Рабочая программа по предмету природоведение 5а,5б классы на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании педагогического
совета
Протокол № ___ от
«____»___________2021г.
Секретарь Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
Бакисова Л.О.

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.

«____»____________2021г.

Приказ № ___ от «___»____2021 г.

Рабочая программа по природоведению
для обучающихся 5 класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Карфидова Н.В..

Г.Реж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение » составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
образовательной организации
-Учебным планом образовательной организации
-Годовым календарным учебным графиком образовательной организации
-Примерной адаптированной программой для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной
Министерством образования и просвещения от 17.09.2020
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели по 2 часа в неделю. Всего 68 учебных часов.
Рабочая программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую
ключевую компетенцию, как умение учиться. А точнее:
 Помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной,
социально-гражданской, визуальнохудожественной, языковой, математической, естественнонаучной, технологической).
 Сформировать у школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; развивать универсальные учебные
действия как собственно психологическую составляющую фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением
предметного содержания конкретных дисциплин.
 Развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальность
каждого ребенка.
 Сформировать духовно-нравственную основу развития личности в поликультурной среде мегаполиса на основе толерантного
подхода, создать пространство для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных
моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Формировать понятие ценностей семьи и общества,
сориентировать в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развивать
этические чувства как регуляторы морального поведения.
 Использовать ресурсы дополнительного образования как способа расширения возможностей выбора индивидуальных
образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.
 Через формирование здоровье сберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников, обеспечить
сохранение их психосоматического и физического здоровья. Развить творческую среду для выявления и развития особо одаренных
детей.
2

Кроме этого, системно-деятельностный подход предполагает: гарантированность достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний,
умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Образовательная программа предполагает обеспечение высокого качества предметных знаний, умений, навыков в условиях
модернизации образования, в том числе, за счѐт углублѐнного предпрофессионального образования детей с нарушением интеллекта,
эффективную коррекцию и развитие познавательной сферы, творческих способностей, воспитание социально значимых личностных качеств
при сохранении здоровья учащихся, что позволит им стать самостоятельным субъектом, успешно ориентироваться в жизни.
Цель
школьного курса природоведения - усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с
предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению
элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Задачи курса:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении
и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы
Планируемые результаты освоения предметных программ образования являются одним из важнейших механизмов модернизации
образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих — учебный план, программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений, системы оценки и др.
В результате освоения образовательных областей, учебных предметов у учащихся будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.

3

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция ученика, появится элементарная мотивация
учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе
овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. В сфере
коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера),
организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности (по возможности).
Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация
на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою
Родину, народ и историю; •дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка;
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Учащиеся получат возможность для формирования:
4

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников
; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/не успешности деятельности;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
; • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет научиться:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
; • осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
5

Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будет возможность научиться:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
; • строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии; • владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будет возможность научиться:
•ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное желание и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать свои и действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи;
 использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых
возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения

6

Предметные результаты
У обучающихся будет возможность узнать:
Обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
- Что общего и в чем различие неживой и живой природы;
- Расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;
- Чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (лес, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
- Основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
- Основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь;
- Что изучает природоведение;
- Основные свойства воды, воздуха и почвы;
- Основные формы поверхности Земли;
- Простейшую классификацию растений (деревья, кустарники, травы) и животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- Основные санитарно-гигиенические требования;
- Название своей страны, столицы и народов, населяющих Россию;
- Названия важнейших географических объектов;
- Правила поведения в природе.
У обучающихся будет возможность научиться:
- Называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;
- Устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и
человеком) и природными явлениями;
- Связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;
- Выполнять рекомендуемые практические работы;
- Соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
- Соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их не губить
растения;
- Демонстрировать простейшие опыты;
- Проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдения;
- Называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
- Ухаживать за домашними животными и комнатными растениями;
7

- Соблюдать правила элементарной гигиены;
-Оказывать простейшую медицинскую помощь.
Коррекционно-развивающие задачи по природоведению
1. Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинноследственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
2. Корректировать познавательную возможность и интересы.
3. Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни
животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.
4. Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.
5. Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и
природными богатствами.

Контрольно-измерительный материал.
Контрольная работа №1. Тема «Введение. Вселенная» (октябрь)
Достаточный уровень
Подчеркни правильный ответ.

1.Какое слово относится к природе:
А) лес Б) тетрадь В) мост Г) машина
2.Что относится к живой природе:
А) камень Б) цветок В) облако Г) солнце
3.Астрономия – это наука:
А)о Земле Б) о звездах и планетах
В) об астрономах Г) о природе
4.Космос-это….
А)бесконечное пространство между звёздами и небесными телами
Б)пространство, только между планетами
В)пространство, только между звездами
5.Как называется планета Солнечной системы, на которой есть жизнь?
А) Венера Б) Сатурн В) Марс Г) Земля
6.Солнце –это…
А)Планета Б) Звезда В) Спутник
7.Вокруг Солнца вращаются
А)10 планет Б) 8 планет В)13 планет
8

8.За сколько дней Земля совершает полный оборот вокруг Солнца?
А)364 дня Б) 365 дней В) 367 дней
9.Сколько часов составляют сутки?
А) 24 часа Б) 36 часов В) 25 часов
10.Первый космонавт
А) Титов Б) Савицкая В) Гагарин
Минимальный уровень
Подчеркни правильный ответ:
1.Какое слово относится к природе:
А) лес Б) тетрадь В) мост Г) машина
2.Что относится к живой природе:
А) камень Б) цветок В) облако Г) солнце
3.Назови науку, изучающую звезды и планеты.
А) география Б) биология В) анатомия Г) астрономия
4.Как называется планета Солнечной системы, на которой есть жизнь?
А)Венера Б) Сатурн В) Марс Г) Земля
5.Дайте обобщающее слово, к словам - Уран, Земля, Венера, Марс, Юпитер,
Сатурн, Нептун, Меркурий – это:
А) планеты Б) кометы В) звезды Г) метеориты
6.Сколько часов составляют сутки?
А)24 часа Б) 36 часов В) 25 часов

Контрольная работа №2. Тема: «Воздух» (ноябрь)
Достаточный уровень
Подчеркни правильный ответ.
1.К каким телам относится воздух?
А) твердым Б) жидким В) газообразным
2.Какую форму имеет воздух?
А) Имеет постоянную форму Б) Не имеет формы
3.Какой цвет имеет воздух?
А) серого цвета Б) Бесцветный В) белого цвета
4. Какой запах имеет воздух?
А) Имеет приятный запах Б) Не имеет запаха В) Имеет неприятный запах
5.Что происходит с воздухом при нагревании?
9

А) Расширяется Б) Не меняется В) Сжимается
6.Что происходит с воздухом при охлаждении?
А) Не меняется Б) Расширяется В) Сжимается
7.Какой воздух легче?
А) Теплый Б) Холодный
8.Как воздух проводит тепло?
А) Плохо проводит тепло Б) Хорошо проводит тепло В) не проводит тепло
9.Какой газ поддерживает горение?
А) Кислород Б) Углекислый газ В) Азот
10.Какой газ нужен для дыхания?
А) Кислород Б) Азот В) углекислый газ

Минимальный уровень
Подчеркни правильный ответ.
1. К каким телам относится воздух?
А) твердым Б) жидким В) газообразным
2.Какую форму имеет воздух?
А) Имеет постоянную форму Б) Не имеет формы
3.Какой цвет имеет воздух?
А серого цвета Б) Бесцветный В) белого цвета
4.Какой запах имеет воздух?
А) Имеет приятный запах Б) Не имеет запаха В) Имеет неприятный запах
5. Какой газ нужен для дыхания?
А) Кислород Б) Азот В) углекислый газ
Контрольная работа №3. Тема:» Полезные ископаемые» (декабрь)
Достаточный уровень

Подчеркни правильный ответ:
1.К полезным ископаемым не относят:
А) торф Б) цемент В) гранит.
2.К жидким полезным ископаемым относится:
А) уголь Б) нефть В) природный газ
3.Полезные ископаемые, используемые в строительстве:
А) песок, мрамор; Б) уголь, торф; В) калийная соль, фосфориты
4. Горючие полезные ископаемые это:
А) гранит и песок Б) нефть и уголь В) известняк и глина
5. Из какого полезного ископаемого получают бензин и керосин?
10

а) нефть, б) природный газ, в) уголь.
6. Смесь природного газа с воздухом
А) не взрывоопасна Б) взрывоопасна
7. Полезные ископаемые с содержанием металла называются
А) минеральное сырьё Б) руда В) строительные материалы
8. Чёрные металлы – это…
А) чугун, сталь Б) медь, алюминий В) золото, серебро.
9.Для добычи полезных ископаемых строят
А) вышки Б) шахты В) буровые установки
10. Из железных, медных и алюминиевых руд получают
А) удобрения Б) топливо В) металлы
Минимальный уровень
Подчеркни правильный ответ:
1.К полезным ископаемым не относят:
А) торф Б) цемент В) гранит.
2.К жидким полезным ископаемым относится:
А) уголь Б) нефть В) природный газ
3.Полезные ископаемые, используемые в строительстве:
А) песок, мрамор; Б) уголь, торф; В) калийная соль, фосфориты
4. Горючие полезные ископаемые это:
А) гранит и песок Б) нефть и уголь В) известняк и глина
5.Смесь природного газа с воздухом
А) не взрывоопасна Б) взрывоопасна
6.Для добычи полезных ископаемых строят
А) вышки Б) шахты В) буровые установки
Контрольная работа№4. Тема: «Вода» (февраль)
Достаточный уровень
Подчеркни правильный ответ:
1.Вода имеет форму:
А) круга б) квадрата форму в) не имеет формы
2.Вода имеет:
А) синий цвет Б) бесцветная В) белый цвет
3.Вода при замерзании:
11

А) расширяется Б) сжимается В) не меняется
4.Вода при охлаждении:
А) Не меняется Б) расширяется В) сжимается
5.При нагревании вода:
А) Расширяется Б) не меняется В) сжимается

6.Прибор для измерения температуры воды:
А) термос Б) барометр В) термометр;
7.Вода кипит при температуре:
А)+20*Б)-10* В) +100*
8.Вода замерзает при температуре
А) – 20*Б)+ 40* В) 0*
9.В воде растворяется:
А) соль Б) мел В) песок
10.В воде не растворяется:
А) Глина Б) сахар В) лимонная кислота
11.В каких водоемах находится пресная вода:
А) моря Б) океаны В) реки

