РП уч-логопеда Федорчук 21-22 уч.г.

Пояснительная записка
Рабочая программа «Коррекция устной и письменной речи обучающихся с ОВЗ
младшего и старшего школьного возраста» направлена на создание специальных условий
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями
речи в условиях деятельности отделения психолого-педагогического сопровождения
ГБОУ «Центр «Дар».
Данная рабочая программа является документом, характеризующим систему
психолого – педагогического сопровождения детей с нарушением устной и письменной
речи в условиях Центра. Основой программы является содержание работы учителя –
логопеда, позволяющее учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
посредством
индивидуализации
дифференциации коррекционно- развивающего процесса, с учетом особенностей их
психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
 Федеральным законом РФ «Об образовании» №273 – ф от 29.12.2012г.
 Федеральным государственным образовательным стандартом образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
 Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ «Центр «Дар».
 Письмом Министерства образования и науки РФ от 28.05.2015г. № 08-1786 о
рабочих программах учебных предметов.
 Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами СанПин 2.4.2.2821 – 10
«Санитарно – эпидемиологические требования и условия организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (29.12.2010).
 В основе создания этой рабочей программы использованы современные
коррекционно – развивающие программы Министерства Образования РФ,
разработки отечественных педагогов в области специальной педагогики.
Цель программы: Спланировать учителем – логопедом отделения психологопедагогического сопровождения ГБОУ «Центр «Дар» индивидуальную коррекционно
-развивающую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
младшего и старшего школьного возраста, имеющими нарушения речи и письма.
Задачи:
1. Оказание своевременной помощи в коррекции речевых нарушений с учетом
структуры, степени тяжести, а также индивидуально-личностных особенностей,
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Применение различных форм работы, направленных на максимальную коррекцию
недостатков устной и письменной речи обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья младшего школьного возраста.
3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах речевого
развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для
оптимизации процесса логопедического воздействия.
Разделы программы
1. Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с ОВЗ младшего и
старшего школьного возраста: 32 часа.
2. Коррекция нарушений по восприятию речи у детей с ОВЗ младшего и старшего
школьного возраста: 32часа.

1

Раздел: Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с
ОВЗ раннего и старшего школьного возраста.

Содержание
Данный раздел программы разрабатывался на основе «Программы логопедической
работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» авторы: Т.Б.
Филичева, Г.В. Чиркина, рекомендаций В.С. Кукушина по коррекции дислексии и
дисграфии, опубликованных в книге «Логопедия в школе: практический опыт». Также для
разработки программы использовалось методическое пособие для учителя-логопеда «Логопедическая работа в коррекционных классах», автор Р.И. Лалаева.
Для обследования уровня развития речи используется модифицированный
варианттестовой
логопедической
диагностики
–
стандартизированной,
нейропсихологической методики обследования речи с балльно-уровневой системой
оценки (Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.). Данная методика позволяет уточнить структуру
речевого дефекта и получить речевой профиль; выстроить систему индивидуальной
коррекционной работы; комплектовать подгруппы на основе общности структуры
нарушений речи; отслеживать динамику речевого развития ребёнка и оценить
эффективность коррекционного воздействия. Особенно хорошо данная диагностика
помогает отслеживать динамику речевого развития у детей с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими
рекомендациями А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой, Л.Н.
Ефименковой, Н.Г. Андреевой, Е.В.Мазановой. Этот подход имеет не только
коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить
значительное количество учащихся, вести коррекционно – развивающую работу.
Тематическое планирование рассчитано на 32 занятия. Форма логопедического
воздействия: индивидуальная. Система коррекционных занятий рассчитана на
последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и
приемов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала.
Цель:коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья раннего и старшего школьного возраста.
Задачи:
 коррекция дефектов произношения.
 формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития
фонематического восприятия).
 совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом
анализе и синтезе.
 уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного
запасапутём накопления новых слов, относящихся к различным частям речиза счёт
развития у детей умения активно пользоваться различными способами
словообразования;
 уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи.
 совершенствование предложений различных синтаксических конструкций,
различных видов текстов.
Занятия по одной теме определяется логопедом на основании объективных данных по
усвоению темы. Тематическое планирование и количество часов может изменяться в
зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности.
Программа предусматривает основные методы:
 объяснительно – иллюстративный,
 проблемно – поисковый,
 практический метод,







