Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________2022__г. Секретарь _____ «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________Л.О. Бакисова «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» _____________Н.И.Шляпникова «____»____________2022__ г. Приказ № ___ от «___»___2022_ г. Рабочая программа для учащейся 6 класса Пукало Варвары (индивидуальное обучение) Автор-составитель: учитель инд. обучения Миронова Татьяна Викторовна Реж, 2022 Пояснительная записка к рабочей программе (в свете требований ФГОС) 1. Примерная адаптированная образовательная программа индивидуального обучения обучающейся 6 класса с умственной отсталостью написана на основе АОП «Центра «Дар», учебного плана «Центра «Дар» и программы ФГОС для умственно-отсталых детей. Предметы: русский язык (1ч), математика (1ч) в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и системно - деятельностным подходом. 2. В предстоящем учебном году предполагается, изучив способности и возможности учащейся в связи с состоянием здоровья, предпринять все усилия для успешного прохождения образовательной программы за 6 класс. 3. В течение учебного года будут использованы следующие способы подачи материала: наблюдение, опыт, демонстрация, практическая работа, работа с природным материалом, работа с карточками, беседа, исследовательская работа. Внимание ученицы на уроке планируется концентрировать с помощью радостного приветствия, разъяснения цели урока, наглядности, проговаривать, чем интересен именно данный урок. Сложности могут заключаться в том, что на данный момент необходимо подобрать для работы с учащейся наиболее эффективные методы и приемы. Трудности можно преодолеть следующим образом: частая смена видов деятельности на уроке, использование здоровье сберегающих технологий, использование различных видов наглядности, подбор методов для достижения результата. 4. В процессе обучения планируется применять следующие методы и приемы: А) Здоровьесберегающие технологии Б) Метод эмоциональной окрашенности материала. В) Работа с природным материалом. Г) Метод проектов. Д) Опыты и наблюдения. Ж) Коррекционно-развивающие игры. З) Беседа. Наиболее эффективными для данной учащейся отмечаю здоровье сберегающие технологии, метод эмоциональной окрашенности материала, опыты и наблюдения. 5. В течении учебного года буду придерживаться в основном следующей структуры урока: - Организация начала урока. - Проверка домашнего задания. - Постановка целей и задач урока. - Объяснение - Коррекция при изучении новых знаний. - Физкультминутка. - Закрепление. - Повторение. - Подведение итогов и оценка работы учащегося. - Домашнее задание. Данная структура применялась мной для уроков изучения новых знаний. Но, в зависимости от типа уроков, использовала и другие структуры. Вводный урок. 1.Организация начала урока. 2.Проверка домашнего задания. 3. Постановка цели и задач урока. 4.Систематизация имеющихся у учащегося знаний. Коррекция в работе над систематизацией имеющихся знаний. 5. Физкультминутка. 6. Подведение итогов урока. 7. Задание на дом. Контрольный урок. 1.Объяснение цели проверки и инструкция по организации работы. Проверка готовности учащегося к выполнению задания. 2.Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения 3. Работа учащегося с корригирующей помощью учителя. 4.Предварительное подведение итогов урока. Комбинированный урок 1.Организация начала урока. 2. Организация учебной деятельности. 3. Проверка домашнего задания. 4. Повторение ранее изученного материала. 5. Подготовка к восприятию нового материала. 6.Объяснение нового материала. 7. Физкультминутка 8.Коррекция в процессе получения новых знаний. 9.Закрепление и повторение изученного материала. 10.Подведение итогов урока и оценка знаний. 11. Задание на дом. 12. Вывод из урока. Урок-экскурсия 1. 2. 3. 4. 5. 6. Постановка цели и задачи экскурсии, объявление темы. Подготовка к экскурсии. Чтение инструкций Проведение экскурсии. Беседа по результатам экскурсии. Домашнее задание: составление отчета о ходе экскурсии. Вывод: для каждого типа уроков характерна своя структура, но наиболее эффективна структура комбинированного урока. 6. Коррекционная работа – неотъемлемая часть работы с детьми инвалидами. Применяется на каждом уроке. Придерживаюсь в работе следующих принципов. Излагаемый материал должен быть научным достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт ребенка. На каждом уроке должны осуществляться межпредметные связи. Урок должен быть оснащен дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, схемы, карточки, шаблоны и т.д.). На уроке должны осуществляться инновационные процессы. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим (проведение физкультминуток). Коррекция заключается в том, что методы, включенные в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функцию. Необходима смена видов деятельности на уроке. Примеры коррекционной работы: Русский язык – применение карточек с индивидуальными заданиями; выполнение упражнений вида: «Меняем порядок»; «Складываем слова из половинок»; «Спиши, исправив ошибку»; «Подбери к слову родственные слова». Математика – применение карточек с индивидуальными заданиями, раздаточный материал; коррекционно-развивающие игры: «Заполни пропуски в предложениях»; «Задачки на смекалку»; «Закончи запись»; «Правильно или нет». Физкультминутки – пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; Общеразвивающие упражнения в стихах. 7. Методы и приемы, которые помогут дать результат. 1)Применение проектных технологий. 2)Коррекционно-развивающие игры. 3)Обучение анализу, синтезу и обобщению. 4)Здоровьесберегающие технологии (соблюдение санитарных норм на уроке (продолжительность, частая смена видов деятельности, проветривание перед уроком), упражнения для органа зрения и слуха, физкультминутки, пальчиковая гимнастика) 5) Максимальный учет индивидуальных особенностей ученика и состояния его здоровья. 6)Социальная адаптация учащегося. Данные методы и приемы эффективно сработают в комплексе с педагогическим опытом учителя; их положительный результат произойдет от того, что методы и приемы тщательно будут подобраны к данному учащемуся в связи с его индивидуальными особенностями способом апробирования и подбора более приемлемых, направленных на достижение результата. Результат выражается в следующем: Личностный результат: учащаяся осознает, что может, и что пока ей не удается; понимает эмоциональные состояния других людей; понимает язык эмоций; проявляет собственные чувства; проявляет интерес к действиям другого человека; осознает себя в семейно-бытовой роли, осознает процесс обучения, проявляет к нему интерес. Предметный результат: Математика: а) формулирует свое отношение к происходящему; б) читает, записывает и сравнивает числа в пределах 10; в) сравнивает группы предметов с помощью составления пар; г) образовывает и записывает числа первого порядка; д) считает в пределах 10; е) складывает и вычитает в пределах 10; и) работает с мерами стоимости; к) умеет работать со счетным материалом. Русский язык: знает и буквы алфавита и умеет их писать, соотносит слова – названия предметов со словами; соотносит слова – названия действий со словами, обозначающими предметы. Знает, как составить простое предложение, как связаны слова в предложении. 