Предложение» тема «Однородные члены предложения».

Раздел «Части речи» тема«Родительный падеж имён
прилагательных мужского и среднего рода».
Раздел «Звуки и буквы» тема «Парные звонкие и глухие
согласные»; раздел «Части речи» тема «Изменение имён
прилагательных по родам».
Раздел «Состав слова» тема «Приставка и предлог»; раздел
«Части речи» тема «Склонение имён прилагательных в
единственном числе».

Рабочая программа обеспечивает необходимую систематизацию
знаний. Программный материал расположен концентрически: основные
части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в
содержание всех классов с постепенным наращиванием сведений по каждой
из тем. В начале учебного года в каждом классе отведены часы на
повторение пройденного материала, что способствует лучшему восприятию
и усвоению новых знаний.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую
направленность. Основными формами и методами обучения являются:
фронтальная и индивидуальная устная работа, работа в группах (парах,
тройках), практические задания, упражнения, объяснение учителя, работа с
книгой, дидактическая игра. Результаты обучения показывают, что данные
формы активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию
самостоятельности, ответственности, умения договариваться. Основными
видами письменных работ являются: тренировочные упражнения, словарные,
выборочные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные
диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, комментированное
письмо и др.
С помощью осваиваемого языкового материала дети учатся
конструированию текстов. Через все разделы программы проходит тема
«Связная речь» (составление связного рассказа, изложение, сочинение).

Основой для выбора видов работы служит отработанный на уроках русского
языка материал и подготовительные упражнения — ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом и др. В учебно-тематическом
планировании данные уроки выделены «*».
В содержание программы включена работа с деловыми бумагами:
объявление, заявление, объяснительная записка, автобиография, расписка,
доверенность.
Результаты обучения за предыдущий учебный год показали разный
уровень усвоения учащимися программы по русскому языку. В рабочей
программе предусмотрены два уровня требований к предметному результату.
Сроки реализации программы 2020-2021 учебный год.
Содержание программы предмета
6 класс
Программа создана из расчёта 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов.
№ п/п
Название раздела
Кол-во часов
1
Звуки и буквы (повторение)
9
2
Предложение (повторение)
11
3
Состав слова
29
4
Части речи
69
5
Предложение
11
6
Повторение
7
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание
безударных гласных. Правописание звонких и глухих согласных.
Непроверяемые гласные и согласные.
Предложение (повторение)
Предложение и текст. Деление текста на предложения. Главные и
второстепенные члены предложения. Распространённое и нераспространённое
предложение. Однородные члены предложения.
Состав слова
Однокоренные слова. Корень, окончание, приставка, суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне. Приставка и
предлог. Правописание приставок. Разделительный твёрдый знак в словах с
приставками.
Части речи
Имя существительное. Значение существительных в речи. Род и число
существительных.
Правописание
имён
собственных.
Изменение
существительных по падежам. Начальная форма существительных.

Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Изменение
прилагательных по родам и числам. Склонение прилагательных мужского и
среднего рода.
Глагол. Значение глагола в речи. Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Предложение
Различение предложений по интонации. Однородные члены
предложения. Обращение.
Связная речь
Свободный диктант с предварительным разбором.
Изложение теста по данному плану и опорным словам.
Изложение текста, воспринятого на слух, по данному плану.
Изложение текста по опорным словам.
Изложение текста описательного характера.
Описание предмета с опорой на его восприятие.
Изложение повествовательного текста.
Составление текста письма друзьям с элементами описания.
Деловое письмо: объявление.
Требование к уровню подготовки учащихся
6 класс
Личностные результаты
 Мотивация к учебной деятельности.
 Готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия.
 Способность к принятию базовых национальных ценностей.
 Понимание принятых в обществе представлений о добре и зле,
должном и недопустимом.
 Способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию
ответственности за их результат.
 Осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей.
 Неравнодушие к жизненным проблемам других людей; сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
 Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим.
 Ценностное и творческое отношение к труду.
 Готовность к преодолению трудностей.
 Ценностное отношение к России, к своему народу, культурноисторическому наследию.
 Ценностное отношение к природе.
 Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и
поступках людей.

 Получение опыта эмоционального постижения народного творчества.
Метапредметные результаты
Познавательные действия
 Умение добывать информацию с помощью учителя.
 Умение ориентироваться в схемах, таблицах, учебных моделях.
 Умение проявлять инициативу, самостоятельность в деятельности.
 Умение составлять план с помощью учителя, по образцу.
 Умение выделять главное, делать выводы.
 Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать с
помощью.
 Умение работать по аналогии.
Регулятивные действия
 Умение сосредоточиться на предмете деятельности.
 Умение контролировать и оценивать свою деятельность.
 Умение проявлять инициативу, самостоятельность в действии.
Коммуникативные действия
 Умение задавать вопросы, выстраивать диалог.
 Умение выстраивать отношения в совместной деятельности.
 Способность к взаимодействию с детьми и взрослыми.
Предметные результаты
Базовый уровень
 Правильно обозначать звуки буквами на письме;
 Подбирать группы родственных слов, разбирать слова по составу
(простые случаи самостоятельно);
 Проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих
согласных путём подбора родственных слов;
 Выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как части
речи;
 Расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами;
 Связно высказываться устно и письменно по плану;
 Пользоваться школьным орфографическим словарем.
Пониженный уровень
 Уметь обозначать на письме звуки буквами; дифференцировать звуки
гласные и согласные, звонкие и глухие;
 Подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу слова с
помощью учителя;
 Уметь распределять слова по частям речи по вопросу и значению (с
помощью учителя);
 Составлять предложения на заданную тему (с помощью учителя);
 Участвовать в составлении рассказов, обсуждении темы текста.

Календарно-тематическое планирование
6 класс
Тема
раздела
(количест
во часов)
IЗвуки и
буквы.
Текст.(9ч.)

Тема урока

1.Гласные и
согласные. Их
различение.

2.Безударные
гласные в словах.

3. Сомнительные
звонкие и глухие
согласные в словах.

4. Сомнительные
гласные и согласные
в словах.

5.Текст. Части

Цель и задачи

Форма проведения,
элементы содержание,
методические приемы

- Обобщить
понятия «звук» и
«буква»;
- Закрепить
умения различать
гласные и
согласные звуки и
буквы, обозначать
их на письме;
- Формировать
умения проверять
безударные
гласные, парные
звонкие и глухие
согласные путём
изменения формы
слова;
- Развивать
фонематический
слух, правильное
звукопроизношен
ие, мыслительную
деятельность;
- Воспитывать
уважительное
отношение к
окружающим,
потребность в
заботе о близких
людях,
самостоятельност
ь.

