Рабочая программа по ритмике 4а класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные
общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«____»____________20__г
Секретарь
Дзбановская Н.А.

Утверждаю:
«Согласовано»
«Утверждаю»
Директор
Зам.директора по УВР
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
________
Бакисова Л.О.
/Н.И.Шляпникова /
Шляпникова Н.И.
Приказ
«___»
№____________20___г
от «
» ________ 2016Приказ № __ от «___»_______20___г

Ритмика
Рабочая программа
для обучающихся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель преподавания ритмики: Создание условий для развития двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи :
- Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях
-Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
-Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
-Научить обучающихся правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.
-Развивать творческие способности личности.
-Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Ожидаемые планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Будет возможность научиться:

Будет возможность:

-рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
-соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
-самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений,
руководствуясь музыкой;
-ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с
малоконтрастными построениями;
-передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:
напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

-правильно и быстро находить нужный темп ходьбы,
бега в соответствии с характером и построением
музыкального отрывка;
- различать двухчастную и трехчастную форму в
музыке;
-отмечать в движении ритмический рисунок, акцент,
слышать и самостоятельно менять движение в
соответствии со сменой частей музыкальных фраз.
-четко, организованно перестраиваться, быстро

-передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
реагировать на приказ музыки, даже во время веселой,
-повторять любой ритм, заданный учителем;
задорной пляски;
- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения
-различать основные характерные движения некоторых
(хлопками или притопами).
народных танцев
Личностные:
-появится положительное отношение и интерес к занятиям по ритмике ;
-научатся признавать собственные ошибки.
-будет возможность участвовать в выполнении совместной работы;
- научатся задавать вопросы с целью получения информации;
- научатся обращаться за помощью и принимать помощь;
Коммуникативные:
Будет возможность:
-слушать других;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию;
Содержание программы
№
Раздел
Характеристика основных содержательных линий.
1.

«Ритмика и
элементы
музыкальной
грамоты».

Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
Художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приѐмом
преподавания.
Слушание и разбор танцевальной музыки
Упражнения способствующие развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства
ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с
музыкой.

2.

«Танцевальная
азбука».

Изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца.
Содержание раздела:
- танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений;
- танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с
притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек,
маятник;

- правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия;
- положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое;
- основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в
движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном
приседе и с прыжком.
3.

«Танец».

4

«Беседы по
Лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, еѐ
хореографическом специфике и особенностях.
у искусству
Исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность,
самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием
или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.

5

«Творческая
деятельность».

Изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев.
Историко-бытового танца входит:
1. усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
2. ритмические упражнения,
3. разучивание танцевальных композиций.
Элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:
1. партерная гимнастика;
2. тренаж на середине зала;
3 танцевальные движения;
4. композиции различной координационной сложности.
Содержание раздела: историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль

Танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на
предложенную тему.
Задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен,
пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Формы организации занятий: групповые занятия, в том числе игровые занятия.

Календарно-тематическое планирование
1 полугодие 16ч.
№

Дата

Тема занятия

Содержание

1

Беседы по хореографическому
искусству «Что такое
ритмика».

Участие в беседе с учителем и одноклассниками
Выполнение игровых упражнений, практических заданий.
Игра «Пятнашки». ОРУ типа зарядки. Упражнения на расслабление мышц

2

Основные танцевальные правила.
Приветствие.

3-4

Упражнения на развитие
координации
Движения рук в соответствии с
характером музыки.

5

Coвершенствование навыков
ходьбы.

Ходьба с перешагиванием через предметы. Размыкание и смыкание приставными
шагами.
Развитие координационных способностей. Игра «К своим флажкам»
Упр-ния на координацию движений. Сжимание и разжимание кистей рук в соответствии
с характером музыки. Передача в движении изменений темпа музыки.

6

Урок-игра «Ловушка», «Русский
кулачный бой», «Выйди из круга» (с
мячом).

7

Упражнения для кистей рук

Участие в русских народных подвижных играх с мячом.
Участие в соревновательной деятельности.
Повороты туловища в сочетании с наклонами. Упр- ния на координацию движений с
предметами. Упражнения для кистей рук. Передача в движении изменений темпа
музыки. Подскоки переменным шагом с продвижением вперѐд. Боковой галоп.

8

Музыкально-ритмические игры
(линия танца, перестроения).

Разновидности танц. ходьбы и бега. Ходьба по разметкам. Построения в колонну и
шеренгу по1. Повторение танцевальных упр. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с
выбрасыванием ноги вперед. Игра . ОРУ типа зарядки. Упражнения на расслабление
мышц
Элементы: Шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный
шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись 1 рукой,
другая с платочком поднятая в сторону, вверх, слегка согнута в локте. Упражнения на
расслабление мышц

Приседание с опорой и без. Перебрасывание мяча с ударом о пол. Упр-ния на выработку
осанки. Исполнение различных ритмов на барабане. Упражнения в передаче игровых
образов при инсценировании песен, сказок. Сильные подскоки, боковой галоп.

Приставные шаги с приседаниями.
9

Движение на развитие координации.
Элементы асимметричной
гимнастики

Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построения из
колонны по 2 в колонну по 1. ОРУ на осанку. Разучивание элементов танца. Игра
«Третий лишний». Упражнения со скакалками. Упражнения на расслабление
Поднимание на носках и полуприседания. Круговые движения ступни. Исполнение
различных ритмов на барабане. Приседания и полуприседания на месте.

10

Музыкально-ритмические игры ―Я и
мир вокруг нас‖, ―Шаг‖, ―Волк и
заяц‖.
Ходьба. Умение намечать
диагональные линии.

Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построения из
колонны по 1 в колонну по 3. ОРУ на осанку. Разучивание элементов танца. Игра
«Шишки, желуди, орехи». Приседание с одновременным выставлением ноги вперѐд, в
сторону. Разучивание попевок, их прохлопывание. Действия с воображаемыми
предметами.

11

Беседа «Балет»
Позиции рук. Основные правила.

Упражнения на координацию движения с предметами. Разучивание попевок, их
прохлопывание и протопывание. Действия с воображаемыми предметами. Движения
парами . Игра «Шишки, желуди, орехи».

12

Урок-игра «Ловушка», «Русский
кулачный бой», «Выйди из круга» (с
мячом).
Упражнения с предметами

Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения.
Ходьба, бег с сохранением правильной дистанции
Упражнения с предметами. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.
Подвижные игры с речевым сопровождением

14

‖ Красота движений‖ - компоновка
ОРУ.

Упражнения на выработку правильной осанки. Исполнение несложных упражнений с
лентами. Музыкальные игры. Полька.

15

Упражнения с обручами.

Музыкально-ритмические игры (линия танца, перестроения).
Упражнения на выработку правильной осанки. Исполнение несложных упражнений с
обручами. Музыкальные игры.

Музыкально-ритмические игры
―Коршун и курица‖, ―Магазин
игрушек‖.

Поднимание на носках и полуприседания. Круговые движения ступни. Приседания и
полуприседания на месте. Музыкально-ритмические игры.

13

16

2 полугодие (18 часов)
№

Дата

Тема занятия

Содержание

17

Разминка. ―Медленный вальс‖.
Упражнения на напряжение и
расслабление мышц тела.
Упражнения на выработку
осанки.

Выполнение упражнений, практических заданий на отработку основных танцевальных
правил и позиций, упражнений на напряжение и расслабление мышц тела.
Повороты, наклоны. Круговые движения кистей, сгибание и разгибание кистей. Передача в
движении частей музыкального произведения. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза».
Повторение танцевальных элементов, изученных в 1 полугодии.

18-

Упражнения на укрепление мышц
брюшного пояса.

Ходьба с перешагиванием через предметы. Размыкание и смыкание приставными шагами.
Перекрѐстные движения рук и ног; упр-ния на формирование правильной осанки.
Танцевально-ритмические упражнения ―Чарльстоп‖, ―Твист‖, ―Голубец‖.

19

Народная хореография. Танцы
разных народов.

21

Упражнения на улучшение
гибкости позвоночника.
Передвижение шагом в колоне в
ритме марша.

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со
сгибанием коленей, широким и мелким шагом, держа ровно спину. Построения в пары
Движения рук в разных направлениях. Противоположные круговые движения. Передача в
движении изменений темпа музыки. Шаг на носках.

22

Фигурный вальс.

Упражнения на координацию движений. Сжимание и разжимание кистей рук в
соответствии с характером музыки. Передача в движении изменений темпа музыки. Шаг
вальса.

23

Ходьба, имитирующая движение
различных животных.
Разминка. ―Медленный вальс‖.
Упражнения на напряжение и
расслабление мышц тела.
Шаг польки.

20

24

25

Широкий и высокий бег. Сильные подскоки, боковой галоп. Игра «Море волнуется…».
Шаг польки.
Широкий и высокий бег. Упражнения для кистей рук. Передача в движении изменений
темпа музыки. Подскоки переменным шагом с продвижением вперѐд. Боковой галоп.

Урок-игра «Ловушка», «Русский
Упр. на координацию движений под музыку. Основные движения народных танцев.
кулачный бой», «Выйди из круга» Упражнения на музыкальных инструментах.
(с мячом).
Приседание с опорой и без. Упр-ния на выработку осанки. Исполнение различных ритмов

на барабане. Сильные подскоки, боковой галоп. Приставные шаги с приседаниями.

26

Повторение танцевальных
элементов.

27

Упражнения для улучшения
Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам. Построение в цепочку.
подвижности коленных суставов. Ходьба и бег с предметами.
Повторение игровых упражнений. Поднимание на носках и полуприседания. Круговые движения ступни. Исполнение
различных ритмов на бубне. Инсценирование песен. Приседания и полуприседания на
месте.

28

Позиции ног, рук в паре.

29

Инсценирование музыкальных
сказок, песен

Отработка движений.
Танец ―Вальс‖. Понятие о сложной координации
Приседание с одновременным выставлением ноги вперѐд, в сторону. Разучивание попевок,
их прохлопывание. Действия с воображаемыми предметами. Движения парами.

Традиции народа в своеобразии
движений. Беседы по
хореографическому искусству
Совершенствование навыков
ходьбы

Разновидности танцевальной ходьбы и бега. Ходьба по разметкам. Перестроения из 1 круга
в 2, 3
Упражнения на координацию движения с предметами. Разучивание попевок, их
прохлопывание и протопывание. Действия с воображаемыми предметами.

32

Элементы плясок и танцев.

33

Музыкально-ритмические игры
разных народов ―Медведи и
пчелы‖, ―Яблоки‖.

Разминка. ―Медленный вальс‖. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела.
Общеразвивающие ритмико-гимнастические упр-ния.

30

31

34

Повторение изученного за год.

Упражнения с предметами. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.
Подвижные игры с речевым сопровождением. Основные движения народных танцев.
Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения.
Ритмические упражнения «Притопы», «Припляс».
Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения с предметами. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане.
Подвижные игры с речевым сопровождением. Основные движения народных танцев.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Музыкальные инструменты (детские музыкальные инструменты) технические средства обучения (компьютер, ЖК- экран) музыкальнодидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».