8. Буду применять следующие единые требования в учебном процессе: единые нормы написания контрольных работ для детей с тяжелой умственной отсталостью; урок начинается и заканчивается по звонку; каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся; воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей; воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя; единые требования в оформлении и ведении тетрадей, на едином орфографическом режиме; обращение к учащемуся уважительное, тон спокойный и сдержанный; регулирование поведения учащегося достигается взглядом; изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами. Аннотация к рабочей программе Рус ск ий яз ык 6 кл асс Цель обучения: 1.формирова ние первоначаль ных представлен ий о единстве и многообрази и языкового и культурного пространств а России, о языке как основе национальн ого самосознани я; 2.развитие диалогическ ой и монологиче ской устной и письменной речи; 3.развитие коммуникат ивных умений; 4.развитие нравственны х и эстетически х чувств; 5.развитие способносте й к творческой деятельност и. Разделы: 1.Буквы строчны еи прописн ые 2. Написан ие слогов из букв, слов из слогов. 3.Списы вание слов и предлож ений 4.Повто рение и обобщен ие Проектные технологии Работа с дидактичес ким материало м (карточки, иллюстрац ии). Постановка проблемно й задачи Личностный результат: а) пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания; б) формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурноисторической ценности; Предметный результат: В работе с учащейся в этом учебном году необходимо обратить внимание на знание и правильное написание букв, учить следовать правилам. 3 4 ч а с а в г о д , 1 ч а с в н е д е л ю Собеседование Проектноисследовательск ие работы Творческие работы Ма те ма Цель обучения: организация индивидуал Разделы: 1.Повто рение материа Игровые технологии (игры с цифрами). Личностный результат: а) проявлять интерес к новому материалу; б)овладение навыками 3 4 ч а Вводная контрольная работа Контрольная Ми рон ова Т.В . Вводный диктант Диктант за 1 полугодие годовой диктант Ми рон ова ти ка 6 кл асс ьного обучения на практическо й, наглядной основе (применение раздаточног о дидактическ ого материала для самостоятел ьной работы учащихся, использован ие необходимы х наглядных пособий), проведение экскурсий, дидактическ их игр, наблюдений . ла 2 класса 2. Образов ание чисел от 1 до 10. Действи яс цифрам и 3.Меры стоимос ти. Знакомс тво с монетам и 4.Экску рсии Использова ние нагляднодидактичес кого материала. Индивидуа льные карточкизадания. Практическ ие работы. самоконтроля. Предметный результат: а) формулировать свое отношение к происходящему; б) читать, записывать и сравнивать числа в пределах 3; в) сравнивать группы предметов с помощью составления пар; г) образовывать и записывать числа первого порядка; д) считать в пределах 3; е) складывать и вычитать в пределах 3; и) работать с мерами стоимости; к) умение работать со счетным материалом. с а в г о д, 1 ч а с в н е д е л ю работа за 1 полугодие Годовая контрольная работа Критерии оценивания Язык и речь Русский язык 1.1 .Оценка устных ответов Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы по русскому языку. При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умении практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом Т.В . соответствующий требованиям оценки «5», но допускает не точности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий, допускает 68 ошибок. Ученик допускает ошибки в формулировке правил, искажая их смысл, в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. 1.2 Оценка письменных работ учащихся. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Основными видами классных и домашних работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, грамматический разбор. При небрежном выполнении письменных работ, большое количество исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей. 1.3. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Основные виды контрольных работ в 5классе – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение части слова, части речи, членов предложения на основе установления слов в предложении, конструирования предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделить орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложенный текст должен быть понятный учащимся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ в 5 кл – 45-50 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала учеником. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок. Отметка «4» ставится за работу с 1 -2 ошибками. Отметка «3» ставится за работу с 3 – 5 ошибками. Отметка «2» ставится за работу с 6-8 ошибками. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается; б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: - повторение одной и той же буквы (например, посуда) - не дописывание слов; - пропуск одной части слова при переносе; - повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи – искажение звука – буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами: Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное условие грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления. Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает условие изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает не достаточного понимание изученного материала, затрудняется в применение своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Критерии оценивания Математика Знания, ученика и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам индивидуального опроса учащегося, текущих и итоговых письменных работ. Оценка устных ответов. Отметка «5» ставится ученику, если он: а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные ему вопросы, может подтвердить правильность своего ответа предметно – практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решений; в) умеет объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрическую фигуру, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и пространстве; д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы. Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, название промежуточных результатов вслух, опоре на образе реальных предметов; в) при решениях задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающей внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах его объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает самостоятельно, исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Отметка «3» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдения алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы; демонстрации приемов ее выполнения. Отметка «2» ставится ученику, у которого допущены ошибки в ходе решения 2 задач или допущена ошибка в ходе решения одной задачи и 4 вычислительные ошибки, или допущено в решении примеров и задач более 6 вычислительных ошибок; не выполнена ½ часть примеров от их общего числа. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными, это зависит от цели работы и возможностей обучающегося. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащемуся требовалось 35 – 40 минут. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-2-3 простые задачи или две составные задачи, примеры в одно или несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие не точного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение не нужных действий, искажение смысла вопросов, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (название компонентов и результатов действий, величин и др.) При оценке комбинированных работ: Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Отметка «4» ставится, если в работе имеются 2 – 3 негрубые ошибки. Отметка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий. Отметка «2» ставится при наличии 3-4 грубых ошибок, и в случае, когда не решена ни одна задача. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно. Отметка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки. Отметка «3» ставится, если допущены 1 – 2 грубые ошибки или 3 – 4 негрубые. Отметка «3» ставится, если допущены 1 – 2 грубые ошибки или 3 – 4 негрубые. Отметка «2» ставится, если допущены 3-4 грубые ошибки. Контрольно-измерительные материалы по математике Контрольная работа № 1. Тема: «Сотня» 1. Решите задачу. Для озеленения сквера в первый день привезли 50 кустов сирени, а во второй на 16 кустов меньше. Сколько всего кустов сирени привезли за два дня? 2. Решите примеры. 42-15 26+37 54-19 6×4:3 5×6:10 4×6:3 3. Найти неизвестный компонент. X+30=80 91- X=45 Контрольная работа № 2. Тема: «Тысяча. Геометрический материал» Решите задачу. В парке посадили 224 саженцев березы, а саженцев липы на 104 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке? Решите примеры. 276-176 324+651 321+204 836-520 432-302 325+223 628-(400+128) 724-(324+100) Начертите треугольник, прямоугольник, квадрат Контрольная работа № 3. Тема: «Арифметические действия в пределах 1000» Решите задачу. Кондитерская фабрика изготовила 314 кг карамели, а шоколадных конфет в 2 раза меньше. Сколько килограммов конфет и карамели изготовили на кондитерской фабрике? Решите примеры. 372 : 3 690 : 6 + 448 (916 – 747) · 6 171 · 2 196 · 4 - 138 График контрольных работ № пп 1. Вводная 2. Полугодовая Дата Тема Цель Сотня Повторить и закрепить понятие о сотне. Тысяча. Геометрический материал Закрепить умение считать до 1000. Знать пройденный геометрический материал. 3. Годовая Арифметические действия в пределах 1000 Закрепить знания, как производить арифметические действия в пределах 1000. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку Вводный диктант по теме: «Звуки и буквы» Утро. Ясное теплое утро. Повсюду звенят песни птиц. На ветке ивы замерла стрекоза. Хорошая погода радует детей и взрослых. Задание: 1.Карандашом красного цвета обозначь гласные звуки в первом предложении. 2.Карандашом синего цвета обозначь звуки в последнем предложении. 3.Выпиши и раздели на слоги слова: песни, стрекоза, погода. Полугодовой диктант по теме: «Предложение». Диктант. У Веры был чиж. Чиж в клетке. Он не пел. Почему чиж не поёт? Вера выпустила чижа на волю. В саду он стал петь весь день. Летал с кустика на кустик и пел. Потом улетел в рощу. Вот тут-то он и запел! Задания: 1.Сосчитай количество слов в 3 предложении. 2.В первом предложении найди слово, состоящее из 1 слога; слово из двух слогов. 3.Какое слово нам помогает узнать, у кого был чиж? 4.Разделите слово «выпустила» по слогам. Годовой диктант по теме: «Состав слова» 1. Дописать слог, чтобы получилось слово из словаря. За ___ , ___ робей, ___ нал, ___ роз, ___ вод, ___ пата, ве ___ , ___ пуста, ___ пор, ___ суда, ме ___ . 2. Составить из слогов слова, а из слов предложение-пословицу. у — ме — лы — е — ру — ки — не — зна — ют — ску — ки 3. Обозначить в словах ударение. Отметить ряд, в котором во всех словах ударение падает на первый слог. 1) Звонить, клеить, щавель. 2) Торты, краны, шарфы. 4. Обозначить в словах ударение. Подчеркнуть ударный слог. Арбузы, банты, звонить, торты, туфля, щавель. График контрольных работ по русскому языку № пп Дата Тема 1. Вводный диктант Звуки и буквы 2.Полугодовой диктант Предложение 3. Годовой диктант Состав слова Цель Проверить знания и умения по теме: «Предложение». Закрепить знания по теме: «Слово», проверить умение применять изученное на практике. Повторить и обобщить материал по теме: «Звуки и буквы». Пояснительная записка к рабочей программе «Математика» 6 класс Индивидуальное обучение Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для обучающейся 6 класса написана на основе программы ФГОС для умственно-отсталых детей Рабочая программа по математике составлена на основе Программы обучения детей с легкой умственной отсталостью. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136с. Под редакцией В.В. Воронковой, данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для специальных (коррекционных) школ 8 вида в соответствии с методологическими основами, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 29/2065-п от 10.04.2002г. Целью программы является: организация индивидуального обучения на практической, наглядной основе (применение раздаточного дидактического материала для самостоятельной работы учащихся, использование необходимых наглядных пособий), проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений. Задачи преподавания математики. 1.Дать доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. 2.Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития ребенка с нарушением интеллекта и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств. 3. Развивать речь учащегося, обогащая ее математической терминологией. 4.Воспитывать у учащегося целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предусмотрено развитие базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в процессе подготовки учащихся по рабочей программе «Математика». Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству раскрывается в теме «Сложение и вычитание». Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство отражается в теме «Сравнение чисел, полученных при измерении времени».. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания находит свое проявление в теме «Решение задач». Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода реализуется в теме «Меры стоимости». Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость раскрывается в теме «Устный счет в пределах 20». Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, находят свое отражение в теме «Решение задач на определение суммы». Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира изучается в теме «Понятия «больше-меньше»; «дороже-дешевле». Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие отражается в теме «Геометрические фигуры». Математика, в связи с обучением ребенка с нарушением интеллекта, носит предметнопрактическую направленность, тесно связана с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащегося, другими учебными предметами. В данной рабочей программе индивидуального обучения представлено содержание изучаемого математического материала для учащегося 6 класса Урванцева Александра «Центра «Дар» для детей с нарушением интеллекта. Рабочая программа составлена по принципу дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения математике. Формы оценивания. В процессе учебной деятельности будут проводиться контрольные работы, в начале года для определения стартового уровня (вводная контрольная работа), в конце первого полугодия и в четвертой четверти годовая контрольная работа, кроме этого будут проводиться зачеты в форме собеседования, также как метод контроля будет применяться творческие проекты. При отслеживании личностного результата будет учитываться мотивационная направленность учащихся на выполнение теоретических и практических заданий, осознанность и самооценка практической деятельности. Такая форма, как собеседование, будет способствовать исследованию индивидуально личностной позиции учащегося в трудовой и дальнейшей профессиональной деятельности, коммуникативные навыки, осуществления контроля и коррекции своих действий. В результате проектно-исследовательских работ возможно определить уровень самостоятельности, дисциплинированности, внутренней позиции учащихся, освоения нового знания, его преобразования и применения в практической деятельности. 