Рабочая программа по чтению для 8 классов на 2022-2023 учебный год

Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению составлена на основе программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией
Воронковой В.В.,
М. «Просвещение», 2019г., адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего
образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего
адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»,
утвержденным приказом директора образовательной организации.
Рабочая программа составлена с учетом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений,
материально-технических условий Центра, ресурсных возможностей родителей,
условий региона.
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего
мира. Значимость уроков чтения и развития речи состоит в том, что в комплексе
решаются образовательные, коррекционные, воспитательные задачи.
Цель – создание условий для повышения общего уровня развития обучающихся
через формирование навыков чтения, развитие коммуникативной функции речи и
воспитание нравственных качеств личности.
Задачи:

формирование и развитие навыков правильного, беглого, осознанного,
выразительного чтения;

расширение кругозора обучающихся, обогащение их знаний об
окружающей действительности;

коррекция и развитие познавательной деятельности и мыслительных
операций;

развитие всех сторон речи обучающихся: орфоэпического
произношения, словарного запаса, синтаксического строя речи;

воспитание у обучающихся таких нравственных качеств как доброта, честность,
дружба, привитие норм общественного поведения.
Рабочая программа направлена на формирование навыков чтения, умения
работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов
действий: словарная работа, многократное чтение текста разными способами,
составление плана прочитанного, пересказ, составление вопросов по содержанию
прочитанного и другие. Основным видом чтения на уроках является чтение вслух,
так как дети с нарушением интеллекта значительно хуже понимают содержание
текста, прочитанного про себя. На уроках используются наглядные средства:
портреты писателей, картины, иллюстрации к произведениям. В старших классах (7-9
классы) предусмотрены уроки литературного чтения. В программу включены
биографические сведения об авторе, некоторые литературные понятия. Среди них:
жанры устного народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка,
потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных);
языковые особенности сказок (зачин, присказка, троекратные повторы); жанры
художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Дети учатся характеризовать героев, оценивать их поступки, выделять главную

мысль произведения, понимать юмор как способ выражения авторского замысла,
овладевать средствами выразительного чтения.
Сроки реализации программы: 2022 – 2023 учебный год. (34 недели, 136 часов,
4 часа в неделю).
Содержание программы предмета
№ п/п
1
2
3
4

Название раздела
Устное народное творчество.
Русская литература XIX века.
Русская литература 1ой половины XX века.
Русская литература 2ой половины XX века

Кол-во часов
16
48
34
38

Примерная тематика
Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки,
былины, баллады. Литературные сказки.
Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об
исторической народной памяти.
Народная точка зрения на добро и зло.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и
творчестве: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Н. А. Некрасов, И. С.
Никитин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой.
Русская литература 1-й половины XX века
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и
творчестве: А. П. Чехов, В. Г. Короленко, М. Горький, С. А. Есенин, А. П.
Платонов, А. Н. Толстой, Н. А. Заболоцкий.
Русская литература 2-й половины XX века
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений
классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и
творчестве: К. Г. Паустовский, Р. И. Фраерман, Л. А. Кассиль, А. Т. Твардовский,
В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, Р. П. Погодин, А. А. Сурков.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской
орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев
с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста,
обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных
предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности.

Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений,
взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической
печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий (с помощью учителя).
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Астафьев В.П. «Конь с розовой гривой», «Монарх в новых штанах»,
«Бабушка с малиной», «Запах сена», «Фотография, на которой меня нет», «Последний поклон».
Беляев А.Р. «Золотая гора», «Прыжок в ничто».
Бондарев Ю.В. «На большой реке», «Юность командиров», «Батальон
просит огня».
Ваншенкин КЯ. Стихотворения.
Гайдар А.П. «Школа».
Есенин С.А. Стихотворения.
Искандер ФА. «Пиры Валтасара», «Молельное дерево».
Каверин В А. «Два капитана».
Макаренко А.С. «Педагогическая поэма» (отрывки).
Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке».
Рубцов Н.М. Стихотворения.
Симонов К.М. Стихотворения.
Сурков А А. Стихотворения.
Чехов А.П. «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев».
Шукшин В.М. «Сильные идут дальше», «Сны матери», «Хозяин бани и
огорода».
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
 Мотивация к учебной деятельности. Ориентация на продолжение обучения,
получение профессии.
 Соблюдение правил школьного взаимодействия; осознание ответственности
за свои поступки.
 Принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций.
 Требование от себя выполнения моральных норм; способность
анализировать нравственную сторону своих и чужих поступков.
 Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на
основе морального выбора, принятию ответственности за их результат.
Целеустремленность и настойчивость в достижении результата.

 Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей. Умение противостоять действиям и влияниям,
представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью.
 Неравнодушие к жизненным проблемам других людей; сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
 Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим.
 Понимание ведущей роли образования и труда в жизни человека.
 Способность к преодолению трудностей.
 Ценностное отношение к России, государственной символике, уважительное
отношение к русскому языку как к государственному языку
межнационального общения; представления о правах и обязанностях
человека, гражданина.
 Ценностное отношение к природе; опыт природоохранительной
деятельности.
 Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках
людей.
 Представления об эстетических и художественных ценностях отечественной
культуры.
Метапредметные результаты
Познавательные действия
 Умение самостоятельно добывать информацию, и работать с ней.
 Умение работать по схемам, таблицам, учебным моделям, самостоятельно
составлять их.
 Умение выделять главное, делать умозаключение.
 Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать
самостоятельно.
 Умение устанавливать аналогии, переносить опыт в новую ситуацию.
 Регулятивные действия
 Умение сосредоточиться на объекте, предмете деятельности.
 Умение контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
 Умение составлять план действий, работать по плану.
 Проявление собственной инициативы в деятельности, самостоятельности.
 Коммуникативные действия
 Умение выстроить диалог, прояснить ситуацию.
 Способность к сотрудничеству с детьми и взрослыми.
 Умение выстраивать отношения в совместной творческой деятельности.
Основные требования к знаниям и умениям
Предметные результаты
Достаточный уровень
Обучающиеся могут научиться:
 Читать осознанно правильно, бегло, выразительно вслух;
 Читать про себя доступные по содержанию тексты;
 Выделять тему и определять идею произведения (с помощью учителя);

 Определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к
ним;
 Самостоятельно делить текст на части по данному плану и составлять план к
выделенным частям текста;
 Пересказывать содержание текста, используя слова и выражения, взятые из
текста;
 Ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам;
 Выучить наизусть 10 стихотворений.
Минимальный уровень
Обучающиеся могут научиться:
 Плавно читать по слогам слова, предложения (с помощью учителя);
 Участвовать в анализе воспринятого на слух текста;
 Выделять тему произведения;
 Определять черты характера главных героев, выражать своё отношение к их
поступкам;
 Пересказывать отдельные части произведения;
 Учить наизусть стихотворения (отрывки из стихотворений).
Календарно-тематическое планирование
Тема
раздела
(количес
тво
часов)
I.
Устное
народное
творчест
во (16 ч)

Дата.
Тема урока

Цель, задачи

Форма проведения,
элементы
содержания,
методические приемы

Планируемые
результаты
освоения
программы

1.
Устное
народное
творчество.
Сказки как
жанр.

