Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «___»_____________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. «Согласовано» Утверждаю: Зам.директора по УВР Директор Бакисова Л.О ________ /Н.И.Шляпникова / «___»№ _____________20__г Приказ от « » ________ 2016 Утверждаю: Директор ГБОУ «Центр «Дар» Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» ______20___г Ручной труд Рабочая программа для обучающихся 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной Министерством просвещения РФ (17 сентября 2020г) Цель: создание условий для всестороннего развития личности в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Задачи изучения предмета: ― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей; ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; ― формирование интереса к разнообразным видам труда; ― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); ― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); ― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; ― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; развитие социально ценных качеств личности; Краткая характеристика контингента обучающихся 3а класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Обучающиеся знают правила поведения и работы на уроке, но необходимо повторять. У большинства нет порядка на рабочем месте. Обучающиеся выполняют задания под контролем и помощью учителя. Помощь просят, принимают, но не переносят при выполнении подобных заданий. По результатам обучения в 3 классе, обучающиеся усвоили некоторые приѐмы работы с пластилином, природным материалом, бумагой и их свойствами. Трудности вызывает работа с нитками и тканью. Есть умения вырезать по прямой линии. При вырезании по кругу торопятся, не соблюдают границы. Неаккуратно работают клеем. Валера и Милана выполняют работу с помощью учителя. Валера вырезает медленно сам. У Миланы рабочая рука – левая. Ожидаемые планируемые результаты освоения программы Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень Будет возможность закрепить правила организации рабочего -будут знать правила рациональной организации труда, включающих места и уметь самостоятельно его организовать в зависимости упорядоченность действий и самодисциплину; от характера выполняемой работы, (рационально располагать -будут знать об исторической, культурной и эстетической ценности инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, вещей; виды художественных ремесел; сохранять порядок на рабочем месте); -научатся находить необходимую информацию в материалах учебника, -будет возможность вспомнить названия и некоторые свойства рабочей тетради; поделочных материалов, используемых на уроках ручного -будут знать и использовать правила безопасной работы с режущими и труда; соблюдать правила их хранения, санитарноколющими инструментами, соблюдать санитарно-гигиенические гигиенических требований при работе с ними; требований при выполнении трудовых работ; -будет возможность повторить названия инструментов, -научатся использованию в работе разнообразной наглядности: необходимых на уроках ручного труда, их устройства, составление плана работы над изделием с опорой на предметноправилами техники безопасной работы с колющими и операционные и графические планы, распознавание простейших режущими инструментами; технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий Будет возможность использовать выученные приемы работы в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; (разметки деталей, выделения детали из заготовки, -научатся осуществлению текущего самоконтроля выполняемых формообразования, соединения деталей, отделки изделия), практических действий и корректировка хода практической работы; используемые на уроках ручного труда; -научатся оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже -будут учится проводить анализ объекта, подлежащего на образец); изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; -научатся установлению причинно-следственных связей между определение способов соединения деталей; выполняемыми действиями и их результатами; -будет возможность использовать в работе знакомый материал -будут выполнять общественные поручения по уборке класса после (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; уроков трудового обучения нитки и ткань) -будет возможность научиться проводить мелкий ремонт одежды Личностные: Научаться умению преодолевать собственные трудности и помогать другому; -научаться работать в коллективе -понимание того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице). - будет возможность научиться оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -научаться корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Коммуникативные -научаться оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -научаться корректно строить речь при решении коммуникативных задач. Содержание программы Раздел Работа с бумагой и картоном; Работа с текстильными материалами Работа с древесиной. Работа с металлом Количе Дидактические единицы ство часов 20 ч. Проверка знаний о бумаге (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Проверка организационных навыков учащихся (подготовка и содержание в порядке рабочего места; правила поведения на уроках труда; работа с учебником и рабочей тетрадью) Проверка знаний о ткани (материалы, инструменты и приспособления; изделия; виды ткани; свойства 9 ч. ткани; цвет). Совершенствование умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. Формирование представлений о плотности переплетения нитей в ткани (редкое, частое переплетение). Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах Ознакомление с приѐмом получения 2 ч. древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приѐмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развитие умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук, регуляции мышечного усилия Закрепление знаний о функциональном назначении изделий из металла, сгибание, разрывание и 3 ч. разрезание по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приѐмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги, умения распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и скручивании фольги. Развивать умение анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Формы организации учебного процесса: практические работы, беседы, экскурсия Критерии оценивания. Отлично «5» -знает правила организации рабочего места; -самостоятельно выполняет работу; -на поставленные вопросы отвечает правильно с использованием в ответе соответствующих терминов; -демонстрирует выполнение правил техники безопасности и понимает необходимость их выполнения. Хорошо «4» -при воспроизведении правил гигиены и техники безопасности труда допущены неточности -понимает основные правила выполнения изделия -затрудняется самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос -демонстрирует выполнение основных правил техники безопасности Удовлетворительно «3» -затрудняется самостоятельно выполнять работы -нуждается в постоянной помощи учителя; -понимает необходимость простых правил техники безопасности, но забывает их выполнять -ответ не в полной мере соответствует вопросу Календарно-тематическое планирование (34ч) Дата Тема урока 1.Что ты знаешь о бумаге? Складывание из треугольников. Название изделия Образцы или изображения инструментов, материалов. Геометрическая фигура-раскладка Содержание Использовать приѐмы работы с бумагой и ножницами. дифференцирование и объединение в группы материалы, инструменты и приспособления, организация рабочего места, организация рабочего место, соблюдение правила безопасного использования инструментов. 2. Складывание простых форм из квадрата. Фигурка «Рыбка» 3. Нахождение на линейке длины, Игра «Геометрический заданной в миллиметрах. конструктор». 4.Что ты знаешь о ткани? Технологические операции при работе с нитками и тканью. 5.Отделка изделий из ткани Игрушка «Кукласкрутка» Салфетка с аппликацией 6.Разметка округлых деталей по Игрушка с подвижным шаблонам. Игрушка с подвижным соединением деталей соединением деталей «Цыпленок» 7.Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка « Летающий диск» 8.Экономное использование бумаги при вычерчивании нескольких окружностей. Игрушка из бумажных кругов «Попугай». Устанавливание общей формы, конструкцию изделия и его пространственные отношения, складывание базовой формы «треугольник» и на его основе – фигурки рыбки, чтения схем – рисунков по условным обозначениям Нахождение на линейке нужного количества миллиметров (20,80) и перевод их в сантиметры, умения чертить отрезки заданной в миллиметрах длины. Использование этих умений при разметке заготовки изделия. Обучение изготовлению игры «Геометрический конструктор» по плану в учебнике Повторение пройденного материала ( о видах работы с тканью ткачество, плетение, вышивание, аппликация, шитьѐ, роспись), о технологических операциях при работе с тканью (разметка деталей изделия и выкраивание их по линиям разметки, соединение деталей изделия), приѐм скручивание ткани. Слушание и объяснение учителя о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация), определение понятия «аппликация»,о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей, анализ изделия, выделяя его основные признаки и детали, работа в соответствии с планом. Обучение приѐму обработки края салфетки способом выдѐргиванием нитей (бахрома). Анализ объекта и разбор в особенностях конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях с бумагой (разметка детали по шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание деталей), приѐм разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Определение особенностей конструкции изделия. Закрепление знаний о технологических операциях: «разметка по шаблону», «вырезание по линии разметки», вычерчивание окружности с помощью циркуля, изготовление игрушки «Летающий диск» по плану. Анализ конструкции многодетального изделия, выделение его основные признаки и свойства. Закрепление знаний о циркуле и вычерчивание окружность с помощью циркуля. Обучение экономной разметке бумаги при вычерчивании нескольких окружностей (5 – 6), работа в соответствии с намеченным планом. Расширение представлений о функциональном назначении изделий из Изготовление бумаги. Объяснение понятий «развѐртка». Обучение изготовлению «Конверта для писем» изделия на основе развѐртки, анализ конструкции изделия, выделение его 9.Развѐртка изделия. с клеевым соединением основных признаков и свойств. Закрепление умений производить разметку деталей. на бумаге развѐртки по шаблону, резание бумаги («надрез», «разрез по прямой длинной линии»). 10.