Рабочая программа по математике для обучающегося 3а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год (индивидуальное обучение) Ваганова О. Л.

Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«____»____________20__г
Секретарь
Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
«Утверждаю»
Утверждаю:
Зам.директора по УВР
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Директор
Бакисова Л.О.
Шляпникова Н.И.
________
/Н.И.Шляпникова /
«___»
Приказ
№____________20___г
от «
» ________ 2016Приказ № __ от «___»_______20___г

Математика
Рабочая программа
для обучающегося 3а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
(индивидуальное обучение)
Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Цель обучения: Создать условия для знакомства с числами до 100
Задачи обучения:
1.Развитие умения выполнять сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд.
2. Формирование знания таблицы умножения и деления чисел 2,3,4,5,6.
3. Обучение умению читать, записывать, откладывать на счетах и сравнивать числа до 100.
4. Совершенствование умения решать задачи.
5. Закрепление умения вычерчивать углы и простые геометрические фигуры.
Краткая характеристика обучающегося.
У обучающегося снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой
сфере. Обучающийся выполняет задания с помощью учителя. Путается в понятиях «времена года», «дни недели». «времена суток». Пишет
левой рукой. Усвоил числовой ряд до 20. Путает числа 12 и 20. При счѐте пользуется числовой лентой. Арифметические действия
выполняет с помощью счѐт. Задачи анализирует с помощью учителя. Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник узнает и
называет. Линии проводит по линейке с помощью учителя. Основные цвета называет. При штриховке и раскрашивании выходит за контур.
Ожидаемые планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Будет возможность:
-познакомится с числами до 100.
-использовать название компонентов сложения, вычитания при выполнении заданий
-познакомиться с умножением и делением чисел до 20

-повторить знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
- решать, составлять изученные простые арифметические задачи;
- научиться выполнять арифметические действия с числами до 100 без перехода через десяток (сложение и вычитание круглых десятков,
двузначного и однозначного чисел)
-научиться различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии;
-познакомится с элементами четырехугольников; научится вычерчивать прямоугольник (квадрат) с помощью учителя
Личностные:
-появится положительное отношение и интерес к изучению математики;
-научится признавать собственные ошибки.
-будет возможность участвовать в обсуждении работы;
- научится задавать вопросы с целью получения информации;
- научится обращаться за помощью и принимать помощь;
Контрольно-измерительные материалы
Вводная контрольная работа
1. Записать следующие числа 5, …
15, ….,
9, ….
19, …
2. Записать предыдущие числа …., 7.
…, 11.
…, 20.
…, 1
3. Подчеркни однозначные числа
12, 5, 7, 8, 20, 13, 16, 2.
4. Запиши, какое это число
1дес.2ед - ……., 2 дес. - ……,
6 ед - ….
5. Реши примеры 10 +3 =
12 – 2 =
17 – 1 =
4 +0 =
6. Реши задачу: В классе 4 девочки и 5 мальчиков. Сколько всего детей в классе?
7. Начертить прямую, проходящую через 2 точки
Тест. Тема Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
Подчеркни правильный ответ
1. Чему равна сумма чисел 3 и 8?
5 11 12
2. Сколько прибавить к 7, чтобы получить 15?
8 6 9
3. Уменьшаемое 11, вычитаемое 9. Чему равен остаток?
20
2 3
4. Из какого числа вычли 5, если получили 8?
12 13 11
5. Сумма двух чисел 15. Первое слагаемое 6. Чему равно второе слагаемое?
9
6. Уменьши 18 на 9. Сколько получится?
7 1 9
Промежуточная контрольная работа по теме «Все действия в пределах 20»
1. Реши примеры
9 +2 =
11 – 3 =
4 +8 =
16 – 7=

7

8

2. Составь 2 примера на сложение и 2 примера на вычитание с переходом через десяток
3. Замени сложение умножением
3+3+3 =
4. Решить выражения
2 х2 = 15 : 3 = 13 + 3 -1 =
0 +7 +0 =
16 – 8 + 5=
5. Подчеркни числа, которые делятся на 2.
5, 8, 12, 17
6. У Васи было 17 карандашей. Из них 8 красных карандашей, а остальные синие. Сколько синих карандашей у Васи?
Тест Тема: Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток
Подчеркни правильный ответ
1. 40 +5 =
35 45 50
2. 38 – 8 =
30 31 40
3. 50 – 1 =
51 49 48
4. 69 +1=
68 70 60
5. 90 + 10=
100
91 80
6. 80 – 50 =
3
40
30
7. 78 + 22 =
90
80 100
Итоговая контрольная работа по теме «Решение примеров на все арифметические действия»
1.Какое это число? 2дес.7ед..- ….
7дес. - ….
6ед. - ….
10дес. - ….
2.Реши примеры
9+9 = 13 – 4 =
40 – 7 =
72 + 28 =
29 – 19 =
100 – 34 =
4 + 46 =
3.Реши выражения
30 + 12:4=
100 – 5х3=
(38 – 30):2=
44-40-4 =
4.Реши примеры с наименованными числами
1м. – 12 см=
1год – 12 мес.=
1ч.- 50мин.=
1р – 28к.=
5.Начерти две пересекающиеся прямые. Отметь точку пересечения.
Содержание рабочей программы
Раздел
Второй десяток.
Нумерация. Повторение
Сложение и вычитание
чисел в пределах 20 без

Дидактические единицы
Нумерация чисел в пределах 20; чѐтные - нечѐтные, однозначные - двузначные числа;
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд в пределах 20;
Решение простых задач на нахождение суммы и разности
Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Название компонентов и результатов сложения и
вычитания в речи учащихся.

