Рабочая программа по предмету природоведение 6а,6б классы на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании педагогического
совета
Протокол № ___ от
«____»___________2021г.
Секретарь Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
Бакисова Л.О.

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.

«____»____________2021г.

Приказ № ___ от «___»____2021 г.

Рабочая программа по природоведению
для обучающихся 6 класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Карфидова Н.В..

Г.Реж

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение » составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
образовательной организации
-Учебным планом образовательной организации
-Годовым календарным учебным графиком образовательной организации
-Примерной адаптированной программой для детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной
Министерством образования и просвещения от 17.09.2020
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недели по 2 часа в неделю. Всего 68 учебных часов.
Цель обучения:
Формирование представлений обучающихся о растительном мире, о существующих в нем взаимосвязях; о животном мире, правилах
поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях; об анатомии, физиологии и гигиене организма человека.
Основными задачами являются:
 формирование бережного отношения к природе;
 первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с
некоторыми животными, которых можно содержать дома;
 привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Для достижения поставленной цели изучения курса в коррекционном классе необходимо решение следующих практических задач:
 сообщение обучающимся сведений о живой природе и ее роли в жизни человека, о сезонных изменениях, о жизни растений;
 установление несложных причинно-следственных связей в природе и взаимозависимости природных явлений;
 экологическое воспитание (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни растений и
человека), бережного отношения к природе;
 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к неживой природе, чувства сопричастности к сохранению её
уникальности и чистоты.
Природоведение как учебный предмет в включает разделы:
«Растительный мир». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о растительном мире.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья сложно усвоить все группы растений и те признаки, по которым они

2

объединяются в группы. Поэтому в программе предлагается изучение наиболее распространенных, известных обучающимся однодольных и
двудольных растений, их признаков, сходств и различий, которые можно наглядно пронаблюдать в природе, в быту, в повседневной жизни,
показать по цветным таблицам.
На уроках происходит демонстрация следующих опытов:
- условия, необходимые для прорастания семян;
- испарение воды листьями.
На уроках проводятся практические работы:
- перевалка и пересадка комнатных растений;
- на пришкольном участке: вскапывание приствольных кругов, рыхление почвы.
Также на уроках выполняются лабораторные работы:
- строение растений;
Для обучающихся проводятся экскурсии:
- в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, распространением плодов и семян (сентябрь),
- в лес для ознакомления с особенностями растений весной и осенью.
«Животный мир». При изучении этого раздела обучающиеся получают элементарные сведения о животном мире, знакомятся с
многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных, получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма
и приспособленности животных к условиям их жизни.
На уроках происходит демонстрация - живых насекомых, коллекции насекомых, отдельных представителей животных;
- фильмов о насекомых, птицах, пресмыкающихся, млекопитающих.
Для обучающихся проводятся экскурсии: - в природу для наблюдения за насекомыми, птицами;
- в клуб «Ровесник» для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.
«Человек». Обучающиеся получают элементарные сведения об анатомии, физиологии и гигиене человека. Обучающиеся знакомятся с
человеческим организмом и условиями, которые благоприятствуют, либо вредят нормальной его жизнедеятельности. Обучающимся
сообщаются сведения о необходимости правильного питания, соблюдения гигиенических требований, профилактики заболеваний. При
изучении программного материала обращается внимание обучающихся на значение физической культуры и спорта для здоровья,
закаливания организма и нормальной его жизнедеятельности.
Также на одном из уроков выполняется лабораторная работа (подсчет частоты пульса в спокойном состоянии и после ряда
физических упражнений (приседаний, прыжков)).

3

Национально-региональный компонент базисного учебного плана реализуется на уроках природоведения при ознакомлении
обучающихся с природными условиями своей местности, с растительным и животным миром родного края на экскурсиях.
Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития обучающихся. В процессе
знакомства с живой и неживой природой у обучающихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать
простейшие причинно – следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи
человека с неживой природой, влияние на неё.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в кабинете, практические работы - на пришкольном участке, экскурсии проводятся в
природных местах. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40 мин). В 6 классе отведено 68 часов в год (2 часа в неделю).
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения
уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане,
которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не
только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Некоторые обучающиеся испытывают затруднения при ответах на вопросы. Ответы неполные, поэтому необходима индивидуальная
помощь и работа над развитием речи. Таким обучающимся на разных этапах урока предлагаются дифференцированные задания, различные
по уровню сложности. Обучающимся при работе с учебником оказывается индивидуальная помощь. При выполнении практических и
самостоятельных работ для таких обучающихся сокращается количество и объём заданий и упражнений.
Программой предусмотрено проведение экскурсий, проведение которых обусловлено как психофизическими особенностями
обучающихся (систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и явлениями в естественных условиях способствуют
более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство
изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению обучающимися).
В программе предусмотрены практические работы по некоторым разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную
степень сложности.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены межпредметные связи, на которые опираются
обучающихся при изучении природоведения (чтение, ИЗО, труд, русский язык, математика, физическая культура).
На основе изучения окружающего мира обучающиеся учаться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать
несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность обучающихся имеет

4

непосредственно большое значение для коррекции недостатков школьников с особыми образовательными потребностями, их
познавательных возможностей и интересов.
Обучающиеся могут научиться:
- проводить несложную обработку почвы;
- различать растения;
- узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
- кратко рассказывать об основных чертах строения и образе жизни изученных животных; - устанавливать взаимосвязи между
животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными;
- рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении, повадках);
-соблюдать санитарно-гигиенические требования и будут применять приобретѐнные знания о строении и функциях человеческого
организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.
Знания, полученные на уроках природоведения, помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически
воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.
Для реализации основных целей и задач курса «Природоведение» применяются разнообразные типы уроков:
- урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
- урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- комбинированный урок;
- нестандартный урок.
На уроках могут использоваться следующие методы:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
- наглядные (наблюдение, демонстрация натуральных объектов, таблиц, схем, иллюстраций);
- практические (упражнения, карточки, тесты, дидактические игры).
При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Обучающимся предлагаются для
просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.
Кроме этого при проведении уроков используется дидактический материал:
- таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы;

5

- модели строений растений, природных объектов;
- гербарии;
- коллекции насекомых,
- коллекции полезных ископаемых.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные (фронтальные).
На уроках осуществляется мониторинг сформированности знаний, умений, навыков обучающихся с использованием информационнокоммуникативных технологий (составлены тесты, проверочные работы).
Обучение строится с учетом психофизических особенностей обучающихся.
Контрольно-измерительный материал.
Контрольная работа №1. Тема: «Растительный мир» (ноябрь)
Достаточный уровень

1.Вспомни и подпиши части растения:

2.Распределите растения в три столбика:
1. Деревья 2. Кустарники 3. Травы
_______________ _________________ _______________
_______________ _________________ _______________

6

_______________ _________________ _______________
3.Подчеркни названия декоративных растений:
Астры, подорожник, анютины глазки, сосна,
укроп, пион, редис, флоксы, картофель, роза.
4.Распредели растения в два столбика:
1. Лиственные деревья: 2. Хвойные деревья:
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
5.Подчеркни названия лекарственных растений:
Календула, огурцы, шиповник, картофель,
ромашка, сирень, малина.
6.Распредели растения:
1. Дикорастущие: 2. Культурные:
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
7.Подчеркни комнатные растения :
Кактус, берёза, герань, алоэ, зверобой,
бегония, дуб, фиалка, ромашка.

7

Минимальный уровень

1.Вспомни и подпиши части растения:

Слова для справок: корень, лист, стебель, цветок, плод.
2.Распределите растения в три столбика:
1. Деревья 2. Кустарники 3. Травы
_____________ _________________ _______________
_______________ _________________ _______________
_______________ _________________ _______________
Растения: орешник, осина, берёза, шиповник, укроп,
ромашка, дуб, малина, подорожник.
3.Подчеркни названия декоративных растений:
Астры, подорожник, анютины глазки, сосна,
укроп, пион, редис, флоксы, картофель, роза.
4.Распределите растения в два столбика:
1. Лиственные деревья: 2. Хвойные деревья:
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
Растения: ель, тополь, сосна, клён, лиственница, яблоня.
5.Подчеркни названия лекарственных растений:
Календула, огурцы, шиповник, картофель,
ромашка, сирень, малина.
6.Распредели растения:

8

1. Дикорастущие: 2. Культурные:
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
_______________________ ________________________
Растения: груша, берёза, огурец, сосна,
подорожник, картофель, дуб, свекла.
7.Подчеркни комнатные растения :
Кактус, берёза, герань, алоэ, зверобой,
бегония, дуб, фиалка, ромашка.
Контрольная работа №2. Тема: «Животный мир» (декабрь)
Достаточный уровень
Выбери один из предложенных вариантов ответа.
1.Какая группа живых организмов относится к животным:
1. Муравей, пчела, ромашка
2. Клен, крапива, курица
3. Бабочка, ястреб, сельдь
2.К какой группе животных относятся ящерицы?
1. Пресмыкающиеся
2. Земноводные
3. Млекопитающие
3.К пресноводным рыбам относятся:
1. Лещ, плотва, ерш
2. Семга, треска, горбуша
3. Минтай, плотва, карась
4.Какое строение имеет тело насекомого?
1. Голова, чешуя, жабры, плавники
2. Голова, грудь, брюшко, крылья
3. Голова, туловище, крылья, ноги
5.Животные, которые питаются травой, листьями и мясом, являются:
1. Травоядными
2. Хищниками
3. Всеядными
6.Животные, которых человек разводит и использует в хозяйстве, называются:

9

1. Дикими
2. Домашними
3. Питомцы живого уголка
7.Маленькая и подвижная аквариумная рыбка с круглым хвостом:
1. Меченосец
2. Вуалехвост
3. Гуппи
8.Какое значение имеют служебные собаки?
1. Находят и преследуют зверя
2. Просто живут рядом с человеком
9.В какую книгу заносят исчезающих животных?
1. В Черную книгу
2. В Белую книгу
3. В Красную книгу
10.Территории, на которых запрещаются охота, рыбная ловля, рубка леса, называются:
1. Заказниками
2. Заповедниками
3. Зоопарками
Минимальный уровень
Выбери один из предложенных вариантов ответа.
1.Какая группа живых организмов относится к животным:
1.Муравей, пчела, ромашка
2.Бабочка, ястреб, сельдь
2.К какой группе животных относятся ящерицы?
1..Пресмыкающиеся
2.Земноводные
3.К пресноводным рыбам относятся:
1.Лещ, плотва, ерш
2.Семга, треска, горбуша
4.Какое строение имеет тело насекомого?
1.Голова, чешуя, жабры, плавники
2.Голова, грудь, брюшко, крылья
5.Животные, которые питаются травой, листьями и мясом, являются:
1.Травоядными
2.Хищниками
3.Всеядными

10

6.Животные, которых человек разводит и использует в хозяйстве, называются:
1.Дикими
2.Домашние
7.Маленькая и подвижная аквариумная рыбка с круглым хвостом:
1.Меченосец
2.Вуалехвост
8.Какое значение имеют служебные собаки?
1.Просто живут рядом с человеком
2.Охраняют склады и жилище человека
9.В какую книгу заносят исчезающих животных?
1.В Черную книгу
2.В В Красную книгу
10.Территории, на которых запрещаются охота, рыбная ловля, рубка леса, называются:
1.Заповедниками
2.Зоопарками

