СИПР Хаирова 7 класс на 2022-2023 уч. год, педагог Коркодинова К. В.

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании
педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»__________2022г.
Секретарь
_____________
Н. А. Дзбановская

«Согласовано»
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Л. О. Бакисова
_____________ Н. И.
Шляпникова______________
«____»____________2022
г. Приказ № ___ от
«___»_________________2022 г.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Обучающейся 7 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
Хаирова Виктория Дмитриевна
Возраст: 14 лет
Срок реализации: 1 год
Форма получения образования: на дому

Автор-составитель
Коркодинова К. В.
учитель индивидуального обучения

СОГЛАСОВАНО
Родитель:
___________________________________________
ФИО
(подпись)

Реж

2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
(вариант 2) в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и нацелена на образование ребенка с интеллектуальными
нарушениями, с учетом его особых образовательных потребностей в 7 классе ГБОУ «Центр «Дар»,
обучающегося на дому.
Нормативные документы:
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с
изменениями);
— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19
декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЁНКЕ
ФИО ребенка: Хаирова Виктория Дмитриевна
Возраст ребенка и дата рождения: 14 лет, 30.06.2008г.
Класс – 7 «Б»
Место жительства: г. Реж, ул. Металлургов 10-2
Законный представители (родители): мать – Хаирова Айгуль Рафаиловна
Год обучения в ГБОУ «Центр «Дар» – 7
Заключение ПМПК от 23.06.2016 г. согласно протоколу обследования ребенка № 2652 от
30.08.2016 г. Рекомендована адаптированная основная общеобразовательная программа на основе
учебного плана для детей с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, имеющих нарушение
опорно-двигательного аппарата. Вариант 2.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Девочка обучается в образовательной организации 7 год.
В семье созданы все условия для обучения и воспитания Вики. Виктория воспитывается в
неполной семье. Воспитанием занимается мама и бабушка. Папы в семье нет. Члены семьи
заинтересованы в обучении и развитии девочки, а также готовы участвовать в составлении
программы СИПР, и проявляют заинтересованность в мероприятиях, проводимых в классе и школе.
Виктория удерживает голову самостоятельно в течение 3-4минут, совершает повороты головы,
наклон головы. Ходит с помощью кресла-коляски.
Вика сидит в кресле-коляске в течение 40 минут. Затем устаёт, начинает махать руками и
ногами. Сидит на диване со спинкой без фиксации в течение 15 минут.
Не все вложенные в руку предметы может удерживать: ручку держит непродолжительное
время, ложку не удерживает. Также захватывает небольшие предметы одной рукой с помощью, и
старается схватить шнурок.
Вика реагирует на проявление эмоций педагога, отвечает на них соответственно.
Преобладает позитивный эмоциональный фон, быстро переключается, обращает внимание на новые
вещи человека и новое во внешности. Умеет помахать рукой, покачать головой в знак приветствия.
Реагирует на домашних животных, улыбается и хохочет в нужной ситуации. Выбирает цвета,
предметы, задания через вопросы учителя. Машет головой в ответ «Да» или «Нет». Делает выбор
«или-или» с помощью поднятия определенной руки, которая соответствует тому или иному выбору
картинки, предмета, ответа на вопрос.
Узнаёт знакомые предметы на цветной картинке, прослеживает движение предметов.
Ребёнок реагирует на знакомый голос, интонации речи, слышит речевые инструкции.
Берет предметы, ощупывает одной рукой.
Виктория обладает импрессивной речью, а также может звуком или кивком головы выразить
согласие или несогласие.
регулятивные:
Сформированность учебного
поведения,
сформированность умения
выполнять
задание, умение выполнять инструкции педагога;
познавательные: наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности;
коммуникативные:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание)
 соотносит число с соответствующим количеством и может найти нужную цифру;
 различает цвета.
Сформированы представления о своём имени, отзывается на него; о том, к какому полу она
относится; о частях своего тела; о ближайшем окружении - маме и бабушке;
Сформированы представления о временах года; о домашних животных и среде их обитания;
Невербальный контакт со взрослым устанавливает легко, поддерживает его в учебной
деятельности.
При помощи взрослого может приклеивать наклейки и детали аппликации; катать тесто для
лепки, пластилин, но с большой помощью. На данный момент лучше контролирует свое тело,
постоянно тренируется для того чтобы научится расслаблять или напрягать мышцы по желанию.
Это упражнение называется «Воздушный шарик». Так же, Вика научилась проглатывать слюну и
более контролировать процессы глотания, но, к сожалению, вне уроков, мало пользуется своими
навыками, так как ей удобнее не прилагать усилия и пускать все на самотек. Мама Вики отметила,
что на данный период, девочка более свободно может манипулировать частями тела и расслаблять
мышцы при их гиппертонусе, что не может не радовать меня как педагога.
Потребность в уходе проявляется в постоянной и полной помощи со стороны взрослого.
Потребность в присмотре постоянная.
В 2022 году нагрузка 4 часа в неделю индивидуальных занятий на дому. Также, по желанию
и возможности, выход на классные мероприятия, нахождение в группе сверстников на внеурочной
деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Индивидуальные занятия
ГрупУчител
Учитель Педаго
Предмет,
повые
Учите Воспитатель/
ь- Учительфизкуль
гкоррекционный курс занят
ль
Тьютор
логопе
туры
дефекто психол
ия
д
лог
ог
Речь и альтернативная
1
(доп.) коммуникация
Математическиепредста
1
вления
Окружающий
природный мир
Окружающий
социальный мир
Человек
1
Адаптивная
физкультура
Музыка и движение
Изобразительная
1
деятельность
Домоводство
Профильный труд
Коррекционноразвивающие занятия
Сенсорное развитие
Предметно-практич.
действия
Двигательное развитие
Альтернативная
коммуникация
Всего:
0
4
0
0
0
0
0
Внеурочная
деятельность:
Итого: 4
Содержание образования в условия организации и семьи.
Содержание
1. Речь и альтернативная (дополнительная) коммуникация
1.1. Коммуникация
1.1.2. Коммуникация с использованием невербальных средств.
1.1.2.1. Использование взгляда как средства коммуникации
1.1.2.3. Использование жеста как средства коммуникации
1.1.2.7. Использование карточек с различными картинками словами как
средства коммуникации
Импрессивная речь.
1.2.1.1. Понимание простых слов «мама», «папа», «дядя» и др.
Понимание простых предложений
1.2.1.4. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)
Экспрессивная речь.
1.2.2.1. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов
1.2.2.2. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов
(мама, папа, дядя и др.)