12.Какую воду надо беречь, так как её очень мало на Земле?
А) пресную Б) солёную В) кипячённую;
Минимальный уровень
Подчеркни правильный ответ:
1.Вода имеет форму:
А) круга б) квадрата форму в) не имеет формы
2. Вода имеет:
А) синий цвет Б) бесцветная В) белый цвет
3.В воде растворяется:
А) Соль Б) мел В) песок
4.В воде не растворяется:
А) Глина Б) сахар В) лимонная кислота
5. При замерзании вода превращается:
А) в лёд Б) в пар В) в жидкость
6.В каких водоемах находится пресная вода:
А) моря Б) океаны В) реки

7.Какую воду надо беречь, так как её очень мало на Земле?
А) пресную Б) солёную В) кипячённую;

12

Контрольная работа №5. Тема: «Почва» (март)
Достаточный уровень

Подчеркни правильный ответ:
1.Ровная поверхность местности называется
А) равниной Б) дорогой В) сушей
2.Горы это:
А) холмы Б) самые высокие участки земной поверхности
В) самые низкие участки суши
3.Как называются углубления на поверхности Земли:
А)овраги Б)долины В) холмы
4.Почва это:
А) земля Б) трава и листья В) верхний плодородный слой земли
5.Где живут мелкие животные:
А) в почве Б) в песке В) в глине
6.Что делает почву плодородной:
А) песок Б) глина В) перегной
7.Перегной это:
А) Органическая часть почвы Б) неорганическая часть почвы
8.Какая почва задерживает воду:
А) песчаная Б) глинистая В) черноземная

9.Что нужно делать, чтобы почва стала плодородной?
А) удобрять Б) много копать В) поливать хорошо
10.Что нужно делать, чтобы защитить почву:
А) Строить дороги Б) вырубать леса В) сажать деревья и кустарники
Минимальный уровень
Подчеркни правильный ответ:
1.Ровная поверхность местности называется
А) равниной Б) дорогой В) сушей
2.Почва это:
А) земля Б) трава и листья В) верхний плодородный слой земли
3.Где живут мелкие животные:
А) в почве Б) в песке В) в глине
4.Что делает почву плодородной:
А) песок Б) глина В) перегной

5.Что нужно делать, чтобы почва стала плодородной?
А) удобрять Б) много копать В) поливать хорошо
13

Контрольная работа №6. Тема: «Есть на Земле страна Россия» (май)
Достаточный уровень

Подчеркни правильный ответ:
1. Как называется наша страна:
А) Москва
В) Русь
Б) Родина
Г) Россия
2. Океан, который не омывает Россию:
А) Атлантический Б) Тихий В) Индийский Г) Северно-Ледовитый
3. Назови самое глубокое в мире озеро, расположенное в нашей стране.
А) Байкал Б) Ладожское озер В) Онежское озеро
4. Столица России:
А) Казань Б) Москва В) Санкт-Петербург
5. Кем был основан город Москва:
А) Иван Грозный Б) Петр Первый В) Юрий Долгорукий
6.Как называется главная площадь нашей страны:
А) Белая Б) Зеленая В) Красная
7. Какой крупный город России называют Северной столицей:
А) Санкт-Петербург Б) Новосибирск В) Владивосток
8.Какой город не является городом Золотого Кольца России:
А) Ростов Великий, Б) Ижевск, В) Ярославль, Г) Владимир
9. Какой город не находится на берегах реки Волги:
А) Нижний Новгород Б) Казань В) Волгоград Г) Новосибирск
10. Где численность населения больше:
А) в городе Б) в деревне
11. Какая река протекает в нашем городе
А) Москва Б) Реж В) Волга Г) Енисей
Минимальный уровень

1.Как называется наше государство:
А) Россия Б) Казахстан В) Белоруссия
2. Столица России:
А) Казань Б) Москва В) Санкт-Петербург
3 Кем был основан город Москва:
А) Иван Грозный Б) Петр Первый В) Юрий Долгорукий
4.Как называется главная площадь нашей страны:
А) Белая Б) Зеленая В) Красная
14

5.Какой крупный город России называют Северной столицей:
А) Санкт-Петербург Б) Новосибирск В) Владивосток
6. Где численность населения больше:
А) в городе Б) в деревне
7.Какая река протекает в нашем городе
А) Москва Б) Реж В) Волга Г) Енисей

15

Календарно-тематическое планирование.
Дата

Наименование раздела и темы
урока

№ п/п

Методическое
обеспечение

Основные понятия и
словарная работа
Введение (2 ч)
Тела живой и
Предмет
неживой природы.
«Природоведение».
Учебник с.3-4
Природа живая и
неживая.
Явления природы.

Что такое природоведение?

1

Предметы и явления неживой и
живой природы.

2

Небесные тела: Планеты, звезды.

3

Солнечная система. Солнце.

4

Таблица «Солнечная
система»
Учебник с.9-11

Вселенная
Солнце
Солнечная система

Исследования космоса.
Спутники. Космические корабли.

5

Учебник с 12-14

Искусственный
спутник
Орбитальная станция
Космодром

Тела живой и
неживой природы.
Учебник с.5-7

Твердые, жидкие
газообразные тела
природы.
Искусственные тела.

