Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № __от «___» ____________20___г Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» Утверждаю: Зам. директора по УВР Директор Бакисова Л.О. ________ /Н.И.Шляпникова / «___»№ _____________20__г Приказ от « » ________ 2016 «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» _________20__г Речевая практика Рабочая программа для обучающихся 3 б класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год Составитель: Ельцова Л.И. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Краткая характеристика контингента обучающихся 3б класса. У обучающихся несовершенство речевой практики затруднено включение детей в разнообразные нормы коммуникации, снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Учителя на уроке слушают, задания выполняют. Ожидаемые результаты освоения программы учащимися. Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень – научатся формулировке просьб и желаний с использованием – будут понимать содержания небольших по объёму сказок, этикетных слов и выражений; рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы; –будет возможность участвовать в ролевых играх в соответствии с – будут понимать содержания детских радио- и телепередач, ответы речевыми возможностями; на вопросы учителя; –научатся восприятию на слух сказок и рассказов; отвечать на – научатся выбирать правильные средства интонации с опорой на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный образец речи учителя и анализ речевой ситуации; материал; – будут принимать участие в диалогах по темам речевых ситуаций; – научатся выразительно произносить чистоговороик, короткие – научатся высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые стихотворения с опорой на образец чтения учителя; действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения; – будут участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту – будут участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки ребёнка; – научатся отвечать на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач по темам речевых ситуаций; – научатся составлению рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план Личностные: Будет возможность культурно общаться в различных ситуациях; Научатся преодолевать собственные трудности Будет возможность выстраивать свои отношения на основе уважения в процессе совместной работы Научатся использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; Будет возможность обращаться за помощью и принимать помощь; Содержание учебного предмета Раздел Снова в школу! Дидактические единицы Коррекционная работа Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчёт о выполненных действиях. Соотнесение речи и изображения .Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Игра «Приветствие» Работа с картинками Мы собрались поиграть Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Упражнения на дополнение предложений с опорой на картинки и личный опыт обучающихся Беседы Игра «Копилка вопросов» В библиотеке Правила речевого общения. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Сказки про Машу Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ. Формулы «здравствуйте», «до свидания». Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или выбор картинки по её описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции, слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников Разучивание считалки Работа с иллюстративным материалом для увеличения объема внимания Формирование навыков выполнения действий по инструкции Игра «Угадай, где я был» Отправляюсь в магазин «Звуковые загадки» Подбор картинок Игра «Живые загадки» Упражнения на дополнение предложений с опорой на картинки и личный опыт остановиться, посмотреть в глаза человеку. обучающихся Беседы Ролевые игры Телефонный разговор Я – зритель Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю». Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …». Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Развитие навыка связного высказывания Использование картинного материала для развития внимания, зрительного восприятия Упражнения на дополнение предложений с опорой на картинки и личный опыт обучающихся Беседы Ролевые игры Какая сегодня погода? Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении. Снегурочка Прослушивание аудиозаписи Совершенствование интонационных и жестово-мимических умений Рассказывание с опорой на картинки Подбор картинок Инсценирование Весёлый праздник Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Заучивание скороговорки «Принимаю поздравленья и подарки в день рожденья» Игра «Не пропусти свой день рожденья» Ролевая игра «День рожденья» Учимся понимать животных Обсуждение замыслов рисунков. Понимание без слов «Я проголодался», «Пойдем гулять1» Упражнения на дополнение предложений с опорой на картинки и личный опыт обучающихся Беседы Узнай меня! Актуализация знаний о себе Отношение к окружающим людям Описание внешности. Работа с иллюстративным материалом для увеличения объема внимания Формирование навыков выполнения действий по инструкции Составление рассказов Игра «Узнай себя» Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная Календарно-тематическое планирование – 68ч Дата раздел Кол-во тема Основные виды деятельности часов Первая группа Вторая группа Снова в школу! 5 1.Школьные правила Применяют на практике Применяют на 2.Знакомство с стихотворением А.Шибаева правила поведения (на практике правила «Винегрет» уроке, на перемене) поведения (на уроке, 3.Срставляем рассказ о летних каникулах. Отвечают на вопросы на перемене) 4.