видео метод,
метод стимулирования интереса к учебе,
метод самоконтроля,
метод самостоятельной деятельности обучающихся,
различие работ по характеру самостоятельной деятельности (репродуктивный,
конструктивный, творческий уровень заданий с различной мерой помощи).
Организация логопедической работы с детьми, у которых задержка психического
развития, осложнённая речевыми нарушениями, осуществляется с учетом
следующих факторов.
1. Взаимосвязь работы по коррекции речи с развитием познавательных процессов
(восприятия, памяти, мышления).
2. Взаимосвязь логопедической работы с программой по обучению грамоте, Работа
по коррекции речи у школьников с ОВЗ должна проводиться в тесной взаимосвязи
логопеда, учителя, психолога.
3. Системный подход к формированию речи: логопедическая работа на любом этапе
должна проводиться над речевой системой в целом (фонетико-фонематической,
лексической и грамматической).
4. Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой
деятельности, стимулирования мыслительных операций, повышения интереса к занятиям.
5. Включение в каждое занятие игровых упражнений (с целью повышения
эмоциональной и умственной активности детей).
6. Максимальное использование при коррекции дефектов речи у школьников с
задержкой психического развития различных анализаторов (слухового, зрительного, Рече
двигательного, кинестетического); учет особенностей межанализаторных связей,
свойственных этим детям; учет особенностей психомоторики детей с ОВЗ.
Продолжительность занятий: 30-45минут (в зависимости от возраста, обучающегося
и его возможностей). Частота проведений занятий определяется степенью и характером
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными ипсихофизическими
особенностями детей.
Структура логопедического занятия:
1. Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
а) упражнения по тренировке губ;
б) упражнение по тренировке нижней челюсти;
в) упражнения для тренировки языка.
2. Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3. Упражнения по развитию речевого дыхания.
4. Упражнения по развитию мимической выразительности.
5. Упражнения по формированию речевого голоса.
6. Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
7. Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
8. Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного
звукопроизношения в речи ребенка.
9. Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
10. Формирование лексико-грамматических представлений.
11.Обучение элементам грамоты.
12.Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического
мышления.
13.Коррекция нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия, дизорфография) у
школьников.

1

Тематическое планирование
Раздела «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с
ОВЗ младшего и старшего школьного возраста»

№, Раздел, Тема
1.В мире звуков.
Звуки
окружающего
мира.

2.Звуки речи.
Дифференциация
понятий
«речевые» и
«неречевые»
звуки.
3.Ознакомление с
органами
артикуляционного
аппарата.
Артикуляционная
гимнастика.

Задачи
1. Развитие общего
физического слуха,
умения слушать и
слышать.
2. Развитие умения
различать звуки
окружающего мира.
1. Развитие умения
различать звуки
окружающего мира и
звуки речи.

Содержание
Формы работы
1. «Звуки комнаты», «Звуки
улицы», «Звуки кухни» и т.п.
2. «Что звучало?»
(предметы), «Кто как голос
подает?» (животные), «Звуки
природы».
1.«Что звучало?»
2. «Кто сказал?», «Узнай по
голосу».

1. Знакомство со
строением
артикуляционного
аппарата.
2. Отработка упражнений
общей артикуляционной
гимнастики.

Методическое
обеспечение,
оборудование
Дидактические
игры, игрушки

Дидактические
игры, игрушки

1) «Бегемот»
2) «Обезьянки»
3) «Жевательная резинка»
4) «Лягушка»
5) «Хоботок»
6) «Лягушка – Хоботок»
7) «Окошко», «Рыбка»
8) «Трубочка»
9) «Лопаточка»
10) «Иголочка»
11) «Лопаточка – иголочка»
4.Дыхание.
1. Тренировка плавного
1. «Задуй свечу», «Футбол»,
Дыхательная
выдоха. Развитие силы и
«Кораблики», «Кто
гимнастика.
длительности выдоха.
дальше?».
Голосообразовани 2. Дифференциация
2. Упражнения: «Нос – нос»,
е. Голосовая
ротового и носового вдоха «Нос – рот», «Рот – нос»,
гимнастика.
и выдоха.
«Рот – рот».
3. Знакомство с
3. Дыхание с задержкой под
понятиями плавность речи счет.
и тембр голоса, модуляция 4. Дыхательно – голосовые
голоса (высота).
упражнения с модуляцией
4. Знакомство с понятием голоса: «Укачиваем Катю»,
сила голоса (тише,
«В лесу!».
громче).

1. Работа с
зеркалами и
логопедическими
профилями.
2.
Артикуляционны
е упражнения.

5.Развитие общей
моторики. Речь с
движением.

Дидактические
игры, игрушки
Набор карточек

1. Развивать общую
моторику, чувство ритма,
координацию движений.

1. Ходьба и маршировка в
различных направлениях.
Игры с передвижением под
музыку.
2. Игры с мячом.
3. Гимнастика мозга:
«Кнопки мозга», «Умные

Картинный
и
речевой материал
Дидактические
игры
Символы звуков

6.Развитие мелкой 1. Развивать общую
моторики.
моторику, чувство ритма,
Пальчиковая
координацию движений.
гимнастика.

