Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «____»____________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» «Утверждаю» Утверждаю: Зам.директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» Директор Бакисова Л.О. Шляпникова Н.И. ________ /Н.И.Шляпникова / «___» Приказ №____________20___г от « » ________ 2016Приказ № __ от «___»_______20___г Математика Рабочая программа для обучающегося 3а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год (индивидуальное обучение) Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель обучения: Создать условия для знакомства с числами до 100 Задачи обучения: 1.Развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд. 2. Формирование знания таблицы умножения и деления чисел 2,3,4,5,6. 3. Обучение умению читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа до 100. 4. Совершенствование умения решать задачи. 5. Закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры. Краткая характеристика обучающегося. У обучающегося снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Обучающийся выполняет задания с помощью учителя. Путается в понятиях «времена года», «дни недели». «времена суток». Пишет левой рукой. Усвоил числовой ряд до 20. Путает числа 12 и 20. При счѐте пользуется числовой лентой. Арифметические действия выполняет с помощью счѐт. Задачи анализирует с помощью учителя. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник узнает и называет. Линии проводит по линейке с помощью учителя. Основные цвета называет. При штриховке и раскрашивании выходит за контур. Ожидаемые планируемые результаты освоения программы Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Будет возможность: -познакомится с числами до 100. -использовать название компонентов сложения, вычитания при выполнении заданий -познакомиться с умножением и делением чисел до 20 -повторить знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; - решать, составлять изученные простые арифметические задачи; - научиться выполнять арифметические действия с числами до 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание круглых десятков, двузначного и однозначного чисел) -научиться различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; -познакомится с элементами четырехугольников; научится вычерчивать прямоугольник (квадрат) с помощью учителя Личностные: -появится положительное отношение и интерес к изучению математики; -научится признавать собственные ошибки. -будет возможность участвовать в обсуждении работы; - научится задавать вопросы с целью получения информации; - научится обращаться за помощью и принимать помощь; Контрольно-измерительные материалы Вводная контрольная работа 1. Записать следующие числа 5, … 15, …., 9, …. 19, … 2. Записать предыдущие числа …., 7. …, 11. …, 20. …, 1 3. Подчеркни однозначные числа 12, 5, 7, 8, 20, 13, 16, 2. 4. Запиши, какое это число 1дес.2ед - ……., 2 дес. - ……, 6 ед - …. 5. Реши примеры 10 +3 = 12 – 2 = 17 – 1 = 4 +0 = 6. Реши задачу: В классе 4 девочки и 5 мальчиков. Сколько всего детей в классе? 7. Начертить прямую, проходящую через 2 точки Тест. Тема Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Подчеркни правильный ответ 1. Чему равна сумма чисел 3 и 8? 5 11 12 2. Сколько прибавить к 7, чтобы получить 15? 8 6 9 3. Уменьшаемое 11, вычитаемое 9. Чему равен остаток? 20 2 3 4. Из какого числа вычли 5, если получили 8? 12 13 11 5. Сумма двух чисел 15. Первое слагаемое 6. Чему равно второе слагаемое? 9 6. Уменьши 18 на 9. Сколько получится? 7 1 9 Промежуточная контрольная работа по теме «Все действия в пределах 20» 1. Реши примеры 9 +2 = 11 – 3 = 4 +8 = 16 – 7= 7 8 2. Составь 2 примера на сложение и 2 примера на вычитание с переходом через десяток 3. Замени сложение умножением 3+3+3 = 4. Решить выражения 2 х2 = 15 : 3 = 13 + 3 -1 = 0 +7 +0 = 16 – 8 + 5= 5. Подчеркни числа, которые делятся на 2. 5, 8, 12, 17 6. У Васи было 17 карандашей. Из них 8 красных карандашей, а остальные синие. Сколько синих карандашей у Васи? Тест Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток Подчеркни правильный ответ 1. 40 +5 = 35 45 50 2. 38 – 8 = 30 31 40 3. 50 – 1 = 51 49 48 4. 69 +1= 68 70 60 5. 90 + 10= 100 91 80 6. 80 – 50 = 3 40 30 7. 78 + 22 = 90 80 100 Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров на все арифметические действия» 1.Какое это число? 2дес.7ед..- …. 7дес. - …. 6ед. - …. 10дес. - …. 2.Реши примеры 9+9 = 13 – 4 = 40 – 7 = 72 + 28 = 29 – 19 = 100 – 34 = 4 + 46 = 3.Реши выражения 30 + 12:4= 100 – 5х3= (38 – 30):2= 44-40-4 = 4.Реши примеры с наименованными числами 1м. – 12 см= 1год – 12 мес.= 1ч.- 50мин.= 1р – 28к.= 5.