- Обобщить
знания о жанрах
устного
народного
творчества,
видах и
особенностях
народных
сказок;
- познакомить с
новым жанром
устного
народного
творчества –
балладой;
- развивать
навыки
правильного,
осознанного,
выразительного
чтения;

Уточнение понятия
«устное народное
творчество».
Жанры УНТ (сказки,
былины, народные
песни…).
Аналитическое
чтение статьи о
своеобразии
народных сказок.
Записи в тетрадях.
Коллективная работа
с обсуждением:
примеры борьбы
добра со злом;
Игра «Кто? Откуда?»
(герои сказок).
Повторение.
Беседа о том, какие
народы живут на
Урале, их культура,

Знания жанров
устного народного
творчества, видов
и особенностей
народных сказок.
Умения читать
правильно,
осознанно,
выразительно;
ориентироваться в
тексте; выделять
главную мысль
произведения;
характеризовать
главных героев,
оценивать их
поступки;
составлять план,
пересказывать
содержание
прочитанного,

2.
Сказки
народов
Урала.

- формировать
умения
выделять
главную мысль
произведения;
3.
Сказки давать
характеристику
народов
главным
Урала.
действующим
лицам,
оценивать их
поступки;
передавать
4.
Знаком содержание
ство с русской произведения;
выделять
народной
реплики героев
сказкой
и слова автора
«Волшебное
при чтении по
кольцо».
ролям;
- развивать
5.
Выборо внимание,
творческое
чное чтение
мышление,
сказки
связную речь,
«Волшебное
память;
кольцо»
- воспитывать
умение дружить,
сочувствовать;
6.
Делени интерес к
народному
е на части
творчеству,
сказки
русской
«Волшебное
словесности;
кольцо».
любовь к
Родине.

7.
Аналит
ическое
чтение сказки
«Царская
милость».

обычаи.
Работа с удмуртской
народной сказкой
«Лапти-самоходы».
Д/з: пересказ сказки.
Проверка д/з.
Чтение и анализ
татарской народной
сказки «Умная
девушка».
Выборочное чтение,
пересказ отрывков.
Д/з: пересказ сказки
Повторение.
Чтение
и
анализ
сказки «Волшебное
кольцо».
(вслух по цепочке).
Чтение по ролям
отрывка из сказки.
Д/з: с.15 в.1
Чтение и анализ
заключительного
отрывка сказки.
Выборочное чтение
по вопросам.
Выделение
особенностей сказки.
Д/з: с.15 в. 2, 5
Инструкции по
делению сказки на
части.
Самостоятельная
работа в парах:
деление сказки на
части.
Коллективное
составление плана.
Пересказ отрывков по
плану.
Д/з: с. 15, в.7
Бытовые сказки.
Чтение и анализ
сказки.
Характеристика царя.
Главная мысль
сказки.
Чтение сказки по

используя слова и
выражения из
текста;
читать по ролям.

8.
Чтение
и анализ
сказки
«Горшеня»

9.
Послов
ицы и
поговорки.

10. Жанр
баллады.

11. В.А.Жу
ковский
«Перчатка»,
аналитическое
чтение.

12. Чтение
по ролям
баллады
«Нашла коса

ролям.
Д/з: пересказ сказки
Аналитическое
чтение сказки.
Беседа по
содержанию.
Выборочное чтение
по вопросам.
Чтение сказки по
ролям.
Сравнение сказок
«Царская милость» и
«Горшеня».
Д/з: пересказ сказки
Общие сведения о
пословицах и
поговорках как о
жанрах УНТ.
Чтение статьи в
учебнике,
конспектирование.
Знакомство с
пословицами по
темам, объяснение
смысла пословиц.
Д/з: приготовить
пословицы о труде.
Баллада как жанр
УНТ,
прослеживание
взаимосвязи с
историей. Записи в
тетрадях.
Чтение и анализ
отрывков из баллад.
Д/з: с.18 з.4
Знакомство с
балладой «Перчатка».
Оценка поступков
героев баллады.
Работа с
иллюстрацией.
Д/з: выразительное
чтение баллады.
Знакомство с
балладой «Нашла
коса на камень».
Анализ произведения.

на камень».

13. Жанр
былины.

14. Выборо
чное чтение
отрывков из
былины
«Садко».

15. Аналит
ическое
чтение
былины
«Добрыня и
змей».

16.

Обобща

Оценка поступков
героев баллады.
Объяснение названия.
выразительное чтение
баллады по ролям.
Работа с пословицами
и поговорками с.23
Д/з: с.21-23
выразительное
чтение.
Повторение сведений
о былинах (какие
былины изучали
раньше).
Чтение и анализ
статьи о былинах в
учебнике,
конспектирование.
Былинные темы в
творчестве писателей,
композиторов,
художников.
Д/з: с.25 вопросы
Знакомство с
отрывком былины
«Садко».
Словарная работа.
Беседа по
содержанию отрывка.
Выборочное чтение
по вопросам.
Д/з: с.30 з. 4
Знакомство с
былиной «Добрыня и
Змей».
Определение главной
мысли произведения.
Сравнительный
анализ героев.
Работа со словарем
по определению
лексического
значения устаревших
слов.
Чтение по ролям.
Д/з: выразительное
чтение.
Самостоятельная

ющий урок по
теме «Устное
народное
творчество».

работа с заданиями
творческого
характера и в виде
теста по изученным
произведениям.
Составление связного
рассказа на тему
«Мой любимый
герой».
II.
1.
А.С.Пу - Познакомить с Введение в
Русская
шкин, жизнь и жизнью и
творчество
литерату творчество.
творчеством
А.С.Пушкина (слово
ра XIX
писателей:
учителя).
века (48
А.С.Пушкина,
Работа с учебником:
ч)
М.Ю.Лермонтов выразительное чтение
а, И.А.Крылова, по цепочке статьи о
Н.А.Некрасова, Пушкине, анализ
И.С.Никитина,
статьи, составление
И.С.Тургенева,
плана.
Л.Н.Толстого;
Конспектирование
статьи.
совершенствова Д/з: с. Пересказ
ть навыки
статьи по плану.
2.
«Публи чтения,
Чтение и анализ
соблюдение
чное
произведения.
логических
испытание»,
Беседа по вопросам
пауз;
пересказ по
с.38
- формировать
данному
Коллективная работа:
умения
плану.
деление текста на
анализировать
части по плану.
прочитанное;
Воспроизведение
выделять
содержания текста по
главную мысль
плану.
произведения;
Д/з: с.39 з.6
3.
«Записк характеризовать Знакомство с
главных героев
ио
содержанием
и
их
поступки;
Пушкине»,
произведения.
делить текст на
выборочное
Беседа по вопросам
части,
чтение.
учебника (1, 2, 4).
составлять план; Чтение
пересказывать
стихотворения в
прочитанное с
полном содержании
использованием «Мой первый друг»,
слов и
упомянутое в тексте.
выражений,
Работа над заданием
взятых из
5.
текста;
Д/з: с. 42 в.3
выразительно
4.
Тема
Беседа о лицейских

Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Умения
анализировать
прочитанное;
выделять главную
мысль
произведения;
характеризовать
главных героев и
их поступки;
пересказывать
прочитанное с
использованием
слов и выражений,
взятых из текста;
строить своё
высказывание;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа;
выразительно
читать лирическое
произведение,
заучивать
наизусть.

