Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________2021г. Секретарь: _____________ «Согласовано» Зам. директора по УВР Бакисова Л.О.________________ «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И.___________________ «____»____________2021 г. Приказ № ___ от «___»____2021г. Рабочая программа по предмету «История Отечества» для 9А и 9Б классов Автор-составитель: учитель Яковлева Галина Александровна г. Реж, 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету «История Отечества» 9 класс 66 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании: - Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова - Просвещение, 2019: - Учебник : И.М.Бгажнокова, Л.В Смирнова, И.В.Карелина История Отечества 9 класс, М.Просвещение 2019 год – 302с. - АООП «Центра «Дар»; - учебного плана, утвержденного приказом директора №273 от 27.07.2021г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 9 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. Цель: сформировать у учащихся, способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Задачи: Образовательные: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. Воспитательные: гражданское, патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся. Коррекционные: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы; учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости; содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение; расширять лексический запас; развивать связную речь. Типы уроков: Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Комбинированный урок Применяются ТСО: фрагменты кино (видео,), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Для контроля ЗУНов учеников применяются тестовые, контрольные, самостоятельные работы. История в школе для детей с нарушением интеллекта учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными знаниями, умениями, навыками. Отводится большая роль коррекционного воздействия изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни. В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого событиями выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом использую уровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. В учебнике рассматривается история Российского государства с 1917 года до наших дней. Обучающиеся получат представление о таких важнейших событиях XX века, как Великая российская революция, Гражданская война, Великая Отечественная война, перестройка, распад СССР и преобразование РСФСР в Российскую Федерацию. Изучение данного курса поможет обучающимся определить ценностные приоритеты путём осмысления исторического опыта своей страны, научит их применять исторические знания в учебной и социальной деятельности, будет способствовать формированию их нравственного сознания. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 66 часов (2 часа в неделю) № п/п 1. 2 3 4 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Раздел Великая российская революция и Гражданская война Вводная контрольная работа: Российское государство с 17-20 век Экскурсия: «Наша родина – Реж» Экскурсия в библиотеку п.Быстринский « Писатели о Гражданской войне» Контрольная работа: Великая февральская революция Экскурсия в прод. магазин: «Доступные сельхоз продукты» Советское государство в 1920-1930 – е годы Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни» Контрольная работа: страна после смерти В.И.Ленина Проверочная работа по теме: «Советское государство в 1920-1930 – е годы» СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945) Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти контрольная работа: СССР после ВОВ Проверочная работа по теме: «СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945)» Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ (20)- начале ХХ1 (21) века Экскурсия в спортивный клуб Антей: «Развитие и доступность спорта в 21 веке» Годовая контрольная работа: от Российской империи к распаду СССР. Проверочная работа по теме: «Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ (20)начале ХХ1 (21) века» Количество часов 16 1 1 1 15 1 1 13 1 1 1 22 1 1 Календарно-тематическое планирование 9 класс Глава 1. Великая российская революция и Гражданская война № п/ п Раздел, тема Дата Формы организации учебных занятий Работа со словарем Контрольная работа Игра «Цепочка» 1 Вводный урок Великая Российская революция: февраль. Вводная контрольная работа: Российское государство с 17-20 век 2 Основные политические партии в 1917 году Работа со словарем Работа с таблицей 3 Великая российская Работа со словарем Виды учебной деятельности Обобщить полученные знания за курс 8 класса и дать общее представление о курсе истории в 9 классе. Дать понятия о причинах забастовок и недовольства народа правлением царя Дать общее представление о политических партиях Дать общее представление о Предметные результаты Достаточный Минимальный Знать предпосылки революции. Знать предпосылки революции. (с помощью учителя) Знать