1.Личностный результат: а) использование приобретенных знаний в повседневной жизни; б) умение самовыражаться, доверять другим и верить в себя; в) использование способов, помогающих избежать стресса; г)совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; д) проявлять интерес к новому материалу; е) овладение навыками самоконтроля. 2.Предметный результат: а) формулировать свое отношение к происходящему; б) читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000; в) сравнивать группы предметов с помощью составления пар; г) образовывать и записывать числа первого порядка; д) считать в пределах 1000; е) складывать и вычитать в пределах 1000; и) работать с мерами стоимости; к) умение работать со счетным материалом; л) умение складывать и вычитать круглые числа; м) округлять числа до любого заданного разряда; н) умение выполнять проверку арифметических действий; о) складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями; п) чертить высоту в треугольнике; р) чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии. Общая трудоемкость дисциплины: 34 часа в год, 1 час в неделю. № пп Раздел 1 Тысяча (11ч) Календарно-тематическое планирование Математика, 6 кл. 34 часа (1ч в неделю) Индивидуальное обучение Дата Название Цели и задачи Элементы темы Нумерация (образовательная содержания, и коррекционная) методические приемы, формы проведения Планируемые результаты освоения Достаточный и минимальный уровни Сформировать Объяснение учителя. Достаточный представление о Нумерация чисел от 1 уровень нумерации чисел в до 100. Считать от 1 до 1000; пределах 100, учить считать до 100 и обратно, соблюдать порядок чисел. Коррекция мышления. 2 3 4 5 6 Счет от заданного числа до заданного. Покажи по образцу. Действие по алгоритму, предложенному учителем. Вывод по уроку. Знать, что такое простые и составные числа. Уметь отличать простые числа от составных. Знать, как выполнять арифметические Объяснение учителя. действия с целыми Простые и Объяснить, что числами. Словарная работа: составные такое простые и Уметь составные числа Примеры простых числа преобразовывать Привести примеры чисел. числа, полученные простых и Примеры составных при измерении. составных чисел. чисел. Знать арифметические Коррекция Выполнение слухового письменных заданий в действия: сложение и вычитание восприятия. тетради. многозначных чисел. Вывод по уроку. Знать геометрический Понятие: Арифметиче Повторить материал. арифметические арифметические Уметь считать до ские действия с целыми действия с числами. миллиона. действия с числами, учить Привести примеры Знать римские цифры. целыми выполнять арифметических Уметь применять числами арифметические действий с целыми римскую нумерацию. действия с целыми числами. Знать алгоритм числами. Выполнение заданий сложения и вычитания Коррекция по теме. чисел в пределах долговременной Вывод по уроку. 1000000. памяти. Знать алгоритм сложения и вычитания Объяснение учителя. чисел, полученных Преобразова Учить при измерении. Пример: алгоритм ние чисел, преобразовывать Минимальный полученных числа, полученные преобразования чисел, уровень при измерении. полученных при при Читать, записывать измерении Коррекция волевых измерении. под диктовку, усилий при Задания по считать, сравнивать выполнении индивидуальным задания. карточкам. числа в пределах Вывод по уроку. 1 000. Сложение и Учить сложению и Понятия: сложение и вычитание. вычитание вычитанию многозначных чисел. Коррекция эмоциональной сферы. Упражнение на сложение многозначных чисел. Упражнение на вычитание многозначных чисел. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам. Вывод по уроку. Геометричес Повторить с обучающимся кий геометрический материал Объяснение учителя. Повторение геометрических Выделять разряды в числах в пределах 1 000. Выполнять устное сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000. Выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода и с материал. Коррекция мышления. фигур. Работа с индивидуальными карточками с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 7 Нумерация многозначн ых чисел (1 миллион) Познакомить с числом 1000000. Учить считать от 1 до миллиона. Воспитывать толерантность. Объяснение учителя. Словарная работа: миллион. Устный счет до миллиона. Счет сотнями до миллиона. Работа в тетради по заданию учителя. Вывод по уроку. 8 Римская нумерация Познакомить учащегося с римской нумерацией, учить писать римские цифры. Воспитывать толерантность. Объяснение учителя. Словарная работа: римская нумерация. Знакомство с римскими цифрами. Счет римскими цифрами. Написание римских цифр. Работа в тетради по заданию учителя. Вывод по уроку. 9 Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 Учить складывать и вычитать числа в пределах 10000. Коррекция мышления. Объяснение учителя. Алгоритм сложения и вычитания чисел в пределах 10.000. Выполнение письменного задания в тетради. Корригирующая помощь учителя. Вывод по уроку. 10 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Дать представление о сложении и вычитании чисел, полученных при измерении. Коррекция эмоциональной сферы. Объяснение учителя. Работа с индивидуальными карточками с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 11 Вводная контрольная работа по теме: «Тысяча» Закрепить знания и умения по теме: «Тысяча». Коррекция мышления. Объяснение учителя. Работа с индивидуальными карточками с корригирующей переходом через 1-2 десятичных разряда (с направляющей помощью учителя). Выполнять проверку сложения и вычитания в пределах 1 000 обратным действием (с помощью учителя). Выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами длины, массы, стоимости (с помощью учителя). помощью учителя. Вывод по уроку. 12 2.Обыкно венные дроби (7 ч) 13 14 15. 