Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Согласовано На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «___»_________20___г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» Директор Зам. директора по УВР «Дар» ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ Бакисова № Л.О.от « » ________ «___» ____________20__г 2016 _______20__Г «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» Русский язык Рабочая программа для обучающейся 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год (ноябрь-май) (индивидуальное обучение) Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель обучения: выработать элементарные навыки грамотного письма. Задачи обучения: -Совершенствовать графические навыки. -закрепить звуковое, буквенное, слоговое строение слов; -уточнить знание о слогообразующей роли гласных звуков; -упражняться в слоговом и звукобуквенном анализе слов; -закрепить умения писать слова с твѐрдыми и мягкими согласными, парными звонкими и глухими согласными, слова с разделительным Ь. -познакомить с правилом написания гласных после шипящих -формировать умение постановки знаков в предложении: точки, вопросительного и восклицательного знаков. Планируемые предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Будет возможность: Научиться различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные согласные звуки; дифференцировать согласные по звонкости-глухости, твѐрдости-мягкости; -научится делению слов на слоги для переноса; -научится списыванию по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; -научится записывать под диктовку слова и короткие предложения (2-4 слова) с изученными орфограммами; -научится обозначению мягкости и твѐрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); -научится дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; -научится составлению предложений, восстановлению в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; -научится выделять из текста предложения на заданную тему; Личностные -будет положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; -появится осознание языка как основного средства общения людей; - будет возможность договариваться и приходить к общему решению; -научатся оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; Контрольно-измерительные материалы. Промежуточная контрольная работа по теме «Гласные после шипящих» Хитрая рыба. Яша поймал большую щ…ку. Он пустил щ…ку в ведро с водой. Ведро поставил в ч…лан. Учуял добыч.. рыж…й кот. Хотел кот поймать щ…ку. Щ…ка цап кота за лапу. Помнит кот эту встреч…! -списать, вставить пропущенные буквы -слова: поймал, ведро, кот разделить на слоги, поставить ударение. Контрольная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные» Лес зимой. Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берѐз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! -сделать звуко-буквенный анализ слов: наряд, пух - подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные -подобрать проверочные слова к словам: дуб, снег Словарный диктант по теме «Предлоги» Стол, над, под, книга, Маша, около, у, о, лес, весна, с, по, в, урок. - подчеркнуть предлоги. - составить и записать 3 слова с предлогом Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» Саша и Таня живут в деревне Липки. Деревня стоит на берегу озера Круглое. Ребята встают рано. Саша и пѐс Дружок идут на речку. Таня и еѐ подруга любят гулять в лесу. Дети любят родные места. - подчеркнуть первую букву в собственных именах -подчеркнуть предлоги -в последнем предложении подчеркнуть предмет, действие, признак. -найти и подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы: Где? Куда? Содержание учебного предмета Раздел 1. Звуки и буквы 2. Слово 3. Предложение Дидактические единицы Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, ѐ, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов. Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чѐм?) на листе. Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твѐрдый). Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный, злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота. Подбор слов, противоположных по значению. Распространение предложений словами различных категорий. Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сѐл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса. Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов. Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шѐл. Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам. Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос. 4. Повторение Звуки и буквы. Слова, обозначающие предмет, действие, признак. Предложение, составление и дополнение Предлоги в предложении Формы организации учебных занятий: индивидуальная Формы организации учебного процесса:, контрольный урок, урок «открытия нового знания» Критерии оценивания Отлично «5» -усваивает изученный материал -анализирует слова по звуковому составу -самостоятельно формулирует ответ на поставленный вопрос, приводит необходимые примеры -письменная работа выполнена без ошибок -задания на опознание орфограмм выполняет самостоятельно. Хорошо «4» -знает правило, но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя. -затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос. -в письменных работах допускает 1-2 орфографические ошибки -умеет применять свои знания на практике, но допускает ошибки Удовлетворительно «3» -ответ на вопрос не в полной мере соответствует вопросу -ученик обнаруживает знание и понимание темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно. -затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя -письменные работы выполняет с 4-5 ошибками. -нуждается в постоянной помощи учителя. Календарно-тематическое планирование – 26 ч Дата Раздел Кол-во часов Тема Содержание Звуки и буквы 7 1.Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ѐ, я 2..Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова 3.Упражнения в написании жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. 4.Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ѐ, ю, я 5.Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак 6.Промежуточная контрольная работа по теме «Гласная после шипящих» 7. Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с разделительным Ь. Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений Упражнения «Исключи лишнее» Игровые упражнения Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Парные звонкие и глухие согласные 4 1.Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах 2.Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова 3.Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных 4. Контрольная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные» Слово 9 1.Название предметов, действий и признаков предметов. 2.Выделение названий предметов в предложении. Различение по вопросам. 3.Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных, названий городов, улиц. 4.Название признаков предмета. Определение их по вопросам какой? какая? какое? какие? 5.Различение названий предметов, действий, признаков 6.Постановка вопросов к словам в предложении Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета 7.Распространение предложений словами, обозначающими действие предмета, по вопросам 8.Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со совами 9.Написание предлогов со словами. Закрепление знаний Упражнения на нахождение и исправление ошибок Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы Психологический настрой Создание «ситуации успеха» Проблемные ситуации Работа с бланками (рефлексия) Работа с перфокартами Словарный диктант по теме «Предлоги» Предложение 4 1.Деление текста на предложения 2.Составление предложений из слов. 3.Вопросительные предложения. Восклицательные предложения 4.Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» Повторение 2 1.Название предметов, действий, признаков в предложении. 2.Звонкие и глухие согласные. Использование сигнальных карточек, схем Упражнения на тренировку произвольного внимания, запоминания Упражнения «Подбери слово» Игровые упражнения Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Игровые упражнения Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Материально-техническое обеспечение и литература Печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; карточки с заданиями для индивидуальной работы ;массажные мячики, дидактические игры по отдельным темам Литература: 1.Лободина Н.В.Русский язык 1-4 классы: словарно-орфографическая работа – Волгоград: Учитель, 2008 2.Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1. Часть 2. – Волгоград: Учитель, 2009. 3.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционо-развивающие задания и упражнения 1-2 классы – Волгоград: Учитель, 2007 5. Якубовская Э.В. Коршунова Я.В. Русский язык, 4 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2018 год Лист согласований и изменений Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения