РП доп обр «Основы финансовой грамотности» для 7 – 9 кл Нифонтова 20-21

Рабочая программа ориентирована на обучающихся 7–9 классов и
составлена в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации».
3. Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об
утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в
Российской Федерации на 2017 – 2023 гг.»
4. Программой просвещения ЦБ РФ.
5. Учебного плана общего образования детей с умственной отсталостью,
Государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
Свердловской
области,
реализующее
адаптированные
основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утвержденным приказом
директора образовательного учреждения № ___ от _____ 2020 г.
Программа составлена на основе авторской программы Т.Н.
Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.:
Издательство НЦ ЭНАС, 2003, ориентирована на учебник «Основы
экономической культуры» для 5 – 6 классов общеобразовательных школ,
Баранюк Е.Г., Гончарова В.М. – Екатеринбург: Издательский дом «Сократ»,
2003.
Программа является обучающей и одновременно профориентационной.
Кружок имеет прикладной характер, основная задача его – формирование
практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.
Финансовая грамотность – результат процесса финансового
образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний,
умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных
финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового
благосостояния.
Цель. Формирование элементарного уровня экономической грамотности,
необходимого для адаптации обучающихся в современных социальноэкономических условиях.
Задачи:
Образовательные:
 выработка
адекватных
представлений
о
повседневной
экономической действительности;
 освоение первоначальных практических навыков грамотного
потребительского поведения, формирование потребительской
культуры.
Коррекционно-развивающие:
 обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
 формирование умений делать экономический выбор,

Воспитательные:
 воспитание самостоятельности принятия экономические решения в
личной жизни.
С целью привития интереса к изучаемому
использовать следующие формы и методы работы:
 Проектно-исследовательская деятельность;
 Анкетирование;
 Занятия – практикумы;
 Ролевые и деловые игры.

курсу,

планируется

В программе представлены шесть разделов: «Личное финансовое
планирование», «Кредит», «Человек и экономическая система», «Человек как
работник», «Налоги», «Финансовые махинации». Общий объем курса – 34
часа, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
 осознание себя как члена семьи, готового самостоятельно действовать
и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
 учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и
способам решения элементарных финансовых задач;
 самостоятельность и осознание личной ответственности за свои
поступки в области финансов;
 ориентирование в нравственном содержании, как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
 понимание безграничности потребностей людей и ограниченности
ресурсов (денег);
 понимание различия между расходами на товары и услуги первой
необходимости и расходами на дополнительные нужды;
 навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и
реальных экономических ситуациях.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
 понимания необходимости освоения финансовой грамотности
семейного бюджета и основные принципы его составления;
 понимания обязательных и желательных расходов;
 основ грамотного поведения покупателя;
 понимания мошенничества и основных способах защиты от него.
Метапредметные результаты
Познавательные:
обучающиеся научатся:

 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации в области финансов;
 применять математические знания для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач.
 оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой
грамотности.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
 определять личные цели развития финансовой грамотности;
 ставить финансовые цели;
 составлять простые планы своих действий в соответствии с
финансовой задачей и условиями её реализации;
 осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и
итоговый контроль результата;
 корректировать учебное действие после его выполнения на основе
оценки и учёта выявленных ошибок;
 корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных
суждений одноклассников, учителей, родителей.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
 строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
 слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на
позицию партнёра в общении и взаимодействии;
 признавать возможность существования различных точек зрения и
право на своё мнение для каждого;
 излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку финансовых действий и решений;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности при выполнении учебного проекта, в учебной игре;
 осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
 формулировать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнёром;
 оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:





понимать и правильно использовать экономические термины;
представлять роль денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
знать источники доходов и направлений расходов семьи;

 рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
 проводить элементарные финансовые расчёты.
 распознавать финансовую информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица);
 планировать элементарные исследования в области семейного
бюджета, собирать и представлять полученную информацию с
помощью таблиц.
С целью привития интереса к изучаемому курсу, планируется использовать
следующие формы и методы работы:
 проектная деятельность,
 защитапроектов,
 анкетирование,
 занятия-практикумы,
 ролевые и деловые игры.

Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю - 1 ч; в год - 34 ч.
№
урока

Тема урока

1

Вводное занятие.