дружбы в
творчестве
А.С.Пушкина.

5.
Чтение
и анализ
стихотворени
я «Во глубине
сибирских
руд».

6.
Вырази
тельное
чтение
стихотворени
я «Зимнее
утро».

7.
Вырази
тельное
чтение,
заучивание
наизусть
стихотворени
я «Няне».

читать
лирическое
произведение;
заучивать
наизусть;
- развивать
внимание,
мышление,
память, связную
речь,
коммуникативн
ые способности;
- воспитывать
интерес к
русской
литературе;
любовь к
Родине, родному
языку, родной
природе;
трудолюбие;
умение дружить;
уважение к
старшим,
сострадание.

годах Пушкина.
Чтение и анализ
стихотворения
«И.И.Пущину».
Рассказ учителя о
декабристах.
Чтение и анализ
стихотворения «19
октября 1827 года».
Д/з: выразительное
чтение стихотворения
(на выбор).
Чтение и анализ
стихотворения «Во
глубине сибирских
руд».
Главная мысль
стихотворения.
Выразительное
чтение стихотворений
на выбор.
Д/з: учить наизусть.
Чтение и анализ
стихотворения
«Зимнее утро».
Работа с
иллюстрацией.
Работа над
выразительным
чтением
стихотворения.
Коллективное
составление рассказа
на тему «Солнечное
зимнее утро».
Д/з: с.43-45 читать
выразительно
Рассказ о няне
Пушкина Арине
Родионовне.
Работа со
стихотворением:
анализ,
выразительное
чтение, заучивание
наизусть.
Д/з: учить
стихотворение.

8.
Тема
любви в
лирике
Пушкина.

9.
Выборо
чное чтение
отрывков из
стихотворени
й
А.С.Пушкина

10. Знаком
ство со
«Сказкой о
попе и о
работнике его
Балде».

11. Делени
е сказки на
части,
выявление
главной
мысли каждой
части.

12. Обобща
ющий урок по
творчеству
А.С.Пушкина

Чтение и анализ
стихов «Сожженное
письмо», «Я Вас
любил».
Работа над
выразительным
чтением.
Д/з: выразительное
чтение стихотворения
(на выбор).
Чтение и анализ
стихотворения «На
холмах Грузии».
Работа со
стихотворение
«Памятник»: чтение и
анализ, главная тема
в творчестве
А.С.Пушкина.
Д/з: с.42 читать
выразительно.
Слово учителя о
создании «Сказки о
попе и о работнике
его Балде».
Чтение сказки по
цепочке.
Беседа по вопросам.
Чтение по ролям
отрывков сказки.
Д/з: с.53 в.8
Краткое
воспроизведение
сюжетной линии
сказки.
Характеристика
главного героя и
действующих лиц.
Деление сказки на
части, определение
главной мысли
каждой части.
Д/з: выразительное
чтение сказки.
Выборочное чтение
стихов из сборника
произведений
А.С.Пушкина.

13. М.Ю.Л
ермонтов,
жизнь и
творчество.

14. Аналит
ическое
чтение
стихотворени
я «Смерть
поэта».

15. Заучива
ние наизусть
отрывка из
стихотворени
я «Родина».

Викторина по
творчеству
А.С.Пушкина.
Разгадывание
кроссворда.
Введение в
творчество
М.Ю.Лермонтова
(слово учителя).
Работа с учебником:
выразительное чтение
по цепочке статьи о
Лермонтове;
Анализ статьи,
краткий пересказ;
Конспектирование
статьи.
Д/з: с.56 вопросы.
Знакомство со
стихотворением.
Анализ
стихотворения по
вопросам.
Высказывание своего
отношения к
прочитанному
стихотворению.
Подготовка к
выразительному
чтению
стихотворения (про
себя).
Выразительное
чтение вслух.
Д/з: выразительное
чтение
стихотворения.
Чтение и анализ
стихотворения.
Беседа по вопросам.
Чтение
стихотворения
каждым про себя.
Выразительное
чтение вслух.
Заучивание наизусть.
Д/з: учить
стихотворение.

16.
«Парус»,
выразительно
е чтение,
заучивание
наизусть.

17. Чтение
и анализ
стихов
«Сосна»,
«Утес»,
«Листок».

18. «Песня
про царя
Ивана
Васильевича
…»,
выборочное
чтение 1
отрывка.
19. Аналит
ическое
чтение 2
отрывка
«Песни …»

20. Чтение
и анализ 3
отрывка
«Песни …»

Чтение и анализ
стихотворения.
Беседа по вопросам.
Выборочное чтение.
Чтение
стихотворения
каждым про себя.
Выразительное
чтение.
Заучивание наизусть.
Д/з: учить
стихотворение
Чтение и анализ
стихов
М.Ю.Лермонтова.
Работа над
выразительным
чтением стихов.
Д/з: выразит.чтение
стихотворения (на
выбор).
Словарная работа.
Чтение и анализ
текста.
Ответы на вопросы
по содержанию.
Устное словесное
рисование портрета
героини.
Д/з: с.61-63
выразительное чтение
Аналитическое
чтение текста.
Определение главной
мысли.
Выражение своего
отношения к героям.
Д/з: с.64-66
выразительное чтение
Чтение и анализ
текста.Ответы на
вопросы по
содержанию.
Рассуждение о героях
«Песни…»,
отношении автора к
их гибели.
Д/з: с.74 з.12

21. Обобща
ющий урок по
творчеству
М.Ю.Лермонт
ова
22. И.А.Кр
ылов, жизнь и
творчество.
Особенности
басни.

23. Анализ
басни «Волк
на псарне».

24. «Осел и
Соловей»
аналитическое
чтение,
заучивание
наизусть.

25. Чтение
по ролям
басни «Муха
и Пчела».