Составление памятки «Секреты вежливого учителя в процессе Участвуют в общения» беседы. составлении памятки 5.Игра «Конкурс вопросов рассказчику» Проигрывают ситуаций, изображённых на картинке Составляют предложения (рассказ) на заданную тему Мы собрались поиграть 5 1.Составление предложений по сюжетным картинкам 2.Разучивание считалки к игре 3.Правила игры «Рыбалка» 4.Организация обмена мнениями по проблеме «Какая игра самая интересная?» 5. «Копилка игр» Под руководством учителя «проигрывают» обозначенные ситуации Дополняют предложения с опорой на картинки Распространяют рассказ по плану Принимают посильное участие в работе по теме урока Составляют вопросительные предложения Сказки про Машу 6 1.Маша в сказках. 2.Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь» 3.Игра «Рассказ по кругу» 4. Инсценирование отрывка из сказки «Три медведя» 5. Коллективное составление новой сказки о Маше. 6.Составление иллюстраций по сюжетам сказок. Применяют на практике правила поведения в библиотеке Участвуют в ролевых играх Отвечают на вопросы учителя Взаимодействуют с одноклассниками Отправляюсь в 5 1.Вывески – слова. Слушают чтение сказки Применяют на практике правила поведения в библиотеке Участвуют в ролевых играх Отвечают на вопросы учителя Взаимодействуют с одноклассниками Слушают чтение магазин Телефонный разговор 6 Ролевая игра «В библиотеке» 5 Я - зритель 6 Какая сегодня погода? 5 2.Рисование вывесок-картинок для различных отделов в магазинах. 3.Моделирование диалога между продавцом и покупателем 4.Ролевая игра «В магазине» 5.Экскурсия в магазин для осуществления покупки. 1.Алло, алло! 2.Моделирование телефонных разговоров 3.Правила ведения телефонного разговора 4.Составление предложений по иллюстрациям 5.Ролевые игры 6.Чтение по ролям диалогов сказки К.Чуковского «Телефон» 1.Правила в библиотеке 2.Разыгрывание возможных диалогов с библиотекарем. 3.Посещение библиотеки. 4.Игра «Прятки со сказкой» 1.Я в кино 2.Моделирование диалогов между зрителем и кассиром. 3.Игра «Я дарю тебе билет» 4.Правила вежливого зрителя 5.Ролевая игра «Кинотеатр» 6.Я иду в театр. 1.Знакомство с стихотворением «Утром я поспать хотел…» 2.Составление предложений с опорой на схемы. 3.Работа с информацией из газет на тему «Прогноз погоды» 4. Игра «Когда это бывает?» «Три медведя». Пересказывают и инсценируют сказку. Передают голосом характер героев сказки Участвуют в инсценировании Составляют сказку Составляют сказку Задают друг другу и учителю уточняющие вопросы Обмениваются друг с другом информацией по теме Проговаривают правила культурного поведения в обществе. Называют слова – приветствия. Ориентируются в разнообразии телефонов. Называют правила общения. Применяют полученные знания на практике. Называют правила общения. Применяют полученные знания на практике. Участвуют в ролевых играх Составляют предложения по картинкам Участвуют в ролевых играх Составляют предложения по картинкам Моделируют диалоги Участвуют в ролевых играх Составляют предложения по картинкам Задают друг другу и учителю уточняющие вопросы Обмениваются друг с другом информацией по теме Участвуют в ролевых играх Обмениваются друг с другом информацией по теме 5.Заметка о погоде в газету. Снегурочка 6 1.Кто такой рассказчик? 2.Прослушивание сказки «Снегурочка» 3.Составление предложений к эпизодам сказки 4.Коллективное рассказывание сказки «Рассказ по кругу» 5.Конкурс «Мастер сказки сказывать» 6.Театрализованное представление сказки с использованием элементов костюмов. 1.Приглашаем в дом гостей. 2.Проигрывание конкурсов для гостей. 3.Правила поведения в гостях. 4. Проигрывание возможных диалогов за столом. 5. Ролевая игра «Приём гостей» 6.Коллективное составление рассказов по картинкам Слушают учителя Составляют предложения по заданной теме Участвуют в коллективном рассказывании сказки Весёлый праздник 6 Учимся понимать животных 6 1.Беседа о домашних животных 2.Общение животных с человеком. 3.Мой питомец. 4.Правила ухода за домашним животным. 5.Игра «Расскажи мою историю» (по прочитанным произведениям о животных) 6.Моделирование поведения животных в различных ситуациях. 6 1.Чтение стихотворения «Поглядите-ка, друзья…» 2.Игра «Наш портрет» 3.Самостоятельное составление описаний внешности: игра «Узнай себя» 4.Работа с иллюстрациями по теме 5.Интерпретация игры «Светофор» 6.Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!» Высказываются об отношении к животным, о правилах ухода Составляют рассказ о своём питомце Участвуют в моделировании поведения животных в различных ситуациях Составляют описание внешности Составляют предложения к картинкам Участвуют в обсуждении выполненных заданий Узнай меня Участвуют в беседе, составляют предложения с опорой на картинку и графическую схему, отвечают на вопросы в беседе Участвуют в составлении конкурсов, игр для гостей Слушают учителя и одноклассников Составляют предложения по заданной теме Участвуют в коллективном рассказывании сказки Участвуют в проигрывании конкурсов, в коллективном составлении рассказов Высказываются об отношении к животным, о правилах ухода Составляют рассказ о своём питомце Составляют описание внешности Составляют предложения к картинкам Участвуют в обсуждении выполненных заданий Материально – техническое обеспечение и литература 1. С.В.Комарова Речевая практика 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М «Просвещение» 2018 2. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: ООО «Издательство Астрель», 2000 Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами; Наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами; Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска.