Рабочая программа по речевой практике 4а класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол № __от
«___» ____________20___г
Секретарь
Дзбановская Н.А.

Утверждаю:
«Согласовано»
Директор
Зам. директора по УВР
«Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ
Бакисова
№ Л.О.
от «
»
________
«___» _____________20__г
2016
_________20__г

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___»

Речевая практика
Рабочая программа
для обучающихся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Ваганова О.Л..
Г.Реж

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Целью учебного предмета «Речевая практика» является развитие речевой коммуникации младших школьников
интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) для осуществления общения с окружающими людьми.
Общие задачи учебного предмета «Речевая практика»:
1) способствовать совершенствованию речевого опыта обучающихся;
2) корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
3) формировать выразительную сторону речи;
4) учить строить устные связные высказывания;
5) воспитывать культуру речевого общения.
Краткая характеристика контингента обучающихся 4а класса.
У обучающихся несовершенство речевой практики затруднено включение детей в разнообразные нормы коммуникации, снижен уровень
внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере.
По результатам обучения в 3 классе, обучающиеся знают и применяют на практике слова приветствия, соблюдает дистанцию при разговоре
с взрослыми. Напоминания Милане и Насте. Участвуют в инсценировании и проигрывании речевых ситуаций. С голоса учителя
разучивают стихотворения, скороговорки, загадки. Все обучающиеся научились слушать чтение учителя, с помощью педагога составляют
ответы на вопросы.
Ожидаемые результаты освоения программы учащимися.
Предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных
результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень
Достаточный уровень

– научатся формулировке просьб и желаний с использованием
этикетных слов и выражений;
–будет возможность участвовать в ролевых играх в соответствии с
речевыми возможностями;
–научатся восприятию на слух сказок и рассказов; отвечать на
вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный
материал;
– научатся выразительно произносить чистоговороик, короткие
стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
– будут участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту
ребѐнка;
– научатся отвечать на вопросы учителя по содержанию
прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач

– будут понимать содержания небольших по объѐму сказок,
рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
– будут понимать содержания детских радио- и телепередач, ответы
на вопросы учителя;
– научатся выбирать правильные средства интонации с опорой на
образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
– будут принимать участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
– научатся высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые
действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения;
– будут участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки
по темам речевых ситуаций;
– научатся составлению рассказов с опорой на картинный или
картинно-символический план

Личностные:
Будет возможность культурно общаться в различных ситуациях;
Научатся преодолевать собственные трудности
Будет возможность выстраивать свои отношения на основе уважения в процессе совместной работы
Научатся использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
Коммуникативные :
Будет возможность:
 слушать и понимать речь других;
 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Содержание учебного предмета
Раздел
Дидактические единицы
Общение и его значение в Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит
жизни.
с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из
книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация

каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро,
мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование
Дикция
выразительность речи.

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.
и Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче
восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без
неѐ, с опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка
речевой Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я
ситуации и организация в мире природы».
высказывания.
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка
атрибутов речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной
лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Культура общения

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного
приглашения, поздравления.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Формулы «здравствуйте», «до свидания». Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:
замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная
Формы организации учебного процесса: урок-игра, тематическая ролевая игра, беседа, театрализованное представление, викторина.

Критерии оценивания

Отлично «5»
- формулирует просьбы и желания с использованием этикетных слов и выражений;
- выразительно произносит чистоговорки, короткие стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
- участвует в беседах на темы, близкие личному опыту ребѐнка;

– принимает участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
– научатся высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые действия, используя соответствующие этикетные
слова и выражения;
– участвует в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
– составляет рассказы с опорой на картинный или картинно-символический план

Хорошо «4»
–принимает участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
–отвечает на вопросы учителя по содержанию изучаемых произведений с опорой на иллюстративный материал;
- участвует в беседах на темы, близкие личному опыту ребѐнка;
– принимает участие в диалогах по темам речевых ситуаций по наводящим вопросам.

Удовлетворительно «3»
-не использует в речи этикетные слова и выражения;
-допускает ошибки при составлении рассказов
-в коллективном составлении рассказов и сказок не участвует
-в диалогах по темам речевых ситуаций участвует с помощью учителя
Дата

Раздел
Делимся
новостями

Я выбираю
книгу

Кол-во
часов
6

5

Календарно-тематическое планирование – 68ч
Тема
1.Введение в предмет «Знакомство с книгой»
2.Летние каникулы
3.Беседа по картине. «Летние каникулы». Составление предложений
с опорой на заданные слова
4.Составление рассказа с помощью фиксирования частей текста
5.Игра «Рассказ по кругу»
6Знакомство со стихотворением «Прошлым летом»
1.Знакомство с книгами. Виды книг
2.Чтение стихотворения «маленьким учителям»
3.Индивидуальный рассказ учащихся о принесѐнных книгах
4.Экскурсия в библиотеку
5.Ролевая игра «моя любимая книга»

Содержание
Игра «Приветствие»
Работа с картинками
выбор картинки по еѐ описанию;
выполнение практических заданий
по словесной инструкции, слушание
и понимание текста, читаемого
учителем, рассказов
одноклассников.
Этические беседы
Упражнения на дополнение
предложений с опорой на картинки
и личный опыт обучающихся
Беседы
Игра «Копилка вопросов»

Петушок золотой
гребешок.

6

1.Сказка «Петушок - золотой гребешок»
2.Прослушивание аудиозаписи сказки
3.Беседа по картинкам в учебнике
4.Составление предложений к каждому эпизоду сказки
5. Рассказывание сказки по «цепочке»
6.Театрализованное представление отрывков сказки

Сочиняем
сказку

7

У телевизора

5

Знакипомощники

7

В гостях у
леса

7

1.Кто сочиняет сказки? Виды сказок.
2.Сочиняем сказку. Рассматривание картинок, выяснение
содержания
3.Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к частям сказки
4.Составление предложений к каждой части сказки
5.Прослушивание сказки в записи
6.Составление текстов к сказке
7.Прослушивание и обыгрывание полученных текстов
1.Беседа «Телевидение»
2.Знакомство с телепередачами
3.Пользование телевизором
4.Составление коротких рассказов по плану о телепередачах
5.Ролевая игра «Телеведущий»
1.Беседа «Условные знаки»
2.Чтение стихотворений о знаках
3.Рисуем знаки
4.Запрещѐнные знаки
5.Составление диалога «условные знаки на твоѐм пути»
6.Обыгрывание диалога «На дороге»
7.Просмотр видео фильма «Условные знаки»
1.Беседа по картине «Природа»
2.Чтение стихов о природе
3.Составление предложений по картинкам
4.Просмотр фильма о лесе
5.Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в лесу»
6.Составление рассказа «В гостях у леса»
7. Викторина «В гостях у леса»

«Звуковые загадки»
Подбор картинок
Игра «Живые загадки»
Развитие навыка связного
высказывания
Использование
картинного
материала для развития внимания,
зрительного восприятия
Развитие навыка связного
их высказывания
Использование
картинного
материала для развития внимания,
зрительного восприятия

Упражнения на дополнение
предложений с опорой на картинки
и личный опыт обучающихся
Беседы
Ролевые игры
Развитие навыка связного
высказывания
Использование
картинного
материала для развития внимания,
зрительного восприятия
Развитие навыка связного
высказывания
Использование картинного
материала для развития внимания,
зрительного восприятия

Задушевный
разговор

1.Беседа по картине «Настроение»
Упражнения на дополнение
2.Чтение стихотворения
предложений с опорой на картинки
3.Знакомство и обыгрывание эмоции человека. Испуг, гнев, и личный опыт обучающихся
спокойствие
Беседы
4.Беседа «Предотвращение конфликтных ситуаций»
Ролевые игры
5.Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром видео фильма
6.Составление диалогов между героями картинок
7.Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова»
8.Обыгрывание предотвращение конфликтных ситуаций
Приглашение
7
1.Рассматривание открыток «Приглашение»
Работа с картинками
2.Составление устного приглашения
выбор картинки по еѐ описанию;
3.Коллективное составление письменного текста к приглашению
выполнение практических заданий
4.Оформление пригласительной открытки
по словесной инструкции, слушание
5.Составление диалога принятия или вежливый отказ от и понимание текста, читаемого
приглашения
учителем, рассказов
6.Обыгрывание диалога-приглашения по телефону
одноклассников.
7.Ролевая игра «В гостях»
Этические беседы
Поздравляю
10
1.Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение стихотворения Работа с картинками
«маленьким учителям»
выбор картинки по еѐ описанию;
2.Составление поздравлений
выполнение практических заданий
3.Обыгрывание в признании поздравлений
по словесной инструкции.
4.Составление текста письменного поздравления
Этические беседы
5.Изготовление поздравительных открыток друг другу
Ролевые игры
6.Выставка и защита поздравительных открыток
7.Коллективное составление письменного поздравления другу
8.Коллективное составление письменного поздравления взрослому
9.Упражнение «Закончи и запомни поздравления»
10. Ролевая игра «Я тебя поздравляю…»
Материально – техническое обеспечение и литература
1. С.В.Комарова Речевая практика 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы М «Просвещение» 2018
2. Юрова Е.В. 250 упражнений для развития устной речи. М.: ООО «Издательство Астрель», 2000
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами;
Наборы игрушек; настольный театр, плоскостные игрушки, настольные игры в соответствии с изучаемыми темами;
Технические средства обучения – ноутбук, интерактивная доска.
8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».