Вселенная (7 ч)
Таблица «Солнечная
Астрономия
система»
Небесные тела
Учебник с.8-9
Звезды
Солнце
Космос

Виды работ

Коррекционная
работа

Учатся различать
объекты живой и
неживой природы

Отработка навыков
чтения и письма.
Развитие устной
речи

Рассматривание
примеров твердых,
жидких и газообразных
предметов. Работа с
таблицей.

Коррекция памяти,
мышления

Словарные слова
Работа с научным
текстом.
Письменная работа в
тетради.

Словарные слова
Работа с научным
текстом
Письменная работа в
тетради
таблица
Коррекция
мышления, памяти,
внимания и речи.

Заучивают словарные
слова и учатся их
пояснять.
Работа с научным
текстом
Устанавливать
причинно-следственные
связи
Пересказ.
Работа с учебником,
Коррекция речи
ответы на вопросы.
Зрительного
восприятия
Пространственной

16

Полеты в космос.

6

Учебник с 14-16

Смена дня и ночи.

7

Учебник с 17-18.
Рис.17. Смена дня и
ночи.

Смена времен года. Сезонные
изменения в природе.

8

Учебник с.18-21,
рис.18.Схема
движения солнца в
течение всего года.

Контрольная работа №1

9

космонавт
Первый космонавт Ю.
А. Гагарин
Искусственный
спутник
Орбитальная станция
Космодром.
День. Ночь. Сутки

Времена года.

Планета Земля. Оболочка земли.

10

Наш дом – Земля (45 ч)
ВОЗДУХ (10 ч)
Глобус. Учебник с.22- Оболочки Земли:
23
атмосфера, гидросфера,
литосфера.

Значение воздуха для жизни на
земле.

11

Учебник с.23-25

Воздух
Кислород, углекислый
газ, азот.

Свойства воздуха.

12

Учебник с.25-27
рис.25-27

Воздух прозрачный,
без запаха, бесцветный,
упругий, сохраняет
тепло

Работа с учебником и
дополнительной
литературой
Письменная работа в
тетради
пересказ
Работа с учебником
ответы на вопросы.

ориентировки.
Коррекция
внимания, памяти
Речи.

Коррекция речи
Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки.

Работа со схемой
движение вокруг
солнца. Зарисовка
схемы в тетрадь.

Ориентация в
пространстве при
работе со схемой.

Выполнение тестовых
заданий по теме.

Коррекция памяти,
наблюдательности,
мышления.

Иметь представление
об оболочках Земли,
называть их. Знать, чем
они образованы

Коррекция памяти,
речи, Зрительного
восприятия
Пространственной
ориентировки.
Коррекция
мышления, памяти,
внимания и речи.

III

Знать значение воздуха
для жизни на Земле.
Иметь представление
об основном составе
воздуха.
Демонстрация
опытов. Называть
основные свойства
воздуха.

Коррекция
мышления, памяти,
внимания и речи.

17

Давление и движение воздуха.

13

Учебник с.28-30
рис.29-37

Сжимаемость и
упругость воздуха.
Теплый воздух легче,
холодный тяжелее.

Температура воздуха.
Термометр.

14

Учебник с.31-33,
термометры

Термометр,
температура воздуха.

Движение воздуха в природе.
Ветер.

15

Учебник с.34-38
рис.39-47

Ветер, ураган, буря,
шторм, флюгер

Состав воздуха. Кислород, его
значение и применение.

16

Учебник с.39-41

Кислород бесцветный,
прозрачный,
поддерживает горение.

Состав воздуха. Углекислый газ
и азот.

17

Учебник с.42-45

Углекислый газ
невидимый,
прозрачный, не
поддерживает горение.

Охрана воздуха

18

Учебник с 45-47

Охрана воздуха

Контрольная работа по теме:
Воздух .№2

19

Виды полезных ископаемых. Их
значение, способы добычи.

20

Полезные ископаемые,

21

Полезные ископаемые (14 ч)
Учебник с 48-49
Полезные ископаемые,
Коллекция пместорождения.
ископаемых.
Свойства полезных
ископаемых: твердые,
жидкие, газообразные.
Учебник с.51-53
Зернистый,

Демонстрация
опытов-Воздух
сжимаем и упруг,
перемещение теплого и
холодного воздуха,
выводы
Знакомство с
устройством
термометра, измерение
температуры воздуха.
Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы.
Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы. Иметь
представление о
значении и применении
кислорода.
По рисункам учебника
уметь определить, где
используется
углекислый газ и азот.

Развитие
наблюдательности,м
ышления, речи.

Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы.
Выполнение тестовых
заданий по теме.

Коррекция
мышления, памяти,
внимания и речи.
Коррекция памяти,
наблюдательности,
мышления.

Работа с коллекцией,
распределение в
таблицу жидких,
твердых и газообразных
полезных ископаемых.
Работа с коллекцией,

Развитие мышления
через операцию
классификации.

Развитие внимания,
памяти,
наблюдательности,
мышления.
Коррекция
мышления, памяти,
внимания и речи.
Коррекция
мышления, памяти,
внимания и речи.

Коррекция
мышления, памяти,
внимания и речи.

Развитие памяти,
18

используемые в качестве
строительных материалов.
Гранит. Известняк.
Песок. Глина.

Коллекция
п/ископаемых.

обыкновенный
известняк, мел,
мрамор.
Строительные
материалы.

22

Учебник с 54-56
Коллекция
п/ископаемых.

Горючие полезные ископаемые.
Торф.

23

Учебник с.57-59
Коллекция
п/ископаемых.

Каменный уголь.

24

Учебник с.60-61
Коллекция
п/ископаемых.

Добыча и использование
каменного угля.

25

Учебник с.61-63

Шахтер, шахта,
месторождения.

Нефть.

26

Учебник с.64-65
Коллекция
п/ископаемых.

Горючесть нефти

Добыча и использование нефти.

27

Учебник с 65-67

Природный газ. Добыча,
использование. Правила
обращения с газом в быту.

28

Учебник с.68-70

Нефтяники,
нефтеперерабатывающ
ие заводы,
нефтепровод.
Взрывоопасный,
горючий, газопровод.

Горючие
п\ископаемые.
Торф, каменный уголь,
природный газ,
Торфяники.
Каменный уголь

уметь находит
отличительные
особенности.
Работа с коллекцией
п/ископаемых,
выписывание в тетрадь
названий п/ископаемых.
Отличительные
свойства песка и глины,
лепка из глины изделий
Рассмотреть внешний
вид торфа и его
свойства.

внимания,
мышления.

Рассмотреть внешний
вид, свойства
каменного угля по
плану. Записать
выводы. Сравнить с
торфом.
Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы.
Рассмотреть свойства
нефти -цвет, запах,
горючесть, сравнить с
каменным углем и
торфом.
Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы.

Развитие памяти,
внимания,
мышления через
операцию
сравнения.

Рассмотреть свойства
природного газа,
Памятка о правилах
пользования газом в

Развитие
зрительного и
слухового
анализатора, памяти,

Развитие
наблюдательности,
внимания,
мышления

Развитие речи,
памяти, мышления.
Наблюдательности.

Развитие речи,
памяти.
Развитие памяти,
внимания,
мышления.
Наблюдательности.
Развитие памяти,
речи, мышления.

19

Полезные ископаемые,
используемые для получения
металлов. Черные металлы.
Сталь. Чугун.

29

Учебник с.7173Коллекция
п/ископаемых.
Изделия из чугуна и
стали.

Металл. Чугун, сталь.

Цветные металлы.

30

Учебник с.74-76
Коллекция полезных
ископаемых. Изделия
из цветных металлов.

Алюминий, медь.

Благородные ( драгоценные)
металлы.

31

Золото, серебро,
платина. Самородок

Охрана полезных ископаемых.

32

Учебник с.77-79
Ювелирные изделия
из драгоценных
металлов
Учебник с.80-81

Контрольная работа по теме:
Полезные ископаемые №3

33

Вода в природе. Роль воды в
питании живых организмов.

34

Учебник с.84-85

Свойства воды.

35

Учебник с.86-87

Растворимые и нерастворимые

36

Учебник с.88-90

Вода (14 ч)
Вода – самое
распространенное
вещество в природе
Вода это жидкость,
текучая, не имеет
формы, не имеет
запаха, прозрачная,
безвкусная, вода это
растворитель.
Растворимые в воде

быту.
Работа с коллекцией,
текстом учебника.
Определение свойств
черных металлов.
Уметь определять
изделия из чугуна и
стали.
Рассмотреть коллекцию
цветных металлов,
уметь отличать цветные
от черных металлов.

мышления
Развитие памяти,
мышления, речи.

Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы.

Развитие памяти,
мышления, речи.

Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы. Знать об
охране их значение и
способах добычи.
Выполнение тестовых
заданий по теме.

Развитие памяти,
мышления, речи

Схема—Вода в
природе. Составление
рассказа по вопросам.

Развитие устной
речи,
составление рассказа
по вопросам.
Развитие
наблюдательности,
памяти, внимания.

Лабораторная работа
№ 1, 2,3,4,5.
Уметь описывать
свойства воды.
Лабораторная работа

Развитие памяти,
мышления, речи.

Коррекция памяти,
наблюдательности,
мышления.

Развитие
20

вещества. Питьевая вода.

вещества,
нерастворимые в воде
вещества, раствор,
водные растворы,
минеральная вода,
питьевая вода
Прозрачная и мутная
вода. Фильтр

№6
Понимать свойства
воды, рассказывать о
некоторых опираясь на
наглядный материал.

наблюдательности,
памяти, внимания.

Демонстрация опыта очистка мутной воды.
Называть признаки
мутной воды, уметь
очистить с помощью
фильтра.

Коррекция и
развитие внимания
памяти,
наблюдательности,
речи, развитие
практических
навыков.

Работа с текстом
учебника, составление
схемы, измерение
температуры воды.
Демонстрация опыта:
расширение воды при
нагревании и сжатие
при охлаждении,
расширение при
замерзании. Уметь
пользоваться этими
свойствами.
Работа с текстом
учебник, ответы на
вопросы.

Развитие
наблюдательности,
внимания, памяти,
мышления.

Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы. Памятка
бережного
использования в быту.

Коррекция и
развитие внимания
памяти,
наблюдательности,
устной речи.

Прозрачная и мутная вода.
Очистка мутной воды.

37

Учебник с.91-92

Три состояния воды.
Температура воды и ее
измерение.

38

Учебник с.93-94
рис.118-121

Лед, пар, жидкость.
Термометр.

Расширение воды при
нагревании и сжатие при
охлаждении, расширение при
замерзании.

39

Учебник с.95-97

Сжатие, расширение.

Работа воды в природе.

