Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________2021__г. Секретарь _____ «Согласовано» Зам. директора по УВР ____________Л.О. Бакисова «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» _____________Н.И.Шляпникова «____»____________2021__ г. Приказ № ___ от «___»___2021_ г. Рабочая программа для учащейся 5 класса Пукало Варвары (индивидуальное обучение) Автор-составитель: учитель инд. обучения Миронова Татьяна Викторовна Реж, 2021 Пояснительная записка к рабочей программе (в свете требований ФГОС) 1. Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для обучающейся 5 класса написана на основе АОП «Центра «Дар», учебного плана «Центра »Дар» и программы ФГОС для умственно-отсталых детей. Предметы: русский язык (1ч), математика (1ч) в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно –нравстенного развития и воспитания личности гражданина России и системно деятельностным подходом. 2. В предстоящем учебном годупредполагаетсяучитывая способности и возможности учащейся в связи с состоянием здоровьядля успешного прохождения образовательной программы за 5 класс. 3. В течении учебного года будут использованы следующие способы подачи материала: наблюдение, опыт, демонстрация, практическаяработа, работа с природным материалом, работа с карточками, беседа, исследовательская работа. Внимание ученицы на уроке планируется концентрировать с помощью радостного приветствия, разъяснения цели урока, наглядности, проговаривать, чем интересен именно данный урок. Сложности могутзаключаться в том, что на данный момент необходимо подобрать для работы с учащейся наиболее эффективные методы и приемы.Трудности можнопреодолеть следующим образом: частая смена видов деятельности на уроке, использование здоровьесберегающих технологий, использование различных видов наглядности, подбор методов для достижения результата. 4. В процессе обучения планируется применять следующие методы и приемы: А) Здоровьесберегающие технологии Б) Метод эмоциональной окрашенности материала. В) Работа с природным материалом. Г) Метод проектов. Д) Опыты и наблюдения. Ж) Коррекционно-развивающие игры. З) Беседа. Наиболее эффективными для данной учащейся отмечаю здоровьесберегающие технологии, метод эмоциональной окрашенности материала, опыты и наблюдения. 5. В течение учебного года буду придерживаться в основном следующей структуры урока: - Организация начала урока. - Проверка домашнего задания. - Постановка целей и задач урока. - Объяснение - Коррекция при изучении новых знаний. - Физкультминутка. - Закрепление. - Повторение. - Подведение итогов и оценка работы учащегося. - Домашнее задание. Данная структура применялась мной для уроков изучения новых знаний. Но, в зависимости от типа уроков, использовала и другие структуры. Вводный урок. 1.Организация начала урока. 2.Проверка домашнего задания. 3. Постановка цели и задач урока. 4.Систематизация имеющихся у учащегося знаний. Коррекция в работе над систематизацией имеющихся знаний. 5. Физкультминутка. 6. Подведение итогов урока. 7. Задание на дом. Контрольный урок. 1.Объяснение цели проверки и инструкция по организации работы. Проверка готовности учащегося к выполнению задания. 2.Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения 3. Работа учащегося с корригирующей помощью учителя. 4.Предварительное подведение итогов урока. Комбинированный урок 1.Организация начала урока. 2. Организация учебной деятельности. 3. Проверка домашнего задания. 4. Повторение ранее изученного материала. 5. Подготовка к восприятию нового материала. 6.Объяснение нового материала. 7. Физкультминутка 8.Коррекция в процессе получения новых знаний. 9.Закрепление и повторение изученного материала. 10.Подведение итогов урока и оценка знаний. 11. Задание на дом. 12. Вывод из урока. Урок-экскурсия 1. 2. 3. 4. 5. 6. Постановка цели и задачи экскурсии, объявление темы. Подготовка к экскурсии. Чтение инструкций Проведение экскурсии. Беседа по результатам экскурсии. Домашнее задание: составление отчета о ходе экскурсии. Вывод: для каждого типа уроков характерна своя структура, но наиболее эффективна структура комбинированного урока. 6. Коррекционная работа – неотъемлемая часть работы с детьми инвалидами. Применяется на каждом уроке. Придерживаюсь в работе следующих принципов. Излагаемый материал должен быть научным достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт ребенка. На каждомуроке должны осуществляться межпредметные связи. Урок должен быть оснащен дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, схемы, карточки, шаблоны и т.д.). На уроке должны осуществляться инновационные процессы. На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим (проведение физкультминуток). Коррекция заключается в том, что методы, включенные в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функцию. Необходима смена видов деятельности на уроке. Примеры коррекционной работы: Русский язык – применение карточек с индивидуальными заданиями; выполнение упражнений вида: «Меняем порядок»; «Складываем слова из половинок»; «Спиши, исправив ошибку»; «Подбери к слову родственные слова». Математика – применение карточек с индивидуальными заданиями, раздаточный материал; коррекционно-развивающие игры: «Заполни пропуски в предложениях»; «Задачки на смекалку»; «Закончи запись»; «Правильно или нет». Физкультминутки – пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; Общеразвивающие упражнения в стихах. 7. Методы и приемы, которые помогут дать результат. 1)Применение проектных технологий. 2)Коррекционно-развивающие игры. 3)Обучение анализу, синтезу и обобщению. 4)Здоровьесберегающие технологии (соблюдение санитарных норм на уроке (продолжительность, частая смена видов деятельности, проветривание перед уроком) , упражнения для органа зрения и слуха, физкультминутки, пальчиковая гимнастика) 5) Максимальный учет индивидуальных особенностей ученика и состояния его здоровья. 6)Социальная адаптация учащегося. Данные методы и приемы эффективно сработают в комплексе с педагогическим опытом учителя; их положительный результат произойдет от того, что методы и приемы тщательно будут подобраны к данному учащемуся в связи с его индивидуальными особенностями способом апробирования и подбора более приемлемых, направленных на достижение результата. Результат выражается в следующем: Личностный результат: учащаяся осознает, что может, и что пока ей не удается; понимает эмоциональные состояния других людей; понимает язык эмоций; проявляет собственные чувства; проявляет интерес к действиям другого человека; осознает себя в семейно-бытовой роли, осознает процесс обучения, проявляет к нему интерес. Предметный результат: Математика: а) формулирует свое отношение к происходящему; б) читает, записывает и сравнивает числа в пределах 10; в) сравнивает группы предметов с помощью составления пар; г) образовывает и записывает числа первого порядка; д) считает в пределах 10; е) складывает и вычитает в пределах 10; и) работает с мерами стоимости; к) умеет работать со счетным материалом. Русский язык:знает и буквы алфавита и умеет их писать, соотносит слова – названия предметов со словами; соотносит слова – названия действий со словами, обозначающими предметы. Знает, как составить простое предложение, как связаны слова в предложении. 8. Буду применять следующие единые требования в учебном процессе: единые нормы написания контрольных работ для детей с тяжелой умственной отсталостью; урок начинается и заканчивается по звонку; каждая минута урока используется для организации активной познавательной деятельности учащихся; воспитательная функция урока органически связана с образовательной, развивающей; воспитание на уроке осуществляется через содержание, организацию, методику урока, влияние личности учителя; единые требования в оформлении и ведении тетрадей, на едином орфографическом режиме; обращение к учащемуся уважительное, тон спокойный и сдержанный; регулирование поведения учащегося достигается взглядом; изменением тембра голоса, молчанием и другими педагогическими способами. Аннотация к рабочей программе Рус ск ий яз ык 5 кл асс Цель обучения: 1.формир ование первонача льных представл ений о единстве и многообр азии языкового и культурно го пространс тва России, о языке как основе национал ьного самосозна ния; 2.