какие политические партии появились в 1917 году Знать какие политические партии появились в 1917 году (по наводящим вопросам учителя) Знать понятия: Знать понятия: БУД Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно- революция: октябрь Мозговой штур революционных событиях 1917 года, о программе большевиков монополия на хлеб, буржуазнодемократическая революция 4 Экскурсия: «Наша родина – Реж» Экскурсия Познакомить учащихся с одним из районов города Реж. 5 Неудачи временного правительства Захват власти большевиками Работа со словарем Игра «Цепочка» Формировать представление о захвате власти большевиками, о первых Декретах советской власти Знать основные улицы района (Калинина, Черняховского, Строителей) Знать значение сокращенных слов, фамилии основных политических деятелей: Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарски й, И.В.Сталин 6 Установление советской власти Работа со словарем Формировать понятия о реформах советской власти в жизни и правлении, о созыв и причинах роспуска Учредительного собрания Знать сокращение ВЧК (Всероссийска я чрезвычайная комиссия), РСФСР; Ф.Э.Дзержински й монополия на хлеб, буржуазнодемократическая революция (по вопросам учителя) Знать основные улицы района (Калинина, Черняховского, Строителей) Знать значение сокращенных слов, фамилии основных политических деятелей: Л.Д.Троцкий, А.В.Луначарски й, И.В.Сталин (с помощью учителя). Знать сокращение ВЧК (Всероссийска я чрезвычайная комиссия), РСФСР; Ф.Э.Дзержински й (с помощью историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование усвоенных исторических понятий в 7 Брестский мир Работа со словарем Работа с исторической картой Формировать представление необходимости прекращения войны, о разногласиях между большевиками и эсерами 8 Экономическ ая политика большевиков Работа со словарем Игра «Цепочка» Формировать представление о причинах гражданской войны в России 9 Гражданская война 1918-1920 годов Практическая работа: гражданская война 19181920гг Работа со словарем Работа с лентой времени Формировать понятие о событиях, предшествующих началу гражданской войны учителя). самостоятельных Знать о Знать о высказываниях; происхождени происхождени Регулятивные. Принимать и и праздника 23 и праздника 23 сохранять цели и задачи февраля, дату февраля, дату решения типовых учебных и заключения заключения практических задач, мира между мира между осуществлять коллективный Россией и Россией и поиск средств их Германией в Германией в осуществления. БрестБрестПознавательные. Литовске Литовске Дифференцированно (3 марта 1918 (3 марта 1918 воспринимать окружающий года) года) (с мир, его временно помощью пространственную учителя). организацию. Знание причин Знание причин Личностные. Бережно появления появления относиться к культурноспекуляции, спекуляции (по историческому наследию недовольств вопросам родного края и страны. зажиточных учителя) Коммуникативные. крестьян, , действиях продотрядов Организацию и комбедов, и планирование появлении недовольных учебного сотрудничества с коммунистами учителем и сверстниками. Использование усвоенных Знать Знать исторических понятий в участников участников самостоятельных событий того событий того высказываниях; времени времени Регулятивные. Принимать и :Александр :Александр сохранять цели и задачи Васильевич Васильевич решения типовых учебных и Колчак, Колчак, практических задач, интервенты, интервенты, осуществлять коллективный армии армии поиск средств их большевиков и большевиков и осуществления. белогвардейцев белогвардейцев (по вопросам учителя) 10 Политика «военного коммунизм а» Работа со словарем Работа с таблицей 11 Белая и Красная армии Практическая работа: Ход Гражданской войны Работа со словарем Игра «Цепочка» 12 Экскурсия в библиотеку п. Быстринский Экскурсия Формировать представление о пайках и талонах на продукты первой необходимости, о политике «военного коммунизма» Формировать понятия о политики Белой армии, необходимости создания Красной армии, Знать причины политики «военного коммунизма» Знать причины политики «военного коммунизма» (по вопросам учителя) Знать генералов Белой армии, Л.Д.Троцкий, РККА-рабочекрестьянская красная армия Знать генералов Белой армии, Л.Д.Троцкий, РККА-рабочекрестьянская красная армия (по вопросам учителя) Дать общее представление о ходе Гражданской войны Знать некоторые исторические Знать некоторые исторические Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию лица: Михаил Васильевич Фрунзе, Николай Николаевич Юденич, Антон Иванович Деникин, Семен Михайлович Буденый, Нестор Махно «Писатели о Гражданской войне» 13 Окончание Гражданской войны, Эмиграция Работа со словарем Работа с таблицей 14 Итоги Гражданской войны Контрольная работа: Великая февральская революция Работа со словарем Работа с таблицей Контрольная работа 15 ПовторительноПовторение и обобщающий обобщение урок по теме полученных «Великая знаний по российская теме революция и Гражданская Формировать представление