РП учитель-дефектолог Ахметдинова 2022-2023 уч. год

Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-дефектолога составлена на основе следующих
программ: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. Подготовительный, 1-4 классы» под ред. В.В.Воронковой. «Программы для 5-9
классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида» под ред. В.В.Воронковой;
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Под
редакцией И.М. Бгажноковой (0-4; 5-9); Примерная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа предназначена для работы с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), имеет коррекционно-развивающую направленность.
Возраст детей 7-16 лет.
Программа составлена с опорой на следующие нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной
Ассамблеи от 13 декабря 2006 г.
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 г.
Цель программы: развитие познавательной деятельности, мыслительных операций
и восполнение пробелов в знаниях обучающихся.
Для достижения цели предусматривается решение ряда задач:
-коррекция
недостатков
познавательной
деятельности
детей
путем
систематического и целенаправленного развития у них полноценного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
-стимулирование активности и вовлечение во все виды деятельности
(познавательную, игровую, продуктивную);
-профилактика и коррекция психических нарушений: повышение уровня развития
памяти, повышение уровня развития внимания, повышение уровня развития мышления,
повышение уровня развития восприятия;
-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков);
-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
-формирование и развитие математических представлений, навыков письма и
чтения.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной
педагогики и психологии:
Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с
учетом диагностических данных.
Безусловное принятие ребенка со всеми его индивидуальными чертами характера и
особенностями личности.
Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические
процессы.
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех
задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений
должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь
специалистов.
Принцип доступности предполагает построение обучения на уровне их реальных
познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором
коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и
возрастными нормами.
Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает
такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая
связь, последующие задания опираются на предыдущие. Системность и комплексность
коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения
усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает
поступательное психическое развитие.
Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание
комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Реализация этих принципов позволяет определить основные способы решения
проблем при работе с детьми, осуществлять планирование и прогнозирование
деятельности.
Коррекционно-развивающие занятия включают в себя:
-Ритуал приветствия.
-Разминка.
-Рефлексия прошлого занятия (если это необходимо).
-Физминутка/динамическая пауза/зрительная гимнастика
-Основное содержание занятие (проведение игр, упражнений)
-Рефлексия прошедшего занятия.
-Ритуал прощания.
Общее количество занятий и сложность заданий может варьироваться в
зависимости от возможностей и потребностей обучающихся. Частота занятий: 1 – 2 раза в
неделю. Продолжительность каждого занятия в зависимости от возраста и возможностей
ребенка 30 – 45 минут.
Для диагностики развития познавательной деятельности в программе
использованы методики Стребелевой Е. А.; Забрамной С. Д., Боровик О. В.; Семаго Н. Я.,
Семаго М. М.; Переслени Л. И. и другие.
Программа предусматривает реализацию индивидуального подхода к ребенку. Все
занятия проводятся в очной форме. По запросу родителей (законных представителей)
возможно проведение занятий в дистанционной форме, в связи с этим, содержание, форма
подачи материала меняется. Содержание каждого занятия продумано с учетом смены
видов деятельности ребенка. Тематическое планирование составлено на 30 часов, с учетом
постепенного усложнения материала. Задания и темы по программе могут быть
одинаковыми у детей разного возраста, при этом стимульный материал для занятия
подбирается индивидуально, зависит от методов, возраста детей, а также от возможностей
и потребностей обучающегося.
Для уменьшения нагрузки на обучающихся, в занятия включены зрительная и
пальчиковая гимнастика, подвижные игры.

Тематическое планирование (30 часов)
№, Раздел,
Тема
1. Развитие
познавательной
деятельности по
теме «Снова в
школу».
Вводное
занятие.

Задачи

2.Развитие
мыслительных
операций по
теме «Учебные
принадлежности
».

Формировать/р
асширять/закре
плять знания
детей
об
игрушках
и
учебных
принадлежност
ях,
формировать
обобщающие
понятия
«учебные
принадлежност
и».

3.Работа над
развитием
познавательной
деятельности по
теме «Осень.
Признаки
осени».

Развивать речь.
Развивать
мышление,
память,
внимание.
Формировать
умение
составлять
предложения
по серии
картинок.

Содержание
Формы работы
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
«Чего не стало»
«Назовем одним словом»
- «Разложи и расскажи»
- Пальчиковая гимнастика
Цвет предметов. Количественные
отношения: один-много-столько же.
- Составление предложений по
сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.

Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
«Чего не стало»
«Назовем одним словом»
- «Разложи и расскажи»
-Пальчиковая гимнастика
-Расположение
квадрата,
круга,
треугольника (объемных фигур) на
парте
Обводка
и
штриховка
геометрических фигур.
Понятия
большоймаленький/высокийнизкий/широкий-узкий/одинаковые
по
размеру,
высоте,
ширине;
спереди-сзади.
Подведение итогов. Рефлексия.
Формировать/р Установление правил, настрой на
асширять/закре занятие.
плять
Беседа по теме.
представления Дидактические игры:
об
осени, -«Что изменилось»
признаках
-«Назовем одним словом»
осени.
- Пальчиковая гимнастика
Развивать
- Ориентировка в схеме собственного
пространственн тела
ые
- Штриховка геометрических фигур
представления, Понятия
больше-меньше/вышемышление.
ниже/шире-уже. Сравни предметы по
одному-двум признакам.
Игра «Вверх-вниз»
- Составление предложений по

Метод. и дид.
обеспечение
Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме. Серия
картинок.
Счетный
материал.
Материалы из
альбомов Семаго
Н.Я., Семаго
Н.Н.; Забрамной
С.Д., Боровик
Е.В.
Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Магнитные
фигуры.
Плоские и
объемные
фигуры.
Листы бумаги,
карандаши.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Магнитные
фигуры.
Листы бумаги,
карандаши.

4.Развитие
познавательной
деятельности по
теме «Овощи».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
детей
об
овощах (форма,
цвет, размер,
вкус).
Развивать
мышление,
память,
внимание.

5.Стимулирование
познавательной
активности по
теме «Фрукты».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
детей
о
фруктах
(форма, цвет,
размер, вкус)
Развивать
слуховое
внимание,
речь.

6.Работа над
развитием
познавательной
деятельности по
теме
«Домашние
животные».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
домашних
животных, их
внешнем виде,
питании, месте
обитания и их
детенышах.
-Развивать
зрительное

сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Разложи и расскажи»
- «Назовем одним словом»
-Пальчиковая гимнастика
- Составление целого из частей
-Ориентировка в схеме собственного
тела.
Понятия «высокий» - «низкий»,
«одинаковые по высоте».
Игра «Сравни-ка»
- Составь предложение-описание.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
«Поймай звук»
(произношение слов со звуками «а, у,
о»)
-«Запомни и скажи правильно»
- «Четвертый лишний»
-Пальчиковая гимнастика
- Различение/закрепление «праваялевая рука»
Обводка,
расположение
геометрических фигур на листе
бумаги
Понятия «левое», «правое». Понятия
«длинный»
«короткий»,
«одинаковые по длине». Понятия
«далеко»,
«близко»
(«около»,
«рядом»)
Игра «Что где?»
- Составь предложение-описание.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
«Найди отличия»
-«Нелепицы»
- «Парочки»
-«Кто как голос подает?»
-Пальчиковая гимнастика
-Усвоение/закрепление
представлений «правая-левая рука»
-«Правый
глаз»

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме. Муляжи
овощей.
Магнитные
фигуры.
Листы бумаги,
карандаши.
Разрезные
картинки.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме. Муляжи
фруктов.
Магнитные
фигуры.
Листы бумаги,
карандаши.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме. Муляжи
овощей.
Магнитные
фигуры.
Интерактивные
игры «Мерсибо
плюс 2»

7.Развитие
мыслительных
операций по
теме «Дикие
животные»

8.Развитие
памяти,
внимания на
основе
лексического
материала по
теме «Дом.
Мебель».

