ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы «Центр «Дар» обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида под редакцией Воронковой В.В., М.»Просвещение», 2010г. Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, направлена на формирование преодоления недостатков умственного, эмоционально-волевого развития школьников, подготовки их к социальной адаптации и интеграции в современное общество средствами данного учебного предмета, способствует умственному развитию обучающихся, их подготовке к жизни в современном обществе и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Математика является одним из важных предметов в общеобразовательных организациях, осуществляющих обучение учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Цель: подготовить обучающихся к жизни в современном обществе, овладению доступными профессионально-трудовыми навыками, а также учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций. Исходя из основной цели, задачами обучения математике являются: - формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) математических знаний и умений, для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; - коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; воспитание положительных качеств личности, в частности трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца; любознательности, устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе. Методы обучения: словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой; наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр; практические – решение примеров и задач, работа с карточками, тестами; самостоятельная работа; устная работа, письменные работы (самостоятельные, контрольные работы и т.д.). Формы обучения:фронтальное, групповое и индивидуальное обучение. Приемы коррекционной направленности: - задания по степени нарастающей трудности; - разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся; - задания предполагающие самостоятельную обработку информации; - дозированная поэтапная помощь педагога; - перенос только что показанного способа обработки информации на свое индивидуальное задание; - включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций; - задания с опорой на несколько анализаторов; постановка законченных инструкций; - включение в урок материалов сегодняшней жизни; - создание условий для «зарабатывания», а не получения оценки; проблемные задания, познавательные вопросы; - игровые приемы, призы, поощрения, развернутая словесная оценка деятельности. В процессе обучения осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы: Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности БУД обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения в школе. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» Планируемые личностные результаты 5 класс У обучающегося могут быть сформированы: • проявление мотивации при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; • желание выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; • умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при выполнении учебного задания; • умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности (с помощью учителя); • умение сформулировать элементарное умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, и обосновать его (с помощью учителя); • элементарные навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; • умение оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения затруднений в выполнении математического задания; • умение корригировать собственную деятельность по выполнению математического задания в соответствии с замечанием (мнением), высказанным учителем или одноклассниками, а также с учетом оказанной при необходимости помощи; • знание правил поведения в кабинете математики, элементарные навыки безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных) при выполнении математического задания; • элементарные навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр.; умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания; • элементарные навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; • понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач (с помощью учителя) и в процессе овладения профессионально-трудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); • элементарные представления о здоровом образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. Планируемые предметные результаты Минимальный уровень: • знание числового ряда 1 — 1 000 в прямом порядке; • умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); • счет в пределах 1 000 присчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 50 устно и с записью чисел; • определение разрядов в записи трехзначного числа, умение назвать их (сотни, десятки, единицы); • умение сравнивать числа в пределах 1 000, упорядочивать круглые сотни в пределах 1 000; • знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений (с помощью учителя); • знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; • выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; двузначного числа с двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов письменных вычислений; • выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; • выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка; • выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с помощью учителя), с использованием при вычислениях таблицы умножения на печатной основе (в трудных случаях); • знание обыкновенных дробей, умение их прочитать, записать; • выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) ... ?» (с помощью учителя); составных задач в два арифметических действия; • различение видов треугольников в зависимости от величины углов; • знание радиуса и диаметра окружности, круга. Достаточный уровень: • знание числового ряда 1 — 1 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 1 000; • умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 (в том числе с использованием калькулятора); • счет в пределах 1 000 присчитыванием, отсчитыванием разрядных единиц (1, 10, 100) и равными числовыми группами по 20, 200, 50 устно и с записью чисел; • знание класса единиц, разрядов в классе единиц; • умение получить трехзначное число из сотен, десятков, единиц; разложить трехзначное число на сотни, десятки, единицы; • умение сравнивать и упорядочивать числа в пределах 1 000; • выполнение округления чисел до десятков, сотен; • знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I—XII; • знание единиц измерения (мер) длины, массы, времени, их соотношений; • знание денежных купюр в пределах 1 000 р.; осуществление размена, замены нескольких купюр одной; • выполнение преобразований чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы (в пределах 1 000); • выполнение сложения и вычитания двузначного числа с однозначным, двузначным числом в пределах 100 с переходом через разряд на основе приемов устных и письменных вычислений; • выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд приемами устных вычислений, с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; • выполнение умножения чисел 10, 100; деления на 10, 100 без остатка и с остатком; • выполнение умножения и деления чисел в пределах 1 000 на однозначное число приемами письменных вычислений; • знание обыкновенных дробей, их видов; умение получить, обозначить, сравнить обыкновенные дроби; • выполнение решения простых задач на сравнение чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше) ... ?», на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя); • знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; • умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; • знание радиуса и диаметра окружности, круга; их буквенных обозначений; • вычисление периметра многоугольника. В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы бальная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике: прочность усвоения (полнота и надежность). Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно»/»неверно» свидетельствует о частности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию прочности могут оцениваться как удовлетворительные: хорошие и очень хорошие (отличные). Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). Оценка «5» ставится ученику, если он: а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве; д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся. Содержание учебного предмета «Математика» Нумерация Нумерация чисел в пределах I 000. Получение круглых сотен в пределах 1 000. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц; из сотен и десятков; из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен; знак округления («≈»). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Римские цифры. Обозначение чисел I—XII. Единицы измерения и их соотношения Единица измерения (мера) длины — километр (I км). Соотношение: 1 км = 1 000 м. Единицы измерения (меры) массы — грамм (I г); центнер (1 ц); тонна (1 т). Соотношения: 1 кг = 1 000 г; 1 ц = 100 кг; 1 т = 1 000 кг; 1 т = 10 ц. Денежные купюры достоинством 10 р., 50 р., 100 р., 500 р., 1 000 р.; размен, замена нескольких купюр одной. Соотношение: 1 год = 365 (366) сут. Високосный год. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Арифметические действия Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания (в пределах 100). Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 1 000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 на основе устных и письменных вычислительных приемов, их проверка. Умножение чисел 10 и 100, деление на 10 и 100 без остатка и с остатком. Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40 • 2; 400 • 2; 420 • 2; 4 : 2; 400 : 2; 460 : 2; 250 : 5). Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24 • 2; 243 • 2; 48 : 2; 468 : 2) приемами устных вычислений. Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд приемами письменных вычислений; проверка правильности вычислений. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) длины, стоимости приемами устных вычислений (55 см + 16 см; 55 см ± 45 см; 1 м — 45 см; 8 м 55 см + 3 м 16 см; 8 м 55 см ± 16 см; 8 м 55 см ± 3 м; 8 м ± 16 см;8 м ± 3 м 16 см). Дроби Получение одной, нескольких долей предмета, числа. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Дроби правильные, неправильные. Арифметические задачи Простые арифметические задачи на нахождение части числа. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Простые арифметические задачи на сравнение (отношение) чисел с вопросами: «На сколько больше (меньше)?», «Во сколько раз больше (меньше)?» Составные задачи, решаемые в 2—3 арифметических действия. Геометрический материал Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Диагонали прямоугольника (квадрата), их свойства. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение: радиус (R), диаметр (D). Масштаб: 1:2; 1:5; 1 : 10; 1 : 100. Буквы латинского алфавита: А, В, С, D, Е, К, М, О, Р, S, их использование для обозначения геометрических фигур. № п.п. Кол. час. Дат а Тема Тип урока Практическая деятельность Цель урока Оборудование Словарная работа Лит-ра. СОТНЯ (повторение) – 28 ч 1. 1 Нумерация чисел в пределах 100. счет равными числовыми группами. Повт. 2. 1 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Повт. 3. 1 Устное умножение и деление чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Повт. -вспомнить понятия «однозначное», «двузначное» число, -повторить поместное значение цифры в числе, -развивать навык чтения и называния чисел -коррекция внимания через дидактическое упражнение. -повторить разрядные единицы, -повторить название компонентов и результатов сложения и вычитания, -повторить алгоритм сложения и вычитания, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через называние компонентов и результатов действий. -счет равными числовыми группами, -работа в таблице разрядов, -работа по абаку, -сравнение чисел, -расположение чисел по порядку, -работа на счетах. -абак, -пучки палочек, -карточки чисел, -классная таблица разрядов, -счеты. Однозначное число, Двузначное число. 5 кл. с.3-4 -называние и выделение разрядных единиц, -называние компонентов и результатов действий, -присчитывание (отсчитывание) единиц, -игра «Паровозик», -использование случаев сложения и вычитания при решении текстовых задач. Слагаемое Сумма Уменьшаемое Вычитаемое разность 5 кл. с.5-7 -повторить табличные случаи умножения и деления, -учить пользоваться ими при решении составных примеров, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение по составлению четверок примеров. -работа с таблицей, -сравнение примеров, -нахождение примеров по инструкции, -нахождение произведения и частного в составных примерах. -плакат «Название компонентов и результатов сложения и вычитания», -абак, -карточки с примерами для игры, -карточки для индивидуальной работы. -таблица, -карточки с примерами, -плакаты с названием компонентов действий Множители Произведение Делимое Делитель частное 5 кл. С. 6, 7,8 4. 1 Г.М. Линия, отрезок, луч. Повт. 5. 1 Единицы измерения стоимости, длины, массы, времени. Их соотношения. Повт. 6. 1 Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действиях. Повт. 7. 1 Повт. 8. 1 Решение простых, составных задач в 2-3 арифметических действия. Г.М. Углы: прямой, тупой, острый. Построение углов. Повт. -повторить классификацию линий, -развивать навык построения отрезка, луча, прямой, кривой, ломаной линий, -коррекция мышления через упражнение по классификации линий. - повторить единицы измерения стоимости, длинны, массы, времени; - вспомнить их соотношения; - коррекция внимания через различные упражнения. -классификация линий, -построение линий, -нахождение линий на рисунках, вокруг себя. -плакаты, -рисунки, -чертежноизмерительные инструменты Отрезок Луч Прямая, ломаная, кривая линия - измерение предметов; - взвешивание на весах; - составление задач с полученными числами; - игра «Магазин». Денежные купюры Метр Килограмм -повторить правила сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд, -повторить порядок выполнения действий, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через работу с числовыми квадратами. -работа с плакатами, -работа по перфокартам, -нахождение правильного решения, -работа по карточкам, -продолжи запись. - карточки с названием мер; - чертежные и измерительные приборы; - весы; - предметы для продажи. -плакаты, -перфокарты, -карточки для индивидуальной работы, -карточки с записью примеров. -повторить виды углов, -развивать навык построения, -коррекция мелкой моторики через упражнение на построение углов из разных материалов. -определение вида углов, -построение углов, -изготовление углов из разных материалов. -плакаты, -ч.-и. инструменты, -проволока, нитки, пластилин Угол: прямой, тупой, острый Действия 5 кл. С.27-28 9. 1 Нахождение неизвестного слагаемого. Комб. 10. 1 Контрольная работа «0» срез. Пров. ЗУН 11. 1 Анализ контрольной работы. Обоб. 12. 1 Г.М. Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат. Построение. Повт. 13. 