развити е диалогиче ской и монологи ческой устной и Раздел ы: 1.Букв ы строчн ые и пропис ные 2. Написа ние слогов из букв, слов из слогов. 3.Спис ывание слов и предло жений 4.Повт орение и обобще ние Проектны е технологи и Работа с дидактиче ским материал ом (карточки , иллюстра ции). Постанов ка проблемн ой задачи Личностный результат: а) пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания; б) формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурноисторической ценности; Метапредметны й результат: Коррекция волевых усилий при выполнении задания Предметный результат: В работе сучащейся в этом учебном году необходимо обратить внимание на знание и правильное написание букв, 3 4 ч а с а в г о д , 1 ч а с в н е д е л ю Собеседование Проектноисследовательские работы Творческие работы Вводный диктант Диктант за 1 полугодие годовой диктант Ми рон ова Т.В . письменн ой речи; 3.развити е коммуник ативных умений; 4.развити е нравствен ных и эстетичес ких чувств; 5.развити е способно стей к творческо й деятельно сти. Ма те ма ти ка 5 кл асс Цель обучения: организаци я индивидуал ьного обучения на практическо й, наглядной основе (применени е раздаточног о дидактичес кого материала для самостояте льной работы учащихся, использова ние необходим ых наглядных пособий), проведение экскурсий, дидактичес ких игр, учить следовать правилам. Раздел ы: 1.Повт орение матери ала 2 класса 2. Образо вание чисел от 1 до 10. Действ ия с цифра ми 3.Мер ы стоимо сти. Знаком ство с монета ми 4.Экск урсии Игровые технологи и (игры с цифрами). Использо вание нагляднодидактиче ского материала . Индивиду альные карточкизадания. Практиче ские работы. 34 часа в Личностный год, 1 час в результат: а) проявлять неделю интерес к новому материалу; б)овладение навыками самоконтроля. Метапредметны й результат: а)применениеобщ еучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, квалификация); б) анализ предложенного текста упражнения; в) установление причинноследственных связей; г) построение логической цепи рассуждений; Предметный результат: Вводная контрольная работа Контрольная работа за 1 полугодие Годовая контрольная работа Ми рон ова Т.В . а) формулировать свое отношение к происходящему; б) читать, записывать и сравнивать числа в пределах 3; в) сравнивать группы предметов с помощью составления пар; г) образовывать и записывать числа первого порядка; д) считать в пределах 3; е) складывать и вычитать в пределах 3; и) работать с мерами стоимости; к) умение работать со счетным материалом. наблюдени й. Критерии оценивания Язык и речь Русский язык 1.1 .Оценка устных ответов Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы по русскому языку. При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умении практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа. Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры: допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Отметка «4» ставится ученику, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает не точности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя. 1.2 Оценка письменных работ учащихся. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ. Основными видами классных и домашних работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, грамматический разбор. При небрежном выполнении письменных работ, большое количество исправлений, искажений в начертании букв их соединений оценка снижается на один балл, если это не связанно с нарушением моторики у детей. 1.3. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). При проведении контрольных диктантов или списывания с грамматическим заданием объем текста следует уменьшить. Основные виды контрольных работ в 5классе – диктанты. В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение части слова, части речи, членов предложения на основе установления слов в предложении, конструирования предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Текст для диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделить орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложенный текст должен быть понятен учащемуся коррекционной школы. Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста. Примерный объем текстов контрольных работ в 5 кл – 45-50 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальныхособенностей усвоения учебногоматериала учеником. При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами: Отметка «5» ставится за работу, написанную без ошибок. Отметка «4» ставится за работу с 1 -2 ошибками. Отметка «3» ставится за работу с 3 – 5 ошибками. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «и»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается; б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: - повторение одной и той же буквы (например, посуда) - не дописывание слов; - пропуск одной части слова при переносе; - повторное написание одного и того же слова в предложении. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелым нарушением речи – искажение звука – буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценок все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами: Отметка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное условие грамматических понятий, правил, умеет применять свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1 – 2 исправления. Отметка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает условие изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки. Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает не достаточного понимание изученного материала, затрудняется в применение своих знаний, допускает 4 -5 ошибок или не справляется с одним из заданий. Критерии оценивания Математика Знания, ученика и навыки по математике оцениваются по результатам индивидуального опроса учащегося, текущих и итоговых письменных работ. Оценка устных ответов. Отметка «5» ставится ученику, если он: а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные ему вопросы, может подтвердить правильность своего ответа предметно – практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решений; в) умеет объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрическую фигуру, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости и пространстве; д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструмента, умеет объяснить последовательность работы. Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, название промежуточных результатов вслух, опоре на образе реальных предметов; в) при решениях задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной помощью правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредотачивающей внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах его объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает самостоятельно, исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Отметка «3» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдения алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы; демонстрации приемов ее выполнения. Письменная проверка знаний, умений и навыков учащихся. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т.д.) либо комбинированными, это зависит от цели работы и возможностей обучающегося. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащемуся требовалось 35 – 40 минут. В комбинированную контрольную работу могут быть включены 1-2-3 простые задачи или две составные задачи, примеры в одно или несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий), математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке письменных работ учащихся по математике грубой ошибкой следует считать: неверное выполнение вычислений вследствие не точного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение не нужных действий, искажение смысла вопросов, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются: ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение формулировки вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (название компонентов и результатов действий, величин и др.) При оценке комбинированных работ: Отметка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Отметка «4» ставится, если в работе имеются 2 – 3 негрубые ошибки. Отметка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная, или решена одна из двух составных задач, хотя бы и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Отметка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно. Отметка «4» ставится, если допущены 1 – 2 негрубые ошибки. Отметка «3» ставится, если допущены 1 – 2 грубые ошибки или 3 – 4 негрубые. Контрольно-измерительные материалы по математике 1. Контрольная работа № 1. Тема: «Сотня». 