Рабочая программа по речевой практике 3б класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол № __от
«___» ____________20___г
Секретарь
Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Утверждаю:
Зам. директора по УВР
Директор
Бакисова Л.О.
________
/Н.И.Шляпникова /
«___»№
_____________20__г
Приказ
от «
» ________ 2016

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» _________20__г

Речевая практика
Рабочая программа
для обучающихся 3 б класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Ельцова Л.И.
Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Краткая характеристика контингента обучающихся 3б класса.
У обучающихся несовершенство речевой практики затруднено включение детей в разнообразные нормы
коммуникации, снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в
эмоционально-волевой сфере. Учителя на уроке слушают, задания выполняют.
Ожидаемые результаты освоения программы учащимися.
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
– научатся формулировке просьб и желаний с использованием
– будут понимать содержания небольших по объёму сказок,
этикетных слов и выражений;
рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
–будет возможность участвовать в ролевых играх в соответствии с
– будут понимать содержания детских радио- и телепередач, ответы
речевыми возможностями;
на вопросы учителя;
–научатся восприятию на слух сказок и рассказов; отвечать на
– научатся выбирать правильные средства интонации с опорой на
вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
материал;
– будут принимать участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
– научатся выразительно произносить чистоговороик, короткие
– научатся высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые
стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения;
– будут участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту
– будут участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки

ребёнка;
– научатся отвечать на вопросы учителя по содержанию
прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач

по темам речевых ситуаций;
– научатся составлению рассказов с опорой на картинный или
картинно-символический план

Личностные:
Будет возможность культурно общаться в различных ситуациях;
Научатся преодолевать собственные трудности
Будет возможность выстраивать свои отношения на основе уважения в процессе совместной работы
Научатся использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
Будет возможность обращаться за помощью и принимать помощь;
Содержание учебного предмета
Раздел
Снова в школу!

Дидактические единицы

Коррекционная работа

Выполнение простых и составных устных инструкций учителя,
словесный отчёт о выполненных действиях. Соотнесение речи и
изображения .Повторение и воспроизведение по подобию, по
памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Игра «Приветствие»
Работа с картинками

Мы собрались поиграть

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Упражнения на дополнение предложений
с опорой на картинки и личный опыт
обучающихся
Беседы
Игра «Копилка вопросов»

В библиотеке

Правила речевого общения. «Ты» и «Вы», обращение по имени и
отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или
остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Сказки про Машу

Слушание небольших литературных произведений в изложении
педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по
прослушанному тексту, пересказ.
Формулы «здравствуйте», «до свидания». Жесты приветствия и
прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или

выбор картинки по её описанию; выполнение
практических заданий по словесной
инструкции, слушание и понимание текста,
читаемого учителем, рассказов
одноклассников

Разучивание считалки

Работа с иллюстративным материалом для
увеличения объема внимания
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции
Игра «Угадай, где я был»

Отправляюсь в магазин

«Звуковые загадки»
Подбор картинок
Игра «Живые загадки»

Упражнения на дополнение предложений
с опорой на картинки и личный опыт

остановиться, посмотреть в глаза человеку.

обучающихся
Беседы
Ролевые игры

Телефонный разговор

Я – зритель

Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения
автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к
телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…»,
«Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с
помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да»,
«Я слушаю».
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….»,
«Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.).

Развитие навыка связного высказывания
Использование картинного материала для
развития внимания, зрительного восприятия

Упражнения на дополнение предложений
с опорой на картинки и личный опыт
обучающихся
Беседы
Ролевые игры

Какая сегодня погода?

Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в
речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Снегурочка

Прослушивание аудиозаписи
Совершенствование интонационных и жестово-мимических умений

Рассказывание с опорой на картинки
Подбор картинок
Инсценирование

Весёлый праздник

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и
старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.
Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать
…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.

Заучивание скороговорки «Принимаю
поздравленья и подарки в день рожденья»
Игра «Не пропусти свой день рожденья»
Ролевая игра «День рожденья»

Учимся понимать животных

Обсуждение замыслов рисунков. Понимание без слов «Я проголодался»,
«Пойдем гулять1»

Упражнения на дополнение предложений
с опорой на картинки и личный опыт
обучающихся
Беседы

Узнай меня!

Актуализация знаний о себе
Отношение к окружающим людям
Описание внешности.

Работа с иллюстративным материалом для
увеличения объема внимания
Формирование навыков выполнения
действий по инструкции

Составление рассказов

Игра «Узнай себя»

Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная
Календарно-тематическое планирование – 68ч
Дата раздел
Кол-во тема
Основные виды деятельности
часов
Первая группа
Вторая группа
Снова в школу! 5
1.Школьные правила
Применяют на практике Применяют на
2.Знакомство с стихотворением А.Шибаева
правила поведения (на
практике правила
«Винегрет»
уроке, на перемене)
поведения (на уроке,
3.Срставляем рассказ о летних каникулах.
Отвечают на вопросы
на перемене)
4.Составление памятки «Секреты вежливого
учителя в процессе
Участвуют в
общения»
беседы.
составлении памятки
5.Игра «Конкурс вопросов рассказчику»
Проигрывают ситуаций,
изображённых на
картинке
Составляют предложения
(рассказ) на заданную тему
Мы собрались
поиграть

5

1.Составление предложений по сюжетным картинкам
2.Разучивание считалки к игре
3.Правила игры «Рыбалка»
4.Организация обмена мнениями по проблеме «Какая
игра самая интересная?»
5. «Копилка игр»

Под руководством
учителя «проигрывают»
обозначенные ситуации
Дополняют предложения
с опорой на картинки
Распространяют рассказ
по плану

Принимают посильное
участие в работе по теме
урока

Составляют
вопросительные
предложения

Сказки про
Машу

6

1.Маша в сказках.
2.Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и
медведь»
3.Игра «Рассказ по кругу»
4. Инсценирование отрывка из сказки «Три
медведя»
5. Коллективное составление новой сказки о Маше.
6.Составление иллюстраций по сюжетам сказок.