1 Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного слагаемого. Повт. -повторить компоненты и результат сложения, -познакомить с правилом нахождения неизвестного слагаемого, -учить находить неизвестное слагаемое -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления посредством выбора знака при нахождении неизвестного слагаемого. -проверить степень усвоения материала, -выявить пробелы в знаниях учащихся; -развивать самостоятельность -обобщить знания по изученной теме, -закрепить материал, в котором допущены ошибки -повторить свойства квадрата, элементы прямоугольника, -развивать навык построения прямоугольника, квадрата, -коррекция мышления через упражнение по классификации фигур. -повторить компоненты и результат сложения, -вспомнить правило нахождения неизвестного слагаемого, -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления посредством выбора знака при нахождении неизвестного слагаемого. -называние компонентов и результата действия сложения, -графическое изображение задачи, -работа по плакату «Нахождение неизвестного слагаемого», -составление примеров по заданию. -плакат «Название компонентов и результата сложения», -цв. карандаши, -плакат «Нахождение неизвестного слагаемого», -геометрические фигуры. Слагаемое сумма 5 кл. с.11-13 -выделение свойств фигур, -называние, отыскивание фигур, -построение фигур. -плакаты, -фигуры, -ч.-и. инструменты, -нелинованная бумага. Квадрат Прямоугольник Основание Боковая сторона 5 кл. С.30-31 -называние компонентов и результата действия сложения, -графическое изображение задачи, -работа по плакату «Нахождение неизвестного слагаемого», -плакат «Название компонентов и результата сложения», -плакат «Нахождение неизвестного слагаемого», Слагаемое сумма 5 кл. С.13-14 14. 1 Нахождение неизвестного уменьшаемого. Комб. 15. 1 Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного уменьшаемого. Повт. 16. 1 Г.М. Круг. Окружность. 17. 1 Нахождение неизвестного вычитаемого. Повт. Комб. -повторить компоненты и результат вычитания, - познакомить с правилом нахождения неизвестного уменьшаемого, -учить находить неизвестное уменьшаемое, -развивать вычисли тельные навыки, -коррекция мышления посредством дидактического упражнения. -повторить компоненты и результат вычитания, - вспомнить правило нахождения неизвестного уменьшаемого, -развивать вычисли тельные навыки, -коррекция мышления посредством дидактического упражнения. -повторить понятия «круг», «окружность», -учить различать фигуры, -развивать умение в построении окружности по заданному радиусу, -коррекция внимания через упражнение по классификации фигур. -повторить название компонентов и результата вычитания, -познакомить с правилом нахождения неизвестного вычитаемого, -учить находить неизвестное вычитаемое, -коррекция мышления через дидактическое упражнение. -называние компонентов и результата действия вычитания, -графическое изображение задачи, -работа по плакату «Нахождение неизвестного уменьшаемого», -составление примеров по заданию. -плакат «Название компонентов и результата действия вычитания», -цветные карандаши, -геометрические фигуры, -плакат «Нахождение неизвестного уменьшаемого». -плакат «Название компонентов и результата действия вычитания», -плакат «Нахождение неизвестного уменьшаемого». Уменьшаемое Вычитаемое Разность 5 кл. с.15-17 Уменьшаемое Вычитаемое Разность 5 кл. с.17-18 -выделение свойств, -называние фигур, -построение фигур. -плакаты, -фигуры, -ч.-и. инструменты, -нелинованная бумага Круг Окружность 5 кл. С.32-33 -называние компонентов и результата вычитания, -графическое изображение задачи, -работа по плакату «Нахождение неизвестного вычитаемого», -составление примеров по заданию. -плакат «Название компонентов», -цветные карандаши, -геометрические фигуры, -плакат «Нахождение неизвестного вычитаемого». Уменьшаемое Вычитаемое Разность 5 кл. с.18-20 -называние компонентов и результата действия вычитания, -графическое изображение задачи, -работа по плакату «Нахождение неизвестного уменьшаемого», 18. 1 Решение простых арифметических задач на нахождение неизвестного вычитаемого. Повт. 19. 1 Повт. 20. 1 Сложение двузначного числа с однозначным числом в пределах 100 с переходом через разряд. Г.М. Ломаная линия (незамкнутая, замкнутая). 21. 1 Повт. 22. 1 Вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 100 с переходом через разряд. Сложение двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд. 23. 1 Повт. 24. 1 25. 1 Вычитание двузначных чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Г.М. Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Решение простых арифметических задач. Повт. Повт. Повт. Повт. -повторить название компонентов и результата вычитания, -вспомнить правило нахождения неизвестного вычитаемого, -коррекция мышления через дидактическое упражнение. -называние компонентов и результата вычитания, -графическое изображение задачи, -работа по плакату «Нахождение неизвестного вычитаемого» -плакат «Название компонентов», -плакат «Нахождение неизвестного вычитаемого». Уменьшаемое Вычитаемое Разность 5 кл. с.20-22 26. 1 27. 1 28. 1 Самостоятельная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд» РЕЗЕРВ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ Пров. ЗУН -проверить степень усвоения материала, -выявить пробелы в знаниях учащихся; -развивать самостоятельность ТЫСЯЧА – 36 ч 1. 1 Получение круглых сотен. Счет круглыми сотнями в прямом и обратном порядке. Запись круглых сотен. Сооб. Н.з. 2. 1 Получение полных трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц. Запись полных трехзначных чисел. Сооб. Н.з. -повторить разряды двузначного числа, -познакомить с алгоритмом образования круглых сотен, -учить прямому и обратному счету круглыми сотнями, -развивать навык записи круглых сотен, -коррекция речи через использование новых слов. -повторить разряды мн-ого числа, -учить получать трехзначное число из сотен, десятков, единиц, -познакомить с записью полного трехзначного числа, -развивать навык чтения полного трехзначного числа, -коррекция речи через использование новых слов. -работа на абаках, -работа с кубиками, брусками, -работа на счетах, -работа по таблице разрядов, -называние чисел, -отыскивание нужного числа. -абак, -кубики, бруски, -счеты, -таблица разрядов, -карточки с записью чисел, -карточки с названием чисел. Двести Триста Четыреста Пятьсот Шестьсот Семьсот Восемьсот Девятьсот Тысяча 5 кл. с.34-37. -работа на абаке, -работа с полосками бумаги, брусками, -работа на счетах, -работа по таблице разрядов, -чтение данных чисел, -запись полученных чисел. -абак, -полоски бумаги, бруски, -счеты, -таблица разрядов, -карточки с числами. Трехзначные числа 5 кл. с.38 3. 1 Получение трехзначных чисел из сотен и десятков, из сотен и единиц. Запись трехзначных чисел с нулем на конце или в середине. Сооб. Н.з. 4. 1 Г.М. Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Повт. 5. 1 Счет до 1 000 и от 1 000 по 1. Счет разрядными единицами, по 2, 20, 200, 5, 50, 500. Комб. 6. 1 Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Комб. 7. 1 8. 1 Изображение чисел на калькуляторе. Их чтение. Г.М. Треугольник. Построение. Вычисление периметра. Сооб. н.з. -повторить разряды мн-ого числа, -учить получать трехзначное число из сотен и десятков, из сотен и единиц, -познакомить с записью трехзначного числа с нулем в середине или в конце, -коррекция речи через использование новых слов. См. урок №14. Сотни Десятки Единицы Трехзначное число -повторить порядок расположения чисел в пределах 100, -учить называть числа в прямом и обратном порядке в пред. 1 000, -развивать навык счета числовыми группами, -коррекция внимания через упражнение на нахождение числа. -повторить разряды мн-ого числа, поместное значение каждой цифры в числе, -учить записывать число в виде суммы разрядных слагаемых, -познакомить с правилом получения числа из разрядов, -развивать навык чтения и называния трехзначных чисел, -коррекция речи через использование новых слов. -работа по таблице «Сотня», -работа с числовым рядом, -игра «Найди место числа в ряду», -игра «Расставь по порядку». -таблица «Сотня», -числовой ряд, -числовой ряд с пропущенными числами, -карточки с числами. -работа по абаку, -работа в таблице разрядов, -работа со счетами. -абак, -таблица разрядов, -счеты, -карточки с числами. 