1 полугодие

2 полугодие

2. Математические представления
2.1. Количественные представления
2.1.1. Нахождение одинаковых предметов
2.1.3. Объединение предметов в единое множество.
2.1.4. Различение множеств: «один», «много», «мало», «пусто»
2.1.9. Узнавание цифр
2.1.10. Соотнесение количества предметов с числом
2.1.11. Обозначение числа цифрой.
2.2. Представления о форме
2.2.1. Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб»,
«призма», «брусок»
2.2.2. Соотнесение формы предметов с геометрическими телами
2.2.3. Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник,
квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок.
2.2.5. Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами
(треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
2.2.6. Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг) из 2-х (3-х, 4-х) частей.
2.2.8. Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг).
2.4. Временные представления
2.4.5. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.
2.4.7. Различение времен года
2.4.11.Сравнение людей по возрасту.
2.5. Представления о величине
2.5.2. Сравнение 2-х предметов по величине способом приложения
(приставления), «на глаз», наложения
2.5.4.Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
4. Человек
4.1. Представления о себе
4.1.1. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду
4.1.2. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки)
4.1.3. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея,
лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка)
4.1.4. Знание назначения частей тела
4.1.5. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос,
лоб, рот (губы, язык, зубы).
4.2. Семья
4.2.1. Узнавание (различение) членовсемьи
4.5. Прием пищи
4.5.2. Пить ечерез соломинку
4.4. Обращение с одеждой и обувью.
4.4.1. Узнавание (различение) предметов одежды (пальто (куртка, шуба,
плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта),
рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки
(джинсы, шорты), носки (колготки))
4.4.2. Знание назначения предметов одежды
4.4.5. Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги (валенки),
ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки)
8. Изобразительная деятельность
8.1. Аппликация
8.1.1. Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага,
картон, фольга, салфетка и др.
8.1.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол и др.
8.1.3. Сминание бумаги
8.1.4. Отрывание бумаги заданной формы (размера)
8.1.7. Намазывание всей (части) поверхности клеем

8.1.14. Соединениедеталей между собой
8.1.17. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
сюжетной аппликации
8.2. Лепка
8.2.1. Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин,
тесто, глина
8.2.2. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для
работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма,
подложка, штамп
8.2.3. Разминаниепластилина (теста, глины)
8.2.4. Раскатывание теста (глины) скалкой
8.2.9. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура)
8.2.12. Получение формы путем выдавливания формочкой
8.2.18. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между
пальцами)
8.3. Рисование.
8.3.1. Узнавание (различение) материалов и инструментов,
используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры,
палитра, мольберт, кисти, емкость для воды
8.3.3. Освоение приемов рисования карандашом
8.3.4. Соблюдение последовательности действий при работе с красками
(опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д.)

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР,
При оценке результативности обучения учитываться особенности психического,
неврологического и соматического состояния обучающегося.
При оценке результативности достижений учитывается степень самостоятельности ребенка.
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению
действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по
следующей шкале:
Уровни освоения (выполнения) действий / операций
1. Пассивное участие / соучастие.
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).
2. Активное участие.
действие выполняется ребёнком:
- со значительной помощью взрослого
- с частичной помощью взрослого
- по последовательной инструкции (изображения или вербально)
- по подражанию или по образцу
- полностью самостоятельно
Сформированность представлений
1. Представление отсутствует
2. Не выявить наличие представлений
3. Представление на уровне:
- использования по прямой подсказке
- использование с косвенной подсказкой (изображение)
- самостоятельное использование

+/-

зп
чп
пи
по
+
-?
пп
кп
+

Уровень сформированности действий/операций:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не
выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
Уровень сформированности представлений:
 «узнает объект».
 «не всегда узнает объект» (ситуативно).
 «не узнает объект».
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с
отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений,
следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной
области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей
коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у
ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие возможные личностные
результаты.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: создание условий для познавательного развития детей школьного возраста с
интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
 развить и стимулировать познавательную и когнитивную активность ребенка;
 формировать коммуникативную деятельность;
 корректировать имеющие нарушения, предупреждать возникновение вторичных
отклонений в развитии.
Методы и приемы реализации программы.
‒ Совместные действия ребенка и взрослого;
‒ Действия по подражанию действиям учителя
‒ Поддержание правильной позы
‒ Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание
‒ Подражание простым движениям и действиям с предметами
‒ Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
‒ Принятие помощи взрослого
‒ Использование по назначению учебных материалов
‒ Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию)
‒ Выполнение действий с предметами (по подражанию)
‒ Выполнение простых действий с картинками (по подражанию)
‒ Соотнесение одинаковых предметов (по образцу)
‒ Соотнесение одинаковых изображений (по образцу)
‒ Выполнение простых действий с предметами и изображениями (по образцу)
‒ Соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
‒ Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
‒ Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
‒ Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на занятии
‒ Выполнение речевых инструкций на занятии
‒ Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом
занятии
‒ Действия по образцу, по словесной инструкции;
‒ Элементарные действия с предметами на основе слухового, тактильного и зрительного
восприятия;
‒ Воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе
предварительного тактильного и зрительного обследования предметов;
‒ Предварительное рассматривание, показ по словесной инструкции педагога форму,
величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на
картинке;
‒ Подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное
время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т. п., с целью формирования временных
представлений;
‒ Обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества
для последующего более точного использования в процессе деятельности.
Планируемые результаты освоения программы БУД
К концу обучения обучающаяся будет: готова к эмоциональному, продуктивному
взаимодействию с педагогом, положительно мотивирована. Сформировано учебное поведение с
учетом особенностей ребенка.
У нее может сформироваться учебное поведение:
 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
 умение выполнять инструкции педагога;
 использование по назначению учебные материалы;
 принятие помощи взрослого;

 соотнесение изображений на карточках с предметами и игрушками.
 соотнесение предмета с соответствующим изображением (по образцу)
 выполнение действия по образцу и по подражанию, выполнять задание:
‒ в течение определенного периода времени,
‒ от начала до конца, с заданными качественными параметрами.