движения», «Ленивые
восьмерки», «Перекрестные
движения» и т.д.
4. «Расскажи стихи руками».
1. Пальчиковая гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика с
предметами.
3. Игры и задания с
различными предметами
(мозаика, шнуровка, счётные
палочки, спички, пуговицы,
верёвочки, пластилин и т.д.)
1. «Отгадай, кто сказал?»,
«Повтори ритм», «Где
позвонили?».
2. «Доскажи словечко»,
«Рифмы».
3. «Назови слово» (на
заданный звук), «Отгадай
звук», «Найди место звука в
слове».
4. «Запомни и повтори»,
«Цепочка слов» (3 слова; 6
слов), «Что изменилось?»,
«Повтори и добавь».

Дидактические
игры, игрушки
Набор карточек
звучащие
игрушки

7.Развитие
Слухового
восприятия и
внимания.
Фонематический
слух. Вербальная
память.

1. Развивать слуховое
восприятие, внимание и
память.
2. Развивать
фонематический слух.
3. Развивать вербальную
память.

Картинный
и
речевой материал
Дидактические
игры
Символы звуков

8.Развитие
Зрительноговоспр
иятия, внимание и
память.
Логическое
мышление.

1. Развивать зрительное
восприятие, внимание и
память.
2. Развивать логическое
мышление.

1. «Что изменилось?»,
«Дорисуй фигуру», «На что
похоже?» и т.п.
2. «Запомни и нарисуй» и
т.п.
3. Игры и упражнения с
сериями картинок, лото и т.п.

Дидактические
игры

9.Зрительно –
пространственные
и временные
представления.
Зрительно –
моторная
координация.
Графические
упражнения.

1. Развивать зрительные,
пространственные и
временные
представления детей.
2. Развивать зрительно –
моторную координацию.
3. Развивать графо –
моторные навыки детей.

Дидактические
игры

10.Развитие
фонематического
восприятия,
фонематических
представлений и
аналитико
–

1) Поднять руку на
заранее
обусловленный
звук, слог, слово
2) Запомнить на слух и
повторить ряд слогов,
слов
в
определённой

1. Рисование бордюров,
узоров.
2. Графические диктанты.
3. «Повтори движение» (стоя
рядом), «Сделай как я» (стоя
напротив).
4. «Круглый год», «Вчера,
сегодня, завтра», «Утро,
день, вечер, ночь», «Что
сначала, что потом» и т.п.
5. «Четыре точки» и другие
игры с карандашом.
«Звуковая мозаика»
«Подними нужный символ»
«Раз, два, три, за мною
повтори»
«Цепочка слов»
«Телеграф»

Картинный
речевой
материал.

Картинный
речевой
материал.

Дидактические
игры
Картотека
речевых игр

и

и

синтетической
деятельности

последовательности

11.
Узнавание 3)
Запомнить первый
звука на фоне названный звук, слог,
слога, слова
слово в ряду звуков,
слогов, слов
4) Удержать в памяти
ряды
слогов,
слов
(воспроизведение
с
показом картинок)
5)
Отхлопать
ритмическую структуру
слова
12.Формирование 1) Определить первый
фонематического звук в слоге, слове
анализа
2) Определить последний
звук
3) Определить место звука
в слове (в начале, в
середине, в конце)
4)
Определить
последовательность
звуков в слове
5) Определить количество
звуков в слове
13.Развитие
1) Составить из названных
фонематического звуков слог, слово:
синтеза
а)
данных
в
ненарушенной
последовательности;
б)
данных
в
нарушенной
последовательности
14.Развитие
1) Подобрать слово на
фонематических
заданный звук, слог
представлений
2) Придумать слово по
количеству данных звуков,
слогов
3) Подобрать картинки на
заданный звук
4) Преобразовать слова:
а) добавить начальный
или конечный звук;
б) изменить гласный
или согласный звук;
в) назвать слово, в
котором
звуки
расположены в обратном
порядке;
г) разгадать ребусы,
шарады

«Запомни, повтори»
«Морзянка»
«Шнурок»

Картинный
и
речевой материал
Символы звуков

«Звуковое домино»
«Весёлый поезд»
«Весёлый рыболов»
«Домики»
«Кто за кем?»
«Как нас зовут?»

