Рабочая программа по истории 6 класс на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
Секретарь ____________

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________
Бакисова Л.О.

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
___________________
Шляпникова Н.И.

«____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа для 6 класса по предмету:
Мир истории

Автор-составитель:
Яковлева Г.А.

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Мир Истории» составлена на основании:
- федерального государственного образовательного стандарта
- Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида
«История», под редакцией Э. В. Якубовская М. И. Шишкова
И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г:
- Мир истории. 6 класс: учеб. для специальных (коррекционных)
образовательных организаций VIII вида, /И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. –
М. : Просвещение, 2021. – 207с.: ил. Допущено Министерством образования
и науки Российской Федерации.
- АООП «Центра «Дар»;
- учебного плана, утвержденного приказом директора №273 от 27.07.2021г.
Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений, материально-технических условий центра, ресурсных возможностей
родителей, условий региона.
История является интересной, занимательной, но в то же время
сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для
умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний
обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений,
глобальностью
общественно-исторических
процессов
и
явлений,
закономерности которых осмыслить ребенку с интеллектуальной
недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое
содержание и средства для формирования нравственного сознания
развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а
также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших
психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления,
речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания.
Цель курса - обобщить имеющиеся у умственно отсталых учащихся
разрозненные сведения для формирования новых понятий, необходимых для
дальнейшего изучения истории как общественной дисциплины в 7-9 классах.
Задачи:
образовательные:
 усвоить важнейшие факты истории;
 создать исторические представления, явления прошлого;
 усвоить доступные для понимание некоторых закономерностей
общественного развития;
 овладеть умением применять знания по истории в жизни;
 выработать умения и навыки историческим материалом.
воспитательные;
 гражданское воспитание учащихся,
 патриотическое воспитание,
 воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей,
2

 нравственное воспитание,
 эстетическое воспитание,
 трудовое воспитание,
 правовое воспитание,
 формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие:
 развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти,
мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
 Учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости.
 Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать
воображение.
 Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
В основу разработки пропедевтического курса «Мир истории» положено
научное исследование Л. В. Смирновой, которая выявила, что представления
об окружающем мире и сведения исторического содержания (до начала
обучения) у учащихся 5-6 классов носят разобщенный, фрагментарный
характер. Дети не могут точно назвать страну, край, область, в которой
живут, смешивают понятия столица, главный город края, области, не
представляют состав числа во временных границах века, не умеют
объяснить, кто такие предки, потомки, что такое кочевой или оседлый образ
жизни, настоящее, прошлое и многие другие понятия.
При отборе исторического материала, наряду с коррекционнопедагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание
уделялось соблюдению и других принципов:
• цивилизационного анализа, где исторические факты и события
предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы,
общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе;
• экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей,
эмоциональным оценкам, нравственным категориям;
• объективности для устранения субъективных оценок, искажений в
толковании исторических фактов.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.
Содержание курса
Введение в тему (1 ч)
Имя, отчество, семья, родословная человека (5 ч)
История имени. Как возникли имена. Значение имен. Полное и неполное имя. Понятие
о тезках. Имена вымышленные и реальные. Знаменитые имена России (2—3
примера).

3

История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о
семье. Родственники близкие и дальние. Семейный альбом. Понятие о родословной.
Понятия: поколение, предки, потомки.
Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Отчий дом. Наша Родина- Россия (12 ч)
Дом, в котором ты живешь. Где находится твой дом (регион, город, поселок, село). Кто
и когда построил этот дом. Соседи. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье,
соседях.
История улицы. Название улиц, их происхождение. Улица моего дома, моей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Название местности, происхождение названия.
Край (область, республика), в котором мы живем, главный город края. Национальный
состав. Основные занятия жителей края, города.
Страна, в которой мы живем. Название страны. Столица. Население, национальный
состав страны. Республика в составе РФ. Главный город страны. Руководство страны,
республики. Понятие о большой и малой родине. Соседние государства. Другие страны
мира (обзорно, с примерами). Понятие о государственных символах: Государственные
герб, флаг, гимн Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.
О том, что такое время и как его изучают (5 ч)
Повторение. Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия:
вчера, сегодня, завтра.
Понятия (ориентировка): давно, недавно, вчера — прошлое; сегодня, сейчас —
настоящее; завтра, через день, через месяц, через год — будущее.
Приборы для
отсчета времени. Понятия об астрономическом времени: солнечное время, лунное время.
Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. Меры времени. Новые сведения.
Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха
(общее представление), лента времени. История календаря. Краткие исторические
сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).
Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века
и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события XX века (обзорно, с
примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Что изучает наука история (5 ч)
Происхождение и смысл понятия «история». Как люди узнают о прошлом. Типы и виды
исторических источников. Понятие культурного слоя. Археология и археологи. Раскопки.
Летописи. Памятники истории вокруг нас. Историческая карта и географическая карта.
Особенности и условные знаки исторической карты. Чтение карты, определение
местоположения исторических действий.
История Древнего мира (7 ч)
Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление
орудий труда, совершенствование занятий. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины
зарождения религиозных верований. Изменение климата Земли. Наступление ледников.
4

Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание.
Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных.
Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ
жизни. Коллективы первых людей. Понятия о семье, общине, роде, племени.
История вещей. Занятия человека на Земле (19 ч)
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры,
шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для
строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы,
яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для
строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и
национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об
архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.
Как вещи могут рассказывать о своих хозяевах: о занятиях, интересах, вкусах?
Связь вещей с потребностями эпохи. Родословная кувшина, сундука, вилки ( по выбору).
Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы,
появившиеся с прогрессом техники. Уточнение представлений учащихся о мебели, о
назначении,
видах,
материалах
для
ее
изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций
на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в
исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.
Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. История появления посуды.
Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для
развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной
посуды (3-4 примера).
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды.
Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции в ее
изготовлении (3-4 примера).
Посуда из других материалов. История фарфора, история хрусталя; посуда из
драгоценных
металлов.
Изготовление
посуды
как
искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Пословицы
и
поговорки
об
одежде,
о
внешнем
облике
человека.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий
среды. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы
народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Обувь в разные
исторические
времена:
лапти,
сапоги,
туфли,
сандалии
и
др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение
представлений о пище человека в разные периоды развития общества.
Способы добывания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота; земледелие
(выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство.
История
хлеба и хлебопечения. Способы хранения, накопления продуктов питания в связи с
климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