внимание
и усвоение/закрепление
понятий
концентрацию справа-слева.
Понятия «длинный» - «короткий»,
«одинаковые по длине». Понятия
«внутри», «снаружи».
Игра «У кого какой длины хвост?»
- «Кто у кого» (дом.жив. и детеныши)
Использование в речи глаголов
звучания (мычит, мяукает, лает,
хрюкает).
Подведение итогов. Рефлексия.
Формировать/р Установление правил, настрой на
асширять/закре занятие.
плять
Беседа по теме.
представления Дидактические игры:
о
диких - Выкладывание цветных полосок по
животных, их образцу
внешнем виде, - «Хлопни, если услышишь…»
питании, месте - «Где чей домик»
обитания и их -Пальчиковая гимнастика
детенышах.
-«Обезьянка»
усвоение
понятий
Развивать
справа-слева.
внимание,
-Составление целого из частей
речь.
Понятия «столько же», «одинаково»,
«поровну». Закрепление понятий
«больше», «меньше». Уравнивание
групп предметов
Игра «Отсчитай столько же»
- Учить составлять предложениеописание.
- «Кто у кого» (дик.жив. и детеныши)
- «Чья морда и чей хвост».
Подведение итогов. Рефлексия.
Формировать/р Установление правил, настрой на
асширять/закре занятие.
плять
Беседа по теме.
представления Дидактические игры:
о видах домов, -Выполнение заданного действия по
назначении
звуковому сигналу
комнат
и - «Запомни и скажи правильно»
предметах
- «Раскрась вторую половину»
мебели.
- Пальчиковая гимнастика
Развивать
- «Кого загадали»
внимание.
- «Продолжи ряд» (ритмический
рисунок)
Ознакомление/закрепление: цифры.
Слева, посередине, справа. Круг,
квадрат/шар, куб.
Игра «Назови предмет»
- Учить составлять предложениеописание.
- Игра с мячом «Один-много».

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме. Счетные
палочки.
Разрезные
картинки.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Звоночек.
Магнитные
фигуры.
Плоские и
объемные
геометрические
фигуры.
Листы бумаги с
половиной
рисунка,
карандаши.
Касса цифр.

9.Работа по
развитию
познавательной
деятельности по
теме «Посуда».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
посуде,
частях посуды,
видах посуды.
Развивать
внимание,
память.

10.Развитие
мыслительных
операций по
теме «Одежда».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
видах
одежды,
выбирать
одежду
в
соответствии
со
временем
года.
Развивать
зрительный
гнозис,
внимание.

11.Работа над
развитием
познавательной
деятельности по
теме «Обувь».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
об
обуви,
познакомить с
отдельными
деталями
обуви.
Развивать речь,

Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
«Учимся правильно говорить»
-«Парочки»
- «Лото» (подбор по геом. форме,
цвету)
-Пальчиковая гимнастика
- «Перечисли все, что находится
справа от тебя»
- «Кого загадали» усвоение понятий
вперед-назад, справа-слева.
Цифры.
Большой,
маленький,
поменьше,
одинаковые.
Треугольник/Пирамида
Игра «Сложи чашку»
- Учить составлять предложениеописание.
- Игра с мячом «Один-много».
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
«Нахождение и узнавание букв»
- «Кто лишний и почему»
- Упр. «Цифровая таблица»
-Пальчиковая гимнастика
- «Перечисли все, что находится
слева от тебя»
- Обводка фигур и расположение их
на листе справа от центра.
Цифры. Образование и состав числа.
Вчера, сегодня, завтра, далеко,
близко.
Игра «Положи столько же»
Учить называть предметы верхней
одежды
- «Скажи наоборот».
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
-«Что изменилось»
-«Цепочка действий»
- упр. «Нелепицы»
-Пальчиковая гимнастика
- «Кого загадали»
-Разложи одежду и обувь справа и

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Дидактическая
игра «Парочки».
Касса цифр.
Разрезные
картинки.
Геометрические
фигуры.
Мяч.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Магнитные
фигуры.
Листы бумаги,
карандаши.
Касса цифр,
касса букв.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Магнитные
фигуры.
Листы бумаги,
карандаши.
Касса цифр.

мышление.

12.Развитие
внимания и
памяти по теме
«Зима.
Признаки
зимы».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
зиме,
отличительных
признаках
зимы.
Развивать
внимание,
слуховое
восприятие.

13.Развитие
познавательной
деятельности по
теме «Птицы.
Зимующие
птицы».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
зимующих
птицах,
об
условиях
жизни
птиц.
Развивать
мышление,
речь.

14.Развитие
познавательной
деятельности
по теме «Жизнь
животных
зимой».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
жизни
животных
зимой.
Развивать
внимание,
память.