Речь и альтернативная коммуникация (34 часа, 1 ч. в неделю)
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет включает 2 аспекта:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На
его изучение в 7 классе отведено 34 часа, 1 час в неделю.
Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со
взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепление средств общения обучающегося с учителем в ситуации взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и
завершения контакта, даже невербального.
2. Овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,
3. Совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных
ситуациях социального взаимодействия,
4. Расширение возможностей использования речевых средств коммуникации во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками,
5. Совершенствование ручной моторики,
6. Закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной
ситуации, даже рука в руке.
7. Расширение возможностей элементарных графо-моторных умений,
Предметные результаты освоения предмета:
1. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
2. Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков, жестов.
3. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестов, взглядов, коммуникативных таблиц, тетрадей, пиктограмм.
4. Использование доступных жестов для передачи сообщения.
5. Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения
соответствующих возрасту житейских задач,
6. Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
7. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.
8. Узнавание и различение образов некоторых графем (букв).
9. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.
Коррекционно-развивающие:

1. Коррекция слухового внимания через умение слушать учителя;
2. Развитие произвольного внимания при выполнении упражнений на соотнесение звуков с предметами и наоборот;
3. Коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение слоговых структур;
4. Коррекция фонетической стороны речи на основе выделения звуков в словах;
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к учебе, предмету;
2. Воспитание интереса к родному языку;
3. Формирование нравственно и эмоционально благоприятной среды для образовательного процесса и развития личности в нем.
Методы и приемы могут быть:
-наглядными (работа иллюстрациями, тактильными книгами, различными предметами по темам;
-словесными (беседа, рассказ, воспроизведение звуков с эмоциональной реакцией на учителя);
-практическими (игры, выполнение действий «рука в руке» или самостоятельно, рисунки, изготовление поделок и т. д.).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Дата

Тема урока

1.

1.09.22

Повторение

2.

8.09.22

Повторение. Выполнение простых
поручений по словесному заданию
учителя

3.

15.09.22

Выражение своих желаний звуком

4.

22.09.22

Ответы на вопросы

5.

29.09.22

Выражение своих желаний

6.

6.10.22

7.

13.10.22

8.

20.10.22

Понимание простых по звуковому
составу слов (мама, папа, дядя, тётя)
Узнавание (различение) имён членов
семьи (мама, папа, брат, сестра,
бабушка, дедушка).
Понимание слов, обозначающих
предмет (посуда (ложка, вилка,
кружка, блюдце, стакан)

9.

3.11.22

Понимание

слов,

обозначающих

Форма проведения,
элементы, содержание, методические приемы
(на каждый урок)
-Слова-приветствия. Слова-прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия - Знать и называть слова,
символы и жесты: «здравствуйте», «до свидания».
- Фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса, принимать цель и включаться в деятельность
-Работа с предметным материалом. Невербальное употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро.
-Удерживать произвольное внимание, реагировать на свое имя, на обращенную речь взрослого.
-Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные
-Артикуляционная гимнастика. Употребление слов здравствуй, здравствуйте, доброе утро. Работа с предметным
материалом.
- Работа с предметным материалом. Употребление слов: "Дай", "На", «не хочу», «хочу».
-Артикуляционное упражнение «Заборчик»
- Работа с предметным материалом.
- Сюжетная картинка с несколькими объектами
- Моделирование речевой ситуации невербально.
- Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с
предъявлением предметного символа. Закрепление невербальной коммуникации.
- Работа с предметным материалом. Сюжетная картинка с несколькими объектами (разыгрывание ситуации).
- Работа с планшетом.
- Работа с предметным материалом. Сюжетная картинка с несколькими объектами (разыгрывание ситуации);
фотографии.
- Общение с бабушкой через видеосвязь.
Работа с предметным материалом, моделирование речевых ситуаций
-Артикуляционное упражнение «Трубочка»
-Игра-шнуровка «Божья коровка».
- Работа с планшетом.
Работа с предметным материалом, моделирование речевых ситуаций

10. 10.11.22

11. 17.11.22

12. 24.11.22
13. 1.12.22

предмет (одежда (брюки, кофта,
пальто).
Понимание слов, обозначающих
предмет (школьные принадлежности
(ручка, карандаш, линейка, тетрадь,
пенал)
Артикуляционные упражнения

Понимание слов, обозначающих
признак предмета: цвет (красный,
желтый, синий, зелёный).
Называние (употребление) слов,
обозначающих действия предмета.

14. 8.12.22

Узнавание (различение)
графем букв (а, о, у)

образов

15. 15.12.22

Узнавание (различение) образов
графем букв (м, с, х)

16. 22.12.22

Повторение букв а, о, у, м, с, х.

17. 19.01.23

Узнавание букв а, о, у, м, с, х в
разных источниках.

18. 26.01.23

Развитие дыхания

19. 2.02.23

«Лопни шарик с буквой»

20. 9.02.23

«Найди игрушку»

21. 16.02.23

«Алфавит»

- Игра «Что это?»
- Игра «Одень куклу».
Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание сюжетных изображений, на которых
просматриваются признаки действия. Выбор соответствующего изображения с школьным предметам во время
называния признака действия учителем.
Работа с предметным материалом, моделирование речевых ситуаций.
-Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
-Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка»
-Игровое упражнение с геометрическими фигурами-вкладышами
-Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия),
удовлетворения (неудовлетворения).
Работа с предметным материалом, моделирование речевых ситуаций
- Работа с планшетом.
- Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку»
- Работа с предметным материалом, моделирование речевых ситуаций.
- Работа с планшетом.
- Употребление слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть,
гулять и др.).
-Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри»
- Работа с предметным материалом, штриховка буквы, обводка «рука в руке».
- Показ слова на данные буквы.
-Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку», «Улыбочка»
- Работа с предметным материалом, штриховка буквы, обводка «рука в руке».
- Показ слова на данные буквы.
-Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри», «Дуем в трубочку», «Улыбочка»
- Работа с предметным материалом, штриховка буквы, обводка «рука в руке».
- Показ слова на данные буквы.
- Обводка, штриховка, печатание букв (слов), составление предложений.
- Работа с планшетом.
-Пальчиковая гимнастика
-Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик»
-Артикуляционное упражнение «Накажем язычок»
-Работа с «волшебным мешочком»: нахождение 2-3 геометрических форм.
-Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя.
-Поддержание зрительного контакта.
- узнавание букв в разных интерпретациях.
-Упражнение на развитие дыхания «Снежинка»
-Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
-Работа с планшетом
- перевод взгляда с игрушки на предметную картинку.
- Развитие зрительного внимания.
- Следить взглядом за игрушками.
-Пальчиковая гимнастика
- Узнавание букв в разных интерпретациях из многообразия представленных букв.
- Нужно ученику найти те буквы, какие он знает, нажать на них и назвать картинки предметов на эту букву, которые

