Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________2021г. Секретарь: _____________ «Согласовано» Зам. директора по УВР Бакисова Л.О.________________ «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» Шляпникова Н.И.___________________ «____»____________2021 г. Приказ № ___ от «___»____2021г. Рабочая программа по предмету «История Отечества» для 8А и 8Б класса Автор-составитель: учитель Яковлева Галина Александровна г. Реж, 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА по предмету «История Отечества» 8 класс 68 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа по предмету «История Отечества» составлена на основании: - Программ специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида «История», под редакцией Э. В. Якубовская М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова, Просвещение, 2019г: - Истории Отечества. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, /И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 303с.: ил. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - АООП «Центра «Дар»; - учебного плана, утвержденного приказом директора №273 от 27.07.2021г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории в 8 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. Цель: сформировать у учащихся, способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Задачи: Образовательные: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. Воспитательные: гражданское, патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся. Коррекционные: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы; учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости; содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение; расширять лексический запас; развивать связную речь. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Сроки изучения учебного предмета: с 01.09.2021г. по 31.05.2022г: - количество часов на изучение предмета: 68 часов в год ; - количество учебных недель: 34 недели. I четверть – 16 часов, II четверть – 16 часов, III четверть – 20 часов, IV четверть – 16 часов. УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 68 часа (2 часа в неделю) № п/п Тема Количество часов 24 1 Российское государство в конце XVII – начале XVIII века 2 Вводная контрольная работа: Российское государство до 17 века 1 3 Экскурсия: «Один из районов родного города» 1 4 Экскурсия в библиотеку п. Быстринский: «По страницам истории XVII в.» 1 5 Контрольная работа: российское государство в конце 17 века 1 6 Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни» 1 7 Проверочная работа по теме: "Российское государство в конце XVII-начале XVIII вв." 1 8 Контрольная работа: правление Петра 1 1 9 Российская империя после Петра I (1725-1801) 14 10 Проверочная работа по теме: "Российская империя после Петра I". 1 11 Экскурсия в библиотеку п.Быстринский «Писатели об Отечественной войне 1812г. 1 12 Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном 1 13 Российская империя в первой половине XIX века. 17 14 Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и до наших дней» 15 16 17 Проверочная работа по теме: «Российская империя в первой половине XIX века.» Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века Проверочная работа по теме: "Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века." 1 13 1 18 Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века 1 19 Повторение терминов, исторических дат, изученных в 8 классе. 2 1 Календарно-тематическое планирование № п/ п Раздел, тема Дата Формы организации учебных занятий Беседа. Игра «Цепочка» 1 От первобытного общества к государству 17 века. Российское общество в XVII в.Вводная контрольная работа: Российское государство до 17 века 2 Экскурсия: «Один из районов родного города» Экскурсия 3 Отношения России с другими странами Мозговой штурм Работа со словарем Виды учебной деятельности Предметные результаты Достаточный Минимальный Дать представление о территории Российского государства в XVII веке. Развитии промышленност и, населении. Дать представление о социальных группах российского общества в XVII в. Познакомить учащихся с районом города, в котором находится школа. Знать границы Российского государства к концу XVII в. Знать границы Российского государства к концу XVII в. (с помощью учителя) Знать как называется самая длинная улица на районе «6 участок» Знать как называется самая длинная улица на районе «6 участок» Дать представление о внешней политике России при Алексее Уметь объяснять причины восстания запорожских Уметь объяснять причины восстания запорожских БУД Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Михайловиче. казаков казаков (с помощью учителя). Знать одного автора XVII века Экскурсия в библиотеку п. Быстринский: «По страницам истории XVII в.» Детство и юность Петра I Экскурсия Познакомить учащихся с писателями и поэтами XVII века Знать одного автора XVII века Мозговой штурм Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Дать представление о том, какие исторические события оказали влияние на формировании личности Петра I Знать детские забавы Петра 1 Знать детские забавы Петра 1 (с помощью учителя). 