Дидактические
игры
Картинный
и
речевой
материал, мяч

«Путаница»
«Звуки поссорились»
«Доскажи словечко»
«Поймай звук»

Символы звуков,
фишки

«Отбери картинки»
«Звук убежал»
«Звуковое лото»
«Отгадай»
«Скажи наоборот»
«Пуговицы»
«Пирамидка»
«Следопыт»

Картинный
материал
Дидактические
игры
Ребусы, шарады
Дидактические
игры

15.Дифференциац
ия
звуков,
сходных
артикуляционно и
акустически

Работа над звуками:
1. Дифференциация звуков
на слух
2. Дифференциация звуков
в слогах
3. Дифференциация звуков
в словах

«Звуковая мозаика»
«Звуки, я вас различаю»
«Четвёртый лишний»
«Цветные подарки»

Картинный
и
речевой материал
Дидактические
игры
Символы звуков

16.Автоматизация
и
дифференциация
звука в
самостоятельной
речи.

Дифференциация звуков в
словосочетаниях,
предложениях, текстах

Пересказ различных текстов
Составление рассказов:
по опорным словам
по сюжетным картинкам
на заданную тему
придумывание части
рассказа
Инсценированние сказок
Работа со сказками –
фильмами

Картинный
и
речевой материал
Дидактические
игры
Символы звуков
Игрушки,
сюжетные
картинки,
картинки
по
развитию речи,
настольный
театр,
магнитофон,
сборники
по
исправлению
недостатков
произношения

Планируемый результат:
В итоге проведенной логопедической работы дети могут научиться:
 уметь слушать и слышать, различать звуки окружающего мира;
 научится плавно выдыхать, управлять силой и длительностью выдоха, дифференциации
ротового и носового вдоха и выдоха;
 освоить понятия плавность речи и тембр голоса, модуляция голоса (высота).
 владеть общей моторикой, чувством ритма, координацией движений;
 освоить зрительные, пространственные и временные представления;
 усовершенствовать зрительно – моторную координацию;
 графо – моторным навыками.
 правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
 правильно произносить все звуки речи в различных позициях;
 четко дифференцировать все изученные звуки;
 различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук»,
«слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
 производить звуковой анализ и синтез;
 дифференцировать смешиваемые при чтении и письме букв (изолированно) в слогах,
словах, предложениях и связном тексте.
 различать понятия синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова
 определять родственные слова.
 корень слова;определять сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и
соединительную гласную «о» или «е» между ними;

 выделять приставки и употреблять их в речи;
 образовывать слова с приставками и употреблять их в речи,
 выделять приставки пространственного значения;
 выделять суффиксы и употреблять их в речи;
 употреблять суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно –
ласкательные суффиксы, суффиксы профессий, суффикс прилагательных;
 правописанию суффиксов в глаголах прошедшего времени;
 определять окончание, усвоить общее понятие об окончании и употребление их в речи;
 проводить морфологический разбор слова;
 употреблять имена существительные в форме единственного и множественного числа,
разного рода, в косвенных падежах;
 употреблять предлоги у, около, к, от, по, на, над, под, с (со), из-под, в (во), из, за, из-за,
между, возле, перед.
 Дифференцировать предлоги и приставок;
 соотносить предлоги и глагольные приставки.

Список литературы

1.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. М., 2018 г.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе.
-М.: "Творческий центр" 2005г.
3.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. М., 2015 г.
4. Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. –
М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения
РСФСР" 1985 г.
5.
Козырева Л.М. программно – методические материалы для логопедических
занятий. Ярославль, 2006 г.
6.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
7.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и
письма у младших школьников. СПб. 2001 г.
8.
Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-овпед. вузов / ред. Л.С.
Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
9.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону, «Феникс». 2001 г.
10. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.,1999 г.
11. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
12. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с ОНР. СПб. 2007 г.
13. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., 1989.г.
14. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
15. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной
школы. М., 1984 г.

2

Раздел: Коррекция нарушений по восприятию речи у детей с ОВЗ раннего и
старшего школьного возраста. 32 часа.

Содержание.
Несформированность или незрелость фонематических процессов приводит к
нарушению произношения. Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей
чаще всего проявляются при замене одного звука другим, близким по акустическим
признакам, и в смешении звуков. Отставание в развитии фонематического слуха и
восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения учебного материала,
так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о
звуковом составе слова, которые у ребёнка с нормальным речевым развитием
вырабатываются задолго до обучения в школе. Без достаточной сформированности
фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени –
фонематического анализа.
В работе с учащимися используются коррекционно-логопедические технологии:
технология моделирования и проигрывания сказок, формирования слоговой структуры
слова, элементы изотерапии(Ткаченко Т.А.), обогащения и активизации словарного запаса
(Филичева Т.Б., Чиркина Т.В.).
Цель: Коррекция нарушений по восприятию речи у детей с ОВЗ раннего и старшего
школьного возраста.
Задачи:
 Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
 Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов,
речевого дыхания;
 Постановка звуков и ввод их в речь;
 Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза,
восприятия и представлений; уточнение слухопроизносительных дифференцировок
фонем;
 Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному
усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе,
профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого
дефекта;
 Совершенствование лексико-грамматического строя, связного высказывания в
процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи;
Продолжительность занятий:30-45минут (в зависимости от возраста, обучающегося
и его возможностей). Частота проведений занятий определяется степенью и характером
выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными и психофизическими
особенностями детей.
Структура логопедического занятия:
1. Работа над изолированным звуком.
2. Произношение изучаемого звука в слогах и слоговых сочетаниях.
3. Произношение звуков в словах.
4. Физминутка
5. Работа над фразой.
6. Произношение звука в связной речи.
7. Итог занятия.