Контрольная работа №3. Тема: « Человек» (май)
Достаточный уровень

1. Отметь внутренние органы человека.
А) желудок
Д) сердце
Б) уши
Е) туловище
В) кожа
Ж) легкие
Г) почки
З) печень
2. Благодаря какому органу чувств ты различаешь вкус лимона, сахара, соли?
А) благодаря носу
Б) благодаря глазам
В) благодаря коже
Г) благодаря языку
3. Каковы главные правила здорового образа жизни?
А) заниматься физкультурой и спортом
Б) все свое свободное время проводить на диване перед телевизором
В) есть однообразную пищу
Г) есть разнообразную пищу

11

Д) соблюдать режим питания
Е) хвастаться перед друзьями, что куришь
Ж) соблюдать правила личной гигиены
З) закаляться
И) не иметь вредных привычек
4. Что помогает сохранять осанку правильной?
А) ранец
Б) портфель
5. Какие правила гигиены ушей нужно соблюдать?
А) Не мыть уши, так как это вредно.
Б) Если почувствуешь боль в ухе, нужно обратиться к врачу.
В) В свободное время слушать громкую музыку через наушники.
Г) Регулярно мыть уши.
Д) Если зачесалось в ухе, можно поковырять в нем булавкой.
Е) Не слушать громкую музыку.
Ж) Не ковырять в ушах спичкой и острыми предметами.
6. В каких продуктах много витаминов?
А) в хлебе
Г) в сливочном масле
Б) в овощах
Д) во фруктах
В) в рыбе
Ж) в колбасе
7. По какому номеру телефона можно вызвать «скорую помощь»?
А) 01
В) 03
Б) 02
Г) 04
8. К какому врачу нужно обратиться за помощью, если заболит сердце?
А) терапевт
В) кардиолог
Б) хирург
Г) окулист
Минимальный уровень

1. Отметь внутренние органы человека.
А) желудок
Б) уши
В) кожа
Г) почки

12

2. Благодаря какому органу чувств ты различаешь вкус лимона, сахара, соли?
А) благодаря носу
Б) благодаря языку
3. Каковы главные правила здорового образа жизни?
А) заниматься физкультурой и спортом
Б) все свое свободное время проводить на диване перед телевизором
В) есть однообразную пищу
Г) есть разнообразную пищу
З) закаляться
4. Что помогает сохранять осанку правильной?
А) ранец
Б) портфель
5. Какие правила гигиены ушей нужно соблюдать?
А) Не мыть уши, так как это вредно.
Б) Если почувствуешь боль в ухе, нужно обратиться к врачу.
В) В свободное время слушать громкую музыку через наушники.
Г) Регулярно мыть уши.
Д) Если зачесалось в ухе, можно поковырять в нем булавкой.
6. В каких продуктах много витаминов?
А) в хлебе
Б) в овощах
В) в рыбе
Г) во фруктах
7. По какому номеру телефона можно вызвать «скорую помощь»?
А) 01
Б) 02
В) 03
8. К какому врачу нужно обратиться за помощью, если заболит сердце?
А) терапевт
Б) кардиолог

13

Календарнно-тематическое планирование.
Дата

Наименование раздела и темы урока

Живая природа: Растения, животные,
человек.

№ п/п

1

Разнообразие растительного мира на
нашей планете

2

Среда обитания растений

3

Методическое обеспечение

Основные понятия и
словарная работа

I Введение (1 ч)
Таблица « Живая и неживая
природа»
Учебник с.4-5

Природа живая и
неживая

II Растительный мир (17 ч)
Иллюстрации и гербарий
дикорастущих и культурных
растений
Таблица « Красная книга»
Учебник с.6-7

Дикорастущие
растения, культурные
растения. Красная
книга

Иллюстрации и таблицы со
средой обитания-лес, сад,
огород, луг, поле, водоем.
Учебник с.8-11

Хвойный лес,
лиственный лес,
смешанный лес, луг.

Виды работ

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть предметы живой и
неживой природы. 3. Уметь
приводить примеры
представителей живой природы.(
Записать или зарисовать)
5.Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа 4.Рассмотреть
дикорастущие и культурные
растения при помощи
иллюстраций и гербарного
материала.
5.Уметь приводить примеры
дикорастущих и культурных
растений. (Записать или
зарисовать)
6.Определение, что такое «Красная
книга»
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть растения,
произрастающие в разных средах
обитания- лес, сад, огород, луг,
водоем.
5.Уметь приводить примеры

Строение растений

4

Таблица « Строение
цветкового растения»
Учебник с.12-14

Части растениякорень, стебель, листья,
цветок.

Дикорастущие и культурные растения:
деревья, кустарники, травы

5

Иллюстрации и гербарий
деревьев кустарников и трав.
Учебник с.15-16

Деревья, кустарники,
травы.

Лиственные деревья

6

Гербарий и иллюстрации
лиственных деревьев.
Учебник с.17-19

Береза, осина, клен,
яблоня, груша.
Листопад.

Хвойные деревья

7

Гербарий и иллюстрации

Сосна, ель,

растений, которые растут в лесу,
саду, огороде на лугу и т.д.
(Записать или зарисовать)
6. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть таблицу
« Строение цветкового растения»
5.Зарисовать рис.19 «Строение
цветкового растения»
6.Уметь находить все части
цветкового растения.
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить чем по внешнему виду
отличаются растения -деревья,
5. Уметь отличать деревья,
кустарники, травы. И приводить
примеры.
6.Заполнить таблицу «Деревья,
кустарники, травы»
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть иллюстрации и
гербарий лиственных деревьев.
5.Уметь различать лиственные
деревья по существенным
признакам( стволу, листьям,
плодам.
6.Дать определение, что такое «
Листопад»
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
15

хвойных деревьев. Учебник
с.20-22.