6 Как обучали Петра I. Сформировать представление об окружении Петра I и влиянии на него. Уметь рассказывать о детских забавах Петра 1 7 Семейные раздоры, борьба за власть. Практическая работа: как обучали Петра 1 Работа со словарем Игра «Цепочка» Работа со словарем Дать представление о борьбе за власть при юном Петре. Устанавливать связь между Петром и борьбой за Уметь рассказывать о детских забавах Петра 1 (с помощью учителя). Устанавливать связь между Петром и борьбой за 4 5 Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование усвоенных власть. власть. (с помощью учителя). Уметь описывать итоги правления Софьи (по вопросам учителя) Знать любимое дело молодого царя. (по вопросам учителя) 8 Итоги правления Софьи. Викторина Работа со словарем Сформировать представление об итогах семилетнего правления Софьи Уметь описывать итоги правления Софьи 9 Воцарение Петра I. Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Работа с лентой времени Показать, что начало правления Петра I ознаменовалось важными преобразованиями Знать любимое дело молодого царя. исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях; Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный 10 Строительство флота. Азовские походы. 11 Великое посольство (1697-1698 гг) Презентация Практическая работа: кораблик из бумаги. Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа с лентой времени Работа со словарем Сформировать представление о Петре I, как преобразователе и реформаторе. Показать цели Великого Посольства. поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь работать с Уметь работать с Личностные. Бережно картой картой (по относиться к культурновопросам историческому наследию учителя) родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и Знать зачем Знать зачем сверстниками. Петр 1 Петр 1 Использование усвоенных отправился в отправился в исторических понятий в Великое Великое самостоятельных посольство. посольство. (по высказываниях; вопросам Регулятивные. Принимать и учителя) сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. 12 13 Новый бунт стрельцов. Возвращение Петра I в Москву Северная война (1700-1721гг). 14 Причины. Поражение под Нарвой. 15 Основание Петербурга. (1703 г.) Контрольная работа: российское государство в конце 17 века 16 Продолжение Северной войны. Разгром шведов под Полтавой. II четверть. 17 Завершение Работа со словарем Игра «Цепочка» Дать представление о причинах бунта стрельцов. Работа со словарем Работа с лентой времени Работа со словарем Мозговой штурм Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Контрольная работа Показать, что выход в Балтийское море был жизненно необходим для Русского государства, прогрессивный характер Северной войны. Работа со словарем Игра «Цепочка» Работа со Познакомить учащихся с историей строительства Петербурга. Закрепить материал об историческом развитии "Российское государство в конце XVII Раскрыть значение Полтавской битвы в ходе Северной войны, показать полководческое искусство Петра I Дать Уметь объяснять причины бунта стрельцов Уметь объяснять причины бунта стрельцов (с помощью учителя). Уметь объяснять причины северной войны. ( с помощью учителя) Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и Уметь объяснять планирование учебного причины сотрудничества с учителем и северной войны. сверстникам; понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя. Регулятивные. Принимать и Уметь работать с Уметь работать с сохранять цели и задачи решения типовых учебных и картой картой ( с практических задач, помощью осуществлять коллективный учителя) поиск средств их осуществления. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий Уметь работать с Уметь работать с мир, его временно пространственную учебником, учебником, организацию. Использовать в картой, картой, с жизни и деятельности карточками с карточками (с некоторые межпредметные заданиями. помощью знания, отражающие учителя) доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Уметь Уметь Личностные. Бережно Северной войны словарем Мозговой штурм представление об итогах Северной войны. описывать чем завершилась северная война Промышленност ь и сельское хозяйство. Заслуги Петра Великого перед Россией. Изменения в управлении государством Работа со словарем Работа с таблицей. Объяснить причины подъема хозяйства в стране XVIII в. Знать заслуги Петра Великого перед народом Работа со словарем Работа с таблицей Познакомить с причинами изменения управления государством. Знать какие изменения произошли в управлении государством 20 Табель о рангах Образование и культура при Петре 1. Личность Петра I. Сформировать представление и понятии «Табель о рангах» . Познакомить с реформами ПетраI в области образования и культуры. Показать роль Петра I для дальнейшего развития России. Знать понятие табель о рангах 21 Работа со словарем Работа с таблицей Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал 18 19 Знать кто мог получать образование в начале 18 века Уметь описывать отдельных личность Петра 1 описывать чем завершилась северная война (по вопросам учителя). Знать заслуги Петра Великого перед народом (с помощью учителя) Уметь описывать какие изменения произошли в управлении государством (с помощью учителя) Знать понятие табель о рангах. Умет описывать людей, которые могли получат образование в начале 18 века (по вопросам учителя) Уметь описывать отдельных личность Петра относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления. Общение и взаимодействие с учителем и учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом позиции других и уметь согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. 22 Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни» Экскурсия 23 Семья Петра Великого Работа со словарем Работа со схемой 24 Проверочная работа по теме: "Российское государство в конце XVIIначале XVIII вв." Урок обобщения и систематизац ии. Сформировать представление о развитии культуры, через ознакомление с действующими кружками в ДК Дать представление о семейной жизни Петра Великого, его наследниках. Повторить и закрепить материал об историческом развитии "Российское государство в конце XVII- начале XVIII вв." Знать три вида кружков Знать членов семьи Петра Знать основные события России в конце 17 века 1 (по вопросам учителя) Знать три вида кружков 1 (по вопросам учителя) Уметь называть членов семьи Петра (с помощью учителя) Уметь объяснять основные события России в конце 17 века ( с помощью учителя) Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном 25 Екатерина I и Петр II. Внук Петра Великого. Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Дать представление о правлении Екатерины II Уметь объяснять развития внутренней политики государства при Екатерине 1 26 Конец правления Петра II Игра «Цепочка» Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Дать представление о правлении Петра II. Знать что произошло с династией Романовых в связи со смертью Петра 2 27 Анна Ивановна (Иоанновна) и Иван IV.(1730- Работа со словарем Наглядно- Создать представление о личности Анны Знать основные исторические лица (Анна Уметь объяснять развития внутренней политики государства при Екатерине 1(с помощью учителя) Уметь объяснять (по вопросам учителя) что произошло с династией Романовых в связи со смертью Петра 2 Знать основные исторические лица (Анна вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию 1741). Как правила Россией Анна Иоанновна иллюстративн ый материал Ивановны (Иоанновны) 28 Наследники Анны Иоанновны. Конец Бироновщины. Работа со словарем Мозговой штурм Дать общее представление о «бироновщине 29 Царствование Елизаветы Петровны. (1741-1761). Окружение Елизаветы. Возвращение к порядкам Петра I. Войны России в период Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа с лентой времени Дать представление о детских годах Елизаветы Петровны. Работа со словарем Дать представление о 30 Иоанновна и Иван 4) Иоанновна и Иван 4) ( с помощью учителя) Уметь объяснять выражение Бироновщина (с помощью учителя) родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Уметь объяснять Регулятивные. Осуществлять выражение взаимный контроль Бироновщина совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Знать и Уметь Личностные. Бережно показывать на показывать на относиться к культурно ленте времени ленте времени историческому наследию временные временные родного края и страны. рамки правления рамки правления Коммуникативные. Елизаветы Елизаветы Организация и планирование Петровны Петровны учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль Знать основные Знать основные совместной деятельности, войны в период войны в период правления Елизаветы Петровны. Начало правления Петра 3. Контрольная работа: правление Петра 1 Наглядноиллюстративн ый материал Контрольная работа внешней политике России в царствование Елизаветы. Закрепить материал по периоду правления Петра 1 31 Россия в эпоху Екатерины Великой (17621796). Начало царствования Екатерины II. Представление о личности Екатерины Великой 32 Близкое окружение и помощники Екатерины II. Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа с лентой времени Мозговой штурм Работа со словарем Формировать представление о влиянии на политику Екатерины II ее сподвижников из близкого окружения. правления Елизаветы Петровны правления Елизаветы Петровны (по вопросам учителя) адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. Уметь Знать Личностные. Бережно описывать исторические относиться к культурно отдельных имена историческому наследию исторических (Екатерина родного края и страны. лиц (Екатерина Великая и Коммуникативные. Великая и Екатерина 2). Организация и планирование Екатерина 2). учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Уметь работать с Уметь работать с Регулятивные. Осуществлять взаимный контроль учебником, учебником, с совместной деятельности, карточками с карточками (с адекватно оценивать заданиями. помощью собственное поведение и учителя) поведение окружающих. Познавательные. Использовать логические действия сравнение, анализ, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. III четверть. 33 Война России с Турцией(17681774) . Практическая работа: Война России с Турцией(17681774) . 34 Присоединение Крыма. Русскотурецкая война (1787- 1791) Практическая работа: Война России с Турцией(1768 - 1774) . Работа с лентой времени Работа с исторической картой Работа со словарем Раскрыть внешнюю политику России при Екатерине II. Работа с лентой времени Работа с исторической картой Дать представление об историческом значении присоединения Крыма к России. Знать причины Уметь войны с Турцией описывать причины войны с Турцией (при помощи учителя) Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Уметь работать с Уметь работать с Личностные. Бережно картой картой (с относиться к культурно помощью историческому наследию учителя) родного края и страны. Коммуникативные. Организационное Работа со словарем Практическая работа: Русскотурецкая война (17871791) 35 Как управляла Россией Екатерина II. Пугачевский бунт Работа с таблицей Работа со словарем Раскрыть смысл реформ Екатерины II. Уметь описывать события Пугачевского бунта Уметь описывать события Пугачевского бунта ( по вопросам учителя) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. 36 Развитие образование при Екатерине II. Работа с таблицей Работа со словарем 37 Конец правления Екатерины Великой. Работа со словарем Игра «Цепочка» Дать представление о реформах в области образования и их значении для России. Знать основные реформы в образовании при Екатерине 2 Уметь описывать основные реформы в образовании при Екатерине 2 (при помощи учителя) Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Раскрыть итоги Знать временные Знать временные Личностные. Бережно правления Екатерины II рамки правления рамки правления относиться к культурно и их значение для Екатерины Екатерины историческому наследию России великой. Уметь великой родного края и страны. показывать их на Коммуникативные. ленте времени. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. 38 Проверочная работа по теме: "Российская империя после Петра Великого". Урок обобщения и систематизац ии. Закрепить и обобщить знания по разделу Уметь описывать Россию после Петра великого Уметь описывать Россию после Петра великого (по наводящим вопросам учителя) 39 Отношение России со Странами Европы в конце XVIII- начале XIX века. Наполеон Бонапарт (1769- Работа со словарем Работа с лентой времени Наглядноиллюстративн ый материал Дать общее представление о Внешней политике России в конце XVIII в. Знать исторические личности (Наполеон Бонапарт) Знать исторические личности (Наполеон Бонапарт) Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные. Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Личностные. Бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организационное планирование учебного сотрудничества с учителем и 40 1821) Великий князь Павел Петрович (17541801).Участие России в союзе европейских государств против войск Наполеона. 41 Переход Суворова через Альпы. Практическая работа: Переход Суворова через Альпы. 