5

Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины
сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло,
пища, защита от диких животных Вода в природе. Значение воды в жизни человека.
Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство.
Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых
земель (общие представления).
Виды энергии: электрическая, тепловая, лазерная,
атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни
людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические
последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля,
торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.
Человек и общество (13 ч)
Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных
условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей.
Появление семьи.
Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений
о мире (общие представления).
Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения
мировых религий: буддизм, христианство, иудаизм, ислам. Взаимодействие науки и
религии. Значение религий для духовной жизни человечества.
Понятия о науке. Направления в науке, астрономия, математика, география и др.
Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое (образные примеры).
История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие
представления).
История воспитания и образования. История школы. Влияние образования на развитие
науки, духовной и культурной среды человека.
Понятие о культуре и человеке как носителе культуры. Понятия об общечеловеческих
ценностях и культурных нормах. Культура материальная и духовная. Понятие о
цивилизации.
Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления
искусства (общие представления).
Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи.
Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Устройство
государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия,
диктатура, демократическая республика. Понятия о политике, гражданских свободах,
государственных
законах,
демократии
(доступно,
на
примерах).
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли.
Понятие о богатом и бедном государстве.
Войны. Причины возникновения войн. Войны религиозные, захватнические,
освободительные. Исторические уроки войн.
Итоговое повторение (1 ч)

6

Календарно-тематическое планирование
№
п/
п
1

Раздел, тема

1. Введение (1
ч) Почему
надо изучать
историю
Вводная
контрольная
работа:
«Почему надо
изучать
историю»

2

Имя, отчество,
семья,
родословная
человека (5 ч)

Дата

Формы
организации
учебных
занятий
Вводная
беседа
Работа со
словарем
Контрольная
работа

Работа со
словарем

Виды учебной
деятельности

Предметные результаты
Достаточный
Минимальный

Познакомить с
происхождением и
смыслом понятия
«история». Как люди
узнают о прошлом.
Типы и виды
исторических
источников. Понятие
культурного слоя.
Археология и
археологи. Раскопки.
Летописи. Памятники
истории вокруг нас.
Формировать
представление о
значении имен

Проявлять
интерес к
изучению
истории.

Личностные. Бережно
относиться к культурноисторическому наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организацию и
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные. Осознанно
действовать на основе
разных видов инструкций
для решения практических и
учебных задач.
Иметь
Иметь
представление о представление о Познавательные.
Дифференцированно
возникновении
возникновении
имен, о значении имен, о значении воспринимать окружающий
мир, его временно
своего имени
своего имени
пространственную
организацию.
Знать о значении Знать о значении Личностные.
Бережно
отчества в
отчества в
относиться к культурноимени человека
имени человека
историческому
наследию
(с помощью
родного края и страны.
учителя)
Коммуникативные.
Организацию
и
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
В
каких

Работа с
учебником

История имени
3

Отчество и
фамилия
человека

Игра
«Цепочка»
Работа со
словарем

Формировать у
учащихся
представления о
происхождении
фамилий, отчества в
имени человека.
Понятия:: отчество,
отчизна
7

Проявлять
интерес к
изучению
истории.

БУД

4

Семья.
Практическая
работа: рисунок
«Моя семья»

5

Биография.
Практическая
работа:
написание своей
биографии.

Мозговой
штурм
Работа со
словарем
Практическая
работа
Мозговой
штурм

Формировать у
учащихся
представление о
родословной,
родственниках. Уметь
составлять устный
рассказ о своей семье
Формирование
представления о
понятии «биография»

Иметь
представление о
родословной,
родственниках.
Уметь
составлять
устный рассказ о
своей семье
Уметь
составлять свою
биографию

Уметь
составлять
устный рассказ о
своей семье (с
помощью
учителя)

Уметь
составлять
родословное
древо

Уметь
составлять
родословное
древо (с
помощью
учителя).

Знать где
находится твой
дом (регион,

Знать где
находится твой
дом (регион,

Работа со
словарем

Уметь
составлять свою
биографию (с
помощью
учителя).

Практическая
работа

6

Поколения
людей

НаглядноФормирование
иллюстративн представление о
родословном древе
ый материал
Работа со
словарем

7

Отчий дом.
Наша Родина-

Работа со
словарем

Формировать у
учащихся
представление о
8

местах селились славяне.
Использование
усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять коллективный
поиск
средств
их
осуществления.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию. Использовать в
жизни
и
деятельности
некоторые межпредметные
знания,
отражающие
доступные
существенные
связи и отношения между
объектами и процессами.
Личностные.
Бережно
относиться к культурноисторическому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организацию
и
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
В
каких
местах селились славяне.
Использование
усвоенных

Россия (12 ч)
О доме.
Названия
городов и улиц

8

9

Экскурсия по
улице
Черняховского,
Калинина:
«Названия
улиц, таблички
на домах»
История
происхождения
названия города
Реж, улицы
родного города
Практическая
работа: рисунок
«Моя улица»

Нагляднопроисхождении
иллюстративн названий улиц,
поселков, городов.
ый материал

город, поселок,
село)
Уметь
разъяснять
пословицы и
поговорки о
доме, семье,
соседях.

город, поселок,
село) (с
помощью
учителя).

Экскурсия

Показать учащимся,
как выглядят таблички,
на которых написаны
названия домов

Уметь назвать
улицу

Уметь назвать
улицу

Работа со
словарем

Познакомить учащихся
с названиями улиц
города, в котором мы
живем

Знать как
называются
главные улицы
города

Знать как
называются
главные улицы
города (по
вопросам
учителя)

Наглядноиллюстративн
ый материал
Практическая
работа
Мозговой
штурм

9

исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять коллективный
поиск
средств
их
осуществления.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию.
Личностные.
Бережно
относиться к культурноисторическому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организацию
и
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
В
каких
местах селились славяне.
Использование
усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять коллективный

10

11

Экскурсия по
улице
Черняховского,
: «Знаки,
указатели
домов»
Родник
«Двенадцать
ключей»

Экскурсия

Закрепить полученные
знания по изучении
пройденной темы

Уметь
ориентироваться
по местности
родного города

Работа со
словарем

Сформировать у
учащихся понятия
«святой источник»

Знать понятие
«святой
источник»

Наглядноиллюстративн
ый материал

10

Уметь
ориентироваться
по местности
родного города
(с помощью
учителя)
Знать понятие
«святой
источник»

поиск
средств
их
осуществления.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию.
Личностные.
Бережно
относиться к культурноисторическому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организацию
и
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
В
каких
местах селились славяне.
Использование
усвоенных
исторических понятий в
самостоятельных
высказываниях;
Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять коллективный
поиск
средств
их
осуществления.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную

организацию.

12

Истоки

Работа со
словарем

Сформировать у
учащихся
представление о
понятиях: истоки,
отчий дом, родной край

Уметь объяснять
понятие Истоки

Уметь объяснять
понятие Истоки
(с помощью
учителя).