22. 23.02.23

23. 2.03.23

24. 9.03.23

Глобальное чтение
Узнавание (различение)
напечатанных слов, обозначающих
имена людей.
Импрессивная речь.
Понимание слов, обозначающих
предмет (игрушки, животные,
птицы).
Понимание слов, обозначающих
предмет ( транспорт).

25. 16.03.23

Называние (употребление, показ)
слов, обозначающих действия

26. 23.03.23

Понимание предлогов, то есть слов,
обозначающих
взаимосвязь
в
предложении (за, под, перед и др.).

27. 6.04.23

Далеко-близко.

28. 13.04.23

Развитие звукоподражания

29. 20.04.23

Развитие мелкой моторики.
Освоение жестовых игр.

30. 27.04.23

Глобальное чтение.
Узнавание (различение)
напечатанных слов, обозначающих
действия предмета (пить, есть,
сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Глобальное чтение.
Узнавание (различение)
напечатанных слов, обозначающих
названия предметов (мебель,
одежда, обувь, овощи, фрукты).
Дидактическая игра: «Составь

31. 4.05.23

предлагает приложение.
- Работа с планшетом.
Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек с именами (детей, членов семьи),
артикуляционная гимнастика, проговаривание букв своего имени (с опорой на карточки с буквами), выбор карточек со
своим именем и именем членов семьи. Проговаривание своего имени.
Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений игрушек, животных,
птиц. Выбор соответствующего изображения предмета во время называния его учителем.
- Слушание объяснений учителя, артикуляционная гимнастика, рассматривание изображений транспорта.
- Выбор соответствующего изображения предмета во время называния его учителем.
-Пальчиковая гимнастика
-Пальчиковая гимнастика
-Работа с сюжетными картинками.
-Называние (употребление, показ) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.)..
-Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят»
-Артикуляционное упражнение «Качели»
-Пальчиковая гимнастика
-Определение основных пространственных отношений на конкретных примерах (упражнения на выполнение
словесных инструкций «Поставь куклу за домик, перед домиком и т.д.)
-Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох»
- Следить взглядом за игрушками.
- Совместная деятельность: выполнение игровых действий с игрушками, соотношение с предметными картинками,
звукоподражание.
- Артикуляционное упражнение «Чистим зубки»
- Соотношение игрушки и звука.
- Развитие слухового внимания.
-Называние предметов (игрушек) и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине,
форме. Звукоподражание тому или иному звуку игрушек и предметов.
-Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох»
- Рисуночное письмо: работа мелом: заштрихуем квадраты, круги. Называние цвета мелков.
Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек со словами, обозначающих действия
предмета, артикуляционная гимнастика, проговаривание букв слова, обозначающего действия предмета (с опорой на
карточки с буквами), выбор карточек с действием предмета.

Слушание объяснений учителя, рассматривание пособия с алфавитом, карточек с названиями предметов (посуды,
мебели), артикуляционная гимнастика, проговаривание букв слова, обозначающего предмет (с опорой на карточки с
буквами), выбор карточек с названием предмета.

32. 11.05.23
33. 18.05.23
34. 25.05.23

слово».
Аудиальное
чтение.
слухового восприятия.

Развитие

Развитие слухового восприятия.
Развивать фонематический слух и
восприятие.
Чтение изображе-ний на картинках,
иллюстрациях.

- Слушание звуков окружающей действительности.
- Знакомство с р.н. сказкой «Иван-Царевич и серый волк».
- Работа с планшетом.
-Слушание музыкальных инструментов.
- Рассказывание р.н.сказки «Незнайка».
- Работа с планшетом.
- Слушание объяснений учителя, пальчиковая гимнастика, выполнение графических упражнений по обводке и
самостоятельному печатанию букв с образца.
- Чтение р.н.сказки «Василиса прекрасная».

Математические представления (34 часа, 1 ч. в неделю)
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко
попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три
тарелки, три столовых прибора и др.
Знакомство с предметами, с их качественными или количественными признаками осуществляется последовательно.
Вначале педагог устанавливает связь между предметом, качественным или количественным признаком и их названием: указывает на предмет
(или признак предмета) и ясно, четко произносит его название. (Это кубик. Большой мяч. Один гриб.)
Далее педагог произносит название предмета (или признака), а ребенок должен показать или дать соответствующий предмет педагогу,
выделив его среди других. («Дай мне кубик». «Покажи большой мяч». «Возьми один гриб». и т. д.)
Задачи:
 формировать умение различать количество предметов
 выделять один предмет из группы и составлять группу из отдельных предметов
 сравнивать предметы по величине, форме
 продолжать учить различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много)
 учить соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой
 учить пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах
 решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц
Предметные (образовательные):
 развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях
окружающей действительности.
 Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости
 формирование элементарных общеучебных умений.
 развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
 формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
 формирование представлений о части суток, количестве (дочисловых представлений), числе, знакомство с цифрами, счет, решение простых
арифметических задач с опорой на наглядность.

 Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
Содержание предмета.
Количественные представления.
Нахождение одинаковых предметов. Разъединение множества. Объединение предметов в единое множество. Различение множеств: «один»,
много», «мало», «пусто». Сравнение множеств без пересчета (с пересчетом). Пересчет предметов по единице (до двух). Узнавание цифр ( цифры 1,
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15). Соотнесение количества предметов с числом. Обозначение числа цифрой.
Представления о величине.
Различение по величине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по
убыванию, по возрастанию). Различение по длине однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по длине. Различение по ширине
однородных и разнородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте.
Различение предметов по весу. Сравнение предметов по весу.
Представление о форме.
Узнавание (различение) геометрических тел: «шар», «куб». Соотнесение формы предметов с геометрическими телами. Узнавание
(различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, точка, линия (прямая, ломаная), отрезок. Соотнесение формы
предметов с геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Сборка геометрической фигуры (треугольник, квадрат,
прямоугольник, круг) из 2-х (3-х) частей.Составление геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг) из счетных палочек.
Штриховка геометрической фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг).
Пространственные представления
Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображении): верх (вверху), низ (внизу), перед
(спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела). Определение месторасположения предметов в пространстве: близко, далеко ( сверху
(вверху), снизу (внизу), впереди, сзади, справа, слева, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре. Перемещение в
пространстве в заданном направлении: вверх, вниз, вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости: вверху (верх), внизу (низ), в середине
(центре), справа, слева. Составление предмета (изображения) из нескольких частей. Определение отношения порядка следования: первый,
последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Временные представления
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей суток. Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра. Различение времен
года.Сравнение людей по возрасту.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Дата

Тема урока

1.
2.

2.09.22
9.09.22

Повторение за 6 класс.
Числа 1-10.

3.
4.

16.09.22
23.09.22

Упражнения в сравнении чисел в числовом ряду.
Числа от 10 до 20 написание цифр.

5.

30.09.22

Числа от 10 до 20

Форма проведения,
элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок)
Решает примеры, сравнивает числа по заданию учителя.
Записывает числовой ряд. Выполняет прямой и обратный счёт. Работает в тетради. Показ
карточек с цифрами, называние, счет игрушек. Где 1, где 10
Сравнивает числа, используя знаки >, <, =.
Записывает числовой ряд. Выполняет прямой и обратный счёт. Работает в тетради. Показ
карточек с цифрами, называние, счет игрушек. Где 10, где 20
Записывает числовой ряд. Выполняет прямой и обратный счёт. Работает в тетради. Показ

6.

7.10.22

Нахождение одинаковых предметов по цвету.

7.

14.10.22

Нахождение одинаковых предметов по форме.

8.

21.10.22

Нахождение одинаковых предметов по размеру.

9.

4.11.22

Различение величин путем соотнесения.

10.

11.11.22

11.

18.11.22

Различение величин путем соотнесения.
Монеты и купюры – 10 и 100 рублей.
Различение величин путем соотнесения.
Работа с монетами и купюрами.

12.

25.11.22

13.
14.
15.
16.

2.12.22
9.12.22
16.12.22
23.12.22

17.

20.01.23

18.

27.01.23

Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток.
Работа со счетами.
Мера времени – сутки.
Понятие: месяц.
Сравнение временных промежутков изученных
временных представлений.
Временные представления.
Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.
Обводка треугольника по шаблону.

19.

3.02.23

Геометрический материал: прямоугольник (обводка).

20.
21.

10.02.23
17.02.23

Различение однородных предметов по величине.
Геометрический материал: круг (обводка шаблона).

22

24.02.23

Геометрический материал: квадрат (обводка).

23.

3.03.23

Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (прямоугольник).

24.

10.03.23

Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (круг).

25

17.03.23

Соотнесение формы предметов с
геометрическими фигурами (квадрат).

26.

24.03.23

Различие Прямоугольника и Квадрата.

27.

7.04.23

Ориентация в пространственном расположении частей

карточек с цифрами, называние, счет игрушек. Где 10, где 20
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений.
Изобразительная (рисование, раскрашивание).
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений.
Изобразительная (рисование по опорным точкам).
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений.
Изобразительная (рисование, штриховка).
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений.
Меры стоимости: 1 и 2 рубля. Рассматривание монет, называние. Игра «Магазин».
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений.
Меры стоимости: 10 и 100 рублей. Рассматривание монет, называние. Игра «Магазин».
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, выполнение упражнений.
Рассматривание монет: 1, 2, 10 рублей, купюр: 10, 50, 100 рублей, раскладывание. Игра:
рисование кругов – монет, прямоугольников – купюр.
Слушание объяснений учителя, рассматривание сюжетных изображений. Ответы на вопросы
(показ рукой).
Рассматривание счетов, на них много косточек, посчитаем их. Перекладывание косточек.
Игра: «Солнышко проснулось», называние день, сутки. Рассматривание иллюстраций.
Рассматривание календарей. Счет дней. 28,29,30,31 день месяца.
Внесение часов, рассматривание минутной стрелки. Сравнение: час и полчаса.
Слушание объяснений учителя, рассматривание календаря (с выделенными названиями дней).
Игровая. Дидактическая игра: «Что ты делал вчера».
Рассматривание цветных треугольников, называние цвета, формы. Выкладывание фигуры с
помощью подручных материалов. Работа с шаблоном.
Рассматривание цветных прямоугольников, называние цвета, формы. Работа с шаблоном.
Выкладывание фигуры с помощью природного материала.
Различает однородные предметы по величине. Работает с предметными картинками.
Работа с шаблоном. Рисование на манке. Рассматривание цветных кругов разных размеров,
называние цвета, размера.
Работа с шаблоном. Выкладывание фигуры из счетных палочек. Рассматривание цветных
квадратов, называние цвета, формы.
Рассматривание цветных прямоугольников, называние цвета, формы. Выкладывание фигуры с
помощью подручных материалов. Работа с шаблоном, обобщение и соотнесение форм и
предметов вокруг себя с фигурой.
Рассматривание цветных кругов, называние цвета, формы. Выкладывание фигуры с помощью
подручных материалов. Работа с шаблоном, обобщение и соотнесение форм и предметов
вокруг себя с фигурой.
Рассматривание цветных квадратов, называние цвета, формы. Выкладывание фигуры с
помощью подручных материалов. Работа с шаблоном, обобщение и соотнесение форм и
предметов вокруг себя с фигурой.
Рассматривание цветных квадратов и прямоугольников, называние цвета, формы.
Выкладывание и наложение фигур. Работа с шаблоном, обобщение и соотнесение форм и
предметов вокруг себя с фигурами.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с

28.

