Рабочая программа по ручному труду 3б класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«___»_____________20__г
Секретарь
Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Утверждаю:
Зам.директора по УВР
Директор
Бакисова Л.О
________
/Н.И.Шляпникова /
«___»№
_____________20__г
Приказ
от «
» ________ 2016

Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г

Ручной труд
Рабочая программа
для обучающихся 3 б класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Ельцова Л.И.
Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Цель: создание условий для всестороннего развития личности в процессе формирования трудовой культуры и
подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи изучения предмета:
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей
деятельности;
― формирование интереса к разнообразным видам труда;
― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; развитие
социально ценных качеств личности;
Краткая характеристика контингента обучающихся 3б класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в
эмоционально-волевой сфере. Обучающиеся знают правила поведения и работы на уроке, но необходимо повторять.
Обучающиеся выполняют задания под контролем и помощью учителя. Помощь просят, принимают, но не переносят
при выполнении подобных заданий.

Ожидаемые планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Будет возможность закрепить правила организации рабочего
места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости
от характера выполняемой работы, (рационально располагать
инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
-будет возможность вспомнить названия и некоторые свойства
поделочных материалов, используемых на уроках ручного
труда; соблюдать правила их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
-будет возможность повторить названия инструментов,
необходимых на уроках ручного труда, их устройства,
правилами техники безопасной работы с колющими и
режущими инструментами;
Будет возможность использовать выученные приемы работы
(разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия),
используемые на уроках ручного труда;
-будут учится проводить анализ объекта, подлежащего
изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств;
определение способов соединения деталей;
-будет возможность использовать в работе знакомый материал
(глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон;
нитки и ткань)
-будет возможность научиться проводить мелкий ремонт
одежды

-будут знать правила рациональной организации труда, включающих
упорядоченность действий и самодисциплину;
-будут знать об исторической, культурной и эстетической ценности
вещей; виды художественных ремесел;
-научатся находить необходимую информацию в материалах учебника,
рабочей тетради;
-будут знать и использовать правила безопасной работы с режущими и
колющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические
требований при выполнении трудовых работ;
-научатся использованию в работе разнообразной наглядности:
составление плана работы над изделием с опорой на предметнооперационные и графические планы, распознавание простейших
технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий
в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
-научатся осуществлению текущего самоконтроля выполняемых
практических действий и корректировка хода практической работы;
-научатся оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже
на образец);
-научатся установлению причинно-следственных связей между
выполняемыми действиями и их результатами;
-будут выполнять общественные поручения по уборке класса после
уроков трудового обучения

Личностные:
Научаться умению преодолевать собственные трудности и помогать другому;
-научаться работать в коллективе

-понимание того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице).
- будет возможность научиться оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-научаться корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Содержание программы
Раздел
Дидактические единицы
Работа с природными
материалами.

Свойства природных материалов, используемые в работе:
твёрдость, величина, цвет, разнообразные формы.
Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ,
столярный клей. Соблюдение санитарно – гигиенических
требований. Правила безопасной работы. Заготовка
природных материалов

Коррекционная работа
«Волшебный мешочек»
Упражнение «Исключи лишнее»
Проблемные ситуации
Работа в парах
Коррекция зрительного и слухового восприятия
через узнавание, запоминание;
Формирование навыков выполнения действий
по инструкции
Коррекция недоразвития моторных функций.
Развитие координации движений рук,
зрительно-двигательной координации;
Совершенствование навыков текущего
контроля при выполнении действий по
инструкции
Игра «Помоги Буратино попасть к папе Карло»

Работа с бумагой и картоном

Элементарные сведения о назначении картона как
материала для изготовления различной тары. Свойства
коробочкового картона: более толстый и прочный по
сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона.
Способы изготовления коробок. Правила безопасной
работы.

Работа с текстильными
материалами

Назначение косого обмёточного стежка. Нитки, ткани, их
свойства и назначение. Инструменты, применяемые в
работе с текстильными материалами. Организация
рабочего места, соблюдение санитарно – гигиенических
требований. Правила безопасной работы.

Развитие зрительного, слухового восприятия
Коррекция координации движений рук при
работе с текстильными материалами.
Упражнение «Исключи лишнее»
Проблемные ситуации
Формирование навыков выполнения действий
по инструкции

Работа с
металлоконструктором и
проволокой

Элементарные сведения о назначении и применении
проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки
(медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки:
сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и
толстая, мягкая и жёсткая (упругая). Инструменты для

Коррекция зрительного и слухового восприятия
через узнавание, запоминание;

Формирование навыков выполнения действий
по инструкции
Описание предметов по плану

Работа с древесиной

работы с проволокой, их назначение и применение:
кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной
работы. Организация рабочего места, соблюдение
санитарно – гигиенических требований при работе с
проволокой.
Детали металлоконструктора
Элементарные понятия о видах материалов из древесины:
доске, бруске, фанере. Технологические особенности
изделий из древесины – детали соединяют гвоздями и
шурупами. Инструменты для работы с деревом: пила
нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвёртка, их
назначение и применение. Понятие длины, ширины и
толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно
– гигиенические требования. Правила безопасной работы.

