Рабочая программа по миру природы 4а класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Согласовано»
На заседании
Педагогического совета
Протокол №___от
«___» _________20__г
Секретарь Дзбановская Н.А.

Утверждаю:
«Согласовано»
« Утверждаю»
Директор
Зам. Директора по УВР
Директор ГБОУ «Центр
«Дар»
________
/Н.И.Шляпникова /
Приказ № Бакисова
от « Л.О.
» ________ 2016
Шдяпникова Н.И.
«___»____________20__г
Приказ № ___от «___»
_______20___Г

Мир природы и человека
Рабочая программа
для обучающихся 4а класса
с умственной отсталостью
(1 вариант)
на 2021-2022 уч. год
Составитель: Ваганова О.Л..

Г.Реж

I Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр
«Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
- С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- уточняет представления о живой и неживой природе, даѐт новые знания об основных еѐ элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные
описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей
бережному отношению к природе.
Краткая характеристика контингента обучающихся 4а класса.
У обучающихся несовершенство речевой практики затруднено включение детей в разнообразные нормы коммуникации, снижен уровень
внимания, памяти, мышления и др. психических функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере.
По результатам обучения в 3 классе, обучающиеся с использованием картинок могут назвать времена года, некоторые признаки. Называют
домашних и диких животных (3-4). Знают (4-5) овоща, фрукта. По данному плану составляют рассказ-описание животного. Участвует в
беседах по изменениям в природе по сезонам, личной гигиене, но на практике забывают. С голоса учителя разучивают стихотворения,
скороговорки, загадки. Но нуждаются в контроле и многократном повторении задания.
Обучающиеся научились слушать учителя, смотреть презентации, с помощью педагога составляют ответы на вопросы.
Ожидаемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень
освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень
Будет возможность иметь:
- представления о назначении объектов изучения;
- узнавание и называние изученных объектов на
иллюстрациях, фотографиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам
(видо-родовые понятия);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той
же изучаемой группе;
- представления об элементарных правилах безопасного
поведения в природе и обществе;
- знание требований к режиму дня школьника и понимание
необходимости его выполнения;
- знание основных правил личной гигиены и выполнение
их в повседневной жизни;
- ухаживание за комнатными растениями; кормление
зимующих птиц;
- составление повествовательного или описательного
рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по
предложенному плану;
- адекватное взаимодействие с изученными объектами
окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно
поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной
или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень
Будет возможность иметь:
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в
естественных условиях;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
- развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
- знание отличительных существенных признаков групп объектов;
- знание правил гигиены органов чувств;
- знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
- готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
- проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
- выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

Личностные:
Будет возможность:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
 в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать
выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
 осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
 проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в










современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные:
Будет возможность:
слушать и понимать речь других;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,ученик - класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками иучителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности быту;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Содержание учебного предмета
Раздел
Дидактические единицы
Неживая природа
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе
(температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование
времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек
(ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень,
град, роса, туман.

Сезонные
изменения.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы:
рыхление, полив и т. д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Растения и животные в разное время года. Сад, огород,поле, лес в разное время года.
Дикие и домашние животные в разное время года. Труд
людей города и села в разное время года.

Коррекционная работа
Развитие навыка связного
высказывания
Упражнения на
нахождение и исправление
ошибок
Этические беседы
Работа с иллюстративным
материалом
для увеличения объема
внимания
Упражнения на
нахождение и исправление
ошибок
Упражнение «Исключи
лишнее» (классификация
понятий)
Слуховые диктанты, тесты
Просмотр презентаций с
послед. обсуждением
Этические беседы

Живая природа
- Растения
- Животные
- Человек

Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие
(по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду.
Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана.
Парк (сквер). Создание человеком парков.
Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями,
их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебельсоломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых
растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком
домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних
животных.
Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за
ними.
Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни.
Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека. Насекомыевредители.
Человек
Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Поведение в быту, на дороге.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте
воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных.
Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Формы организации занятий: фронтальная. Коллективная
Формы организации учебного процесса: экскурсия, викторина, урок «открытия нового знания».

Составление рассказов по
наблюдениям в природе
Описание предметов по
картинному плану.
Упражнения по поиску
сходств и различий при
сравнении изображений
предметов.
Отгадывание загадок
Просмотр презентаций с
послед. обсуждением
Этические беседы
Упражнение «Исключи
лишнее» (классификация
понятий)

Критерии оценивания
Отлично «5»
-знает, называет и характеризует предметы и явления, сравнивает и классифицирует,
устанавливает общие и отличительные свойства.
-участвует в беседе, отвечает на вопросы, дополняет высказывания товарищей;
-знает правила гигиены, выученные правила уличного движения и демонстрирует их выполнение.
Хорошо «4»
-при воспроизведении названий и свойств изученных предметов допущены ошибки;
-затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос
-знает правила гигиены, выученные правила уличного движения, но выполняет только основные;
-общие и отличительные свойства характеризуемых предметов и явлений устанавливает, допуская неточности.
Удовлетворительно «3»
-правильные ответы дает при помощи учителя или учащихся класса;
-демонстрирует частичное выполнение правил.
-предметы и явления характеризует с помощью учителя

Календарно-тематическое планирование- 34ч
Дата

Раздел

Тема

Осень

Кол-во
часов
2

Неживая

4

1.Почва. Состав почвы

1. Осень. Осенние месяцы.
Растения и животные осенью.
2.Занятия людей осенью.
Экскурсия в природу.

Содержание
Рассказывают об элементарных правилах
безопасного поведения в природе, об изменениях в
природе осенью.
Участвуют в беседе, составляют предложения на
заданную тему
Подбирают картинки по месяцам
Рассказывают о жизни животных осенью,
изученных во 2 классе.
Работают в парах
Участвуют в беседе, составляют предложения на

природа

2.Обработка почвы. Правила обращения с
садовым инструментом.
3. Песок и глина
4. Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.

Растения

6

1. Растения. Огород.
2.Лес. Ориентировка в лесу
3.Сад. Растения культурные и дикорастущие.
4.Лекарственные растения. Красная книга
5.Парки.
6.Растения полей. Поле в разное время года

Зима

2

Животные

5

Человек

10

1. Зима. Зимние месяцы.
Растения и животные зимой.
2.Занятия людей зимой.
Экскурсия в природу.
1.Домашние животные: лошадь, корова
2.Свинья, овца. Правила ухода за домашними
животными
3.Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие
птицы.
4.Дикие и домашние птицы
5.Насекомые. Пчела. Насекомые-вредители
1.Человек. Мозг человека
2.Профилактика травм головного мозга
3.Режим дня. Часы
4.Профилактика переутомления
5.Загрязнение воздуха, воды, почвы
6.Заповедники. Зоопарк
7.Правила поведения в быту.
8.Правила поведения в школе
9.ПДД. Дорога. Пешеходный переход.
10.Транспорт. Мы-пассажиры

заданную тему
Слушают учителя, выполняют инструкции
Работают по учебнику
Прочитывают задания
Слушают одноклассников
Называют части растения: корень, стебель, лист,
цветок. . Ухаживают за комнатными растениями
Называют и отличают овощи от фруктов
Называют (3-4) названия лесных ягод, грибов
Слушают учителя, выполняют инструкции
Работают по учебнику
Прочитывают задания
Слушают одноклассников
Называют зимние месяцы.
Рассказывают о зимних признаках.
Составляют рассказ по наблюдениям
Называют домашних и диких животных, их
детѐнышей
По плану рассказывают об отличии домашнего и
дикого животного схожих по строению
Составляют рассказ по рисунку о птицах
Называют (3-4) перелѐтных и зимующих птицы
По рисункам составляют предложения
Дают информацию о правильном питании человека,
профилактике пищевых отравлений
Используя наглядный материал рассказывают об
органах дыхания.
Умеют находить пульс.
Участвуют в обсуждении предложенной темы

Весна

3

Лето

2

1. Весна. Весенние месяцы.
Растения и животные весной.
3.Занятия людей весной.
4. Экскурсия в природу. Наблюдение за
изменениями в природе.

Называют весенние месяцы
Составляют рассказ по рисунку
Умеют наблюдать в природе
Рассказывают о правилах поведения
во время экскурсии

1.Лето. Летние месяцы
Называют летние месяцы, признаки
Растения и животные летом.
Составляют рассказ по рисунку
2. Занятие людей летом.
Взаимодействуют в парах, группах.
Материально-техническое обеспечение и литература:
- комплект наглядных материалов для организации индив., фронтальной работы
-сюжетные, предметные картинки по временам года
-домашние и дикие животные
-муляжи овощей, фруктов
- ноутбук, интерактивная доска для показа презентаций
1.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром .Ч 1 – М.: Баласс; Школьный дом,
2010.
2. Матвеева Н.Б., Ярочкина И.А., Попова М.А., Куртова Т.О. Мир природы и человека. 4 класс Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.; в 2 частях; 2-е издание; Москва «Просвещение»,
2019 год.
3 Морозова И.А., Пушкарѐва М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М.:
Мозаика-Синтез, 2009
4.Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Овощи. Фрукты и ягоды.- М.: Айрис-пресс, 2007


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».