перехода через десяток и с
переходом через десяток
(повторение)
Умножение и деление
чисел
Сотня
Сложение и вычитание
чисел до 100

Повторение

Число 0 как компонент сложения.
Сложение однозначных чисел с переходом через десяток путѐм разложения второго слагаемого на два числа.
Вычитание однозначных чисел из двузначных путѐм разложения вычитаемого слагаемого на два числа.
Таблицы состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток.
Смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух
видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
Таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц
умножения и деления
Числовой ряд 1 – 100 в прямом и обратном порядке;
счѐт, присчитывание, отсчитывание по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
откладывание на счѐтах любые числа в пределах 100;
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода
через разряд приѐмами устных вычислений
Сложение и вычитание круглых десятков
Порядок действий в примерах в 2 – 3 арифметических
действия.
Нумерация чисел в пределах 100; круглые десятки; порядок действий при решении примеров; чѐтные
нечѐтные, однозначные - двузначные числа;
Таблица умножения и деления в пределах 20
Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
Решение простых и составных задач.

Уровни качества образованности

знает

понимает

Отлично
«5»
Числа до 100, откладывает на счѐтах, линии:
прямую, кривую, отрезок;
единицы (меры) стоимости, длины: 1 к.,1 р.,1 см,
1дм., 1м.; ;
количество суток в неделе.
Порядок арифметических действий
Табличные случаи умножения и деления до 6.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода через разряд (60+7, 60+17,61+27, 92 +8,
61+39 и соответствующие случаи вычитания)

Хорошо
«4»
С помощью учителя исправляет
неточности в работе;
при выполнении заданий часто
требуется стимулирующая
помощь.
Табличные случаи до 3

Удовлетворит.
«3»
С организующей помощью счѐт в
пределах 100; линии: прямую, кривую,
отрезок;
геометрические фигуры: квадрат,
треугольник, прямоугольник.

Затрудняется в сложении и
вычитании чисел в пределе 100
С помощью учителя определяет
место единиц и десятков в

С помощью учителя выполняет
задания

применяет название, порядок дней недели;
единицы (меры) стоимости, длины: 1 к.,1 р.,1 см.,
1 дм.;
оценивает

Качество выполнения своей работы, степень
аккуратности, проводит самооценку.

двузначном числе и сотне
Затрудняется самостоятельно
использовать меры длины,
стоимости,
Не всегда адекватно оценивает
собственную работу, бывает не
согласен с выставленной
отметкой.

Меры длины, стоимости,
самостоятельно не применяет, часто
путает обозначения.
Практически всегда неадекватно
оценивает собственную работу, бывает
не согласен с выставленной отметкой.

Учебно-тематическое планирование (68ч)
Дата

Раздел
Второй
десяток.
Повторение

Кол-во
часов
5

Тема
Содержание

1.Нумерация в пределах 20 . Числа однозначные и двузначные.
2. Десятичный состав чисел Сравнение чисел в пределах 20
3. Арифметические действия с числами до 20

4. Меры измерения.
5. Вводная контрольная работа

Сложение и
вычитание
чисел второго
десятка

14

1.Увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц
2.Переместительное свойство сложения
3.Нуль – компонент сложения и вычитания
4.Точка пересечения линий
5.Прибавление чисел 6, 7, 8, 9
6.Таблица сложения в пределах 20 с переходом через разряд
7.Примеры с одним неизвестным
8.Присчитывание и отсчитывание по3 и 4. Углы
9.Вычитание чисел в пределах 20
10.Замена вычитаемых одним числом
11.Вычитание чисел 6, 7,8,9 Четырѐхугольники
12.Порядок действий в примерах со скобками
13.Решение примеров со скобками и без скобок.

-откладывание чисел в пределах 20 на
счѐтах
-выполнение арифметических действий
сложения и вычитания;
-образование чисел второго десятка
способом сложения.
-измерение и сравнение длин отрезков.
-решение задач на нахождение суммы и
остатка с помощью учителя
-составление краткой записи к задачам с
помощью учителя
Решение примеров на сложение и
вычитание.
Сравнение и сопоставление чисел в
пределах 20. Сравнение пары примеров
вида: 5+3, 15+3.
6-3,16-13 и их решение
Присчитывание и отсчитываениепо 3, 4
Решение примеров со скобками

Выполнение арифметических действий
сложения и вычитания;
Упражнения на нахождение и исправление
ошибок
Упражнения на сравнение

Умножение и 15
деление чисел
второго
десятка

Второй
десяток
(Умножение
и деление
чисел: все
случаи)