лиственница, хвоя,
тайга.

Дикорастущие кустарники

8

Гербарий и иллюстрации
орешника, малины,
боярышника, шиповника.
Учебник с.23-24

Дикорастущие
кустарники-орешник,
малина, боярышник,
шиповник.

Культурные кустарники

9

Гербарий и иллюстрации
сирени, жасмина,
крыжовника, смородины,
ежевики.
Учебник с.25-26

Культурные
кустарники -сирень,
жасмин, крыжовник,
смородина, ежевика.

Травы

10

Гербарий и иллюстрации
одуванчика, подорожника,
ромашки, укропа, петрушки.
Учебник с.27-28

Дикорастущие и
культурные травы.

2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть иллюстрации и
гербарий хвойных деревьев.
5.Уметь различать хвойные
деревья по существенным
признакам ( стволу, шишкам, хвое.
6.Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть иллюстрации и
гербарий дикорастущих
кустарников.
5.Уметь отличать и называть по
иллюстрации и гербарию.
6.Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть иллюстрации и
гербарий культурных
кустарников.
5.Уметь отличать и называть по
иллюстрации и гербарию.
6.Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть иллюстрации и
гербарий культурных и
дикорастущих трав.
5. Уметь отличать и называть по
иллюстрации и гербарию.
6.Заполнить таблицу
«Дикорастущие и культурные
травы»
7.Ответить на вопросы учебника.
16

Декоративные растения

11

Иллюстрации декоративных
растений. Презентация
« Декоративные растения»
Учебник с.29-31

Декоративные растения
астра, анютины глазки,
пион, флоксы, розы.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть иллюстрации
декоративных растений.
5. Уметь отличать и называть по
иллюстрациям и презентации.
6.Ответить на вопросы учебника.

Лекарственные растения

12

Иллюстрации и гербарий
лекарственных растений.
Презентация «
Лекарственные растения»
Учебник с.32-34

Лекарственные
растения- календула,
ромашка, крапива,
алоэ, герань, шиповник.

Комнатные растения. Уход за
комнатными растениями

13

Иллюстрации и живые
объекты комнатных
растений.
Таблица « Комнатные
растения»
Учебник с.35-38

Комнатные растения герань, бегония,
фиалка, традесканция и
другие. Уход за
комнатными
растениями- полив,
рыхление, пересадка.

Растительный мир разных районов
земли

14

Иллюстрации и гербарий
растений разных природных
зон. Презентация
«Растения природных зон»
Учебник с.39-41

Растения севера -мхи,
лишайники; Растения с
умеренным климатом сосна, ель, пихта,
береза, дуб;
Растения тропических
лесов- пальмы, бамбук
лианы;

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации
лекарственных растений.
5. Уметь отличать и называть по
иллюстрациям и презентации.
6.Выяснить правила сбора
лекарственных растений и
применение.
7.Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть иллюстрации и
живые объекты комнатных
растений.
5. Уметь отличать и называть
комнатные растения.
6.Практическая работа-Уход за
комнатными растениями.
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации и
презентацию «Растения
природных зон».
5. Ответить на вопросы учебника.
Выяснить зависимость между
17

растения саваннбаобаб; растения
пустынь – кактусы.
Растения нашей страны

15

Иллюстрации и гербарий
растений разных природных
зон. Презентация
«Растения нашей страны»
Учебник с.42-44

Растения тундры морошка, голубика;
растения лесаземляника, черника;
растения степей шалфей, ковыль,
типчак; растения
пустынь-полынь,
мятлик, осока.

Растения вашей местности:
Дикорастущие и культурные

16

Иллюстрации растений
Костромской области.
Презентация
«Растения нашей
местности»

Деревья- ель, сосна,
береза, осина;
Кустарники -шиповник,
малина, сирень;

Красная книга России и Костромской
области.

17

Иллюстрации и презентация
растений Красной книги
России и Костромского края.

Растения Красной
книги- лотос,
женьшень, венерин
башмачок, ландыш,
купальница
европейская, кувшинка;
заповедники.

климатом и приспособляемостью
растений.
6.Зарисовать по одному растению
из разных природных зон и
запомнить их название.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации и
презентацию «Растения нашей
страны».
5. Ответить на вопросы учебника.
Выяснить, как меняется
растительный мир нашей страны с
севера на юг.
6.Зарисовать по одному растению
из разных природных зон и
запомнить их название.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Практическая работа:
Описать по плану дерево или
кустарник:
1.Название
2.Ствол
3.Ветви
3.Листья
4.Цветы ( Плоды для культурных
растений)
5.Зарисовать дерево или кустарник
нашей местности.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации и
презентацию «Растения Красной
книги России и Костромского
края».
18

Контрольная работа по теме
«Растительный мир»

18

Разнообразие животного мира

19

Среда обитания животных. Животные
суши и водоемов

20

5. Сформулировать правила
поведения в природе.
6.Узнавать и называть некоторые
растения Красной книги.
7.Зарисовать 1-2 растения
Красной книги Костромского края.
Выполнение контрольных
тестовых заданий по теме:
«Растительный мир»
III Животный мир (35 ч)
Иллюстрации животных.
Зоология, хищные,
Учебник с.49-50
всеядные

Иллюстрации животных в
разных средах обитания.
Учебник с.51-53

Суша-лес, луг, горы;
Вода -реки, озера,
моря, океаны; Воздух.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4. Рассмотреть иллюстрации
животных.
5.Выяснить чем отличаются
животные друг от друга (
окраской, размером, способом
передвижения, местом обитания,
способом питания.
6.Выяснить, чем сходны животные
и объединены в группы:
насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие( звери.)
7.Уметь соотносить животных с
соответствующей группой
животного. Заполнение таблицы.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4. Рассмотреть иллюстрации
животных в разных средах
обитания.
5. Уметь соотносить животных с
разными средами обитания.
6. Рассказать о любом лесном
животном по плану:
19

Животные: Насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие

21

Иллюстрации разных групп
животных. Учебник с.54-56

Насекомые, рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы, звери
((млекопитающие)

Насекомые

22

Иллюстрации насекомых.
Таблица
" Строение насекомого"
Учебник с.56-58

Голова, грудь, брюшко,
крылья, ноги.