16 Образовани е смешанного числа Учить образовывать смешанное число. Коррекция мышления. Коррекция слухового восприятия. Объяснение учителя. Словарная работа: смешанное число. Чтение смешанных чисел. Образование смешанных чисел. Письменная работа в тетради по образцу, данному учителем. Вывод по уроку. Достаточный уровень Знать, что такое смешанное число. Уметь образовывать смешанное число и читать смешанное число. Уметь сравнивать смешанные числа. Получать, читать, Сравнение Учить сравнивать Объяснение учителя. записывать обыкновенные смешанных смешанные числа. Словарная работа: Коррекция смешанные числа. дроби и смешанные чисел мышления. Сравнение смешанных числа. Знать виды Коррекция чисел. обыкновенных слухового Письменная работа в дробей, сравнивать восприятия. тетради по образцу, их с единицей. Коррекция данному учителем. Сокращать слухового Вывод по уроку. обыкновенные восприятия. дроби, выражать Дать представление Объяснение учителя. неправильные дроби Основное об основных Словарная работа: свойство целым или свойствах дроби. дробь. дроби смешанным числом. Коррекция Понятие: основное Знать основное мышления. свойство дроби. свойство дроби. Коррекция Самостоятельная Уметь внимания. работа с преобразовывать корригирующей помощью учителя. обыкновенные Вывод по уроку. дроби. Объяснение учителя. Знать, как найти Преобразова Сформировать часть от числа. представление о Словарная работа: ние дробь, обыкновенная Складывать и обыкновенн преобразовании обыкновенных дробь. вычитать ых дробей дробей. Выполнение обыкновенные Коррекция упражнений по теме дроби с логического урока. одинаковыми мышления. Выполнение заданий знаменателями с с корригирующей последующим помощью учителя. Работа с карточками. преобразованием. Работа с раздаточным Складывать и вычитать материалом. смешанные числа. Объяснение учителя. Нахождение Учить находить часть от числа. Словарная работа: части от Минимальный Коррекция волевых число, часть числа. числа уровень усилий при выполнении задания. Выполнение упражнений по теме урока. Выполнение заданий с корригирующей Читать, записывать обыкновенные дроби. Знать виды обыкновенных помощью учителя. Работа с карточками. Работа с раздаточным материалом. дробей, сравнивать их с единицей (с помощью учителя). Сравнивать Учить находить Объяснение учителя. обыкновенные несколько частей от Словарная работа. дроби (с помощью числа. Выполнение учителя). Коррекция волевых упражнений по теме Сокращать усилий при урока. обыкновенные выполнении Выполнение заданий с дроби (с помощью задания. корригирующей учителя). помощью учителя. Работа с карточками. Находить одну часть числа. Вывод по уроку. Складывать и Обобщить и Выполнение вычитать закрепить знания письменной работы по по теме: теме с корригирующей обыкновенные дроби с «Обыкновенные помощью учителя. одинаковыми дроби» знаменателями без Коррекция последующего долговременной памяти. преобразования. 17 Нахождение нескольких частей от числа 18 Полугодовая контрольная работа по теме: «Обыкновен ные дроби» 19 3.Геометр ический материал (7 ч) Взаимное положение прямых на плоскости 20 Повторить, что Объяснение учителя. Высота такое треугольник, Словарная работа. треугольник показать высоту Выполнение а Дать понятие о взаимном расположении прямых на плоскости. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. треугольника. Коррекция долговременной памяти. 21 Паралллель Дать понятие о ные прямые параллельных Объяснение учителя. Словарная работа: прямые, плоскость. Вычерчивание прямых на плоскости. Взаимное положение прямых на плоскости. Выполнение задания в тетради, вывод по уроку. Вывод по уроку. упражнений по теме урока. Выполнение заданий с корригирующей помощью учителя. Работа с карточками. Работа с раздаточным материалом. Объяснение учителя. Словарная работа. прямых. Выполнение Коррекция упражнений по теме долговременной урока. памяти. Выполнение заданий Коррекция связной с корригирующей речи. помощью учителя. Работа с карточками. Достаточный уровень Знать, что такое взаимное положение прямых на плоскости. Знать, что такое высота треугольника. Уметь чертить геометрические тела. Знать, какие прямые называют параллельными. Знать, что такое параллельные прямые. Уметь вычерчивать прямые в тетради. Определять и строить перпендикулярные прямые. Определять и строить параллельные прямые. Определять положение прямых в пространстве. Знать и различать геометрические тела: куб, брус, шар. Выделять, называть Работа с раздаточным и пересчитывать материалом. элементы куба, бруса. Вывод по уроку. 22 Построение Учить строить параллельн параллельные ых прямых прямые. Воспитание трудолюбия. Минимальный уровень Словарная работа: параллельные прямые. Выполнение упражнений. Выполнение заданий по вычерчиванию параллельных прямых. Различать пересекающиеся и непересекающиеся прямые. Определять и строить перпендикулярные прямые (с помощью учителя). Строить параллельные прямые (с помощью учителя). Находить горизонтальные, вертикальные, наклонные прямые в пространстве. Различать геометрические тела: куб, брус, шар. Выделять, называть элементы куба и бруса (с опорой на таблицу). Достаточный уровень 23 Повторен ие Сложение и вычитание обыкновенн ых дробей с одинаковым и знаментател ями. Учить складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Коррекция связной речи. Рассказ учителя. Словарная работа: дроби, обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Записи в тетради. Беседа по теме урока. Вывод по уроку. 24 Сложение и вычитание смешанных чисел Научить складывать и вычитать смешанные числа. Коррекция связной речи. Рассказ учителя. Словарная работа. Что представляет собой смешанное число. Арифметические действия со Знать алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Уметь совершать арифметические действия со смешанными числами Знать, что такое скорость, время, расстояние. Знать алгоритм умножения многозначных чисел на однозначное число. Знать алгоритм умножения многозначных чисел смешанными числами. Записи в тетради. Беседа по теме урока. Вывод по уроку. 25 26 на круглые десятки. Уметь умножать многозначные числа на круглые десятки. Знать алгоритм Дать представление Рассказ учителя. Скорость, деления многозначных о скорости, Словарная работа: время, чисел на однозначное скорость, время, расстояние времени, число и круглые расстоянии. расстояние. десятки. Воспитание Записи в тетради. уважения к Беседа по теме урока. Знать алгоритм деления с остатком. старшим. Вывод по уроку. Знать, что такое Умножение Научить умножать Объяснение учителя. масштаб. Решение примеров по Уметь определять многозначн многозначные числа на теме урока по образцу. масштаб, читать его. ых чисел на однозначное число. Выполнение задания в Практически однозначное Коррекция тетради. пользоваться число внимания. Вывод по уроку. масштабом 1: 2, 1 : Умножение многозначн ых чисел на круглые десятки Упражнять в умножении многозначных чисел на круглые десятки. Коррекция мышления. Рассказ учителя. Словарная работа. Образец умножения многозначных чисел на круглые десятки. Решение примеров по теме урока по образцу. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. 28 Деление многозначн ых чисел на однозначное число и круглые десятки Разъяснить, как делить многозначные числа на однозначное число и круглые десятки. Коррекция эмоциональной сферы. Рассказ учителя. Словарная работа. Образец деления многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Решение примеров по теме урока по образцу. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. 29 Деление с остатком Учить делить с остатком. Коррекция долговременной памяти. Словарная работа: деление. Объяснение учителя. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. 30 Годовая контрольная работа по теме: «Геометриче ский материал». Закрепление и обобщение знаний по теме: «Геометрический материал». Воспитывать трудолюбие. Выполнение контрольной работы с корригирующей помощью учителя. 31 Взаимное положение Дать представление Объяснение учителя. о взаимном Словарная работа. 