Сгибание бумаги по заданным Конверт без клеевого Проверка знаний о способах изготовления конвертов (с клеевым условным обозначениям соединения деталей соединением), анализ объекта, выделение его признаков, свойств и деталей. Обучение элементам графической грамоты (названия условных обозначений: тонкая сплошная линия – вспомогательная, размерная; штрих с двумя точками – линия сгиба; стрелочки – направление, в котором надо выполнить действие). Применение полученных знаний и умений при изготовлении конвертов без клеевого соединения. 11.Разметка геометрического Аппликация « коврик с Проверка знаний об аппликации, знаний о видах бумаги (бархатная орнамента с помощью угольника геометрическим бумага). Анализ объекта, выделение его признаков, свойств и деталей. орнаментом» Усвоение геометрического понятия «прямой угол». Обучение вычерчиванию прямого угла с помощью линейки и угольника. действий 12Разметка прямоугольника с Закладка для книг из Разметка прямоугольника с помощью чертѐжных инструментов помощью угольника. зигзагообразных полос (угольника), разметка деталей изделия под прямым углом, резание по коротким линиям и использование соответствующего приѐма вырезания ножницами из бумаги, работа в соответствии с намеченным планом, контролирование выполняемых операций (сравнение со схемой для контроля в рабочей тетради). Обучение переплетению деталей из бумажных зигзагообразных полос. 13.Разметка наклонных линий с Закладка для книг со Обучение вычерчиванию острого угла с помощью угольника, помощью угольника. «свободным использование этого способа разметки при изготовлении изделия, работа в плетением». соответствии с намеченным планом. Обучение «свободному плетению»из бумаги 14.Соединение деталей изделия «Салфетка – Расширение представлений о функциональном назначении изделий из строчкой косого стежка прихватка» ткани, анализ объекта, выделяя его признаки, свойства и детали. Закрепление знаний о правилах работы режущими и колющими инструментами, работа в соответствии с намеченным планом, смѐтывание детали изделия строчкой прямого стежка. Обучение соединению деталей изделия строчкой косого стежка 15.Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево» Расширение представлений о функциональном назначении изделий из металла, сгибание, разрывание и разрезание по линии сгиба алюминиевую фольгу. Обучение приѐмам формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги,умения распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и скручивании фольги. 16.Деление круга на равные части «Геометрическая Совершенствование знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение способом складывания. фигура – раскладка». правил вычерчивания окружности с применением циркуля, резание по кругу. Обучение делению круга на равные части способом сгибания. Закрепление навыков сгибание бумаги. Закрепление навыка склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. 17.Деление круга на равные части Объемное елочное Расширение представлений о функциональном назначении изделий из с помощью угольника и линейки. украшение Ёлочная бумаги, анализ объекта, выделяя его признаки, свойства и детали. Объемное елочное украшение. игрушка «Солнышко».. Проверка знаний о геометрической фигуре «круг». Повторение правил вычерчивание окружности с применением циркуля или по шаблону, резание по короткой прямой и по кругу. Обучение делению круга на равные части с помощью угольника и линейки. Использование данного приѐма при разметке деталей изделия, склеивание деталей и сборки изделия с помощью клея. 18.Тиражирование элементов. Растягивающаяся Расширение представлений о функциональном назначении изделий из Точечное клеевое соединение игрушка «Матрешка» бумаги. Обучение определѐнию особенностей конструкции изделия деталей. (растягивающее туловище матрѐшки). Обучение способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей, разметка заготовки с помощью линейки, вырезание по кругу, деление круг на равные части с помощью угольника. Обучение склеиванию деталей изделия с использованием приѐма «точечного склеивания». 19.Вырезание симметричных «Птица» Расширение представлений о функциональном назначении изделий из деталей из бумаги, сложенной бумаги. Обучение умению определять особенности конструкции изделия, пополам. разметки деталей изделия по шаблону. Обработка приѐма «надрез по короткой линии», вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам 20.Складывание из бумаги. «Снежинка» Слушание и объяснение учителя о традиционном национальном видом искусства Японии – оригами. Определение геометрической формы изделия (многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Обучение складыванию базовой формы «змей» и использование еѐ в изделии. Закрепление навыков чтения схем – рисунков с условными обозначениями 21.Выполнение разметки с опорой Летающая модель Слушание и объяснение учителя о чертеже. Обучение чтению чертѐжа и на чертеж. «Планер» технического рисунка по чертѐжным линиям. Закрепление названий чертѐжных линий (тонкая сплошная линия–вспомогательная; толстая сплошная линия со стрелочками – размерная, габаритная), способность находить общие детали в чертеже и на объѐмном рисунке объекта выполнение разметки изделия с опорой на чертѐж. Закрепление навыка выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради). 