2

Тематическое планирование
раздела: «Коррекция нарушений по восприятию речи у детей с ОВЗ раннего и
старшего школьного возраста.»

№, раздел, тема

Задачи

1.Развитие
речевого слуха,
зрительного,
слухового
внимания,
памяти

1.Игры, направленные на
развитие
зрительного
внимания и памяти:
2. Игры, направленные на
развитие слухового внимания
и памяти:

2.Развитие
общей моторики

3.Развитие
мелкой
моторики рук

4.Развитие
подвижности
артикуляционно
го аппарата
Основной
комплекс
артикуляционно
й гимнастики

Содержание формы работы

Методическое
обеспечение,
оборудование

а) «Делай так»
б) «Что изменилось?»
в) «Чего не стало?»
г) «Разрезные картинки»
д) «Парные картинки»
е) «Кто больше запомнит или
увидит»
ж) «Четвёртый лишний»
а) «Угадай, чей голос»
б) «Шумовые коробочки»
в) «Улови шёпот»
г) «Жмурки с голосом»
д) «Отгадай, что звучит»
е) «Где позвонили?»
Комплексная
гимнастика Выполнение упражнений и
конечностей и туловища
игры
на
развитие
Упражнения мышц плечевого координации и чувства ритма
пояса, шеи и глотки

Дидактические
игры, игрушки
Набор карточек
звучащие
игрушки.
«Шумелочки»
музыкальные
инструменты,
погремушки,
колокольчик,
дудочки

Развитие движений кистей и
пальцев рук:
1) Выполнение упражнений
пальчиковой гимнастики
2) Штриховка
3) Обведение шаблонов
4) Вырезание ножницами
разных фигур
5) Сортировка по сортам
семян, по цвету мозаик
6) Сжимание резиновой груши
при
одновременном
направлении воздушной струи
на определённые цели
1. Упражнения, направленные
на развитие челюстей
2.Упражнения, направленные
на развитие подвижности губ
3. Упражнения, направленные
на развитие подвижности
мышц языка
4. Упражнения для развития
мышц щёк

«Мозаика»
«Золушка»
«Художник»
«Шнуровка»
«Забей мяч в ворота»
«Расскажи стихи руками»

Колючие мячи
Прищепки
Дидактические
игры
Мозаика
Шаблоны
и
трафареты
Речевой
материал: (стихи
и
потешкидля
развития мелкой
моторики)

1) «Бегемот»
2) «Обезьянки»
3) «Жевательная резинка»
4) «Лягушка»
5) «Хоботок»
6) «Лягушка – Хоботок»
7) «Окошко», «Рыбка»
8) «Трубочка»
9) «Лопаточка»
10) «Иголочка»
11) «Лопаточка – иголочка»
12) «Футбол»

Картотека
артикуляционны
х упражнений;
«Сказки
о
весёлом язычке»
Косинова
Е.
«Уроки
логопеда»
Картинки
–
символы
артикуляционны
х упражнений

комплекс
упражнений.

5.Комплекс
упражнений,
вырабатывающи
й
правильный
артикуляционны
й уклад для
свистящих
звуков

6.Комплекс
упражнений,

1. Упражнения, направленные
на развитие подвижности губ.
2. Упражнения, направленные
на развитие подвижности
мышц языка.
3. Артикуляционные
упражнения с тренировкой
речевого дыхания.
4. Упражнения,
вырабатывающие умение
образовывать желобок
посередине языка