42 Правление Павла I. 43 Император Александр I (1801-1825). Реформы Александра 44 Аракчеевщина. Работа со словарем Работа с лентой времени Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Практическая работа: Переход Суворова через Альпы. презентация Работа со словарем Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Работа с лентой времени Работа с таблицей Работа со словарем сверстниками. Раскрыть участие Уметь работать с Уметь работать с Регулятивные. Осознанно действовать на основе России в европейских учебником, учебником, разных видов инструкций военных союзах картой, картой, с для решения практических и карточками с карточками (с учебных задач. заданиями. помощью Познавательные. учителя) Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию. Познакомить Знать Знать Личностные. Бережно учащихся с личностью исторические исторические относиться к культурно великого полководца А. личности личности историческому наследию Суворова. (А.Суворов) (А.Суворов) родного края и страны. Уметь Коммуникативные. описывать его Организацию и деятельность. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Дать Знать основные Знать Регулятивные. Принимать и представление о события в исторические правлении Павла I период имена (Павел 1). сохранять цели и задачи решения типовых учебных и правления Павла практических задач, 1 осуществлять коллективный Дать Знать основные Знать поиск средств их представление о реформы исторические осуществления. Общение и реформах Александра I Александра 1 имена взаимодействие с учителем и (Александр 1). учениками по совместной деятельности или обмену информацией. Способность действовать с учетом Дать представление о Знать понятие Знать позиции других и уметь Аракчееве. слова исторические Аракчеевщина 45 Вторжение армии Наполеона в Россию. Работа с исторической картой Работа со словарем Причины вторжения Наполеона в Россию. 46 Западная граница России: план Александра I, план Наполеона. Битва за Смоленск. Отечественная война 1812г. Практическая работа: Бородинское сражение. Работа с исторической картой Работа со словарем Дать представление о стратегии и тактики русской армии в начале Отечественной войны. Работа с исторической картой Работа со словарем Практическая работа: Бородинское Дать представление о начале войны 1812г. 47 имена (Аракчеев). Уметь работать с Уметь работать с картой. картой. согласовывать свои действия. Познавательные. Применять начальные сведения о сущности и особенности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для разрешения познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Уметь работать с Уметь работать с Личностные. Бережно картой. картой. относиться к культурно Знать итог Знать итог историческому наследию битвы за битвы за родного края и страны. Смоленск. Смоленск. (с Коммуникативные. помощью Организацию и учителя) планирование учебного Уметь работать с Уметь работать с сотрудничества с учителем и лентой времени. лентой времени. сверстниками. Регулятивные. Принимать и Знать итог Знать итог сохранять цели и задачи Бородинского Бородинского решения типовых учебных и сражения. сражения. (с практических задач, помощью осуществлять коллективный учителя) поиск средств их 48 49 50 51 52 Экскурсия в библиотеку п.Быстринский «Писатели об Отечественной войне 1812г. Наполеон в Москве. Александр I и Наполеон. Окончание войны Поход русской армии в Европу в 1813-1814г. Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном Император Николай I (18251855). Восстание декабристов. Реформы Николая 1 Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и сражение. Экскурсия Дать представление о «Гражданской войне 1812г» Игра «Цепочка» Работа со словарем Дать представление о причинах сдачи Москвы. Партизанской война. Работа с лентой времени Работа со словарем Контрольная работа Наглядноиллюстративн ый материал Работа с лентой времени Работа со словарем Работа с таблицей экскурсия Дать конкретные сведения о походе русской армии в Европу. Дать представление о политике Николая II. Восстание декабристов. Причины. Ход. Итоги. Дать общее представление о реформах осуществления. Общение и Знать некоторые Знать некоторые взаимодействие с учителем и учениками по совместной произведения о произведения о деятельности или обмену Отечественной Отечественной войне 1812года. войне 1812года. информацией. Способность действовать с учетом ( с помощью позиции других и уметь учителя) согласовывать свои Уметь Знать действия. описывать исторические Познавательные. Применять окончание имена ( начальные сведения о войны с Наполеон, сущности и особенности Наполеоном Александр 1). объектов, процессов и Уметь работать с Уметь работать с явлений действительности в соответствии с содержанием картой картой. (с конкретного учебного помощью предмета и для разрешения учителя) познавательных и практических задач. Использовать в жизни и деятельности некоторые Уметь Знать когда межпредметные знания, описывать произошло отражающие доступные основные восстание существенные связи и события декабристов отношения между объектами восстания и процессами. декабристов Уметь сравнивать архитектуру современности и Уметь сравнивать архитектуру современности и до наших дней» IV четверть. 