Формировать у
учащихся
представление о стране,
в которой мы живем.
Работа со
Название страны.
словарем
Население,
национальный состав
Работа с
страны. Республика в
картой
составе РФ. Понятие о
большой и малой
родине. Соседние
государства. Другие
страны мира
НаглядноПознакомить учащихся
иллюстративн с руководством страны,
республики. Основной
ый материал
закон страны –
Конституция.
Работа со
Управление
словарем
государством

Уметь объяснять
понятия:
гражданин,
территория,
патриот

Уметь объяснять
понятия:
гражданин,
территория,
патриот (с
помощью
учителя)

Иметь
представление о
государстве,
понятие о
большой и
малой родине.

Иметь
представление о
государстве,
понятие о
большой и
малой родине.

Игра
«Цепочка

13

Наша Родина –
Россия

14

Как устроено
государство

Мозговой
штурм

11

Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организацию
и
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстникам;
понимание
содержания
учебных
заданий, их выполнение
самостоятельно
или
с
помощью
учителя.
Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять коллективный
поиск
средств
их
осуществления.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию. Использовать в
жизни
и
деятельности
некоторые межпредметные
знания,
отражающие

15

контрольная
работа: «Моя
семья»
Символы
России

16

Экскурсия по 6
участку:
«Шестой
участок, как
часть родного
города»

II четверть.
17 Москвастолица России .
СанктПетербург –
культурная
столица России

Наглядно
Формировать
иллюстративн представление о
государственных
ый материал
символах: гимн, герб,
флаг. Столица.
Работа со
словарем

Уметь:

Уметь:

– объяснять
значение
основных
понятий;

– объяснять
значение
основных
понятий;

Контрольная
работа

– определять
значение
государственной
символики.

– определять
значение
государственной
символики.

Знать
составляющие
элементы
государственных
символов

Знать
составляющие
элементы
государственных
символов (с
помощью
учителя)
Знать главный
улицы района:
Калинина.
Черняховского,
строителей (с
помощью
учителя)

Экскурсия

Сформировать у
учащихся
представление о районе
6 участок, как о самом
отдаленном от центра
города районе

Наглядно
Познакомить учащихся
иллюстративн с понятиями: столица
государства и
ый материал
культурная столица
Работа со
словарем
Работа с
12

Знать главный
улицы района:
Калинина.
Черняховского,
строителей

Уметь находить
на карте России:
Москву и СанктПетербург

Уметь находить
на карте России:
Москву и СанктПетербург (с
помощью
учителя).

доступные
существенные
связи и отношения между
объектами и процессами.

Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организацию
и
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и

сверстниками.
Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять коллективный
поиск
средств
их
осуществления. Общение и
взаимодействие с учителем и
учениками по совместной
деятельности или обмену
информацией. Способность
действовать
с
учетом
позиции других и уметь
согласовывать
свои
действия.

картой

18

Мы жители
планеты Земля

Игра
«Цепочка»
Работа со
словарем

19

Что такое время

Мозговой
штурм
Наглядноиллюстративн
ый материал

Формировать у
учащихся
представления о
понятиях: планета,
атмосфера, сила
притяжения, озоновый
слой, комета, метеорит,
астероид, черная дыра,
млечный путь. Охрана
планеты. Парниковый
эффект.
Формировать
представление о
прошлом, настоящем и
будущем времени.

Уметь
использовать
понятия в речи

Уметь
использовать
понятия в речи

Познакомить с
историей
возникновения
календаря

Уметь
пользоваться
календарем

Уметь
пользоваться
календарем (с
помощью
учителя)

Работа со
словарем

20

Календарь.
Практическая
работа: «Работа
с календарем»

Игра
«Цепочка»
Работа со
словарем
Практическая
работа

13

Познавательные.
Применять
начальные
сведения о сущности и
особенности
объектов,
процессов
и
явлений
действительности
в
соответствии с содержанием
конкретного
учебного
предмета и для разрешения
познавательных
и
практических
задач.
Использовать в жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
доступные
существенные
связи
и
отношения между объектами
и процессами.

21

22

23

24

Русский
земледельческий
календарь

Счет лет в
истории.
Историческое
время
Что изучает
наука история
(5 ч)
Что такое
история
Какие науки
помогают
истории

НаглядноПознакомить с
иллюстративн происхождением
русского
ый материал
земледельческого
календаря
Игра
«Цепочка»
Работа со
словарем
Работа со
словарем
Работа с
лентой
времени
Работа со
словарем

Знать названия
месяцев по
русскому
земледельческом
у календарю

Знать названия
месяцев по
русскому
земледельческом
у календарю (с
помощью
учителя)

Формировать
представление о
историческом времени.
Познакомить с
понятиями: век.
Столетие. тысячелетие
Познакомить с
понятием «история»

Уметь
пользоваться
лентой времени

Уметь
пользоваться
лентой времени
(с помощью
учителя)

Уметь работать с
учебником,
картой,
карточками с
заданиями.

Формировать
представление о
науках, помогающих
добывать исторические
сведения: археология,
этнография,
геральдика,
нумизматика и др.
(элементарные
представления на
конкретных примерах).

Уметь:

Уметь работать с
учебником,
картой, с
карточками (с
помощью
учителя)
Личностные.
Бережно
Уметь:
относиться к культурно историческому
наследию
– объяснять
родного края и страны.
значение
Коммуникативные.
понятий:
Организация и планирование
раскопки,
учебного сотрудничества с
Древний мир;
учителем и сверстниками.
Регулятивные. Осуществлять
– определять
взаимный
контроль
значение
совместной
деятельности,
исторических
адекватно
оценивать
источников
собственное поведение и
Называть
исторические

Мозговой
штурм
Работа со
словарем
Игра
«Цепочка»

14

– объяснять
значение
понятий:
раскопки,
Древний мир;
– определять
значение
исторических
источников
Называть
исторические

источники

25

26

Как работают
археологи

Работа со
словарем

Дать представление о
том, что изучает
археология

Исторические
памятники

Наглядноиллюстративн Понятия: разведка,
ый материал
полевые работы, карта
местности, раскопки
НаглядноДать представление о
иллюстративн понятии исторический
памятник. Виды
ый материал
исторических
Работа со
памятников
словарем
презентация

Знать что
изучает
археология, как
работают
археологи
Знать виды
исторических
памятников

источники (с
помощью
учителя)

Знать что
изучает
археология, как
работают
археологи (с
помощью
учителя)
Знать виды
исторических
памятников (с
помощью
учителя)

поведение окружающих.
Познавательные.
Использовать
логические
действия сравнение, анализ,
обобщение, классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей
на
наглядном,
доступном
вербальном
материале,
основе
практической
деятельности в соответствии
с
индивидуальными
возможностями.
Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организация и планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные. Осуществлять
взаимный
контроль
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Познавательные.
Использовать
логические
действия сравнение, анализ,
обобщение, классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей
на

15

27

Историческая
карта

Работа со
словарем
Работа с
исторической
картой

28

История
Древнего мира
(7 ч)
Земля и космос

29

От кого
произошел

Формировать
представление о
исторической карте,
сторонах света,
условных знаках.