о гражданской войне как битве двух противоборствующих сил России. Формировать представление об итогах гражданской войны и послевоенных преобразованиях Познакомить учащихся с историческими событиями в крае в 20е, 30-е годы ХХ века Уметь объяснять термины паника, террор. Уметь объяснять что такое Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» лица: Михаил Васильевич Фрунзе, Николай Николаевич Юденич, Антон Иванович Деникин, Семен Михайлович Буденый, Нестор Махно (с помощью учителя). Уметь объяснять термины паника, террор. ( с помощью учителя) Уметь объяснять что такое Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» ( с помощью учителя) Уметь работать с Уметь работать с учебником, учебником, картой, картой, с карточками с карточками (с заданиями. помощью учителя) родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя. Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. война» Краеведение. Г. РЕЖ в годы революции и гражданской войны II четверть. 17 Советская Россия в первой половине 1920-х годов Урок в школьном музее 16 18 Отношения РСФСР странами Европы со Работа со словарем Работа с лентой времени Мозговой штурм Работа со словарем Работа с исторической картой Формировать представление о причинах восстаний в 1920-1921 годах Знать восстания в Тамбовской губернии и Кронштадте Дать учащимся общее представление об отношениях РСФСР с другими странами Знать кто такой Георгий Васильевич Чичерин 19 Экскурсия в прод. магазин: «Доступные сельхоз продукты» Экскурсия Показать учащимся богатый ассортимент продаваемых продуктов сельского хозяйства 20 Новая экономическая политика (НЭП) План электрификации РСФСР Работа со словарем Игра «Цепочка» Объяснить сущность новой экономической политики Советского государства. Дать учащимся представление об Знать какие сельхоз продукты продают в современных магазинах Уметь объяснять НЭП – новая экономическая политика Знать ГОЭРЛО гос. комиссия Знать восстания в Тамбовской губернии и Кронштадте (по вопросам учителя). Знать кто такой Георгий Васильевич Чичерин (с помощью учителя) Знать какие сельхоз продукты продают в современных магазинах Уметь объяснять НЭП – новая экономическая политика (с помощью учителя) Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, Образование Союза советских социалистически х республик (СССР) Практическая работа: Образование СССР Национальногосударственное устройство СССР в 1920-е годы Работа со словарем Работа с исторической картой Наглядноиллюстративн ый материал 23 Смерть В.И.Ленина 24 Индустриализац и я в СССР Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Мозговой штурм 21 22 Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал электрификации электрификации страны и итогах НЭПА России, Глеб Максимилианов ич Кржижановский, ГРЭС Дать уч-ся Уметь объяснять представление о что такое политической Культурная структуре того времени революция (пионерия, комсомол, коммунист), образование СССР Знать что такое ГОЭРЛО (по вопросам учителя). Дать уч-ся представление о правах союзных республик, о братской помощи, развитии образования и культуры в республиках Дать уч-ся общее представление о жизни и деятельности В.И Ленина Познакомить уч-ся с изменениями в руководстве страны, планами индустриализации, Знать Герб и флаг СССР Знать Герб и флаг СССР Знать где находится Мавзолей Знать где находится Мавзолей Знать что такое Индустриализац ия страны, пятилетка Знать что такое Индустриализац ия страны, пятилетка ( с помощью Уметь объяснять что такое Культурная революция (по вопросам учителя) процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. итогами пятилетки первой учителя) 25 Переход к коллективизации Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Дать учащимся общее представление об организации в стране колхозов и совхозов Знать Вячеслав Михайлович Молотов, колхозник. Колхозница 26 Вторая пятилетка (19331937 год) Работа со словарем Работа с лентой времени Работа с таблицей Дать уч-ся общее представление о жизни и быте советских людей этого периода Знать Жизнь и быт граждан; Конституция 1936 года Знать Вячеслав Михайлович Молотов, колхозник. Колхозница (с помощью учителя) Знать Жизнь и быт граждан; Конституция 1936 года Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 27 СССР накануне второй мировой войны Практическая работа: СССр накануне второй мировой войны Работа со словарем Игра «Цепочка» Познакомить уч-ся с внутренней политикой в 30-е годы 28 Образование и культура в 1930е годы Ситуация в мире в 1930-е годы Работа со словарем Работа с учебником Дать учащимся общее представление о развитии образования и культуры того времени Дать общее представление об отношении государств к СССР в конце 30-х годов и изменении в последствии Знать что такое «Чистка» в обществе и рядах партии, политика преследования Знать что такое «Чистка» в обществе и рядах партии, политика преследования ( с помощью учителя) Знать кто такие: Знать кто такие: М.Горький, М.Горький, М.А.