14.04.23

29.

21.04.23

30.

28.04.23

31.

5.05.23

32.

12.05.23

33.

19.05.23

34.

26.05.23

тела на себе: вверху, низу, впереди, сзади
Определение
месторасположения
предметов
в
пространстве: близко (около, рядом, здесь), далеко (там).
Определение
месторасположения
предметов
в
пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу)
Определение
месторасположения
предметов
в
пространстве: впереди, сзади
Определение
месторасположения
предметов
в
пространстве: на, в, внутри,
Ориентация на плоскости: в середине (центре), справа,
слева
Ориентация на плоскости: верхний край листа, верхняя
часть листа, верхний правый угол и т.д.
Диагностика усвоенных умений. Контроль
сформированных за учебный год умений и навыков.

учителем.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с
учителем. Знакомится с понятиями «около – там». Играет с мячом, подбрасывает его вверх,
вперед.
Ориентируется в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ
(низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Ориентируется в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ
(низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Ориентируется в пространственном расположении частей тела на себе: верх (вверху), низ
(низу), перед (спереди), зад (сзади), правая (левая) рука (нога, сторона тела).
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с
учителем. Игровая.
Ориентируется на листе картона. Отвечает на вопрос: Где?
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя. Практические действия.
Конструктивная. Изобразительная.

Изобразительная деятельность (34 часа, 1 ч. в неделю)
Цель:формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи:
1. обучение доступным приёмам работы с различными материалами, изображению (изготовлению) отдельных элементов;
2. формирование умения пользоваться инструментами;
3. развитие интереса к изобразительной деятельности, художественно-творческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация»
Результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
 формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности
 умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности
 получение положительных эмоций от изобразительной деятельности
 формирование доступных сенсорных эталонов
 умение ориентироваться на листе бумаги
 различение цветов
 выделять в предметах и изображениях форму, размер, цвет
 Соблюдать последовательность действий при работе с красками.
 Основные и промежуточные цвета (красный, синий, зеленый, желтый и т.д.).
 Различать инструменты (стека, карандаш, ножницы, кисти, краски, фломастеры и т. д.).

 Приспособления используемые в изобразительной деятельности (палитра, подложка).
 Различать и работать с разными видами материалов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительная деятельность»
Личностные
Предметные результаты
— Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
— Понимание обращенной речи и
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая
смысла доступных невербальных
общепринятые правила поведения.
графических знаков (рисунков,
 формирование положительного отношения ребенка к занятиям; развитие собственной фотографий, пиктограмм и других
графических изображений),
активности ребенка.
неспецифических жестов
 формирование уважительного отношения к окружающим;
— Понимание слов, обозначающие
 готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
объекты и явления природы, объекты
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
рукотворного мира и деятельность
развивающемся мире;
человека.
 освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), развитие
мотивов учебной деятельности;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания; умение выполнять задание в течение определённого времени;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Базовые
— Умение
использовать
предметы и
учебные
материалы по
назначению.
Выполнение
простых
действий с
предметами и
картинками (по
образцу)

Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Дидактические пособия для обучающегося:
Презентации, раздаточный материал, краски, кисти, карандаши, пластилин, картон, цветная бумага, простая бумага и т.д., наглядно –
демонстрационный материал.
Календарно-тематическое планирование.
№
урок
а
1

Дата
2.09.22

2

9.09.22

Тема урока
Лепка.
Подготовка материала к работе. Разминание
пластилина. Размазывание пластилина на
картоне.
Деление материала на части. Откручивание
кусочка пластилина от целого куска. Катание

Формы проведения
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
разминании, размазывании пластилина.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
делении куска пластилина на части, выполнение задания.

3

16.09.22

4

23.09.22

колбаски и скручивание ее в кольцо.
Деление материала на части. Отрезание кусочка
пластилина от целого куска. Катание шарика.
Катание шарика на доске (в руках). Гусеница.

5

30.09.22

Катание колбаски на доске (в руках). Гусеница.

6

7.10.22

7

14.10.22

Катание шарика на доске (в руках). Божья
коровка.
Аппликация из пластилина. Фрукты.

8

21.10.22

Аппликация из пластилина. Цыпленок.

9

4.11.22

Аппликация. Разные виды бумаги.

10

11.11.22

Инструменты и приспособления, используемые
для изготовления аппликации.

11

18.11.22

Сминание бумаги. Аппликация из мятой бумаги
«Одуванчик»

12

25.11.22

Отрывание бумаги заданной формы. Рваная
аппликация «Витражное окно»

13

2.12.22

Рваная аппликация «Дерево»

14

9.12.22

Рваная аппликация «Дерево и гриб»

15

16.12.22

Скручивание листа бумаги. Объемная
аппликация «Улитка»

16

23.12.22

Разрезание бумаги ножницами.

17

20.01.23

Лепка. Сгибание колбаски в кольцо. Колечко.

18

27.01.23

Сгибание колбаски в кольцо. Ключ.

19

3.02.23

Сгибание колбаски в кольцо. Крендель.

