Рабочая программа по речевой практике 2 класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании педагогического
совета
Протокол № ___ от
«____»___________2021г.
Секретарь Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
Бакисова Л.О.

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Шляпникова Н.И.

«____»____________2021г.

Приказ № ___ от «___»____2021 г.

Рабочая программа по речевой практике
для обучающихся 2 класса
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Карфидова Н.В..

Г.Реж

Речевая практика (64 часа)
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика » составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью образовательной организации
-Учебным планом образовательной организации
-Годовым календарным учебным графиком образовательной организации
-Примерной адаптированной программой для детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), одобренной Министерством образования и просвещения от
17.09.2020
Цель учебного предмета: преодолеть несовершенство речевой практики обучающихся с
нарушением интеллекта и включить детей в разнообразные нормы коммуникации.
Задачи: - способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся
-коррегировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- формировать выразительную сторону речи;
- учить строить устные связные высказывания;
- воспитывать культуру речевого общения.
Ожидаемые результаты освоения программы учащимися.
Планируемые предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех
обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень
– научатся формулировке просьб и желаний – будут понимать содержания небольших по
с использованием этикетных слов и
объёму сказок, рассказов и стихотворений;
выражений;
отвечать на вопросы;
–будут участвовать в ролевых играх в
– будут понимать содержания детских радио- и
соответствии с речевыми возможностями;
телепередач, ответы на вопросы учителя;
–научатся восприятию на слух сказок и
– научатся выбирать правильные средства
рассказов; отвечать на вопросы учителя по
интонации с опорой на образец речи учителя и
их содержанию с опорой на
анализ речевой ситуации;
иллюстративный материал;
– будут принимать участие в диалогах по темам
– научатся выразительно произносить
речевых ситуаций;
чистоговорки, короткие стихотворения с
– научатся высказывать свои просьбы и желания;
опорой на образец чтения учителя;
выполнять речевые действия, используя
– будут участвовать в беседах на темы,
соответствующие этикетные слова и выражения;
близкие личному опыту ребёнка;
– будут участвовать в коллективном составлении
– научатся отвечать на вопросы учителя по
рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
содержанию прослушанных и/или
– научатся составлению рассказов с опорой на
просмотренных радио- и телепередач
картинный или картинно-символический план
Личностные:
Научатся культурно общаться в различных ситуациях;
Научатся преодолевать собственные трудности
БУД
 Регулятивные
научатся соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить
из-за парты и т. д.);
2

научатся принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенномуплану и работать в общем темпе;
научатся проявлять инициативу при обучении рассказыванию и пересказу;
научатся выполнять учебные действия в устной форме
 познавательные
научатся заучивать стихи, чистоговорки с использованием логических ударений и темпа речи.
научатся выказывать своё отношение к героям произведений устного народного творчества.
научатся выражать эмоциональное состояние героев в процессе инсценировки
 коммуникативные
научатся выстраивать свои отношения на основе уважения в процессе совместной работы
научатся использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
иучителем;
будут обращаться за помощью и принимать помощь;
Во 2 классе предмет «Речевая практика» включает в себя следующие разделы: Добро
пожаловать! Истории о лете. Наши любимые сказки. О школе. Общение по телефону. С днём
рождения! Дежурство. Мой домашний питомец. Сказка снова к нам пришла. Я записался в
кружок
Урокам отводится 34 ч, 1 час в неделю.
Процесс изучения программы направлен на формирование компетенций: коммуникативных,
учебно-познавательных. В речевом общении формируются и проявляются личностные качества
обучающихся: умение правильно оценивать себя в речевой ситуации, уважительно относиться
к собеседнику, соблюдать основные требования речевого этикета
При оценивании работы обучающихся на уроке, принимается во внимание не конечный
результат работы, а продвижение ребёнка в речевых умениях на данный момент. Тем самым
мотивируется любая его попытка участвовать в общении.