Викторина по
произведениям
М.Ю.Лермонтова.
Выборочное чтение
стихов.
Беседа об
И.А.Крылове,
основные события в
жизни писателя.
Особенности басен
И.А.Крылова.
Работа со статьей
учебника.
Чтение отрывков
басен И.А.Крылова.
Д\з: с.77 вопросы
Подготовительная
беседа об
исторических
событиях – войне
1812 года.
Чтениеи анализ
басни.
Мораль басни.
Выборочное чтение
по вопросам.
Деление басни на
логические части.
Д/з: с.80 з.10
Чтение и анализ
басни.
Выражение своего
мнения о героях.
Определение морали
басни. Выразительное
чтение басни по
ролям.
Заучивание отрывка.
Д/з: учить наизусть
отрывок с.80
Чтение басни.
Беседа по
содержанию.
Выражение своего
мнения о героях.
Мораль басни.
Выразительное
чтение по ролям.

26. Н.А.Не
красов, жизнь
и творчество.

27. Чтение
отрывка из
стихотворени
я
«Размышлени
я у парадного
подъезда».

28. Доля
русской
женщины в
творчестве
Н.А.Некрасов
а.

29. Отрыво
к из поэмы
«Мороз,
Красный
нос»,
составление
характеристик
и героини.

Д/з: с.82 з.9
Основные события из
жизни
Н.А.Некрасова.
Основная тема
творчества
Н.А.Некрасова.
Работа со статьей
учебника.
Д/з: с.83 вопросы.
Чтение
стихотворения.
Ответы на вопросы
по содержанию,
выражение
впечатлений от
прочитанного.
работа с
репродукцией
картины «Бурлаки на
Волге».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Д/з: с.84
выразительное чтение
Чтение и анализ
стихотворения «В
полном разгаре
страда деревенская».
Определение чувств
поэта.
Устное словесное
рисование.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Д/з: с. 85-86
Знакомство с
отрывком из поэмы.
Беседа по
содержанию,
выборочное чтение.
Составление
характеристики
героини по плану.
Заучивание наизусть
отрывка.

30. Вырази
тельное
чтение
отрывка из
поэмы
«Русские
женщины».

31. И.С.Ни
китин, жизнь
и творчество.
«Русь»,
заучивание
отрывка.

32. «Утро
на берегу
озера».
Деление на
части,
выразительно
е чтение.

33. И.С.Тур
генев, жизнь и
творчество.

Д/з: 86 учить
отрывок.
Подготовительная
беседа, рассказ о
декабристах.
Чтение и анализ
отрывка.
Определение главной
мысли.
Отношение поэта к
теме.
Выразительное
чтение отрывка.
Д\з: с.90 з.5
Чтение и анализ
стихотворения.
Выборочное чтение
по вопросам.
Определение главной
мысли.
Устное словесное
рисование.
Заучивание наизусть.
Д/з: учить
стихотворение.
Чтение и анализ
стихотворения.
Определение чувств
поэта.
Устное словесное
рисование.
Деление
стихотворения на
смысловые части и
озаглавливание
частей.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Д/з: с.94 з.4
Основные события в
жизни И.С.Тургенева.
Характеристика
писателя как
человека.
Знакомство с
творчеством
писателя.

34. И.С.Тур
генев
«Муму», 1
глава. Образ
Герасима.

35. И.С.Тур
генев
«Муму», 2
глава.
Аналитическо
е чтение.

36. И.С.Тур
генев
«Муму», 3
глава.
Деление на
части по
плану.

37. И.С.Тур
генев
«Муму», 4
глава.
Выборочное
чтение.

38. И.С.Тур
генев
«Муму», 5
глава. Чтение
и пересказ.

Работа со статьей
учебника.
Д/з: с.97 вопросы
Чтение и анализ
отрывка.
Ответы на вопросы
по содержанию.
Выборочное чтение.
Характеристика
героя. Отношение к
нему автора.
Д/з: с.100 в.5-7
Выразительное
чтение текста.
Краткий пересказ
описания собаки.
Выражение
собственного мнения
о поступке героя.
Д/з: с.101-102
пересказ
Чтение и анализ
текста.
Ответы на вопросы
по содержанию.
Выражение своего
мнения о барыне.
Чтение по ролям
отрывка.
Деление текста на
части по плану.
Д/з: с.107 з.8
Аналитическое
чтение отрывка.
Ответы на вопросы
по содержанию.
Выборочное чтение.
Беседа по теме
произведения.
Д/з: с. 107-108
пересказ.
Самостоятельное
знакомство с
отрывком.
Составление
вопросов по
содержанию.
Выборочное чтение

39. И.С.Тур
генев
«Муму», 6
глава.
Выборочное
чтение.

40. И.С.Тур
генев
«Муму», 7
глава.
Составление
плана для
пересказа.
41. И.С.Тур
генев
«Муму», 8
глава.
Составление
характеристик
и главного
героя.
42. Л.Н.Тол
стой, жизнь и
творчество.

43. Л.Н.Тол
стой «После
бала»,
аналитическое
чтение 1
главы.

отрывка.
Подготовка к
пересказу, пересказ.
Д/з: с.109-110
пересказ.
Работа с текстом,
ответы на вопросы.
Выборочное чтение.
Составление
характеристик лекаря,
Гаврилы, барыни.
Отношение автора к
героям.
Д/з: с.111-112
пересказ.
Чтение и анализ
отрывка.
Выборочное чтение.
Деление отрывка на
части, составление
плана.
Д/з: пересказ по
плану.
Аналитическое
чтение отрывка.
Ответы на вопросы
по содержанию.
Составление
характеристики
Герасима по плану.
Словарная работа.
Д/з: с.118 з.8
Углубление знаний о
жизни и творчестве
Л.Н.Толстого.
Работа со статьей
учебника.
Основные темы
творчества
Л.Н.Толстого.
Д/з: с.122 вопросы.
Чтение и анализ
главы.
Выборочное чтение
по вопросам.
Описание внешности
и поведения
полковника на балу.

44. Л.Н.Тол
стой «После
бала», чтение
и анализ 2
главы.

45. Картин
ы природы в
творчестве
Ф.И.Тютчева.

46. Ф.И.Тю
тчев «Я
помню время
золотое».

47. Мотивы
родной
природы в
русской
лирике.

Пересказ главы от
первого лица.
Д/з: с.126 з.6
Аналитическое
чтение 2 главы.
Сравнение поведения
полковника на балу и
после бала.
Характеристика
героя.
Объяснение названия
рассказа.
Пересказ главы от
третьего лица.
Д/з: с.129 вопросы.
Рассказ о жизни и
творчестве
Ф.И.Тютчева.
Главные темы
стихотворений
Ф.И.Тютчева.
Чтение и анализ
стихов.
Наблюдение за
описанием природы в
разное время года.
Работа с
иллюстрациями.
Д/з: учить
стихотворение (на
выбор)
Тема любви в
творчестве
Ф.И.Тютчева.
Знакомство со
стихотворением.
Беседа по
содержанию.
Работа над
выразительным
чтением.
Д/з: читать
выразительно
Особенности картин
родной природы в
творчестве
Н.П.Огарева,
А.К.Толстого,

48. Обобща
ющий урок по
теме «Русская
литература
XIX века».