1. Решите задачу. Для озеленения сквера в первый день привезли 50 кустов сирени, а во второй на 16 кустов меньше. Сколько всего кустов сирени привезли за два дня? 2. Решите примеры. 42-15 26+37 54-19 6×4:3 5×6:10 4×6:3 3. Найти неизвестный компонент. X+30=80 91- X=45 2. Контрольная работа № 2. Тема: «Тысяча. Геометрический материал». Решите задачу. В парке посадили 224 саженцев березы, а саженцев липы на 104 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке? • Решите примеры. 276-176 324+651 • 321+204 836-520 432-302 325+223 628-(400+128) 724-(324+100) • Начертите треугольник, прямоугольник, квадрат 3. Контрольная работа № 3. Тема: «Арифметические действия в пределах 1000». Решите задачу. Кондитерская фабрика изготовила 314 кг карамели, а шоколадных конфет в 2 раза меньше. Сколько килограммов конфет и карамели изготовили на кондитерской фабрике? • Решите примеры. 372 : 3 690 : 6 + 448 (916 – 747) · 6 171 · 2 196 · 4 – 138 • График контрольных работ № пп Дата Тема Цель Сотня Повторить и закрепить понятие о сотне. 2. Полугодовая Тысяча. Геометрический материал Закрепить умение считать до 1000. Знать пройденный геометрический материал. 3. Годовая Арифметические действия в пределах 1000. Закрепить знания об арифметических действиях в пределах 1000. 1. Вводная Контрольно-измерительные материалы по русскому языку Вводный диктант по теме: «Предложение» Лето. Стояло жаркое лето. Мы шли лесом. Пахло сосной и земляникой. На сухих полянках стрекотали кузнечики. Над верхушками сосен вился ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в тенистой чаще осин и берез. К вечеру мы вышли на берег озера. На небе блестели первые звезды. Утки со свистом летели на ночлег. (52 сл.) Слова для справок: стрекотали, ястреб. Грамматическое задание:1. Разобрать предложение по членам предложения. Например: Мы отдыхали в тенистой чаще осин и берез. 2. Проверка слов с безударными гласными. Стояло — стоя, земляникой — земли, земля, верхушками — верх, тенистой — тень, озеро — озерный, блестели — блеск. 3. Выделить предлоги или разбор слова по составу. (Верхушками) Полугодовой диктант по теме: «Слово». Живая ёлка. В городе Щорсе живет одна семья. К Новому году ребята приносят в дом елку в корзине с землей. С корнями ёлочка не засыхает в комнате. Пушистая и свежая стоит она. В доме хорошо пахнет живым лесом. После праздника ёлку глубоко зарывают в снег. А весной вместе с корзиной посадят в землю. До новогоднего праздника! (56 сл.) Слова для справок: в городе Щорсе, праздник. Грамматические задания. 1. Разбор предложения по членам предложения. Ёлочка с корнями не засыхает в помещении. 2. Грамматический разбор существительного. Ёлочка — сущ., что?,неодуш., нариц, ж. р., ед. ч., И. п. 3. Выписать собственные имена существительные. Город Щорс, Новый год.I 3.Годовой диктант: «Имя существительное». Земля в цвету. Тихая летняя ночь. Между деревьями сгустилась тьма. В воздухе разнеслись чудные запахи. В траве и на листьях мелькают огоньки. Я полюбовался ими и шагнул к низкому кустарнику. Руками стал ловить загадочные искры. Но вот я поймал один огонек. Это оказался маленький жучок. Живут светлячки в сырых лесных местах. Ночью они выползают из своих укрытий. (57 сл.) Слова для справок: жучок, светлячки. Грамматические задания. 1. Разбор предложения по членам предложения. В воздухе разлетелись чудные запахи. 1. Грамматический разбор имени существительного. В воздухе — сущ., в чем?, воздух, неодуш., нариц., м. р., ед. ч., П. п., 2-е скл. 3. Просклонять существительное «воздух». И. п.что? воздух Р. п. чего? воздуха -а Д. п. чему? воздуху -у В. п. что? воздух Т. п. чем? воздухом -ом П. п.о чем?о воздухе-е График контрольных работ по русскому языку № пп Дата Тема 1. Вводный диктант Предложение 2.Полугодовой диктант Слово 3. Годовой диктант Имя существительное Цель Проверить и закрепить знания по теме: «Предложение» Повторить и обобщить материал по теме: «Слово» Обобщить и закрепить знания по теме: «Имя существительное», проверить умение применять изученное на практике. Пояснительная записка к рабочей программе «Математика» 5 класс Индивидуальное обучение Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для обучающейся 5 класса написана на основе программы ФГОС для умственно-отсталых детей. Предметы: русский язык (1ч), математика (1ч). Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для специальных (коррекционных) школ 8 вида в соответствии с методологическими основами, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом. Целью программы является: организация индивидуального обучения на практической, наглядной основе (применение раздаточного дидактического материала для самостоятельной работы учащихся, использование необходимых наглядных пособий), проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений. Задачи преподавания математики. 1.Дать доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. 2.Использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития ребенка с нарушением интеллекта и коррекции недостатков его познавательной деятельности и личностных качеств. 3. Развивать речь учащегося, обогащая ее математической терминологией. 4.Воспитывать у учащегося целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предусмотрено развитие базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в процессе подготовки учащихся по рабочей программе«Математика». Патриотизм– любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству раскрывается в теме «Сложение и вычитание». Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство отражается в теме «Сравнение чисел, полученных при измерении времени».. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания находит свое проявление в теме «Решение задач». Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода реализуется в теме «Меры стоимости». Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость раскрывается в теме «Устный счет в пределах 3». Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, находят свое отражение в теме «Решение задач на определение суммы». Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира изучается в теме «Понятия «больше-меньше»; «дороже-дешевле». Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие отражается в теме «Геометрические фигуры». Математика, в связи с обучением ребенка с нарушением интеллекта, носит предметно-практическую направленность, тесно связана с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащегося, другими учебными предметами. Рабочая программа составлена по принципу дифференцированного и индивидуального подхода в процессе обучения математике. Формы оценивания. В процессе учебной деятельности будут проводиться контрольные работы, в начале года для определения стартового уровня (вводная контрольная работа), в конце первого полугодия и в четвертой четверти годовая контрольная работа, кроме этого будут проводиться зачеты в форме собеседования, также как метод контроля будет применяться творческие проекты. При отслеживании личностного результата будет учитываться мотивационная направленность учащихся на выполнение теоретических и практических заданий, осознанность и самооценка практической деятельности. Такая форма, как собеседование, будет способствовать исследованию индивидуально личностной позиции учащегося в трудовой и дальнейшей профессиональной деятельности, коммуникативные навыки, осуществления контроля и коррекции своих действий. В результате проектно-исследовательских работ возможно определить уровень самостоятельности, дисциплинированности, внутренней позиции учащихся, освоения нового знания, его преобразования и применения в практической деятельности. 1.Личностный результат: а) использование приобретенных знаний в повседневной жизни; б) умение самовыражаться, доверять другим и верить в себя; в) использование способов, помогающих избежать стресса; г)совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им; д) проявлять интерес к новому материалу; е) овладение навыками самоконтроля. 2.