2

Человеческий капитал

3
4
5
6
7

8

9

10

11

12

Деньги. Их сущность и функции
Цена, как денежное
выражение стоимости товара.
Деньги как средство
накопления
Мировые деньги
Принятие решений
Домашняя бухгалтерия

Составление личного
финансового плана
Что такое кредит?
Основные характеристики
кредита
Как выбрать наиболее выгодный
кредит

Элементы содержания
Личное финансовое планирование (9 часов)
Знакомство с курсом. Краткая характеристика
изучаемого курса. Знать роль предмета
Формирование понятия человеческого капитала.
Формирование знаний о применении
человеческого капитала
Знать понятие «деньги», их функции, виды.
Цена - отпускная стоимость товара (услуги,
ценной бумаги). Различать виды цен
Функция денег как средство накопления. История
возникновения функции накопления.
Валюта. Деньги разных стран.
Принятие решений о личном финансировании.
Уметь создавать личный финансовый план
достижения целей
Уметь создавать личный финансовый план
достижения целей. Принятие решений о личном
финансировании. Составление текущего и
перспективного личного финансового бюджета.
Уметь объяснять, что такое потребление, что
является основными источниками доходов
Кредит (5часов)
Знать понятие кредит. Знать что такое кредит и
почему кредит дается под проценты. Понимать
основные условия кредитования.
Знакомство с основными характеристиками
кредита. Знать необходимые документы при
оформлении кредита.
Научиться анализировать и сравнивать условия
по кредиту в различных банках

Плановые сроки Фактические сроки
прохождения
прохождения темы

02.09.20-04.09.20
07.09.20-11.09.20
14.09.20-18.09.20
21.09.20 – 25.09.20
28.09.20 -02.10.20
05.10.20 – 09.10.20
12.10.20 – 16.10.20

19.10.20-23.10.20

02.11.20 -06.11.20

09.11.20-13.11.20

16.11.20-20.11.20
23.11.20-27.11.20

13

14

Как уменьшить стоимость
кредита
Типичные ошибки при
использовании кредита

15
16

Понятие об экономике
Типы экономических систем

17

Понятие о собственности

18

Хранение, обмен и перевод денег

19

20

Различные виды платежных
средств

Формы дистанционного
банковского обслуживания

21

Производство. Виды фирм

22

Предпринимательство

23

Финансово-кредитные
учреждения
Рынок ценных бумаг

24

Уметь характеризовать особенности кредита в
России; приводить собственные примеры прав и
обязанностей кредитополучателя
Уметь приводить собственные примеры; давать
оценку изученному явлению
Человек и экономическая система (6 ч)
Экономика – это все, что нас окружает.
Типы: традиционная, централизованная,
рыночная
Знать понятие о собственности. Формы
собственности
Знать понятие «Банковская система», функции
центрального банка. Решение познавательных и
практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации.
Знакомство с выбором банковской карты. Виды
банковских карт (дебетовая и кредитная).
Понимать, в чем состоит механизм получения
банковской прибыли. Уметь характеризовать
основные виды банковских процентов
Применение пластиковых карт в расчетах и
платежах, различие между дебетовыми и
кредитными картами. Знать правила пользования
банкоматами, мобильными банками, онлайнбанками.
Человек как работник(9ч)
Научиться
отличать
одни
формы
предпринимательской деятельности от других по
основным критериальным признакам;
Кто такие предприниматели? Российские и
Уральские предприниматели
Кредитно-финансовые учреждения – элемент
банковской системы.
Знакомство с понятием «ценных бумаг». Виды
ценных бумаг.

30.11.20-04.12.20
07.12.20-11.12.20

14.12.20-18.12.20
21.12.20-25.12.20
11.01.21-16.01.21

18.01.20-22.01.20

25.01.21-29.01.21

01.02.21-05.02.21

08.02.20-12.02.21

15.01.21-19.02.21
22.02.21-26.02.21
01.03.21-05.03.21

25
26
27
28

29

30

31

32

33

34

Оформление на работу.
Способы решения трудовых
споров
Центр занятости населения
Заработная плата. Временная
нетрудоспособность

Условия труда.

Налоги. Виды налогов

НДФЛ

Махинации с банковскими
картами

Махинации с кредитами

Повторение

Трудоустройство. Виды трудоустройства
Трудовые споры. Способы решения трудовых
споров
Основные функции, направления деятельности
службы занятости
Понятие заработной платы. Функции, сроки и
виды
оплаты.
Что
такое временная нетрудоспособность человека
и как ее определяют, причины неспособности
работать, законодательные гарантии и условия
Классификация условий труда. Условия труда в
трудовом договоре
Налоги (2 часа)
Знакомство с понятием налоги. Формирование
базовых знаний о налоговой системе РФ как
инструменте государственной экономической
политики. Составление схемы «Налоги их виды».
Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС.
Функции налогов. Налоговый вычет. Местные
налоги.
Финансовые махинации (2 часа)
Знать основные виды финансового
мошенничества и того, как не стать жертвой
таких мошенников. Анализ рисков банковским
картам. Оценка средств защиты банковских карт.
Составление алгоритма действий, если вы стали
жертвой мошенников. Вычисление степени
рисков.
Анализ типичных махинаций с кредитами.
Вычисление степени рисков. Составление
алгоритма действий, если вы стали жертвой
мошенников.
Повторение (1 час)
Уметь использовать ранее изученный материал
для решения познавательных задач

