Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании Педагогического совета Протокол №___от «___» _________20__г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» « Утверждаю» Директор Зам. Директора по УВР Директор ГБОУ «Центр «Дар» ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ № Бакисова от « Л.О. » ________ 2016 Шдяпникова Н.И. «___»____________20__г Приказ № ___от «___» _______20___Г Мир природы и человека Рабочая программа для обучающихся 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Основными задачами реализации содержания курса являются: - уточняет представления о живой и неживой природе, даѐт новые знания об основных еѐ элементах; - расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды; - вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные; - формирует знания учащихся о природе своего края; - формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе. Краткая характеристика контингента обучающихся 4а класса. У обучающихся несовершенство речевой практики затруднено включение детей в разнообразные нормы коммуникации, снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. По результатам обучения в 3 классе, обучающиеся с использованием картинок могут назвать времена года, некоторые признаки. Называют домашних и диких животных (3-4). Знают (4-5) овоща, фрукта. По данному плану составляют рассказ-описание животного. Участвует в беседах по изменениям в природе по сезонам, личной гигиене, но на практике забывают. С голоса учителя разучивают стихотворения, скороговорки, загадки. Но нуждаются в контроле и многократном повторении задания. Обучающиеся научились слушать учителя, смотреть презентации, с помощью педагога составляют ответы на вопросы. Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися. Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Будет возможность иметь: - представления о назначении объектов изучения; - узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; - отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; - представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; - знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; - знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; - ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; - составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; - адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень Будет возможность иметь: - представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; - развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; - знание отличительных существенных признаков групп объектов; - знание правил гигиены органов чувств; - знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; - готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач. - выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; - проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; - соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; - выполнение доступных природоохранительных действий; готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы. Личностные: Будет возможность: - определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные: Будет возможность: слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. Содержание учебного предмета Раздел Дидактические единицы Неживая природа Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Сезонные изменения. Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. Растения и животные в разное время года. Сад, огород,поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года. Коррекционная работа Развитие навыка связного высказывания Упражнения на нахождение и исправление ошибок Этические беседы Работа с иллюстративным материалом для увеличения объема внимания Упражнения на нахождение и исправление ошибок Упражнение «Исключи лишнее» (классификация понятий) Слуховые диктанты, тесты Просмотр презентаций с послед. обсуждением Этические беседы Живая природа - Растения - Животные - Человек Растения Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебельсоломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений. Животные Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомыевредители. Человек Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Поведение в быту, на дороге. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество. Формы организации занятий: фронтальная. Коллективная Формы организации учебного процесса: экскурсия, викторина, урок «открытия нового знания». Составление рассказов по наблюдениям в природе Описание предметов по картинному плану. Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений предметов. Отгадывание загадок Просмотр презентаций с послед. обсуждением Этические беседы Упражнение «Исключи лишнее» (классификация понятий) Критерии оценивания Отлично «5» -знает, называет и характеризует предметы и явления, сравнивает и классифицирует, устанавливает общие и отличительные свойства. -участвует в беседе, отвечает на вопросы, дополняет высказывания товарищей; -знает правила гигиены, выученные правила уличного движения и демонстрирует их выполнение. Хорошо «4» -при воспроизведении названий и свойств изученных предметов допущены ошибки; -затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос -знает правила гигиены, выученные правила уличного движения, но выполняет только основные; -общие и отличительные свойства характеризуемых предметов и явлений устанавливает, допуская неточности. Удовлетворительно «3» -правильные ответы дает при помощи учителя или учащихся класса; -демонстрирует частичное выполнение правил. -предметы и явления характеризует с помощью учителя Календарно-тематическое планирование- 34ч Дата Раздел Тема Осень Кол-во часов 2 Неживая 4 1.Почва. Состав почвы 1. Осень. Осенние месяцы. Растения и животные осенью. 2.Занятия людей осенью. Экскурсия в природу. Содержание Рассказывают об элементарных правилах безопасного поведения в природе, об изменениях в природе осенью. Участвуют в беседе, составляют предложения на заданную тему Подбирают картинки по месяцам Рассказывают о жизни животных осенью, изученных во 2 классе. Работают в парах Участвуют в беседе, составляют предложения на природа 2.Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом. 3. Песок и глина 4. Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги. Растения 6 1. Растения. Огород. 2.Лес. Ориентировка в лесу 3.Сад. Растения культурные и дикорастущие. 4.Лекарственные растения. Красная книга 5.Парки. 6.Растения полей. Поле в разное время года Зима 2 Животные 5 Человек 10 1. Зима. Зимние месяцы. Растения и животные зимой. 2.Занятия людей зимой. Экскурсия в природу. 1.Домашние животные: лошадь, корова 2.Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными 3.Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы. 4.Дикие и домашние птицы 5.Насекомые. Пчела. Насекомые-вредители 1.Человек. Мозг человека 2.Профилактика травм головного мозга 3.Режим дня. Часы 4.Профилактика переутомления 5.Загрязнение воздуха, воды, почвы 6.Заповедники. Зоопарк 7.Правила поведения в быту. 8.Правила поведения в школе 9.ПДД. Дорога. Пешеходный переход. 10.Транспорт. Мы-пассажиры заданную тему Слушают учителя, выполняют инструкции Работают по учебнику Прочитывают задания Слушают одноклассников Называют части растения: корень, стебель, лист, цветок. . Ухаживают за комнатными растениями Называют и отличают овощи от фруктов Называют (3-4) названия лесных ягод, грибов Слушают учителя, выполняют инструкции Работают по учебнику Прочитывают задания Слушают одноклассников Называют зимние месяцы. Рассказывают о зимних признаках. Составляют рассказ по наблюдениям Называют домашних и диких животных, их детѐнышей По плану рассказывают об отличии домашнего и дикого животного схожих по строению Составляют рассказ по рисунку о птицах Называют (3-4) перелѐтных и зимующих птицы По рисункам составляют предложения Дают информацию о правильном питании человека, профилактике пищевых отравлений Используя наглядный материал рассказывают об органах дыхания. Умеют находить пульс. Участвуют в обсуждении предложенной темы Весна 3 Лето 2 1. Весна. Весенние месяцы. Растения и животные весной. 3.Занятия людей весной. 4. Экскурсия в природу. Наблюдение за изменениями в природе. Называют весенние месяцы Составляют рассказ по рисунку Умеют наблюдать в природе Рассказывают о правилах поведения во время экскурсии 1.Лето. Летние месяцы Называют летние месяцы, признаки Растения и животные летом. Составляют рассказ по рисунку 2. Занятие людей летом. Взаимодействуют в парах, группах. Материально-техническое обеспечение и литература: - комплект наглядных материалов для организации индив., фронтальной работы -сюжетные, предметные картинки по временам года -домашние и дикие животные -муляжи овощей, фруктов - ноутбук, интерактивная доска для показа презентаций 1.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром .Ч 1 – М.: Баласс; Школьный дом, 2010. 2. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.; в 2 частях; 2-е издание; Москва «Просвещение», 2019 год. 3 Морозова И.А., Пушкарѐва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 4.Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды.- М.: Айрис-пресс, 2007