Повторение понятий
«звук», «буква», «гласные
звуки», «согласные звуки».
Определение количества
звуков и букв в словах.
Алфавит и его значение.
Упражнение в
расположении слов в
алфавитном порядке.
Игра «собери слово».
Повторение понятия
«ударение».
Особенности
произношения безударного
звуков.
Упражнение в постановке
ударения.
Наблюдение над
соответствием гласного
звука и буквы в ударном
слоге и их несоответствие в
безударном слоге (косы –
коса).
Правило проверки
безударных гласных.
Повторение о парных
звонких и глухих
согласных. Наблюдение за
особенностями их
произношения.
Правило проверки парных
звонких и глухих
согласных.
Игра "Докажи словечко".
Выделение сомнительных
гласных и согласных в
тексте.
Проверка написания.
Дифференциация правил
написания гласных и
согласных в корне.
Словарный диктант.
Игра «Пропала буква».
Повторение понятия

Планируемые
результаты
освоения
программы
Знание понятий:
«звук», «буква»,
«слог».
Умение различать
гласные и
согласные звуки и
буквы, обозначать
их на письме,
выделять в речи;
проверять
написание
безударных
гласных, парных
звонких и глухих
согласных путём
изменения формы
слова;
располагать слова
в алфавитном
порядке;
пользоваться
орфографическим
словарём.

текста. Красная
строка.

6. Непроверяемые
гласные и согласные
в словах.

7. Закрепление
знаний по теме
«Буквы и звуки».

8. Контрольная
работа по теме
«Звуки и буквы».

9. Работа над
ошибками.
Закрепление знаний
по теме.
IIПредложе 1.Деление текста на
ние. Текст предложения.
(11ч)

- Уточнить
понятия
«подлежащее»,
«сказуемое»,
«главные члены
предложения»,
«второстепенные
члены
предложения»,
«однородные
члены

«текст». Признаки текста:
связь предложений,
тематическое единство,
возможность
озаглавить.Отличие текста
от набора отдельных
предложений.
Части текста. Красная
строка.
Основная мысль текста.
Подтверждение основной
мысли примерами из
текста.
Наблюдение за
непроверяемыми гласными
и согласными.
Проверка написания по
словарю.
Работа со словарным
словом.
Составление
словосочетаний со
словарными словами.
Слова с двойными
согласными.
Дифференциация гласных и
согласных звуков.
Выделение сомнительных
гласных и согласных в
словах. Правила проверки.
Выделение частей текста.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Повторение правил.
Диктант с грамматическим
заданием.
Самопроверка.
Анализ ошибок,
допущенных в диктанте.
Упражнения на
закрепление темы.
Повторение понятия
«предложение».
Отличие предложения от
набора отдельных слов.
Составление предложений
к иллюстрации.
Деление текста на
предложения.
Запись текста, обозначение
границ предложений.
Дополнение предложений

Владение
понятиями
«подлежащее»,
«сказуемое»,
«главные члены
предложения»,
«второстепенные
члены
предложения»,
«однородные
члены

предложения»;
- формировать
умения
2. Выделение
устанавливать
главных и
связь слов в
второстепенных
членов предложения. предложении,
составлять и
распространять
предложения с
помощью
вопросов и
рисунков,
различать
предложения по
интонации;
- развивать
3.
Нераспространённые образное
и распространённые мышление,
связную устную и
предложения.
письменную речь,
коммуникативные
способности
учащихся;
- воспитывать
интерес к учёбе,
предмету,
родному языку;
4. Расположение
потребность в
частей текста в
употреблении
соответствии с
вежливых слов;
данным планом.
- развивать
самостоятельност
ь, самоконтроль.

5. Свободный
диктант*
(Вороны-воровки)

6. Распространение
предложений с
помощью рисунков.

подходящими по смыслу
словами.
Выделение главных членов
предложения, путём
определения действия и его
исполнителя.
Повторение понятий
«подлежащее»,
«сказуемое»,
«второстепенные члены».
Упражнение в разборе
предложений.
Работа с
деформированными
предложениями.
Словарная работа.
Сравнение предложений:
распространённого и
нераспространённого.
Схемы данных
предложений.
Постановка вопросов к
главным и второстепенным
членам предложения.
Составление предложений
из слов, данных вразбивку.
Повторение понятий: текст,
части текста, план.
Соотнесение частей текста
с данным планом (на
примере текста «Лесные
синички»).
Выделение основной мысли
текста.
Расположение частей
текста в соответствии с
планом.
Знакомство с текстом,
определение признаков
текста.
Анализ содержания и
структуры текста.
Составление плана,
выделение опорных слов.
Самостоятельная запись
каждой части текста.
Самопроверка.
Работа с текстом
(выделение лишнего
предложения).
Распространённое и
нераспространённое

предложения».
Умение
правильно
строить
предложение,
соблюдая порядок
слов,
устанавливать
связь между
словами в
предложении с
помощью
вопросов,
распространять
предложения с
помощью
вопросов и
рисунков,
оформлять
предложения на
письме,
выполнять
синтаксический
разбор
предложения с
помощью
учителя.
Умение читать
предложения с
однородными
членами с
интонацией
перечисления.

7. Распространение
предложений с
помощью вопросов.

8.Однородные члены
предложения.

9. Составление
предложений
однородными
членами.

10. Закрепление
знаний по теме
«Предложение».

11. Проверочный
диктант по теме
«Предложение»

предложение.
Распространение
предложений подходящими
по смыслу словами с
помощью рисунков.
Словарная работа.
Распространённые и
нераспространённые
предложения.
Распространение
предложений с помощью
вопросов.
Построение схем
распространённых и
нераспространённых
предложений.
Наблюдение над
предложениями с
несколькими
подлежащими, сказуемыми,
и второстепенными
членами.
Повторение понятия
«однородные члены
предложения».
Упражнение в правильном
чтении предложений с
однородными членами (с
интонацией перечисления).
Выделение однородных
членов в предложении.
Знаки препинания в
предложении с
однородными членами.
Дополнение предложений
однородными членами.
Работа с текстом,
содержащим диалог.
Написание диалогов.
Практические упражнения
в составлении и
распространении
предложений по вопросам и
рисункам.
Выделение главных и
второстепенных членов
предложения.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Повторение правил.
Диктант.
Самопроверка.