3

Тематическое планирование уроков речевой практики в 2 классе
Дата

Номер

Тема урока

Количество

урока

Форма проведения, содержание

часов
Школьная жизнь (4 ч.)

1.

Добро пожаловать!

2.

Игра
«Приветствие»

3.

Моделирование
мини- диалогов

1

4.

Составление
рассказа «День
знаний»

1

1

11

1

1. Приветствие, представление новых
учеников (беседа,игра «Приветствие»)
2. Ведение в ситуацию (беседа с
привлечением личного опыта, ответы на
вопросы на основе иллюстраций, выбор
картинки,
соответствующей
предложению, повторение предложений за
учителем, составление предложений,
ответы на вопросы)
3. Актуализация правил поведения при
знакомстве.
4. Тренировочные упражнения в
использовании приветливого выражения
лица, в произнесении репликприветливым
тоном.
5. Конструирование диалогов на основе
иллюстраций, моделирование диалогов
учитель-ученик, ученик – ученик.
6. Ролевые игры по теме
7. Составление рассказа «1 сентября» с
опорой на картинный план.

Ис

Истории о лете (4 ч.)
1.Ведение в ситуацию(отгадывание
загадки, беседа с привлечением личного
опыта, ответы на вопросы на основе
Игра Рассказ по
1
иллюстраций, выбор
кругу»
картинки,
соответствующей
предложению, повторение предложений за
учителем, составление предложений,
ответы на вопросы, работа с условно1
Составление
графическими изображениями)
предложений о
2.Подготовка и составление рассказов по
лете
теме ситуации (коллективное составление
рассказа поиллюстрации, игры «Рассказ
1
Дополнение
по кругу»,
предложений о
«Дополни предложение», «Копилка
лете
вопросов», индивидуальные рассказы с
опорой на план).
Наши любимые сказки (3 ч.)
Истории о лете

5.

6.

7.

8.

1

4

9.

10.

11.

Сказка «Три
поросенка»

Песенка трех
поросят

Прослушивание
аудиозаписи «Три
поросенка».
Коллективное
рассказывание
сказки

12. Расскажи мне о

1.Введение в тему ситуации (беседа,
работа с иллюстрацией,отгадывание
загадки – «звуковое письмо»)
2.Знакомство со сказкой (устное
рассказывание учителем сопорой на
иллюстрации)
3.Разучивание песенки изсказки
1
4.Закрепление содержаниясказки
(выборочный пересказ с опорой на
иллюстрации (серия картин, разрезные
картинки), драматизация фрагментов
сказки, ролевая игра-хороводпо сюжету
сказки, коллективноерассказывание сказки,
прослушиваниесказки в аудиозаписи,
1
просмотр мультипликационного фильма,
игры
5.«Живые загадки», «Звуковые загадки»)
6.Инсценирование сказки
7.Обобщающая беседа
Рассказы о школе (4 ч.)
1

1.Ведение в
ситуацию(беседа на
основе иллюстраций)
2.Моделирование диалогов
на
основе иллюстраций с опорой на
13. Моделирование
1
имеющиеся знания о правилахзнакомства и
диалогов
приветствия старших и ровесников.
«сообщение3.Составление рассказов об отдельных
уточнение»
местах
в школе (работа с символическими
14. Помещение
1
обозначениями
помещений, составление
школы. Экскурсия
предложений, коллективное
рассматривание иллюстраций, ответы на
15. Составление
1
вопросы учителя и друг друга, игра
рассказов из
«Угадай, где ябыл»)
личного опыта по
4.Составление рассказов из личного опыта
теме
по теме ситуации с опорой на план и
иллюстрации.
Наши любимые сказки (3 ч.)
1

школе

16.

Сказка «Три
медведя»

1

17.