Наглядноиллюстративн
ый материал
НаглядноДать представление о
иллюстративн человеке — жителе
планеты Земля. Версии
ый материал
о появлении человека
Работа со
на Земле (научные,
религиозные). Отличие
словарем
человека от животного
Мозговой
штурм

НаглядноДать представление о
иллюстративн времени появления
16

наглядном,
доступном
вербальном
материале,
основе
практической
деятельности в соответствии
с
индивидуальными
возможностями.
Уметь
Уметь
Личностные.
Бережно
ориентироваться ориентироваться относиться к культурно по исторической по исторической историческому
наследию
карте,
карте,
родного края и страны.
показывать
показывать
Коммуникативные.
необходимые
необходимые
Организация и планирование
объекты на карте объекты на карте учебного сотрудничества с
(с помощью
учителем и сверстниками.
учителя)
Регулятивные. Осуществлять
взаимный
контроль
совместной
деятельности,
Знать главные
Знать главные
адекватно
оценивать
отличия
отличия
собственное поведение и
человека от
человека от
поведение окружающих.
животного
животного (с
помощью
Познавательные.
учителя)
Использовать логические
действия сравнение, анализ,
обобщение, классификацию,
установление аналогий,
закономерностей на
наглядном, доступном
вербальном материале,
основе практической
деятельности в соответствии
с индивидуальными
возможностями.
Уметь
Уметь
Личностные.
Бережно
описывать
описывать
относиться к культурно -

человек

ый материал
Работа со
словарем

30

Контрольная
работа: «Какие
науки
помогают
истории»
Человек умелый

31

Следующее
поколение
людей
каменного века

человека. Внешний вид
первобытных людей.
Среда обитания.

Мозговой
штурм
НаглядноФормировать
иллюстративн представление о
времени появления. Его
ый материал
отличие от предков и от
современного человека.
Работа со
Места обитания.
словарем
Стадный образ жизни.
Занятия
Контрольная
работа

Работа со
словарем

Дать представление о
древнем человеке,
который приходит на
Наглядносмену древнейшему.
иллюстративн Время появления.
ый материал
Внешний вид.
Зарождение речи.
Места обитания.
Человек разумный
17

внешний вид
первобытных
людей

внешний вид
первобытных
людей (с
помощью
учителя)

Знать отличия
первобытного
человека и
человека
умелого

Знать отличия
первобытного
человека и
человека
умелого (с
помощью
учителя)

Уметь называть
отличия
древнего
человека от
древнейшего
человека

Уметь называть
отличия
древнего
человека от
древнейшего
человека

Уметь называть
отличительные
признаки

Уметь называть
отличительные
признаки

историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организация и планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные. Осуществлять
взаимный
контроль
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.
Познавательные.
Использовать логические
действия сравнение, анализ,
обобщение, классификацию,
установление аналогий,
закономерностей на
наглядном, доступном
вербальном материале,
основе практической
деятельности в соответствии
с индивидуальными
возможностями.
Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организация и планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные. Осуществлять
взаимный
контроль

человека
разумного

32

Наступление
ледников

3 четверть
33 Как жили
древние
охотники,
кочевники и
собиратели

НаглядноПознакомить с
иллюстративн изменением климата
Земли. Наступление
ый материал
ледников. Смена образа
жизни древних людей
Работа со
из-за климатических
словарем
условий. Борьба за
выживание.
Игра
«Цепочка»

Уметь объяснять
смену образа
жизни древних
людей

НаглядноДать представление о
иллюстративн изменениях во внешнем
облике. Появление
ый материал
орудий труда,
совершенствование
Работа со
занятий. Образ жизни.
словарем
Охота, собирательство.
Игра
«Цепочка»

Знать чем
занимались
охотники,
кочевники,
собиратели

18

человека
разумного (с
помощью
учителя)
Уметь объяснять
смену образа
жизни древних
людей (с
помощью
учителя)

совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное поведение и
поведение окружающих.

Знать чем
занимались
охотники,
кочевники,
собиратели (с
помощью
учителя)

Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организационное
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные.
Осознанно
действовать
на
основе
разных видов инструкций
для решения практических и
учебных
задач.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий

Познавательные.
Использовать логические
действия сравнение, анализ,
обобщение, классификацию,
установление аналогий,
закономерностей на
наглядном, доступном
вербальном материале,
основе практической
деятельности в соответствии
с индивидуальными
возможностями.

34

Новые занятия
людей
Практическая
работа: рисунок
современных
профессий

35

История вещей.
Занятия
человека на
Земле (19 ч)
Огонь, глина,
гончар.
Практическая
работа:
«Изделие из
глины»

НаглядноФормировать
иллюстративн представления о
влиянии различных
ый материал
климатических условий
на изменения во
Работа со
внешнем облике людей.
словарем
Развитие земледелия,
Практическая скотоводства.
Появление новых
работа
орудий труда. Начало
бронзового века.
Оседлый образ жизни.
Коллективы первых
людей. Понятия о
семье, общине, роде,
племени.

Знать отличия в
образе жизни
охотников и
собирателей от
земледельцев и
скотоводов.

Знать отличия в
образе жизни
охотников и
собирателей от
земледельцев и
скотоводов. (с
помощью
учителя)

Работа со
словарем

Уметь
описывать
работу гончара,
называть
причины
перехода от
каменных
орудий труда к
металлическим

Уметь
описывать
работу гончара,
называть
причины
перехода от
каменных
орудий труда к
металлическим
(с помощью
учителя)

Познакомить с
источниками огня в
природе. Способы
добычи огня древним
Наглядноиллюстративн человеком. Очаг.
Причины сохранения
ый материал
огня древним
Практическая человеком, культ огня.
Использование огня
работа
для жизни: тепло,
пища, защита от диких

19

мир,
его
временно
пространственную
организацию.
Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организационное
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные.
Осознанно
действовать
на
основе
разных видов инструкций
для решения практических и
учебных
задач.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию.
Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организационное
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные.
Осознанно
действовать
на
основе
разных видов инструкций

для решения практических и
учебных
задач.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию.

животных.
Использование огня в
производстве:
изготовление посуды,
орудий труда, выплавка
металлов, производство
пищи и др.

36

Огонь открывает
новую эпоху в
жизни людей

НаглядноПоказать роль Огня в
Знать роль огня
иллюстративн военном деле.
в жизни
Изобретение пороха,
человека
ый материал
его последствия в
истории войн.
Мозговой
Огонь и энергия. Виды
штурм
энергии: электрическая,
тепловая, лазерная,
атомная (общие
представления).
Изобретение
электричества как
новый этап в жизни
людей.. Экологические
последствия при
получении тепловой
энергии от сжигания
полезных ископаемых:
угля, торфа, газа, лесов.
Роль энергетических
ресурсов Земли для
жизни всего
человечества

20

Знать роль огня
в жизни
человека

Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организационное
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные.
Осознанно
действовать
на
основе
разных видов инструкций
для решения практических и
учебных
задач.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию.