слева от себя
Цифры. Короткий-длинный. Овал.
Игра «Назови предмет»
- Учить называть предметы обуви
- Игра с мячом «Один-много».
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Запомни и воспроизведи»
- «Игра в слова»
-«Хлопни, если услышишь…»
-Пальчиковая гимнастика
-Составление целого из частей
-«Перечисли все, что ты видишь
слева от себя»
Цифры. соотнесение цифры с
количеством предметов.
Игра «Назови приметы зимы»
- Составление предложений по
сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
-«Запомни и воспроизведи»
-упр. на простейшие умозаключения
- упр. «Птица – не птица»
-Пальчиковая гимнастика
-«Лабиринт»
с
речевым
сопровождением направлений
-д/и «Что под ладошкой»
Цифры. Высокий-низкий.
Игра «Не ошибись»
- Составление предложений по
сюжетной картинке
- «Назови ласково».
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Запомни и воспроизведи»
-упр. на установление логических
связей
-«Чего не стало»
- «Топ-Хлоп»
- Пальчиковая гимнастика
- «На параде»
-Продолжи рисунок

Мяч.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Магнитные
фигуры.
Разрезные
картинки.
Касса цифр,
касса букв.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Магнитные
фигуры.
Листы бумаги с
незаконченным
рисунком,
карандаши.
Касса цифр,

15.Работа по
развитию
внимания,
памяти и
мышления по
теме «Игры и
забавы детей
зимой».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
зимних
явлениях
в
природе,
о
зимних играх и
забавах детей.
Развивать
мышление,
внимание.

16.Развитие
мыслительных
операций по
теме
«Транспорт.
Наземный».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
наземном
транспорте.
Развивать
память,
пространственн
ые
представления,
речь.

17.Работа над
развитием
познавательной
деятельности по
теме
«Транспорт.
Воздушный».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о воздушном
транспорте.
Развивать
мышление
и
внимание.

Соотнесение количества предметов с
цифрой. Сравнение чисел.
Игра «Отсчитай столько же»
- Составление предложений по
сюжетной картинке
- Игра с мячом
«Один-много».
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
-«Парочки»
- «Простые аналогии»
- «Где чей домик»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Цифры. Слева, посередине, справа.
Сравнение,
установление
закономерностей.
- Составление предложения со
словом зима, сани, снежки.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
-«Что изменилось»
- «Запомни слова»
- «Загадки»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Цифры.
Сравнение
чисел.
Соотнесение формы предмета с
геометрическими фигурами. Быстромедленно.
- Составление предложений по
сюжетной картинке
- «Сосчитай до пяти» (одна белая
машина, две.. один, одно…).
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Найди отличия»
- « Порисуем»
- «На что это похоже?»
- «Чего не хватает?»
Пальчиковые игры

касса букв.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Магнитные
фигуры.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Магнитные
фигуры.
Касса цифр.
Интерактивные
игры «Мерсибо
плюс 2»

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.

18.Совершенств
ование
зрительнодвигательной
координации по
теме
«Транспорт.
Водный».

Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Порядковые числительные. Понятие
«пара».
- Составление предложений по
сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Формировать/р Установление правил, настрой на
асширять/закре занятие.
плять
Беседа по теме.
представления Дидактические игры:
о
водном - «Имена»
транспорте.
- «Раскрась вторую половинку»
Развивать
- «Задачи на составление заданной
зрительное
фигуры из определенного количества
восприятие,
палочек»
внимание.
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Порядковые
числительные.
Сравнение знакомых предметов с
геометрическими фигурами.
- «Продолжи предложения».
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Найди совпадения»
- «Запомни слова»
-«Парочки»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Числовой ряд до N, образование
числа
N. Части суток, их
последовательность.
Широкий,
поуже, еще уже, самый узкий.
- Составление предложений по
сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
о занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- Упражнение на распределение
внимания
- «Вспомни картинку»
- «Классификация»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Незаконченный
рисунок.
Счетные
палочки,
палочки для
мороженого.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Магнитные
фигуры.

19.Развитие
познавательной
деятельности по
теме
«Транспорт.
Подземный».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
подземном
транспорте.
Развивать
внимание,
мышление.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Ленты разной
ширины.

20.Развитие
внимания,
мышления по
теме «Транспорт
(обобщение)».

Обобщать
знания
транспорте,
видах
транспорта.
Развивать
память,
внимание,
речь.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Объемные тела

21.Развитие
познавательной
деятельности по
теме «Прощай,
зимушка-зима».

Формировать/р
асширять/закре
плять знания о
зиме
(пасмурное
небо,
серые
тучи, идет снег,
сугробы,
холодный
ветер, метель).
Развивать
мышление.

22.Работа над
развитием
познавательной
деятельности по
теме «Семья».

Формировать/р
асширять/закре
плять знания
о себе и своей
семье
(имя,
фамилия,
возраст,
домашний
адрес, состав
семьи).
Развивать
внимание,
речь.

