Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол № ___от
«___»_____________20__г
Секретарь Дзбановская Н.А.
Утверждаю:
«Согласовано»
Директор
Зам.директора по УВР
«Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ
Бакисова
№ Л.О
от «
»
________
«___» _____________20__г
2016
______20___г
Утверждаю:
Директор ГБОУ «Центр
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___»
Рисование
Рабочая программа
для обучающихся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными
нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью
ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Цель: создание условий для развития целенаправленной деятельности.
Задачи:
-вырабатывать способность размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные
отношения несложных предметов;
-учить рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе, квадрате, круге с применением осевой линии;
-учить различать и правильно называть цвета, подбирать их, соблюдая ритмическую основу узора
- развитие зрительного восприятия картины, внимания
-воспитывать любознательность, интерес к произведениям изобразительного искусства.
Краткая характеристика контингента обучающихся 4а класса.
У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в
эмоционально-волевой сфере. Обучающиеся выполняют задания самостоятельно по теме урока в меру своих
возможностей. Помощь просят, принимают, но не переносят при выполнении подобных заданий..
По результатам обучения в 3 классе, обучающиеся могут подготовиться к уроку, приготовить необходимые
принадлежности. Отвечают на вопросы учителя при анализе педагогического образца или картины.
Начинают
работу, дослушав задания. Ориентируются на альбомном листе: Слава, Денис, Настя, Арсений, Ваня.
Слава, Настя и Денис работают аккуратно.
Ожидаемые результаты освоения программы учащимися.
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения
предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является
обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
-будет возможность усвоить элементарные правила передачи формы
предмета и др.;
-будет возможность закрепить выразительные средства
изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка»,
«пятно»;
-научатся пользоваться материалами для рисования;
-будут знать названия предметов, подлежащих рисованию;
-научатся организации рабочего места;
-будут рисовать по образцу;
-будут применять приѐмы работы карандашом, гуашью,
акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-будет возможность научится ориентироваться в пространстве листа;
размещении изображения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
-научатся передавать цвета изображаемого объекта
-познакомятся с названиями некоторых
народных и национальных промыслов (Хохлома
и др.);
-будут знать основные особенности некоторых
материалов, используемых в рисовании;
-будут знать выразительные средства
изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», объѐм и др.;
-познакомятся с правилами построения
орнамента и др.;
-научатся оценивать результаты собственной
изобразительной деятельности и одноклассников
(красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
-будет возможность научиться рисованию с
натуры и по памяти после предварительных
наблюдений, передача всех признаков и свойств
изображаемого объекта;
- научатся рисовать по воображению
- Личностные:
Будет сформировано положительное отношение и интерес к рисованию
Будет возможность повторить основные правила поведения на уроках рисования;
Будут проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;
Возможность понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и
правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные:
Будет возможность:
-слушать и понимать речь других;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Раздел
1. Обучение
композиционной
деятельности
Кол-во
часов
16
Содержание учебного материала
Дидактические единицы
Совершенствование умений передавать глубину пространства: уменьшение
величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи от
наблюдателя; загораживание одних предметов другими. Планы в пространстве передний, задний, средний (использование макета и панно "В деревне" с
изображенным пейзажем на трех планах, вариантами изображения домов
деревенского типа и деревьев, разных по величине: больших маленьких, средних).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с
использованием симметричного расположения ее частей (эле ментов),
позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приему построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной
симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения (избушка-на
курьих-ножках; деревья в дремучем лесу, сказочном лесу с глазами из двух дупел,
2. Развитие у учащихся 18
умений воспринимать и
изображать
форму
предметов, пропорции,
конструкцию
сучьями и ветками, похожими на руки и .т.п.).
Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения.
Совершенствовать умения изображать с натуры, соблюдая последовательность
изображения от общей формы к деталям. (Использование объяснения
фронтального поэтапного показа способа изображения, "графического диктанта";
самостоятельной работы учащихся по памяти).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении (в
ветренную погоду). Учить видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и "узор"
ветвей.
Формирование образа человека. Портрет человека (части головы и части лица
человека), формирование образов животных.
Обучение приемам исполнения косовской росписи посуды (работа корпусом и
кончиком кисти, "примакивание").
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе;
составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии (элементы
узора - геометрические формы и стилизованные формы растительного мира).