III.
Русская
литерату
ра
1-й
половин
ы XX
века
(34ч)

1.
Сатира
и юмор в
творчестве
А.П.Чехова.

2.
Чтение
по ролям
рассказа
«Лошадиная
фамилия».

3.
А.П.Че
хов
«Хирургия»,
выразительно
е чтение.

- Познакомить с
жизнью и
творчеством
писателей:
А.П.Чехова,
В.Г.Короленко,
М.Горького,
С.А.Есенина,
А.П.Платонова,
А.Н.Толстого,
Н.А.Заболоцког
о;
совершенствова
ть навыки
чтения;
- развивать
умения
анализировать
прочитанное;
выделять
главную мысль
произведения;
характеризовать
главных героев,
давать
собственную
оценку их
поступкам;
делить текст на

А.А.Фета,
И.З.Сурикова.
Рассматривание
репродукций картин
Шишкина «Полдень»,
Васильева «Мокрый
луг».
Д/з: читать
выразительно
стихотворение (на
выбор)
Обобщение знаний о
произведениях,
прочитанных в
разделе, об их
авторах.
Самостоятельная
работа.
Беседа о жизни и
творчестве
А.П.Чехова,
углубление знаний.
Презентация.
Словарная работа.
Работа со статьей
учебника.
Д/з: с.133 в.2-4
Чтение и анализ
рассказа.
Объяснение названия
рассказа.
Выделение
фрагментов рассказа,
делающих его
юмористическим.
Чтение по ролям
отрывков из рассказа.
Д/з: с.133-137
выразительное
чтение.
Чтение и анализ
рассказа.
Выборочное чтение
по вопросам.
Характеристика
героев, оценка их
поведения.
Д/з: пересказ

Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Умения
анализировать
прочитанное;
выделять главную
мысль
произведения;
характеризовать
главных героев,
оценивать их
поступки;
пересказывать
прочитанное с
использованием
слов и выражений,
взятых из текста;
строить свое
высказывание;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа;
выразительно
читать лирическое
произведение,
заучивать
наизусть.

4.
А.П.Че
хов «Толстый
и тонкий»,
аналитическое
чтение.
5.
В.Г.Кор
оленко, жизнь
и творчество.

6.
В.Г.Кор
оленко
«Слепой
музыкант»,
аналитическое
чтение 1
главы
повести.
7.
«Слепо
й музыкант»,
2 глава.
Составление
характеристик
и главных
героев.

8.
«Слепо
й музыкант»,
чтение по
ролям 3
главы.

9.

«Слепо

части,
составлять план;
пересказывать
прочитанное с
использованием
слов и
выражений,
взятых из
текста;
выразительно
читать
лирическое
произведение;
заучивать
наизусть;
- развивать
творческое
воображение,
внимание,
образное
мышление,
память, связную
речь,
коммуникативн
ые способности;
- воспитывать
интерес к
русской
литературе;
любовь к
Родине, родному
языку, родной
природе;
трудолюбие;
умение дружить;
уважение к
старшим,
сострадание.

Аналитическое
чтение рассказа.
Ответы на вопросы
по содержанию.
Пересказ отрывков.
Д/з: ответы на
вопросы.
Повторение о
творчестве
В.Г.Короленко,
повесть «Дети
подземелья».
Работа со статьей
учебника, записи в
тетради.
Обсуждение темы
повести «Слепой
музыкант».
Д/з: с.139 вопросы
Чтение и анализ 1
главы повести
«Слепой музыкант».
Первое впечатление о
главных героях
повести.
Чтение по ролям
отрывка.
Д/з: с.139-140
пересказ.
Чтение 2 главы.
Ответы на вопросы
по содержанию
текста.
Характеристика
героев. Определение
главных черт в
поведении каждого из
детей.
Д/з: с.145 в.5
Чтение 3 главы.
Ответы на вопросы
по содержанию
текста.
Чтение главы по
ролям.
Д/з: с. 145-147
пересказ
Чтение и анализ 4 и 5

й музыкант»,
выборочное
чтение 4 и 5
глав.

10. «Слепо
й музыкант»,
аналитическое
чтение 6 и 7
глав.

11. «Слепо
й музыкант»,
чтение и
пересказ 8
главы.
12. «Слепо
й музыкант»,
аналитическое
чтение 9
главы.

13. «Слепо
й музыкант»,
10 глава.
Анализ
поступков
героев.

14. Обобща
ющий урок по
повести
«Слепой

глав.
Чтение по ролям 4
главы.
Выборочное чтение 5
главы.
Пересказ отрывка (о
дружбе Петра и
Эвелины).
Д/з: с.150 вопросы
Чтение и анализ 6 и 7
глав.
Объяснение значения
выражения.
Составление
портретной
характеристики
героев.
Д/з: с. 152 в. 2,3
Аналитическое
чтение отрывка.
Ответы на вопросы
по содержанию.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывка.
Д/з: с. 154 вопросы
Чтение и анализ
главы.
Выборочное чтение
по вопросам.
Объяснение
выражений.
Чтение текста по
ролям.
Д/з: с.155 вопросы.
Аналитическое
чтение главы.
Выборочное чтение.
Составление
характеристики
героев, анализ их
поведения,
подтверждение
словами из текста.
Д/з: с. 158 вопросы
Чтение и анализ 11
главы.
Ответы на вопросы
по содержанию.

музыкант».

15. М.Горь
кий, жизнь и
творчество.

16. М.Горь
кий «Макар
Чудра»,
знакомство с
рассказом.
17. «Макар
Чудра»,
составление
словесного
портрета
главных
героев.
18. С.А.Есе
нин, жизнь и
творчество.

19. С.А.Есе
нин «Спит
ковыль»,
«Пороша».
Изобразитель
ные средства
языка.

Беседа по основной
теме произведения.
Личное отношение к
героям повести.
Д/з: с.161 в.5
Жизнь и творчество
М.Горького.
Презентация.
Автобиографические
повести М.Горького.
Работа со статьей.
Записи в тетради.
Словарная работа.
Д/з: рассказ о
М.Горьком
Аналитическое
чтение рассказа (по
отрывкам с
обсуждением).
Словарная работа.
Д/з: с.170 в.2
Выборочное чтение
по вопросам.
Составление
словесного портрета
Зобара и Радды.
Определение главной
мысли рассказа.
Д/з: с.170 в.6
Рассказ о жизни и
творчестве
С.А.Есенина.
Презентация.
Работа со статьей.
Записи в тетради.
Словарная работа.
Д/з: с.173 вопросы
Чтение и анализ
стихов С.А.Есенина.
Отношение поэта к
родной природе.
Изобразительные
средства языка:
олицетворение,
сравнение (выделение
в тексте, объяснение).
Выразительное
чтение.