40

Учебник с.99-101

Овраг, ущелье, пещера,
дамба, наводнение.

Значение воды в природе.
Использование воды в быту,
промышленности и сельском
хозяйстве.

41

Учебник с.102-104

Использование воды в
быту,
промышленности,
с/хозяйстве.

Вода в природе: осадки, воды
суши. Круговорот воды в

42

Учебник с.105-107
Схема «Круговорот воды в

Пресная, соленая вода.

Круговорот воды в

Коррекция и
развитие внимания
памяти,
наблюдательности,
речи, развитие
практических
навыков.
Развитие устной
речи, составление
рассказа по
вопросам.

Показать, что воды на Коррекция и
21

природе.

Воды суши: ручьи, реки.

43

Воды суши: озера, болота,
пруды, водохранилища.

44

Моря и океаны.

45

природе».

природе.

Земле больше, чем
развитие внимания
суши; выявит, где
памяти, мышления
можно встретить
речи.
воду. Показать, чем
отличается пресная
вода от соленой воды.

Учебник с.108-109
родник, ручьи, реки.

Родник, ручьи, реки

Иметь представление
об образования ручья,
рек, об их
использовании и
охране.

Учебник с.109-111

Естественные и
искусственные
водоёмы.

Определение видов
водоёмов по
иллюстрациям после
прочтения отрывков
из текста учебника;
знать отличия
естественных
водоемов от
искусственных.

Моря, океаны, порты.

Показывать на карте
моря и океаны. Уметь
рассказать о значении
морей и океанов на
Земле и для человека.
Знать названия океанов
и некоторых морей.
Работа с текстом,
ответы на вопросы.
Памятка об охране
воды.
Выполнение тестовых
заданий по теме.

Иллюстрации озера, пруда,
болота, водохранилища,

Учебник с.112-113
Глобус, физическая карта
полушарий,

иллюстрации
учебника.
Охрана воды.

46

Контрольная работа по теме:
Вода.№4

47

Учебник с.114-115

Очистные сооружения.

Коррекция и

развитие

слухового и
зрительного
восприятия,
внимания памяти,
мышления, речи
Коррекция и
развитие внимания
памяти,
мышления, речи.

Коррекция и
развитие,
внимания
воображения,
памяти, речи.
Развитие памяти,
логического
мышления, речи.
Коррекция памяти,
наблюдательности,
мышления.

Поверхность суши. Почва (7 ч)
22

Формы поверхности суши:
Равнины, холмы, овраги.

48

Учебник с.116-117
Модели равнины,
холма, оврага.

Равнины, холмы,
овраги.

Рассматривание видов
поверхности земли по
макетам, рисункам
учебника, выписывание
в тетрадь новых слов.

Горы.

49

Учебник с.117-118
Модели гор.

Горы, долины.

Тактильное
«обследование»
горной местности на
макете, сравнивание
холмов и гор.

Почва - верхний слой земли.
Состав почвы.

50

Учебник с.119-121
Коллекция почв.

Почва, перегной, песок,
глина., минеральные
соли.

Дать определение, что
такое почва. Выяснить
каков состав почвы.
Опыт - Состав почвы.

Разнообразие почв.

51

Учебник с.122-123
Коллекция почв.

Песчаные, глинистые,
черноземные.

Основное свойство почвы плодородие. Обработка почвы.

52

Учебник с.124-126

Плодородие. Рыхление,
вскапывание,
боронование, плуг,
борона,

Демонстрация опыта
- прохождение воды
через разные виды
почв.
Работа с учебником,
иллюстрациями.

Охрана почвы.

53

Учебник с.126-127

Контрольная работа по теме:
Почва.№5

54

Место России на земном шаре.

55

1V Есть на Земле страна Россия (14 ч)
Учебник с.129-130
государство, границы

Работа с текстом
учебника, ответы на
вопросы.
Выполнение тестовых
заданий по теме.

Найти на глобусе

Коррекция и
развитие
тактильных, и
зрительных
восприятий,
внимания, памяти,
мышления.
Коррекция и
развитие
тактильных и
зрительных
восприятий,
внимания памяти,
мышления, речи.
Развитие мышления
через операции
сравнения, памяти
через операции
запоминание.
Умение сравнивать
и делать выводы.
Развитие
практических
навыков работы с синвентарем.
Развитие речи.
Коррекция памяти,
наблюдательности,
мышления.
Коррекция и
23

Знакомство с картой.

Карта РФ, глобус

морские и сухопутные,
условные цвета и
знаки физической
карты.

Россию, сравнить ее
территорию с
территориями других
государств.
Слушание рассказа о
России. Работа по
учебнику: чтение,
беседа по
прочитанному тексту,
ответы на вопросы.
Работа с картой и ее
условными
обозначениями и
условными цветами
карты. Работа в тетради:
зарисовать условные
знаки физической
карты.

Моря и океаны, омывающие
берега России.

56

Учебник с.131-133
Карта РФ

Северный Ледовитый,
Тихий океаны, Черное,
Азовское, Балтийское
моря.

Слушают рассказ о
морях и океанах России.

Работа с учебником:
чтение, беседа по
прочитанному тексту,
ответы на вопросы.
Работа с картой:
нахождение морей и
океанов России.
Запись название морей
и океанов в тетрадь

развитие
логического
мышления через
умение сравнивать
территорию России
с другими
государствами,
памяти внимания
через способность
понимать главное в
учебном материале,
запоминание
условных цветов и
знаков карты;
анализировать,
обобщать
изучаемый
материал; Развитие
пространственных
представлений через
работу с картой.

