Министерство общего и профессионального образования Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Согласовано протоколом педагогического совета № 3 от 09.01.2017г. Секретарь: Л.Г., Баянкина Утверждаю Директор: Н.И.Шляпник* ре ж Приказ № 4-у o r «11» января 2017г. ,\о \W%f V\ ~ / 4 ? - ''- х\ Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования 2016-2020г.г. (в новой редакции) г.Реж 2017 7/ц /У Аннотация к Адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования ГБОУ «Центр «Дар» Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является нормативным документом образовательной организации, разработанным в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) это образовательная программа адаптированная для обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Центр «Дар» содержит целевой, содержательный, организационный разделы. В целевом разделе представлена пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования; система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов. В разделе представлены следующие программы: программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программы отдельных учебных предметов, курсов, коррекционно развивающей области; программа духовно-нравственного развития, воспитания; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; программа внеурочной деятельности. Организационный раздел включает учебный план; систему специальных условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа подготовлена руководителями, педагогами, специалистами ГБОУ «Центр «Дар». В основу программы положена Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15, Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерства образования и науки Российской Федерации. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования ГБОУ «Центр «Дар» соответствует требованиям ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Содержание 1. Целевой раздел. Пояснительная записка. 1.1. Цель, задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 1.2. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание образования 2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 2.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 2.4. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью 2.5. Программы учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области 2.6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся с умственной отсталостью 2.7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 2.8. Программа коррекционной работы 2.9. Программа внеурочной деятельности 2.10. Учебный план 2.11. Обучение детей на дому 3. Организационный раздел. Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью 3.1. Кадровые условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 3.2. Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования 3.3. Финансово-экономические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Приложение 1. Учебный план 1. Целевой раздел. Пояснительная записка 1.1. Цель, задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответствующего уровня и направленности, разрабатываемое, принимаемое и реализуемое образовательной организацией самостоятельно, а с другой характеризующий специфику содержания образования и особенности учебновоспитательного процесса и управления данной образовательной организации. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП) направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе. Необходимость разработки программы обусловлена психофизическими особенностями контингента учащихся, координирования работы всех служб образовательной организации (далее 0 0 ) по следующим направлениям: учебно методическая работа, воспитательная, коррекционная, профессионально-трудовая. АООП разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с учётом типа и вида учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Цель реализации программы: обеспечение выполнения требований ФГОС обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с УО, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью предусматривает решение следующих основных задач: - формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности обучающихся с УО (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся; - достижения планируемых результатов освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей; - создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с УО; - минимизация негативного влияния особенностей познавательной деятельности обучающихся с УО для освоения ими АООП; - обеспечение доступности получения основного общего образования; - обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; - выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с УО, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества и т.д., проведение спортивных, творческих и других соревнований; - участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды. Нормативно правовая база, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; 2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014; 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015; 4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год; 5. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»; 6. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПАООП) на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 8. Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации; 9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 10. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-03 «Об образовании в Свердловской области»; 11. Письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 29.05.2012г. № 03-0306/3345 «Учебный план общего образования обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»; 12. Устав ГБОУ «Центр «Дар»; 13. Локальные акты ОО. У спешность реализации цели и задач программы зависит от соблюдения следующих условий: • личностно-ориентированного подхода к ребенку; • создания благоприятной дружественной атмосферы в школьном коллективе, формирования здорового коллектива, психолого-педагогической поддержки ребенка; • обеспечение процесса самореализации и развития личности; • использование педагогической диагностики; • профессионализма педагогов; • программно-методического обеспечения. 1.2. Принципы и подходы общеобразовательной программы к формированию адаптированной основной Деятельность и отношения в школе строятся на следующих принципах: Принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); Принцип гуманизации направлен на признание уникальности каждого, стремление к пониманию и принятию особенностей ученика, доброе отношение и внимание, поиск возможной сферы для успешной самореализации каждого ребенка в образовательном процессе. Принцип индивидуализации предусматривает учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных планов, программ воспитания и развития обучающегося, это право на самостоятельность в выборе форм и методов работы и степени их адаптации в учебном процессе. Принцип дифференциации предполагает формирование классов и групп с учетом индивидуальных особенностей учеников. Он позволяет сделать реальностью такой принцип государственной политики, как адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Принцип успешности обеспечивает возможность реализовать ребенку свои возможности в различных видах учебной, творческой, спортивной, трудовой деятельности и получить признание собственных результатов. Принцип активности предполагает формирование у школьников ценностно смысловых компетенций, развитие способности ориентироваться в быту и социуме, умение заявлять свою позицию, самостоятельность и ответственность в своей деятельности. Принцип сотрудничества обеспечивает развитие способности общения в коллективе, усвоения этических норм и норм поведения, эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, воспитание социально ответственной позиции учащихся, их родителей и педагогов. Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; Принцип вариативности программного материала. При проектировании АООП предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении. Для детей, имеющих психофизические недостатки, необходимо включение пропедевтических разделов, позволяющих в элементарной форме восполнить недостающие представления об окружающем. В этой связи приоритет отдается не нормативным программным требованиям в процессе коррекционно-развивающей работы, а реализации индивидуализированного уровня сложности содержательного и операционального компонентов образовательного процесса, адаптации программных требований к нуждам конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. 1.3. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умственной отсталостью Категория обучающихся в образовательной организации представляет собой неоднородную группу детей: с легкой умственной отсталостью, тяжёлой и умеренной умственной отсталостью, со сложной структурой дефекта. Общим признаком у всех обучающихся с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации. Развитие всех психических процессов у данной категории детей отличается качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания - ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью в окружающей среде. В процессе освоения отдельных учебных предметов это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания учебного материала, в частности смешении графически сходных букв, цифр, отдельных звуков или слов. Вместе с тем, несмотря на имеющиеся недостатки, восприятие умственно отсталых обучающихся оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) в большей степени нарушено логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающихся при понимании переносного смысла отдельных фраз или целых текстов. В целом мышление ребенка с умственной отсталостью характеризуется конкретностью, некритичностью, ригидностью (плохой переключаемостью с одного вида деятельности на другой), низкой активностью мыслительных процессов (они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия). Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Особенности нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, которое связано с волевым напряжением, направленным на преодоление трудностей, что выражается в его нестойкости и быстрой истощаемости. Однако, если задание посильно и интересно для обучающегося, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на какомлибо одном объекте или виде деятельности. Под влиянием обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость несколько улучшаются, но при этом не достигают возрастной нормы. Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной не сформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи обусловливают различные виды нарушений письменной речи. Снижение потребности в речевом общении приводит к тому, что слово не используется в полной мере как средство общения; активный словарь не только ограничен, но и наполнен штампами; фразы однотипны по структуре и бедны по содержанию. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно логического мышления. Следует отметить, что речь школьников с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Психологические особенности умственно отсталых школьников проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических. Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, особенно произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного груда. Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. 2. Содержательный раздел 2.1. Содержание образования Обучаясь по АООП, обучающийся с умственной отсталостью получит образование к моменту завершения обучения, несопоставимое по итоговым достижениям с образованием здоровых сверстников и в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. АООП создана на основе Стандарта и при необходимости может быть индивидуализирована. С учетом образовательных потребностей групп обучающихся или отдельных обучающихся адаптированная основная общеобразовательная программа может предполагать создание нескольких учебных планов, в том числе индивидуальных учебных планов (для учащихся обучающихся индивидуально на дому). АООП содержит: • планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП; • систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП; • программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; • учебный план; • программу формирования базовых учебных действий; • программу духовно-нравственного развития; • программу формирования здорового образа жизни; • программу коррекционной работы; • программу внеурочной деятельности; • систему условий реализации АООП обучающихся с умственной отсталостью в соответствии с требованиями стандарта. 2.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью адаптированной основной общеобразовательной программы Результаты освоения образовательной программы оцениваются как итоговые на момент завершения основного общего образования. Освоение программы основного общего образования, созданной на основе ФГОС, обеспечит достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом, включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Личностные результаты освоения образовательной программы отражают: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 7) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 8) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации; 9) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 10) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 11) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 12) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 13) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 14) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность к их применению, рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец школьного обучения (IX класс): Изобразительное искусство (VI класс) Минимальный уровень: • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; • знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.; • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); • рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой; • применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета; • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий. Достаточный уровень: • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); • знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.); • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; • знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и • • • • • • • • • • • • др.; знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации; применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению; различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. Музыка (VI класс) Минимальный уровень: • определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; • представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); • пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); • выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; • правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; • правильная передача мелодии в диапазоне pel-cul; • различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; • передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); • определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); • владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: • самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); • представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); • пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; • исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; • различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; • владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Русский язык Минимальный уровень: • знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; • разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; • образование слов с новым значением с опорой на образец; • представления о грамматических разрядах слов; • различение изученных частей речи по вопросу и значению; • использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; • составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; • установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя; • нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); • нахождение в тексте однородных членов предложения; • различение предложений, разных по интонации; • нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); • участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; • оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; • письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; • составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: • знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; • разбор слова по составу с использованием опорных схем; • образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; • дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; • определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; • нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); • пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; • составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; • установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; • нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; • составление предложений с однородными членами с опорой на образец; • составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; • различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; • отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; • отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); • выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; • оформление всех видов изученных деловых бумаг; • письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); • письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). Чтение Минимальный уровень: • правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи, доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки); • определение темы произведения (под руководством учителя); • ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими словами; • участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и разобранного под руководством учителя текста; • пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью учителя); • выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных; • установление последовательности событий в произведении; • определение главных героев текста; • составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и по вопросам учителя; • нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с помощью учителя; • заучивание стихотворений наизусть (7-9); • самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий. Достаточный уровень; • правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии; • ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение); • определение темы художественного произведения; • определение основной мысли произведения (с помощью учителя); • самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста; • формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя); • различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным обоснованием; • определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием примеров из текста (с помощью учителя); • пересказ текста по коллективно составленному плану; • нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и смысла с опорой на контекст; • ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы; • знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка. Математика Минимальный уровень: • знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и сравнение целых чисел в пределах 100 000; • знание таблицы сложения однозначных чисел; • знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления; • письменное выполнение арифметических действий с числами в пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов письменных арифметических действий, микрокалькулятора (легкие случаи); • знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись, чтение; • выполнение арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число) с десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том числе с использованием микрокалькулятора; • знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени; выполнение действий с числами, полученными при измерении величин; • нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); • решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия; • распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед), знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм); • построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости; Достаточный уровень: • знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и сравнение чисел в пределах 1 000 000; • знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом через десяток; • знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев деления; • знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц измерения стоимости, длины, массы, времени, площади, объема; • устное выполнение арифметических действий с целыми числами, полученными при счете и при измерении, в пределах 100 (простые случаи в пределах 1 000 000); • письменное выполнение арифметических действий с многозначными числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000; • знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись, чтение; • выполнение арифметических действий с десятичными дробями; • нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по одной его доли (проценту); • выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и десятичными дробями с использованием микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного использования микрокалькулятора; • решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в 2-3 арифметических действия; • распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус); • знание свойств элементов многоугольников (треугольник, прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного параллелепипеда; • вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда (куба); • построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля, транспортира линий, углов, многоугольников, окружностей в разном положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси, центра симметрии; • применение математических знаний для решения профессиональных трудовых задач; • представления о персональном компьютере как техническом: средстве, его основных устройствах и их назначении; Природоведение (У-VI класс) Минимальный уровень: • узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; • представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; • отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса); • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); • соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; » соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого); « выполнение несложных заданий под контролем учителя; «» адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер — травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); • называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; • выделение существенных признаков групп объектов; • знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; • участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; • выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; • совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; • выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; • осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. Естествознание Минимальный уровень: • представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека; • знание особенностей внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; • знание общих признаков изученных групп растений и животных, правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы; • выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой; • описание особенностей состояния своего организма; • применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи). Достаточный уровень: • представления об объектах неживой и живой природы, организме человека; • осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека; • установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); • знание признаков сходства и различия между группами растений и животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков; • узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); • знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека; • знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); • знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций; • выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах); • владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. География: Минимальный уровень: • представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; • владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; • выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; • сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; • использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: • применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; • ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; • нахождение в различных источниках и анализ географической информации; • применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; • называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. Домоводство Минимальный уровень: • представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; • приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; • представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; • знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; • знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; • знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; • решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; • знание названий торговых организаций, их видов и назначения; • совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; • первоначальные представления о статьях семейного бюджета; • представления о различных видах средств связи; • знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); • знание названий организаций социальной направленности и их назначения; Достаточный уровень: • знание способов хранения и переработки продуктов питания; • составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; • самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; • самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; • соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; • соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; • некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); • навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); • пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; • знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; • составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения; Мир истории (6 класс) Минимальный уровень: • понимание доступных исторических фактов; • использование некоторых усвоенных понятий в активной речи; • последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; • использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок; • усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); • адекватное реагирование на оценку учебных действий. Достаточный уровень: • знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; • использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; • участие в беседах по основным темам программы; высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам; • понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя; • владение элементами самоконтроля при выполнении заданий; • владение элементами оценки и самооценки; • проявление интереса к изучению истории. История Отечества Минимальный уровень: • знание некоторых дат важнейших событий отечественной истории; • знание некоторых основных фактов исторических событий, явлений, процессов; • знание имен некоторых наиболее известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); • понимание значения основных терминов-понятий; • установление по датам последовательности и длительности исторических событий, пользование «Лентой времени»; • описание предметов, событий, исторических героев с опорой на наглядность, составление рассказов о них по вопросам учителя; • нахождение и показ на исторической карте основных изучаемых объектов и событий; • объяснение значения основных исторических понятий с помощью учителя. Достаточный уровень: • знание хронологических рамок ключевых процессов, дат важнейших событий отечественной истории; • знание некоторых основных исторических фактов, событий, явлений, процессов; их причины, участников, результаты и значение; составление рассказов об исторических событиях, формулировка выводов об их значении; • знание мест совершения основных исторических событий; • знание имен известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) и составление элементарной характеристики исторических героев; • формирование первоначальных представлений о взаимосвязи и последовательности важнейших исторических событий; • понимание «легенды» исторической карты и «чтение» исторической карты с опорой на ее «легенду»; • знание основных терминов понятий и их определений; • соотнесение года с веком, установление последовательности и длительности исторических событий; • сравнение, анализ, обобщение исторических фактов; • поиск информации в одном или нескольких источниках; • установление и раскрытие причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями. Физическая культура: Минимальный уровень: • знания о физической культуре как системе разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья; • демонстрация правильной осанки; видов стилизованной ходьбы под музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления мышечного корсета; • понимание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня (под руководством учителя); • выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года; • знания об основных физических качествах человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация; • демонстрация жизненно важных способов передвижения человека (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание); • определение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела) (под руководством учителя); • выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и учебной деятельности; • выполнение акробатических и гимнастических комбинаций из числа усвоенных (под руководством учителя); • участие со сверстниками в подвижных и спортивных играх; • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; • представления об особенностях физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; • оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий; • применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры. Достаточный уровень: • представление о состоянии и организации физической культуры и спорта в России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде; • выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета; • выполнение строевых действий в шеренге и колонне; • знание видов лыжного спорта, демонстрация техники лыжных ходов; знание температурных норм для занятий; • планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры; • знание и измерение индивидуальных показателей физического развития (длина и масса тела), • подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений (под руководством учителя); • выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне; • участие в подвижных играх со сверстниками, осуществление их объективного судейства; взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; • знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа; • доброжелательное и уважительное объяснение ошибок при выполнении заданий и предложение способов их устранения; • объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении общеразвивающих упражнений; • использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений; • пользование спортивным инвентарем и тренажерным оборудованием; • правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе; • правильное размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр. Профильный труд: Минимальный уровень: • знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; • представления об основных свойствах используемых материалов; • знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; • отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; • представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; • владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание и т. д.); • чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; • представления о разных видах профильного труда (деревообработка, ме таллообработка, швейные, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, цветоводство и др.); • понимание значения и ценности труда; • понимание красоты труда и его результатов; • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; • понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; • выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); • организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; • осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; • выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; • комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; • проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; • выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; • посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: • определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; • экономное расходование материалов; • планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; • знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; • О'существление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; • понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. 2.3. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования При оценке качества усвоения "академических знаний" учеников с умственной отсталостью учитываются их психологические особенности и познавательные способности, вызванные нарушением развития, поэтому оцениваться может то, в какой степени конкретный ученик реализовал все свои (иногда чрезвычайно маленькие) возможности. Согласно Федеральному закону РФ "Об образовании в РФ" и ФГОС для детей с умственной отсталостью, обучение детей с умственной отсталостью не носит цензового характера. Оценка личностных и предметных результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающимися с умственной отсталостью осуществляется индивидуально, в соответствии с учетом их психического развития и познавательных способностей. Оценку обучающихся по всем предметам Программы, за исключением коррекционного блока, принято осуществлять по пятибалльной системе по каждому предмету. Вследствие того, что образование в школе не является цензовым, отметки в баллах, выставляемые обучающимся, также не являются "цензовыми", т.е. они не могут быть приравнены к оценкам учащихся общеобразовательных школ, а являются лишь показателем успешности продвижения воспитанников по отношению к самим себе. Для оценки учащихся в ходе промежуточной аттестации, учителями разрабатываются индивидуальные контрольные задания с учетом того уровня, которого они смогли достичь в процессе обучения. Оценивается продвижение учащихся относительно самих себя, без сравнения результатов со сверстниками. При осуществлении оценки знаний детей с выраженной умственной отсталостью педагоги исходят от достигнутого ими минимального уровня, необходимого для привития социального опыта, т.к. никакие нормированные стандарты и критерии невозможно с максимальной точностью "примерить" к ребенку с тяжелой умственной отсталостью. Такие учащиеся должны владеть необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими, несложными навыками самообслуживания. Некоторые ученики овладевают первоначальными навыками чтения, письма, счета, несложными видами ремесленного труда. Для определения уровня достижения результатов разработаны нормы оценок по общеобразовательным предметам. Объектами оценивания являются: устные ответы, письменные работы, качество выполнения практических и творческих работ, проекты. Критериями для оценивания служат полнота и осознанность знаний, умение применять знания в стандартной и нестандартной ситуациях. При оценивании результатов учитываются индивидуальные особенности и возможности учащихся. н сЗ схо н н о с нD < И о> 2 S о, а нD < сКо Д