Начерти две пересекающиеся прямые. Отметь точку пересечения. Содержание рабочей программы Раздел Второй десяток. Нумерация. Повторение Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без Дидактические единицы Нумерация чисел в пределах 20; чѐтные - нечѐтные, однозначные - двузначные числа; Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд в пределах 20; Решение простых задач на нахождение суммы и разности Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Название компонентов и результатов сложения и вычитания в речи учащихся. перехода через десяток и с переходом через десяток (повторение) Умножение и деление чисел Сотня Сложение и вычитание чисел до 100 Повторение Число 0 как компонент сложения. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путѐм разложения второго слагаемого на два числа. Вычитание однозначных чисел из двузначных путѐм разложения вычитаемого слагаемого на два числа. Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток. Смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; Таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления Числовой ряд 1 – 100 в прямом и обратном порядке; счѐт, присчитывание, отсчитывание по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100; откладывание на счѐтах любые числа в пределах 100; Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд приѐмами устных вычислений Сложение и вычитание круглых десятков Порядок действий в примерах в 2 – 3 арифметических действия. Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок действий при решении примеров; чѐтные нечѐтные, однозначные - двузначные числа; Таблица умножения и деления в пределах 20 Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; Решение простых и составных задач. Уровни качества образованности знает понимает Отлично «5» Числа до 100, откладывает на счѐтах, линии: прямую, кривую, отрезок; единицы (меры) стоимости, длины: 1 к.,1 р.,1 см, 1дм., 1м.; ; количество суток в неделе. Порядок арифметических действий Табличные случаи умножения и деления до 6. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+7, 60+17,61+27, 92 +8, 61+39 и соответствующие случаи вычитания) Хорошо «4» С помощью учителя исправляет неточности в работе; при выполнении заданий часто требуется стимулирующая помощь. Табличные случаи до 3 Удовлетворит. «3» С организующей помощью счѐт в пределах 100; линии: прямую, кривую, отрезок; геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Затрудняется в сложении и вычитании чисел в пределе 100 С помощью учителя определяет место единиц и десятков в С помощью учителя выполняет задания применяет название, порядок дней недели; единицы (меры) стоимости, длины: 1 к.,1 р.,1 см., 1 дм.; оценивает Качество выполнения своей работы, степень аккуратности, проводит самооценку. двузначном числе и сотне Затрудняется самостоятельно использовать меры длины, стоимости, Не всегда адекватно оценивает собственную работу, бывает не согласен с выставленной отметкой. Меры длины, стоимости, самостоятельно не применяет, часто путает обозначения. Практически всегда неадекватно оценивает собственную работу, бывает не согласен с выставленной отметкой. Учебно-тематическое планирование (68ч) Дата Раздел Второй десяток. Повторение Кол-во часов 5 Тема Содержание 1.Нумерация в пределах 20 . Числа однозначные и двузначные. 2. Десятичный состав чисел Сравнение чисел в пределах 20 3. Арифметические действия с числами до 20 4. Меры измерения. 5. Вводная контрольная работа Сложение и вычитание чисел второго десятка 14 1.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц 2.Переместительное свойство сложения 3.Нуль – компонент сложения и вычитания 4.Точка пересечения линий 5.Прибавление чисел 6, 7, 8, 9 6.Таблица сложения в пределах 20 с переходом через разряд 7.Примеры с одним неизвестным 8.Присчитывание и отсчитывание по3 и 4. Углы 9.Вычитание чисел в пределах 20 10.Замена вычитаемых одним числом 11.Вычитание чисел 6, 7,8,9 Четырѐхугольники 12.Порядок действий в примерах со скобками 13.Решение примеров со скобками и без скобок. -откладывание чисел в пределах 20 на счѐтах -выполнение арифметических действий сложения и вычитания; -образование чисел второго десятка способом сложения. -измерение и сравнение длин отрезков. -решение задач на нахождение суммы и остатка с помощью учителя -составление краткой записи к задачам с помощью учителя Решение примеров на сложение и вычитание. Сравнение и сопоставление чисел в пределах 20. Сравнение пары примеров вида: 5+3, 15+3. 6-3,16-13 и их решение Присчитывание и отсчитываениепо 3, 4 Решение примеров со скобками Выполнение арифметических действий сложения и вычитания; Упражнения на нахождение и исправление ошибок Упражнения на сравнение Умножение и 15 деление чисел второго десятка Второй десяток (Умножение и деление чисел: все случаи) 2 14.