Метапредметный результат. Регулятивные компетенции: а) различать способ и результат действия; б) коррекция волевых усилий при выполнении задания; в) коррекция эмоциональной сферы; г) принимать практическую задачу; д) проговаривать последовательность действий на уроке; е) выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; ж) осознавать необходимость осуществлять контроль по результату, контроль результата по просьбе учителя, отличать верно выполненное задание от неверного; з) различать отметку и оценку, оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем. Учебно-познавательные компетенции: а) применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, квалификация); б) анализ предложенного текста упражнения; в) установление причинно-следственных связей; г) построение логической цепи рассуждений; д) синтез – составление целого представления о выполнении упражнения из поэтапного изучения его частей; е) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении); Коммуникативные компетенции: а) планирование учебного сотрудничества учителя и ученика; б) умение выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать учителя; в) правильное выполнение различных заданий и упражнений; г) чтение текста; е) противостояние стрессам; ж) самоконтроль; з) слушание и понимание речи других. Предметный результат: Устная и письменная нумерация в пределах 100. Образование и запись чисел. Сравнение чисел в пределах 100. Счет прямой и обратный. Счет от заданного до заданного числа. Отсчитывание по 1. Формирование вычислительных навыков в пределах 100. Работа со счетами и счетным материалом. Решение задач на нахождение суммы и остатка. Запись слова «задача». Меры стоимости. Размен монеты 5 коп. по 1 коп. Временные понятия: неделя. Число дней, их последовательность. Геометрический материал: прямоугольник, обведение по шаблону прямоугольника. Обведение по клеткам квадрата и прямоугольника. Знакомство с линейкой. Проведение прямой линии через одну точку с помощью линейки. Отсчет от нуля. Общая трудоемкость дисциплины:34 часа в год, 1 час в неделю. Календарно-тематическое планирование Математика, 5кл. 34часов (1ч в неделю) Индивидуальное обучение № Разде Дата Название темы Цели и Планируемые результаты Элементы пп л задачи (образователь ная и коррекционна я) содержания, методические приемы, формы проведения освоения (предметные, метапредметные, личностные) 1 1.Со тня (12 ч) 1.Устная нумерация чисел от 1 до 100 Сформировать представление о нумерации чисел в пределах 100, учить считать до 100 и обратно, соблюдать порядок чисел. Коррекция мышления. Повторить счет от 1 Знать счет до 100. Уметь внимательно слушать до 100. учителя; считать до 100. Назвать числа по порядку от заданного числа до заданного. Задание: какие числа в числовом ряду пропущены. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. 2 2.Письменная нумерация чисел от 1 до 100 Учить письменно записывать цифры от 1 до 100, перечислять цифры по порядку. Коррекция слухового восприятия. Повторить числа от 1 до 100. Запись чисел по порядку. Запись чисел от заданного числа до заданного. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать числа от 1 до 100 по порядку. Уметь записывать цифры от 1 до 100; внимательно слушать учителя. 3 3.Понятия: «сумма», «слагаемое» Сформировать понятие о сумме и слагаемых, где найти сумму и слагаемые в Словарная работа. Сумма. Слагаемое. Решение примеров на сложение. Нахождение суммы Знать, что такое сумма, слагаемое. Уметь применять знания на практике; быть трудолюбивым, толерантным. примере на сложение. Коррекция долговременно й памяти. и слагаемых. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. 4 4.Сложение чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Учить складывать в пределах 100 без перехода через разряд. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Объяснение учителя. Словарная работа. Сложение. Решение примеров с корригирующей помощью учителя. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать, как складывать числа в пределах 100 без перехода через разряд. Уметь доводить начатое дело до конца, быть терпеливым. 5 5. Сложение чисел в пределах 100 с переходом через разряд Повторить и закрепить знания о сложении в пределах 100 с переходом через разряд. Коррекция эмоционально й сферы. Объяснение учителя. Словарная работа. Сложение. Решение примеров с корригирующей помощью учителя. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать, как складывать числа в пределах 100 с переходом через разряд. Уметь вести себя сдержанно, доводить начатое дело до конца. 6 6.Понятия: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» Дать представление об уменьшаемом, вычитаемом, разности. Коррекция мышления. Словарная работа. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Решение примеров. Найти уменьшаемое, вычитаемое, разность. Работа с индивидуальными карточками. Вывод по уроку. Знать, что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность. Уметь выполнять действия по алгоритму, внимательно слушать учителя. 7 7. Вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд Повторить и закрепить знания о вычитании без перехода через разряд. Коррекция мышления. Объяснение учителя. Сделай по образцу. Действие по алгоритму, предложенному учителем. Задания по карточкам. Вывод по уроку. Знать порядок действий при вычитании без перехода через разряд. Уметь выполнять действия по алгоритму, внимательно слушать учителя. Коррекция эмоционально й сферы. 8 8.Вычитание чисел в пределах 100 с Закрепить знания по теме: Словарная работа. Знать, как вычитать числа в Вычитание. пределах 100 с переходом Решение примеров через разряд. переходом через «Вычитание чисел в разряд. с вычитанием чисел в пределах пределах 100 с 100 с переходом переходом через разряд. через разряд» Коррекция мышления. Уметь вычитать числа в пределах 100, применять полученные знания на практике. 9 9.Нахождение неизвестного слагаемого Учить находить неизвестное слагаемое. Коррекция слухового восприятия. Словарная работа. Слагаемое. Алгоритм нахождения неизвестного слагаемого. Выполнить задание в тетради по алгоритму. Анализ выполненного задания. Выводы по уроку. Знать, как найти неизвестное слагаемое. Уметь понимать учебный материал, быть терпеливым. 10 10.Нахождение неизвестного уменьшаемого Учить находить неизвестное уменьшаемое. Воспитание трудолюбия и терпения. Словарная работа. Уменьшаемое. Алгоритм нахождения неизвестного уменьшаемого. Выполнить задание в тетради по алгоритму. Анализ выполненного задания. Выводы по уроку. Знать алгоритм нахождения неизвестного уменьшаемого. Уметь понимать учебный материал, быть трудолюбивым; доводить начатое дело до конца. 11 11.Нахождение неизвестного вычитаемого Сформировать представление, какие бывают линии, показать, как чертить прямую линию, кривую, наклонную, какие инструменты нужны для вычерчивания линий. Коррекция внимания. Словарная работа. Линии. Прямая линия. Кривая линия. Наклонная линия. Вычерчивание линий с помощью линейки и карандаша. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Знать, какие бывают линии. Уметь применять изученное на практике. Уметь вычерчивать линии в тетради с помощью карандаша и линейки. 12 12.Вводная контрольная работа по теме: «Сотня» Дать понятие о замкнутой и незамкнутой кривой, окружности, Словарная работа. Линии. Замкнутая кривая линия. Незамкнутая Знать, что такое замкнутая и кривая линия, окружность, круг. Уметь логически мыслить, чертить с помощью круге, дуге. Учить чертить кривые, окружность, дугу. Коррекция логического мышления. кривая линия. Вычерчивание линий с помощью линейки и карандаша. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. карандаша и линейки, с помощью циркуля. 13 2.Гео метр ичес кий мате риал (2ч) 13.Линия, отрезок, луч. Углы Упражнять умножать и делить на «5». Коррекция логического мышления. Словарная работа. Умножение на «5». Деление на «5» Заучивание таблицы умножения и деления на «5». Записи в тетради. Выводы по уроку. Знать таблицу умножения и деления на «5». Уметь логически мыслить, внимательно слушать учителя. 14 14.Круг, окружность, линии в круге. Упражнять умножать и делить на «6». Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Словарная работа. Умножение на «6». Деление на «6» Заучивание таблицы умножения и деления на «6». Записи в тетради. Выводы по уроку. Знать таблицу умножения и деления на 6. Уметь заучивать учебную информацию, доводить начатое дело до конца. 15 3.Ты сяча (5 ч) 15. Нумерация чисел в пределах 1000 Показать зависимость между ценой, количеством, стоимостью. Коррекция долговременно й памяти. Словарная работа. Цена Количество Стоимость Как взаимосвязаны эти понятия. Решение примеров. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Знать, как связаны между собой цена, количество, стоимость. Уметь логически мыслить, быть толерантным. 16 16.Римская нумерация Показать отличие прямой линии от отрезка, учить чертить прямую линию, отрезок с помощью линейки и карандаша. Словарная работа. Прямая линия. Отрезок. Отличия прямой линии от отрезка. Вычерчивание в тетради по произвольным и по заданным размерам прямой линии и отрезка. Вывод по уроку. Знать, чем отличается прямая линия от отрезка. Уметь чертить прямую линию и отрезок. Выполнение контрольной работы с Знать таблицу умножения и деления чисел от 2 до 6. Уметь применять полученные Коррекция долговременно й памяти. 17 17.Меры стоимости, длины и массы Закрепить и обобщить знания по теме: корригирующей «Умножение и помощью учителя. деление чисел от 2 до 6». Коррекция долговременно й памяти. 18 18. Сложение и Объяснить, что вычитание круглых сотен и значит взаимное десятков положение прямых и отрезков. Коррекция связной речи. знания на практике. Словарная работа. Прямая линия. Отрезок. Отличия прямой линии от отрезка. Вычерчивание в тетради по произвольным и по заданным размерам прямой линии и отрезка. Вывод по уроку. Знать, что значит взаимное положение прямых и отрезков. Уметь применять изученные знания на практике. 19 19.Сложение и вычитание без перехода через разряд Научить умножать и делить на «7». Коррекция связной речи. Словарная работа. Умножение на «7». Деление на «7» Заучивание таблицы умножения и деления на «7». Записи в тетради. Выводы по уроку. Знать таблицу умножения на «7». Уметь применять изученные знания на практике, заучивать учебный материал, быть трудолюбивым. 20 4.Гео метр ичес кий мате риал (3ч) 20. Периметр многоугольника. Построение треугольников. Объяснить, как увеличить и уменьшить число в несколько раз. Коррекция связной речи. Рассказ учителя. Словарная работа. Уменьшение числа на несколько единиц. Увеличение числа на несколько единиц. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Знать, как увеличить и уменьшить число в несколько раз. Уметь применять изученные знания на практике, быть выдержанным и старательным. 21 21.Треугольники . Различение треугольников по видам углов. Учить умножать и делить на «8». Коррекция связной речи. Словарная работа. Умножение на «8». Деление на «8» Заучивание таблицы умножения и деления на «8». Записи в тетради. Выводы по уроку. Знать таблицу умножения на «8». Уметь применять изученные знания на практике, заучивать учебный материал. 22 Полугодовая контрольная работа по теме: «Тысяча. Геометрический материал». Познакомить с таблицей умножения и деления на «9». Учить Словарная работа. Знать таблицу умножения и Умножение на «9». деления на «9». Деление на «9» Уметь уважать старших. Заучивание таблицы умножения и заучивать таблицу наизусть. Воспитание уважения к старшим. деления на «9». Записи в тетради. Выводы по уроку. 23 5.Сл ожен ие и выч итан ие в пред елах 1000 с пере ходо м через разр яд ( 3 ч) Словарная работа. Знать таблицу умножения и 23.Сложение с Дать представление Умножение на «1». деления на «1». переходом через Деление на «1» Уметь решать примеры по о таблице разряд 24 Словарная работа. Знать меры времени, что 24. Вычитание с Дать представление Перечислить меры такое секунда. переходом через о мерах времени. Уметь решать примеры по разряд умножения и деления на «1». Учить заучивать таблицу умножения и деления. Коррекция внимания. Заучивание таблицы умножения и деления на «1». Записи в тетради. Выводы по уроку. алгоритму. времени, о секунде, как мере времени. Коррекция мышления. Секунда. алгоритму. Где можно увидеть секундную стрелку. Решение примеров с мерами времени. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Учить сложению и вычитанию чисел, письменно записывать вычисления. Коррекция эмоционально й сферы. Словарная работа. Алгоритм сложения и вычитания чисел. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. 25 25. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа 26 6.Об ыкно венн ые дроб 26.Образование Упражнять в сложении и дробей Словарная работа. Алгоритм вычитании сложения и чисел без вычитания чисел перехода через без перехода через разряд. разряд. Знать алгоритм сложения и вычитания чисел. Уметь внимательно слушать учителя, быть выдержанным. Знать алгоритм сложения и вычитания чисел. Уметь называть компоненты умножения, умножать на 2. Коррекция Выполнение долговременно задания по й памяти. индивидуальной карточке. Вывод по уроку. и (8 ч) Упражнять в сложении и вычитании чисел с переходом через разряд. Воспитывать трудолюбие. Словарная работа. Алгоритм сложения и вычитания чисел с переходом через разряд. Выполнение задания по индивидуальной карточке. Вывод по уроку Знать алгоритм сложения с переходом через разряд. Уметь быть трудолюбивым. 27 27. Сравнение дробей 28 28.Правильные Дать понятие о Словарная работа. Знать алгоритм вычитания Алгоритм чисел с переходом через и неправильные вычитание с переходом вычитания чисел с разряд. дроби через разряд. Коррекция эмоционально й сферы. переходом через разряд. Выполнение задания по индивидуальной карточке. Вывод по уроку Уметь быть терпеливым, уважать старших. 29 29. Умножение чисел 10, 100. Умножение и деление чисел на 10 и 100. Учить умножать 0 на число и число на ноль. Коррекция эмоционально й сферы. Словарная работа. Умножение на «0». Заучивание таблицы умножения на «0» и «0» на число. Записи в тетради. Выводы по уроку. Знать таблицу умножения на «0» и «0» на число. Уметь умножать «0» на число и число на «0». 30 30.Преобразован ие чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы Объяснить, как умножать и делить на «0», тренировать в выполнении заданий по теме. Коррекция слухового восприятия. Словарная работа. Проанализировать таблицу умножения и деления «0» на число. Записи в тетради. Выводы по уроку. Знать таблицу умножения и деления на «0». Уметь быть трудолюбивым, уважать старших. 31 31.Меры времени. Год Дать понятие об умножении 10 и на 10. Коррекция эмоционально Словарная работа. Умножение на «10». Заучивание таблицы Знать таблицу умножения 10 и на 10. Уметь внимательно слушать учителя. й сферы. Коррекция связной речи. умножения на «10» и «10» на число. Записи в тетради. Выводы по уроку. 32 32.Замена крупных мер мелкими, замена мелких мер крупными Объяснить, как делить на «10». Коррекция долговременно й памяти. Коррекция слухового восприятия. Словарная работа. Знать алгоритм деления на 10. Деление на «10». Уметь делить на 10, быть Алгоритм деления трудолюбивым. на «10». Записи в тетради. Выводы по уроку. 33 33. Годовая контрольная работа на тему: «Обыкновенные дроби» Обобщить и закрепить знания по теме: «Сложение и вычитание чисел». Воспитывать трудолюбие. Выполнение контрольных заданий по изученной теме с корригирующей помощью учителя. Знать изученный материал по теме. Уметь применять 34 34.Прямоугольн ик (квадрат). Куб, брус, шар. Масштаб Повторить компоненты сложения. Учить находить неизвестное слагаемое. Коррекция эмоционально й сферы. Словарная работа. Сумма. 1 слагаемое. 2 слагаемое. Как найти неизвестное слагаемое. Выучить правило. Решение примеров по теме. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Знать, как найти неизвестное слагаемое. Уметь называть компоненты сложения. Контрольно-измерительные материалы по математике 4. Контрольная работа № 1. Тема: «Сотня». 2. Решите задачу. Для озеленения сквера в первый день привезли 50 кустов сирени, а во второй на 16 кустов меньше. Сколько всего кустов сирени привезли за два дня? 3. Решите примеры. 42-15 26+37 6×4:3 5×6:10 54-19 4×6:3 4. Найти неизвестный компонент. X+30=80 91- X=45 5. Контрольная работа № 2. Тема: «Тысяча. Геометрический материал». Решите задачу. В парке посадили 224 саженцев березы, а саженцев липы на 104 меньше. Сколько всего саженцев посадили в парке? • Решите примеры. 