IIIСостав
слова.
Текст.
(29ч.)

1.Корень и
однокоренные слова.

2.Окончание как
изменяемая часть
слова.

3. Образование
смысловой связи
между словами с
помощью
окончаний.
4.Приставка как
часть слова.

5. Изменение
значения слова в
зависимости от
приставки.

6.Суффикс как часть
слова.

7. Разбор слов по

Совершенствован
ие знаний об
однокоренных
словах и
значимых частях
слова.
-Уточнение
понятий: корень,
однокоренные
слова, окончание,
приставка,
суффикс;
- формирование
умений подбирать
однокоренные
слова, выделять
корень в группе
родственных
слов,
образовывать
слова с помощью
приставок и
суффиксов;
- формирование
умения применять
правила проверки
написания
безударных
гласных и парных
звонких и глухих
согласных;
- формирование
умений различать
приставку и
предлог, писать
слова с
разделительным
твёрдым знаком,
пользоваться
орфографическим
словарём;
- развитие
зрительного и
слухового
восприятия,
логического
мышления,
воображения,
связной речи;
- воспитание
аккуратности,
трудолюбия,

Части слова.
Повторение понятий
«корень», «однокоренные
слова».
Значение корня.
Наблюдение над
однокоренными словами,
выделение корня.
Упражнение «Найди
лишнее слово».
Наблюдение над
окончанием, как
изменяемой частью слова.
Роль окончания в
предложении.
Выделение окончаний.
Составление предложений с
данными словосочетаниями
с помощью рисунка.
Упражнение в
согласовании слов в
предложении путём
изменения окончания.
Выделение окончаний.
Наблюдение за изменением
значений слов в
зависимости от приставки.
Уточнение понятия
«приставка», место
приставки в слове.
Упражнения в нахождении
и выделении приставок в
группах однокоренных
слов.
Объяснение значений слов
с разными приставками.
Значение приставки.
Упражнения в образовании
слов при помощи
приставок.
Словарная работа.
Повторение понятия
«суффикс» (место в слове,
как выделяется, значение).
Выделение суффиксов в
группе однокоренных слов.
Образование слов с
помощью суффиксов.
Слова с суффиксами
оценки, их употребление в
речи.
Повторение о частях слова,

Знание понятий
«корень»,
«однокоренные
слова»,
«окончание»,
«приставка»,
«суффикс».
Умения выделять
корень в группе
родственных
слов;
образовывать
слова с помощью
приставок и
суффиксов;
подбирать
однокоренные
слова для
проверки
безударных
гласных и парных
звонких и глухих
согласных;
различать
приставку и
предлог; писать
слова с
разделительным
твёрдым знаком.

составу.

8. Самостоятельная
работа по теме
«Состав слова».

9. Изложение текста
по плану и опорным
словам*
(Подарок)

10. Написание
гласных в корне
однокоренных слов.

11.Проверяемые и
проверочные слова.

12. Проверка
безударных гласных
в корне.

самостоятельност
и, самоконтроля,
навыков
групповой
работы.

значении каждой части
слова.
Подбор однокоренных
слов, выделение корня.
Выделение частей слова (по
алгоритму).
Связь слов в предложении
путём изменения
окончаний.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Однокоренные слова.
Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов.
Разбор слов по составу.
Знакомство с текстом,
обсуждение темы, основной
мысли, подбор заглавия.
Соотнесение частей текста
с пунктами плана,
выделение опорных слов.
Самостоятельная запись.
Проверка.
Наблюдение за написанием
гласной (ударной и
безударной) в корне
родственных слов.
Составление слов из
данных частей.
Составление текста из
предложений.
Выделение однокоренных
слов в тексте.
Постановка ударения в
цепочке родственных
слов.Выяснение
необходимости проверки
безударной гласнойв корне.
Сопоставление гласных в
проверочном и
проверяемом словах.
Проверка орфограммы по
правилу.
Выделение ударных и
безударных гласных в
корне, наблюдение надих
произношение.
Упражнение в выборе из
группы однокоренных слов
проверочного слова.
Подбор однокоренных

13. Написание
согласных в корне
однокоренных слов.

14. Проверка парных
звонких и глухих
согласных в корне.

15 . Правописание
безударных гласных
и сомнительных
согласных в корне.

16.Приставка и
предлог.

17.Различение
приставки и
предлога.

18. Наблюдение за
правописанием
гласных в
приставках.

слов.
Повторение о парных
звонких и глухих
согласных.
Выделение корня в группе
однокоренных
слов.Дифференциация
произношения и написания
парных согласных в корне.
Правило проверки парных
согласных в корне.
Наблюдение за
особенностями
произношения звонких и
глухих согласных в корне.
Выбор проверочного слова
из группы однокоренных
слов.
Проверка парных
согласных по правилу.
Словарная работа.
Комментированное письмо.
Различение и объяснение
орфограмм: безударные
гласные в корне, парные
согласные в корне,
непроверяемые гласные и
согласные в словах.
Повторение понятий
«приставка» и «предлог»,
их значение и написание.
Выделение в тексте слов с
приставками и предлогами.
Словарная работа.
Составление вопросов к
тексту. Пересказ текста по
вопросам.
Знакомство с правилами
различия приставки и
предлога.
Словарная работа.
Упражнение в написании
приставок и предлогов.
Выделение из текста слов с
приставками.
Наблюдение за
произношением и
написанием гласных в
приставках. Вывод.
Образование слов с
помощью приставок.
Выделение приставок.

19.Правописание
гласных в
приставках.
20. Правописание
безударных гласных
в корне и приставке.

21.Деление текста на
части по данному
плану.

22. Изложение
текста по данному
плану*
(Грозный пленник)
23.Наблюдение за
правописанием
согласных в
приставках.

24.Правописание
приставок на
согласную.

25.Разделительный
твердый знак в
словах с
приставками.