Сложение и вычитание с переходом через десяток. Тест Игровые методы Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» 1.Умножение – арифметическое действие. Знак умножения (х) 2.Замена сложения умножением и наоборот 3.Таблица умножения числа 2. Присчитывание по 2 4.Таблица деления на 2. Отсчитывание по 2 Знак (:).Компоненты деления 5.Решение задач и примеров на деление 6.Замена умножения делением 7. Таблица умножения числа 3. Присчитывание по 3 8.Табличное умножение по 3 9.Таблица деления на 3. Отсчитывание по 3 10.Промежуточная контрольная работа. «Все действия в пределах 20» 11.Таблица умножения числа 4. Присчитывание по 4 12. Таблица деления на 4. Отсчитывание по 4 13.Табличное умножение по 5, по 6 14.Таблица деления на 5, 6 равных частей. Отсчитывание по 5, по 6 15. Меры времени – год, месяц Последовательность месяцев в году 1.Все случаи умножения и деления в пределах 20 2.Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность Замена умножение на сложение и наоборот. Знает таблицу умножения на 2, 3, 4, 5, 6 до 20 Знакомство с мерами времени: год, месяц. Упражнения на нахождение и исправление ошибок Упражнения на сравнение Игровые методы выполнения действий по инструкции Проблемное обучение Создание «ситуации успеха» Решение составных задач с учителем Примеры на умножение и деление с использованием таблицы Пифагора Круг и шар. Сотня. Нумерация Сложение и вычитание чисел до 100 7 19 1.Числа 21 –100 Десятичный состав чисел. Место десятков и единиц в числе 2.Прибавление 1 единицы к двузначному числу Прибавление 1 десятка к двузначному числу 3.Вычитание единицы из круглых десятков 4.Таблица разрядов. Запись чисел до 100 5.Разложение двузначного числа на десятки и единицы Составление двузначного числа из десятков и единиц и соответствующие случаи вычитания 6.Круглые десятки 7.Мера длины - метр Счѐт десятками до 100 Откладывает любые числа в пределах 100; 1.Сложение и вычитание круглых десятков 2.Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел 3.Центр, радиус окружности и круга 4.Вычитание круглых десятков из двузначных чисел (43 – 20) 5.Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц 6.Вычитание двузначных чисел из двузначных 7.Порядок действий I и II ступеней .Единица стоимости: рубль 8.Получение в сумме круглых десятков и 100 9.Образование числа 100 сложением двузначного числа с однозначным 10.Сложение двузначного числа с двузначным без перехода через разряд (37 +12) 11.Образование числа 100 сложением двузначного числа с двузначным 12.Упражнения в сложении двузначных чисел без перехода через разряд 13.Вычитание однозначных чисел из круглых десятков (30 – 4) 14.Вычитание двузначных чисел из круглых десятков (50 – 23) 15.Упражнения в вычитании из круглых десятков. 16.Вычитание из 100 однозначных чисел (100 – 3) Вычитание из 100 двузначных чисел (100 – 24) Все случаи сложения и вычитания чисел до 100 с использованием числового квадрата Практическая работа с часами назначение циркуля, умение пользоваться Запись чисел до100 Знакомство с числовым квадратом Раскладывает двузначные числа на разряды выполнения действий по инструкции Выполнение арифметических действий сложения и вычитания; Упражнения на нахождение и исправление ошибок Упражнения на сравнение Игровые методы Умножение и 4 деление чисел Повторение 2 17.Составление задач по краткой записи 18.Все действия в пределах 100. Контрольная работа 19.Работа над ошибками. Меры времени – сутки, месяц, год, минута 1.Умножение и деление в пределах 20 2.Составные арифметические задачи в два действия 3.Деление на 2,3 равные части и деление по 2,3 4.Деление на 4,5 равные части и деление по 4,5 1.Сложение и вычитание в пределах 100 Геометрические тела и фигуры 2. Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров на все арифметические действия» Арифметические действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления; Счѐт до 100. Упражнения на увеличение объѐма памяти, мышления Формирование навыков выполнения действий по инструкции Материально-техническое оснащение и литература: 1. Т. В. Алышева Математика, 3 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2018 год 2. Соколова Е.И. Учимся считать до 20. Москва. Академия развития, 2001 Дидактический материал в виде: счетного материала; числовой квадрат; таблиц на печатной основе; - демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников; - демонстрационных пособий для изучения мер времени, месяцев, геометрических величин, геометрических фигур и тел; аббак, таблица Пифагора - настольные развивающие игры;