Актуализация
содержания сказки
«Три медведя».
Выборочный
пересказ

1

1.Введение в тему ситуации (беседа,
работа с иллюстрацией, отгадывание
загадки, «звуковоеписьмо» и др.)
2.Актуализация содержаниясказки
(коллективный пересказ сопорой на
иллюстрации)
3.Закрепление содержаниясказки
(выборочный пересказ с опорой на
иллюстрации (серия картин,разрезные
картинки), драматизация фрагментов

5

18. Инсценирование

сказки, ролевая игра- хоровод по сюжету
сказки, коллективное рассказывание
сказки,прослушивание сказки в
аудиозаписи,просмотр
мультипликационного фильма, игры
«Живые загадки», «Звуковые загадки»)
4.Инсценирование сказки

1

сказки «Три
медведя». Выбор
роли и атрибутов к
ней

Алло! Алло! (4 ч.)
19

20.

21.

22.

1.Введение в тему (беседа наоснове личного
опыта учащихся, рассматривание
иллюстраций).
2.Выявление умений учащихсяпользоваться
телефонным аппаратом.Тренировочные
упражнения в наборе заданного телефонного
номера на телефонных аппаратах разных
типов. Упражнения в чтении телефонных
1
номеров разных типов (городской,сотовый,
номер экстренного вызова). Знакомство с
правилами набора разных типов номеров.
Сигналы «ждите» и «занято», ответы
операторов мобильных сетей.
3.Знакомство с правиламиведения
телефонного
разговора: говоритьчётко,
Правила поведения
1
громко,
использовать
приветствие в начале
телефонных
разговора,
завершать
разговор
фразой
разговоров
прощания. при (беседа сэлементами рассказа)
.
4.Заучивание необходимойинформации для
общения сдиспетчерами экстренных служб
Моделирование
1
(фамилия, имя и отчество, адресучащегося)
типового диалога с
5.Закрепление полученныхзнаний
диспетчером
(конструирование возможных реплик в
телефонном диалоге с опорой
на
иллюстрации,
моделирование
диалогов)
6.Ролевые игры по теме
ситуации
С днем рождения! (4 ч.)
Выявление
представлений
детей по теме
«Алло! Алло!»
Характеристики
признаков
предметов
Моделирование
телефонных
разговоров

Выявление и
расширение знаний
о традициях
празднования дня
рождения
Конструирование
24.
поздравлений и
ответных реплик.
Дифференциация
поздравлений
Моделирование
25.
диалогов
поздравлений.
Использование в
речи тона голоса
23.

1

1

1

1

1.Введение в ситуацию (беседас
привлечением личного опыта учащихся)
2.Разучивание чистоговорки
3.Выявление и расширение знаний о
традициях празднования дня рождения,
заучивание дат рождения учащимися
4.Конструирование поздравлений и
ответных реплик, в том числе реплик,
сопровождающих вручение подарка.
Дифференциация поздравлений,
адресованных ровеснику и взрослому.
5.Моделирование диалогов на основе
иллюстраций.
6.Ролевые игры по теме ситуации.

6

26.

Составление
рассказа о
праздновании дня
рождения

1

7.Составление
рассказа
о
праздновании дня рождения с опорой на
картинно-символический план

Новогодняя сказка (3 ч.)
Выявление
представлений
детей по теме
«Новогодняя
сказка».
Составление
предложений с
опорой на
иллюстрации,
схемы
Разучивание
28.
стихотворений,
песенок
новогодней
тематики
Подготовка
29.
письменных
приглашений на
новогодний
праздник

1

27.

1.Введение в ситуацию (беседа, рассказ
учителя.
2.Составление предложений по темес
опорой на иллюстрации, условнографические схемы.
3.Разучивание стихотворений,песенок
новогодней тематики.
4.Подготовка
письменных
приглашений на новогодний праздник.

1

1

Новогодний карнавал (3 ч.)
Введение в тему
«Новогодний
карнавал»
Новогодний
31.
карнавал:
приветствие гостей,
комплименты, игры
на празднике
Что мне
32.
запомнилось на
новогоднем
карнавале
30.