276-176 324+651 321+204 836-520 432-302 325+223 628-(400+128) 724-(324+100) • Начертите треугольник, прямоугольник, квадрат • 6. Контрольная работа № 3. Тема: «Арифметические действия в пределах 1000». Решите задачу. Кондитерская фабрика изготовила 314 кг карамели, а шоколадных конфет в 2 раза меньше. Сколько килограммов конфет и карамели изготовили на кондитерской фабрике? • Решите примеры. 372 : 3 690 : 6 + 448 (916 – 747) · 6 171 · 2 196 · 4 – 138 • График контрольных работ № пп 1. Вводная 2. Полугодовая Дата Тема Цель Сотня Повторить и закрепить понятие о сотне. Тысяча. Геометрический Закрепить умение считать до 1000. 3. Годовая материал Знать пройденный геометрический материал. Арифметические действия в пределах 1000. Закрепить знания об арифметических действиях в пределах 1000. Пояснительная записка к рабочей программе «Русский язык» Русский язык 5 класс Индивидуальное обучение Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения для обучающейся 5 класса написана на основе программы ФГОС для умственно-отсталых детей. Предметы: русский язык (1ч), математика (1ч). Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу в коррекционных школах и предназначена для специальных (коррекционных) школ 8 вида в соответствии с методологическими основами, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом. Целью программы является: Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственного развития и воспитания; становление основ гражданского мировоззрения. Задачи: 1.формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2. развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; 3. развитие коммуникативных умений; 4. развитие нравственных и эстетических чувств; 5. развитие способностей к творческой деятельности. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предусмотрено развитие базовых национальных ценностей, каждая из которых раскрывается в процессе подготовки учащихся по рабочей программе «Грамматика, правописание и развитие речи». Патриотизм– любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству раскрывается в теме «Понятие о предложении. Простое и сложное предложение».. Социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство отражается в теме «Однородные члены предложения».. Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания находит свое проявление в теме «Обращение». Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода изучается в теме «Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов». Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость раскрывается в теме «Составление словосочетаний наречий с глаголами». Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, находят свое отражение в теме «Распространенное и нераспространенное предложение». Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира изучается в теме «Постановка знаков препинания при обращении».. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие отражается в теме «Письмо с элементами рассуждения». Формы оценивания. В процессе учебной деятельности будут проводиться контрольные диктанты, в начале года для определения стартового уровня (вводный контрольный диктант), в конце первого полугодия контрольный диктант и в четвертой четверти годовой контрольный диктант, кроме этого будут проводиться зачеты в форме собеседования, также как метод контроля будут применяться творческие проекты. При отслеживании личностного результата будет учитываться мотивационная направленность учащихся на выполнение теоретических и практических заданий, осознанность и самооценка практической деятельности. Такая форма, как собеседование, будет способствовать исследованию индивидуально личностной позиции учащегося в трудовой и дальнейшей профессиональной деятельности, коммуникативные навыки, осуществления контроля и коррекции своих действий. В результате проектно-исследовательских работ возможно определить уровень самостоятельности, дисциплинированности, внутренней позиции учащегося, освоения нового знания, его преобразования и применения в практической деятельности. 1.Личностный результат а) пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания; б) формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности; в) развитие интереса к изучению языка и творческой активности; г) чувство гордости за свою Родину, российский народ; д) формирование уважительного отношения к иному мнению; е) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; ж) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 2.Метапредметный результат. Регулятивные компетенции: а) умение контролировать, планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; б) коррекция волевых усилий при выполнении задания; в) формирование умения понимать причины успеха или неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Учебно-познавательные компетенции: а) применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, квалификация); б) анализ предложенного текста упражнения; в) установление причинно-следственных связей; г) построение логической цепи рассуждений; д) синтез – составление целого представления о выполнении упражнения из поэтапного изучения его частей; е) использование знаково-символических средств информации. Коммуникативные компетенции: а) планирование учебного сотрудничества учителя и ученика; б) умение выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать учителя; в) правильное выполнение различных заданий и упражнений; г) выполнение правил личной гигиены; е) противостояние стрессам; ж) самоконтроль; з) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Предметный результат: Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв: Дд, й, ь, Ее, Юю, Ёё, Цц, Чч, Щщ, Фф, Ээ, ъ. Списывание с классной доски, букваря, с печатных карточек слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из 2-3 слов. Составление из кассы слогов подписей под предметными картинками. Работа с деформированными словами: дополнение одной пропущенной буквы в односложных , двусложных словах с опорой на наглядность. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения. Написание слуховых диктантов слогов, слов с предварительным звукобуквенным анализом. Общая трудоемкость дисциплины: 34 часа, 1 час в неделю. Календарно-тематическое планирование Русский язык, 5 класс 34 часа (1ч в неделю) Индивидуальное обучение № Разде Дата пп л 1 1.По Название темы 1.Предложение Цели и задачи (образовательная и коррекционная) Повторить, что Элементы содержания, методические приемы, формы проведения Словарная Планируемые результаты освоения (предметные, метапредметные, личностные) Знать, что такое втор ение (5ч) такое предложение, простое предложение, составить несколько простых предложения, учить строить простые предложения. Коррекция долговременной памяти. работа. Что такое предложение. Как выделить предложение в тексте, по каким признакам. Схема предложения. Составить простое предложение по схеме, подобрать схемы к готовым предложениям. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. предложение, как построить предложение. Уметь выделять предложения из текста, быть внимательным и терпеливым. 2 2.Главные и второстепенные члены предложения Объяснить, что такое главные и второстепенные члены предложения, как найти их в предложениях. Коррекция внимания. Словарная работа. Что такое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Нахождение в предложениях главных и второстепенных членов. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Знать, что такое главные и второстепенные члены предложения. Уметь быть внимательным, отвечать полным ответом. 3 3.Повествователь ные, вопросительные и восклицательные предложения Сформировать представление о видах предложений, по каким признакам они отличаются друг от друга, как найти их в тексте. Коррекция слухового восприятия. Объяснение учителя. Словарная работа. Выполнение задания по теме урока в устной форме с корригирующей помощью учителя. Что надо учитывать, составляя Знать известные виды предложений. Уметь составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Уметь быть внимательным. предложение. Выполнить работу в тетради. Найти в упражнении все виды предложений. Вывод по уроку. 4 4.