37

Вода, ее
значение в
жизни человека
Практическая
работа:
Очищение
грязной воды
углем.

38

История
мореплавания

НаглядноДать представление о
иллюстративн значении воды в жизни
человека. Охрана
ый материал
водных угодий.
Причины поселения
Практическая
древнего человека на
работа
берегах рек, озер,
морей. Рыболовство.

Уметь объяснять
значение воды в
жизни человека

Уметь объяснять
значение воды в
жизни человека

НаглядноДать представление о
иллюстративн передвижении человека
по воде. Судоходство,
ый материал
история мореплавания,
открытие новых земель
Презентация
(общие представления).
Работа со
Понятия: плот,
словарем
папирус, парус, суда,
челн, канал

Знать понятие
плот, суда.
Канал

Знать понятие
плот, суда.
Канал

Уметь
применять их в
речи

(с помощью
учителя)

21

Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организационное
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные.
Осознанно
действовать
на
основе
разных видов инструкций
для решения практических и
учебных
задач.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию.
Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организационное
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные.
Осознанно
действовать
на
основе
разных видов инструкций
для решения практических и
учебных
задач.
Познавательные.

39

40

Вода и
земледелие

Вода как
источник
энергии

Работа со
словарем

Формировать
представление о
поливном земледелии,
причины его
Наглядноиллюстративн возникновения. Роль
поливного земледелия,
ый материал
его значение в истории
Мозговой
человечества
штурм
Понятия: орошение, ил
культура, служащий.

Знать причины
возникновения
поливного
земледелия и его

Знать причины
возникновения
поливного
земледелия и его

значение в
истории
человечества

значение в
истории
человечества (с
помощью
учителя)

Работа со
словарем

знать профессии
людей
связанные с
освоением
энергии и
водных
ресурсов.

знать профессии
людей
связанные с
освоением
энергии и
водных
ресурсов. (с
помощью
учителя)

Дать представление о
использовании
человеком воды для
получения энергии:
Наглядноиллюстративн водяное колесо,
гидроэлектростанция.
ый материал
Использование воды
при добыче полезных
ископаемых.
Профессии людей,
22

Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию.
Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организационное
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные.
Осознанно
действовать
на
основе
разных видов инструкций
для решения практических и
учебных
задач.
Познавательные.
Дифференцированно
воспринимать окружающий
мир,
его
временно
пространственную
организацию.

41

Вода как
источник
энергии

42

Какие дома
строили древние
люди

связанные с освоением
энергии и водных
ресурсов.
Работа со
Дать представление о
использовании
словарем
человеком воды для
получения энергии:
Наглядноиллюстративн водяное колесо,
гидроэлектростанция.
ый материал
Использование воды
при добыче полезных
ископаемых.
Профессии людей,
связанные с освоением
энергии и водных
ресурсов.
НаглядноФормировать
иллюстрацио представление о
нный
истории появления
жилища человека.
материал
Первые жилища:
пещеры, шалаши,
Работа со
земляные укрытия.
словарем
История
совершенствования
жилища. Материалы
для строительства,
используемые с
глубокой древности до
наших дней.
Влияние климата и
национальных
традиций на
строительство жилья и
других зданий
23

знать профессии
людей
связанные с
освоением
энергии и
водных
ресурсов.

знать профессии
людей
связанные с
освоением
энергии и
водных
ресурсов. (с
помощью
учителя)

Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организацию
и
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять коллективный
Знать какие
Знать какие
поиск
средств
их
материалы,
материалы,
осуществления. Общение и
используемые
используемые
взаимодействие с учителем и
для
для
учениками по совместной
строительства
строительства
деятельности или обмену
жилья у разных
жилья у разных
информацией. Способность
народов в
народов в
действовать
с
учетом
зависимости от
зависимости от
позиции других и уметь
климатических
климатических
согласовывать
свои
условий (чумы,
условий (чумы,
яранги, вигвамы, яранги, вигвамы, действия.
юрты и др.).
юрты и др.). (с
Познавательные. Применять
помощью
начальные сведения о
учителя)
сущности и особенности
объектов, процессов и
явлений действительности в
соответствии с содержанием
конкретного учебного

43

Экскурсия:
современная
архитектура

Экскурсия

44

Как появилась
мебель

НаглядноФормировать
иллюстративн представление о
назначении, видах,
ый материал
материалах для ее
изготовления.
Работа со
История появления
словарем
первой мебели.
Практическая Влияние исторических
и национальных
работа
традиций на
изготовление мебели
Работа с
(общие представления).
таблицей
Изучение мебельного
производства в
исторической науке.
Изготовление мебели
как искусство.
Современная мебель.
Мозговой
Дать представления о
Способах хранения,
штурм
накопления продуктов
питания в связи с
Работа со
климатом, средой
словарем
обитания, национальнокультурными
традициями
НаглядноПознакомить с родиной

Практическая
работа:
заполнение
таблицы
сравнения
мебели 19 века и
современной

45

Как появились
каша и хлеб

46

История об

Показать
отличительные
особенности
современной
архитектуры. Чем она
отличается от первых
жилищ древних людей

24

Знать чем
отличается
современная
архитектура от
древних
построек
Знать о
назначении
мебели, видах,
материалах для
ее изготовления.

Знать способы
хранения
продуктов

Знать чем
отличается
современная
архитектура от
древних
построек (с
помощью
учителя)
Знать о
назначении
мебели, видах,
материалах для
ее изготовления.
(с помощью
учителя)

Знать способы
хранения
продуктов (с
помощью
учителя)

Уметь работать с Уметь работать с

предмета и для разрешения
познавательных и
практических задач.
Использовать в жизни и
деятельности некоторые
межпредметные знания,
отражающие доступные
существенные связи и
отношения между объектами
и процессами.

обыкновенной
картошке

иллюстративн картофеля, история
выращивания
ый материал
картофеля в России
Работа со
словарем

лентой времени

лентой времени

Знать родину
картофеля

Знать родину
картофеля (с
помощью
учителя)

Знать материал
из которого
изготавливают
посуду

Знать материал
из которого
изготавливают
посуду (с
помощью
учителя)

Уметь
определять
материал из
которого
сделана посуда

Уметь
определять
материал из
которого
сделана посуда
(с помощью
учителя)
Знать различия в
мужской и
женской одежде.