22Линии чертежа. Чтение Летающая модель Слушание и объяснение учителя о чертеже. Самостоятельное чтение чертежа. «Самолет» чертѐжа по чертѐжным линиям. Закрепление знаний о названиях чертѐжных линий (тонкая сплошная линия– вспомогательная; толстая сплошная линия контур; сплошная тонкая линия со стрелочками – размерная, габаритная), способность самостоятельно находить общие детали в чертеже и на объѐмном рисунке объекта, самостоятельное выполнение разметки изделия с опорой на чертѐж. Закрепление навыка самостоятельно выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради). 23-24Связывание ниток в пучок Аппликация «Цветок Слушание и объяснение учителя об изделиях декоративно-прикладного из ниток», . «Помпон искусства (аппликация с использованием изделий из ниток). Проверка из ниток» знаний об аппликации. Закрепление и расширение о видах (хлопчатобумажные, шерстяные), свойствах ниток (рвутся, режутся ножницами, сматываются), видах работы с нитками (наматывание на картон, связывание в пучок, шитьѐ, вышивание, вязание). Анализ аппликации, выделяя в ней детали и их пространственное соотношение. Обучение обматыванию нитками картонных 25.Изгибание проволоки. Декоративные фигурки Слушание и объяснение учителя о видах проволоки (медная, алюминиевая, птиц, стальная), еѐ свойствах (гнѐтся, режется кусачками, сматывается), приѐмом Зверей, человечков еѐ сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углом).Анализ объекта и действие в соответствии с намеченным планом работы. 26.Сборка изделия из разных « Муха» Использование различных материалов, при изготовлении одного изделия. материалов (проволока, бумага, Проверка знаний о проволоке, нитках, бумаге. Определение сходства и нитки). различий между этими материалами (по длине, пластическим свойствам). 27.Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. « Коробочка» 28.Что ты знаешь о древесине? Экскурсия в мастерскую по деревообработке. Образцы или изображения инструментов, материалов 29.Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. «Аппликация из карандашной стружки «Цветок» 30.Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. Аппликация с использованием пуговиц « Вешалка» 31.Изготовление и пришивание вешалки. 32. Экскурсия в мастерскую по картонажно-переплѐтному делу. Слушание и объяснение учителя о функциональном назначении изделий (коробочки). Определение названия вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами), сгибание бумаги (сгибания с угла на угол, сгибание пополам и др.) . Обучение складыванию базовой формы «блин» и складыванию на еѐ основе коробочки. Слушание и объяснение учителя о функциональном назначении изделий из древесины. Выявление знаний о материалах и приспособлениях умений объединять их в соответствующие группы. Сообщение сведений о заготовке древесины. Формирование представлений о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофѐра, плотника, столяра. Определение свойства древесины (цвет, текстура). Проверка умения находить различия в понятиях «древесина» и «дерево». Совершенствование изобразительно-графических навыков при рисовании текстуры древесины по образцам в рабочей тетради. Закрепление знаний о древесных материалах, их свойствах и ручной обработке различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Ознакомление с приѐмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Сообщение сведений о применении карандашной стружки в аппликации. Обучение приѐмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки Закрепление знаний о пуговицах. Расширение представлений о форме пуговиц для украшения одежды. Сообщение сведений о применении пуговиц в аппликации. Обучение изготовлению аппликации с пуговицами. Слушание и объяснение учителя о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани). Расширение знаний о назначении вешалки. Обучение технологии изготовления и пришивания вешалки. Повторение правил работы иглой. Отрезание нитки нужной длины, завязывание на конце нитки. Закрепление знаний о строчке прямого и косого стежков и применение их при изготовлении и пришивании вешалки Слушание и объяснение учителя о картонажно-переплѐтных изделиях (картонажные изделия, изделия в переплѐте). Объединение в соответствующие группы измерительные, режущие, колющие и вспомогательные инструменты, используемые в картонажно переплѐтных работах. Обучение изготовлению записной книжки с переплѐтной крышкой.. Обучение промазыванию клеем технической ткани с изнаночной стороны. 34.Соединение деталей из ткани Подушечка для игл. Слушание и объяснение учителя об изделиях из ткани (предметы быта). строчкой петлеобразного Мягкая игрушка Закрепление знаний о ручных операциях при пошиве различных изделий стежка. «Рыба» из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка). Анализ изделия и действие в соответствии с намеченным планом работы. Закрепление умения вышивать строчкой прямого стежка. Обучение приѐму соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка Материально-техническое оснащение Материал: бумага цветная, картон, набор пластилина, нитки цветные, природный материал, клей. проволока, древесина, опилки, фольга Инструменты: ножницы, иглы, стеки, напильник, отвѐртка, гаечные ключи, кусачки Приспособления: подкладные доски, коробки для хранения природного материала, нитки, виды ткани Модели геометрических фигур, тел. Литература: 1. Алексеевская Н.А. Волшебные ножницы. – Серия «Через игру – к совершенству». – М.: «Лист», 1998 2. Кузнецова Л.А. Технология: Ручной труд: 4 класс: Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018 год 3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997 33.Переплет. Записная книжкараскладушка с переплетной крышкой, «Блокнот».