5 кл. с.39-40. 5 кл. с.40-41 Единицы Десятки Сотни 5 кл. с.42-43. 9. 1 Округление. Знак (приблизительно равно). Округление чисел до десятков. Сооб. н.з. 10. 1 Округление чисел до сотен. Сооб. н.з. 11. 1 Римская нумерация. Обозначение чисел I – Y. Сооб. н.з. 12. 1 РЕЗЕРВ 13. 1 КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ -повторить разряды трехзначного числа, поместное значение каждой цифры в числе, -познакомить с правилом округления чисел до десятков, -развивать навык определения разрядов в числе, -коррекция внимания через упражнение по нахождению ошибок. -познакомить с правилом округления чисел до сотен, -развивать навык определения разрядов в числе, -коррекция внимания через упражнение по нахождению ошибок. -познакомить с обозначением римских чисел, -учить видеть сходство и различие в написании арабских и римских чисел, -учить записывать римские числа под диктовку и при записи примеров, -развивать навык использования римских чисел в работе, -коррекция мышления через упражнение в соотношении римских и арабских чисел. -выделение разрядов в числе, -запись чисел в таблицу разрядов, -работа с правилом, -нахождение числа на числовой прямой. -цветные карандаши, -карточки с числами, -таблица разрядов, -числовая прямая. Приблизительн о равно 5 кл. с.43-45. -выделение разрядов в числе, -запись чисел в таблицу разрядов, -работа с правилом, -нахождение числа на числовой прямой. -запись римских чисел, -соотношение арабских и римских чисел, -использование римских чисел при записи примеров. -цветные карандаши, -карточки с числами, -таблица разрядов, -числовая прямая. Приблизительн о равно 5 кл. с.43-45. -карточки с числами, -рисунки циферблатов часов, -карточки с примерами с арабскими числами и римскими числами. Римские числа 5 кл. с.45-46. 14. 1 Меры стоимости. Единицы измерения стоимости. 1р.=100к.. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Комб. 15. 1 Меры длины. Единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км. 1км=1 000м. Соотношение единиц длины. Комб. 16. 1 Меры массы. Единицы измерения массы: г, кг, ц, т. Соотношение единиц массы. Комб. -повторить единицы измерения стоимости, -познакомить с соотношением 1р.=100коп., -вспомнить находящиеся в обращении денежные купюры, -учить разменивать 1 купюру на несколько, заменять несколько купюр одной, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнение по замене размену купюр. -повторить единицы измерения длины, -познакомить с соотношением 1км= 1 000м, -учить использовать числа, полученные при измерении мер длины, в речи, -коррекция внимания через упражнение по выбору мер длины. -выбрать единицы измерения стоимости, -сравнить меры, -работа по плакату, -размен денежных купюр, -замена нескольких денежных купюр одной, -игра «Магазин». -карточки с названием мер, -денежные купюры, -плакат, -ценники, -предметы для продажи - товар. Денежные купюры 5 кл. с.46-47. -измерение предметов, -вычерчивание отрезков, -запись чисел, полученных при измерении, -использование полученных чисел при решении задач, -составление задач с полученными числами. Километр 5 кл. с.47-48. -повторить единицы измерения массы, -познакомить с различными видами весов, -познакомить с правилом взвешивания, -познакомить с мерой массы – тонна, -учить использовать числа, полученные при измерении массы, в речи, -коррекция внимания через упражнение по выбору мер массы. -взвешивание на весах, -сравнение гирь, -запись чисел, полученных при измерении массы, -составление задач с полученными числами. -чертежные и измерительные приборы, -карточки с единицами мер длины, -карточки с числами, получ. при измерении, -к.з. для составления задач. -весы различных видов, -гири различного достоинства, -карточки с мерами массы. тонна 5 кл. с.48-51. 17. 1 Сложение чисел, полученных при измерении одной мерой, с выражением числа, полученного в ответе, в более крупных мерах. Комб. 18. 1 Вычитание чисел, полученных при измерении, с выражением уменьшаемого в более мелких мерах. Комб. 18. 1 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами. Сооб. н.з. 19. 1 Г.М. Различение треугольников по видам углов. -повторить алгоритм сложения чисел, полученных при измерении, -учить устному объяснению при решении примеров, -учить преобразовывать результат при сложении, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнение по замене крупной меры мелкой. -повторить алгоритм вычитания чисел, полученных при измерении, -учить устному объяснению при решении примеров, -учить преобразовывать результат уменьшаемого при вычитании, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнение по замене крупной меры мелкой. -повторить алгоритм сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, -учить письменно оформлять решение примеров данного вида, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания посредством упражнения по соотношению мер. -работа с купюрами, монетами, -работа с плакатом «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении», - работа по карточкам. -купюры, монеты, -плакат, -карточки для индивидуальной работы. 5 кл. с.51-52. -работа с купюрами, монетами, -работа с плакатом «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении», - работа по карточкам. -купюры, монеты, -плакат, -карточки для индивидуальной работы. 5 кл. с.51-52. -расположение мер по порядку, -соотношение мер, -работа по плакату, -работа по карточкам, -работа с перфокартами. -карточки с мерами, -плакат, -перфокарты, -карточки. 5 кл. с.52. 20. 1 Сложение и вычитание круглых десятков и сотен. Сооб. н.з. 21. 1 Сложение и вычитание круглых десятков и сотен из трехзначного числа без перехода через разряд. Комб. 22. 1 Сложение и вычитание из трехзначного числа однозначного числа без перехода через разряд. Комб. 23. 1 Г.М. Различение треугольников по длинам сторон. -повторить поместное значение каждой цифры в трехзначном числе, -познакомить с правилом сложения и вычитания круглых десятков и сотен, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение на определение разр-в -повторить разряды трехзначного числа, -познакомить с правилом сложения и вычитания круглых десятков из трехзначного числа, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через дидактическое упражнение. -повторить разряды трехзначного числа, -познакомить с правилом сложения и вычитания из трехзначного числа однозначного, -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления через упражнение на выделение примера. -работа со счетами, -работа с брусками, полосками бумаги, -работа с таблицей разрядов, -выделение разрядов в числе, -работа по плакату. -счеты, -бруски, полоски бумаги, -таблица разрядов,, -цветные карандаши, -плакат. Круглые десятки Круглые сотни 5 кл. с.54-55 -обозначение разрядов в числа, -работа со счетами, -работа с абаком, -работа по плакату, -работа по карточкам. -цветные карандаши, -счеты, -абак, -плакат, -карточки для индивидуальной работы. Разряды: Десятки Сотни Единицы 5 кл. с.56-58. -обозначение разрядов в числа, -работа со счетами, -работа с абаком, -работа по плакату, -работа по карточкам. -цветные карандаши, -счеты, -абак, -плакат, -карточки для индивидуальной работы. Разряды: Десятки Сотни Единицы 5 кл. с.59-61. 24. 1 Сложение и вычитание из трехзначного числа двузначное число без перехода через разряд. Комб. 25. 1 Сложение и вычитание из трехзначного числа трехзначное число без перехода через разряд. Комб. 26. 1 Решение простых арифметических задач. Г.М. Построение треугольников. 28. 1 Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд» Пров. ЗУН -проверить степень усвоения материала, -выявить пробелы в знаниях учащихся; -развивать самостоятельность 29. 