Работа с
исторической
картой

47

О керамике,
фарфоре и
деревянной
посуде

48

Экскурсия в
магазин
«Магнит»:
сравнение
посуды из
разных
материалов.
История
появления
одежды

49

Работа с
лентой
времени
НаглядноФормировать
иллюстративн представление о посуде
и ее назначении.
ый материал
Материалы для
изготовления посуды.
Работа со
История появления
словарем
посуды.
Экскурсия
Закрепление материала
по пройденной теме

Наглядноиллюстрацио
нный
Работа со
словарем
Игра

Дать представление о
материалах для
изготовления одежды и
обуви. Различия в
мужской и женской
одежде.
Одежда как
потребность защиты
25

Знать различия в
мужской и
женской одежде.

Личностные.
Бережно
относиться к культурно историческому
наследию
родного края и страны.
Коммуникативные.
Организацию
и
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками. 2 Чингисхан и
его армия. 1 Ком граммы;
Установление
по
датам
последовательности
и
длительности исторических
событий,
пользование
«Лентой времени»;
Регулятивные. Принимать и
сохранять цели и задачи
решения типовых учебных и
практических
задач,
осуществлять коллективный
поиск
средств
их

«Цепочка»

50

История
появления
одежды

Наглядноиллюстрацио
нный
Работа со
словарем
Игра
«Цепочка»

человеческого
организма от
неблагоприятных
условий среды. Виды
одежды древнего
человека. Способы
изготовления,
материалы,
инструменты.
Изготовление
одежды как искусство.
Изменения в одежде и
обуви в разные времена
у разных народов.
Образцы народной
одежды (на примере
региона).
Дать представление о
материалах для
изготовления одежды и
обуви. Различия в
мужской и женской
одежде.
Одежда как
потребность защиты
человеческого
организма от
неблагоприятных
условий среды. Виды
одежды древнего
человека. Способы
изготовления,
материалы,
инструменты.
Изготовление
26

осуществления. Общение и
взаимодействие с учителем и
учениками по совместной
деятельности или обмену
информацией. Способность
действовать
с
учетом
позиции других и уметь
согласовывать
свои
действия.

Знать различия в
мужской и
женской одежде.

Знать различия в
мужской и
женской одежде.

Познавательные. Применять
начальные
сведения
о
сущности и особенности
объектов,
процессов
и
явлений действительности в
соответствии с содержанием
конкретного
учебного
предмета и для разрешения
познавательных
и
практических
задач.
Использовать в жизни и
деятельности
некоторые
межпредметные
знания,
отражающие
доступные
существенные
связи
и
отношения между объектами
и процессами.

51

Контрольная
работа:
«История
вещей и дел
человека»
Одежда и
положение
человека в
обществе

52

Одежда и
положение
человека в
обществе

Наглядноиллюстрацио
нный
материал
Работа со
словарем

одежды как искусство.
Изменения в одежде и
обуви в разные времена
у разных народов.
Образцы народной
одежды (на примере
региона).
Формировать
представление о
влиянии природных и
климатических условий
на изготовление
одежды.

Знать отличия в
одежде у бедных
и богатых

Знать отличия в
одежде у бедных
и богатых

Формировать
представление о
влиянии природных и
климатических условий
на изготовление
одежды.

Знать отличия в
одежде у бедных
и богатых

Знать отличия в
одежде у бедных
и богатых

Формировать
представление о
стремлении человека к
красоте Пословицы и

Знать виды
украшений

Знать виды
украшений

Контрольная
работа
Мозговой
штурм
Наглядноиллюстрацио
нный
материал
Работа со
словарем
Мозговой
штурм

4 четверть
53 Как люди
украшали себя
Практическая

Наглядноиллюстрацио
нный

27

работа:
«Изготовление
браслета из
бисера. Бусин»

54

История
появления обуви

материал
Работа со
словарем
Практическая
работа
Наглядноиллюстрацио
нный
материал
Работа со
словарем

55

О далеких
предках –
славянах и
родовом строе

Наглядноиллюстрацио
нный
материал
Работа со
словарем

56

Как люди
понимали мир
природы в
древности

Наглядноиллюстрацио
нный
материал

поговорки об одежде, о
внешнем облике
человека.

Дать представление о
влиянии климатических
условий на
возникновение разных
видов обуви. Обувь в
разные исторические
времена: лапти, сапоги,
туфли, сандалии и др.
Профессии людей,
связанные с
изготовлением одежды
и обуви
Формировать
представление о том.
кто такие славяне.
Содружество людей как
способ выживания в
трудных природных
условиях. Зарождение
традиций и
религиозных верований
у первобытных людей.
Появление семьи.
Формировать
представления древних
людей об окружающем
мире. Причины
зарождения
28

Знать профессии
людей,
связанные с
изготовлением
одежды и обуви

Знать занятия
древних предках
русских людей –
славянах.

Знать причины
зарождения
религиозных
верований.

Знать профессии
людей,
связанные с
изготовлением
одежды и обуви
(с помощью
учителя)

Знать занятия
древних предках
русских людей –
славянах. (с
помощью
учителя)

Знать причины
зарождения
религиозных
верований. (с
помощью

Личностные.
Бережно
относиться
к
культурно - историческому
наследию родного края и
страны.
Коммуникативные.
Организация и планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Регулятивные. Осуществлять
взаимный
контроль
совместной
деятельности,
адекватно
оценивать
собственное поведение и
поведение
окружающих.
Способность действовать с
учетом позиции других и
уметь согласовывать свои
действия.
Познавательные.
Использовать
логические
действия сравнение, анализ,
обобщение, классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей
на

Работа со
словарем

57

Современные
религии, как они
появились

Мозговой
штурм
Работа со
словарем
Презентация

58

59

Экскурсия в
Храм Св.
Ксении
Петербургской:
«Красота
христианской
религии»
Искусство и
культура

Экскурсия

Работа со
словарем
Игра
«Цепочка»

60

Искусство и
культура

Работа со
словарем

Практическая
работа:

Игра

религиозных
верований. Язычество.
Понятия: обряды ,
обычаи,
жертвоприношения
Дать представление о
истоках возникновения
мировых религий:
буддизм, христианство,
иудаизм, ислам.
изменение
представлений о мире
Закрепление материала
по пройденной теме

Дать представление о о
культуре и человеке как
носителе культуры.
Понятия об
общечеловеческих
ценностях и
культурных нормах.
Культура материальная
и духовная. Понятие о
цивилизации.
Дать представление о о
культуре и человеке как
носителе культуры.
Понятия об
общечеловеческих
29

учителя)

Знать названия
современных
религий

Знать названия
современных
религий (с
помощью
учителя)

Знать название
религии людей,
которых
посещают храмы

Знать название
религии людей,
которых
посещают храмы

Знать понятие
искусство,
культура

Знать понятие
искусство,
культура (с
помощью
учителя)

Знать понятие
искусство,
культура

Знать понятие
искусство,
культура (с
помощью
учителя)

наглядном,
доступном
вербальном
материале,
основе
практической
деятельности в соответствии
с
индивидуальными
возможностями.