1

1

1

1. Введение в тему (беседа с опорой на
иллюстрацию, выбор предложения,
наиболее подходящего к содержанию
картинки, из двух, произнесенных
учителем)
2.Приглашение гостей на карнавал (устно и
распространение письменных приглашений)
3.Новогодний карнавал: приветствиегостей,
комплименты, игры на празднике.
4.Беседа с привлечением личного опыта
«Что мне запомнилось на
новогоднем празднике?»

Д

Дежурство (4 ч.)
33.

34.

Обязанности
дежурного по
классу

1

Упражнения в
произнесении
реплик, просьбы,
предложения,
отказа, согласия с
соответствующей
интонацией

1

1.Ведение в тему (беседа сопорой на
иллюстрацию, рассказ учителя)
2.Разучивание чистоговорки
3.Введение в
ситуацию:
распределение обязанностей между
дежурными в классе, в столовой, на
пришкольной территории и др. (беседа по
сюжетной картинке, составление
предложений, обсуждение выхода из
возможной проблемной ситуации )
4.Конструирование возможныхреплик в
7

35.

36.

Составление
рассказа о
дежурстве по
классу

1

Обязанности
дежурного.
Практическое
занятие

1

диалогах: просьба, предложение, отказ,
согласие.
5.Тренировочные упражнения в
произнесении реплик с соответствующей
интонацией.
6.Моделирование диалогов с опорой на
иллюстрации.
7.Ролевые игры по теме
8.Составление рассказа по теме
«План дежурства» (с опорой на
сюжетную
картинку, серию картин или
символический план)

У меня есть щенок! (4 ч.)
1.Ведение в тему (подбор слов, точно
характеризующих щенков
на
иллюстрациях, выбор картинки, точно
соответствующей
услышанному
предложению, игра «Живое
Составление
1
предложение»)
38.
рассказа-описания
2.Знакомство со стихотворением К.
«Мой питомец»
Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий
картин к стихотворению. Разучивание
фрагментов стихотворения.
Моделирование
1
39.
3.Составление предложений по теме
телефонных
ситуации (просьба в утвердительной и
разговоров «Мой
вопросительной формах)
щенок»
4.Конструирование возможныхдиалогов,
Составление
1
40.
содержащих просьбу.
рассказа о
5.Моделирование диалогов.
происшествии с
6.Ролевые игры по теме с
домашним
использованиемигрушек, как героев
питомцам (на
ситуации
основе личного
7. Коллективное составление рассказа
опыта)
по теме «Утро школьника» (игра «Кто
знает, пусть продолжит»)
Пошли в столовую (4 ч.)
1.Ведение в тему (беседа с опорой на
Обязанности
1
41.
дежурного по
сюжетную картинку)
столовой
2.Знакомство со стихотворением А.
Барто «Помощница». Работа с серий
картин к стихотворению. Разучивание.
Диалог между
1
42.
3.Составление предложений по теме
дежурным
ситуации
(просьба, предложение в
учеником и
утвердительной и вопросительной
работником
формах)
столовой
4.Конструирование возможныхдиалогов,
Составление
1
43.
содержащих
просьбу и/или
рассказа по
распределение обязанностей.
картинке «План
5.Моделирование диалогов.
дежурства»
37.

Конструирование
предложений на
тему «У меня
появился щенок»

1

8

44.

Ролевая игра «В
столовой»

6.Ролевые игры по теме («Дежурство в
классе» и др.)
7.Коллективное составление рассказапо
теме «День школьника» (игра «Кто
знает, пусть продолжит»)
Наши любимые сказки (4 ч.)