Упражнения на
правописание гласных в
приставках.
Выделение приставок.
Выделение частей текста.
Сопоставление правил
написания безударных
гласных в корне и
приставке.
Восстановление текста по
словосочетаниям.
Знакомство с планом и
текстом, не делённым на
части.
Выбор из текста
предложений,
соответствующих пунктам
плана.
Запись текста с выделение
каждой части.
Выделение в тексте слов с
приставками.
Словарная работа.
Анализ текста: обсуждение
темы, основной мысли,
подбор заголовка.
Устный пересказ по плану.
Письменное изложение.
Проверка.
Наблюдение за
произношением и
написанием согласных в
приставках.
Вывод.
Упражнение «Замени
выражение одним словом с
приставкой».
Работа с текстом:
подтверждение основной
мысли фактами.
Упражнения на
правописание согласных в
приставках.
Выделение приставок.
Образование слов с
помощью приставок.
Наблюдение над словами с
разделительным твёрдым
знаком.
Работа с правилом.
Упражнение в
распознавании слов с

26.Различение
написаний слов с
разделительным
твердым знаком и
без него.

27.Состав слова.
Закреплений знаний.

28. Контрольная
работа по теме
«Состав слова».

29. Работа над
ошибками.
Составление
объявления.

IV Части
речи.
Текст(69 ч)

1.Существительное,
прилагательное,
глагол.

2. Различение
существительных,
прилагательных и
глаголов в
предложении.

разделительными ъ и ь
знаками.
Повторение правила
написания твёрдого знака в
словах.
Упражнение в образовании
слов с приставками с
разделительным твёрдым
знаком и без него
(подъехать, поехать).
Сопоставление правил
написания гласных и
согласных в корне и
приставке.
Упражнение в написании
слов с изученными
орфограммами «Допиши
словечко».
Комментированное письмо.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Повторение правил.
Диктант с грамматическим
заданием.
Самопроверка.
Анализ ошибок,
допущенных в диктанте.
Знакомство с объявлением
как видом деловых бумаг
(назначение, особенности
написания).
Анализ образца.
Упражнение в составлении
объявления (по плану и
данным словосочетаниям).
-Уточнение
Повторение понятия «части
знаний о
речи».
существительном, Особенности (признаки), по
прилагательном,
которым слова объединяют
глаголе как частях в части речи (вопросы, что
речи.
обозначают).
- Формирование
Упражнение в
умения
распознавании частей речи.
дифференцироват Словарная работа.
ь части речи.
Выделение в предложениях
- Формирование
существительных,
умений
прилагательных и глаголов.
определять
Образование однокоренных
грамматические
слов разных частей речи.
признаки
Работа в группах (выписать
существительного слова, обозначающие:
, прилагательного, - предметы,

Знание частей
речи: имя
существительное
имя
прилагательное
глагол.
Умение
распознавать
части речи.
Умение
определять
грамматические
категории: род,
число, падеж – у
существительных;
род, число, падеж
–у

3.Имя
существительное.
Значение
существительных в
речи.

4.Существительные,
обозначающие
явления природы.

5. Существительные,
называющие один и
тот же предмет поразному.

6. Существительные,
противоположные по
значению.

7.Различение
существительных по
родам.

8.Изменение
существительных по
числам.

глагола;
согласовывать
имена
прилагательные с
существительным
и в роде, числе,
падеже; проверять
написание
окончанийприлага
тельных по
вопросу.
- Развитие умения
употреблять в
речи глаголы
разных
временных
категорий.
- Развитие
внимания, памяти,
мышления,
устной и
письменной речи,
умения работать в
группе.
- Воспитывать
интерес к
предмету,
родному языку,
самостоятельност
ь, самоконтроль.

- признаки предметов,
- действия предметов).
Повторение понятия «имя
существительное».
Наблюдение над ролью
имён существительных в
речи (текст).
Лексические группы имён
существительных.
Различение
существительных по
вопросам кто? что?
Одушевлённые и
неодушевлённые
существительные.
Дифференциация
существительных по их
лексическому значению.
Словарная работа.
Употребление в речи
существительных,
обозначающих явления
природы.
Выделение
существительных в
предложениях.
Упражнение в назывании
предмета разными
существительными в
зависимости от ситуации.
Близкие и
противоположные по
значению
существительные.
Работа с пословицами.
Выделение
противоположных по
значению
существительных.
Выделение частей текста по
плану.
Различение
существительных по родам.
Приёмы определения рода
существительных.
Упражнение в определении
рода.
Словарная работа.
Повторение понятий:
единственное и
множественное число.
Игра «Один – много».

прилагательных;
время – у глагола.
Умение
правильно
употреблять
прилагательные
при описании
предмета.
Умение
согласовывать
имена
прилагательные с
существительным
и в роде, числе,
падеже.
Умение проверять
окончания имён
прилагательных
по вопросу.
Умение
употреблять в
речи глаголы
разных
временных
категорий.

9.Существительные
собственные и
нарицательные.

10. Большая буква в
именах собственных.

11.Кавычки в именах
собственных.

12. Экскурсия
«Имена собственные
в названиях улиц,
магазинов,
предприятий».

13. Различение
написаний
существительных
собственных и
нарицательных.

Упражнение в изменении
имён существительных по
числам.
Повторение о значении
существительных.
Понятия: имя собственное,
имя нарицательное.
Правописание имён
собственных и
нарицательных.
Деление текста на части по
плану.
Повторение об именах
собственных и
нарицательных.
Правописание имён
собственных.
Упражнение в образовании
имён собственных.
Пересказ текста по
вопросам.
Повторение об именах
собственных и
нарицательных.
Имена собственные,
которые пишутся в
кавычках.
Составление
словосочетаний имя
нарицательное + имя
собственное.
Дополнение предложений
именами собственными.
Инструктаж учащихся.
Сообщение темы и цели
экскурсии.
Наблюдения за названиями
улиц, магазинов,
предприятий во время
экскурсии.
Выводы.
Различение
существительных,
обозначающих любой из
названных предметов и
конкретный предмет.
Правописание имён
собственных и
нарицательных.
Составление предложений с
именами собственными.
Словарная работа.

14. Имя
существительное.
Закреплений знаний.

15. Самостоятельная
работа по теме «Имя
существительное».

16.Изменение
существительных по
падежам.
Понятие о
склонении.

17. Определение
падежей
существительных по
вопросам.

18. Именительный
падеж – кто? что?