1. Упражнения, направленные
на развитие подвижности губ

13) «Часики»
14) «Качели»
15) «Лошадка»
16) «Накажем непослушный
язычок»
17)«Качели»
18)«Расчесочка»
19)«Толстячок»
20)«Худышка»
1) «Лягушка», «Улыбка»,
«Заборчик»
2) «Хоботок», «Трубочка»,
«Рупор»
3) «Лягушка – Хоботок»
4) «Упрямый ослик»
5) «Лопаточка», «Блинчик»,
«Лепёшка»
6) «Накажем непослушный
язычок»
7) «Киска сердится», «Горка»
8) «Чистим нижние зубки»
9)
«Посчитаем
нижние
зубки»
10) «Качели»
11) «Кто дальше загонит
мяч»
12) «Подуем на лопатку»
13) «Дует ветер с горки»
14) «Сдуем с ладошки
пёрышко»
15) «Тепло – холодно»
16) «Чей пароход лучше
гудит?»
17) Улыбнуться, чтобы были
видны
все
зубы
(растягивание
губ),
и
удерживать губы в таком
положении некоторое время;
высовывать при растянутых
губах распластанный язык
наружу и дуть на его кончик
(«заморозим язычок»)
18) Высунуть широкий язык
наружу, а затем, положив
тонкую палочку (зонд или
чайную ложку ребром) на
середину языка и сделав в
нём небольшое углубление,
выдувать воздух по этому
желобку
1) «Лягушка – хоботок»
2) «Толстушки – худышки»

Картотека
артикуляционны
х упражнений;
«Сказки
о
весёлом язычке»
Косинова
Е.
«Уроки
логопеда»
Пёрышки,
полоски бумаги,
ватка, «Музыка
ветра»
Логопедические
зонды
(тонкие
палочки)
Артикуляционн
ые загадки
Палочки, чайная
ложка, вата.

Картотека
артикуляционны

вырабатывающи
й
правильный
артикуляционны
й уклад для
шипящих звуков

2. Упражнения, направленные
на развитие подвижности
мышц языка
3. Артикуляционные
упражнения с тренировкой
речевого дыхания

7.Комплекс
упражнений,
вырабатывающи
й
правильный
артикуляционны
й уклад для
звуков [л], [ль]

1. Упражнения, направленные
на развитие подвижности губ;
2. Упражнения, направленные
на развитие подвижности
мышц языка;
3.Артикуляционные
упражнения с тренировкой
речевого
дыхания;для
дизартриков: дополнительная
гимнастика мышц зева и
жевательно – артикуляторных
мышц

8.Комплекс
упражнений,
вырабатывающи
й
правильный
артикуляционны
й уклад для
звуков [р], [рь]

1. Упражнения, направленные
на развитие подвижности губ;
2. Упражнения, направленные
на развитие подвижности
мышц языка;
3.Артикуляционные
упражнения с тренировкой
речевого дыхания;
4.Упражнения
для
растягивания
подъязычной
уздечки (при необходимости)

3) «Лопаточка», «Блинчик»
4) «Накажем непослушный
язычок»
5) «Чашечка»
6) «Маляр»
7) «Вкусное варенье»
8) «Лошадка»
9) «Грибок»
10) «Гармошка»
11) «Фокус»
12) «Согреем ладошки»
13) «Посади бабочку на
цветок»
14) «Сдуй снежинку»
1) «Лягушки»
2) «Хоботок»
3) «Лягушка – хоботок
4)«Накажем
непослушный
язычок»
5) «Блинчик»
6) «Вкусное варенье»
7) «Качели»
8) «Маляр»
9) «Чистим верхние зубы»
10) «Посчитаем зубки»
11) «Индюк»
12) «Пароход»
13) «Поймаем звук «А»

х упражнений;
«Сказки
о
весёлом язычке»
Косинова
Е.
«Уроки
логопеда»
«Снежинки»,
ватка
д/и «Бабочка»
Артикуляционн
ые загадки.
Зеркало
Вата
«Музыка ветра»
Картотека
артикуляционны
х упражнений;
«Сказки
о
весёлом язычке»
Косинова
Е.
«Уроки
логопеда»
картинки
–
символы
артикуляционны
х упражнений
зеркало
пароходики
мелкие игрушки
бабочки
«Музыка ветра»

1) «Лягушка»
2) «Хоботок»
3) «Лягушка – хоботок»
4) «Качели»
5) «Маляр»
6) «Чистим верхние зубки»
7)
«Посчитаем
верхние
зубки»
8) «Парус»
9) «Вкусное варенье»
10) «Лошадка»
11) «Грибок»
12) «Гармошка»
13) «Маляр»
14) «Дятел»
15) «Комарик»
16) «Кучер»
17) «Заведи мотор»

Картотека
артикуляционны
х упражнений;
«Сказки
о
весёлом язычке»
Косинова
Е.
«Уроки
логопеда»
Картинки
–
символы
артикуляционны
х упражнений
«Артикуляционн
ые загадки»
«Весёлый
Язычок»
Зеркало

18) «Маляр»
19) «Барабан»
20) «Лошадка»
21) «Грибок»
22) «Гармошка»