Коррекция и
развитие памяти и
внимания через
способность
понимать главное в
учебном материале,

ориентироваться в
пространстве,
через нахождение
морей и океанов
на карте.
24

Равнины и горы на территории
нашей страны.

57

Учебник с.134-135
Карта РФ

Восточно –
Европейская равнина,
Западно-Сибирская
равнина, Кавказский
горы, Уральские горы.

Слушают рассказ о
равнинах и горах нашей
страны.

Работа с учебником:
чтение, беседа по
прочитанному тексту,
ответы на вопросы.
Работа с картой:
соотнесение условных
цветов карты с
равнинами и горами,
нахождение их на карте.
Запись названий равнин
и гор в тетрадь.

Активизация
пассивного словаря,
через
проговаривание
название морей и
океанов.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия, памяти
при изучении
учебного материала
через рассказ
учителя, чтение
текста и работу с
картой. Умение

ориентироваться в
пространстве,
через нахождение
равнин и гор.
Коррекция и
развитие
логического
мышления через
умение соотносить
условные цвета с
географическими
объектами.
Активизация
пассивного словаря,
через
25

Реки и озера России.

58

Учебник с.136-137
Карта РФ

Реки - Обь, Лена,
Енисей, Амур, Волга.
Озера -Байкал,
Каспийское море.

Слушают рассказ о
реках и озерах нашей
страны.

Работа с учебником:
чтение, беседа по
прочитанному тексту,
ответы на вопросы.
Работа с картой:
находят реки и озера по
условным знакам,
учатся называть их.
Составляют рассказ о
реке Волге по плану.
Запись название рек и
озер в тетради.

Москва - столица России.

59

Учебник с.139-140,
карта Р.Ф,
Презентация
»Достопримечательно
сти Москвы»,
открытки и
иллюстрации с

Столица,
достопримечательност
и Москвы -театры,
музеи, памятники.

Работа с презентацией.
Работа с картой.
Работа с учебником:
чтение, объяснение
новых слов и понятий,
беседа по прочитанному
тексту, ответы на

проговаривание
названий гор и
равнин нашей
страны.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия, памяти
при изучении
учебного материала
через рассказ
учителя, чтение
текста и работу с
картой. Умение

ориентироваться в
пространстве,
через нахождение
рек и озер на карте
Развитие устной
речи через ответы
на вопросы и
составление
рассказа о реке
Волге.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия, памяти,
через просмотр
презентации и
26

изображением
достопримечательност
и Москвы.

Санкт-Петербург.

60

Учебник с.141-143,
карта РФ,
Презентация «
Достопримечательност
и Санкт-Петербурга»,
открытки и
иллюстрации с
изображением СанктПетербурга.

вопросы.
Рассматривают
открытки и
иллюстрации с
достопримечательностя
ми. Учатся их
определять и называть.
Составляют рассказа о
Москве по заданному
плану. Выписывают
достопримечательности
Москвы в тетрадь.

Достопримечательност
и Санкт-Петербурга._
Зимний Дворец,
Эрмитаж,
Петропавловская
крепость и др.

Работа с презентацией.
Работа с картой.
Работа с учебником:
чтение, объяснение
новых понятий и слов,
беседа по прочитанному
тексту, ответы на
вопросы.
Рассматривают
открытки и
иллюстрации с
достопримечательностя
ми. Учатся их
определять и называть.
Составляют рассказа о

работы с текстом
учебника. Умение

ориентироваться в
пространстве,
через нахождение
города на карте.
Развитие
логического
мышления, через
выделение главного,
объяснение понятий.
Развитие устной
речи
через ответы на
вопросы и
составление
рассказа о Москве.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия, памяти,
через просмотр
презентации и
работы с текстом
учебника. Умение

ориентироваться в
пространстве,
через нахождение
города на карте.
Развитие
логического
27

Санкт-Петербурге по
заданному плану.
Выписывают
достопримечательности
в тетрадь.

Города золотого кольца России:
Ярославль, Владимир, Ростов
Великий.

61

Учебник с.144-145,
карта РФ,
Презентация « Города
золотого кольца
России»

Древние русские
города,
достопримечательност
и этих городов памятник Ярославу
Мудрому, памятник
Золотые ворота,
Ростовский кремль.

Заочная экскурсия по
городам золотого
кольца России по
презентации. Работа с
картой. Работа с
учебником: чтение,
объяснение новых
понятий, беседа по
прочитанному тексту,
ответы на вопросы.
Рассматривают
открытки и
иллюстрации с
достопримечательностя
ми этих городов.
Составляют рассказ об
одном из этих городов.
Выписывают
достопримечательности
в тетрадь.

мышления, через
выделение главного,
объяснение понятий.
Развитие устной
речи
через ответы на
вопросы и
составление
рассказа о СанктПетербурге.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия, памяти,
через просмотр
презентации и
работы с текстом
учебника. Умение

ориентироваться в
пространстве,
через нахождение
городов на карте.
Развитие
логического
мышления, через
выделение главного,
объяснение понятий.
Развитие устной
речи
через ответы на
вопросы и
28

Нижний Новгород, Казань,
Волгоград.