прослушивание
и сравнение
народных песен
и современных.
61

Письмо и
первые книги

62

Письмо и
первые книги
Практическая
работа: письмо
иероглифами

ценностях и
культурных нормах.
Практическая Культура материальная
и духовная. Понятие о
работа
цивилизации.
НаглядноФормировать
иллюстративн представление о
причинах
ый материал
возникновения речи как
главного средства для
Работа со
общения и
словарем
коммуникации.
Значение устного
Мозговой
творчества для
штурм
истории: сказания,
легенды, песни,
пословицы, поговорки.
История возникновения
письма. Виды письма:
предметное письмо,
клинопись,
иероглифическое
(образные примеры).
История латинского и
славянского алфавита.
НаглядноПознакомить с
иллюстративн историей книги и
книгопечатания
ый материал
«Цепочка»

Работа со
словарем
Работа с
лентой

30

Знать виды
письма

Знать виды
письма (с
помощью
учителя)

Знать кто
первый
напечатал книгу

Знать кто
первый
напечатал книгу
(с помощью
учителя)

времени

63

64

65

Контролная
работа:
«Искусство и
культура
человека»
От изобретения
колеса к новым
открытиям
Изобретения 2021 века

Человечество
стремится к
миру

Практическая
работа
НаглядноПознакомить с
иллюстративн первыми
человеческими
ый материал
изобретениями ,
изобретение колеса.
Контрольная
Значение изобретений.
работа

НаглядноПознакомить с
иллюстративн открытиями и
изобретения 20 века.
ый материал
Влияние на природу.
Работа со
словарем
Работа со
Формировать
представления о
словарем
причинах
возникновения войн.
Наглядноиллюстративн Об армии и
вооружении .Войны
ый материал
религиозные,
захватнические,
освободительные.
Исторические уроки
войн.

Знать первые
Знать первые
изобретения и их изобретения и их
назначение
назначение (с
помощью
учителя)

Знать
изобретения,
которые сделаны
в 20-21 веке
Знать некоторые
исторические
имена: А.
Невский,
Суворов,
Кутузов.
Багратион,
Жуков.

Понятия: конфликт,
подвиг
Исторические
31

Знать
изобретения,
которые сделаны
в 20-21 веке (с
помощью
учителя)
Знать некоторые
исторические
имена: А.
Невский,
Суворов,
Кутузов.
Багратион,
Жуков. (с
помощью
учителя)

66

Человечество
стремится к
миру

личности: А. Невский,
Суворов, Кутузов.
Багратион, Жуков.
Работа со
Формировать
представления о
словарем
причинах
возникновения войн.
Наглядноиллюстративн Об армии и
вооружении .Войны
ый материал
религиозные,
захватнические,
Работа с
освободительные.
лентой
Исторические уроки
времени
войн.

Уметь работать с Уметь работать с
лентой времени лентой времени
(с помощью
учителя)

Понятия: конфликт,
подвиг

67

Обобщающий
урок по
изученным
темам

Работа со
словарем

Исторические
личности: А. Невский,
Суворов, Кутузов.
Багратион, Жуков.
Обобщить полученные
знания

Наглядноиллюстративн
ый материал
Мозговой
штурм

68

Итоговое
повторение по

Работа со

Повторить темы,
изученные за год

Уметь
последовательно
отвечать на
вопросы по теме,
выбирать
правильный
ответ из ряда
предложенных
вариантов
Уметь
последовательно

32

Уметь
последовательно
отвечать на
вопросы по теме,
выбирать
правильный
ответ из ряда
предложенных
вариантов (с
помощью
учителя)
Уметь
последовательно

теме: Мир
истории

отвечать на
вопросы по теме,
выбирать
правильный
ответ из ряда
предложенных
вариантов

словарем
Наглядноиллюстративн
ый материал
Мозговой
штурм
Работа с
лентой
времени

68 часов

33

отвечать на
вопросы по теме,
выбирать
правильный
ответ из ряда
предложенных
вариантов (с
помощью
учителя)

График контрольных работ
6 класс
№
1

Дата
Сентябрь

2
3

Октябрь
Декабрь

4
5

Март
Апрель

Тема
Вводная контрольная работа: «Почему надо изучать
историю»
контрольная работа: «Моя семья»
Контрольная работа: «Какие науки помогают
истории»
Контрольная работа: «История вещей и дел человека»
Годовая контрольная работа: «Искусство и культура
человека»

График экскурсий
6 класс
№
1

Дата
Сентябрь

2

Сентябрь

3

Октябрь

4
5

Февраль
Март

6

Апрель

Тема
Экскурсия по улице Черняховского, Калинина:
«Названия улиц, таблички на домах»
Экскурсия по улице Черняховского,: «Знаки,
указатели домов»
Экскурсия по 6 участку: «Шестой участок, как часть
родного города»
Экскурсия: современная архитектура
Экскурсия в магазин «Магнит»: сравнение посуды из
разных материалов.
Экскурсия в Храм Св. Ксении Петербургской:
«Красота христианской религии»

Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка
предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения
темы учащимися. Критериями оценивания являются:
34

соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной
общеобразовательной программы;

динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ:
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
- обнаруживает
-обнаруживает
-обнаруживает знание и
-обнаруживает незнание
понимание
понимание материала;
понимание основных
большей или наиболее
материала;
-самостоятельно
положений темы;
существенной части
-самостоятельно
формулирует ответы;
-излагает материал
изученного материала;
формулирует
-допускает ошибки в
недостаточно полно и
-допускает ошибки в
ответы;
подтверждении ответов последовательно;
формулировке ответа,
-допускает
примерами и
-допускает ряд ошибок в искажает его смысл;
единичные ошибки
исправляет их с
речи;
-делает грубые ошибки;
и сам исправляет
помощью учителя (1-2
-затрудняется
-не использует помощь
ошибки);
самостоятельно
учителя;
-допускает ошибки в
подтвердить пример;
речи (1-2 ошибки);
-нуждается в постоянной
помощи учителя;
Письменная работа:
При оценке комбинированных работ
Оценка «5»
Оценка «4»
Оценка «3»
Оценка «2»
Оценка «1»
Если вся работа Если в работе
Правильно
Выполнено менее Если ученик не
выполнена без
имеются 2-3
выполнена большая половины других приступал к
ошибок;
негрубые ошибки;
часть заданий;
заданий;
заданию, не
выполнил правильно
ни одного задания;


Материально-техническое обеспечение реализации программы
Материально-техническое обеспечение является одним из важнейших условий реализации программы по истории. Оно
должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся.
В ходе изучения данной учебной дисциплины необходимо применять:
Учебно-методический комплект:
35

учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя;
справочные материалы: справочники по истории, энциклопедии, книги для чтени;
программно-методические материалы;
печатные пособия: таблицы по темам программы, портреты, географические карты, альбомы демонстрационного и
раздаточного материалов;
информационно-коммуникационные средства: мультимедийные обучающие программы, электронные энциклопедии,
комплекты видеофильмов;
технические средства обучения.
Используемая литература:
1) Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. М., Просвещение, 2011г. под
редакцией В.В. Воронковой.
2) Мир истории. 6 класс: учеб.для спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. –
М.: Просвещение, 2011.