Бабочки, стрекозы, жуки

23

Иллюстрации бабочки,
стрекозы, жука.
Учебник с.59-61

Яйца бабочки,
гусеница, куколка

Где живет
Описание внешнего вида
животного.
Чем питается.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4. Рассмотреть иллюстрации
разных групп животных.
5.Выяснить общие признаки
каждой группы животных.
5.Уметь приводить примеры
основных групп животных.
6.Заполнение таблицы.
7.Зарисовать животное и
подписать к какой группе
относится животное.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4. Рассмотреть строение тела
насекомого.
5.Выяснить роль насекомых в
природе.
6.Задание-подписать части тела
насекомого.
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации
бабочки, стрекозы, жука.
5.Выяснить общие и
отличительные признаки
насекомых.
6.Уметь определить насекомых
по иллюстрациям.
7. Ответить на вопросы учебника.
20

Кузнечики, муравьи, пчелы

24

Иллюстрации кузнечика,
муравья, пчелы,
муравейника.
Учебник с.62-64

Муравейник,
пчеловодство.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации
кузнечика, муравья, пчелы,
5.Выяснить общие и
отличительные признаки
насекомых.
6.Уметь определить насекомых
по иллюстрациям.
7. Уметь описать внешний вид
кузнечика.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации рыб и
строение тела рыбы.
5.Задание -подписать части тела
рыбы.
6. Ответить на вопросы учебника.

Рыбы

25

Иллюстрации рыб. Таблица
" Строение рыбы". Учебник
с.66-67

Морские,
пресноводные рыбы.
Голова, жабры, чешуя,
хвост, плавники,

Морские и речные рыбы

26

Иллюстрации морских и
речных рыб. Учебник с.6871

Планктон, сельдь,
треска, камбала,
лосось, карп, окунь,
сом, щука, окунь,
рыболовство,
промысловые рыбы,
траулеры.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить какие рыбы являются
морскими а какие, речными.
5.Рассказать об одной из рыб по
плану:
- внешний вид
- где живет
-чем питается
6. Ответить на вопросы учебника.

Земноводные: лягушки, жабы

27

Иллюстрации земноводныхлягушки, жабы. Учебник
с.72-73

Земноводные

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Дать определение, кто такие
земноводные животные.
5Уметь перечислять признаки
21

земноводных животных.
6.Выяснить чем жаба отличается
от лягушки.
7. Ответить на вопросы учебника.
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы,
крокодилы

28

Иллюстрации
пресмыкающихся -змей,
ящериц, крокодил. Учебник
с.74-77

Пресмыкающиеся

Птицы

29

Иллюстрации птиц. Чучело
птицы, муляж птицы.
Учебник с.78-79

Перелетные, зимующие
( оседлые)

Ласточки, скворцы, снегири, орлы

30

Иллюстрации птицласточки, скворца, снегиря,
орла. Учебник с.80-82

Скворец, снегирь,
ласточка, орел.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Дать определение, кто такие
пресмыкающиеся.
5.Уметь перечислять признаки
пресмыкающихся животных.
6.Уметь отличать
пресмыкающихся от земноводных.
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть общие признаки
птиц, уметь перечислять их.
5.Уметь называть перелетных и
оседлых птиц.
6.Выяснить пользу птиц в природе
и человеку.
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации птиц.
5.Уметь отличать их друг от друга.
6.Рассказать об одной из птиц по
плану:
-внешний вид
-где обитает
-чем питается
-где строит гнездо
-перелетная или нет

22

Лебеди, журавли, чайки

31

Иллюстрации птиц -лебедя,
журавля, чайки.
Учебник с 83-85

Лебедь, журавль,
Чайка.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации птиц.
5.Уметь отличать их друг от друга.
6.Рассказать об одной из птиц по
плану:
-внешний вид
-где обитает
-чем питается
- улетает на зиму или нет

Птицы вашего края. Охрана птиц

32

Иллюстрации и презентация
" Птицы нашего края"
Учебник с.86-87

Дятел, синица, воробей, 1.Рассказ учителя по теме.
ворона, галка, и др.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации птиц.
5.Уметь отличать их друг от друга.
6.Рассказать об одной из птиц по
плану:
-название, окрас, голова, шея,
туловище, крылья, ноги, хвост, как
передвигаются, как подает голос.

Млекопитающие

33

Иллюстрации и презентация
"Млекопитающие"
Учебник с.88-89

Млекопитающие,
наземные, подземные,
морские, хищные,
травоядные

Млекопитающие суши

34

Иллюстрации и презентация
"Млекопитающие суши"
Учебник с.90-92

Млекопитающие суши
-заяц, медведь, слон,
обезьяна, тигр, суслик.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации и
презентацию "Млекопитающие"
5.Выяснить по каким признакам
сходны и отличаются все
млекопитающие.
6.Выяснить, какое значение имеют
млекопитающие в жизни человека
и в природе.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Рассмотреть иллюстрации и
презентацию "Млекопитающие
23

суши"
5. Ответить на вопросы учебника.
6.Выполнить задание " Третий
лишний"
Млекопитающие морей и океанов

35

Иллюстрации и презентация
"Млекопитающие морей и
океанов"
Учебник с.93-95

Млекопитающие морей
и океанов -кит, тюлень,
морж, дельфин; ласты.

