Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» Согласовано На заседании Педагогического совета Протокол № ___от «___»_________20___г Секретарь Дзбановская Н.А. Утверждаю: «Согласовано» Директор Зам. директора по УВР «Дар» ________ /Н.И.Шляпникова / Приказ Бакисова № Л.О.от « » ________ «___» ____________20__г 2016 _______20__Г «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр Н.И.Шляпникова Приказ № ___от «___» Русский язык Рабочая программа для обучающихся 4а класса с умственной отсталостью (1 вариант) на 2021-2022 уч. год Составитель: Ваганова О.Л.. Г.Реж I Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» составлена в соответствии с: -Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012 -Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) -Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020. - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар» -Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар» -Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар» - С письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.15 . N 08-1786 О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ Цель обучения: выработать элементарные навыки грамотного письма. Задачи обучения: -Совершенствовать графические навыки. -закрепить звуковое, буквенное, слоговое строение слов; -уточнить знание о слогообразующей роли гласных звуков; -упражняться в слоговом и звукобуквенном анализе слов; -закрепить умения писать слова с твѐрдыми и мягкими согласными, парными звонкими и глухими согласными, слова с разделительным Ь. -познакомить с правилом написания гласных после шипящих -формировать умение постановки знаков в предложении: точки, вопросительного и восклицательного знаков. Краткая характеристика обучающихся класса. У обучающихся снижен уровень внимания, памяти, мышления и др. псих функций. Наблюдаются нарушения в эмоционально-волевой сфере. Слабая моторика рук. Одна обучающаяся пишет левой рукой. По результатам обучения в 3 классе обучающиеся пишут по образцу письменными буквами слова, предложения допуская ошибки при соединении букв, под диктовку простые предложения после анализа. Определяют гласные и согласные буквы. Называют с опорой на таблицу парные звонкие и глухие согласные. С минимальной помощью учителя находят слова предметы, действия, признаки. Валера пишет печатными буквами по образцу, под контролем взрослого может списать с учебника предложения, но неосознанно. Милана пишет левой рукой печатными буквами слова по образцу. Планируемые предметные результаты. Предметные результаты имеют два уровня овладения: достаточный и минимальный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень Достаточный уровень -будут различать гласные и согласные звуки и буквы; ударные и безударные согласные звуки; дифференцировать согласные по звонкости-глухости, твѐрдости-мягкости; -научатся делению слов на слоги для переноса; -научатся списыванию по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; -научатся записывать под диктовку слова и короткие предложения (2-4 слова) с изученными орфограммами; -научатся обозначению мягкости и твѐрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); -научатся дифференцировать и подбирать слова, обозначающие предметы, действия, признаки; -научатся составлению предложений, восстановлению в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; -научатся выделять из текста предложения на заданную тему; -будут различать звуки и буквы; -будут давать характеристику гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; -научатся списывать с рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -научатся записывать под диктовку текст, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов); -научатся дифференциации и подбору слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); -научатся составлению и распространению предложений, установлению связи между словами с помощью учителя, постановке знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); -научатся делить текст на предложения; -научатся определять темы текста (о чѐм идет речь), выбирать заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; -будут самостоятельно записывать 3-4 предложения из составленного текста после его анализа. Личностные -будет положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка; -появится осознание языка как основного средства общения людей; коммуникативные -научатся договариваться и приходить к общему решению; - научатся оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; Контрольно-измерительные материалы. Вводная контрольная работа. Дома. Все были дома. Папа читал газету. Мама шила брюки. Юра учил уроки. Аня читала деду газету. - В первом предложении подчеркнуть гласные буквы. -Слова УЧИЛ и ГАЗЕТУ разделить на слоги. Контрольная работа по теме «Твѐрдые и мягкие согласные» Игра. Целый день идет снег. У дома большие сугробы. Юра катит ком снега. И Дима катит ком снега. Руки зябнут. Мальчики будут строить башню. - звукобуквенный анализ слов: ДЕНЬ , КОМ. - в последнем предложении подчеркнуть мягкие и твердые согласные -начертить схему первого предложения Словарный диктант по теме «Гласные после шипящих» Груши, дача, туча, машина, щука, снежинка, щавель, чулок. Хитрая рыба. Яша поймал большую щ…ку. Он пустил щ…ку в ведро с водой. Ведро поставил в ч…лан. Учуял добыч.. рыж…й кот. Хотел кот поймать щ…ку. Щ…ка цап кота за лапу. Помнит кот эту встреч…! -списать, вставить пропущенные буквы -слова: поймал, ведро, кот разделить на слоги, поставить ударение. Промежуточная контрольная работа по теме Лес зимой. Красив зимний наряд леса. На лапах елей лежит снег. На тонких ветках берѐз снежный пух. Вот поляна. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! -сделать звуко-буквенный анализ слов: наряд, пух - подчеркнуть парные звонкие и глухие согласные -подобрать проверочные слова к словам: дуб, снег Контрольная работа по теме «Заглавная буква в собственных именах» Скоро лето. Скоро наступит жаркое лето. Все ребята уедут отдыхать. Я поеду в деревню Дубровку. Там есть река Чусовая. Брат Володя научит меня плавать. -сделать звуко-буквенный анализ слова: есть -подчеркнуть первую букву в собственных именах. -в первом предложении подчеркнуть предмет и действие. Контрольная работа по теме «Признаки предметов» Богатый урожай. Наступила осень. В садах поспели груши, яблоки, сливы. Садоводы снимают богатый урожай фруктов. Душистые яблоки на машинах увозят в город. Нас угощают свежими сливами. - звукобуквенный анализ слов: ОСЕНЬ, ГОРОД -в 4 предложении подчеркнуть предмет, действие, признак. - найти и подчеркнуть признаки предметов. Словарный диктант по теме «Предлоги» Стол, над, под, книга, Маша, около, у, о, лес, весна, с, по, в, урок. - подчеркнуть предлоги. - составить и записать 3 слова с предлогом Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» Саша и Таня живут в деревне Липки. Деревня стоит на берегу озера Круглое. Ребята встают рано. Саша и пѐс Дружок идут на речку. Таня и еѐ подруга любят гулять в лесу. Дети любят родные места. - подчеркнуть первую букву в собственных именах -подчеркнуть предлоги -в последнем предложении подчеркнуть предмет, действие, признак. -найти и подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы: Где? Куда? Содержание учебного предмета Раздел 1.Повторение Дидактические единицы Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чѐм говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному). Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.. Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам. 2. Звуки и буквы Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной по опорной таблице. Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу. Перенос слов с ь. Разделительный ь перед гласными и, е, ѐ, ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов. 3. Слово 4. Предложение 5. Повторение Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу. Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чѐм?) на листе. Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твѐрдый). Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный, злой … . Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам. Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота. Подбор слов, противоположных по значению. Распространение предложений словами различных категорий. Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сѐл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса. Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с заданным словом и предлогом. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним родственных слов. Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шѐл. Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам. Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов на один вопрос. Звуки и буквы. Слова, обозначающие предмет, действие, признак. Предложение, составление и дополнение Предлоги в предложении Формы организации учебных занятий: фронтальная, коллективная Формы организации учебного процесса: комбинированный урок, обобщающий урок, контрольный урок, урок «открытия нового знания» Критерии оценивания Отлично «5» -усваивает изученный материал -анализирует слова по звуковому составу -самостоятельно формулирует ответ на поставленный вопрос, приводит необходимые примеры -письменная работа выполнена без ошибок -задания на опознание орфограмм выполняет самостоятельно. Хорошо «4» -знает правило, но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя. -затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос. -в письменных работах допускает 1-2 орфографические ошибки -умеет применять свои знания на практике, но допускает ошибки Удовлетворительно «3» -ответ на вопрос не в полной мере соответствует вопросу -ученик обнаруживает знание и понимание темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно. -затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя -письменные работы выполняет с 4-5 ошибками. -нуждается в постоянной помощи учителя. Календарно-тематическое планирование – 102 ч Дата Раздел Повторение Кол-во часов Тема Содержание 9 1.Предложение. Выделение его из текста 2.Предложение законченное и незаконченное 3.Завершение начатого предложения 4.Предложение и его схема. Распространение предложений Упражнения на нахождение и исправление ошибок Звуки и буквы 30 5.Порядок слов в предложении 6.Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков 7.Составление предложений по сюжетной картинке 8.Упражнения в составлении предложений по сюжетной картинке 9.Вводная контрольная работа 1.Алфавит. Расположение слов по алфавиту. 2.Гласные звуки и буквы. Соотнесение кол-ва гласных и слогов в слове 3.Ударные и безударные гласные. Их различение 4.Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции 5.Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции 6.Проверка безударных гласных в слове 7.Правила проверки безударных гласных в слове 8.Упражнения в проверке безударных гласных в слове 9.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные 10.Проверяемые и непроверяемые безударные гласные 11.Твѐрдые и мягкие согласные. Их различение перед гласными 12.Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ѐ, я 13.