Шолохов М.А.Шолохов (с Знать Лига помощью Наций, учителя) отношение с Уметь Германией, объяснять: Лига Китаем, и Наций, др.странами отношение с Европы , Германией, Китаем, и др.странами Европы , (с помощью учителя) Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с 29 Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни» Экскурсия 30 Положение на Дальнем Востоке. Контрольная работа: страна после смерти В.И.Ленина Работа со словарем Работа с исторической картой Контрольная работа 31 Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны Работа со словарем Мозговой штурм индивидуальными возможностями. Сформировать Знать три вида Знать три вида Личностные. Бережно представление о кружков кружков (по относиться к культурно развитии культуры, вопросам историческому наследию через ознакомление с учителя) родного края и страны. действующими Коммуникативные. кружками в ДК Организация и планирование Дать общее Уметь работать с Уметь работать с учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. представление о боях картой картой (с Регулятивные. Осуществлять на Дальнем Востоке помощью взаимный контроль совместной учителя) деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Дать Знать изменение Знать изменение Личностные. Бережно общее представление о советской советской относиться к культурно внешней политике внешней внешней историческому наследию СССР накануне политики; 23 политики; 23 родного края и страны. Второй мировой войне августа 1939 года августа 1939 Коммуникативные. -подписание года Организация и планирование договора с подписание учебного сотрудничества с Германией 32 Накануне Великой Отечественной войны III четверть. 33 Начало Великой отечественной войны (июнь 1941-осень 1942) Практическая работа: начало ВОВ Работа со словарем Работа с исторической картой Дать представление о Знать Причины действиях СССР и исключения из политике Запада в Лиги Наций начале Второй мировой войны, о реорганизации Красной Армии и укреплении обороноспособности СССР Работа со словарем Работа с лентой времени Игра «Цепочка» Формировать у уч-ся представление о ходе военных действий в начальный период войны Знать 22 июня 1941 годаначало Великой отечественной войны, план Барбаросса», причины неудач Красной армии в начале войны договора с Германией ( с помощью учителя) Знать Причины исключения из Лиги Наций (с помощью учителя) учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Знать 22 июня 1941 годаначало Великой отечественной войны Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий 34 Оборона Москвы Работа со словарем Работа с исторической картой Дать учащимся Знать значение представление победы в битве о героической борьбе за за Москву Москву Знать значение победы в битве за Москву (с помощью учителя) 35 Все для фронта, все для победы Практическая работа: собери посылку на фронт. Работа со словарем Работа с стаблицей Формировать представление о мероприятиях советского правительства по перестройке экономики страны на военный лад Знать Эвакуация промышленных предприятий, вклад ученых и инженеров, помощь колхозников ( по вопросам учителя) Знать Эвакуация промышленных предприятий, вклад ученых и инженеров, помощь колхозников мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. 36 Наука и образование. Партизанская война Работа со словарем Работа с таблицей Дать представление учащимся о вкладе в победу ученых, партизан, мастеров культуры Знать Применение нового оружия«катюш», партизанское движение Знать Применение нового оружия«катюш», партизанское движение 37 Коренной перелом в ходе войны. Оборона Севастополя Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа с исторической картой Дать учащимся представление об обороне Севастополя Медаль «За оборону Севастополя» Медаль «За оборону Севастополя» Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения 38 Сталинградская битва. Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа с исторической картой Дать уч-ся общее представление о Сталинградской битве. 39 Битва на Курской дуге Практическая работа: Битва за Днепр Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа с исторической картой Дать общее представление о ходе курской битвы Дать уч-ся общее представление о битве за Днепр, Битве на Северном Кавказе и о Тегеранской конференции практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь работать с Уметь работать с Личностные. Бережно картой картой (с относиться к культурно помощью историческому наследию учителя) родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь работать с Уметь работать с Личностные. Бережно учебником, учебником, относиться к культурно картой, картой, историческому наследию карточками с карточками с родного края и страны. заданиями. заданиями. (с Коммуникативные. помощью Организационное планирование учителя) учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно 40 Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти экскурсия Дать уч-ся общее представление