2

14.Сложение и вычитание с переходом через десяток. Тест

Игровые методы
Проблемное обучение
Создание «ситуации успеха»

1.Умножение – арифметическое действие. Знак умножения (х)
2.Замена сложения умножением и наоборот
3.Таблица умножения числа 2. Присчитывание по 2
4.Таблица деления на 2. Отсчитывание по 2 Знак
(:).Компоненты деления
5.Решение задач и примеров на деление
6.Замена умножения делением
7. Таблица умножения числа 3. Присчитывание по 3
8.Табличное умножение по 3
9.Таблица деления на 3. Отсчитывание по 3
10.Промежуточная контрольная работа. «Все действия в
пределах 20»
11.Таблица умножения числа 4. Присчитывание по 4
12. Таблица деления на 4. Отсчитывание по 4
13.Табличное умножение по 5, по 6
14.Таблица деления на 5, 6
равных частей. Отсчитывание по 5, по 6
15. Меры времени – год, месяц
Последовательность месяцев в году
1.Все случаи умножения и деления в пределах 20
2.Геометрические фигуры и тела: Шар, круг, окружность

Замена умножение на сложение и наоборот.
Знает таблицу умножения на 2, 3, 4, 5, 6 до 20
Знакомство с мерами времени: год, месяц.

Упражнения на нахождение и исправление
ошибок
Упражнения на сравнение
Игровые методы
выполнения действий по инструкции

Проблемное обучение
Создание «ситуации успеха»
Решение составных задач с учителем
Примеры на умножение и деление с
использованием таблицы Пифагора
Круг и шар.

Сотня.
Нумерация

Сложение и
вычитание
чисел до 100

7

19

1.Числа 21 –100
Десятичный состав чисел. Место десятков и единиц в числе
2.Прибавление 1 единицы к двузначному числу
Прибавление 1 десятка к двузначному числу
3.Вычитание единицы из круглых десятков
4.Таблица разрядов. Запись чисел до 100
5.Разложение двузначного числа на десятки и единицы
Составление двузначного числа из десятков и единиц и
соответствующие случаи вычитания
6.Круглые десятки
7.Мера длины - метр

Счѐт десятками до 100
Откладывает любые числа в пределах 100;

1.Сложение и вычитание круглых десятков
2.Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел
3.Центр, радиус окружности и круга
4.Вычитание круглых десятков из двузначных чисел (43 – 20)
5.Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц
6.Вычитание двузначных чисел из двузначных
7.Порядок действий I и II ступеней .Единица стоимости: рубль
8.Получение в сумме круглых десятков и 100
9.Образование числа 100 сложением двузначного числа с
однозначным
10.Сложение двузначного числа с двузначным без перехода
через разряд
(37 +12)
11.Образование числа 100 сложением двузначного числа с
двузначным
12.Упражнения в сложении двузначных чисел без перехода
через разряд
13.Вычитание однозначных чисел из круглых десятков (30 – 4)
14.Вычитание двузначных чисел из круглых десятков (50 – 23)
15.Упражнения в вычитании из круглых десятков.
16.Вычитание из 100 однозначных чисел (100 – 3)
Вычитание из 100 двузначных чисел
(100 – 24)

Все случаи сложения и вычитания чисел до
100 с использованием числового квадрата
Практическая работа с часами
назначение циркуля, умение пользоваться

Запись чисел до100
Знакомство с числовым квадратом
Раскладывает двузначные числа на разряды

выполнения действий по инструкции

Выполнение арифметических действий
сложения и вычитания;
Упражнения на нахождение и исправление
ошибок
Упражнения на сравнение
Игровые методы

Умножение и 4
деление чисел

Повторение

2

17.Составление задач по краткой записи
18.Все действия в пределах 100. Контрольная работа
19.Работа над ошибками. Меры времени – сутки, месяц, год,
минута
1.Умножение и деление в пределах 20
2.Составные арифметические задачи в два действия
3.Деление на 2,3 равные части и деление по 2,3
4.Деление на 4,5 равные части и деление по 4,5

1.Сложение и вычитание в пределах 100
Геометрические тела и фигуры
2. Итоговая контрольная работа по теме «Решение
примеров на все арифметические действия»

Арифметические действий умножения и
деления (на равные части и по
содержанию), различие двух видов
деления на уровне практических действий,
способа чтения и записи каждого вида
деления;
Счѐт до 100.

Упражнения на увеличение объѐма
памяти, мышления
Формирование навыков выполнения действий
по инструкции

Материально-техническое оснащение и литература:
1. Т. В. Алышева Математика, 3 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2018 год
2. Соколова Е.И. Учимся считать до 20. Москва. Академия развития, 2001
Дидактический материал в виде: счетного материала; числовой квадрат; таблиц на печатной основе;
- демонстрационный материал — измерительные инструменты и приспособления: линейки, наборы угольников;
- демонстрационных пособий для изучения мер времени, месяцев, геометрических величин, геометрических фигур и тел; аббак, таблица
Пифагора
- настольные развивающие игры;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».