Конструирование на ощупь

Работа с шаблоном
Пальчиковая гимнастика

Развитие координации движений рук,
зрительно-двигательной координации;

Форма организации урока: фронтальная, коллективная
Дата

Раздел
1 четверть
Повторение

Работа с природными
материалами

Кол-во
часов
1

5

Календарно-тематическое планирование -68ч
Тема
Основные виды деятельности
Первая группа
Вторая группа
Рассматривает картинки. Повторяет названия
1.Материалы .Инструменты.
Называет материалы,
инструментов за
инструменты, которые
одноклассниками
используются на уроках Рассказывают о
ручного труда
правилах обращения с
Рассказывают о
колющими и
правилах обращения с
режущими
колющими и режущими инструментами
инструментами
1.Сбор природного материала. Экскурсия
Самостоятельно готовят Рабочее место готовят
2.Аппликация из засушенных листьев
рабочее место
под контролем учителя
«Девочка»
Выполняют
Работу выполняют с
3.Изготовление аппликации из засушенных практическую работу,
помощью учителя
листьев «Птица»
соблюдая технологию
4.Изготовление аппликации из скорлупы
изготовления
грецких орехов «Птицы на ветках»
аппликации

5. Изготовление аппликации из скорлупы
грецких орехов «Рыбки в аквариуме»

Работа с бумагой и
картоном

6

Работа с проволокой

4

Работа с древесиной.

2

Участвуют в анализе
педобразца
Оценивают
выполненную работу

1.Сорта бумаги и их назначение.
2.Виды и приёмы работы с бумагой и
картоном
3.Изготовление аппликации из обрывной
бумаги «Медвежонок»
4. Аппликация из бумаги «Осеннее дерево»
5.Окантовка картона полосками бумаги
6.Изготовление картины на окантованном
картоне.

Самостоятельно готовят
рабочее место
Выполняют
практическую работу,
соблюдая технологию
изготовления
аппликации
Участвуют в анализе
педобразца
Оценивают
выполненную работу
Работают с линейкой,
ножницами, клеем с
соблюдением правил
обращения
1.Применение проволоки в изделиях.
Участвуют в беседе
Свойства, инструменты.
Активны в игровых
2. Приёмы работы с проволокой. Правила
моментах «Убери
обращения с проволокой
лишнее»
3. Изготовление фигурок животных, птиц,
Выполняют
букв, цифр из проволоки.
практические работы по
4. Изготовление паука из скорлупы грецкого инструкции учителя
ореха и проволоки.
Изделие изготавливают
по составленному плану
1.Изделия из древесины. Способы
обработки ручными инструментами.
2.изготовление колышка для растений.

Участвуют в беседе
Выполняют
практические работы с
соблюдением правил
обращения с
инструментами

Рабочее место готовят
под контролем учителя
Работу выполняют с
помощью учителя

Участвуют в беседе
Активны в игровых
моментах «Убери
лишнее»
Выполняют
практические работы
по инструкции учителя
Изделие
изготавливают с
помощью учителя
Работу выполняют с
помощью учителя

2 четверть
Работа с природными
материалами

3

1.Изготовление объёмных изделий из
природных материалов. Приёмы работы с
пластилином
2.Изготовление объемных изделий. Ёжик из
пластилина и травы.
3. Птица из пластилина и сухой травы.

Работа с
4
металлоконструктором

1.Изделия из металлоконструктора,
инструменты для работы.
2.Сборка из планок треугольника.
3.Сборка из планок квадрата.
4. Сборка изделия по замыслу

Работа с проволокой

1

1.Изготовление из проволоки букв(работа в
группах)

Работа с бумагой и
картоном

6

1.Изготовление складной гирлянды из
цветной бумаги.
2.Изготовление элементов цепочки из
бумажных колец
3.Сборка цепочки
4.Изготовление аппликации из обрывной
бумаги «Ёлочка»

Называют приёмы
работы с пластилином,
выполняют
практическую работу
Анализируют
педобразец
Готовят рабочее место
Изготавливают изделия
по плану
Называют детали,
инструменты для работы
Соблюдают технику
безопасности при работе
Практическую работу
выполняют
самостоятельно

Называют приёмы
работы с пластилином,
выполняют
практическую работу
С минимальной
помощью учителя

Называют детали,
инструменты для
работы
Соблюдают технику
безопасности при
работе
Практическую работу
выполняют с помощью
учителя и
одноклассников
Называют свойства
Линейкой работают с
проволоки. Инструменты помощью
При работе с
Изготавливают
инструментами
простые буквы
соблюдают технику
безопасности
Отмеряют с помощью
линейки проволоку,
заданной длины
Работают в группах
Называют приёмы
Выполняют разметку
работы с бумагой,
по шаблону с
используя информацию
помощью
из учебника
Изготавливают
Проводят разметку по
изделия по
линейке
намеченному плану
Вырезают ножницами
под контролем

5.Изготовление плоской карнавальной
полумаски.
6.карнавальный головной убор. Работа в
группах.
3 четверть.
Работа с бумагой и
картоном.