Требования к уровню подготовки обучающихся Планируемые результ ат ы освоения учебного
предмета
Личност ные результат ы
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной
деятельности;

36

 воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Минимальный уровень:
 понимание доступных исторических фактов;
 использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;  последовательные ответы на вопросы, выбор
правильного ответа из ряда
предложенных вариантов;
 использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
 усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
 адекватное реагирование на оценку учебных действий. Достаточный уровень:
 знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
 использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
 участие в беседах по основным темам программы;  высказывание собственных суждений и личностное отношение к
изученным
фактам;
 понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
 владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;  владение элементами оценки и
самооценки;
 проявление интереса к изучению истории.
Учащиеся могуту знать:
 основные понятия курса; свою биографию, адрес;  что такое даты жизни;
 основные занятия жителей округа;
 название страны, в которой живем;  государственные символы своей страны (флаг, герб, гимн);
 название планеты, на которой живем;
 какое время называется прошлым, настоящим, будущим;  какое время называется историческим;
37

 чем питался древний человек.
Учащиеся могут научиться:
 объяснять какие родственники называются близкими, а какие дальними;  называть
свой адрес (округ, область, район, поселок);  ориентироваться в понятиях сегодня, завтра, вчера; ориентироваться в
частях века: начало, середина, конец;
 по иллюстрациям описывать внешний вид человека умелого, человека прямоходящего, древнейшего человека;
 описывать основные занятия древних людей;  объяснять причины зарождения религиозных верований.
Базовые учебные действия:
Регулят ивные УД:
 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
 Проговаривать последовательность действий на уроке.
 Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом учебника.
 Учиться работать по предложенному учителем плану.
 Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
 Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.  Корректировать выполнение задания в
соответствии с планом под
руководством учителя.
Познавательные УД:
 Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  Отбирать необходимые
источники информации
среди предложенных
учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.  Сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из различных
источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
 Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
 Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.  Преобразовывать информацию из одной
формы в другую.  Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.
Коммуникат ивные УД:

38







Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
Обращаться за помощью и принимать помощь.
Слушать и понимать речь других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя).
 Оформлять свои мысли в устной речи.
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками .
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир истории»
6 класс 1 полугодие
1. Запишите, как называется наука, изучающая прошлое людей и общества………………….
2. Соедините стрелками части пословиц о семье Семья вместе .
. душа на месте Не нужен клад
. . первое счастье

. если в семье лад Лад и согласье

3. Решите ребус
Р 1 а ………………… 100 лица ………………
4. Вставить вместо точек буквы. Народы России:
Р . . . . . е, т . . . . ы, ч . . . и, ч . . . . . ы.
5. Подчеркнуть правильный ответ.
Описание жизни какого-то человека с момента его рождения -это..................................... имя, фамилия,
отчество, биография.
6. Кто это?
39

.

Любит свою страну, знает её историю, язык, культуру и всегда готов защищать интересы своей Родины.
герой, патриот, житель, военный.
7. Символы государства. Зачеркните лишнее. Герб, флаг, конституция, гимн.
8. Запишите римские цифры на «ленте времени» (внизу)
_1____2____3____4____5____6___ 7____8____9____10____11___12___
9. Запишите даты по порядку: 2010, 1242, 1380, 1147.
_____________________________________________________________
10. Какой это век?
408 год __________ 727 год___________ 1125 год__________
Контрольно-измерительные материалы по предмету «Мир истории» 6 класс. 2 полугодие
1. Запишите, как называется вера в существование Бога ………………………...
2. Вставьте вместо точек буквы. В настоящее время существует много разных религий: х . . . . . . . . . . о, б . . . . . м,
и . . . м
3. Подчеркните правильный ответ. Мастер по изготовлению изделий из глины………… кузнец, гончар, плотник,
столяр
4. Разгадать анаграммы. Виды водного транспорта: КАЛОД __________
ПАХОДРО_____________ ТЕХОДПЛО______________
5. Разгадать кроссворд с ключевым словом Ж

ИЛИЩ
40

Е
1 . То же, что и жилище. (стр. 138 учебника) 2. Ею мазали жилище.
3. Из неё делали кровлю, крышу. 4. Строительный материал.
5. Жилища древних людей.
6. Старинная жилая постройка, наполовинуили целиком находившаяся в земле.

6. Завершите пословицы и поговорки о хлебе:
Хлеб . Будет хлеб.
Не красна изба углами .
Много снега.
. будет и песня . всему голова
. много хлеба
. а красна пирогами

41

7. Отметьте на «Ленте времени» первую попытку вырастить картофель в
России при Петре 1 в 1700 году. Запишите век римскими цифрами.
__1__2__3__4__5__6__7__8__9__10__11__12__13__14___15__16___17___18___19___20__
_21_
8. Какой это век?
1945 год
___________
2019
год___________
2000 год
__________

Промежуточная аттестация.
Тест по предмету «Мир истории» 6 класс
Фамилия, имя_______________________________________________________________

1. Запишите, как называется наука, изучающая прошлое людей и
общества………………….
2. Соедините стрелками части пословиц о семье
Семья вместе
.
. если в семье лад
Лад и согласье .
. душа на месте
Не нужен клад .
. первое счастье
3. Решите ребус
Р 1 а …………………
100 лица ………………
4. Вставить вместо точек буквы. Народы России:
Р . . . . . е, т . . . . ы, ч . . . и, ч . . . . . ы.
5. Кто это?
Любит свою страну, знает её историю, язык, культуру и всегда готов
защищать интересы своей Родины.
герой, патриот, житель, военный.
6. Символы государства. Зачеркните лишнее.
Герб, флаг, конституция, гимн.
42

7. Запишите даты по порядку: 2010, 1242, 1380, 1147.
_____________________________________________________________
8. Какой это век?
408 год __________
727 год___________
1125 __________
9. Запишите, как называется вера в существование Бога
………………………...
10. Вставьте вместо точек буквы. В настоящее время существует много
разных религий: х . . . . . . . . . . о, б . . . . . м, и . . . м
11. Подчеркните правильный ответ. Мастер по изготовлению изделий из
глины………… кузнец, гончар, плотник, столяр

43

Лист согласований и изменений
Дата
внесения
изменений

Место внесения
изменений

44

Подпись
лица,
вносившего
изменения

Подпись
лица,
принявшего
изменения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».