1 Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования по экологическому образованию составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Авторы: Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. М.: «Просвещение», 2012 г. Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, способствует умственному развитию, определяет начальный объем знаний и умений по химии и физике. Экология не являются общеобразовательными предметами в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, но располагают большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционноразвивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня. Программа построена на основе общенациональных ценностей российского общества, таких, как природа, здоровье, гражданственность, экологическая культура, и направлена на развитие мотивации и готовности к повышению своей экологической грамотности; способности обнаруживать экологические проблемы в повседневной жизни; придерживаться ресурсосберегающего поведения, здорового и экологически безопасного образа жизни; ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья. Целью данной программы является повышение уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Реализовать данную цель можно через решение следующих задач: сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (состав, функции). формирование правильного применения природных явлений в жизни и быту человека; уточнение, расширение и активизация словарного запаса. развитие речи учащихся, как средства общения и как способа коррекции ихмыслительной деятельности; воспитание нравственных качеств учащихся, бережного отношения к природе, к растениям, к животным; формирование навыков групповой работы. 2 Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении химии и физики. Это: Овладение основными знаниями по экологии. Развитие способности использовать знания по экологии и формирование представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и не живой природы. Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении следующих разделов и тем: Экологическая грамотность Экологическая опасность Экологическая безопасность в школе и дома Экономное потребление Экологическая безопасность в природе Мой вклад в сохранение экологии 3 Календарно – тематическое планирование по курсу дополнительного образования «Экология и Мы» № п/п Дата план Тема раздела (количество часов) Тема урока Цель, задачи Форма проведения, (к разделу) элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) Планируемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные) (Результаты прописываются на раздел программы) 1 2 3 4 5 Экологическая грамотность (10 часов) Экология - наука Познакомиться с экологией, как История становление наукой, Узнать как она появилась. экологии Познакомится с – Что такое учеными экологами. окружающая среда Познакомиться с Живая и неживая экологическими традициями природа Экологические традиции и обычаи народов России Познакомить с основами экологии Ознакомиться с историей появления экологии как науки. Познакомиться с окружающим нас миром Развивать умение классифицировать, различать живую и неживую природу умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Знакомство с народами России и их экологическими традициями Приводить примеры здорового и экологически безопасного образа жизни коренных народов своего региона (традиции природопользования, питания, устройства жилища и др.), их отношения к расточительному природопользованию, вредным привычкам, экологическому вандализму. Представлять полученную информацию своими словами 4 6 Особенности питания 7 Экология жилища 8 Экологический баланс 9 Экологически безопасный образ жизни Расточительное природопользование Виды экологического загрязнения Причины экологического загрязнения Источники экологического загрязнения Признаки экологического загрязнения Последствия экологической катастрофы 10 11 12 13 14 15 16 Экологическая опасность (6 часов) Способы предотвращения и борьбыэкологического загрязнения Правильное питание и режим дня Как правильно обустроить свой дом Изучить закономерность взаимосвязи в природе Основы здорового образа жизни Правила природопользования. Познакомиться с Изучить виды Экологическим загрязнения загрязнением, какие Изучить причины они бывают, какаие загрязнения причины этого и как этого избежать Изучить источники загрязнения Изучить признаки загрязнения Изучить какие последствия могут быть Изучить способы борьбы с загрязнениями Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные 5 17 18 19 20 Экологическая Качество продуктов Надёжные способы безопасность в школе которые мы едим снижения и дома (6 часов) экологического риска при экологически качестве Качество воды в опасном воды, наших кранах. питьевой питания, Источники питьевой воздуха, бытовых приборов, воды Мебель и её опасность мебели, стройматериалов, рекомендуемые наукой. Из чего сделан наш дом 21 22 23 24 25 Экономное потребление (6 часов) Научить правильно читать состав продуктов питания. Е добавки Ознакомиться как определить качество питьевой воды деятельностью человека). Описывать признаки ложной информации. Называть способы проверки экологической информации на достоверность Использование некачественных материалов, признаки. Использование некачественных материалов, признаки. Воздух которым мы Ознакомиться с дышим. признаками загрязнённого воздуха Из чего сделана наша Использование одежда некачественных материалов, признаки Возобновляемые и не Экономное Познакомить с Высказывать своё возобновляемые потребление как ресурсами природы. мнение по вопросам ресурсы проявление самоограничения при экологической Энергосбережение Изучить для чего потреблении ответственности, материальных благ в необходимо экологической целях сохранения экономить энергию грамотности Экономное Изучить значимость качества человека, условие его окружающей среды, использование дерева в природе 6 26 27 28 29 30 31 32 33 34 древесины Экономное использование полезных ископаемых здоровья долголетия и бережного расходования пресной воды Экономное потребление как проявление экологической ответственности Экологическая Природа и Я Духовное общение с безопасность в природой, его природе (4 часа) культурные традиции Правила поведения в у разных народов. Чувство единения с лесу Правила поведения на природой. Ценность эстетической водоёме привлекательности Последствия среды. использования благ природной Отсутствие следов цивилизации пребывания человека в природе как показатель его экологической культуры Мой вклад в Что я могу сделать для Правила сохранение экологии сохранения природы экологически (2 часа) грамотного поведения в О.С Творческий проект здоровья человека, безопасности жизни. чего Изучить для необходимо экономить полезные ископаемые Изучить что вода – источник жизни. Ознакомить что такое экологическая ответственность Изучить связь человека с окружающей средой Изучить ядовитые растения и грибы Изучить Составлять инструкцию по экологически грамотному поведению в природной среде, учитывающему Изучить влияние местные приборов и техники экологические риски (кровососущие на природу насекомые, ядовитые змеи, состояние питьевых источников и др.). Создать личную инструкцию по поведению в окружающей среде Обобщение материала Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. пройденного 7 Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «экологический риск», «экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей для человека в своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её. Приводить доказательства относительности величины экологического риска для разных людей в зависимости от их экологической грамотности, образа жизни, наличия вредных привычек. Доказывать, что природные ресурсы являются источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей человека. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия, духовного самосовершенствования. Описывать возможности духовного общения с природой у разных народов. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека. Называть цели просветительской работы и её формы. Формулировать правила экологически грамотного поведения в школе, дома, в городской, сельской местности, природной среде. Описывать личный опыт экологически грамотного поведения. 8 Литература: Ашихмина Т. Я. Школьный экологический мониторинг: учеб.-метод. пособие / Т. Я. Ашихмина, А. И. Васильева, Л. В. Кондакова и др.; под ред. Т. Я. Ашихминой. — М.: Агар, 2000. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания / А. В. Гагарин. — М.; Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. Гринин А. С. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях / А. С. Гринин, В. Н. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. Данилов-Данильян В. И. Экологическая безопасность: общие принципы и российский аспект / В. И. Данилов-Данильян, М. Ч. Залиханов, К. С. Лосев. — М., 2001. Дзятковская Е. Н. Методические рекомендации для учителя к рабочей тетради «Учусь учиться» / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2008. Дзятковская Е. Н. Экологическая безопасность в школе и дома / Е. Н. Дзятковская. — М.: Образование и экология, 2009. Захлебный А. Н. На экологической тропе / А. Н. Захлебный. — М.: Педагогика, 1999. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравеги-на. — М.: Просвещение, 1984. Ищенко Г. Г. Мы друзья твои, природа! Практический материал по экологии для детей 6—10 лет / Г. Г. Ищенко // Книжки, нотки и игрушки. — 2004. — № 2. — С. 19—21. Кавтарадзе Д. N. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. — М.: Просвещение, 2009. 9