Звуки и буквы Повторить звуки и буквы, объяснить, чем отличаются звуки и буквы. Коррекция связной речи. Объяснение учителя. Словарная работа: звуки, буквы. Выполнение задания по теме урока в устной форме с корригирующей помощью учителя. Письменная работа в тетради Вывод по уроку. Знать звуки и буквы. Уметь слушать и слышать учителя. Уметь быть внимательным. 5 5. Вводный диктант по теме: «Предложение» Обобщить и закрепить знания по теме: «Предложение». Коррекция эмоциональной сферы. Выполнение вводного диктанта с корригирующей помощью учителя. Знать основные вопросы по теме. Уметь находить предложения, составлять их и правильно писать. 6 2.Сл ово (10ч) 6. Состав слова. Корень. Повторить состав слова, что такое корень, как находят корень в словах, каким знаком обозначают корень. Коррекция связной речи. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Словарная работа. Корень. Части слова. Корень – основа слова. Обозначение корня. Привести примеры, как находить корень в словах. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать состав слова, что такое корень. Уметь находить корень в слове и обозначать его, быть толерантным. 7 7.Однокоренные слова Пояснить, что такое Повторить букву однокоренные слова, ь. знаки препинания Где стоит в Знать, что такое однокоренные слова. между однокоренными словами, как подобрать однокоренные слова, привести примеры. Коррекция мышления. алфавите? Привести примеры, где ь стоит в слове. Значение ь в слове. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы. 8 8.Окончание Дать представление об окончании, где окончание находится в слове, как обозначается, привести примеры. Коррекция связной речи. Рассказ учителя. Словарная работа: окончание. Где стоит окончание в слове? Как обозначается окончание? Привести примеры, как находить окончание в словах, как обозначать окончание. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Знать, что такое окончание. Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы. 9 9.Приставка Разъяснить, что такое приставка, где находится приставка в слове, как обозначается, привести примеры. Коррекция слухового восприятия. Словарная работа: приставка. Как найти приставку в слове? Как обозначаются приставки? Привести примеры. Выполнение задания в тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. Знать, что такое приставка. Уметь внимательно слушать учителя; находить приставку в слове и обозначать ее. 10 10.Суффикс Дать понятие о суффиксе, как найти и обозначить суффикс в слове. Коррекция Словарная работа: суффикс. Как найти и обозначить суффикс в слове. Знать, что такое суффикс. Уметь быть трудолюбивым; толерантным. 11 12 11.Правописание безударных гласных в корне слова 12.Правописание звонких и глухих согласных в корне слова эмоциональной сферы. Привести прим еры. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Учить правописанию звонких и глухих согласных в конце и в середине слова. Воспитывать уважение к старшим. Объяснение учителя. Словарная работа. Прочитать правила по теме урока. Привести примеры.. Учить применять правила при письме звонких и глухих согласных в конце и в середине слова. Работа в тетради Вывод по уроку. Знать правила правописания звонких и глухих согласных в конце и в середине слова. Уметь прописывать изучаемые буквы, быть толерантным Уметь быть трудолюбивым. Объяснение учителя. Словарная работа. Привести примеры проверки написания путем изменения формы слова и подбора родственных слов. Выполнение задания в тетради с корригирующей помощью учителя. Вывод по уроку. Знать, как проверять написание слов путем изменения формы слова и подбора родственных слов. Уметь выполнять задания до конца, записывать слова по слогам. Учить применять изучаемые правила при письме, научить проверять написание путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Уметь уважать старших. 13 13.Непроверяемы е гласные и согласные в корне слова Дать понятие о том, что такое ударение, для чего оно нужно. Коррекция внимания. Словарная работа. Ударение (понятие). Работа с орфографическим словарем. Как обозначается ударение. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать, что такое ударение. Уметь быть внимательным. 14 14. Приставка и предлог Научить различать ударные и безударные гласные. Коррекция долговременной памяти. Словарная работа. Что такое ударные гласные в корне, как их найти. Что такое безударные гласные в корне, как их найти. Письменная работа в тетради. Вывод по уроку. Знать, что такое ударные и безударные гласные. Уметь писать грамотно. 15 15.Разделительны Учить й «Ъ» после правописанию приставок. безударных гласных путем изменения формы слова. Коррекция слухового восприятия. Словарная работа. Что такое ударные гласные в корне, как их найти. Что такое безударные гласные в корне, как их найти. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова. Письменная работа в тетради. Вывод по уроку. Знать, какие гласные считают безударными. Уметь применять полученные знания на практике. 16 16.Полугодовой диктант по теме: «Слово» Словарная работа. Что такое ударные гласные в корне, как их найти. Что такое Знать правописание безударных гласных. Уметь быть трудолюбивым, доводить начатое Упражнять в написании безударных гласных путем подбора по образцу родственных слов. Коррекция мыслительной деятельности. безударные дело до конца. гласные в корне, как их найти. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова. Письменная работа в тетради. Вывод по уроку. 17 3.Ча сти речи (13 ч) 17.Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные Учить составлять пары звонких и глухих согласных, чтобы использовать эти знания для правописания в словах. Коррекция внимания. Повторить согласные. Составить пары согласных, один звонкий, другой глухой. Записать в тетрадь пары звонких и глухих согласных. Выучить правила правописания звонких и глухих согласных в словах. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать пары звонких и глухих согласных. Уметь быть трудолюбивым, внимательным, писать грамотно. 18 18.Одушевленные и неодушевленные имена существительные Обобщить и закрепить знания по теме: «Звуки и буквы» Коррекция мышления. Выполнение диктанта и заданий к нему с корригирующей помощью учителя. Знать материал по изученной теме. Уметь применять изученные знания на практике. 19 19.Изменение имен существительных по числам Учить различать основные категории слов в тексте по вопросам. Коррекция слухового восприятия Объяснение учителя. Словарная работа. Основные категории слов. Примеры основных категорий слов. Работа с текстом учебника. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. Знать основные категории слов. Уметь быть внимательным и слушать учителя. 20 20.Три склонения Объяснить, как имен правильно существительных употреблять Объяснение учителя. Словарная работа. Основные Знать основные категории слов. Уметь составлять основные категории слов в связи друг с другом, привести примеры. Коррекция связной речи. категории слов. Примеры основных категорий слов. Связь основных категорий слов друг с другом. Работа с текстом учебника. Выполнение задания в тетради. Вывод по уроку. полный ответ на вопрос, связывать по смыслу слова друг с другом. 21 21. Первое склонение имен существительных в единственном числе Дать понятие об именах собственных, привести примеры имен собственных. Воспитывать толерантность. Объяснение учителя. Словарная работа. Примеры имен собственных. Образец написания имен собственных. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать, что такое имя собственное. Уметь писать грамотно и быть терпимым. 22 22.Второе склонение имен существительных в единственном числе Учить писать грамотно имена собственные, с заглавной буквы, привести примеры. Воспитывать трудолюбие. Объяснение учителя. Словарная работа. Примеры имен собственных. Образец написания имен собственных. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать, как пишутся имена собственные. Уметь быть трудолюбивым. 23 23.Третье склонение имен существительных в единственном числе Сформировать представление о предлогах до, без, под, над, около, перед. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Пояснение учителя. Словарная работа. Предлоги. Примеры предлогов. Предлоги в тексте. Запись предлогов в тетради. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать, какие бывают предлоги. Уметь выполнять задание до конца. 24 24.