Применяют на практике
правила поведения в
библиотеке
Участвуют в ролевых
играх
Отвечают на вопросы
учителя
Взаимодействуют с
одноклассниками

Отправляюсь в

5

1.Вывески – слова.

Слушают чтение сказки

Применяют на
практике правила
поведения в
библиотеке
Участвуют в ролевых
играх
Отвечают на вопросы
учителя
Взаимодействуют с
одноклассниками
Слушают чтение

магазин

Телефонный
разговор

6

Ролевая игра
«В
библиотеке»

5

Я - зритель

6

Какая сегодня
погода?

5

2.Рисование вывесок-картинок для различных
отделов в магазинах.
3.Моделирование диалога между продавцом и
покупателем
4.Ролевая игра «В магазине»
5.Экскурсия в магазин для осуществления покупки.
1.Алло, алло!
2.Моделирование телефонных разговоров
3.Правила ведения телефонного разговора
4.Составление предложений по иллюстрациям
5.Ролевые игры
6.Чтение по ролям диалогов сказки К.Чуковского
«Телефон»
1.Правила в библиотеке
2.Разыгрывание возможных диалогов с библиотекарем.
3.Посещение библиотеки.
4.Игра «Прятки со сказкой»

1.Я в кино
2.Моделирование диалогов между зрителем и
кассиром.
3.Игра «Я дарю тебе билет»
4.Правила вежливого зрителя
5.Ролевая игра «Кинотеатр»
6.Я иду в театр.
1.Знакомство с стихотворением «Утром я поспать
хотел…»
2.Составление предложений с опорой на схемы.
3.Работа с информацией из газет на тему «Прогноз
погоды»
4. Игра «Когда это бывает?»

«Три медведя».
Пересказывают и
инсценируют сказку.
Передают голосом
характер героев сказки

Участвуют в
инсценировании
Составляют сказку

Составляют сказку

Задают друг другу и
учителю уточняющие
вопросы
Обмениваются друг с
другом информацией по
теме

Проговаривают правила
культурного поведения в
обществе.

Называют слова –
приветствия.
Ориентируются в
разнообразии телефонов.
Называют правила
общения.
Применяют полученные
знания на практике.

Называют правила
общения.
Применяют
полученные знания на
практике.
Участвуют в ролевых
играх
Составляют
предложения по
картинкам
Участвуют в ролевых
играх
Составляют
предложения по
картинкам

Моделируют диалоги
Участвуют в ролевых
играх
Составляют
предложения по
картинкам
Задают друг другу и
учителю уточняющие
вопросы
Обмениваются друг с
другом информацией по
теме

Участвуют в ролевых
играх

Обмениваются друг с
другом информацией
по теме

5.Заметка о погоде в газету.
Снегурочка

6

1.Кто такой рассказчик?
2.Прослушивание сказки «Снегурочка»
3.Составление предложений к эпизодам сказки
4.Коллективное рассказывание сказки «Рассказ по
кругу»
5.Конкурс «Мастер сказки сказывать»
6.Театрализованное представление сказки с
использованием элементов костюмов.
1.Приглашаем в дом гостей.
2.Проигрывание конкурсов для гостей.
3.Правила поведения в гостях.
4. Проигрывание возможных диалогов за столом.
5. Ролевая игра «Приём гостей»
6.Коллективное составление рассказов по картинкам

Слушают учителя
Составляют
предложения по
заданной теме
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки

Весёлый
праздник

6

Учимся
понимать
животных

6

1.Беседа о домашних животных
2.Общение животных с человеком.
3.Мой питомец.
4.Правила ухода за домашним животным.
5.Игра «Расскажи мою историю» (по прочитанным
произведениям о животных)
6.Моделирование поведения животных в различных
ситуациях.

6

1.Чтение стихотворения «Поглядите-ка, друзья…»
2.Игра «Наш портрет»
3.Самостоятельное составление описаний внешности:
игра «Узнай себя»
4.Работа с иллюстрациями по теме
5.Интерпретация игры «Светофор»
6.Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!»

Высказываются об
отношении к животным,
о правилах ухода
Составляют рассказ о
своём питомце
Участвуют в
моделировании
поведения животных в
различных ситуациях
Составляют описание
внешности
Составляют
предложения к
картинкам
Участвуют в обсуждении
выполненных заданий

Узнай меня

Участвуют в беседе,
составляют предложения
с опорой на картинку и
графическую схему,
отвечают на вопросы в
беседе
Участвуют в
составлении конкурсов,
игр для гостей

Слушают учителя и
одноклассников
Составляют
предложения по
заданной теме
Участвуют в
коллективном
рассказывании сказки
Участвуют в
проигрывании
конкурсов, в
коллективном
составлении рассказов

Высказываются об
отношении к
животным, о правилах
ухода
Составляют рассказ о
своём питомце

Составляют описание
внешности
Составляют
предложения к
картинкам
Участвуют в
обсуждении

выполненных заданий
Материально – техническое обеспечение и литература
1. С.В.Комарова Речевая практика 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы М «Просвещение» 2018
2. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: ООО «Издательство Астрель», 2000
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
Наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;
Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».