Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»_________2021 г. «Согласовано» «Утверждаю» Зам. директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» Л. О. Бакисова _____________ Н. И. Шляпникова______________ «____»____________2021 г. Приказ № ___ от «___»__________________2021 г. Секретарь _____________ Н. А. Дзбановская Рабочая программа коррекционного курса: Психологический практикум 5 классы Автор-составитель Педагог-психолог Глинских К. В. Реж 2021 г. Пояснительная записка. Данная программа - это курс специальных индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся с умственной отсталостью. При организации коррекционно - развивающей работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Коррекционно - развивающая работа с детьми с умственной отсталостью осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Данный курс направлен на совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, сенсорного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности у детей с умственной отсталостью. Развитие познавательных процессов тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены методы совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости. Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности. Теоретической основой программы коррекционных занятий явились концептуальные положения теории Л. С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребенка, об учете зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи. Программа курса коррекционных занятий имеет своей целью на основе создания оптимальных условий – это коррекция познавательной сферы детей, направленная а подготовку к усвоению ими учебного материала. Дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. Рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программы «Развитие познавательных процессов и психомоторики», Кононыкина В. В, 2016 г. Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: o обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. o формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств; o коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у обучающихся полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве; o формирование пространственно-временных ориентировок; o обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии; o исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации. В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения. Развитие познавательной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики руки и др. Структура программы курса коррекционных занятий по развитию основных познавательных процессов включает в себя следующие разделы: развитие восприятия; развитие внимания; развитие памяти; развитие основных процессов мышления и речи; развитие моторной деятельности; Содержание и организационные формы занятий определяются конкретными задачами обучения, этапом работы. Темп прохождения программы может быть разным, могут меняться тематика и планы занятий, но обязательным является соблюдение общих методических требований к проведению занятий: - принцип деятельностного подхода, обеспечивающий взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьными умениями, навыками и знаниями; - индивидуализация и дифференциация используемых методов, приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем задании могут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждым ребенком могут быть различными и содержание задания может быть разным для отдельных детей в зависимости от уровня их развития; - интегративный характер коррекционных занятий, позволяющий решать несколько разноплановых задач, преимущественно опережающих уровень актуального развития детей, но не выходящих за границы зоны ближайшего развития, в рамках одного занятия; - активизация познавательной деятельности, развитие речи в единстве с мышлением, т. е. обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка. Учащиеся могут уметь прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят и т. д. Общая характеристика коррекционного курса В рамках реализации программы коррекционного курса «психокоррекционных занятий» определены следующие направления работы: 1. Психолого-педагогическая диагностика и развитие познавательной сферы, эмоциональноличностной и коммуникативной сферы. 2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся. 3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей. 4. Коррекционно-развивающая работа. 5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психологопедагогическому сопровождению, планирование работы на следующий год. В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы: сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности, беседы с учащимися, учителями и родителями, изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др. оформление документации. В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы: занятия, игры, упражнения, психокоррекционные методики и технологии, беседы с учащимися, организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.). В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы: индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги, консультации и статьи для родителей на сайте организации, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям. Структура коррекционно-развивающих занятий: Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей. 1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов. 2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, ВПФ (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. Происходит формирование умения последовательного анализа и наблюдения; развитие навыков самостоятельного мышления, постановки цели и планомерного выполнения задания. В основную часть обязательно включаются релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность. 