23.Развитие
мыслительных
операций по
теме

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
комнатных

«Ориентировка в пространстве»
Счет
по
образцу.
Цифры,
соотнесение цифры с числом. Вчера,
сегодня, завтра. Объемные тела.
- «Перечисли, что может летать,
ездить, плавать...»
- Составление предложений по
сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Цифровая таблица»
- «Найди закономерность»
- «Вспомни картинку»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Образование числа N. Сравнение
множеств.
Установление
соответствия между количеством
предметов и цифрой. Геометрические
фигуры.
- Исправление деформированных
предложений.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Простые аналогии»
- «Порисуем»
- «Перепутанные линии»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
«Найди по схеме»
Образование числа N. Равенство и
неравенство.
Установление
соответствия между цифрой и
количеством предметов.
«Какая
твоя
мама?»
(подбор
прилагательных)
- Назови имена и отчества: свое,
брата, сестры, мамы, папы.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Лишний»

из Монтессори
набора.
Дидактическая
игра «Кто?
Что?»

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Пластмассовые
цифры. Счетный
материал
(матрешки,
грибочки).

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.

«Комнатные
растения».

растениях
(герань,
фиалка,
бегония),
о
частях
комнатных
растениях.
Развивать речь,
внимание,
мышление.

24.Развитие
мышления,
математических
представлений
по теме
«Птицы».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о птицах, их
образе жизни,
питании.
Развивать
мыслительные
операции.

25.Работа над
развитием
познавательной
деятельности по
теме «Весна.
Признаки
весны».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
весне,
о
приметах
весны (капель,
снег рыхлый,
ярче
светит
солнце, звонче
поют птицы).
Развивать
внимание,
мышление.

- «Имена и настроения детей»
- Упражнение на распределение
внимания
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Образование числа N. Числовой ряд
до N. Порядковые числительные.
Счет по образцу. Установление
соответствия между количеством
предметов и цифрой.
- «Назови ласково»
- «Какой, какая, какие»
- Составление предложений по
сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Классификация»
- «Порисуем»
Топ-Хлоп»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Образование числа N. Числовой ряд
от 1 до
N. Порядковый счет.
Определение
пространственного
расположения
предметов
по
отношению к себе.
- «Какой, какая, какие»
- Составление предложений по
сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
-«Что изменилось»
- «Загадки»
- «Перепутанные линии»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Числовой ряд до N. Соотнесение
количества предметов с цифрой.
Математическая
загадка.
Слева,
справа.
- «Скажи наоборот»
(тепло, сыро, грязно, светло, день,
утро)

Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Касса цифр.
Счетный
материал
(матрешки,
грибочки).

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку, листы
бумаги,
карандаши.
Касса цифр.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Интерактивные
игры «Мерсибо
плюс 2».

26.Развитие
познавательных
процессов по
теме «Животные
весной».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
жизни
животных
зимой.
Развивать
зрительное
восприятие,
речь.

27.Развитие
мыслительных
операций по
теме «Первые
весенние
цветы».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представления
о
первых
весенних
цветах
(подснежник,
мать-и-мачеха,
медуница
и
т.д.). Развивать
мышление
и
внимание.

28.Расширение
представлений
по теме «Труд
людей весной».

- Составление предложений по
сюжетной картинке.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Орнамент»
- «Вспомни картинку»
- «Лишний»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
Игра «Вратарь»
Числовой ряд до N. Независимость
числа
от
пространственного
расположения предметов. Развитие
глазомера.
- Составление предложений с
заданным словом, с определенным
количеством слов.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Цифровая таблица»
- «Парочки»
- «Классификация»
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
«Ориентировка в пространстве»
Числовой ряд до N. Математическая
загадка. Закрепление знаний о
цифрах. Широкий-узкий.
- Составление рассказа по сюжетной
картинке
- Игра с мячом «Один-много».
Подведение итогов. Рефлексия.

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Касса цифр.
Счетный
материал
(матрешки,
грибочки).

Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Интерактивные
игры «Мерсибо
плюс 2».
Касса цифр.
Счетный
материал
(матрешки,
грибочки).
Ленты разной
ширины.
Мяч.
Формировать/р Установление правил, настрой на Карточки
асширять/закре занятие.
предметные/сюж
плять
Беседа по теме.
етные по
представления Дидактические игры:
лексической
о видах труда - «Загадки»
теме.
людей весной.
- «Парочки»
Листы
Развивать
- «Перепутанные линии»
тетрадные в
память,
Пальчиковые игры
клетку,
внимание,
Графические задания в тетради
карандаши.
зрительное
Игра «Вправо, влево прокати, только Касса цифр.
восприятие.
мяч не упусти»
Счетный

29.Развитие
мыслительных
процессов по
теме «Лето.
Признаки лета».