27 5, 1 :100. Минимальный уровень Выполнять устное умножение и деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000. Выполнять письменное умножение трехзначных чисел на однозначное число без перехода и с переходом через 1 десятичный разряд (с направляющей помощью учителя). Выполнять письменное деление трехзначных чисел на однозначное число (с помощью учителя). Выполнять проверку умножения и деления в пределах 1 000 обратным действием (с помощью учителя). Пользоваться масштабом 1 : 2, 1 : 5 при построении отрезков (с положении прямых Выполнение задания в помощью учителя). прямых в тетради по образцу, пространств в пространстве. Коррекция данному учителем. е эмоциональной сферы. Вывод по уроку. 32 Куб, брус, шар Дать понятие о кубе, брусе и шаре. Учить вычерчивать геометрические фигуры. Коррекция эмоциональной сферы. Объяснение учителя. Словарная работа. Выполнение задания в тетради по образцу, данному учителем. Вывод по уроку. 33 Масштаб Дать представление о масштабе, учить читать масштаб, записывать масштаб. Коррекция слухового восприятия. Объяснение учителя. Словарная работа: масштаб. Выполнение задания в тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 34 Обобщающе е повторение по курсу 6 класса Обобщить и закрепить знания по изучаемой теме. Коррекция эмоциональной сферы. Коррекция связной речи. Объяснение учителя. Беседа. Ответы на вопросы учителя. Пояснительная записка к рабочей программе «Русский язык» Русский язык 6 класс Индивидуальное обучение Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы обучения детей легкой и умеренной умственной отсталостью. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004, 136с. Под редакцией В.В. Воронковой, данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для специальных (коррекционных) школ 8 вида в соответствии с методологическими основами, изложенными в Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, системнодеятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 29/2065-п от 10.04.2002г. Целью программы является: Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственного развития и воспитания; становление основ гражданского мировоззрения. Задачи: 1.формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; 3. развитие коммуникативных умений; 4. развитие нравственных и эстетических чувств; 5. развитие способностей к творческой деятельности. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предусмотрено развитие базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в процессе подготовки учащихся по рабочей программе «Грамматика, правописание и развитие речи». Патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству раскрывается в теме «Понятие о предложении. Простое и сложное предложение».. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство отражается в теме «Однородные члены предложения».. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания находит свое проявление в теме «Обращение». Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода изучается в теме «Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов». Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость раскрывается в теме «Составление словосочетаний наречий с глаголами». Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, находят свое отражение в теме «Распространенное и нераспространенное предложение». Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира изучается в теме «Постановка знаков препинания при обращении».. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие отражается в теме «Письмо с элементами рассуждения». Формы оценивания. В процессе учебной деятельности будут проводиться контрольные диктанты, в начале года для определения стартового уровня (вводный контрольный диктант), в конце первого полугодия контрольный диктант и в четвертой четверти годовой контрольный диктант, кроме этого будут проводиться зачеты в форме собеседования, также как метод контроля будут применяться творческие проекты. При отслеживании личностного результата будет учитываться мотивационная направленность учащихся на выполнение теоретических и практических заданий, осознанность и самооценка практической деятельности. Такая форма, как собеседование, будет способствовать исследованию индивидуально личностной позиции учащегося в трудовой и дальнейшей профессиональной деятельности, коммуникативные навыки, осуществления контроля и коррекции своих действий. В результате проектно-исследовательских работ возможно определить уровень самостоятельности, дисциплинированности, внутренней позиции учащегося, освоения нового знания, его преобразования и применения в практической деятельности. 1.Личностный результат а) пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания; б) формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности; в) развитие интереса к изучению языка и творческой активности; г) чувство гордости за свою Родину, российский народ; д) формирование уважительного отношения к иному мнению; е) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ж) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. познавательных задач. 2.Предметный результат: а) умение писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения; б) разбор слов по составу, образование слов с помощью приставок и суффиксов; в) различение частей речи; г) построение простого распространенного предложения, простого предложения с однородными членами, сложного предложения; д) оформление деловых бумаг; е) написание изложений и сочинений; ж) оформление деловых бумаг; з) умение пользоваться школьным орфографическим словарем. Продолжать формировать умения детей выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в высказываниях, пользоваться в повседневном общении правовой речью, употреблять в речи названия предметов и детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под, за, перед, около, у, из, между, использовать в речи имена существительные и глаголы в единственном и множественном числе, использовать в речи глаголы настоящего и прошедшего времени, строить фразы и рассказы по картинке, состоящие из трех, четырех предложений, читать наизусть 2 или 3 стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечислять ее основных персонажей. Помочь учащимся знать 1 или 2 считалки, уметь завершить потешку или поговорку, планировать в речи свои ближайшие действия. Общая трудоемкость дисциплины: 34 часа, 1 час в неделю. Календарно-тематическое планирование Русский язык. 6 класс 34 часа (1ч в неделю) Индивидуальное обучение № пп Раздел Дата Название темы Цели и задачи Элементы Планируемые (образовательная и содержания, результаты освоения коррекционная) методические приемы, (достаточный и формы проведения 1 Звуки и буквы (8 ч) Звуки и буквы. Текст. Повторить звуки и буквы, что такое текст, учить работать с текстом. Коррекция эмоциональной сферы. 2 Гласные и согласные. Их различение Учить различать гласные и согласные звуки, находить их. Коррекция мыслительной деятельности. 3 Безударны Сформировать е гласные в представление о словах. безударных гласных в словах. Коррекция слухового восприятия. 4 Сомнитель ные звонкие и глухие согласные в словах. Дать понятие о сомнительных звонких и глухих согласных в словах. Коррекция внимания. 