9. Установка и Знакомство
коррекция звука звука

10.Постановка
свистящих
звуков

с

артикуляцией 1) Показ артикуляции перед
зеркалом
2)Показ профиля данного
звука
3) Показ положения языка
кистью руки
4) Наглядная демонстрация
звука
5)
Закрепление
артикуляционных
упражнений (особенно для
дизартриков)
1) межзубная артикуляция «Водичка льётся»
(временно при боковом и «Комарик звенит»
шипящем стигматизме);
«Тихо-тихо»
2) опора на звук [х] (шёпотом «Задуй свечу»
произнести
звукосочетание
«ихи», а затем повторить его
со сжатыми зубами);
3) произнесение звука со
сжатыми зубами (временно
при межзубном стигматизме);
4)
работа
над
вспомогательными звуками:
а)
многократные
удары
кончика языка у верхних дёсен
(шепотное с нижнего подъёма
«т-т-т»)
б) с присоединением голоса
(«д-д-д»)
в) выполнение сильного
задувания,
вызывающего
звукосочетание «тсс»
5) опора на кинестетические
ощущения (для звуков [з], [зь];
6) механическая помощь: а)
удержание кончика языка у
нижних резцов шпателем
б) отжимание нижней губы
книзу
(при
губнозубномсигматизме)
в) образование «желобка» с
помощью палочки

Опорные
картинки

Настенное
зеркало;
Профили звуков;
Игровой
материал
«Весёлый
Язычок»

Настенное
зеркало
Картинки
символы
упражнений

–

1) постановка звука [ш] от
артикуляционного упражнения
«Чашечка»;
2) постановка звука [ш] от [р];
3) постановка звука [ш] от [т];
4) постановка Ж от Ш
5) постановка звука [щ] от
звука [ш];
6) постановка звука [ч] от
звукосочетания «тш»;
7) опора накинестетические
ощущения (для звука [ж];
8) механическая помощь:
а) поднимание вверх широкого
язычка при произнесении
звука [c]
б) отодвигание кончика языка
вглубь от верхних резцов при
произнесении звука [т] (при
постановке звука [ч])
12.Постановка
1) вызывание межзубного
звука Л
звука
Л:
улыбнуться,
прикусить широкий кончик
языка и протяжно произнести
звук [а] или [ы]
2) Механическая помощь при
постановке звука:
прижатие широкого языка к
верхним дёснам.
13.Специальные 1. Работа над голосом:
упражнения для а) вдох и выдох через рот с
дизартриков
последующим прибавлением
голоса
б) произнесение гласных и их
сочетаний с изменением силы
и высоты голоса
2. Работа над дыханием:
а)
выработка
плавного
длительного выдоха
б) работа над силой выдох
11.Постановка
шипящих звуков

14.Автоматизаци Работа над звуком:
я поставленного 1.Изолированное
звука в речи
произнесение
2.Звук в слогах
3.Звук
в
словах
словосочетаниях
4. Звук в предложении
5. Звук в тексте

и

«Ветерок шумит»
«Салют»
«Дворник метет двор»
«Поезд»
«Жук жужжит»

Настенное
зеркало
палочки

«Пароход гудит»
«Поймаем звук Л»
«Девочка поёт»

Настенное
зеркало
палочки

«Лесенка»
«Разведчики»
«Вьюга»
«Кораблик»
«Шторм в стакане»
«Листопад»
«Пропеллер»

Символы
гласных звуков
Л.В.Лопухина
«Логопедическая
работа с детьми
с минимальными
дизартрическим
и
расстройствами.

Игры на звукоподражание
Произнесение слогов, слов и
предложений
Работа
с
игровым
в материалом, картинками
Работа с деформированным
текстом
Заучивание и проговаривание
чистоговорок,
поговорок,
стихов и скороговорок

Дидактические и
речевые игры
Конспекты
индивидуальных
занятий
Картотека
речевого
и
картинного
материала

15.Закрепление
звука в речи

Продолжение работы над
чистотой
и
лёгкостью
произношения.
Введение
звука
в
самостоятельную речь

Игры на звукоподражание
Произнесение слогов, слов и
предложений
Работа с игровым
материалом, картинками
Работа с деформированным
текстом
Заучивание и
проговаривание
чистоговорок, поговорок,
стихов и скороговорок

Картинный
и
речевой
материал
Дидактические
игры
Символы звуков
Игрушки,
сюжетные
картинки,
картинки
по
развитию речи,
настольный
театр,
магнитофон,
сборники
по
исправлению
недостатков
произношения