1.Введение в тему ситуации (работа с
иллюстрацией, отгадывание загадки)
2.Знакомство со сказкой (устное
рассказывание учителем с опорой на
1
иллюстрации)
3.Закрепление содержания сказки
(выборочный пересказ с опорой на
1
иллюстрации (серия картин, разрезные
картинки), драматизация фрагментов
сказки, коллективное рассказывание
сказки, прослушивание сказки в
аудиозаписи, просмотр
Обобщающая
1
мультипликационного фильма)
беседа по сказке
4.Инсценирование сказки
«Красная шапочка»
5.Обобщающая беседа
Я поздравляю тебя! (4 ч.)
1.Введение в ситуацию (беседа с опорой
Традиции
1
поздравления с
на иллюстрацию, дополнение деталей
Днем защитника
ситуации по вопросам учителя, выбор
отечества
предложения,
наиболее
подходящего к содержанию картинки, из
Поздравление с
1
праздником с
двух, произнесенных учителем)
различной
2.Составление
поздравлений.
интонацией в
Тренировочные
упражнения в
зависимости от
произнесении поздравлений с различной
адресата
интонацией в зависимости от адресата
Традиция
1
3.Конструирование диалогов
празднования
поздравления и ответной реплики,
Международного
моделирование и проигрывание диалогов
женского дня
4.Создание видеопоздравления

Знакомство со
сказкой «Красная
шапочка»
Закрепление
46.
содержания сказки.
Пересказ с опорой
на иллюстрации
Инсценирование
47.
сказки. Выбор роли
и атрибутов
45.

48.

49.

50.

51.

52.

1

Диалоги
поздравлений

1

1

Я записан в кружок! (4 ч.)
1.Ведение в тему (работа с
Обсуждение темы
1
53.
«Я записался в
иллюстрациями).
кружок»
2.Тренировочные упражнения в
интонировании предложений.
Диалог «Я хотел бы
1
54.
3.Игра «Живое предложение»
записаться в
4.Конструирование возможных диалогов
кружок»
в ситуации записи в кружок (студию,
Составление
1
55.
секцию).
рассказа «Я
5.Моделирование диалогов.
записался в
6.Ролевые игры по теме.
кружок»
9

56.

57.

58.
59.

7.Коллективное составление рассказа по
теме с опорой на план.
Вспоминаем любимые сказки (4 ч.)
1.Введение в ситуацию
1
2.Составление поздравлений.
3….Тренировочные упражнения в
произнесении
поздравлений
с
1
торжественной интонацией
4.Конструирование диалогов
1
поздравления и ответной реплики,
моделирование и проигрывание диалогов
5.Создание видеопоздравления

Рассказ о
спортивной школе

1

60.

61.

62.

63.

64.

1

Введение в
ситуацию «Скоро
лето!»
Коллективное
составление
рассказа по
иллюстрации с
опорой на план
Впереди каникулы.
Моделирование
диалогов на основе
сюжетных картинок
Экскурсия
«Здравствуй, лето!»

Скоро лето! (4ч.)
1.Введение в тему (работа с
1
иллюстрацией)
2.Актуализация личного опыта
школьников: беседа с элементами
1
рассказывания.
3.Конструирование диалогов на
основе иллюстраций, моделирование
диалогов
учитель-ученик,
1
ученик–ученик.
5.Ролевые игры по теме
6.Составление рассказа «Ура, каникулы!
» с опорой на картинный план.
1

Критерии оценивания:
При оценке устных ответов принимается во внимание: правильность ответа по содержанию;
свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;− полнота ответа;− умение
практически применять свои знания;− последовательность изложения и речевое оформление
ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью
учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры;
допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки
«5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в
речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые
исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок
в речи; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей или наиболее
существенной части изученного материала; в работе с текстом делает грубые ошибки, не
использует помощь учителя.

10

Материально-техническое и методическое обеспечение:
1. Речевая практика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. (автор С.В.Комарова) . М.:
Просвещение, 2018.
Дидактический материал:
 сказки : «Репка»; «Колобок» и др.
 наглядные пособия «Игрушки»
Электронные образовательные ресурсы:
 электронные
образовательные
ресурсы
для
коррекционных
школ. http://easyen.ru/index/razrabotki_dlja_korrekcionnoj_shkoly/0-97
 портал для учителей «Инфоурок» https://infourok.ru/
 фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://открытыйурок.рф/
 портал «Мультиурок» https://multiurok.ru/
 портал «Копилка уроков» https://kopilkaurokov.ru/

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».