Домашние животные в городе и
деревне

36

Иллюстрации домашних
животных. Презентация
"Сельскохозяйственные
животные". Учебник с.96-97

Домашние
(сельскохозяйственные
) животные;
животноводство.

Сельскохозяйственные животные:
лошади

37

Иллюстрации
сельскохозяйственного
животного-лошади. Учебник
с.99-100

Травоядные животные

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
4.Рассмотреть иллюстрации и
презентацию "Млекопитающие
морей и океанов"
5.Выяснить как приспособился
организм млекопитающих
животных к обитанию морей и
океанов.
6. Уметь сравнивать (сходство и
различие) млекопитающих
живущих на суше и в воде.
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Рассмотреть иллюстрации и
презентацию
"Сельскохозяйственные
животные".
5.Уметь различать и называть
домашних животных.
6.Выяснить для чего люди
занимаются животноводством.
7. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить с какой целью
одомашнили лошадь.
5.Узнать, какой уход необходим за
лошадью.
6. Ответить на вопросы учебника.
24

Сельскохозяйственные животные:
коровы

38

Иллюстрации
сельскохозяйственного
животного-коровы. Учебник
с.101-102

Коровник, телятник.

Сельскохозяйственные животные:
свиньи, козы, овцы

39

Иллюстрации
сельскохозяйственных
животных - свиньи, козы,
овцы. Учебник с.104-105

Свиноводческая ферма.

Домашние птицы: куры, утки, индюки

40

Иллюстрации домашних
птиц - кур, уток, индюков.
Учебник с.106-108

Селезень.

Уход за животными в живом уголке
или дома

41

Иллюстрации животных,
живущих в живом уголкерыбки, морские свинки,
черепахи, хомячки и т.д.
Учебник с.109-111

Живой уголок.
Ветеринар.

Аквариумные рыбки

42

Иллюстрации рыб -гуппи,
золотых рыб: ваулехвосты,
телескопы, меченосцы.
Учебник с.112-113

Аквариум.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Выяснить с какой целью
одомашнили корову.
5.Узнать, какой уход необходим
за коровой и теленком.
6. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Выяснить с какой целью
одомашнили свинью, козу, овцу.
5.Узнать, какой уход необходим
за этими животными.
6. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить с какой целью
одомашнили кур, уток, индюков.
5.Узнать, какой уход необходим
за этими домашним птицам.
6. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить, что такое живой
уголок, и каких животных в нем
содержат.
5.Узнать, какой уход необходим
животным живого уголка.
6. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Выяснить, каких рыб содержат в
25

аквариуме.
5.Узнать, какой уход необходим
аквариумным рыбкам.
6. Ответить на вопросы учебника.
Попугаи, канарейки

43

Иллюстрации попугаев,
канареек. Учебник с.114-115

Певчие птицы.

Морские свинки, хомяки, черепахи

44

Иллюстрации морской
свинки, хомяка, черепахи.
Учебник с.116-117

Морские свинки,
хомячки, черепахи.
Внешний вид. Правила
ухода.

Домашние кошки

45

Иллюстрации разных пород
домашних кошек. Учебник
с.118-119

Длинношерстные,
короткошерстные
кошки.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить, каких птиц называют
певчими.
5.Узнать, как ухаживают за
птицами, живущих в домашних
условиях.
6.Составить рассказ о волнистом
попугайчике по плану:
1.Описание внешнего вида.
2.Способы содержания. Уход.
3.Питание.
4.Особенности приручения птицы.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить, каких животных
можно содержать в живом уголке.
5.Узнать, какой уход требуется
морской свинке, хомяку, черепахе.
6.Составить рассказ по плану об
одном из животных:
1.Описание внешнего вида.
2.Способы содержания. Уход.
3.Питание.
4.Особенности приручения
животного.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить породы
длинношерстных и
короткошерстных пород кошек.
26

Собаки

46

Иллюстрации разных пород
домашних собак.
Учебник с.120-121

Служебные собаки,
охотничьи собаки,
декоративные собаки.

Животные холодных районов Земли

47

Иллюстрации животных,
живущих в холодных
районах Земли: белый
медведь, тюлень, моржи,
северный олень, голубой
песец, синий кит, пингвины.
Учебник с.122-124

Птичьи базары

Животные умеренного пояса

48

Иллюстрации животных,
живущих в умеренном
поясе: заяц, белка, лиса,
волк.
Учебник с.126-127

Хищники, травоядные
животные.

5.Узнать, кокой уход необходим за
кошкой домой.
6.Рассказать о своем домашнем
питомце по плану:
1.Кличка
2.Внешний вид
3.Уход и питание.
4.Повадки питомца
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить, какие породы собак
существуют.
5.Узнать, какой уход необходим за
собакой дома.
6.Заполнить таблицу Служебные,
охотничьи, декоративные собаки.
7.Рассказать о своем домашнем
питомце по плану:
1.Кличка
2.Внешний вид
3.Уход и питание.
4.Повадки питомца
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить, какие животные
обитают в холодных районах
Земли.
5.Узнать, как приспособились
животные к жизни в суровых
условиях.
6. Ответить на вопросы учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить, какие животные
обитают в умеренном поясе.
5.Уметь различать хищных и
27

травоядных животных.
6. Ответить на вопросы учебника.
7..Заполнить
таблицу

Животные жарких районов Земли

49

Иллюстрации животных,
живущих в жарких районах
Земли:
лев, слон, кенгуру, жираф,
зебра, гиппопотам, страус,
тукан.
Учебник с.129-131

Жаркие районы.