Планируемый результат:
В итоге проведенной логопедической работы дети могут научиться:
•
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
•
четко дифференцировать все изученные звуки;
•
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
•
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
•
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в
слове;
•
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
•
овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе,
чтении стихов.
Список литературы
1. Агранович, З.Е.В помощь логопедам и родителям: сборник домашних заданий
для
преодоления
недоразвитияфонематической
стороны
речи
у
старших
дошкольников[Текст] / З.Е. Агранович. – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 160 с.
2. Алтухова, Н.Г.Научитесь слышать звуки [Текст] /Н.Г. Алтухова. – СПб:
Издательство «Лань», 1999. – 112 с.
3. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А.И.
Богомолова. –СПб. 1994. – 208 с.
4. Гаврина, С.Е. Играем в слова [Текст] / С.Е. Гаврина. – Ярославль: Издательство
«Академия развития», 2001. – 32 с.
5. Коноваленко, В.В.Автоматизация сонорных звуковЛ, Ль у детей [Текст]:
дидактический материал для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. – 48 с.: ил.
6. Краузе, Е.Н. Логопедия [Текст] / Е.Н. Краузе. – СПб: КОРОНА принт, 2006. –
208 с.; ил.

7. Лалаева, Р.И.Развитие фонематического анализа исинтеза [Текст] / Р.И. Лалаева
// Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: Владос, 2004.
8. Нищева, Н.В.Игры для развития фонетикофонематической стороны речи у
старших дошкольников [Текст] / Н.В. Нищева. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 24 с.
9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: пособие для логопедов [Текст] /
Е.А. Пожиленко. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с.
10.Игры в логопедической работе с детьми: пособие для логопедов и воспитателей
детсадов [Текст] / под ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
11.Ткаченко, Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия
и навыков звукового анализа [Текст] / Т.А. Ткаченко. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. –
32 с
12. Ткаченко, Т.А. Фонематическое восприятие: Формирование и развитие.
Логопедическая тетрадь [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2008. – 32 с.
13. Ткаченко, Т.А. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь [Текст] / Т.А.
Ткаченко. – М.: Книголюб, 2008. – 56 с.
14. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Г.С.
Швайко. – М.: Просвещение, 1983. – С. 64.

Аннотация к рабочей программе «Коррекция нарушений устной и
письменной речи для детей с ОВЗ младшего и старшего школьного возраста».
Цель программы: Спланировать учителем-логопедом отделения психологопедагогического сопровождения ГБОУ «Центр «Дар» индивидуальную коррекционноразвивающую работу с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
младшего и старшего школьного возраста, имеющими нарушения речи и письма.
Составлена программа на основе «Программы логопедической работы по
преодолению фонетико – фонематического недоразвития у детей» авторы: Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина, рекомендаций В.С. Кукушина по коррекции дислексии и дисграфии,
опубликованных в книге «Логопедия в школе: практический опыт». Также для разработки
программы использовалось методическое пособие для учителя-логопеда «Логопедическая
работа в коррекционных классах», автор Р.И. Лалаева. В рабочей программе определены
основные направления работы учителя – логопеда, условия и средства коррекции речевых
нарушений.
Раздел программы:
1.
Коррекция нарушений устной и письменной речи у детей с ОВЗ раннего
и старшего школьного возраста.
Коррекционно – развивающая работа данного раздела построена в соответствии с
методическими рекомендациями А.В.Ястребовой, Т.П. Бессоновой, И.Н. Садовниковой,
Л.Н. Ефименковой, Н.Г. Андреевой, Е.В.Мазановой. Этот подход имеет не только
коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить
значительное количество учащихся, вести коррекционно-развивающую работу.
Тематическое планирование рассчитано на 32 занятия. Форма логопедического
воздействия: индивидуальная. Система коррекционных занятий рассчитана на
последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и
приемов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала
Количество занятий индивидуального сопровождения определяется степенью и
характером выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными
психофизическими особенностями детей.
2.
Коррекция нарушений по восприятию речи у детей с ОВЗ раннего и
старшего школьного возраста.
В данном разделе используются коррекционно-логопедические технологии:
технология моделирования и проигрывания сказок, формирования слоговой структуры
слова, элементы изотерапии (Ткаченко Т.А.), обогащения и активизации словарного
запаса (Филичева Т.Б., Чиркина Т.В.).
Тематическое планирование рассчитано на 32 занятия. Форма логопедического
воздействия: индивидуальная. Система коррекционных занятий рассчитана на
последовательное использование предложенных заданий, вариативность методов и
приемов для достижения поставленной цели, гибкость в подборе материала
Количество занятий индивидуального сопровождения определяется степенью и
характером выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными
психофизическими особенностями детей.
Сведения об авторе: Федорчук Ксения Валерьевна, учитель – логопед,
образование высшее, педагогический стаж – 1 год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».