20. «Отгов
орила роща
золотая»,
выразительно
е чтение.

21. А.П.Пл
атонов
«Разноцветна
я бабочка»,
знакомство со
сказкой.

22. «Разноц
ветная
бабочка»,
выделение
главной
мысли сказки.
23. А.Н.То
лстой
«Русский
характер»,
чтение и
анализ 1
главы.

24. «Русски
й характер», 2
глава.

Д/з: учить
стихотворение (на
выбор)
Чтение и анализ
стихотворения.
Изобразительные
средства языка –
сравнение (выделение
в тексте).
Работа над
выразительным
чтением.
Д/з: выразительное
чтение
стихотворения.
Беседа о жизни и
творчестве
А.П.Платонова.
Работа со статьёй.
Знакомство со
сказкой
«Разноцветная
бабочка» (чтение и
анализ).
Д/з: с.180 в.4-6
Выборочное чтение
сказки.
Определение главной
мысли сказка.
Составление плана
сказки.
Пересказ по плану.
Д/з: с.180 в.10
Жизнь и творчество
А.Н.Толстого.
Работа со статьёй
учебника.
Самостоятельное
знакомство с 1 главой
рассказа «Русский
характер».
Выборочное чтение
по вопросам.
Озаглавливание.
Д/з: с.183 в.5
Чтение и анализ 2
главы рассказа
«Русский характер».

Составление
плана для
пересказа.

25. «Русски
й характер», 3
глава. Главная
мысль
рассказа.

26. Н.А.Заб
олоцкий
«Некрасивая
девочка».
Рассуждение
о красоте
человека.

27. М.М.Зо
щенко «Не
надо врать».
Знакомство с
рассказом.

28. Выборо
чное чтение
рассказа «Не
надо врать»

Беседа по
содержанию,
озаглавливание.
Деление главы на
части, составление
плана.
Д/з: с.186 в.6
Пересказ по плану 2
главы.
Чтение и анализ 3
главы.
Озаглавливание.
Объяснение названия
рассказа.
Выделение главной
мысли рассказа.
Д/з: с.188 в.7
Жизнь и творчество
Н.А.Заболоцкого.
Аналитическое
чтение стихотворения
«Некрасивая
девочка».
Рассуждение о
внешней и
внутренней красоте
человека.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Д/з: с.190-191 читать
выразительно
Жизнь и творчество
М.М.Зощенко.
Работа со статьей
учебника.
Записи в тетради.
Знакомств с
рассказом «Не надо
врать».
Беседа по
содержанию.
Д/з: составить
вопросы к рассказу
Беседа по вопросам
учащихся.
Выборочное чтение
рассказа.

29. Аналит
ическое
чтение
рассказа
«Бедный
Федя».
30. П.П.Ба
жов
«Малахитовая
шкатулка»,
общее
знакомство.

31. «Малах
итовая
шкатулка»,
аналитическое
чтение сказки.
32. «Малах
итовая
шкатулка»,
выборочное
чтение
отрывков.
33. Поэты о
«движении
весны».

Работа с пословицами
о правде и лжи.
Д/з: пересказ рассказа
Чтение и анализ
рассказа.
Выборочное чтение
по вопросам.
Чтение по ролям
отрывка.
Д/з: с.175 вопросы
Жизнь и творчество
П.П.Бажова.
Презентация.
Знакомство со
сказкой
«Малахитовая
шкатулка»
Чтение и анализ 1-го
отрывка.
Словарная работа.
Д/з: прочитать
отрывок сказки
Чтение и анализ 2-го
отрывка сказки.
Выборочное чтение
по вопросам.
Д/з: пересказ отрывка
Чтение и анализ
заключительного
отрывка сказки.
Выборочное чтение
по вопросам.
Пересказ отрывка.
Д/з: краткий пересказ
сказки
Беседа об изменениях
в природе весной.
Чтение и анализ
стихов:
И.А.Бунин «бушует
полая вода»,
И.Северянин
«Весенний день»,
А.П.Межиров «Летит
сосулька…».
Работа над
выразительным
чтением.

IV.
Русская
литерату
ра
2-й
половин
ы XX
века
(38ч)

Д/з: учить
стихотворение (на
выбор)
34. Обобща
Обобщение знаний о
ющий урок по
произведениях,
теме «Русская
прочитанных в
литература 1разделе, об их
й половины
авторах.
20 века».
Викторина по
пройденным
произведениям.
Чтение
дополнительной
литературы.
1.
К.Г.Пау - познакомить с Расширение знаний о
стовский,
жизнью и
жизни и творчестве
жизнь и
творчеством
К.Г.Паустовского:
творчество.
писателей:
- презентация;
К.Г.Паустовског - работа со статьей;
о,
- записи в тетради.
Р.И.Фраермана, Д/з: рассказ о
Л.А.Кассиля,
К.Г.Паустовском
2.
К.Г.Пау А.Т.Твардовског Рассказ о
о,
стовский
путешествии
В.М.Шукшина,
«Мещерская
К.Г.Паустовского в
В.П.Астафьева,
сторона»,
Мещеру
аналитическое Р.П.Погодина;
(презентация, статья в
чтение.
учебнике).
совершенствова Словарная работа
ть навыки
(очерк).
чтения;
Чтение и анализ
- развивать
отрывка из книги
умения работать «Мещёрская
с текстом:
сторона».
выделять
Д/з: с.177-178
главную мысль; пересказ
3.
К.Г.Пау характеризовать Чтение и анализ 1-ой
героев и
стовский
части рассказа.
«Телеграмма» оценивать их
Выборочное чтение
поступки;
.
по вопросам.
Аналитическо делить текст на
Озаглавливание
части,
е чтение 1
части, пересказ.
составлять план; Д/з: с.194-196
части.
пересказывать
пересказ
текст
с
4.
«Телегр
Чтение и анализ 2-ой
использованием
амма», 2
части рассказа.
слов и
часть.
Объяснение
выражений,
Выделение
выражений.

Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Умения
анализировать
прочитанное;
выделять главную
мысль
произведения;
характеризовать
героев, оценивать
их поступки;
пересказывать
прочитанное с
использованием
слов и выражений,
взятых из текста;
строить свое
высказывание;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа; передавать
эмоциональное
состояние героев
при чтении по
ролям.

главной
мысли.