Животный мир нашей страны

50

Иллюстрации животных,
живущих в нашей стране: на
севере- белый медведь,
тюлень; в лесах- бурый
медведь, волк, лиса; в степях
и пустынях- кобра, верблюд;
В горах - серна, орел.
Учебник с.134-135

Охрана животных. Заповедники.
Заказники. Красная книга России

51

Иллюстрации животных,
занесенных в Красную
книгу: тигр, соболь, зубры,

Разнообразие
животногомира.
Арктика (белый
медведь, тюлень).
Тундра (северный
олень, песец). Леса
(медведь, волк,
лиса). Степи, пустыни,
полупустыни (змеи,
верблюд).Горы
(серна, орел).
Взаимосвязь образа
жизни и природных
условий. Охрана
природы
Заповедники,
заказники, Красная
книга.

Животные жарких
районов. Львы, слоны,
кенгуру, жирафы.

Травоядные.
хищники.
Пресмыкающиеся.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Выяснить, какие животные
обитают в жарких районах Земли.
5.Узнать, как приспособились
животные к жизни в жарких
районах Земли.
6.Рассказать об одном из
животных по плану:
1.Название животного
2.Внешний вид
3.Питание
4.Особенности поведения.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
4.Выяснить, какие животные
нашей страны живут на севере, в
лесах, степях, пустынях и горах.
Уметь приводить примеры.
5. Рассказать об одном из
животных по плану:
1.Название животного
2.Внешний вид
3.Питание
4.Особенности поведения.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа
28

пеликаны, белая цапля.
Учебник с.136-138

Животные вашей местности. Красная
книга области (края)
(на примере Костромской области)

52

Контрольная работа по теме
« Животный мир»

53

Как устроен человек

54

Иллюстрации животных,
занесенных в Красную книгу
нашей местности.

IV Человек (15 ч)
Таблицы « Строение тела
человека, «Внутреннее
строение человека»,
Учебник с.142-144

Типичные
Животные нашей
местности.
МлекопитающиеПтицы
.Охрана животных.
Животные Красной
книги

Строение тела
человека. Туловище.
Верхние и нижние
конечности.
Голова. Внутренние
органы. Органы чувств.

4.Выяснить, что такое
заповедники, заказники.
5.Узнать, какие животные
занесены в Красную книгу России.
Уметь приводить примеры.
6. Рассказать об одном из
животных по плану:
1.Название животного
2.Внешний вид
3.Питание
4.Причина занесения в Красную
книгу.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа

4.Уметь знавать и называть
животных, обитающих в
нашей местности.

5.Уметь соотносить животных
своей местности к различным
классификациям (млекопитающие,
птицы, рыбы; хищные,
травоядные)
6.Заполнить таблицу
Млекопитающие. Птицы.
Насекомые. Рыбы.
Выполнение контрольных
тестовых заданий по теме:
«Животный мир»
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа

4.Уметь узнавать и называть
части тела на

иллюстрациях и фотографиях.
5.Уметь называть органы человека
(сердце, легкие, желудок,
кишечник, печень, почки, органы
29

Как работает наш организм

Здоровый образ жизни человека

55

56

Таблица « Системы органов» Организм. Органы.
Учебник с.146-147
Системы органов:
пищеварительная
система - дыхательная
система, кровеносная
система, выделительная
система, нервная
система.
Согласованная работа
организма.
Презентация
« Здоровый образ жизни»
Учебник с.148-149

Осанка

57

Учебник с.151-152 Рисунок
228. Прямой и
искривленный позвоночник.

Органы чувств

58

Презентация « Органы
чувств»
Учебник с.153-155

Здоровый образ
жизни. Правила
здорового образа
жизни: соблюдение
чистоты,
правильное питание,
чередование работы и
отдыха, закаливание,
занятие спортом,
отсутствие вредных
привычек.
Осанка.
Отрицательное влияние
плохой осанки на
здоровье человека.
Профилактика
нарушения осанки:
зарядка, правильная
посадка, равномерное
распределение
тяжестей при их
переносе.
Зрение. Слух.
Обоняние. Осязание.
Вкус. Органы чувств.
Глаза. Уши. Нос. Кожа.

чувств) на иллюстрациях и схемах
тела человека.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

4.Выяснить
o взаимосвязях между
органами организма человека
5. Называть названия систем
органов.
6.Работа с вопросами
учебника.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

4.Учиться соблюдать

правила здорового образа жизни,
совершенствовать действия по
соблюдению санитарно гигиенических норм .Составление
памяток.
5. Работа с вопросами учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3. Словарная работа.
4.Узнавание правильной
осанки на иллюстрациях и
фотографиях.
5.Составление памятки «Правила
по сохранению осанки»
6.Работа с вопросами учебника.
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

4.Узнавание

органов
30

Значение.

Правила гигиены и охран органов
чувств

Здоровое питание

Дыхание. Органы дыхания. Правила
гигиены

59

60

61

Памятки « Гигиена и охрана
органа зрения, слуха,
обоняния, вкуса, осязания»
Учебник с.156-159

чувств(глаз, ушей, носа, языка)
на иллюстрациях и схемах;
называние изученных
органов,
представление
о
значении органов чувств.
5.Работа
с
вопросами
учебника.