1 Анализ допущенных ошибок в контрольной работе Обоб. 30. 1 Разностное сравнение чисел. -обобщить знания по изученной теме, -закрепить материал, в котором допущены ошибки -учить сравнивать числа, -познакомить с алгоритмом разностного сравнения, -развивать навык сравнения, -коррекция мышления через нахождение пар предметов. 27. Сооб. Н.з. -повторить разряды в трехзначном числе, -познакомить с правилом сложения и вычитания из трехзначного числа двузначное, -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления через дидактическое упражнение. -повторить разряды в трехзначном числе, -познакомить с правилом сложения и вычитания из трехзначного числа трехзначное, -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления через дидактическое упражнение. -обозначение разрядов в числа, -работа со счетами, -работа с абаком, -работа по плакату, -работа по карточкам. -цветные карандаши, -счеты, -абак, -плакат, -карточки для индивидуальной работы. Разряды: Десятки Сотни Единицы 5 кл. с.60-61. -обозначение разрядов в числа, -работа со счетами, -работа с абаком, -работа по плакату, -работа по карточкам. -цветные карандаши, -счеты, -абак, -плакат, -карточки для индивидуальной работы. Разряды: Десятки Сотни Единицы 5 кл. С.66-70 -соотношение числа и группы предметов, -образование пар предметов, -выделение основных слов в тексте, -работа с плакатами, -соотношение слов и знака действия. -карточки с числами, -картинки с предметами, -плакаты, -книжечки с арифметическими знаками. На сколько больше? На сколько меньше? 5 кл. с.83-85 31. 1 Решение задач на разностное сравнение. Комб. -учить решать задачи на разностное сравнение, -развивать навык сравнения, -коррекция мышления посредством дидактического упражнения. 32. 1 Кратное сравнение чисел. Сооб. Н.з. -познакомить с алгоритмом кратного сравнения, -развивать навык сравнения, -коррекция мышления через упражнение на сравнение. 33. 1 Решение задач на кратное сравнение. Комб. -учить решать задачи на кратное сравнение, -развивать навык сравнения, -коррекция мышлении посредством дидактического упражнения. 34. 1 РЕЗЕРВ 35. 1 КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ 36. 1 ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО -сравнение групп предметов, -выделение главного слова в вопросе, -выбор действия для ответа на вопрос, -выполнение чертежа (рисунка) для к.з. задачи. -соотношение числа и группы предметов, -образование пар предметов, -выделение основных слов в тексте, -работа с плакатами, -соотношение слов и знака действия. -сравнение групп предметов, -выделение главного слова в вопросе, -выбор действия для ответа на вопрос, -выполнение чертежа (рисунка) для к.з. задачи. -картинки с предметами, -плакат с гл. словом, -книжечка с арифметическими знаками, -чертеж к задаче. -карточки с числами, -картинки с предметами, -плакаты, -книжечки с арифметическими знаками. -картинки с предметами, -плакат с главным словом, -книжечка с арифметическими знаками, -чертеж к задаче. 5 кл. с.85-87 Во сколько раз больше? Во сколько раз меньше? 5 кл. с.87-89 5 кл. с.90-91 ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ – 72 ч № п.п. Кол. Час. Да та Тип урока Тема урока Цель урока Практическая работа Оборудование Словарная работа Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд – 14 ч 1. 1 Сложение трехзначного числа с однозначным числом, с применением переместительного свойства сложения. Сооб. Н.з. 2. 1 Сложение трехзначного числа с двузначным числом, с применением переместительного свойства сложения. Сооб. Н.з. - познакомить с правилом сложения чисел с переходом через разряд (с записью примера в столбик) - развивать вычислительные навыки, - коррекция памяти через дидактическое упражнение. - познакомить с правилом сложения чисел с переходом через разряд (с записью примера в столбик) - развивать вычислительные навыки, - коррекция памяти через дидактическое упражнение. -работа по плакату, -работа с карточками, -работа с перфокартами, -плакат, -карточки для индивидуальной работы, -перфокарты, -карточки для игры. Слагаемое Сумма -работа по плакату, -работа с карточками, -работа с перфокартами, -плакат, -карточки для индивидуальной работы, -перфокарты, -карточки для игры. Слагаемое Сумма Литерат. 3. 1 Сложение трехзначных чисел. Сооб. Н.з. 4. 1 Самостоятельная работа по теме «Сложение чисел в пределах 1000 с переходом через разряд» Пров. ЗУН 5. 1 Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд с недостающим разрядом единиц. Сооб. Н.з. 6. 1 Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд с недостающим разрядом десятков. Сооб. Н.з. - познакомить с правилом сложения чисел с переходом через разряд (с записью примера в столбик) - развивать вычислительные навыки, - коррекция памяти через дидактическое упражнение. -проверить степень усвоения материала, -выявить пробелы в знаниях учащихся; -развивать самостоятельность -работа по плакату, -работа с карточками, -работа с перфокартами, -плакат, -карточки для индивидуальной работы, -перфокарты, -карточки для игры. Слагаемое Сумма -познакомить с правилом вычитания чисел с переходом через разряд с недостающим разрядом единиц, -развивать вычислительные навыки, -коррекция памяти через дидактическое упражнение. -познакомить с правилом вычитания чисел в пределах 1 000 с недостающим разрядом десятков, -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления через дидактическое упражнение -работа с перфокартами, -игра «Построй цепочку из примеров», -работа по плакату, -работа по карточкам, -работа по плакату с бордюром. -перфокарты, -карточки с примерами, -плакат, -карточки для индивидуальной работы, -плакат с бордюром Уменьшаемое Вычитаемое разность 5 кл. с.97-98 -работа с таблицей разрядов, -работа перфокартами, -работа по плакату, -закончи запись, -работа по карточкам. -таблицы разрядов, -перфокарты, -плакат, -карточки для индивидуальной работы. Единицы Десятки сотни 5 кл. с.98 7. 1 Вычитание чисел в пределах 1 000 с одним переходом через разряд. Повт. 8. 1 Г.М. Линии в круге. Радиус. Сооб. Н.з. 9. 1 Вычитание чисел в пределах 1 000 с двумя переходами через разряд. Комб. 10. 1 Сложение и вычитание чисел, полученных в результате измерения, с одним переходом через разряд. Комб. 11. 1 Вычитание чисел в пределах 1 000, где уменьшаемое выражено круглыми сотнями или 1 000. Комб. 12. 1 Г.М. Линии в круге. Диаметр. Сооб. н.з. 13. 1 РЕЗЕРВ 14. 1 КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ -повторить правило вычитания чисел с одним переходом через разряд, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнение по классификации примеров. -продолжи запись, -найди пример для проверки, -найди похожие примеры, -закончи вычисления. -карточки с неполными примерами, -карточки с примерами, -плакат, -карточки для индивидуальной работы. Уменьшаемое Вычитаемое разность 5 кл. с.99 -познакомить с правилом вычитания чисел с двумя переходами, -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления через дидактическое упражнение. -повторить вычитание чисел с одним переходом через разряд, -учить вычитать числа, полученные в результате измерения, -коррекция внимания через упражнение на узнавание чисел. -учить вычитать числа, где уменьшаемое выражено круглыми сотнями или 1 000, -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления через дидактическое упражнение. -работа с таблицей разрядов, -работа с перфокартами, - работа по плакату, -работа по карточкам -таблицы разрядов, -перфокарты, -плакат, -карточки для индивидуальной работы Единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями 5 кл. с.100 -выбери меры, -работа по плакату, -закончи запись, -продолжи запись, -вставь данные числа в задачу. -карточки с мерами, -плакат, -карточки с числами, -карточки с незаконченной записью -таблицы разрядов, -счеты, -плакат, -карточки с незаконченными записями. Меры массы, длины, стоимости 5 кл. с.100101. Единицы Десятки Сотни тысячи 5 кл. с.101-102 -работа по таблице разрядов, -работа со счетами, -работа по плакату, -закончи запись, -продолжи пример. Обыкновенные дроби – 12 ч 1. 