4

Работа с
текстильными
материалами

5

Работа с древесиной

4

Работа с
текстильными

5

Выполняют
самостоятельно разметку
по шаблону
Изготавливают изделия
по намеченному плану
Работают в группах
1.Окантовка картона листом бумаги
Проводят разметку по
2. Упражнения по разметке с помощью
линейке
линейки. Нанесение рицовки.
Вырезают ножницами
3-4Изготовление складной доски для игры
Изготавливают изделия
по намеченному плану
При выполнении работы
закрепляют правила
работы с клеем,
ножницами
Участвуют в игровых
моментах
1.Применение ниток. Правила обращения с
Участвуют в беседе
иглой.
Используют
2.Строчка прямыми стежками.
информацию из
Сшивание двух кругов, выкроенных из
учебника
ткани.
Вдевают нитку в иголку
3.Строчка косыми стежками.
с минимальной
4.Изготовление закладки из картона
помощью
5.Оформление закладки кисточкой из ниток. Изделия выполняют под
контролем учителя по
плану
1.Экскурсия в столярную мастерскую.
Вырезают шаблон из
2.Изготовление аппликации из древесных
тонкого картона
опилок. Цыпленок.
Изделие выполняют по
3. Изготовление аппликации из древесных
плану самостоятельно
опилок. Собака.
4. Изготовление аппликации из древесных
опилок. Лебедь
1.Экскурсия в магазин «Ткани»
Участвуют в беседе с
2.Ткань. Виды работы с тканью.
использованием

учителя

Повторяют правила
работы с ножницами и
клеем.
Изделие выполняют с
помощью учителя

Участвуют в беседе
Используют
информацию из
учебника
Вдевают нитку в
иголку с помощью
Изделия выполняют с
учителем по плану
Работают с готовыми
контурами
Изделие выполняют
самостоятельно под
наблюдением
Участвуют в беседе с
использованием

материалами

3.Выкройка деталей для прихватки.
4. Изготовление прихватки, сшивание
косыми стежками.
5.Оформление прихватки аппликацией.

информации в учебнике
Изделие изготавливают
по намеченному плану

Проводят разметку по
линейке
Вырезают ножницами
Изготавливают изделия
по намеченному плану
При выполнении работы
закрепляют правила
работы с клеем,
ножницами
Участвуют в игровых
моментах
Участвуют в беседе с
использованием
информации в учебнике
Изделие изготавливают
по намеченному плану

4 четверть
Работа с бумагой и
картоном

6

1.Объемные изделия из картона. Назначение
и форма коробок.
2.Подготовка картона для изготовления
коробки.
3.Сборка коробки.
4. Оклейка коробки цветной бумагой.
5.Изготовление коробки с бортами,
соединенными встык.
6.Обклеивание стыков тканью.

Работа с
текстильными
материалами

6

1.Строчка прямого стежка в два приёма
2.Строчка косого стежка в два приёма
«Зигзаг»
3. Графические упражнения на бумаге в
клеточку.
4.Строчка косого стежка по поверхности
«Крестик»
5-6Закладка с вышивкой.

Работа с бумагой и
картоном

6

1.Конструирование игрушек из
геометрических тел. Изготовление конуса.
2.Изготовление конусов для матрёшки.
3.Сборка матрёшки.
4.Изготовление из бумаги собаки.
Подготовка деталей.
5.Сборка собаки.
6. Конструирование игрушки из
геометрических тел по замыслу.

Участвуют в беседе с
использованием
информации в учебнике
Изделие изготавливают
по намеченному плану
Самостоятельно
конструируют по
замыслу

информации в
учебнике
Изделие
изготавливают по
намеченному плану из
готовых деталей
Участвуют в беседе с
использованием
информации в
учебнике
Изделие
изготавливают с
помощью учителя

Участвуют в беседе с
использованием
информации в
учебнике
Изделие
изготавливают с
помощью учителя
Изделие
изготавливают по
намеченному плану
из готовых конусов и
цилиндров

Материал: бумага цветная, картон, набор пластилина, нитки цветные, природный материал, клей. проволока, древесина, опилки, онструктор
металлический.
Инструменты: ножницы, иглы, стеки, напильник, отвёртка, гаечные ключи, кусачки
Приспособления: подкладные доски, коробки для хранения природного материала, нитки, виды ткани
Модели геометрических фигур, тел.
Литература:
1.
Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 1998
2.
Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018 год
3.
Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия
развития», 1997


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».