09.03.21-12.03.21
15.03.21-19.03.21
01.04.21-02.04.21
05.04.21-09.04.21

12.04.21-16.04.21

19.04.21-23.04.21

26.04.21-30.05.21

04.05.21-07.05.21

11.05.21-14.05.21

24.05.21-28.05.21

Содержание программы
Раздел 1. Личное финансовое планирование (9ч)
Цель раздела – дать обучающимся понятие об экономике как хозяйстве
(хозяйственной деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики.
Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о
применении человеческого капитала. Уметь создавать личный финансовый
план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании. Знать
что такое личный доход и доход семьи. Составление текущего и
перспективного личного финансового бюджета.
Основные понятия.
Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные
возможности, выбор, цена выбора, бюджет, доход, расход
Раздел 2. Кредит (5ч)
Цель раздела – дать понятие кредита. Научиться анализировать и сравнивать
условия по кредиту в различных банках. Знать что такое кредит и почему
кредит дается под проценты. Понимать основные условия кредитования.
Основные понятия.
Финансовая сделка, кредитор, денежные средства, заемщик.
Раздел 3. Человек и экономическая система (6 ч)
Цель раздела – познакомить с исторически сложившимися типами
экономических систем; дать общее представление о существующих типах
экономических систем, понятие об экономической системе современной
России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.
Основные понятия.
Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная),
рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики,
рыночной экономики; общественная (государственная) и частная (приватная)
собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен;
предприниматель; виды рынков; приватизация; рынок жилья; агентство
недвижимости.
Раздел 4. Человек как работник (9 ч)
Цель раздела – раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней
экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические
роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые
общие представления об отраслях производства и видах современных фирм;
рассмотреть производство как основной вид экономической деятельности
людей; сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на
те ее стороны, которые представляют личный экономический интерес для
каждого человека (права держателей акций, зарплата и инфляция, условия

труда, процедура трудоустройства, угроза безработицы, поддержка
безработных и т.д.); предоставить возможность выпускникам чувствовать себя
увереннее в самостоятельной трудовой жизни.
Основные понятия.
Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное
общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд; трудовой
контракт, наемный работник, наниматель (работодатель), сдельная и
повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная
зарплата; минимальная зарплата, прожиточный минимум, черта бедности,
инфляция,
гиперинфляция;
профсоюзы,
вредные
условия
труда,
профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия,
производственный травматизм; безработный неработающий, безработица,
служба занятости, вакансия, пособие по безработице.
Раздел 5. Налоги (2ч)
Цель раздела: раскрыть, что такое налог, что облагается налогом, правила
уплаты налогов, почему налоги надо платить всем.
Основные понятия.
Налогоплательщик, льготные налогоплательщики.
Раздел 6. Финансовые махинации (2ч)
Цель раздела – анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты
банковских карт.
Основные понятия.
Махинация, виды махинаций, банковская карта, счет.
Основные умения обучающихся, которыми они должны овладеть к концу 10
класса:
отличать экономические термины от неэкономических;
объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой;
различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи
(называть, что семья сама производит и сама же потребляет);
принимать рациональные решения по конкретным ситуациям, связанным с
разделением домашнего труда;
решать задачи экономического содержания;
различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики.
устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;
ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных
фирм;
заполнять бланк трудового контракта;
правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости.

ЛИТЕРАТУРА
1. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу
«Экономический практикум» в выпускных классах специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.:
Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
2. В.М. Гончарова, Е.Г.Баранюк основы экономической культуры/ учебник для
5-6 классов общеобразовательных школ. Екатеринбург. Издательство
«Сократ», 2003
3. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы
преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
4. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. –
48 с.
5. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей
младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.

Разработчик:
1. Нифонтова Завия Файзельхановна.
Бирский
государственный
педагогический
институт,1985г,
специальность: математика и физика,
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет», 2013г., специальность: олигофренопедагогика.
2. Высшая квалификационная категория сроком на 5 лет с
24.11.2015г. по 24.11.2020г. Приказ №625 –Д от 11.12.2015г.
3. Стаж педагогической работы: 34года

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868575787
Шляпникова Надежда Ивановна
С 09.07.2021 по 09.07.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».