Буква мягкий знак (ь) на конце слова. 14.Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова 15.Различение твѐрдых и мягких согласных 16 Контрольная работа по теме «Мягкие и твѐрдые согласные» 17.Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. Активизация словаря по теме 18.Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. 19.Упражнения в написании жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах. 20.Различение правил правописания в словах 21 Словарный диктант по теме «Гласная после шипящих» 22.Работа над ошибками. Упражнения в написании гласных после шипящих. 23.Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ѐ, ю, я 24.Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него 25.Правило правописания слов с разделительным мягким знаком 26.Упражнения в правописании слов с разделительным мягким знаком 27.Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком 28.Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак 29.Разделительный мягкий знак. Закрепление 30. Упражнения в написании слов с (Ь) и перенос слов Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы Упражнения по поиску сходств и различий при сравнении изображений Упражнения «Исключи лишнее» Игровые упражнения Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Парные звонкие и глухие согласные 11 Слово 33 1.Звонкие и глухие согласные. Их различение в словах 2.Наблюдение за парными согласными на конце слова 3.Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 4.Написание звонких и глухих согласных на конце слова 5.Упражнения в написании звонких и глухих согласных на конце слова 6.Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных 7.Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных 8.Промежуточная контрольная работа по теме «Парные звонкие и глухие согласные» 9.Работа над ошибками. 10.Правила правописания в слове. Закрепление 11.Словарный диктант. 1.Название предметов, действий и признаков предметов 2.Название предметов. Различение их по вопросам кто? что? 3.Различение названий предметов по вопросам кого? чего? 4.Различение названий предметов по вопросам кого? чего? 5.Различение названий предметов по вопросам кому? чему? 6.Различение названий предметов по вопросам кем? чем? 7.Различение названий предметов по вопросам ком? о чѐм? 8.Выделение названий предметов в предложении 9.Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных 10.Большая буква в названиях городов, сѐл, деревень, улиц 11.Большая буква в названиях городов, сѐл, деревень, улиц 12.Название предметов. Закрепление знаний 13.Контрольная работа по теме «Имена собственные» 14.Название признаков предмета. Определение их по вопросам какой? какая? какое? какие? 15.Постановка вопросов к названиям признаков предмета 16.Упражнения в постановке вопросов к названиям признаков предмета 17.Различие признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета 18.Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета 19.Определение предмета по его признакам 20.Различение названий предметов, действий, признаков 21.Постановка вопросов к словам в предложении 22.Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета Упражнения на нахождение и исправление ошибок Описание предметов по плану Использование картинного материала Этические беседы Психологический настрой Создание «ситуации успеха» Проблемные ситуации Работа с бланками (рефлексия) Работа с перфокартами Предложение 12 Повторение 7 23.Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета, по вопросам 24.Контрольная работа по теме «Признаки предметов» 25.Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со совами 26.Предлог из со словами 27.Предлог за со словами 28.Предлог без со словами 29.Предлог до со словами 30.Предлог про со словами 31.Написание предлогов со словами. Закрепление знаний 32 Словарный диктант по теме «Предлоги» 33.Работа над ошибками. Упражнение в написании предлогов со словами. 1.Выделение предложения из текста 2.Деление текста на предложения 3.Завершение начатого предложения 4.Порядок слов в предложении. 5.Составление предложений из слов. 6.Связь слов в предложении 7.Связь слов в предложении 8.Вопросительные предложения 9.Восклицательные предложения 10.Различение предложений по интонации. 11.Итоговая контрольная работа по теме «Предложение» 12.Работа над ошибками. 1.Правописание гласных и согласных в слове 2.Название предметов, действий в предложении. 3.Название предметов, действий, признаков 4.Предлоги. 5.Звонкие и глухие согласные. 6.Выделение предложений из текста. 7.Экскурсия . Составление текста на тему «Деревья весной» Использование сигнальных карточек, схем Упражнения на тренировку произвольного внимания, запоминания Упражнения «Подбери слово» Игровые упражнения Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Игровые упражнения Тесты Физминутки Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением Слуховые диктанты Материально-техническое обеспечение и литература Печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; карточки с заданиями для индивидуальной работы ;массажные мячики, дидактические игры по отдельным темам Ноутбук, интерактивная доска Литература: 1.Лободина Н.В.Русский язык 1-4 классы: словарно-орфографическая работа – Волгоград: Учитель, 2008 2.Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1. Часть 2. – Волгоград: Учитель, 2009. 3.Плешакова Е.П. Русский язык: коррекционо-развивающие задания и упражнения 1-2 классы – Волгоград: Учитель, 2007 5. Якубовская Э.В. Коршунова Я.В. Русский язык, 4 класс, Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях. Москва «Просвещение» 2018 год