Новосибирск, Владивосток.

62

63

Учебник с.146-148
Презентация. Карта
РФ.

Учебник с.149-150,
Презентация, карта
РФ.

Города миллионеры,
достопримечательност
и-Нижегородский
Кремль, Казанский
Кремль, Мамаев
курган.

Город-порт,
достопримечательност
и- собор АлександраНевского,
Новосибирский театр
оперы и балета,

Заочная экскурсия по
городам России по
презентации. Работа с
картой. Работа с
учебником: чтение,
объяснение новых
понятий, беседа по
прочитанному тексту,
ответы на вопросы.
Рассматривают
открытки и
иллюстрации с
достопримечательностя
ми этих городов.
Составляют рассказ об
одном из этих городов.
Выписывают
достопримечательности
в тетрадь.

Заочная экскурсия по
городам России по
презентации. Работа с
картой. Работа с
учебником: чтение,
объяснение новых

составление
рассказа.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия, памяти,
через просмотр
презентации и
работы с текстом
учебника. Умение

ориентироваться в
пространстве,
через нахождение
городов на карте.
Развитие
логического
мышления, через
выделение главного,
объяснение понятий.
Развитие устной
речи
через ответы на
вопросы и
составление
рассказа.
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия, памяти,
через просмотр
29

Морской музей.

Население нашей страны.

64

Учебник с.151-153
Презентация « Народы
России». Иллюстрации
национальных
промысел(
вологодское кружево,
оренбургский платок,
хохломская роспись).

Городское и сельское
население,
многонациональное
государство,
национальные
промыслы.

понятий, беседа по
прочитанному тексту,
ответы на вопросы.
Рассматривают
открытки и
иллюстрации с
достопримечательностя
ми этих городов.
Составляют рассказ об
одном из этих городов.
Выписывают
достопримечательности
в тетрадь.

Работа по презентации:
слушают рассказ
учителя, знакомятся с
новыми словами и
понятиями.
Работа с учебником:
чтение, беседа по
прочитанному тексту,
ответы на вопросы.
Составляют рассказ о
занятиях населения в
городе и сельской
местности по плану.
Выясняют, от чего

презентации и
работы с текстом
учебника. Умение

ориентироваться в
пространстве,
через нахождение
городов на карте.
Развитие
логического
мышления, через
выделение главного,
объяснение понятий.
Развитие устной
речи
через ответы на
вопросы и
составление
рассказа
Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия, памяти,
через просмотр
презентации и
работы с текстом
учебника,
рассматривание
иллюстраций,
работы в тетради.
Развитие
логического
30

зависят занятия
населения. Записывают
в тетради названия
народов России.
Рассматривают
национальные
промыслы и
запоминают.

Город, в котором мы живём.

65

Презентация
«Достопримечательно
сти Режа»

Экскурсия по городу Реж

66

Маршрутный лист
экскурсии. Правила
поведения на
экскурсии. ПДД.

Достопримечательност
и Режа .

Познакомить с
достопримечательностя
ми Режа по
презентации.
Беседа по презентации.
Уметь их узнавать и
называть.
Отгадать кроссворд
»Достопримечательност
и Режа»

Уметь определять на
местности главные
достопримечательности
Режа, соотносить с
маршрутным листом.

мышления, через
выделение главных,
существенных
признаков,
сравнения занятия
населения,
объяснение новых
понятий. Развитие
речи, через умение
составлять рассказ
по заданному плану.
Развитие и
коррекция памяти,
внимания, через
узнавание и
называние
достопримечательно
стей Режа. Развитие
речи, через умение
отвечать полным
ответом. Развитие
логического
мышления, через
отгадывание
кроссворда.
Развитие
наблюдательности,
внимания,
ориентировка в
пространстве
логического
31

Контрольная работа по теме:
Есть на Земле страна Россия. № 6

67

Повторение по курсу: «Неживая
природа»

68

Выполнение тестовых
заданий по теме.

Жетоны, выдаваемые
за правильные ответы.

Ответы на вопросы
учебника с 154

мышления, через
экскурсионную
деятельность.
Коррекция памяти,
внимания,
мышления, через
работу с тестами.
Развитие устной
речи, памяти,
внимания, через
умение отвечать
полным ответом.

Критерии оценивания:
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня
освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной
общеобразовательной программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ
Оценка « 5»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).
Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
32

Допускает ряд ошибок в речи.
Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
Нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме.
1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.
Критерии оценивания
1 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список учебно-методической литературы:
Учебник под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение» (5 класс) для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2021 (ФГОС ОВЗ)
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М.
2003
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
1.Глобус Земли
2. Модель «Планетная система»
3. Модель «Круговорот воды в природе».
4. Теллурий
Средства обучения: технические и электронные средства обучения:
33

Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.
Компьютер.
Интерактивная доска, проектор.
Натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии.
Компьютерные презентации по темам.
Комплекты сюжетных и предметных картинок по темам.
Демонстрационные таблицы по темам.
Фрагменты аудио- и видеозаписей.
Памятка с условными изображениями погодных условий.
Оборудование для опытов: термометр
Оборудование по программе
Муляжи животных, птиц, овощей, фруктов.
Интерактивные плакаты.
Сборник интерактивных заданий.
Интерактивное наглядное пособие для изучения естествознания.
Пособия на тему « Окружающий мир» 1,2,3,4 класс.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».