5 Сомнитель ные гласные и согласные в словах. Учить различать сомнительные гласные и согласные в словах. Коррекция слухового восприятия. 6 Части текста. Красная строка. Дать представление о частях текста и красной строке. Словарная работа: звуки, буквы, текст. Вспомнить звуки и буквы. Отличие гласных и согласных звуков. Чтение текстов. Вывод по уроку. минимальный) Достаточный уровень Знать, что такое текст. Знать гласные и согласные звуки и буквы. Уметь различать гласные и согласные звуки и буквы. Словарная работа: Знать, как пишутся гласные, согласные, безударные гласные звуки, буквы. в словах. Выполнение упражнения по теме. Знать сомнительные Подчеркнуть гласные звонкие и глухие согласные в словах. и согласные звуки. Знать сомнительные Вывод по уроку. гласные и согласные в словах. Словарная работа: Знать, что такое безударные гласные. части текста и Объяснение учителя. красная строка. Выполнение задания в Знать правила тетради с написания корригирующей непроверяемых помощью учителя. гласных и согласных Вывод по уроку. в словах. Объяснение учителя. Минимальный Словарная работа: уровень сомнительные звонкие и глухие согласные. Выполнение задания в Различать звуки и буквы. тетради с Различать гласные и корригирующей согласные буквы. помощью учителя. Уметь писать Вывод по уроку. сомнительные Словарная работа. гласные и согласные Знакомство с в словах. сомнительными Умение находить гласными и части текста и согласными в словах. красную строку. Выполнение задания с корригирующей помощью учителя. Вывод. Словарная работа: текст, красная строка. Пример текста. Пример красной Учить делить текст на части, находить красную строку. Воспитывать трудолюбие. строки, нахождение красной строки. Выполнение упражнений в тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 7 Непроверя емые гласные и согласные в словах. Учить написанию непроверяемых гласных и согласных в словах. Коррекция слухового восприятия. Словарная работа: гласные, согласные. Изучение правил правописания непроверяемых гласных и согласных в словах. Примеры правописания с использованием правил. Выполнение упражнения с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 8 Вводный диктант по теме: «Звуки и буквы» Повторить и закрепить знания и умения по теме: «Звуки и буквы». Коррекция внимания. Написание диктанта и выполнение заданий по изученной теме с корригирующей помощью учителя. 9 Предло жение. Текст (9 ч) Деление текста на предложен ия. Учить делить текст на предложения. Коррекция долговременной памяти. Словарная работа: текст, предложения. Структурные части текста. Нахождение предложений в тексте. Выполнение письменного задания по теме в тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 10 Выделение главных и второстепе нных членов предложен ия. Дать понятие о главных и второстепенных членах предложения. Коррекция связной речи. Словарная работа: главные члены предложения, второстепенные члены предложения. Нахождение в тексте главных и второстепенных Достаточный уровень Знать, из чего состоит текст. Уметь делить текст на предложения. Знать, что такое главные и второстепенные члены предложения. Знать, что такое нераспространенные и распространенные предложения. Уметь отличать нераспространенные предложения от распространенных. Знать, как могут располагаться части текста в членов предложения. Выполнение задания в тетради по теме с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 11 12 13 14 Нераспрос траненные и распростра ненные предложен ия. Учить отличать распространенные предложения от нераспространенн ых. Коррекция слухового восприятия. соответствии с планом. Уметь расширять словарный запас образованием новых слов. Знать, как распространять предложения с помощью рисунков. Знать правила правописания. Знать, как распространять предложения с помощью вопросов. Словарная работа: нераспространенные предложения, распространенные предложения. Упражнение в нахождении распространенных и нераспространенных предложений. Письменная работа по Знать, что такое теме с однородные члены корригирующей предложения. помощью учителя. Уметь находить Вывод по уроку. однородные члены Расположе Учить располагать Словарная работа: предложения. ние частей части текста в текст, план. текста в соответствии с Объяснение учителя. Минимальный соответств данным планом. Письменная работа по уровень ии с Коррекция теме с данным восприятия корригирующей Установление планом помощью учителя. смысловых связей в Вывод по уроку. словосочетании по образцу, вопросам Распростра Учить Словарная работа. учителя; нение распространять Рассматривание нахождение главных предложен предложения с рисунков. и второстепенных ий с помощью Составление и членов предложения помощью рисунков. распространение без деления на виды рисунков Коррекция предложений. восприятия Письменная работа по (с помощью учителя); теме с нахождение в тексте корригирующей однородных членов помощью учителя. предложения; Вывод по уроку. различение Правила Повторить правила Повторение правила. предложений, Привести примеры правописа правописания разных по применения правила ния проверяемых проверяемых гласных и интонации; проверяем гласных и нахождение в тексте ых согласных в корне согласных в корне. Письменная работа по предложений, гласных и слова. различных по цели теме с согласных Коррекция высказывания (с корригирующей в корне долговременной помощью учителя); помощью учителя. слова памяти. Вывод по уроку. Распростра нение предложен ия с помощью вопросов. Учить распространять предложения с помощью вопросов. Коррекция слухового восприятия. Словарная работа: распространенные предложения. Объяснение учителя. Распространение предложений с помощью вопросов. Выполнение задания с корригирующей помощью учителя. Вывод. 17 Полугодов ой диктант по теме: «Предложе ние» Закрепить и обобщить знания по теме: «Предложение» Коррекция мышления. Письменная работа по теме с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 18 Состав слова. Текст (12 ч) Корень и Сформировать однокорен представление о ные слова корне и однокоренных словах. Коррекция внимания. 19 Окончание , как изменяема я часть слова 15 16 участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких пред ложенных, Словарная работа: Однородн Объяснить, что соответствующих ые члены такое однородные однородные члены теме текста; предложения. предложен члены оформление Примеры однородных ия предложения, членов предложения. изученных видов учить находить Упражнение в однородные члены нахождении однородных деловых бумаг с опорой на предложения. членов предложения. представленный Коррекция Письменная работа по образец. мышления. теме с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. Дать понятие об окончании, учить находить окончание и отмечать его. Воспитывать трудолюбие. Словарная работа: корень, однокоренные слова. Упражнение в нахождении корня слов и однокоренных слов. Письменная работа по теме с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. Достаточный уровень Знать, что такое корень и однокоренные слова. Уметь находить корень и однокоренные слова. Знать, что такое окончание. Уметь находить окончание в словах. Знать, как окончания Словарная работа: могут связывать окончание. Объяснение учителя. слова в предложении. Упражнение в Знать, что такое нахождении приставка. окончания. Письменная работа по Уметь находить приставку в слове и теме с подчеркивать ее. корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 20 Образован ие смысловой связи между словами с помощью окончаний. 