взятых из
текста;
передавать
эмоциональное
состояние
героев при
5.
Р.И.Фра чтении по
ерман «Дикая ролям;
- развивать
собака
внимание,
Динго…».
Аналитическо образное
мышление,
е чтение 1
память, связную
главы.
речь,
коммуникативн
ые способности;
- воспитывать
6.
«Дикая интерес к
русской
собака
литературе;
Динго…»,
любовь к
пересказ 2
Родине, родному
главы.
языку, родной
природе;
трудолюбие;
уважение к
7.
«Дикая людям,
совершающим
собака
благородные и
Динго…»,
героические
составление
поступки;
вопросов по
содержанию 3 умение дружить;
сострадание.
главы.

8.
«Дикая
собака
Динго…», 4
глава.
Составление
характеристик
и главной
героини.

Выделение главной
мысли рассказа.
Озаглавливание
части.
Д/з: с.196-199
вопросы
Жизнь и творчество
Р.И.Фраермана
(работа со статьей).
Чтение и анализ 1
главы повести.
Выборочное чтение
по вопросам.
Озаглавливание,
пересказ.
Д/з: с.201-205
пересказ
Знакомство со 2
главой.
Беседа по
содержанию.
Составление
вопросов.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывка.
Д/з: с.208 в.4
Самостоятельное
знакомство с 3
главой.
Составление
вопросов по
содержанию.
Выборочное чтение.
Чтение по ролям
отрывка.
Д/з: с.213 в.5
Чтение и анализ 4
главы.
Оценка поведения
героев во время
бурана.
Составление
характеристики
главной героини.
Составление плана
отрывка.
Д/з: пересказ по
плану

9.
«Дикая
собака
Динго…», 5
глава.
Аналитическо
е чтение.
10. Л.А.Кас
силь «Пекины
бутсы».
Выборочное
чтение 1
части.

11. «Пекин
ы бутсы»,
пересказ 2
части.

12. «Пекин
ы бутсы»,
составление
характеристик
и главного
героя.

13. В.А.Со
лоухин
«Мститель»,
знакомство с
рассказом.

Самостоятельное
знакомство с 5
главой.
Беседа по
содержанию.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывка.
Д/з: 224-226 пересказ
Творчество
Л.А.Кассиля.
Чтение 1 части
рассказа «Пекины
бутсы»
Беседа по
содержанию.
Описание внешности
главного героя.
Озаглавливание
части.
Д/з: с.230 в.6
Знакомство со 2
частью рассказа.
Составление
вопросов по
содержанию.
Выборочное чтение.
Озаглавливание.
Д/з: с.231 в.5
Чтение
заключительной
части рассказа.
Беседа по
содержанию.
Выборочное чтение.
Озаглавливание
отрывка.
Составление
характеристики
главного героя.
Д/з: с.234 в.5
Сообщение сведений
о жизни и творчестве
В.А.Солоухина.
Знакомство с
рассказом
«Мститель»: чтение,
беседа по
содержанию,

14. В.А.Со
лоухин
«Мститель»,
оценка
поступков
героев.
15. А.Т.Тва
рдовский
«Василий
Теркин».
Выразительно
е чтение
главы
«Гармонь»

16. «Васил
ий Теркин»,
выборочное
чтение главы
«Кто
стрелял?»

17. «Васил
ий Теркин»,
составление
характеристик
и главного
героя.

18. Аналит
ическое
чтение
стихотворени
я «Рассказ

словарная работа.
Д/з: ответы на
вопросы
Выборочное чтение
рассказа по вопросам.
Анализ поступков
героев, оценка их
поведения.
Пересказ отрывков.
Д/з: краткий пересказ
Жизнь и творчество
В.Т.Твардовского.
Знакомство с поэмой
«Василий Теркин».
Чтение и анализ
главы «Гармонь».
Деление главы на
части по плану.
Выразительное
чтение по частям.
Д/з: с.238-239 учить
отрывок
Чтение и анализ
главы «Кто стрелял?»
Определение черт
характера главного
героя, подтверждение
строчками
стихотворения.
Выразительное
чтение отрывка.
Д/з: с.243-246 читать
выразительно
Чтение и анализ
главы «В
наступлении».
Составление
характеристики
главного героя.
Выразительное
чтение отрывка.
Д\з: с.246-248 читать
выразительно
Чтение и анализ
стихотворения
«Рассказ танкиста».
Выборочное чтение
стихотворения.

танкиста».
19. В.М.Ш
укшин
«Гринька
Малюгин».
Аналитическо
е чтение 1
главы.

20. «Гринь
ка Малюгин».
Выразительно
е чтение 2
главы.

21. «Гринь
ка Малюгин»,
3 глава.
Внутренняя и
внешняя
красота
человека.

22. Тема
Великой
отечественной
войны в
творчестве
поэтов.

Д\з: с.203-204 читать
выразительно
Жизнь и творчество
В.М.Шукшина.
Чтение 1 главы.
Беседа по
содержанию.
Оценка поступка
главного героя.
Выборочное чтение
по вопросам.
Озаглавливание,
краткий пересказ.
Д/з: с.253 в.5
Чтение и анализ 2
главы.
Выборочное чтение
по вопросам.
Чтение по ролям
отрывков.
Д/з: с.253-256 читать
выразительно
Чтение 3 главы.
Беседа по
содержанию.
Размышления о
внешней и
внутренней красоте
человека на примере
главного героя
рассказа.
Чтение отрывка по
ролям.
Д/з: с.256-259 читать
выразительно
Беседа о Великой
Отечественной войне,
праздновании Дня
Победы.
Чтение и анализ
стихов К.М.Симонова
«Ты помнишь,
Алеша, дороги
Смоленщины»,
А.А.Сурикова
«Бьется в тесной
печурке огонь».
Д/з: выразительное

23. Экскурс
ия «Герои
великой
победы».

24. В.П.Аст
афьев
«Далекая и
близкая
сказка».
Общее
знакомство.
25. «Далека
я и близкая
сказка»,
деление на
части,
пересказ.
26. В.П.Аст
афьев
«Васюткино
озеро».
Аналитическо
е чтение 1
части.
27. «Васют
кино озеро»,
чтение и
анализ 2
части.

28. «Васют
кино озеро», 3
часть.
Пересказ
отрывка.

чтение стихотворения
(на выбор).
Инструктаж
учащихся.
Тема и цель
экскурсии.
Экскурсия к
памятнику ветеранам
Великой
Отечественной
войны.
Жизнь и творчество
В.П.Астафьева.
Словарная работа.
Чтение сказки.
Беседа по
содержанию.
Д/з: с.266 в.1,2
Выборочное чтение
сказки по вопросам.
Деление сказки на
части, составление
плана.
Д/з: пересказ по
плану
Чтение и анализ 1
части.
Словарная работа.
Выборочное чтение
по вопросам.
Озаглавливание
отрывка.
Д/з: с.235-240 читать
Чтение и анализ 2
части рассказа.
Составление
вопросов по
содержанию.
Озаглавливание.
Выборочное чтение.
Д/з: с.240-244
Аналитическое
чтение 3 части
рассказа.
Составление
вопросов по
содержанию.
Озаглавливание.

