Пояснительная записка Лепка в силу своей специфики является средством познания объемно-пространственных свойств действительности – важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна. В раннем же возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало. В работе по лепке заложены большие возможности для эстетического и художественного восприятия, а также для общего развития. Воспитанники расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, а также развивают способность координировать движения рук со зрительно воспринятым объектом. Программа кружка «Мастерская керамики» разработана на основе программы факультативных курсов по искусству «Скульптура и керамика». Москва «Просвещение» 1991 г. В данную программу внесены следующие изменения: -дополнены тематические разделы: «глиняная игрушка» «декоративные пласты» «декоративные сосуды» «Украшения из керамики» «Лепка по замыслу» Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, которые ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании обучающихся, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Целесообразность Программы в том, что у ребят нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Тема работы с детьми, выбранная мной, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней. Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения обучающихся к декоративно-прикладному искусству. Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на педагогические принципы: -систематичность и последовательность в овладении опытом лепки; -самостоятельность и активность воспитанников; -наглядность и доступность материала. Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Задачи: -сформировать начальные представления о народных промыслах и видах ДПИ; -освоить основные технологические приемы обработки и декорирования изделий из глины; - формировать навыки работы с глиной; -развивать мелкую моторику рук, логическое мышление; -развивать художественно-эстетический вкус. Основными формами работы являются: практические занятия, беседы, просмотр видеофильмов, дидактические игры, рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, экскурсии, посещение выставок, участие воспитанников в выставках на городском, областном , всероссийском уровне и международном уровне. Методы организации учебно-воспитательного процесса: -репродуктивный; -практический; -словесно-иллюстративный; -выставочная деятельность. Предполагаемый результат: дети имеют представление о народных промыслах; умеют различать изделия разных народных промыслов; приобретут практические умения по работе с глиной; у детей появится интерес к истории и культуре нашего народа; развивается художественный вкус, они научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество; приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством. Содержание программы Программа «Волшебная глина» рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут Организация образовательного пространства Перед лепкой все надевают фартуки, готовят доски, стеки, деревянные скалку. Для росписи готовятся краски, кисти. Для украшения глиняных поделок - бусинки, ракушки, камешки и т.д. Приемы, используемые при работе с глиной: Глину разной консистенции дети создают из порошка или спрессованных брикетов. Это стимулирует сенсорные ощущения, позволяет ребёнку точнее воспринимать схему тела. - лепка из жгутов Этот приём позволяет перевести манипулирование с куском глины в конструктивную деятельность. Дети катают глиняные жгуты, превращают их в змей, закручивая хвосты. Это получается даже у моторно неловких детей. Появляется “змеиное царство”, в котором произойдёт то, что сфантазируют дети. Если жгуты выкладывать в форме колодца, сделать крышу, прорезать окна, то получится домик. Можно слепить фигурки людей или животных, поселить их в домик, развивая сюжет ролевой игры. Жгуты можно выкладывать и спирально на плоское основание. Получаются вазы, стаканчики для карандашей, чашки и др. - конструктивный способ У многих детей недостаточно сформированы представления о схеме тел животных и людей. Уточнению этих знаний помогает конструктивный способ лепки. Ребёнок планирует работу, отмеряя на глаз детали нужного размера. Просто лепятся черепашка, лошадка, уточки, цыплята. Сразу можно нанести узор. - лепка из цельного куска глины Такой приём способствует развитию дифференцированных движений пальцев