20

10.02.23

21

17.02.23

Получение формы путем выдавливания
формочкой.
Получение формы путем выдавливания

Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
делении куска пластилина на части и катание его, выполнение задания.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
катании куска пластилина, подготовка частей гусеницы и собирание этих частей.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
катании куска пластилина, подготовка частей гусеницы и собирание этих частей.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
катании куска пластилина, подготовка частей божьей коровки и собирание этих частей.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
катании куска пластилина, подготовка частей фруктов, банан, яблоко, апельсин, и собирание этих
частей. Фруктовая корзина из пластилина.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
раскатывании пластилина, подготовка частей цыпленка по инструкции и собирание этих частей.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем.
Узнавание (различение) разных видов инструментов для изготовления аппликации: клей, ножницы,
карандаши, линейки и т.д.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем.
Подготовка частей аппликации «Одуванчик». Сминание цветной бумаги и подготовка аппликации.
Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем.
Подготовка частей аппликации «Витражное окно». отрывание цветной бумаги и подготовка
аппликации. Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем.
Подготовка частей аппликации «Дерево». отрывание цветной бумаги и подготовка аппликации.
Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем.
Подготовка частей аппликации «Дерево и гриб». отрывание цветной бумаги и подготовка аппликации.
Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем.
Подготовка частей аппликации «Улитка». скручивание цветной бумаги и подготовка аппликации.
Намазывание частей аппликации клеем. Прижимание к картону.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем.
Работа с ножницами рука в руке. Вырезание по шаблону и вне контура.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
разминании, размазывании пластилина.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, совместные действия с учителем в
разминании, размазывании пластилина.
Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя,
подготовка деталей для выполнения предметной аппликации, выполнение предметной аппликации,
совместные действия с учителем в разминании, размазывании пластилина.
Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя,
выполнение задания.
Слушание объяснений учителя, рассматривание элементов орнамента разных форм, рассматривание

формочкой. Звезда на 23 февраля!
Сгибание колбаски в кольцо. Колечко.

22

24.02.23

23

3.03.23

24

10.03.23

Аппликация к 8 марта. Сгибание колбаски в
кольцо. Цифра 8!
Сгибание колбаски в кольцо. Крендель.

25

17.03.23

Защипывание краев детали. Тарелочка.

26

24.03.23

Защипывание краев детали. Кружка.

27

7.04.23

28

14.04.23

29

21.04.23

30

28.04.23

31

5.05.23

32

12.05.23

33

19.05.23

34

26.05.23

Рисование. Закрашивание внутри контура.
Петух.
Рисование контура предмета по образцу.
Шапка.
Рисование контура предмета по образцу.
Шапка.
Сосуды: вазы, кувшин, тарелка. Рисование.
Украшение силуэтов сосудов косовской
росписью
Рисование. Украшение силуэта предмета
орнаментом. Орнамент в круге.
Сказочная птица. Рисование. Украшение узором
рамки для рисунка.
Кухонная доска. Рисование Украшение силуэта
доски
Изготовление декоративной аппликации

готовых изображений образцов, выполнение задания. Изготовление аппликации на 23 февраля.
Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя,
выполнение задания.
Слушание объяснений учителя, рассматривание элементов орнамента разных форм, рассматривание
готовых изображений образцов, выполнение задания. Изготовление аппликации на 8 марта.
Слушание объяснений учителя, рассматривание элементов орнамента разных форм, рассматривание
готовых изображений образцов, выполнение задания. Изготовление аппликации «Кренделек».
Слушание объяснений учителя, рассматривание элементов орнамента разных форм, рассматривание
готовых изображений образцов, выполнение задания. Изготовление аппликации посуда для
кренделька.
Слушание объяснений учителя, рассматривание элементов орнамента разных форм, рассматривание
готовых изображений образцов, выполнение задания. Изготовление аппликации посуда для чаепития!
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование восковыми мелками.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование красками.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование красками.
Украшение силуэтов сосудов косовской росписью. Слушание объяснений учителя, наблюдение за
действиями учителя, рисование цветными карандашами.
Слушание объяснений учителя, рассматривание предметов для лепки, рассматривание готового
образца, и деталей образца, выполнение задания.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование красками, украшение
рамки блестками и наклейками.
Слушание объяснений учителя, наблюдение за действиями учителя, рисование красками, украшение
рамки блестками и наклейками.
Слушание объяснений учителя, рассматривание готового образца, наблюдение за действиями учителя,
подготовка деталей для выполнения декоративной аппликации, выполнение декоративной
аппликации.

Окружающий мир. Человек (34 часа, 1 ч. в неделю)
Формирование представлений о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в
природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Формирование представлений о животном и растительном
мире, их значении в жизни человека.
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание). Умение поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье.
Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах, о
транспорте и т.д. Усвоение правил безопасного поведения в помещении и на улице. Представления об окружающих людях: овладение

первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. Развитие межличностных и групповых
отношений. Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни. Формирование представлений об обязанностях и
правах ребенка. Представление о своей стране (Россия).
Цель: повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и
ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
- представления о собственном теле
- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
- отнесение себя к определенному полу
- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности
- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них
взрослым
- умение соблюдать режимные моменты.
- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи,
умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры
- сообщать с использование средств альтернативной коммуникации о последовательности режимных моментов.
Содержание предмета Человек
 Самообслуживание: прием пищи: еда вилкой, Обращение с одеждой и обувью.
 Раздевание: снятие отдельных предметов одежды: свитер, футболка, расстегивание: молнии, кнопок, пуговицы.
 Одевание: застегивание: липучек, кнопок, пуговиц, молнии, надевание предмета одежды: шапка, свитер, футболка.
 Туалет: сообщение о желании сходить в туалет, пользование туалетной бумагой.
 Гигиена тела. Уход за волосами: расчесывание волос и т.д.
 Представление о себе: различение частей тела: рука, нога, туловище, живот, голова, шея, волосы, уши, различение частей лица: нос, рот,
глаза, брови, зубы, язык.
Личностные и предметные результаты освоения предмета
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Человек»
Личностные
Предметные результаты
Базовые
Умеет реагировать на своё имя имя, поворотом
— Понимание слов, обозначающие объекты и
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в
головы.
явления природы, объекты рукотворного мира и
среде сверстников, к эмоциональному,
. Физические характеристики персональной
деятельность человека.
коммуникативному взаимодействию с группой
идентификации:
Умение пользоваться доступными средствами
обучающихся:
- определяет свои внешние данные (цвет волос,
коммуникации в практике экспрессивной и

ориентироваться в пространстве комнаты
рост и т.д.);
импрессивной речи для решения соответствующих
(зала)
- определяет состояние своего здоровья;
возрасту житейских задач:

принимать цели и произвольно включаться
Гендерная идентичность
— Использование доступных жестов для передачи в деятельность;
- определяет свою половую принадлежность (без
сообщения
Пользуется речевыми и жестовыми формами
обоснования);
Понимание обращенной речи и смысла доступных
взаимодействия для установления контакта.

Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок,
подросток, юноша);
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других
людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и
т.д.);
- проявляет собственные чувства;
Узнает членов семьи, знает пользуется речевыми и
жестовыми формами взаимодействия для
установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого
этикета.

невербальных графических знаков (рисунков,
фотографий, пиктограмм и других графических
изображений),неспецифических жестов:
— Овладение умением вступать в контакт,
поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные
средства коммуникации, соблюдая общепринятые
правила поведения, узнавание (различение)
головных уборов.

Последовательно выполняет отдельные операции
действия по образцу педагога.

Содержание курса:
№
п/п

Раздел

Краткое содержание курса

1

Представления о себе

Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела
(голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги
(колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица
человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание видов деятельности для организации
своего свободного времени.

2

Гигиена тела

Различение вентилей с горячей и холодной водой. Вытирание рук полотенцем. Нанесение крема на
руки. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности
действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с
волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном:
включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы,
выключение фена, расчесывание волос.

3

Обращение с одеждой и обувью

Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки
(перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки
(джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение)
деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание
назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки),
ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя,
выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание
(различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных
уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов

обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор
одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя,
демисезонная).

№
п/п

4

Прием пищи

Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки
(стакана). Наливание жидкости в кружку. Еда руками. Еда ложкой. Еда вилкой. Использование ножа и
вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки
гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи.

5

Семья

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей
социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и
досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов
семьи.

Дата

Раздел. Тема.

Календарно-тематическое планирование
Форма проведения

1

1.09.22

2

8.09.22

Представления о себе.
Узнавание мальчика и девочки по внешнему виду.
Различениемальчика и девочки по внешнему виду.

3

15.09.22

Идентификация себя как девочки

4

22.09.22

5

29.09.22

6

6.10.22

Узнаваниечастей тела (голова (волосы, уши, шея,
лицо).
Узнаваниечастей тела (туловище (спина, живот),
руки , ноги
Знание назначения частей тела

7

13.10.22

8

20.10.22

1

3.11.22

Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа);

2

10.11.22

Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа);

3

17.11.22

Узнавание (различение) внутренних органов
человека (на схеме тела)

Узнавание (различение) частей лица человека
(глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)
Узнавание (различение) частей лица человека
(губы, язык, зубы).

Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом. Различные признаки гендера.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений частей растений, по возможности
повторение слов, реагирование жестами. Использование куклы, картинок, зеркала.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений частей растений, по возможности
повторение слов, реагирование жестами. Использование куклы, картинок, зеркала.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений частей растений, по возможности
повторение слов, реагирование жестами. Использование куклы, картинок, зеркала. Игра «Найди части
тела монстрика».
Слушание объяснений учителя, подражание действиям учителя, распределение ролей (продавец –
покупатели), игра.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений солнца (высоты солнца в разные
времена года, в разное время суток), во время экскурсии наблюдение за солнцем – его
местоположением; рисование солнца.
2 четверть - 8 ч.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом. Реагирование жестами.

4

24.11.22

5

1.12.22

Узнавание (различение) внутренних органов
человека (на схеме тела).
Сообщение о состоянии своего здоровья.

6

8.12.22

Семья. Узнавание членов семьи.

7

15.12.22

Различение членов семьи.

8

22.12.22

Узнавание (различение) детей и взрослых.

1

19.01.23

Гигиена тела.
Различение вентилей с горячей и холодной водой.

2

26.01.23

Вытирание рук полотенцем.

3

2.02.23

Вытирание лица.

4

9.02.23

Расчесывание волос

5

16.02.23

Расчесывание волос. Прически для девочки.

6

23.02.23

7

2.03.23

Обращение с одеждой и обувью.
Узнавание (различение) деталей предметов одежды
(пуговицы (молнии, заклепки).
Узнавание (различение) деталей предметов одежды

8

9.03.23

Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги,
кроссовки, туфли, сандалии, тапки).

9

16.03.23

Узнавание (различение) предметов обуви (сапоги,
кроссовки, туфли, сандалии, тапки).

10

23.03.23

Назначение видов обуви (спортивная, домашняя,
выходная).

1

6.04.23

Различение сезонной обуви (зимняя, летняя).

2

13.04.23

Назначение головных уборов.

3

20.04.23

Выбор одежды для прогулки в зависимости от
погодных условий.

Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом. Реагирование жестами и мимикой.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом, фотографиями, зеркалом.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом, фотографиями, зеркалом.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом.
3 четверть – 10 ч.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом. Рассказ «Мой Додыр» чтение.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом. Рассказ «Мой Додыр» мультфильм.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом. Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом. Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками. Работа с планшетом. Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.
4 четверть – 8 ч.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.

4

27.04.23

Сообщение о желании пить.

5

4.05.23

Питье через соломинку.

6

11.05.23

Сообщение о желании есть.

7

18.05.23

Сообщение о желании сходить в туалет.

8

25.05.23

Итоговый урок за курс изученного материала в 7
классе.

Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения, невербальные и вербальные сигналы.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения, невербальные и вербальные сигналы, установки.
Слушание объяснений учителя, рассматривание изображений, по возможности повторение слов,
реагирование жестами, работа с картинками, готовые предметы и детали одежды. Работа с планшетом.
Самостоятельные движения, невербальные и вербальные сигналы.
Иметь представление об объектах и предметах окружающей действительности, природы, времени,
Контрольная беседа за курс учебного года.

1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
2.Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2).
3. И.А. Грошенков «уроки рисования в 1 – 4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Москва «Просвещение»,
2009г
4. Развиваем руки - чтоб учиться писать и красиво рисовать Ярославль, Академия развития 2011г
5. Весёлые уроки волшебного карандаша» Я рисую животных» Т. В. Галян
М., БАО – ПРЕСС, 2009
6. Обучение учащихся в 1-4 классах коррекционных учреждений В. Г. Петрова М, « Просвещение», 2009г
7. «Весёлая энциклопедия уральских следопытов: 100 игр по истории, культуре, географии Урала» И.С.Огоновская; Екатеринбург,
издательский дом «Сократ» 2006.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
10. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005
год.
11. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программнометодические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.
12.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – Б.Г. Ананьев., М., 1984.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».