Упражнение в нахождении имен существительных в тексте. Учить грамотному написанию предлогов, раздельно с другими словами. Воспитывать уважение к старшим. Пояснение учителя. Словарная работа. Предлоги. Примеры предлогов. Предлоги в тексте. Запись предлогов в тетради. Выполнить задание в тетради. Вывод по уроку. Знать, как пишутся предлоги с другими словами. Уметь уважать старших. 25 25.Упражнение в Познакомить с Объяснение Знать роль определении разделительным ъ, склонений имен его значением в существительных. слове. Коррекция долговременной памяти. учителя. Словарная работа. Ъ в алфавите. Ъ в словах Роль ъ в словах. Работа с текстом. Записи в тетради. Вывод по уроку. разделительного ъ в слове. Уметь писать грамотно. 26 26.Упражнение в определении чисел имен существительных. Дать понятие о родственных словах, почему их так называют, учить находить их в тексте и задавать им вопросы. Коррекция слухового восприятия. Словарная работа. Родственные слова. Примеры родственных слов. Вопросы к родственным словам. Родственные слова в тексте. Записи в тетради. Вывод по уроку. Знать, что такое родственные слова. Уметь задавать вопросы словам, быть сосредоточенным, уважать старших. 27 27.Упражнение в написании собственных имен существительных. Научить находить общую часть родственных слов, повторить, что такое корень. Коррекция связной речи. Словарная работа. Родственные слова. Примеры родственных слов. Вопросы к родственным словам. Родственные слова в тексте. Записи в тетради. Вывод по уроку. Знать, какая часть общая в родственных словах. Уметь находить общий корень в родственных словах. 28 28.Упражнение в определении одушевленных и неодушевленных имен существительных. Дать понятие о правописании слов с непроверяемыми гласными в корне, учить пользоваться словарем в учебнике. Коррекция волевых усилий при выполнении задания. Корень слова. Примеры слов, где непроверяемая безударная гласная в корне. Работа со словарем в учебнике. Работа с текстом. Задание в тетради. Вывод по уроку. Знать правописание слов с непроверяемыми гласными в корне. Уметь выполнять задание до конца; быть толерантным. 29 29.Годовой диктант по теме: «Имя существительное » Обобщить и закрепить знания по теме: «Слово». Воспитывать трудолюбие. Написание контрольного диктанта с корригирующей помощью учителя. Знать теорию по теме «Слово». Уметь быть трудолюбивым, применять знания на практике. 30 Пред ложе ние (5ч) 30.Упражнения в составлении предложений Упражнять в составлении предложений, учить составлять предложения на Повторить, что такое предложение. Привести примеры простых Знать, как составить предложения. Уметь быть терпимым к разные темы. Воспитывать толерантность. предложений. происходящему. Найти простые предложения в тексте. Составление предложений. Записи в тетради. Вывод по уроку. 31 31.Главные члены Упражнять в предложения. составлении и распространении предложений. Воспитывать уважение к старшим. Словарная работа. Знать, что такое Что такое распространенное предложение. предложение. Что такое простое Уметь находить предложение. предлоги в тексте и Что такое правильно писать распространенное их. предложение. Составление распространенных предложений. Записи в тетради. Вывод по уроку. 32 32.Нераспростран Объяснить, какая енные связь между предложения словами существует в предложении, для чего это нужно. Коррекция внимания. Словарная работа. Что такое предложение. Что такое простое предложение. Как связаны слова в предложении. Составить из отдельных слов предложения. Записи в тетради. Вывод по уроку. Знать, как связаны слова в предложении. Уметь составить связный рассказ, быть внимательным. 33 33.Распространен Объяснить, какие ные предложения знаки препинания могут стоять в конце предложения. Как может меняться интонация в зависимости от знака. Коррекция связной речи. Словарная работа. Знаки препинания. Примеры предложений с разными знаками препинания в конце. Работа с текстом. Записи в тетради. Вывод по уроку. Знать знаки препинания в конце предложения. Уметь отвечать на вопросы учителя полным ответом. 34 34. Однородные члены предложения Словарная работа. Главные члены предложения. Примеры. Второстепенные члены предложения. Примеры. Знать главные и второстепенные члены предложения. Уметь применять полученные знания на практике. Познакомить с главными и второстепенными членами предложения, как их определить, как подчеркнуть в тексте. Коррекция внимания. Обозначение членов предложения в тексте. Определить члены предложения в упражнении текста учебника. Записи в тетради. Вывод по уроку. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку Вводный диктант по теме: «Предложение» Лето. Стояло жаркое лето. Мы шли лесом. Пахло сосной и земляникой. На сухих полянках стрекотали кузнечики. Над верхушками сосен вился ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в тенистой чаще осин и берез. К вечеру мы вышли на берег озера. На небе блестели первые звезды. Утки со свистом летели на ночлег. (52 сл.) Слова для справок: стрекотали, ястреб. Грамматическое задание:1. Разобрать предложение по членам предложения. Например: Мы отдыхали в тенистой чаще осин и берез. 2. Проверка слов с безударными гласными. Стояло — стоя, земляникой — земли, земля, верхушками — верх, тенистой — тень, озеро — озерный, блестели — блеск. 3. Выделить предлоги или разбор слова по составу. (Верхушками) Полугодовой диктант по теме: «Слово». Живая ёлка. В городе Щорсе живет одна семья. К Новому году ребята приносят в дом елку в корзине с землей. С корнями ёлочка не засыхает в комнате. Пушистая и свежая стоит она. В доме хорошо пахнет живым лесом. После праздника ёлку глубоко зарывают в снег. А весной вместе с корзиной посадят в землю. До новогоднего праздника! (56 сл.) Слова для справок: в городе Щорсе, праздник. Грамматические задания. 1. Разбор предложения по членам предложения. Ёлочка с корнями не засыхает в помещении. 2. Грамматический разбор существительного. Ёлочка — сущ., что?,неодуш., нариц, ж. р., ед. ч., И. п. 3. Выписать собственные имена существительные. Город Щорс, Новый год.I 3.Годовой диктант: «Имя существительное». Земля в цвету. Тихая летняя ночь. Между деревьями сгустилась тьма. В воздухе разнеслись чудные запахи. В траве и на листьях мелькают огоньки. Я полюбовался ими и шагнул к низкому кустарнику. Руками стал ловить загадочные искры. Но вот я поймал один огонек. Это оказался маленький жучок. Живут светлячки в сырых лесных местах. Ночью они выползают из своих укрытий. (57 сл.) Слова для справок: жучок, светлячки. Грамматические задания. 1. Разбор предложения по членам предложения. В воздухе разлетелись чудные запахи. 2. Грамматический разбор имени существительного. В воздухе — сущ., в чем?, воздух, неодуш., нариц., м. р., ед. ч., П. п., 2-е скл. 3. Просклонять существительное «воздух». И. п.что? воздух Р. п. чего? воздуха -а Д. п. чему? воздуху -у В. п. что? воздух Т. п. чем? воздухом -ом П. п.о чем?о воздухе-е График контрольных работ по русскому языку № пп Дата Тема 1. Вводный диктант Предложение 2.Полугодовой Слово Цель Проверить и закрепить знания по теме: «Предложение» Повторить и диктант 3. Годовой диктант Имя существительное обобщить материал по теме: «Слово» Обобщить и закрепить знания по теме: «Имя существительное», проверить умение применять изученное на практике. Материально-техническое обеспечение 1.Музыкальные игрушки,музыкальные инструменты (бубенцы, барабан). 2. Дидактические игры: «Меняем порядок»; «Складываем слова из половинок»; «Подбери к слову родственные слова». 3.Раздаточный материал (картинки, геометрические фигуры, раздаточный материал по математике, карточки по математике, русскому языку). 4.Буквы на магнитной доске. 5.Набор букв и цифр из пластика для составления слов. 6.Интерактивные игры «Обучение грамоте»; «Обучение счету»; «Звуки и буквы», «Вопрос-ответ». 7.Дидактическое пособие: «Моя Малая Родина». 8.Счеты 9.Калькулятор 10. Линейка, карандаш, резинка, ручка, тетради по математике, русскому языку. Литература 1.АОП «Центра «Дар» ФГОС 5 класс, 1 вариант 2.Н.Г. Галунчикова. Русский язык, 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы, Н. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, М.: Просвещение, 2017. 3. М.Н. Перова. Математика, 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы, М.Н. Перова, Г.М. Капустина, М.: Просвещение, 2017.