3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы. Планирование занятий осуществляется из расчёта 34 занятия в год. Занятия проводятся в течение года еженедельно: по 1 занятию в неделю, продолжительность каждого занятия составляет 20 минут. Так же предполагаются индивидуальные занятия детей «группы риска» и по результатам диагностики и по запросу педагогов и родителей 1 раз в неделю. Ожидаемые результаты освоения программы учащимися: Личностные: - сформированность оценочного отношения к себе как члену коллектива; - сформированность мотивации к обучению; - выполнение поручений под контролем - умение устанавливать контакт со сверстниками Метапредметные: регулятивные - использовать полученные знания, способы действий, приёмы работы с пластилином, бумагой при выполнении заданий - сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем; познавательные - устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице); - сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, цвет, величина, классифицировать геометрические фигуры - составлять предмет из частей - ориентироваться на плоскости, в пространстве, на собственном теле - конструировать геометрические фигуры из заданных частей; - сравнивать картинки, находить отличия. коммуникативные - договариваться в процессе игры; - уметь работать с людьми для достижения общей цели; - слышать инструкцию учителя и выполнять по ней действия, обозначая их словами - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре; Предметные: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Содержание учебного предмета. Название темы Кол -во часов Вводная 9 диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов. Развитие 3 восприятия Развитие внимания 4 Развитие памяти 3 Содержание темы Выявление динамики развития всех аспектов психики и психологических процессов (слухового восприятия, зрительного восприятия, памяти, мышления, восприятие пространства и времени, моторной деятельности.). Коррекция и развитие высших психических функций. У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве – вправо - и влево ориентации. Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. Внимание учащихся с ОВЗ характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений. Основной задачей раздела «Развитие внимания» будут специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности. Память детей с психическим недоразвитием отличается снижением объема запоминания, трудностями хранения и воспроизведения информации. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала. Невозможность опосредованного запоминания у детей с психическим недоразвитием обусловлена трудностями смысловой организации запоминаемого материала. В связи с этим, важными направлениями психокоррекции памяти являются: —формирование объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной; —развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов; Развитие основных процессов мышления 11 У умственно отсталых детей мышление формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Недостатки речи затрудняют у детей с умственной отсталостью возможность выявления сущности явлений и связей между ними, что наиболее отчетливо проявляется в недоразвитии их словесно-логического мышления. Полнее, чем другие операции, рассматривается сравнение, которому посвящено большее количество исследований, чем другим операциям. Один из важных аспектов наглядно-образного мышления — способность ребенка действовать в уме, оперируя представленными Планируемые результаты: В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию основных познавательных процессов школьники могут научиться: - сравнивать предметы по внешним признакам; - классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению; - составлять ряды предметов и их изображений по разным признакам; - практически выделять признаки и свойства объектов и явлений; - давать наиболее полное описание объектов и явлений; - видеть временные рамки своей деятельности; - определять последовательность событий; - целенаправленно выполнять действия по инструкции; - опосредовать свою деятельность речью. Своевременная психолого-педагогическая помощь школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения. Список используемой литературы: 1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., 2003. 2. Рыднина Н. Д. Мир логики. Развивающие занятия. Ростов н/Д., 2008. 3. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. СПб. 2003.. 4. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. - М. 5. Комплексная методика психомоторной коррекции. А.В. Семенович, Е.А.Воробьёва.- М. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php Газета "Школьный психолог" "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru Презентации на сайте: http://www.danilova.ru Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию; http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования Тематическое планирование 5 класс № п/ п 1 2 Дата план Тема раздела (количество часов) Вводная Диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов. 3 4 5 6 7 8 9 10 Развитие восприятия Тема занятия Диагностика зрительного восприятия. Диагностика слухового восприятия. Диагностика внимания: устойчивость, концентрация. Диагностика памяти: зрительная, слуховая Диагностика мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного Диагностика мышления: наглядно - действенного, наглядно - образного Исследование зрительного и слухового восприятия. Оценка восприятия пространства и времени. Исследование развития движений пальцев и рук, пластичности. Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов Восприятие пространства. Формирование пространственных представлений. 11 Развитие восприятия времени. 12 Развитие восприятия формы и цвета, величины и веса. 13 Развитие Развитие устойчивости Цель, задачи (к разделу) Цель – выявление динамики развития всех аспектов психики и психологических процессов (слухового восприятия, зрительного восприятия, памяти, мышления, восприятие пространства и времени, моторной деятельности.). Коррекция и развитие высших психических функций. Форма проведения, элементы, содержание, методические приемы (на каждое занятие) Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» авт. Немов Р.С. Упр. «Воспризведение прочитанного текста с соблюдением последовательности». Методика «Расставь знаки» - видоизмененная методика Немова Р.С. Модификация метода Пьера - Рузера Методика «Тренируем память»; Методика «10 слов » Лурия Л.Р. Упр. «Собери по образцу»; Упр. «Собери в единое целое» по представлению. Упр. «Узнавание недорисованных, зашумленных, неправильно нарисованных предметов», уровень сложности 2. Методики «Далеко - близко», «Слева - справа», уровень сложности 1 и 2. Упр. «Радость», «Печаль». Цель: Развитие и коррекция восприятия величины, формы, цвета. Задачи: -Научить взаимодействовать при работе в группе. -Научить самостоятельно выделять признаки предмета, используя простые мерки для измерения и сопоставления отдельных параметров; группировать их. -Коррекция внимания, зрительного восприятия. Выполнение таких заданий Упр. «Развиваем глазомер», «Измеряем на глазок», «Что за картинка», «Определи размер на ощупь». Упр. «Кто старше?», «Назови месяц дальше», заучивание скороговорок. Упр. «Какой цвет пропал?», «Построй башню», методики «Вес предмета», «Кто больше весит?» Упр. «Найди отличия», «Исключение лишнего». внимания 14 15 16 17 Развитие памяти внимания. Развитие концентрации и устойчивости внимания. Развитие концентрации и устойчивости внимания. Развитие произвольного внимания. Развитие зрительной памяти. 18 Развитие слуховой памяти. 19 Развитие слуховой памяти. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Развитие основных процессов мышления и речи Развитие словесно логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщения, абстрагирования). Развитие словесно логического мышления Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам Развитие умения узнавать предметы по заданным признакам Формирование способности выделять существенные признаки предметов. Формирование способности выделять существенные признаки предметов. Развитие умений классифицировать. Развитие умений классифицировать. Развитие умений выбирать основание для классификации. Развитие словесно логического мышления. Развитие сенсорной моторики. способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи. Цель: Тренировка зрительной памяти. Задачи: -Развитие умения работать индивидуально и в парах. -Развитие способности находить отличительные и общие признаки на наглядном материале. -Научить приемам сбережения зрения. Задачи: -Развитие познавательных способностей, прежде всего образного и логического, теоретического мышления -Формирование социальной позиции «Успешного школьника» через развитие умелости и полноценности в учебной деятельности -Развитие навыков конструктивного общения -Корректировка различных аспектов учебного процесса с учетом избегания эмоциональных перегрузок Упр. «В магазине зеркал», «Исключение лишнего», «Найди отличие». Упр. «В магазине зеркал», «Исключение лишнего», «Найди отличие». Упр. «Лото», «Найди двух одинаковых животных», «Воспроизведение геометрических фигур». Упр. «Чей это дом?», «Ярмарка автомобилей», «Разрезанная картинка». Упр. «Маленький рассказ», «Стихи и образы», «Назови идею», «Учимся запоминать надолго». Упр. «Маленький рассказ», «Стихи и образы», «Назови идею», «Учимся запоминать надолго». Методики «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 1. Упр. «Разрезные картинки», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 2. «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 2. «Простые аналогии», «Цветные матрицы», «Почини коврик», уровень сложности 2. «Простые аналогии», «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 1). «Простые аналогии», «Исключение лишнего», «четвертый лишний», уровень сложности 2). Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов». Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов». Методики «Сравнение и различие понятий», «Классификация предметов». Сложные аналогии Расслабление с фиксацией на дыхание. Дыхательная гимнастика. 31 Развитие моторной деятельности Развитие мелкой моторики. 32 Развитие крупной моторики. 33 34 Заключительные занятия. Заключительные занятия. Задачи: -формирование пространственновременных ориентировок; -формирование в детях чувственного познания, т. е. умения видеть, слышать, осязать, представлять, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать в речи; -коррекция недостатков моторики; Расслабление по контрасту с напряжением. Упр. «Расслабление и напряжение». Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук. Методика « «Составь и вырежи». Развитие тонких тактильных ощущений. Упр. «Кусочки ткани», «Узнай предмет на ощупь». Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений тела. Упр. «Радость», «Печаль», гимнастика для глаз. Обобщение знаний. Обобщение знаний. Описание учебно-методического и материально - технического обеспечения. На занятиях используются: таблицы, карточки, иллюстрации, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации, обучающие фильмы), компьютер.