Правила гигиены
органов зрения.
Правила гигиены
органов слуха.
Правила гигиены
органов вкуса,
осязания.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.
4.Составление памятки
«
Гигиена зрения», « Гигиена
слуха», « Правила гигиены и
охрана органа вкуса и осязания»

Иллюстрации овощей и
фруктов. Муляжи овощей и
фруктов, содержащие
витамины.
Учебник с.160-162

Пища. Продукты
животного и
растительного
происхождения. Белки,
жиры, углеводы.
Витамины. Значение.
Режим питания.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

Рис.235 Дыхательная
система человека
Учебник с.163-165

Органы дыхания.
Нос. Легкие. Воздух.
Кислород. Гигиена
дыхания. Вред курения.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

5.Работа
с
вопросами
учебника. Задания- продолжи
предложения,
вставь
пропущенные слова, отгадай
загадки.

4.Уметь узнавать и называть
продукты животного и
растительного происхождения,
выделять их признаки,
относить продукты к
соответствующим группам.
5. Работа с вопросами
учебника.

4.Уметь узнавать и называть
изученные органы (нос,
легкие), показывать их на
рисунках, схемах, макетах.

Отнесение носа, легких к органам
31

Оказание первой медицинской помощи

Профилактика простудных заболеваний

Специализация врачей

62

63

64

Медицинская аптечка
Учебник с.166-168

Учебник с.169-170

Учебник с.172-173

Первая помощь.
Оказание помощи при
порезах, царапинах,
ушибах, обморожении,
ожогах.

дыхания, представление о
взаимосвязи органов в организме и
их значении.
5.Пр.работа: Посчитать количество
вдохов в 1 минуту в спокойном
состоянии и после физической
нагрузки.
6.Работа с вопросами учебника
1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

4.Пр.работа: Выполнение
доступных возрасту мер первой
доврачебной помощи.
5.Работа с вопросами учебника.

Простуда. Правила
гигиены. Доврачебная
помощь.
Обращение к врачу.
Профилактика
простудных
заболеваний.
Иммунитет

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

Поликлиника.
Врачи. Педиатр.
Терапевт. Лор.
Окулист.
Медсестра. Пациенты.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

4.Учиться знать и соблюдать
правила поведения при
простудных заболеваниях.
5.Выполнение доступных
возрасту мер первой
доврачебной помощи при
простудных заболеваниях.
6. Работа с вопросами
учебника..

4.Уметь называть
специализацию врачей
(педиатр, терапевт, лор,
окулист), соотносить
заболевания внутренних
органов и специализацию
врача
5.Ролевая игра « На приеме у
врача»
32

6.Работа с вопросами
учебника.
Медицинские учреждения вашего
города. Телефон экстренной помощи

65

Учебник с.175-177

Медицинские
учреждения.
Поликлиника. Детская
поликлиника. Взрослая
поликлиника. Правила
поведения в
поликлинике.
Бюллетень. Диспансер.
Аптека.

Контрольная работа по теме
«Человек»

66

0бобщающий урок по тем
« Неживая природа»

67

Природа. Неживая
природа. Признаки
неживой природы.
Планета Земля.
Солнечная система.
Вода. Воздух.
Полезные ископаемые.
Почва. Связь живой и
неживой природы.

0бобщающий урок по теме
« Живая природа»

68

Природа. Живая
природа. Признаки.
Растения.
Животные. Организм
человека. Правила
гигиены. Связь живой и
неживой природы.

1.Рассказ учителя по теме.
2.Чтеие текста учебника.
3 Словарная работа.

4.Уметь называть
медицинские учреждения
своего города.
5.Знать правила поведения в
медицинских учреждениях.
Составление памятки
действий вызова врача, на дом,
«скорой помощи»

Выполнение контрольных
тестовых заданий по теме:
«Человек»
Узнавание и называние
изученных предметов неживой
природы на картинах, схемах и в
натуральном виде, отнесение
предметов неживой природы к
разным группам вода, воздух,
полезные ископаемые, почва),
выделение существенных
признаков каждой группы. Наличие
представлений о взаимосвязях
между неживой и живой природой.
Знание и соблюдение правил
безопасного поведения в природе.
Узнавание и называние
изученных объектов живой
природы на картинах, схемах и в
натуральном виде, отнесение
объектов живой природы к разным
группам (растения (деревья,
кустарники, травы; хвойные,
лиственные; декоративные);
животные (насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся, земноводные,
33

млекопитающие); организм
человека), выделение
существенных признаков разных
групп растений и животных.
Представление о взаимосвязях
между неживой и живой природой.
Знание и соблюдение правил
безопасного поведения в
природе и действий по
соблюдению санитарногигиенических норм.

Критерии оценивания.
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня
освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной
общеобразовательной программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ
Оценка « 5»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).
Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
Допускает ряд ошибок в речи.
Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
Нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
34

Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме.
1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.
Критерии оценивания
1 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список учебно-методической литературы:
Учебник под редакцией Т.М. Лифановой и Е.Н. Соломиной «Природоведение» (6 класс) для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2021 (ФГОС ОВЗ)
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М.
2003
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
1.Глобус Земли
2. Модель «Планетная система»
3. Модель «Круговорот воды в природе».
4. Теллурий
Средства обучения: технические и электронные средства обучения:
Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.
Компьютер.
Интерактивная доска, проектор.
Натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии.
Компьютерные презентации по темам.
35

Комплекты сюжетных и предметных картинок по темам.
Демонстрационные таблицы по темам.
Фрагменты аудио- и видеозаписей.
Памятка с условными изображениями погодных условий.
Оборудование для опытов: термометр
Оборудование по программе
Муляжи животных, птиц, овощей, фруктов.
Интерактивные плакаты.
Сборник интерактивных заданий.
Интерактивное наглядное пособие для изучения естествознания.
Пособия на тему « Окружающий мир» 1,2,3,4 класс.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».