Рисование на тему. Изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование
отрывков из литературных произведений
Изображение по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме
и окраске.
Красота природы в разное время года.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная
Критерии оценивания.
Отлично «5»
-знает правила организации рабочего места;
-содержание ответа соответствует поставленному вопросу
-демонстрирует самостоятельное, безошибочное выполнение работы;
-предлагает свою помощь товарищам.
-активно участвует при выполнении коллективных работ.
Хорошо «4»
-при повторении правил работы допущены неточности;
-затрудняется самостоятельно анализировать образец и свой рисунок
-умеет последовательно выполнять работу по алгоритму
-демонстрирует выполнение основных правил гигиены труда.
Удовлетворительно «3»
-на поставленные вопросы отвечает неточно
-анализирует образец по наводящим вопросам и с помощью учащихся класса
-при выполнении работы требуется помощь учителя
-исправляет недостатки в рисунке с помощью учителя
-в коллективных работах инициативы не проявляет.
Календарно-тематическое планирование – 34 часа
Дата
№
п/п
Тема урока
1-2 Что изображают художники? Как они изображают? Что они видят, чем любуются?
Беседа о художниках и их картинах.
3 Нарисуй предмет похоже, как его видишь (с натуры). Рисование по памяти.
Неваляшка.
4 Листья осенью. Рисование.
5 Веточка с листьями, освещенная солнцем. Рисование.
6 Веточка с листьями в тени. Рисование.
7 Листья берѐзы на солнышке и в тени. Аппликация с дорисовыванием.
8 Рассматривание картин художников.
9 Нарисуй деревья, которые расположены от тебя близко, подальше и совсем далеко.
Рисование.
10 Нарисуй домики, которые расположены от тебя также: близко, подальше, далеко.
Содержание
Этические беседы
Упражнения по ориентации в
схеме собственного тела
Выполнение упражнений с
закрытыми глазами «Что я видел
летом?»
Развитие
эстетического
восприятия объектов и явлений
окружающей действительности,
понимания красоты
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Рисование.
Нарисуй картину – пейзаж. Деревья и дома в пейзаже расположены близко, далеко.
Дом стоит перед елью и загораживает еѐ.
Нарисуй то, что стоит на столе (по выбору). Нарисуй похоже. Это натюрморт.
Использование картинного
материала
Упражнения на нахождение и
Беседа о творчестве художников. Портрет человека.
исправление ошибок
Изображать человека, чтобы получилось похоже. Рассмотри натуру. Дорисуй Упражнение «Исключи лишнее»
картинки.
Описание
предметов
по
Портрет моей подруги. Лепка и рисование.
картинному плану
Нарисуй свой автопортрет.
Беседы о художниках.
Создание открытки. Раскрась картинку. Напиши поздравление.
Знакомство с животными жарких
Беседа. Художник о тех, кто защищает Родину.
стран, их рисование.
Нарисуй шлем, щит, копьѐ. Или самого богатыря. Рисование.
Знакомство
с
народными
Доброе, злое в сказках. Покажи это в рисунках.
промыслами. Роспись
Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок.
Беседы
о
добре
и
зле,
Беседа о художниках и их картинах. Художники, которые рисуют море.
изображение на картине.
Нарисуй море. Рисование.
Беседа. Художник и скульпторы.
Животные жарких стран. Жираф. Слепи. Нарисуй.
Звери в зоопарке. Бегемот. Рисование.
Насекомые. Стрекоза. Лепка.
Насекомые стрекоза. Рисование.
Беседа. Народное искусство. Гжель.
Украшать изображение росписью. Роспись вазы (чашки, блюда).
Беседа. Улица города. Люди на улице города.
Рисунок по описанию. Улица города.
Беседа. Цвета, краски лета. Цветы лета.
Нарисуй венок из цветов и колосьев.
Материально – техническое обеспечение и литература
Печатные пособия:
- алгоритмы рисования предметов: доска для резания овощей, будильника, теннисной ракетки
- иллюстрации по народным промыслам; картины для бесед
Учебно-практическое оборудование: краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры;
восковые мелки; кисти беличьм разных размеров, ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
- муляжи фруктов и овощей (комплект).
- «строительный» материал
Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска.
1.Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы . Москва «Просвещение» 2018 год