рук. Дети осваивают приёмы прищипывания, отщипывания, вминания, оттягивания и др. Можно лепить чашки, вазы, колокольчики, подсвечники, птиц, животных и т. д. Игрушки используют в сюжетноролевой игре, создавая ситуации диалога, в которых ребёнок активно пользуется речью. Развитию коммуникативных качеств способствуют различные виды коллективной работы. К ним относятся: лепка сказок, историй, придуманных детьми, панно с сочетанием природных материалов. Дети договариваются, распределяют работу в зависимости от настроения, желания и учитывая возможности каждого. Программа занятий в керамической мастерской предусматривает знакомство с Дымковской игрушкой. Для детей важно проследить весь путь глиняной поделки: от замеса глины до применения его в жизни. Лепка в мастерской привлекательна для детей и взрослых. Здесь царят радость, терпимость, взаимопомощь и уважение.. Процесс изучения темы строится следующим образом – знакомство с темой (беседа) сбор и изучение иллюстративного материала, выполнение работы, декорирование. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998 Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М: Академа,2002 Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка» - М: Просвещение 1984 Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 1996. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002. Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб. Детство – Пресс, 2000. Федотов Г.Я. Послушная глина. Москва. АСТ - Пресс, 1997. Развернутое тематическое планирование. Кружок «Волшебная глина» Раздел Тема урока. ча сы Цель, задачи раздела Элементы содержания, методы и приемы. Ожидаемые требования к результату (уровню подготовки учащихся). I четверть. История глиняной игрушки 1 Знакомство с историей игрушки; Расширение кругозора учащихся Знакомство с составом, свойствами глины. Возможность учащегося попробовать глину как материал. Глина- пластичный, волшебный материал для лепки 1 Как приготовить глину для работы. Подготовка глины для работы Инструменты для лепки. Техника безопасной работы с инструментом и правила ухода за ним. 1 Познакомить с отминкой глины 1 Способы лепки. Пробные работы в разных техниках. 1 Знакомство с инструментами для работы с глиной. Знакомство с техникой безопасности со стеками Краткое знакомство с четырьмя способами лепки: Рассказ об игрушках из глины , их истории и географии возникновения. Знать.:историю возникновении и бытового назначения игрушки. Уметь: объяснять Рассказ о свойствах глины. Лепка на свободную тему Знать: основной состав глины, свойство менять и принимать различную форму. Уметь:различать и отличать глину от других пластичных материалов Уметь:самостоятельно приготовить глину и рабочее место для работы с глиной Знать: применение инструментов и уход за ним Рассказ о приготовлении глины для лепки. Технологии приготовлении. Рассказ и показ инструментов для лепки из глины Рассказ о способах лепки, применение на практике. Рассказ о техниках Знать: способы лепки, техники. Уметь: различать способы лепки. Распознавать технику и способ Виды игрушек. Дымковская игрушка(Лошадка) 2 1 да Дыковская барыня. Работа с шаблоном 1 Дымковский петушок 1 Обжиг глиняных изделий 1 Элементы росписи дымковских игрушек 1 Эскиз росписи 1 - лепка из куска глины -гончарный круг; -лепка из пласта; - формовка. Знакомство с Знакомство с видами народными игрушек промыслами Росси. Дидактический материал Расширение кругозора (альбомы, картинки) Вторая четверть Знакомство с Рассказ об истории технологией лепки дымковской игрушки. Лепка дымковского козлика по образцу Знакомство с технологией лепки дымковского петушка. индюка Знакомство с технологией лепки Знакомство с технологией лепки дымковской барыни Знакомство с технологией обжига, оборудованием и техникой безопасности Знакомство с основными элементами лепки Знать: способы лепки, техники. Уметь: различать способы лепки. Распознавать технику и способ лепки Знать: технологию, алгоритм лепки дымковского козлика Уметь: работать по образцу Показ презентации «Дымковская игрушка»Лепка по образцу Знать: технологию, алгоритм лепки дымковского петушка Уметь: работать по образцу Показ презентации «Дымковская игрушка»Лепка по образцу Просмотр презентации «Элементы росписи».