Формировать/р
асширять/закре
плять
представлений
о
лете,
отличительных
признаках лета.
Развивать
мыслительные
операции.

30.Развитие
мышления по
теме «Времена
года
(обобщение)»

Систематизиро
вать
и
обобщить
знания детей о
временах года,
их признаках и
последовательн
ости.
Итоговое
занятие.

Числовой ряд до N. Соотнесение
количества предметов с цифрой.
Счет
по
образцу.
Сравнение
реальных
предметов
с
геометрическими телами.
- «Объясни словечко» (огород,
рассада, пересадка)
-«Назови ласково» (сад, огород,
грядка, парник, яблоня).
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Парочки»
- «Задачи на составление заданной
фигуры из определенного количества
палочек»
Запомни и воспроизведи
Пальчиковые игры
Графические задания в тетради
Игра «Мячик прыгает по мне – по
груди и по спине»
Числовой ряд до N. Порядковый
счет.
Определение
пространственного
расположения
предметов по отношению к себе.
- Игра с мячом «Один-много»
- Исправление деформированных
предложений.
Подведение итогов. Рефлексия.
Установление правил, настрой на
занятие.
Беседа по теме.
Дидактические игры:
- «Парочки»
- «Простые аналогии»
- «Где чей домик»
Пальчиковые игры
Лото «Времена года»
Графические задания в тетради
Игра «Справа, слева я стучу –
перепутать не хочу!».
Подведение итогов. Рефлексия.

материал
(матрешки,
грибочки).
Монтессори –
материалы.
Дидактическая
игра «Где растет
огурчик?»
Карточки
предметные/сюж
етные по
лексической
теме.
Счетные
палочки. Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши. Мяч.
Касса цифр.
Счетный
материал
(матрешки,
грибочки).
Монтессори –
материалы.
Интерактивные
игры «Мерсибо
плюс 2».
Карточки
предметные/сюж
етные
по
лексической
теме.
Лото
«Времена года»
Листы
тетрадные в
клетку,
карандаши.
Интерактивные
игры «Мерсибо
плюс 2».

Планируемые результаты:
По завершении программы сопровождения обучающийся может:

овладеть навыком продуктивного взаимодействия в процессе совместной
деятельности;

овладеть системой сенсорных эталонов, соединить сенсорный опыт со словом;

усвоить количественные и качественные отношения между предметами;

научиться сопоставлять предметы по форме, величине, пространственному
расположению и по количеству;

расширить представления о различных предметах и явлениях окружающей
действительности;

дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию;

использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение,
классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных
связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности для решения познавательных и практических задач.

Список использованной литературы
1.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении детей»,
Москва, 2000.
2.
Баряева Л.Б. «Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметноразвивающей среде»- С-П- «Каро» 2006;
3.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991.
4.
Борякова М.А., Касицина Н.Ю. «Коррекционно-педагогическая работа в детском
саду с ЗПР» -М- «Сфера» 2007;
5.
Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.
6.
Жигорева, М.В. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и
сопровождение / М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр,
2016. – 208 с.
7.
Забрамная, С.Д. Изучаем обучая: методические рекомендации по изучению детей с
тяжелой и умеренной умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева. – М.: В.
Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007. – 96 с.
8.
Катаева А.А. Стребелева Е.А. «Дидактические игры и упражнения в обучении
умственно отсталых дошкольников» -М.- «Просвещение» 1991;
9.
Коноваленко С.В. «Развитие мышления и памяти у детей с трех лет», Москва, 2005.
10.
Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»,
«Ось-89», 2008.
11.
Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических
представлений. Коррекционно-развивающее обучение.
12.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
13.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

14.
«Программы для 5-9 классов специальных /коррекционных/ учреждений VIII вида»
под ред. В.В.Воронковой;
15.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под редакцией И.М. Бгажноковой (0-4; 5-9);
16.
Пузанов Б.П. «Обучение детей с нарушением интеллектуального развития».
17.
Стребелева Е.А «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»М.- «Владос» 2005;
18.
Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль:
Академия развития, 2001.
19.
Фомина Л. В. Развивающие занятия в детском саду. – Ярославль: Академия
развития, 2008.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».