Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «____»____________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» «Утверждаю» Директор Зам.директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» ________ Бакисова Л.О. /Н.И.Шляпникова / Шляпникова Н.И. Приказ «___» №____________20___г от « » ________ 2016Приказ № __ от «___»_______20___г Ритмика Рабочая программа для обучающихся 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» Цель преподавания ритмики: Создание условий для развития двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. Задачи : - Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях -Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности. -Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки; -Научить обучающихся правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением. -Развивать творческие способности личности. -Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности. Ожидаемые планируемые результаты освоения программы Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: Достаточный уровень: Будет возможность научиться: Будет возможность: -рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги; -соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах; -самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; -ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями; -передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.; -правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; - различать двухчастную и трехчастную форму в музыке; -отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. -четко, организованно перестраиваться, быстро -передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, -повторять любой ритм, заданный учителем; задорной пляски; - задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения -различать основные характерные движения некоторых (хлопками или притопами). народных танцев Личностные: -появится положительное отношение и интерес к занятиям по ритмике ; -научатся признавать собственные ошибки. -будет возможность участвовать в выполнении совместной работы; - научатся задавать вопросы с целью получения информации; - научатся обращаться за помощью и принимать помощь; Коммуникативные: Будет возможность: -слушать других; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); -вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс); -использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем; -обращаться за помощью и принимать помощь; -слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; Содержание программы № Раздел Характеристика основных содержательных линий. 1. «Ритмика и элементы музыкальной грамоты». Правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением; Художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приѐмом преподавания. Слушание и разбор танцевальной музыки Упражнения способствующие развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой. 2. «Танцевальная азбука». Изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца. Содержание раздела: - танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений; - танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки, припадания, шаг с притопом, па польки, элементы русского танца (основные движения, ходы): ковырялочка, моталочка, молоточек, маятник; - правила исполнения упражнений народного тренажа и их названия; - положения стопы, колена, бедра — открытое, закрытое; - основные движения русского танца: хороводный шаг, переменный ход (виды) — вращения на месте и в движении, дроби простые, синкопированные, ключ, веревочка, присядки простые, с хлопушкой, на полном приседе и с прыжком. 3. «Танец». 4 «Беседы по Лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, еѐ хореографическом специфике и особенностях. у искусству Исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства. Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д. 5 «Творческая деятельность». Изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Историко-бытового танца входит: 1. усвоение тренировочных упражнений на середине зала, 2. ритмические упражнения, 3. разучивание танцевальных композиций. Элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит: 1. партерная гимнастика; 2. тренаж на середине зала; 3 танцевальные движения; 4. композиции различной координационной сложности. Содержание раздела: историко-бытовой танец — полонез, фигурный вальс; русские танцы: хороводные и кадриль Танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему. Задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений. Формы организации занятий: групповые занятия, в том числе игровые занятия. Календарно-тематическое планирование 1 полугодие 16ч. № Дата Тема занятия Содержание 1 Беседы по хореографическому искусству «Что такое ритмика». Участие в беседе с учителем и одноклассниками Выполнение игровых упражнений, практических заданий. Игра «Пятнашки». ОРУ типа зарядки. Упражнения на расслабление мышц 2 Основные танцевальные правила. Приветствие. 3-4 Упражнения на развитие координации Движения рук в соответствии с характером музыки. 5 Coвершенствование навыков ходьбы. Ходьба с перешагиванием через предметы. Размыкание и смыкание приставными шагами. Развитие координационных способностей. Игра «К своим флажкам» Упр-ния на координацию движений. Сжимание и разжимание кистей рук в соответствии с характером музыки. Передача в движении изменений темпа музыки. 6 Урок-игра «Ловушка», «Русский кулачный бой», «Выйди из круга» (с мячом). 7 Упражнения для кистей рук Участие в русских народных подвижных играх с мячом. Участие в соревновательной деятельности. Повороты туловища в сочетании с наклонами. Упр- ния на координацию движений с предметами. Упражнения для кистей рук. Передача в движении изменений темпа музыки. Подскоки переменным шагом с продвижением вперѐд. Боковой галоп. 8 Музыкально-ритмические игры (линия танца, перестроения). Разновидности танц. ходьбы и бега. Ходьба по разметкам. Построения в колонну и шеренгу по1. Повторение танцевальных упр. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Игра . ОРУ типа зарядки. Упражнения на расслабление мышц Элементы: Шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись 1 рукой, другая с платочком поднятая в сторону, вверх, слегка согнута в локте. Упражнения на расслабление мышц Приседание с опорой и без. Перебрасывание мяча с ударом о пол. Упр-ния на выработку осанки. Исполнение различных ритмов на барабане. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировании песен, сказок. Сильные подскоки, боковой галоп. Приставные шаги с приседаниями. 9 Движение на развитие координации. Элементы асимметричной гимнастики Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построения из колонны по 2 в колонну по 1. ОРУ на осанку. Разучивание элементов танца. Игра «Третий лишний». Упражнения со скакалками. Упражнения на расслабление Поднимание на носках и полуприседания. Круговые движения ступни. Исполнение различных ритмов на барабане. Приседания и полуприседания на месте. 10 Музыкально-ритмические игры ―Я и мир вокруг нас‖, ―Шаг‖, ―Волк и заяц‖. Ходьба. Умение намечать диагональные линии. Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построения из колонны по 1 в колонну по 3. ОРУ на осанку. Разучивание элементов танца. Игра «Шишки, желуди, орехи». Приседание с одновременным выставлением ноги вперѐд, в сторону. Разучивание попевок, их прохлопывание. Действия с воображаемыми предметами. 11 Беседа «Балет» Позиции рук. Основные правила. Упражнения на координацию движения с предметами. Разучивание попевок, их прохлопывание и протопывание. Действия с воображаемыми предметами. Движения парами . Игра «Шишки, желуди, орехи». 12 Урок-игра «Ловушка», «Русский кулачный бой», «Выйди из круга» (с мячом). Упражнения с предметами Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения. Ходьба, бег с сохранением правильной дистанции Упражнения с предметами. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. Подвижные игры с речевым сопровождением 14 ‖ Красота движений‖ - компоновка ОРУ. Упражнения на выработку правильной осанки. Исполнение несложных упражнений с лентами. Музыкальные игры. Полька. 15 Упражнения с обручами. Музыкально-ритмические игры (линия танца, перестроения). Упражнения на выработку правильной осанки. Исполнение несложных упражнений с обручами. Музыкальные игры. Музыкально-ритмические игры ―Коршун и курица‖, ―Магазин игрушек‖. Поднимание на носках и полуприседания. Круговые движения ступни. Приседания и полуприседания на месте. Музыкально-ритмические игры. 13 16 2 полугодие (18 часов) № Дата Тема занятия Содержание 17 Разминка. ―Медленный вальс‖. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Упражнения на выработку осанки. Выполнение упражнений, практических заданий на отработку основных танцевальных правил и позиций, упражнений на напряжение и расслабление мышц тела. Повороты, наклоны. Круговые движения кистей, сгибание и разгибание кистей. Передача в движении частей музыкального произведения. Игры: «К своим флажкам», «Два мороза». Повторение танцевальных элементов, изученных в 1 полугодии. 18- Упражнения на укрепление мышц брюшного пояса. Ходьба с перешагиванием через предметы. Размыкание и смыкание приставными шагами. Перекрѐстные движения рук и ног; упр-ния на формирование правильной осанки. Танцевально-ритмические упражнения ―Чарльстоп‖, ―Твист‖, ―Голубец‖. 19 Народная хореография. Танцы разных народов. 21 Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Передвижение шагом в колоне в ритме марша. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, широким и мелким шагом, держа ровно спину. Построения в пары Движения рук в разных направлениях. Противоположные круговые движения. Передача в движении изменений темпа музыки. Шаг на носках. 22 Фигурный вальс. Упражнения на координацию движений. Сжимание и разжимание кистей рук в соответствии с характером музыки. Передача в движении изменений темпа музыки. Шаг вальса. 23 Ходьба, имитирующая движение различных животных. Разминка. ―Медленный вальс‖. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Шаг польки. 20 24 25 Широкий и высокий бег. Сильные подскоки, боковой галоп. Игра «Море волнуется…». Шаг польки. Широкий и высокий бег. Упражнения для кистей рук. Передача в движении изменений темпа музыки. Подскоки переменным шагом с продвижением вперѐд. Боковой галоп. Урок-игра «Ловушка», «Русский Упр. на координацию движений под музыку. Основные движения народных танцев. кулачный бой», «Выйди из круга» Упражнения на музыкальных инструментах. (с мячом). Приседание с опорой и без. Упр-ния на выработку осанки. Исполнение различных ритмов на барабане. Сильные подскоки, боковой галоп. Приставные шаги с приседаниями. 26 Повторение танцевальных элементов. 27 Упражнения для улучшения Передвижение в колонне по одному по указанным ориентирам. Построение в цепочку. подвижности коленных суставов. Ходьба и бег с предметами. Повторение игровых упражнений. Поднимание на носках и полуприседания. Круговые движения ступни. Исполнение различных ритмов на бубне. Инсценирование песен. Приседания и полуприседания на месте. 28 Позиции ног, рук в паре. 29 Инсценирование музыкальных сказок, песен Отработка движений. Танец ―Вальс‖. Понятие о сложной координации Приседание с одновременным выставлением ноги вперѐд, в сторону. Разучивание попевок, их прохлопывание. Действия с воображаемыми предметами. Движения парами. Традиции народа в своеобразии движений. Беседы по хореографическому искусству Совершенствование навыков ходьбы Разновидности танцевальной ходьбы и бега. Ходьба по разметкам. Перестроения из 1 круга в 2, 3 Упражнения на координацию движения с предметами. Разучивание попевок, их прохлопывание и протопывание. Действия с воображаемыми предметами. 32 Элементы плясок и танцев. 33 Музыкально-ритмические игры разных народов ―Медведи и пчелы‖, ―Яблоки‖. Разминка. ―Медленный вальс‖. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Общеразвивающие ритмико-гимнастические упр-ния. 30 31 34 Повторение изученного за год. Упражнения с предметами. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. Подвижные игры с речевым сопровождением. Основные движения народных танцев. Общеразвивающие ритмико-гимнастические упражнения. Ритмические упражнения «Притопы», «Припляс». Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнения с предметами. Исполнение несложных ритмических рисунков на барабане. Подвижные игры с речевым сопровождением. Основные движения народных танцев. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса: Музыкальные инструменты (детские музыкальные инструменты) технические средства обучения (компьютер, ЖК- экран) музыкальнодидактические пособия (аудио и видеозаписи, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).