19.Родительный

Повторение об имени
существительном
(грамматические
категории).
Выделение основной мысли
текста.
Пересказ текста по
вопросам.
Урок проверки знаний.
Повторение изученного
материала об имени
существительном.
Грамматические задания по
теме.
Самостоятельная работа.
Проверка.
Наблюдение за изменением
окончаний имени
существительного в
зависимости от вопроса
(работа с текстом с.118,
запись словосочетаний).
Повторение роли
окончания.
Понятие о склонении.
Названия падежей.
Падежные вопросы.
Повторение названий
падежей.
Упражнение в
распознавании падежей
(правило с.121, таблица с
падежными вопросами).
Постановка вопросов к
существительным.
Упражнение в склонении
имён существительных.
Повторение о главных и
второстепенных членах
предложения.
Выделение
существительных в
именительном падеже.
Синтаксическая роль
существительных в
именительном падеже.
Вывод.
Синтаксический разбор
предложения, определение
падежей у имён
существительных.
Повторение названий

падеж – кого?чего?

20.Дательный падеж
– кому? чему?

21.Винительный
падеж – кого? что?

22.Творительный
падеж – кем?чем?

23.Предложный
падеж – о ком? о
чем?

падежей.
Постановка вопросов к
существительным в
родительном падеже.
Употребление
существительных в
родительном падеже с
предлогами.
Повторение названий
падежей.
Работа с пословицей
(определение падежа у
существительных).
Постановка вопросов к
существительным в
дательном падеже.
Дополнение предложений
существительными по
смыслу и вопросу.
Выделение
существительных в
винительном падеже.
Дифференциация
существительных в
именительном и
винительном падежах.
Составление
словосочетаний с
существительными в
винительном падеже.
Словарная работа.
Повторение названий
падежей и падежных
вопросов.
Упражнение в склонении
существительных.
Постановка вопросов к
существительным в
творительном падеже.
Работа с диалогом.
Работа с
деформированными
предложениями(с.288, 3кл).
Употребление
существительных в
предложном падеже,
постановка вопросов.
Словарная работа.
Работа с текстом:
выделение основной
мысли, выявление
подтверждающих фактов.

24. Подтверждение
основной мысли
текста
дополнительными
фактами.

25. Изложение
текста по опорным
словам*
(Главное в человеке)

26. Понятие о
начальной форме.

27.Постановка
существительных в
начальную форму.

28. Изменение
существительных по
падежам.
Закрепление
полученных знаний.

29. Контрольная
работа по теме «Имя
существительное».

30. Работа над
ошибками.
Закрепление знаний.

Повторение: падежи и
падежные вопросы,
определение падежа.
Выделение основной мысли
текста.
Подкрепление основной
мысли фактами с помощью
вопросов.
Словарная работа.
Анализ текста: тема,
основная мысль,
озаглавливание.
Выделение опорных слов и
словосочетаний.
Устный пересказ по
опорным словам.
Письменное изложение.
Проверка.
Выделение в предложении
существительных,
определение падежей.
Понятие «начальная
форма».
Постановка
существительных в
начальную форму.
Постановка
существительных в
начальную форму.
Определение рода
существительных по
начальной форме.
Повторение: падежи и
падежные вопросы.
Определение падежа.
Грамматические категории
имени существительного.
Упражнение в разборе
существительного как
части речи по плану.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Повторение изученного.
Диктант с грамматическим
заданием.
Самопроверка.
Анализ ошибок,
допущенных в контрольной
работе.
Упражнения на
закрепление.
Лексические упражнения.

31. Имя
прилагательное.
Значение
прилагательных в
речи.

32.Описание
явлений природы с
помощью
прилагательных.

33.Описание
человека, животных
с помощью
прилагательных.

34. Прилагательные,
противоположные по
значению.

35. Изложение
текста
описательного
характера*
(Берёза)
36. Изменение
прилагательных по
родам.

Наблюдение над ролью
имён прилагательных в
речи.
Лексическое значение имён
прилагательных.
Игра «Будь внимателен»
(с.93, Р.)
Упражнение в
распознавании имён
прилагательных.
Постановка вопросов к
прилагательным.
Повторение понятия «имя
прилагательное».
Работа с загадками о
явлениях природы.
Выделение
прилагательных.
Составление
словосочетаний сущ.+прил.
Выбор прилагательных для
описания человека.
Употребление
прилагательных при
описании домашнего
животного.
Восстановление
последовательности частей
текста по плану.
Близкие и
противоположные по
значению прилагательные.
Наблюдение над
прилагательными
противоположными по
значению, употребление их
в речи.
Игра «Кто быстрее назовет
слово».
Анализ текста.
Выделение признаков,
характеризующих предмет
(составление плана).
Пересказ по плану.
Письменное изложение.
Проверка.
Употребление
прилагательного с
существительными
мужского, женского,
среднего рода. Наблюдение
за прилагательным

37.Окончания
прилагательных
мужского рода.

38. Окончания
прилагательных
женского рода.

39. Окончания
прилагательных
среднего рода.

40.Определение
родовых окончаний
прилагательных.

41.Изменение
прилагательных по
числам.

(вопросы, окончания).
Определение рода
существительных. Вывод.
Упражнение в определении
рода прилагательных.
Постановка вопросов к
прилагательным.
Выделение окончаний.
Выделение словосочетаний
сущ.+прил. Мужского рода.
Постановка вопросов к
прилагательным.
Выделение окончаний.
Вывод.
Составление предложений с
данными словосочетаниям.
Работа со
словосочетаниями
сущ.+прил. женского рода,
постановка вопросов,
выделение окончаний.
Вывод.
Упражнение в написании
окончаний прилагательных
женского рода.
Наблюдение за
окончаниями
прилагательных среднего
рода, сравнение с вопросом.
Вывод.
Упражнение в написании
окончаний прилагательных
среднего рода.
Словарная работа.
Работа с загадками
(отгадывание предмета по
описанию).
Образование
прилагательных от
существительных,
выделение родовых
окончаний.
Упражнение в описании
предмета.
Употребление
прилагательных с
существительными в
единственном и
множественном числе.
Наблюдение за
окончаниями

42. Род и число
прилагательных.
Закрепление
полученных знаний.

43. Описание
предмета с опорой
на его восприятие*
(Игрушка)

44.Понятие о
склонении
прилагательных.

