Министерство образования и молодежной политики Свердловской области ГБОУ «Центр «Дар» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» На заседании педагогического совета Зам. директора по УВР Протокол № ___ от _________________ Бакисова Л. О. Директор ГБОУ «Центр «Дар» ___________________Шляпникова Н. И. «____»___________20__г. Секретарь _______Дзбановская Н. А.. Приказ № ___ от «___»___20_ г. «____»____________20__ г. Рабочая программа по географии для 7 б класса Составитель: учитель Лебедева И. А. Реж, 2021 1 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по предмету «География» для 7б класса разработана в соответствии с: -Конституцией РФ; -Законом РФ «Об образовании» -адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью Центра «Дар» -учебным планом ГБОУ Центр «Дар» на 2021-2022 учебный год. Составлена на основе Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида: Сб.1. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 224с. / Под редакцией В.В.Воронковой. - Данная рабочая программа по географии для учащихся 7 класса разработана на основе примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.В.Воронковой, Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, (2 часа в неделю). Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом: Учебник: «География» для учащихся 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторы: Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, Москва «Просвещение», 2013г Рабочая тетрадь Т.М.Лифанова География 7 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2013 -128 с. Срок реализации рабочей учебной программы – 1 год (2021 -2022 учебный год). 2 По учебному плану на изучение данного предмета в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Адресат Данная рабочая программа предназначена для учащихся 7а класса (вариант I). В классе обучается 7 человек,все мальчики. Предмет «География» относится к предметной области естественнонаучных дисциплин. Входит в инвариантную часть учебного плана. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся. Цели Всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, Расширение кругозор об окружающем мире. Задачи Образовательные: Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов. Помочь усвоить правила поведения в природе. Воспитательные: Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Коррекционно-развивающие: 3 Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. Расширять лексический запас. Развивать связную речь. Обще учебные умения, навыки и способы деятельности Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения: - пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - пересказывать материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование); - понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости. Личностными результатами изучения курса являются: развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды; развитие мотивации к изучению предмета. Метапредметными результатами изучения курса являются: 4 овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений; формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание; формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал. Технологии обучения предмету: проблемное обучение дифференцированные задания тестирование и программированные опросы познавательные игры, создание занимательных ситуаций эвристические беседы использование информационно-коммуникативных технологий по темам самостоятельная работа работа по простейшим алгоритмам коллективный способ обучения 5 элементы технологии коммуникативного обучения элементы технологии совместной продуктивной деятельности личностно ориентированная коллективная творческая деятельность элементы интерактивных технологий в виде дидактических игр практические методы учения: -наблюдения -опыты -исследовательская деятельность -имитационные упражнения объяснительно-иллюстративные репродуктивные методы проблемного обучения частично-поисковые или эвристические методы исследовательские методы самостоятельная работа с литературой по предмету ролевые игры 6 уроки-экскурсии коллективные творческие дела Формы контроля: Тестирование, контрольные работы после изучения каждого раздела, итоговые контрольные работы в конце учебного года. Система оценивания результатов: Отметка «5» ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание материала, может с небольшой помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. «4» ставится, если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности и некоторые ошибки в задании (1-2 ошибки), которые исправляет при помощи учителя. «3» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, нуждается в постоянной помощи. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор умственно отсталых школьников об окружающем мире. География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. 7 Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию· абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами. Программа преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению умственно отсталыми учащимися элементарных географических знаний. В настоящее время содержание курса географии больше, чем каких-либо других школьных предметов, претерпевает серьезные изменения, связанные с геополитическими преобразованиями в нашей стране и в мире. В связи с этим в данную программу внесены значительные коррективы. В программе учебный материал расположен по годам обучения: 6 класс - «Начальный курс физической географии», 7 класс – «Природа нашей Родины», 8 класс – «География материков и океанов», 9 класс – «География России», «География своей местности», «Элементарная астрономия». В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения). Материал 7 класса («Природа нашей Родины») посвящен изучению природы России и природы своего края. Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии следует обратить на реализацию краеведческого принципа («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий. В 7 классе при изучении природных зон России учитель может больше времени уделить той природной зоне, в которой расположена школа. Более глубокому, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть. На уроках необходимо значительно усилить изучение социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету. 8 В разделе «География материков и океанов» (8 класс) изучаемые страны сгруппированы по типу географической смежности. Такой подход усиливает географические аспекты в преподавании, устраняет излишнюю политизацию содержания. При объяснении материала целесообразно несколько сместить акценты, перенеся внимание со специальных знаний на общекультурные, усилив страноведческий подход к рассмотрению большинства тем. Необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и региональных вопросов. Уже при изучении 1 блока иллюстрирую общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом учащихся к изучению отдельных территорий. Требуют внимания вопросы изменения геополитического и экономико-географического положения России после распада СССР. Больше времени на уроках потребуют вопросы миграции населения, оттока русскоязычного населения из некоторых бывших союзных республик. При изучении отдельных регионов необходимо констатировать новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы - развитие крупнейших городов, центров науки, развитие малых городов и сел. Небольшой, но важный раздел, посвященный изучению кратких сведений о Земле, Солнце, Луне; космических полетов, изучению явлений природы на Земле и из космоса, тесно связан с географией, но не является ее органичной частью. Это дало основание выделить его в этой программе в самостоятельный раздел «Элементарная астрономия». Данная программа - основа, с помощью которой можно создать индивидуальную учебную программу по географии, отражающую особенности конкретного региона и одновременно обеспечивающую необходимый общеобразовательный географический минимум знаний. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — СанктПетербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр - Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр - Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск). Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. 9 Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России, Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли, Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем. Региональный компонент. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Полезные ископаемые Свердловской области. Пути рационального использования. Учащиеся будут уметь: Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте и природных зон "России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами; показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту; устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения; принимать простейшие меры по охране окружающей среды; правильно вести себя в природе. График контрольных работ 10 № Дата Тема Цель п/п план 1 Контрольная работа. Природа и хозяйство России. Проверка усвоенных знаний по разделу 2 Контрольная работа. Арктическая пустыня Проверка усвоенных знаний по разделу 3 Контрольная работа. Тундра Проверка усвоенных знаний по разделу 4 Контрольная работа. Лесная зона. Проверка усвоенных знаний по разделу 5 Контрольная работа. Зона степей Проверка усвоенных знаний по разделу 6 Контрольная работа. Зона полупустынь и пустынь Проверка усвоенных знаний по разделу 7 Контрольная работа. Население горных районов Проверка усвоенных знаний по разделу Практические работы четверть практические экскурсии I 4 0 II 4 0 III 2 0 IV 1 1 год 11 1 11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Т.М.ЛифановаЕ.Н.Соломина Начальный курс физической географии. 7кл.: учебник для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида/ Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина.- М.: Просвещение, 2006.-184 с.: ил.+ Прил. (16 с., ил.). 2. Рабочая тетрадь Т.М.Лифанова География 7 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение» 2013 -128 с. 3. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В.Воронковой.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с. Календарно-тематическое планирование география 7б класс 12 № п/п Дата Тема раздела (количество часов) Тема урока Цель, задачи Форма проведения, (к разделу) элементы, содержание, методические приемы (на каждый урок) Планируемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные) (Результаты прописываются на раздел программы) 1 Введение (1 час) Географическое положение России на карте мира Расширить представления об окружающем мире. Корректировать познавательную деятельность учащихся. Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Ознакомление с новыми понятиями в географии. Знать название материка и его местоположение на карте Работа с физической картой. Схематические зарисовки и записи в Знать положение России на материке Евразии. Уметь показать границы Корригировать речевую деятельность учащихся 2 Особенности природы и хозяйства России Европейская и Азиатская части России. Работа с настенной Расширить представления о материке Евразия. 13 (11 часов) геогр. картой. 3 Административное деление России. Работа с картами атласа. 4 Разнообразие рельефа П.р. Рисование условных цветов физической карты. Экологии и природы материка. Животного и растительного мира. Народности. Дать понятие Европа-Азия. Климата и внутренних водах страны. Добыча и переработка полезных ископаемых тетрадях Работа с картой, со словарём. Схематические зарисовки и записи в тетрадях на карте. Описывать географическое положение. Изучение рельефа страны. Работа с картой Схематические зарисовки и записи в тетрадях 5 Полезные ископаемые, их основные месторождения Изучение добываемых на территории страны полезных ископаемых. Работа с картой. Работа с коллекциями. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 6 Климат России Работа с картой Схематические зарисовки и записи в тетрадях 7 Водные ресурсы России и их использование Изучить внутренние воды России. Работа с картой Схематические зарисовки и записи в тетрадях 8 Население России. Ознакомление с народами 14 Народы России проживающими на территории России. Их быт и занятия 9 Промышленность – основа хозяйства, её отрасли Изучить виды промышленности Схематические зарисовки и записи в тетрадях 10 Сельское хозяйство, его отрасли Изучить разновидности сельского хозяйства. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 11 Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России Изучить виды транспорта используемые населением на территории России. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 12 Контрольная работа. Природа и хозяйство России. Проверка усвоенных знаний по разделу Размещение природных Корректировать зон на территории познавательную России деятельность учащихся. Развивать самостоятельную Изучить закономерность расположение природных зон. Работа с картой. Схематические зарисовки и записи в 13 Природные зоны России (2 часа) Знать название и характеризовать природные зоны находящиеся на территории России. 15 14 Карта природных зон России. аккуратность. Обогащение словаря. тетрадях Корригировать речевую деятельность учащихся Работа с картой природных зон России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Положение на карте Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Работа с картой природных зон России Схематические зарисовки и записи в тетрадях 16 Климат Корригировать речевую деятельность учащихся Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях 17 Растительный и животный мир Изучить растительный и животный мир природной зоны. Закономерности его расселения. 18 Население и его основные занятия Изучить население природной зоны, род его деятельности. Его быт и традиции Схематические зарисовки и записи в тетрадях П. р.Зарисовка условных цветов карты природных зон 15 Зона арктических пустынь (6 часов) Знать животный и растительный мир России. Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые 16 19 Северный морской путь. Работа с к.к. Изучить северный морской путь. Историю его открытия 20 Контрольная работа. Арктическая пустыня Проверка усвоенных знаний по разделу 21 Зона Тундры (8 часов) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 22 Климат. Водоёмы тундры Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях 23 Растительный мир Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 24 Животный мир Изучить животный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 25 Хозяйство. Население и его основные занятия Изучить население природной зоны, род его деятельности. Его быт и Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые 17 традиции Схематические зарисовки и записи в тетрадях 26 Города тундры: Мурманск, Нарьян-мар, Салехард, Норильск, Анадырь Изучить города природной зоны, закономерность их расположения. 27 Экологические проблемы севера, Охрана природы тундры Изучить загрязнение природы природной зоны. Причины и способы борьбы с загрязнением. 28 Контрольная работа. Тундра Проверка усвоенных знаний по разделу 29 Лесная зона (17 часов) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые П.р Выделение границ лесной зоны Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 30 Климат. Работа с картами атласа. Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях 31 Реки, озёра, каналы Знать внутренние воды природной зоны, их П.р. Обозначение на Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые 18 к.к. крупных рек и озер лесной зоны использование. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 32 Растительный мир, хвойные леса (тайга) Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 33 Смешанные и лиственные леса Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 34 Животный мир. Пушные звери Изучить животный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 35 Значение леса.. Выяснить значение леса в экосистеме 36 Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны Изучить направление промышленности природной зоны. Её особенности 37 Промышленность и сельское хозяйство центральной России Изучить направление промышленности природной зоны. Её особенности 19 38 Города Центральной России. Работа с к.к Обозначение крупных городов Центральной России. Изучить города природной зоны, закономерность их расположения. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 39 Особенности развития хозяйства северозападной России Изучить направление промышленности природной зоны. Её особенности 40 Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград Изучить города природной зоны, закономерность их расположения. 41 04.02. Западная Сибирь Схематические зарисовки и записи в тетрадях 42 10.02. Восточная Сибирь. Схематические зарисовки и записи в тетрадях П.р. Показ географ. Объектов на настенной карте. 43 44 11.02. Дальний восток Схематические зарисовки и записи в тетрадях Заповедники и заказники лесной зоны. Изучить причины образования заповедников, их работу. 20 45 46 Зона степей (8 часов) Охрана леса Изучить загрязнение природы природной зоны. Причины и способы борьбы с загрязнением. Контрольная работа. Лесная зона. Проверка усвоенных знаний по разделу Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. 47 Растительный мир Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 48 Животный мир Изучить животный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 49 Хозяйство. Население и его основные занятия. Изучить население природной зоны, род его деятельности. Его быт и традиции Схематические Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые 21 зарисовки и записи в тетрадях 50 Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск Изучить города природной зоны, закономерность их расположения 51 Города степной зоны: Самара Саратов, Волгоград, Ростов на Дону, Ставрополь, Краснодар Изучить города природной зоны, закономерность их расположения 52 Охрана природы зоны степей Изучить загрязнение природы природной зоны. Причины и способы борьбы с загрязнением 53 Контрольная работа. Зона степей Проверка усвоенных знаний по разделу 54 Зона полупустынь и пустынь (7 часов) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные 22 использование. 55 Климат. Реки. П.р. Показ геогр. объектов на настенной карте. ископаемые Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. 56 Растительный мир Изучить растительный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 57 Животный мир Изучить животный мир. Схематические зарисовки и записи в тетрадях 58 Хозяйство. Население и его основные занятия Изучить население природной зоны, род его деятельности. Его быт и традиции Схематические зарисовки и записи в тетрадях 59 Города зон полупустынь и пустынь Изучить города природной зоны, закономерность их расположения 23 60 61 Контрольная работа. Зона полупустынь и пустынь Высотная поясность в горах (8 часов) Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат Проверка усвоенных знаний по разделу Развивать самостоятельную аккуратность. Обогащение словаря. Корригировать речевую деятельность учащихся Работа с картой природных зон России. Добываемые полезные ископаемые. Работа с картой климата России Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. 62 Особенности природы и хозяйства северного Кавказа Схематические зарисовки и записи в тетрадях Знать внутренние воды природной зоны, их использование. 63 Города и экологические проблемы Урала. Экскурсия Изучить города природной зоны, закономерность их расположения Изучить загрязнение природы. Причины и способы борьбы с загрязнением 64 Алтайские горы. Хозяйство. Население и Изучить города природной зоны, Знать название и уметь характеризовать природную зону. Знать животный и растительный мир природной зоны, его население и климат. Добываемые полезные ископаемые 24 его основные занятия. Города закономерность их расположения 65 Горы восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Изучить города природной зоны, закономерность их расположения 66 Города восточной Сибири Изучить города природной зоны, закономерность их расположения 67 Контрольная работа. Население горных районов Проверка усвоенных знаний по разделу 68 Обобщение пройденного материала Проверка усвоенных знаний по курсу Лист согласования изменений 25 Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения . 26