1 Нахождение одной доли предмета, числа. Сооб. Н.з. -учить получать практически долю предмета, числа, -познакомить с алгоритмом нахождения доли предмета, числа, -коррекция мелкой моторики через практическую работу. -практическая работа с предметами, -работа с кругами, квадратами, полосками бумаги, -работа с плакатом. -предметы (яблоко, конфета, шоколадка), -круги, квадраты, полоски бумаги, -плакат. Доля предмета Доля числа 5 кл. с.109111. 2. 1 Нахождение нескольких долей предмета, числа. Комб. -практическая работа с предметами, -работа с кругами, квадратами, полосками бумаги, -работа с плакатом. -предметы (яблоко, конфета, шоколадка), -круги, квадраты, полоски бумаги, -плакат. …долей предмета …долей числа 5 кл. с.111-112 3. 1 Обыкновенная дробь, её образование. Сооб. Н.з. -учить получать практически несколько долей предмета, числа, -познакомить с алгоритмом нахождения нескольких долей предмета, числа, -коррекция мелкой моторики через практическую работу. -познакомить с процессом образования дробей, -познакомить с понятиями «числитель», «знаменатель» -учить выделять числитель, знаменатель, -коррекция внимания через дидактическое упражнение. -практическая работа по образованию дробей с предметами, -работа с кругами, квадратами, прямоугольниками, -работа по плакату -выделение числителя, знаменателя. -яблоко, -круги, квадраты, прямоугольники, -плакат, -цветные карандаши. Числитель знаменатель 5 кл. с.113-114 4. 1 Запись и чтение обыкновенных дробей. Комб. -повторить понятия «числитель», «знаменатель», -учить получать дробь -развивать навык выделения числителя, знаменателя, -коррекция восприятия через упражнение по выделению частей дроби. -работа с квадратами, кругами, прямоугольниками, полосками, -выделение числителя, знаменателя, -работа с метром, -работа по плакату. -геометрические фигуры, -цветные карандаши, -портновский (мягкий) метр, -плакат 5 кл. с.115-116 5. 1 Числитель и знаменатель дроби. Комб. -повторить понятия «числитель», «знаменатель», -учить получать дробь -развивать навык выделения числителя, знаменателя, -коррекция восприятия через упражнение по выделению частей дроби. -работа с квадратами, кругами, прямоугольниками, полосками, -выделение числителя, знаменателя, -работа с метром, -работа по плакату. -геометрические фигуры, -цветные карандаши, -портновский (мягкий) метр, -плакат 6. 1 Г.М. Масштаб: 1:2; 1:5; 1:10; 1:100. 7. 1 Сравнение дробей с одинаковым знаменателем. Комб. -повторить части дроби, -учить сравнивать дроби с одинаковым знаменателем, -развивать навык записи дроби, - коррекция восприятия через упражнение по выделению частей дроби. -выделение частей дроби, -называние частей дроби, -соотношение части дроби и её названия, -обозначение доли дробью. 1 Сравнение дробей с одинаковым числителем. Комб. -повторить части дроби, -учить сравнивать дроби с одинаковым числителем, -развивать навык записи дроби, -коррекция восприятия через упражнение по выделению частей дроби. -выделение частей дроби, -называние частей дроби, -соотношение части дроби и её названия, -обозначение доли дробью. 1 Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Комб. -повторить алгоритм образования дробей, -учить выделять количество долей в одной целой, -учить сравнивать дробь с единицей, -коррекция мышления через упражнение по сравнению долей. -обозначение долей дробью, -показ дроби на геометрических фигурах, -соотношение двух одинаковых фигур, -выделение частей дроби, -соотношение части дроби и её названия. -цветные карандаши, -карточки дробей, -карточки с названием части дроби, -геометрические фигуры с изображением доли. -цветные карандаши, -карточки дробей, -карточки с названием части дроби, -геометрические фигуры с изображением доли. -плакаты с долями, -геометрические фигуры, -плакаты с названием частей дроби, -цветные карандаши. 8. 9. 5 кл. с.116-117 Числитель 5 кл. с.118119. Знаменатель 5 кл. с.119120. Числитель Знаменатель 5 кл. с.120121. 10. 1 Правильные дроби. Комб. 11. 1 Неправильные дроби. Комб. 12. 13. 1 1 РЕЗЕРВ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ -повторить части дроби и их название, -познакомить с понятием «правильная» дробь, -учить выделять правильные дроби, -развивать навык в записи обыкновенных дробей, -коррекция внимания через дидактическое упражнение. повторить части дроби и их название, -познакомить с понятием «неправильные» дроби, -учить выделять неправильные дроби, -развивать навык в записи обыкновенных дробей, -коррекция внимания через дидактическое упражнение. -выделение частей дроби, -называние частей дроби, -соотношение частей дроби и их названия, -работа по плакату, -графическое изображение дробей, -выбор дробей по задании., -закончи запись. -цветные карандаши, -карточки с дробями, -плакат с названием частей дроби, -плакат, -геометрические фигуры. Правильные, неправильные дроби 5 кл. с.121124. -выделение частей дроби, -называние частей дроби, -соотношение частей дроби и их названия, -работа по плакату, -графическое изображение дробей, -выбор дробей по задании., -закончи запись. -цветные карандаши, -карточки с дробями, -плакат с названием частей дроби, -плакат, -геометрические фигуры. Правильные, неправильные дроби 5 кл. с.123124. -плакаты, -карточки, -карточки с примерами, -карточки с числами. -плакаты, -карточки, -карточки с примерами, -карточки с числами. Равные числа 5 кл. с.125-126 Равные числа 5 кл. с.125-126 Умножение и деление на 10, 100 – 6 ч 1. 1 Умножение чисел 10, 100, на число Сооб. Н.з. 2. 1 Умножение числа на 10, 100. Сооб. Н.з. -познакомить с правилом умножения чисел на 10, 100, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через дидактическое упражнение. -познакомить с правилом умножения на 10, 100, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через дидактическое упражнение. -работа с перфокартами, -работа по плакатам, -работа по карточками, -игра «Найди пару». -работа с перфокартами, -работа по плакатам, -работа по карточками, -игра «Найди пару». 3. 1 Деление чисел на 10, 100 без остатка Сооб. Н.з. 4. 1 Деление чисел на 10, 100 с остатком. Сооб. Н.з. 5. 1 Г.М. Построение прямоугольника в масштабе. -познакомить с правилом деления на 10 чисел, оканчивающихся 0, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через дидактическое упражнение. -учить делить на 10 числа с остатком, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнение по нахождению круглых чисел. -работа по плакату, -выбор чисел, -составление примеров, нахождение их по инструкции учителя. -работа по плакату, -работа по карточкам, -нахождение примеров по инструкции, -составление примеров. -плакат, -перфокарты, -карточки с числами, -карточки с примерами. -плакат, -карточки, -карточки с примерами, -карточки с числами. Круглые десятки Круглые сотни 5 кл. с.126-127 Круглые десятки Круглые сотни 5 кл. с.127 -карточки с мерами, -плакаты с соотношениями мер, -карточки с мерами для составления пар, Меры длины, стоимости, массы 5 кл. с.130-132 -карточки с мерами, -плакаты с соотношениями мер, -карточки с мерами для составления пар, -купюры Меры длины, стоимости, массы 5 кл. с.130-132 Числа, полученные при измерении величин – 8 ч 1. 1 Преобразование чисел, полученных при измерении длины. Замена крупных мер мелкими. Сооб. Н .з. -учить выделять меры длины -познакомить с правилом замены крупных мер мелким, -развивать навык чтения чисел, полученных при измерении, -коррекция мышления через упражнение по замене мер. 2. 1 Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости. Замена крупных мер мелкими. Сооб. Н .з. -учить выделять меры стоимости, -познакомить с правилом замены крупных мер мелким, -развивать навык чтения чисел, полученных при измерении, -коррекция мышления через упражнение по замене мер. -распределение мер по группам, -выделение крупных и мелких мер, -замена крупных мер мелкими, -нахождение пары для крупной меры, -распределение мер по группам, -выделение крупных и мелких мер, -замена крупных мер мелкими, -нахождение пары для крупной меры, -замена, размен крупных купюр мелкими. 3. 1 Преобразование чисел, полученных при измерении массы. Замена крупных мер мелкими. Сооб. Н .з. -учить выделять меры длины, массы, стоимости, -познакомить с правилом замены крупных мер мелким, -развивать навык чтения чисел, полученных при измерении, -коррекция мышления через упражнение по замене мер. 4. 1 Преобразование чисел, полученных при измерении длины. Замена мелких мер крупными. Сооб. Н.з. -учить выделять меры длины, -познакомить с правилом замены мелких мер крупными, -развивать навык чтения чисел, полученных при измерении, -коррекция мышления через упражнение по замене мер. 5. 1 Преобразование чисел, полученных при измерении стоимости. Замена мелких мер крупными. Сооб. Н.з. -учить выделять меры стоимости, -познакомить с правилом замены мелких мер крупными, -развивать навык чтения чисел, полученных при измерении, -коррекция мышления через упражнение по замене мер. 6. 1 Преобразование чисел, полученных при измерении массы. Замена мелких мер крупными. Сооб. Н.з. -учить выделять меры массы, -познакомить с правилом замены мелких мер крупными, -развивать навык чтения чисел, полученных при измерении, -коррекция мышления через упражнение по замене мер. -распределение мер по группам, -выделение крупных и мелких мер, -замена крупных мер мелкими, -нахождение пары для крупной меры, -замена, размен крупных купюр мелкими. -распределение мер по группам, -выделение мелких и крупных мер, -замена мелких мер крупными, -соотношение полученных чисел. -распределение мер по группам, -выделение мелких и крупных мер, -замена мелких мер крупными, -соотношение полученных чисел. -распределение мер по группам, -выделение мелких и крупных мер, -замена мелких мер крупными, -соотношение полученных чисел. -карточки с мерами, -плакаты с соотношениями мер, -карточки с мерами для составления пар, -купюры Меры длины, стоимости, массы 5 кл. с.130-132 -карточки с мерами, -плакаты с соотношениями, -карточки с числами. Меры длины, стоимости, массы. 5 кл. с.133-135 -карточки с мерами, -плакаты с соотношениями, -карточки с числами. Меры длины, стоимости, массы. 5 кл. с.133-135 -карточки с мерами, -плакаты с соотношениями, -карточки с числами. Меры длины, стоимости, массы. 5 кл. с.133-135 7. 1 Меры времени. Год. Соотношение: 1год= 365-366 суток. Високосный год. 8. 1 КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ Сооб. Н.з. -познакомить с мерой времени «год», соотношением 1год =365366суток, - учить называть месяцы года по порядку, -коррекция внимания через игру «Угадай, какой месяц пропал». -работа по таблице «Год», -дидактическая игра «Угадай, какой месяц пропал», -определение количества дней каждого месяца, -составление таблицы мер времени. -таблица «Год», -карточки с названиями месяцев, -календари для каждого ученика, -таблица «Меры времени». Год Високосный год 5 кл. с.136-137 -цветные карандаши, -перфокарты, -плакат, -монеты, -купюры. -цветные карандаши, -таблица разрядов, -перфокарты, -плакат. Единицы Десятки Круглые десятки 5 кл. с.137139. Единицы Десятки Сотни Круглые сотни 5 кл. с.140 -запись чисел в таблицу разрядов, -работа с перфокартами, -работа по плакату, -замена умножения сложением. -цветные карандаши, -таблица разрядов, -перфокарты, -плакат. Единицы Десятки 5 кл. с.142-144 -запись чисел в таблицу разрядов, -работа с перфокартами, -работа по плакату, -замена умножения сложением. -цветные карандаши, -таблица разрядов, -перфокарты, -плакат. Единицы Десятки 5 кл. с.142-144 Умножение и деление чисел в пределах 1000 – 26 ч 1. 1 Умножение и деление круглых десятков на однозначное число. Сооб Н.з. 2. 1 Умножение и деление круглых сотен на однозначное число. Сооб. Н.з. 3. 1 Умножение двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Сооб. Н.з. 4. 1 Деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Сооб. Н.з. -познакомить с правилом умножения круглых десятков на однозначное число, -коррекция восприятия через упражнение по выделению разрядов. -познакомить с правилом умножения и деления круглых сотен на однозначное число, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение на выделение разрядов. -познакомить с правилом умножения двузначного числа на однозначное, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнение на выделение разрядов. -познакомить с правилом деления двузначного числа на однозначное, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнение на выделение разрядов. -выделение разрядов числа, -работа с перфокартами, -работа по плакату, -работа с монетами, -работа с купюрами. -выделение разрядов числа, -запись чисел в таблицу разрядов, -работа с перфокартами, -работа по плакату, -составление примеров по инструкции. 5. 1 Самостоятельная работа по теме «Умножение и деление двузначного числа на однозначное» Пров. ЗУН 6. 1 Проверка действия умножения. Комб. 7. 1 Проверка действия деления. Комб. 8. 1 Г.М. Прямоугольник (квадрат) 9. 1 Разностное и кратное сравнение. Повт. 10. 1 Умножение по содержанию Повт. -проверить степень усвоения материала, -выявить пробелы в знаниях учащихся; -развивать самостоятельность -повторить правило умножения на однозначное число, -учить проверять примеры на умножение, - развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления через упражнение по составлению пар примеров. -повторить правило деления на однозначное число, -учить проверять примеры на деление, -развивать вычислительные навыки, -коррекция мышления через упражнение по составлению пар примеров. -практическое выполнение заданий -повторить значение «На сколько…?», «Во сколько раз,,,?», -развивать навык использования при решении задач, примеров, -коррекция восприятия через упражнение на сравнение. -повторить смысл выражения «взяли по…», -развивать навык умножения числа на однозначное число, -коррекция мышления через упражнение по выбору знака действия -сравнение предметов, -составление примеров по инструкции, -выполнение чертежа к задаче, -решение задач. -составление примеров, -составление и решение задач, -выделение простой задачи из составной. -выделение разрядов числа, -называние компонентов и результата действия, -составление примера для проверки, -нахождение пар примеров, -составление примеров по инструкции. -выделение разрядов числа, -называние компонентов и результата действия, -составление примера для проверки, -нахождение пар примеров, -составление примеров по инструкции. -цв. карандаши, -плакат с названием компонентов и результатов действия, -карточки с примерами, -карточки с инструкцией. -цв. карандаши, -плакат с названием компонентов и результатов действия, -карточки с примерами и инструкцией. Множитель Произведение 5 кл. С.162163 Делимое Делитель Частное 5 кл. С.163164 -предметы, -слайд программа, -плакаты с инструкцией, -чертежи к задаче. На сколько…? Во сколько раз…? 5 кл. с.148, 150-151 -плакат с инструкцией, -карточки, -плакат с к.з. для составления задачи. Взяли по … 5 кл. С.152153 11. 1 Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. Повт. -повторить понятия «увеличить в…», «уменьшить в…», -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через дидактическое упражнение. -познакомить с правилом умножения двузначного числа на однозначное с переходом через разряд, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение «Закончи запись». -составление примеров по инструкции, -выбор действия, -работа по карточкам, -составление задачи по к.