29. «Васют
кино озеро»,
чтение и
анализ 4
части.

30. «Васют
кино озеро»,
выборочное
чтение 5
части.

31. «Васют
кино озеро»,
аналитическое
чтение 6
части.

32. Р.П.Пог
один
«Алфред».
Выборочное
чтение 1
главы.

33. «Алфре
д», 2 глава.
Деление на
части,
пересказ.

34.

«Алфре

Пересказ отрывка.
Д/з: с.244-248
пересказ
Чтение и анализ 4
части.
Выборочное чтение
по вопросам.
Озаглавливание.
Анализ поведения
главного героя.
Д/з: с. 248-252
Аналитическое
чтение 5 части.
Выборочное чтение
по вопросам.
Чтение по ролям
отрывка.
Озаглавливание.
Д/з: с. 252-256
пересказ
Чтение и анализ
заключительной
части рассказа.
Объяснение названия
рассказа.
Краткий пересказ по
плану.
Д/з: с.256-259 читать
Жизнь и творчество
Р.П.Погодина.
Чтение и анализ 1
главы рассказа
«Алфред».
Выборочное чтение
по вопросам.
Д\з: с.268-270
вопросы
Аналитическое
чтение 2 главы.
Характеристика героя
(Степки),
подтверждение
примерами из текста.
Деление на части по
плану.
Пересказ по плану.
Д/з: с.272 в.3
Чтение и анализ 3

д», 3 глава.
Составление
плана,
пересказ.

35. «Алфре
д», 4 глава.
Краткий
пересказ.

36. «Алфре
д», 5 глава.
Выборочное
чтение.

37. А.А.Су
риков
Родина»,
выразительно
е чтение.

38. Обобща
ющий урок по
теме «Русская
литература 2й половины
20 века».

главы.
Деление на части,
озаглавливание,
составление плана.
Пересказ по
составленному плану.
Чтение по ролям
отрывка.
Д/з: с.272-277
пересказ
Чтение и анализ 4
главы.
Выборочное чтение
по вопросам.
Сравнительная
характеристика
героев.
Краткий пересказ
главы.
Д/з: с.279 в.4
Аналитическое
чтение 5 главы.
Выборочное чтение
по вопросам.
Личное отношение
учащихся к героям
рассказа, оценка их
поведения.
Д/з: с.282 в.6
А.А.Суриков – поэтпатриот.
Чтение и анализ
стихотворения
«Родина».
Выборочное чтение.
Выделение основной
мысли.
Выразительное
чтение.
Д/з: с.284-285 читать
выразительно
Обобщение знаний о
пройденных
произведениях,
сведений об авторах.
Самостоятельная
работа.
Чтение

дополнительной
литературы.

Формы и средства контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной
составной частью процесса обучения.
Текущий контроль (освоение материала по теме) может осуществляться в форме
беседы, опроса, самостоятельной работы, составления плана, озаглавливания
частей рассказа, пересказа текста по частям, выборочного чтения, чтения по ролям,
рассказа по ключевым словам, рассказа от лица героя, чтения наизусть и т.д.).
Итоговый контроль (проверка техники чтения) проводится три раза в год: в
начале учебного года, в конце I полугодия, в конце учебного года. Для проверки
техники чтения подбираются незнакомые, но доступные по содержанию тексты.
При оценке учитываются все качества чтения: правильность, осознанность,
беглость, выразительность.

понимает

знает

Уровни качества образованности
Отлично
«5»
- содержание ответа
соответствует
поставленному вопросу;
-знает наизусть текст
стихотворения, читает его
выразительно
- обнаруживает
понимание текста,
выделяет основную мысль
произведения;
- передает содержание
прочитанного полно,
правильно,
последовательно

Хорошо
«4»
- при ответах на вопросы и
воспроизведении
содержания текста
допускает неточности;
- недостаточно хорошо
знает наизусть текст,
допускает ошибки
- затрудняется
самостоятельно дать
точный ответ на
поставленный вопрос;
- излагает содержание
недостаточно полно и
последовательно;
- допускает неточности в
выделении главной мысли,
делении на части,
озаглавливании

Удовлетворительно
«3»
- ответ на вопрос
содержит ошибки, которые
искажают содержание
текста;
- не знает наизусть части
текста, допускает много
ошибок
- не умеет объяснить
материал по заданному
вопросу;
- затрудняется в выделении
главной мысли
произведения;
- испытывает трудности в
понимании текста;
- излагает содержание
неполно,
непоследовательно
допускает искажение
смысла произведения

применяет
оценивает

- читает правильно, бегло,
выразительно
(допускаются ошибки при
соблюдении смысловых
пауз, логических ударений)

- читает недостаточно
бегло, допускает ошибки;
- делает некоторые ошибки
в речи

- называет главных
действующих лиц,
характеризует их поступки;
- объективно оценивает
свои возможности

- называет главных
действующих лиц,
характеризует их поступки
с помощью педагога;
- оценивает свои
возможности с
организующей помощью
педагога

- читает медленно с
большим количеством
ошибок;
- затрудняется
самостоятельно выполнять
действия (деление на части,
озаглавливание), нуждается
в помощи учителя;
- допускает ряд ошибок в
речи
- затрудняется назвать
главных действующих лиц,
характеризовать их
поступки;
- не всегда адекватно
оценивает свои
возможности

Критерии оценивания
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений
за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.
При оценке во внимание принимается успешность овладения детьми
техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием
прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в
соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но
доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 7 – 9 классы – 90
– 100 слов.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного
произношения;
- выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной
помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с 8 класса
— легкие тексты самостоятельно);
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно,
правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- читает в основном правильно, бегло;

- допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонации, логических ударений;
- допускает неточности в выделении основной мысли произведения или
части рассказа, исправляет их с помощью учителя;
- допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,
исправляет их с помощью учителя;
- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки с помощью учителя;
- допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но
исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя:
- допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
- читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;
- допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении
синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль
произведения, части рассказа с помощью учителя;
- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;
затрудняется
назвать
главных
действующих
лиц
произведения, охарактеризовать их поступки;
- отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно,
допускает искажения основного смысла произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Учебно-методические средства обучения
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2019. Сб.1.
Учебники:
Чтение. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / авт.-сост. З.Ф. Малышева – 16-е изд. – М.:
Просвещение, 2021. – 287 стр.
Дополнительная литература:
Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога спец. (кор.)
общеобразовательной школы / Т.И.Адонина. – М.: Владос, 2014;
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.)
образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013;
Наглядный материал: иллюстрационный материал по чтению, портреты
писателей, таблицы по чтению;
Художественная литература.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».