о героях ВОВ города Реж 41 Освобождение СССР и Европы от фашизма (1944сентябрь 1945 года) Дать уч-ся сведения о соотношении сил к этому периоду и самоотверженности и патриотизме советских людей 42 Открытие второго фронта в Европе Работа со словарем Работа с лентой времени Работа с исторической картой Работа со словарем Игра «Цепочка» 43 Взятие Берлина. Конференция в Потсдаме. Война СССР с Японией. Работа со словарем Работа с исторической картой 44 Повторительно - обобщающий урок по теме: Повторение и обобщение материала по Дать уч-ся общее представление об открытии второго фронта, о Ялтинской конференции Дать уч-ся общее представление о взятии Берлина, решениях Потсдамской конференции, войне СССР с Японией. Повторить и закрепить учебный материал по истории Великой Уметь объяснять кто такие герои войны Уметь объяснять кто такие герои войны действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь работать с Уметь работать с Личностные. Бережно картой картой (с относиться к культурно помощью историческому наследию учителя) родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Принимать и Знать Решения Знать Решения сохранять цели и задачи ялтинской ялтинской решения типовых учебных и конференции конференции практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их Знать 2 Знать 2 сентября 1945 г. сентября 1945 г. осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и – подписание – подписание учениками по совместной акта о акта о безоговорочной безоговорочной деятельности или обмену информацией. Способность капитуляции капитуляции действовать с учетом позиции Японии, конец Японии, конец Второй мировой Второй мировой других и уметь согласовывать свои действия. войны. войны. Уметь работать с Уметь работать с Познавательные. Применять начальные сведения о сущности учебником, учебником, и особенности объектов, картой, картой, «СССР в Великой Отечественной войне ( 1941 – 1945) » СССР после войны. пройденной теме 46 Возвращение СССР к мирной жизни. Работа со словарем Работа с таблицей 47 Государственное устройство СССР после войны Работа со словарем Работа с таблицей 48 Пора «Оттепели» (середина 1950х первая половина 1960-х годов) Курс на Работа со словарем Работа с лентой времени 45 49 Работа со словарем Мозговой штурм Работа со Отечественной войны. карточками с заданиями. карточками с заданиями. (с помощью учителя) процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических Дать уч-ся Знать Потери Знать Потери задач. Использовать в жизни и представление о СССР в войне; СССР в войне; сплочении всего народа первостепенные первостепенные деятельности некоторые межпредметные знания, после войны, об задачи; задачи; отражающие доступные обстановке в мире героический героический после войны подвиг людей; . подвиг людей ( с существенные связи и отношения между объектами и помощью процессами. учителя) Дать общее Знать Знать Личностные. Бережно представление уч-ся о Послевоенная Послевоенная относиться к культурно необходимости внутренняя внутренняя историческому наследию восстановления политика СССР политика СССР родного края и страны. довоенного уровня (с помощью Коммуникативные. производства, развитии учителя) Организацию и планирование села. учебного сотрудничества с Дать общее Знать Развитие Знать Развитие учителем и сверстниками. науки науки Регулятивные. Принимать и представление о и культурной и культурной сохранять цели и задачи политике «враги жизни 1945-1950 жизни 1945-1950 решения типовых учебных и народа», об годы годы (с практических задач, изменении в помощью осуществлять коллективный государственном учителя) поиск средств их устройстве. осуществления. Общение и Дать уч-ся Знать что такое Знать что такое взаимодействие с учителем и представление о культе культ личности культ личности учениками по совместной личности Сталина, Сталина Сталина деятельности или обмену секретном докладе информацией. Способность Хрущева действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать Дать уч-ся сведения о Уметь Уметь 50 51 52 строительство коммунизма словарем Работа с таблицей 3 направлениях развития страны, провозглашенных Хрущевым описывать изменения в жизни людей во второй половине 50-х годов СССР в международных отношениях в 1950-е-начале 1960-х годов контрольная работа: СССР после ВОВ Покорение космоса Практическая работа: создание ракеты из бумаги Оттепель в советском искусстве Работа со словарем Работа с лентой времени Контрольная работа Дать уч-ся Представление о международных отношениях в период правления Н.С.Хрущева. Знать Хрущевская «оттепель» время правления Н.С.Хрущева Работа со словарем Дать учащимся сведения об освоении космоса советскими учеными Знать 12.04.1961гПервый полет человека в космос Знать 12.04.1961гПервый полет человека в космос Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Дать уч-ся общее представление о развитии искусства в период оттепели Знать 1957гВсемирный фестиваль молодежи Москве Знать 1957гВсемирный фестиваль вмолодежи Москве (по наводящим вопросам учителя) Работа со словарем Работа с лентой Дать уч-ся представление об изменениях в образовании. Знать что такое Артек Знать что такое Артек IV четверть. 