Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Согласовано На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «___»__________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» Утверждаю: Зам.директора по УВР Директор Бакисова/Н.И.Шляпникова Л.О. ________ / «___»_____________20__г Приказ № от « » ________ 2016 «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ №___от «__» ______20__г Чтение Рабочая программа для обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2020-2021 уч. год (индивидуальное обучение) Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель: создание условий для формирования читательской деятельности обучающегося Задачи: 1. Развитие лексической стороны речи посредством введения в словарь новых слов. 2. Расширение представлений обучающегося об окружающей действительности путем анализа содержательной и языковой сторон текста. 3. Закрепление правильности и беглости чтения, благодаря несложным по структуре словам. 4. Формирование и развитие навыка выразительного чтения, который осуществляется через анализ произведения. 5. Развитие навыка осознанного чтения, через фольклорные произведения (несложный занимательный сюжет). 6.Воспитание патриотических чувств, при знакомстве с произведениями о Родине, традициях разных народов. Краткая характеристика обучающегося . У обучающегося снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в эмоциональноволевой сфере. Максим запомнил буквы, читает, пересказывает. Заучивает наизусть небольшие по обьему стихотворения. Выполняет артикуляционную и дыхательную гимнастику. Активен в заданиях творческого и занимательного характера. Ожидаемые результаты освоения программы учащимися. Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Будет возможность: -научиться осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами; -научиться пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам; -будет возможность участвовать в обсуждении по оценке поступков героев и событий; -будет возможность выучить наизусть 5-7 коротких стихотворений Личностные: -будет иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о трудолюбии и лени; -научится регулировать поведение в соответствии с нормами и этическими требованиями; -будет сформирована мотивация к обучению. Коммуникативные -научится аргументировать собственную позицию при выработке решения. -будет возможность сотрудничать с учителем. Содержание рабочей программы Раздел Дидактические единицы Здравствуй, школа! Послоговое чтение трудных слов Чтение стихотворений Беседы на заданную тему Чтение по ролям Отгадывание загадок Составление рассказа по данным картинкам Анализ прочитанного текста Учимся трудиться Беседа о профессиях Чтение и пересказ Объяснение трудных слов Заучивание наизусть Подбор информации на предложенную тему Ребятам о зверятах Чтение произведений о животных Отгадывание загадок Заучивание наизусть Подбор информации на предложенную тему Чтение по ролям Анализ прочитанного текста Чудесный мир сказок Чтение сказок разных народов Чтение по ролям Пересказывание сказок по картинкам Анализ прочитанного текста Времена года: Осень Заучивание наизусть наступила…; Зимушка – Чтение и пересказ зима; Ответы на вопросы после прочтения Весна в окно стучится; Беседы с опорой на картинки. Здравствуй, лето! Составление предложений Чтение по ролям Отгадывание загадок Так нельзя, а так можно Чтение произведений Беседы о правильных и неправильных поступках Составление предложений по картинкам Подбор предложений из произведений Анализ прочитанного текста Весѐлые истории Составление предложений на заданную тему Чтение рассказов, стихотворений Пересказ Родина любимая Работа с пословицами Чтение произведений Заучивание наизусть Анализ прочитанного текста Формы организации учебного процесса: беседы, урок изучения нового, обобщающий урок, экскурсия. Критерии оценивания Отлично Хорошо Удовлетворительно «5» «4» «3» Наизусть несколько коротких З фольклор, сказы и сказки (народные и Наизусть несколько стихотворений, имеет стихотворений; Н авторские), Наизусть несколько представления о наиболее известных героях А стихотворений, имеет представления о изученных литературных произведений Е наиболее известных сюжетах и образах (героях) изученных литературных Т произведений. П Смысл прочитанного литературного Основной сюжет в прочитанном произведении. Частично сюжет прочитанного О произведения, поставленный учителем Поставленный учителем вопрос с использованием произведения. Н вопрос. Значимость фольклора в жизни наводящих вопросов. Смысл прочитанного словосочетания, И народа. предложения М А Е Т П Умения составить рассказ Умения составить рассказ описательного и Умение слушать небольшую сказку, Р описательного и повествовательного повествовательного характера по картине и из рассказ стихотворение, загадку, отвечать И характера по картине и из собственного собственного опыта, состоящий из нескольких на наводящие вопросы коротким ответом. М опыта, состоящий из нескольких связных предложений при помощи наводящих Е связных предложений. Загадывает вопросов. Н Я Е Т О Ц Е Н И В А Е Т загадки Адекватно оценивает поступки героев прочитанных произведений, свои ответы и работу на уроке. С организующей помощью оценивает поступки героев из прочитанных произведений. Оценивает с помощью основных понятий (хорошо-плохо и т.д.), немногословно, коротким ответом. Календарно-тематическое планирование-34ч Дата Раздел Тема Содержание Здравствуй, школа! Колво часов 2 1. Правильное чтение и заучивание наизусть М. Садовский. Сентябрь. 2.В.Бирюков. Кто лучшим будет Здравствуй, школа! Обобщение Осень наступила… 3 1.В. Степанов. Воробей По А. Баркову. Лето на веревочке 2.По Л. Воронковой. За кормом для птиц Г. Ладонщиков. В октябре 3.Осень наступила... Экскурсия в природу. -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -коррекция зрительного и слухового восприятия через узнавание, запоминание и воспроизведение алфавита; -работа над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения при заучивании стихотворения; -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -выделение и нахождение в тексте нужных слов и предложений; Учимся трудиться 3 1.В. Орлов. Мои помощники 2.В. Осеева. Пуговица 3.По В. Голявкину. Как я помогал маме мыть пол Учимся трудиться. Обобщение -составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинкам -работа над выразительностью чтения; -работа над коррекцией запоминания, сохранения и воспроизведения загадок, пословиц; -артикуляционная, дыхательная гимнастика -работа с иллюстративным материалом -упражнение «подбери слог (слово)» Ребятам о зверятах Чудесный мир сказок 3 3 1.По Е. Чарушину. Лисята 2.В. Приходько. Пин и Гвин По Б.Житкову. Галка 3.По М. Пляцковскому. Сердитый дог Буль Ребятам о зверятах. Обобщение 1.Медведь и пчѐлы (Башкирская народная сказка) 2.Куцый хвост (Абхазская народная сказка) 3.Глупый котѐнок (Удмуртская народная сказка) Чудесный мир сказок. Обобщение -развитие навыка связного устного высказывания при составлении ответов на вопросы; -этические беседы коррекция воображения, мышления; увеличение объема памяти развитие навыка связного высказывания -артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом Беседы Зимушка-зима Так нельзя, а так можно Весна в окно стучится Весѐлые истории 5 3 3 3 1. По В. Бианки. Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз М. Садовский. Декабрь Заучивание наизусть 2.По Л. Воронковой. Как ѐлку наряжали 3.По В. Голявкину. У Ники новые лыжи 4.По Н. Сладкову. Еловая каша З. Александрова. Снежок 5.В. Аникин. Доскажи словечко (Зимние загадки) Зимушка – зима. Экскурсия 1.По А. Ягафаровой. Снегирь и Синичка По В. Хомченко. Птица-синица 2.По Л. Толстому. Косточка 3.А. Седугин. Как Артѐмка котѐнка спас -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -выделение и нахождение в тексте нужных слов и предложений; 1.Ф. Тютчев. Зима недаром злится С. Вербова. Мамин портрет 2.По Р. Фархади. Сон Медвежонка 3.По А. Баркову. Тюльпаны Е. Савельева. Доскажи словечко (Весенние загадки) Весна в окно стучится. Обобщение 1.Р. Фархади. Перепутаница 2.По Ю. Степанову. Портрет 3.М. Бородицкая. Булочная песенка -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -выделение и нахождение в тексте нужных слов и предложений; -составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинкам -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -развитие навыка связного высказывания -упражнение «Исключи лишнее» -составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинкам -коррекция и развитие внимания, мышления, воображения при работе с произведениями; Родина любимая Здравствуй, лето! 3 3 Весѐлые истории. Обобщение -развитие навыка связного высказывания 1.По К.Ушинскому. Наше Отечество По Т. Кудрявцевой. Флаг России 2.А. Усачѐв. День Победы 3.Знакомство с рассказомПо С. Баруздину. Страшный клад 1.А. Усачѐв. Что такое лето? 2.По В. Бианки. Ёж- спаситель 3.Здравствуй, лето! Экскурсия -коррекция памяти при заучивании стихотворений; -развитие навыка связного устного высказывания при составлении ответов на вопросы; -этические беседы -Артикуляционная, дыхательная гимнастика -Работа с иллюстративным материалом -выделение и нахождение в тексте нужных слов и предложений; -составление рассказов по наблюдениям в природе, по сюжетным картинкам Материально техническое обеспечение и литература: 1. Чтение 3 класс, часть I, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год 3. Чтение 3 класс, часть II, С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Москва «Просвещение», 2018 год 4. Степанов В.А. Моя Родина – Россия. Стихи ООО «Издательство «Фламинго», 2004 4.Ястребова А.В. Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2003 Наборы картин, иллюстраций по сезонам