з. -карточки с инструкцией, -карточки, -плакат с к.з. Увеличить в .. Уменьшить в … 5 кл. с.154-155 12. 1 Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Сооб. Н.з. -составление записи примера «в столбик», -объяснение готового примера, -упражнение «Закончи запись», -составление примера по инструкции. Единицы десятки 5 кл. с.165166. Сооб. Н.з. -познакомить с правилом умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение «Закончи запись». -составление записи примера «в столбик», -объяснение готового примера, -упражнение «Закончи запись», -составление примера по инструкции. Единицы десятки 5 кл. с.167168. Комб. -познакомить с правилом умножения трехзначного числа на однозначное, с 0 в разряде единиц, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение по выделению чисел с 0 в разряде единиц. -выделение разрядных слагаемых, -составление примеров по инструкции, -определение порядка действий в составных примерах. -цветные карандаши, -карточки с числами, -плакат с примером, -карточки с инструкциями, -плакат с незаконченными примерами. -цветные карандаши, -карточки с числами, -плакат с примером, -карточки с инструкциями, -плакат с незаконченными примерами. -цветные карандаши, -карточки с инструкциями, -карточки с составным примером, -книжечки с арифметическими действиями. 13. 1 Умножение трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. 14. 1 Умножение трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное Увеличить в … раз Увеличить на … единиц 5 кл. с.169-170 15. 1 Умножение по содержанию. Комб. -учить решать задачи на умножение по содержанию, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение по составлению примеров. -составление примеров по инструкции, -выделение из составного примера уже знакомого, -определение порядка действий. 16. 1 Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Сооб. Н.з. -познакомить с правилом деления двузначного числа на однозначное, -развивать вычислительные навыки, -коррекция памяти через упражнение по нахождению примера по инструкции. -выделение разрядов числа, -оформление записи примера «в столбик», -работа по памятке, -нахождение примеров по инструкции, -выделение лишних примеров. 17. 1 Деление трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд. Сооб. Н.з. -познакомить с правилом умножения трехзначного числа на однозначное, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнения через выделение первого неполного делимого. -выделение разрядов числа, -оформление записи примера «в столбик», -работа по памятке, -нахождение примеров по инструкции, -выделение лишних примеров. 18. 1 Деление трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное с переходом через разряд. Сооб. Н.з. -учить решать примеры на деление трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд, если в частном 0 единиц, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение по выделению примеров с 0 единиц в частном. -выделение разрядов числа, -работа по памятке, -выделение примеров по инструкции, -работа с перфокартами. -карточки с инструкцией, -карточки с составным примером, -книжечки с арифметическими знаками. -цветные карандаши, -карточки с записью примера «в столбик», -памятка, -карточки с примерами, -карточки с инструкцией. -цветные карандаши, -карточки с записью примера «в столбик», -памятка, -карточки с примерами, -карточки с инструкцией. -цветные карандаши, -памятка, -карточки с инструкцией, -перфокарты. По … взяли … раз 5 кл. с.170-171 Первое неполное делимое 5 кл. с.172-173 Первое неполное делимое 5 кл. с.173-174 Первое неполное делимое 5 кл. с.175 19. 1 Деление трехзначного числа с 0 в разряде десятков на однозначное с переходом через разряд. Сооб. Н.з. -учить решать примеры на деление трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд, если в частном 0 десятков, -развивать вычислительные навыки, -коррекция восприятия через упражнение по выделению примеров с 0 десятков в частном. -выделение разрядов числа, -работа по памятке, -выделение примеров по инструкции, -работа с перфокартами. -цветные карандаши, -памятка, -карточки с инструкцией, -перфокарты. 20. 1 Г.М. Куб, брус, шар. 21. 1 Решение числовых выражений в 2-3 действия. Повт. -повторить порядок действий в примерах без скобок и со скобками, - развивать навык деления, -коррекция внимании через упражнение по определению порядка действий. -работа по перфокартами, -работа с памяткой, -определение порядка действий, -игра «Найди и исправь ошибку», -составление примера по схеме. 1 Уменьшение, увеличение числа в несколько раз. Повт. -повторить смысл высказываний, -развивать навык деления, -коррекция мышления через упражнение по выбору действия. -составление примера по инструкции, -работа по памятке, -работа с карточками, -составление к.з. к задаче, -составление задачи по к.з. 23. 1 Разностное и кратное сравнение. Повт. -повторить смысл понятий, -развивать навык деления, -коррекция восприятия через упражнение по выбору знака. -составление примеров по инструкции, -соотношение примера и понятия, -выбор примера по инструкции. -перфокарты, -памятка, -книжечки с арифметическими действиями, -плакат с примерами для игры, -карточки со схемами. -карточки с инструкцией, -памятка, -карточки для индивидуальной работы, -плакат с к.з. -карточка с инструкцией, -карточки с примерами, с понятиями. 22. 2425. 2 РЕЗЕРВ 26. 1 КОНТРОЛЬ И УЧЕТ ЗНАНИЙ Первое неполное делимое 5 кл. с.176. 5 кл. с.177-186 Увеличить в … Уменьшить в … 5 кл. с.178-186 На сколько… Во сколько раз… 5 кл. с.173174,179186 Итоговое повторение – 6 ч 1. 1 Нумерация чисел в пределах 1.000. Повт. -повторить процесс образования чисел в пределах 1.000, -развивать навык чтения чисел, выделения разрядных слагаемых, -коррекция восприятия через игру «Угадай число». 2. 1 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. Повт. 3. 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 1.000 с переходом через разряд. Повт. -повторить меры при измерении массы, длины, стоимости, -развивать навык сложения и вычитания чисел, полученных при измерении, -коррекция мышления через упражнение по систематизации чисел. -повторить правила сложения и вычитания чисел в пределах 1.000, -развивать вычислительные навыки, -коррекция внимания через упражнения по выделению разрядов числа. 4. 1 Г.М. Повторение за год 5. 1 Итоговая контрольная работа за год 6. 1 Анализ контрольной работы -проверить степень усвоения материала, изученного за год, -выявить пробелы в знаниях учащихся; -развивать самостоятельность -обобщить знания полученные за год, -закрепить материал, в котором допущены ошибки -показ числа в таблице разрядов, -чтение числа из таблицы разрядов, -выделение разрядов числа, -запись числа в виде суммы разрядных слагаемых, -нахождение числа по описанию -сгруппировать числа, полученные при измерении, -оформление записи примера «в столбик», -работа по карточкам, -составление примеров по инструкции. -таблицы разрядов, -цветные карандаши, -карточки с числами, -плакаты с суммой. Единицы Десятки Сотни 5 кл. С.196197 -карточки с числами, -карточки для индивидуальной работы. Меры массы, стоимости, длины 5 кл. С.204206 -выделение разрядов числа, -оформление записи примера «в столбик», -составление примеров с помощью таблицы, -соотношение примеров. -цветные карандаши, -карточки с числами, -карточки с примерами, -плакат с таблицей. Слагаемое Сумма Уменьшаемое Вычитаемое Разность 5 кл. С.203206 -выполнение заданий -карточки для индивидуальной работы -решение примеров и задач, -сравнение выражений