21 Приставка, как часть слова 22 Изменение значения слова в зависимос ти от приставки. 23 Суффикс, как часть слова 24 Разбор слов по составу Знать, как изменяется значение слова в зависимости Учить Словарная работа: от приставки. образовывать окончание. Знать, что такое смысловую связь Упражнение по суффикс. между словами с образованию Знать, как разбирать помощью смысловой связи слова по составу. окончаний. между словами с Коррекция помощью окончания. Уметь разбирать долговременной Выполнение задания в слова по составу. Знать, как пишутся памяти. тетради с гласные в корне корригирующей однокоренных слов. помощью учителя. Знать, как Повторить, что Словарная работа: определить такое приставка. приставка. проверяемые и Учить находить Объяснение учителя. проверочные слова. приставку в слове Беседа. Уметь находить и подчеркивать ее. Выполнение задания в проверяемые и Коррекция тетради с проверочные слова. долговременной корригирующей Знать, как проверить памяти. помощью учителя. безударные гласные Вывод по уроку. в корне. Знать правописание Учить изменять Словарная работа: согласных в корне значение слова с приставка. однокоренных слов. помощью Упражнение в приставки. изменении значения Минимальный Коррекция слова с помощью уровень внимания. приставки. Разбор слова с Выполнение опорой на письменного представленный задания в тетради с образец, схему, вопросы учителя; корригирующей помощью учителя. образование слов с новым значением с Вывод по уроку. опорой на образец; Объяснить, что Словарная работа: представления о такое суффикс, суффикс. грамматических учить находить Упражнение в разрядах слов; суффикс в словах и нахождении суффикса подчеркивать его. в словах. Коррекция связной Выполнение задания в речи. тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. Учить разбирать слова по составу. Коррекция волевых усилий при выполнении Словарная работа: части слова. Упражнение в разборе слов по составу. Письменная работа в задания. тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 25 Написание гласных в корне однокорен ных слов Объяснить, как писать гласные в корне однокоренных слов. Коррекция связной речи. Словарная работа. Упражнение в написании гласных в корне однокоренных слов. Выполнение задания в тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 26 Проверяем ые и проверочн ые слова Дать понятие о проверяемых и проверочных словах. Воспитывать толерантность. Словарная работа: проверяемые слова, проверочные слова. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. 27 Проверка безударны х гласных в корне Учить проверять безударные гласные в корне. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Объяснение учителя. Словарная работа: корень, безударные гласные. Упражнение по проверке безударных гласных в корне. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. 28 Написание согласных в корне однокорен ных слов Дать понятие о написании согласных в корне однокоренных слов. Коррекция мышления. Словарная работа: однокоренные слова. Упражнение в написании согласных в корне однокоренных слов. Выполнение задания в тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 29 Годовой диктант по теме: «Состав Обобщить и закрепить знания по разделу. Коррекция Выполнение контрольной работы с корригирующей помощью учителя. слова. Текст» слухового восприятия. 30 Части речи. Текст (5 ч) Имя существит ельное. Значение существит ельных в речи. Дать понятие о существительном, как части речи, учить находить существительные в тексте, приводить примеры. Коррекция связной речи. Словарная работа: существительное. Упражнение в нахождении существительных в тексте. Выполнение заданий контрольной работы с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 31 Имя прилагател ьное. Значение прилагател ьных в речи. Дать представление об имени существительном, как части речи. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Словарная работа. Части речи. Имя прилагательное. Примеры имен прилагательных. Найти прилагательные в тексте. Письменная работа по теме с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. 32 33 Достаточный уровень Знать, что такое существительное. Уметь находить существительные в тексте. Знать, что такое имя прилагательное. Уметь находить прилагательные в тексте, приводить примеры прилагательных. Уметь описывать человека и животных с помощью прилагательных. Знать, что такое глагол. Уметь писать грамотно, определять глаголы. Знать, что такое Описание Дать понятие об Словарная работа. местоимение. человека и имени Имя прилагательное. Уметь находить животных прилагательном, Примеры местоимение в с помощью как части речи, что прилагательных. тексте. прилагател обозначает, на Как найти Писать небольшие ьных. какие вопросы прилагательное в речи по объему отвечает. или в тексте? изложения Воспитывать Выполнить задание в повествовательного толерантность. тетради по теме с характера (70-90 Воспитывать корригирующей слов) после уважение к помощью учителя. предварительного старшим. Вывод по уроку. обсуждения (отработки) всех компонентов текста; Глагол. Сформировать Словарная работа. Значение в понятие о глаголе, Глагол. Составлять и писать речи. как части речи, что Примеры глаголов. небольшие по обозначает, на Как найти глагол в объему сочинения какие вопросы речи или в тексте. (до 90 слов) отвечает. Выполнить задание в повествовательного Коррекция тетради по теме с характера на основе долговременной корригирующей наблюдений, памяти. помощью учителя. практической Вывод по уроку. 34 Местоиме ние деятельности, Дать Объяснение учителя. опорным словам и предложенному представление о Словарная работа. плану после местоимении, Местоимение. предварительной привести примеры Примеры отработки местоимений. местоимений. содержания и Коррекция Нахождение волевого местоимений в тексте. языкового восприятия. Выполнение задания в оформления. тетради. Оформлять виды Вывод по уроку. деловых бумаг (телеграмма, объяснительная записка, заявление, заметка в стенгазету, письмопоздравление, объявление). Минимальный уровень Письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Материально-техническое обеспечение 1. Музыкальные игрушки, музыкальные инструменты (бубенцы, барабан). 2. Дидактические игры: «Меняем порядок»; «Складываем слова из половинок»; «Подбери к слову родственные слова». 3.Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры, раздаточный материал по математике, карточки по математике, русскому языку). 4.Буквы на магнитной доске. 5.Набор букв и цифр из пластика для составления слов. 6.Интерактивные игры «Обучение грамоте»; «Обучение счету»; «Звуки и буквы», «Вопрос-ответ». 7.Дидактическое пособие: «Моя Малая Родина». 8.Счеты 9.Калькулятор 10. Линейка, карандаш, резинка, ручка, тетради по математике, русскому языку. Литература 1.АОП «Центра «Дар» ФГОС 6 класс, 1 вариант 2.Н.Г. Галунчикова. Русский язык, 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы, Н. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, М.: Просвещение, 2017. 3. М.Н. Перова. Математика, 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы, М.Н. Перова, Г.М. Капустина, М.: Просвещение, 2017.