45.Именительный
падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

46. Родительный
падеж

прилагательных. Вывод.
Вопроси окончания
прилагательных во
множественном числе.
Согласование
прилагательных с
существительными в роде и
числе.
Распространение текста
именами прилагательными.
Выделение
противоположных по
смыслу прилагательных.
Пересказ текста с опорой на
словосочетания.
Рассматривание предмета.
Назвать части предмета, о
которых нужно рассказать
(план).
Подобрать слова-признаки
к каждой части предмета.
Составить предложения.
Письменное изложение.
Проверка.
Работа со стихотворением
упр.226 (выписать
прилагательное «зелёный»
вместе с существительным,
определить падеж
существительного,
наблюдение за
окончаниями
прилагательного). Вывод.
Склонение прилагательных,
выделение окончаний.
Постановка вопросов к
прилагательным в
косвенных падежах.
Постановка вопросов к
прилагательным от
существительных,
определение падежа
прилагательного и
существительного
(упр.232).
Разбор, проговаривание
правила с.172
Подбор подходящих по
смыслу прилагательных к
существительным.
Постановка вопросов к
прилагательным от

прилагательных
мужского и среднего
рода.

47. Дательный падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

48.Винительный
падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

49. Творительный
падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

50.Предложный
падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

существительных,
определение падежа
прилагательного и
существительного
(упр.235).
Разбор, проговаривание
правила с.175
Составление предложений
по рисунку и данным
словосочетаниям.
Постановка вопросов к
именам прилагательным от
существительных,
определение падежа у
прилагательного и
существительного
(упр.238).
Разбор, проговаривание
правила с.177
Выделение окончаний
прилагательных.
Постановка вопросов к
именам прилагательным от
существительных,
определение падежа у
прилагательного и
существительного
(упр.241).
Разбор, проговаривание
правила с.179
Согласование
прилагательных с
существительными в роде и
падеже.
Постановка вопросов к
именам прилагательным от
существительных,
определение падежа у
прилагательного и
существительного
(упр.244).
Разбор, проговаривание
правила с.181
Связь предложений в тексте
с помощью слов: сначала,
затем, наконец.
Постановка вопросов к
именам прилагательным от
существительных,
определение падежа у
прилагательного и
существительного

51.Склонение
прилагательных
мужского и среднего
рода. Закреплений
знаний.

52. Контрольная
работа по теме «Имя
прилагательное».

53. Работа над
ошибками.
Закреплений знаний
54.Глагол. Значение
глагола в речи.

55.Глаголы,
противоположные по
значению.

56.Различение
существительных,
прилагательных и
глаголов.

(упр.247).
Разбор, проговаривание
правила с.183
Словарная работа.
Образование
прилагательных от
существительных.
Согласование
прилагательных с
существительными в роде,
числе, падеже; определение
данных грамматических
категорий.
Написание падежных
окончаний прилагательных.
Деление текста на части по
плану.
Грамматические задания по
двум уровням сложности.
Повторение изученного по
теме.
Самостоятельная работа.
Самопроверка.
Анализ контрольных работ.
Упражнения на
закрепление.
Комментированное письмо.
Повторение о глаголе как
части речи.
Семантические группы
глаголов.
Роль глагола в
предложении.
Упражнение «Четвёртый
лишний».
Работа с диалогом.
Выделение глаголов в
тексте.
Повторение о глаголе как
части речи.
Образование
противоположных по
значению глаголов с
помощью приставок.
Дополнение предложений
глаголами по смыслу.
Словарная работа.
Проверка д/з.
Работа с однокоренными
словами разных частей
речи; рассказ о
существительном,

57.Изменение
глаголов по
временам.
Настоящее время
глаголов.

58.Прошедшее время
глаголов.

59.Будущее время
глаголов.

60.Различение
глаголов по
временам.

61.Единственное и
множественное
число глаголов
настоящего времени.

прилагательном и глаголе
по плану:
Слово …
Обозначает …
Отвечает на вопрос …
Это …
Образование глаголов от
существительных и
прилагательных.
Наблюдение за глаголами
различных временных
категории.
Определение времени
глаголов.
Постановка вопросов к
глаголам настоящего
времени.
Повторение о времени
глаголов.
Выделение в речи глаголов
прошедшего времени.
Постановка вопросов к
глаголам прошедшего
времени.
Дополнение предложений
глаголами по смыслу.
Выделение в речи глаголов
будущего времени.
Постановка вопросов к
глаголам будущего
времени.
Определение времени
глаголов.
Составление вопросов к
тексту.
Повторение о времени
глаголов.
Дополнение текста
глаголами различных
временных
категорий.Определение
времени глаголов.
Работа с
фразеологическими
выражениями.
Изменение глаголов по
числам (практическое
сравнение, сколько
предметов выполняют
действие).
Определение числа
глаголов.

62. Единственное и
множественное
число глаголов
будущего времени.

63. Единственное и
множественное
число глаголов
прошедшего
времени.

64.Текст. Связь
частей в тексте.

65. Изложение
повествовательного
текста*
(Как спасаются
насекомые)
66. Глагол.
Закрепление знаний.

67. Части речи.
Закрепление знаний.

Постановка вопросов к
глаголам настоящего
времени в единственном и
множественном числе.
Наблюдение за глаголами
будущего времени в
единственном и
множественном числе.
Постановка вопросов к
глаголам будущего времени
в единственном и
множественном числе.
Словарная работа.
Определение числа
глаголов.
Постановка вопросов к
глаголам прошедшего
времени в единственном и
множественном числе.
Дополнение предложений
глаголами по смыслу.
Упражнение в изменении
числа глаголов.
Анализ текста упр.283.
Наблюдение за словами,
которые помогают связать
части текста.
Дополнение текста
словами, которые помогают
связать его части.
Деление текста на части.
Анализ текста.
Деление на части.
Составление плана.
Устный пересказ по плану.
Письменное изложение.
Проверка.
Повторение о глаголе как
части речи.
Грамматические категории
глагола.
Определение времени и
числа глаголов.
Упражнение «Четвёртый
лишний».
Различение частей речи.
Определение
грамматических признаков
существительных,
прилагательных и глаголов.
Согласование
прилагательных с

VПредлож
ение.
Текст(11 ч)