53 Образование в 1950-е –начале 1960-х годов. описывать изменения в жизни людей во второй половине 50-х годов ( по вопросам учителя) Знать Хрущевская «оттепель» время правления Н.С.Хрущева (с помощью учителя) свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. в 54 55 56 57 Советский Союз в середине 1960- х – 1980е годы: от стабильности к кризису. Отношения СССР с государствами мира Экскурсия в спортивный клуб Антей: «Развитие и доступность спорта в 21 веке» Распад СССР. Россия в 1990-е годы Начало перестройки времени Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Работа с лентой времени Работа со словарем Работа с таблицей Экскурсия Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Дать общее представление о экономическом развитии страны, изменениях в жизни советских людей Дать уч-ся общее представление об экономических. Политических, культурных преобразованиях в 70-е годы Дать уч-ся общее представление о доступности спортивных детских учреждений Дать уч-ся общее представление о политическом положении в стране после смерти Л.И.Брежнева Дать учащимся общее представление о Знать достижения науки и техники в быту у советских людей достижения науки и техники в быту у советских людей ( с помощью учителя) Уметь работать с Уметь работать с таблицей таблицей (с помощью учителя) Знать кружки спортклуба Антей Знать кружки спортклуба Антей Знать историческую личность М.С. Горбачев Юрий Владимиро вич Андропов, Константин Знать историческую личность М.С. Горбачев Юрий Владимиро вич Андропов, Константин Личностные. Бережно относиться к культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. 58 Начало перестройки Практическая работа: ассортимент магазина при Горбачеве Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа с таблицей 59 Окончание «холодной войны» Годовая контрольная работа: от Российской империи к распаду СССР. Отмена 6-й статьи Конституции СССР, Первые демократические выборы Работа со словарем Контрольная работа Россия после распада СССР Практическая работа: Россия после распада Работа со словарем Работа с исторической картой 60 61 Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал политическом, экономическом положении в стране с приходом к власти М.С Горбачева Дать учащимся общее представление о политическом, экономическом положении в стране с приходом к власти М.С Горбачева Дать уч-ся общее представление о международном положении в 80-е- 90-е годы Устинович Черненко Устинович Черненко ( с помощью учителя) Знать историческую личность М.С. Горбачев Знать историческую личность М.С. Горбачев (с помощью учителя) Дать уч-ся общее представление о политической и экономической жизни в стране в конце 80-х – начале 90-х годов Дать уч-ся общее представление об экономических реформах 90-х Знать что такое многопартийнос ть Знать что такое многопартийнос ть Знать Разворовывани е государственно го имущества, Знать рыночная экономика;, отставка правительства Уметь работать с Уметь работать с учебником. учебником. карточками карточками СССР 62 Чеченский кризис: борьба за целостность государства 63 Отставка президента Б.Н.Ельцина 64 Россия в начале ХХ1 века. Отношение России с другими странами в 21 веке 65 Духовное возрождение современной России Работа со словарем Работа с исторической картой Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Работа с лентой времени Работа с исторической картой Работа со словарем Игра «Цепочка» Дать уч-ся общие представления о военных действиях в Чечне Дать учащимся общее представление о причинах отставки Б.Н.Ельцина Дать общее представление о первых реформах В.В.Путина, экономическом и социальном развитии в 2000-2008 годах. Дать общее представление об отношении России с другими странами Дать общее представление о духовном возрождении России рыночная экономика;, отставка правительства Знать Глава правительства В.В.Путин Знать причина отставки президента Знать Образование 7 федеральных округов Уметь объяснять значение духовного возрождения России Знать Глава –правительства В.В.Путин Знать причина отставки президента (при помощи учителя) Знать Образование 7 федеральных округов (с помощью учителя) Уметь объяснять значение духовного возрождения России (с помощью учителя) – 66 Повторительнообобщающий урок по теме «Послевоенное развитие СССР. Российская Федерация в конце ХХ – начале ХХ1 века Повторение и обобщение материала по пройденной теме Закрепить и обобщить знания по разделу Знать основные исторические лица начала 21 века (Ельцин. Путин) 66 часов График контрольных работ 9 класс № 1 Дата Сентябрь 2 3 4 5 Октябрь Декабрь Март Апрель Тема Вводная контрольная работа: Российское государство с 17-20 век Контрольная работа: Великая февральская революция Контрольная работа: страна после смерти В.И.