Лепка по образцу Рассказ об обжиге глиняных изделий Знать: технологию, алгоритм лепки дымковского петушка Уметь: работать по образцу Знать: технологию, алгоритм лепки дымковской барыни Уметь: работать по образцу Знать: оборудование для обжига. Температуру обжига. Назначение обжига. Рассказ об элементах росписи. Работа с Знать: основные элементы дымсковской росписи. Отличия Роспись дымковского козлика 1 Роспись дымковского петушка 1 Роспись дымковской барыни 1 Роспись дымковской барыни 1 росписи, отличия от дидактическим материалом. других росписей, цвета Игровой прием «узнай применяемые для роспись» росписи дымковских игрушек Учить самостоятельно Работа с картинками, подбирать. Элементы образцами росписи росписи. Развивать фантазию и мышление. Развивать целостного восприятия игрушки. Научить применять, Беседа. Работа с выбирать нужные дидактическим материалом. элементы и цвета для Просмотр презентации. росписи. Научить работать аккуратно. Воспитание эмоционально- волевой саморегуляции Научить применять, Работа по образцу. выбирать нужные элементы и цвета для росписи. Научить работать аккуратно. Воспитание эмоционально- волевой саморегуляции Третья четверть Научить применять, Работа с картинками, дымковской росписи. Уметь: уметь правильно применить элементы росписи Знать: основные элементы дымсковской росписи. Отличия дымковской росписи. Уметь: уметь правильно применить элементы росписи Уметь: самостоятельно выбрать элементы и цвет для росписи Знать: правила смешивания цветов, совместимость и выбор цветовой гаммы для дымковской росписи Уметь: самостоятельно выбрать элементы и цвет для росписи Знать: правила смешивания цветов, совместимость и выбор цветовой гаммы для дымковской росписи Уметь: самостоятельно выбрать Лепка из пласта. Изделие панно «Волшебное дерево» 1 Лепка из куска глины с применением пластовой Изделие ангелочек. 1 Шликер. Приготовление и применение 1 выбирать нужные элементы и цвета для росписи. Научить работать аккуратно. Воспитание эмоционально- волевой саморегуляции, побуждение к творческой способности Научить применять, выбирать нужные элементы и цвета для росписи. Научить работать аккуратно. Воспитание эмоционально- волевой саморегуляции, побуждение к творческой способности Закрепление навыков лепки из пласта Научить различные лепки сочетать способы альбомами. элементы и цвет для росписи Знать: правила смешивания цветов, совместимость и выбор цветовой гаммы для дымковской росписи Работа с картинками, альбомами. Уметь: самостоятельно выбрать элементы и цвет для росписи Знать: правила смешивания цветов, совместимость и выбор цветовой гаммы для дымковской росписи Беседа о свойстве глиныпластичность Уметь: пользоваться инструментами Знать: технику безопасности при работе со стеками Уметь: пользоваться инструментами Знать: технику безопасности при работе со стеками Работа с учителем. Воспитание аккуратности Лепка подсвечника 1 Самостоятельная работа. Лепка на собственную композицию с применением пластовой лепки. Знакомство с лепкой из жгутов. Лепка вазы из жгутиков. Лепка кашпо. Смешанная техника. Лепка героев из любимых мультфильмов. Обжиг готовых изделий. Декорирование панно «Волшебное дерево» 1 Декорирование шкатулки. (роспись, покрытие лаком) Декорирование подсвечника(роспись, покрытие лаком) Декор изделия на собственную композицию Роспись героев мультфильмов 1 Глазурь и ангоб. 1 Значение глазури. 1 Глиняная посуда 1 Способы изготовления посуды 1 1 1 1 1 Познакомить с Рассказ о изготовлении понятием «шликер». шликера и его Его использование и использовании в керамике. приготовление. Работа в различных Расссказ об отличиях техниках. Закрепление от глины для лепки. знаний и навыков лепки Научить сочетать различными способами различные способы лепки Развитие творческого потенциала. Учить работать самостоятельно. Развивать фантазию и мышление. IV четверть Развивать моторику, Работа с кистью и красками творческое мышление Знать: понятие шликера , его использование и отличия Знать: сочетание способов лепки. Соединение деталей между собой с помощью шликера. Уметь: отличать шликер от глины для лепки. Ознакомить с ангобами Зарисовка посуды. Работа с и глазурью, шаблонами. Пробные работы применением в в лепке посуды. керамике. Ознакомить Знать:О посуде и способах ее изготовления. Уметь: работать с шаблонами 1 Знать:способы лепки и декора. Уметь:учатся смешивать краски, применять фантазию 1 1 Виды предметов быта из глины Способы декора посуды Лепка предметов быта 1 1 предметами керамики. быта из