существительными в роде,
числе, падеже.
68.Контрольная
Повторение правил.
работа по теме
Диктант с
«Части речи».
грамматическими
(годовая)
заданиями.
Самопроверка.
69. Работа над
Анализ ошибок.
ошибками.
Упражнения на
закрепление.
Работа с текстом: подбор
слов для связи частей
текста.
1.Различение
- Обобщить
Повторение понятий:
повествовательных,
знания о простом предложение,
вопросительных и
предложении
нераспространённое и
восклицательных
распространённом распространённое
предложений.
и
предложения, главные и
нераспространённ второстепенные члены
ом, предложении предложения.
с однородными
Различение предложений
членами.
по интонации.
- Познакомить с
Упражнение в чтении
предложением с
разных по интонации
обращением.
предложений.
- Формировать
Составление
умение ставить
повествовательных,
знаки препинания вопросительных и
в предложениях с восклицательных
однородными
предложений.
членами
и
2.Определение
Выделение в предложении
обращением.
однородных членов
однородных членов
- Развивать
предложения.
(подлежащих, сказуемых,
внимание,
второстепенных).
логическое
Постановка вопросов к
мышление,
однородным членам.
связную устную и Чтение предложений с
письменную речь, однородными членами с
коммуникативные интонацией перечисления.
3.Однородные члены способности.
Выделение в предложениях
- Воспитывать
предложения без
однородных членов.
любовь
к
Родине
союзов.
Интонация перечисления и
и родному языку, постановка знаков
самостоятельност препинания в
ь, самоконтроль.
предложениях с
однородными членами без
союзов.
Схематичное обозначение
однородных членов.
Дополнение предложений
однородными членами.
4.Однородные члены
Сравнение предложений с

Умения строить
простое
предложение с
однородными
членами; ставить
знаки препинания
в предложении с
однородными
членами.
Умение
употреблять в
устной и
письменной речи
предложения с
обращением.

предложения с
союзом И.

5.Однородные члены
предложения без
союзов и с союзом
И.

6.Обращение.
Знакомство с
обращением.

7. Место обращения
в предложении.

8. Экскурсия
««Природа родного
края весной».

9. Составление
текста письма
друзьям с
элементами
описания*

однородными членами с
союзом Ии без союза,
наблюдение за постановкой
запятой, упр.298
Вывод с.221.
Построение схем к
предложениям с
однородными членами.
Каллиграфическая минутка.
Сравнение предложений с
однородными членами без
союза и и с союзом И,
объяснение знаков
препинания.
Построение схем к
предложениям с
однородными членами.
Наблюдение за
предложениями с
обращениями.
Роль обращения в речи.
Упражнения в чтении
предложений с
обращениями.
Выделение обращения на
письме
Наблюдение за
обращениями в начале,
середине и в конце
предложения.
Схемы предложений с
обращениями в начале,
середине и в конце
предложения, соотнесение
с предложениями.
Дополнение предложений
обращениями, упр.309.
Словарная работа.
Инструктаж учащихся.
Тема и цель экскурсии.
Наблюдения за живой и
неживой природой во время
экскурсии.
Выводы.
Знакомство со структурой
текста письма.
Средства связи
предложений в тексте.
Обсуждение темы
(изменения в природе).
Составление текста письма.
Написание текста.

8.Составление
предложений с
обращениями.

10.Закреплений
знаний по теме
«Предложение».

VI
Повторени
е(7ч.)

11.Проверочный
диктант по теме
«Предложение».
1.Состав слова.

2.Правописание
гласных и согласных
в корне и приставке.

3. Различение частей
речи.

4.Имя
существительное

5.Имя
прилагательное

- Повторить и
обобщить знания
по основным
разделам
программы;
- развивать
логическое
мышление,
память,
творческие
способности,
коммуникативные
навыки, связную
речь учащихся;
- воспитывать
любовь и интерес
к русскому языку,
родной природе;
самостоятельност
ь, самоконтроль.

Проверка.
Дополнение предложений
обращениями.
Построение схем
предложений с
обращениями.
Употребление предложений
с обращениями в диалогах.
Постановка знаков
препинания в конце
предложения.
Составление предложений с
однородными членами в
соответствии со схемами.
Дополнение предложений
обращениями.
Повторение.
Написание диктанта.
Проверка.
Повторение о частях слова.
Разбор слов по составу.
Упражнение «Выбери
слово».
Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов.
Упражнения на
фонематическое
восприятие.
Комментированное письмо.
Выделение частей текста по
плану.
Разбор слов по составу.
Упражнения на
дифференциацию
изученных частей речи.
Подбор однокоренных слов
разных частей речи.
Выделение частей речи в
предложениях.
Классификация
существительных по их
лексическому значению.
Определение
грамматических признаков
существительных.
Согласование
прилагательных с
существительными в роде,
числе, падеже.
Распространение
предложений именами

Знание изученных
понятий.
Умение
применять
полученные
знания по
основным
разделам
программы на
практике.

6.Глагол.

7. Предложение и
текст.

прилагательными.
Употребление глаголов
настоящего, прошедшего и
будущего времени.
Изменение числа глаголов.
Составление предложений
по вопросам.
Отличие предложения от
текста.
Определение темы текста.
Выделение основной
мысли.
Составление текста из
деформированных
предложений.

Формы и средства контроля
Для проверки уровня усвоения знаний и умений по предмету программой
предусмотрены контрольные и самостоятельные работы, проверочные
диктанты по итогам изучения основных тем. Контрольные работы проводятся в
конце каждой темы в форме диктантов, диктантов с грамматическими
заданиями, грамматических заданий.
График контрольных работ
6 класс
№ п\п

Дата

1

Сентябрь

2

Декабрь

3

Февраль

4

Март

5

Апрель

Тема
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы»
(вводная)
Контрольная работа по теме «Состав слова»
Контрольная работа по теме «Имя
существительное»
Контрольная работа по теме «Имя
прилагательное»
Контрольная работа по теме «Части речи»
(годовая)

Контрольно-измерительные материалы.
6 класс
Контрольная работа №1
Тема: Звуки и буквы (вводная).
Диктант.
Осень. Давно облетели старые деревья. И только молодые берёзки
сохранили своё убранство. Их жёлтые листья золотом блестят на солнце.
В лесу тишина. На большом расстоянии слышны прыжки зайца и белки.
Хрусткие сучья предупредят зверьков об опасности.
Летают близко к жилью человека синицы. Снегири выбрались из лесной
чащи. Их пение тихо раздаётся в кустах.
Задание:
Выпишите слова, в которых гласные или согласные пишутся не так, как
слышатся:
Письмо, розы, столы, стена, липа.
Мороз, разный, сладкий, родной, рыбка, зубы.
Контрольная работа №2
Тема: Состав слова.
Диктант.
Осень.
На дворе осень. Холодный ветер гуляет над землёй. Облетела листва с
деревьев.
Мы подъехали к знакомой местности. На холме стоит могучий дуб.
Упрямо на сучьях держатся жёлтые листья. Они тихо шумят. Иногда осенний
наряд украшает дуб всю зиму. А листочки брусники так и уйдут под снег
зелёные.
Грустно в лесах и полях.
Задание:
1. Выпишите слова со звонкими и глухими согласными в корне, запишите к
ним проверочные слова.
2. Разберите по составу слово листочки.
Контрольная работа №3
Тема: Имя существительное.
Диктант.
В зимнем лесу.
Тихо зимой в лесу. Но и сейчас здесь идёт своя жизнь. Узнать её можно
по следам.
На рассвете голодная рысь вышла из ельника. На поляне хищница учуяла
рябчиков. Они спали в снежном сугробе. Птицы услышали шаги рыси по снегу
и выпорхнули из своей спальни.
Рысь устала и улеглась на снегу, как кошка на печке.
Задание:

1. В последнем предложении найдите имена существительные, определите
у них падеж.
2. Разберите по составу слова: ельник, печка.
Контрольная работа №4
Тема: Имя прилагательное.
1. Спиши. Подчеркни имена прилагательные.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
2. Подбери противоположные по значению прилагательные.
Глупый – …
Молодой – …
Смелый – …
Тяжёлый – …
3. Подбери как можно больше прилагательных к существительным. Ставь
от существительного к прилагательному вопрос.
Шарф (…?) …
Лето (…?) …
Лиса (…?) …
Каникулы (…?) …
4. Составь словосочетания прилагательных с существительными.
Сладк.. (печенье, компот).
Лёгк.. (портфель, задача).
Нов.. (школа, коньки).
5. Подбери прилагательные к существительным.
На … небе, по … лесу, к … другу
Определи род, число, падеж прилагательных.
6. Найди ошибки, исправь их.
Красная лента, красная яблоко, красная скатерть.
Контрольная работа №5
Тема: Части речи (годовая).
Диктант.
Заря.
Я подошёл к окну. Было раннее летнее утро. Так вот она какая, заря!
За садом небо красное, как при пожаре. Солнца ещё не видно, но оно уже
где-то светит. На крыше сарая рыжие пятна. Длинный шест скворечника
начинает золотиться. Вспыхивают стёкла в домах. Это восходит солнце. Луга и
поля заливает яркий свет.
Радостный холодок освежает лицо.
Задание:
1. Подчеркните главные и второстепенные члены в первом предложении,
обозначьте части речи.

2. Определите падеж существительных.
К окну, за садом, на крыше, скворечника, холодок.

оценивает

применяет

понимает

знает

Уровни качества образованности
Отлично
«5»
- содержание ответа
соответствует
поставленному вопросу;
-знает грамматические
понятия соответственно
программе

Хорошо
«4»
- при воспроизведении
понятий и терминов
допускает неточности;
- знает основные
грамматические
понятия

- обнаруживает
понимание учебного
материала;
- может
сформулировать ответ,
привести примеры

- затрудняется
самостоятельно дать
точный
ответ на поставленный
вопрос;
- излагает материал
недостаточно полно и
последовательно;
- допускает неточности
в подтверждении
правил примерами
- умеет последовательно
выполнять действие по
алгоритму;
- делает некоторые
ошибки в речи

- применяет изученные
орфографические
правила на практике;
- употребляет в речи
изученные
грамматические
понятия
- объективно оценивает
свои возможности;
- определяет качество
выполненной работы

Удовлетворительно
«3»
- ответ на вопрос
содержит ошибки или
большое количество
неточностей,
искажающих
содержание ответа;
- обнаруживает знание
некоторых положений
данной темы
- не умеет
самостоятельно
объяснить материал по
заданному вопросу;
- затрудняется
подтвердить правила
примерами

- затрудняется
самостоятельно
выполнять действия,
нуждается в помощи
учителя;
- допускает ряд ошибок
в речи
- оценивает свои
- не всегда адекватно
возможности с
оценивает свои
организующей
возможности;
помощью педагога;
- исправляет недостатки
- определяет качество со с помощью педагога
стимулирующей
организующей
помощью педагога

Учебно-методические средства обучения
Учебники:
1. Якубовская
Э.В.
Русский
язык.
6
класс.
Учебник
для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы / Э.В.Якубовская,
Н.Г.Галунчикова. – 4-е издание. – М.; «Просвещение», 2018.
Дополнительная литература:
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Русский язык. 3 класс. Учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. –
М.; «Просвещение», 2012.
2. Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. «Развитие речи учащихся на уроках
грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» - М. «Просвещение», 2004;
3. Плешакова Е.П. Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и
упражнения 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2007;
4. Лободина Н.В. Русский язык 3 -4 классы. Тренинговые карточки с
упражнениями и заданиями, контрольные тесты. – Волгоград: Учитель,
2007;
5. Фролова Л.А. Русский язык. Тесты 3 класс. – Тула: Родничок; М.:
АСТ: Астрель, 2007;
6. Жиренко О.Е., Полещук В.Ф., Обухова Л.А. Тренажер по русскому
языку для начальной школы: Пословицы и поговорки. – М.:
Издательство «Ювента», 2007;
7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Местоимение и наречие. – М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003;
8. Круковер В.И. Шелестова Л.И. Поурочные разработки по русскому
языку + игровой материал. – М.: ВАКО, 2004;
9. Зикеев А. Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка» ч.1,
ч.2, ч.З, ч.4 - М. Владос, 2003;
10. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Контрольные и проверочные работы по
русскому языку. – М.: АСТ: Астрель, 2003;
11. Тикунова Л.И. Контрольные работы по русскому языку 1 – 4 классы. –
Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ, 2006;
12. Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений 5 – 9 классы.
Коррекционное обучение. – Волгоград: Учитель, 2007;
13. Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2003;
14. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1, №2, №3, №4
по русскому языку. Для учащихся 5 – 9 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.:
«Просвещение», 2005;
15. Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах.
Екатеринбург: «ЛИТУР», 2007;
16. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи
младших школьников. Части 2, 3; Москва «Владос», 2010;

17. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по
коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006;
18. Родина И.О. Творческие работы по русскому языку. 4 класс. Ростовна-Дону «Феникс», 2010;
19. Сычева Г.Н. лучшие упражнения по русскому языку: 3 класс: учебное
пособие. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017;
20. Демонстрационный материал по русскому языку «Части речи»,
опорные таблицы по русскому языку,иллюстрационный материал для
развития речи; дидактический материал (карточки для индивидуальной
и групповой работы по темам, опорные схемы, коррекционноразвивающие упражнения).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».