Ленина контрольная работа: СССР после ВОВ Годовая контрольная работа: от Российской империи к распаду СССР. График экскурсий 9 класс № 1 2 Дата Сентябрь Октябрь 3 4 5 6 Ноябрь Декабрь Март Апрель Тема Экскурсия: «Наша родина – Реж» Экскурсия в библиотеку п. Быстринский «Писатели о Гражданской войне» Экскурсия в прод. магазин: «Доступные сельхоз продукты» Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни» Экскурсия на площадь ДК Горизонт к стене Памяти Экскурсия в спортивный клуб Антей: «Развитие и доступность Знать основные исторические лица начала 21 века (Ельцин. Путин) спорта в 21 веке» Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий. Устный ответ: Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» - обнаруживает -обнаруживает -обнаруживает знание и -обнаруживает незнание понимание понимание материала; понимание основных большей или наиболее материала; -самостоятельно положений темы; существенной части -самостоятельно формулирует ответы; -излагает материал изученного материала; формулирует -допускает ошибки в недостаточно полно и -допускает ошибки в ответы; подтверждении ответов последовательно; формулировке ответа, -допускает примерами и -допускает ряд ошибок в искажает его смысл; единичные ошибки исправляет их с речи; -делает грубые ошибки; и сам исправляет помощью учителя (1-2 -затрудняется -не использует помощь ошибки); самостоятельно учителя; -допускает ошибки в подтвердить пример; речи (1-2 ошибки); -нуждается в постоянной помощи учителя; Письменная работа: При оценке комбинированных работ Оценка Оценка «4» Оценка «3» «5» Если вся Если в работе Правильно работа имеются 2-3 выполнена выполнена негрубые ошибки; большая часть без заданий; Оценка «2» Оценка «1» Выполнено менее Если ученик не половины других приступал к заданию, не заданий; выполнил правильно ни одного задания; ошибок; Учебно - методическое обеспечение для учащихся. 1.Проверочные тесты. 1. Карточки с заданиями. 2. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал Учебно - методическое обеспечение для учителя. 1. Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова - Просвещение, 2019: 2. Учебник : И.М.Бгажнокова, Л.В Смирнова, И.В.Карелина История Отечества 9 класс, М.Просвещение 2019 год. Требования к уровню подготовки учащихся Л и ч н о ст н ы е р е зу л ь т ат ы : • р аб от ат ь с к а рт о й ; • в ы ск аз ы в ат ь св о е о т н о ш е н и е к и з у ч аем ы м со б ы т и я м ; • п р и н и м ат ь уч аст и е в о б су ж д ен и и в о п р о с о в н а у р оке; • ум еть со ст ав л я т ь к р ат к и е р а с ск а з ы - о п и с ан и я к и л л ю ст р ац и ям в уч еб н и ке, р а с к ры в ат ь в у с т н о й реч и э м о ц и о н ал ь н у ю со ст ав л я ю щ у ю и з об р аж ен и й ; • ум еть о б ъ я сн я т ь зн а ч ен и я н о в ы х сл о в и п он ят и й , и сп о л ь з о в ат ь их в о т ветах, р асск аз ах , о п и сан и я х ; • ум еть с а м о ст о я т е л ь н о д ел ат ь в ы в од ы . П ре д м е т н ы е ре з у л ь т а т ы Д о ст а т о ч н ы й у р о в ен ь : • о б ъ я сн я т ь п р и ч и н ы : — н ач ал а р е в о л ю ц и и ; — о б раз о в ан и я м н о г о ч и сл е н н ы х п о л и т и ч ес к и х п а рт и й , их со п е р н и ч е ст в ! за вл а ст ь ; — н ач ал а г р аж д а н с к о й в о й н ы и и н т е рв е н ц и и ; — в в ед ен и я н э п а; • з н ат ь н аи б о л ее я р к и е со б ы т и я X X —X X I в ека, и ст о р и ч е ск и х п е р со н аж е й ; • о б ъ ясн ят ь : — п р е д п о с ы л к и и п р и ч и н ы В ел и к ой О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы (1941— 1945); — п р и ч и н ы неуд ач К р а с н о й арм и и в н а ч а л ь н ы й п е р и о д в о и н ы ; — м е р ы со в е т ск о г о п рав и т е л ь ст в а п р о т и в в о е н н о й аг ресс и и Г е р м ан и и ;* • о п и сы в а т ь в у ст н о й реч и п о р т р е т ы и ст о ри ч еск и х д е ят е л е й , в о ен ач ал ь н и ко в , г е р о е в ф р о н т а и т ы л а, п р и в о д и т ь п р и м е р ы из л и т е р ат у рн ы х произв ед ен и й ; • п о к а з ы в а т ь н а кар т е м ест а в о е н н ы х со б ы т и й и ф р о н т о в о й сл ав ы со в ет ск и х в о й с к ; • п о в о п р о са м уч ител я о б о б щ ат ь п о л и т и ч е ск и е и э к о н о м и ч е с к и е итоги Ве л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы , их п о сл ед ст в и я дл я м и р о в о г о соо б щ е ст в а; • з н ат ь д а т ы н ач ал ь н о г о п е р и о д а в о й н ы , б и т в ы за М о скв у , С т ал и н г р ад , даты п е р е л о м н ы х со б ы т и и в о й н ы (К у р ск , Л е н и н г р а д и др .); • о р и ен т и ро в ат ь с я в: — о с н о в н ы х н ап р ав л е н и я х в о с ст ан о в л е н и я и р аз в и т и я н ар о д н о г о хозяйст в а С С С Р п о сл е 1945 г.; — п ри ч и н ах у си л ен и я и д ео л о г и ч еск о г о во з д ей ст в и я культа С т ал и н а и К о м м у н и ст и ч е ск о й п арт и и н а в се сф е р ы ж и зн и ч ел о в ек а; — п ри ч и н а х х о л о д н о й в о й н ы и го н к и в оо р у ж ен и й ; — п о л о ж ен и и С С С Р н а м е ж д у н а р о д н о й ар ен е ; • о б ъ я сн я т ь п о в о п р о са м уч и тел я п р и ч и н ы р аз в ен ч ан и я кул ьт а С т ал и н а, ин ч ал а «о т т еп ел и », п ро т и в о р еч и в о г о ха р ак т е р а п р е о б р а з о в ан и й , ч а ст о й см е н ы вл аст и п о сл е Н. С . Х р у щ ёв а ; • о б ъ я сн я т ь п о в о п р о с а м учител я п р и ч и н ы к р и з и сн ы х я в л е н и й в э ко н о м ике, со ц и а л ь н о й сф е р е , в н е ш н е й п ол и т и ке С С С Р , п ри в ед ш и е к п ерест рое ч н ы м п р о ц е с са м , их п о л о ж и т е л ь н ы е и о т р и ц а т е л ь н ы е резу л ь т ат ы ; • з н ат ь и м е н а п е р в ы х г е ро е в ко см о с а , г л ав н ы х п е р со н а ж е й по л и т и ч еской ж и зн и С С С Р , и м ен а п р е ды д у щ и х п р е з и д е н т о в и д ей ст в у ю щ ег о п рез и дента, и з в ест н ы х п и с ат ел ей , ху до ж н и ко в , де ят е л е й н ау к и (н а о с н о в е м ежп редм е т н ы х зн ан и й ). М и н и м а л ь н ы й у ро в ен ь : ан а л о г и ч н ы е т ре б о в ан и я с у ч ёт ом индивидуал ьн ы х у ч еб н ы х в о з м о ж н о ст е й о бучаю щ и хся. Контрольная работа по истории России 9 класс за первое полугодие 1. Какую историю мы изучаем? 2. Выбери из списка, и запиши 6 событий, которые мы изучили. - образование СССР - нашествие монголо-татар на Русь - крещение Руси - Отечественная война 1812 года с французами - гражданская война (белые и красные) - революции 1917 года - индустриализация (ускоренное строительство заводов, фабрик, шахт, ГЭС…) - коллективизация (образование колхозов) - Куликовская битва - восстание Е. Пугачева - Великая Отечественная война 3. Как звали царя, правившего Россией в начале XX века? - в Александр III; - Николай II; - Николай I. 4. Гражданская война – это - война между гражданами одной страны; - война между гражданами многих стран; - война между разными планетами. 5. Боец Красной армии – это - белогвардеец; - красноармеец; - из армии зеленых. 6. Подчеркните слова, которые характеризуют жизнь людей в годы Гражданской войны: - благополучие; - сытая жизнь; - разрушенные дома; - много сирот; - отсутствие товаров. 7. Арест, заключение в тюрьму, ссылка без суда – это - репрессии; - конвенция; - поездка. 8. Место, где идут боевые действия – это… - тыл - госпиталь - фронт - эвакуация 9. Место, где нет боевых действий, а во время войны работают заводы, госпитали, колхозы- это - тыл - госпиталь - фронт - эвакуация 10. подпиши портреты Задание 11: прочитай текст и выполни задания по тексту. Текст. 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР, началась Великая Отечественная война. Война продолжалась долгих 4 года (1941-1945гг), 1418 дней. За годы войны погибло более 27 млн. советских людей, разрушено множество городов, сел, деревень, школ, больниц, железных дорог, заводов, шахт… Война – это смерть, разрушения, голод, страдания. Это кровопролитные бои на фронте и тяжелая работа в тылу. 9 мая наша страна празднует великий праздник – День Победы. Советские люди не жалея сил и жизни днем и ночью как могли приближали победу. Они храбро сражались с врагами на фронте. В тяжелых боях защищая родную землю от фашистов. Не жалея себя, своих сил и здоровья работали по 12-14 часов у станков на заводах и фабриках в полях и госпиталях. Отдавали свои сбережения для фронта. Сегодня мы должны помнить героические страницы нашей истории: битву под Москвой, Сталинградом, Курском… Тяжелую работу на заводах, фабриках, в колхозах и госпиталях. Чтить память павших солдат, уважать ветеранов, гордиться ими, помнить своих героев. Задания к тексту: 1. Озаглавь текст (придумай к тексту название). 2. Ответь на вопросы используя предложения из текста. 1)Кто напал на нашу страну летом 1941 года? 2) Когда началась Великая Отечественная война? 3) Когда закончилась Великая Отечественная война? 4)В чем подвиг (героизм) советских людей в годы войны? 5)чем страшна война? Контрольная работа по истории России 9 класс за второе полугодие 1. Какую историю мы изучаем? 2. Выбери из списка, и запиши 7 событий, которые мы изучили в 9 классе. - образование СССР - нашествие монголо-татар на Русь - правление Н.С. Хрущева - Отечественная война 1812 года с французами - Распад СССР, образование Российской Федерации - революции 1917 года - индустриализация (ускоренное строительство заводов, фабрик, шахт, ГЭС…) - отмена крепостного права в России - первый полет человека в космос - восстание Е. Пугачева - Великая Отечественная война 1. Расставь по порядку правителей нашей страны. - Ельцин Б.Н. - Ленин В.И. - Хрущев Н.С. - Брежнев Л.И. - Сталин И.В. - Путин В.В. 1. Подпиши портреты этих людей. Путин, Ельцин, Брежнев, Горбачев, Сталин, Ленин, Хрущев 1. Как называется наша страна сегодня? 2. Назови президента России? 1. Выбери их представленных символы России, подпиши их. Лист согласований и изменений Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись лица, вносившего изменения Подпись лица, принявшего изменения