53 Войны России на Кавказе. Отношения России с другими странами при Николае I. 54 Крымская война. Оборона Севастополя. 55 Проверочная работа по теме: "Российская империя после в первой половине XIX века". 56 Царь освободитель начала 19 века начала 19 века (по наводящим вопросам учителя) Знать, какие войны вела Россия на Кавказе. (с помощью учителя) Работа со словарем Работа с исторической картой Дать представление о войнах, которые вела Россия на Кавказе. Причины войн. Знать, какие войны вела Россия на Кавказе. Уметь работать с картой. Работа с исторической картой Работа со словарем Практическая работа: Оборона Севастополя. Урок обобщения и систематизац ии. Дать представление о причинах Крымской войны. Наглядноиллюстративн Сформировать общее представление о Уметь работать с Уметь работать с Личностные. картой, с картой, с Бережно относиться к карточками карточками культурно - историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные. Осуществлять Знать основные Уметь взаимный контроль исторические описывать совместной деятельности, события основные адекватно оценивать Российской исторические собственное поведение и империи в события поведение окружающих. первой половине Российской Способность действовать с 19 века. империи в первой половине учетом позиции других и уметь согласовывать свои 19 века. (по действия. вопросам Познавательные. учителя) Использовать логические Знать Знать действия сравнение, анализ, исторические исторические Закрепить и обобщить знания по разделу Александр II (1855-1881). Отмена крепостного права. Военные Реформы Александра II. Международные отношения России при Александре II. Русско-турецкая война 1877-1878 годов. Революционные организации в России в конце XIX (19) века. ый материал Работа со словарем Работа с лентой времени причине отмены крепостного права рамки отмены крепостного права рамки отмены крепостного права Работа со словарем Работа с лентой времени Дать представление о внешней политике России при Александре II. Знать основные события: итог русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Работа со словарем Мозговой штурм Дать общее представление о появлении революционных организации в России. Знать основные революционные организации 19 века. 59 Царь Александр III Миротворец (1881-1894). Дать представление о политике царя Александра III. Знать главные исторические личности Александр 3 60 Укрепление самодержавия Александром III. Российское государство в период Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Работа с лентой времени Работа со словарем Игра «Цепочка» Знать основные события: итог русско-турецкой войны 1877-1878 годов. ( с помощью учителя) Знать основные революционные организации 19 века. (с помощью учителя) Знать главные исторические личности Александр 3 Дать представление о политике царя Александра III. Знать что такое манифест «О незыблемости самодержавия» 57 58 Знать что такое манифест «О незыблемости самодержавия» (с помощью учителя) обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями. 61 62 63 64 65 правления Александра III. Последний российский император Николай II (1894-1917). Обострение международных отношений. Война с Японией. Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века Революционные выступления 1905-1907 годов. Россия перед Первой мировой войной (19081914). Участие России в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 года. Отречение Наглядноиллюстративн ый материал Работа со словарем Работа с лентой времени Работа со словарем Контрольная работа Работа с исторической картой Дать общую характеристику России во время правления Николая 2 Знать главные исторические имена (Николай 2) Дать общее представление о русско-японской войне. Уметь работать с Уметь работать с картой картой Работа со словарем Работа с лентой времени Дать общее представление о революционных событиях 1905 – 1907 г. Уметь объяснять причины революционных выступлений Работа со словарем Работа с лентой времени Сформировать Уметь объяснять представление о первой причины Первой мировой войне, об мировой войны участии в ней России. Работа со словарем Работа с Сформировать представление о Февральской Знать итоги Февральской революции 1917 Знать главные исторические имена (Николай 2) Уметь объяснять причины революционных выступлений (при помощи учителя) Уметь объяснять причины Первой мировой войны (с помощью учителя) Знать итоги Февральской революции 1917 Николая II. таблицей революции 66 Проверочная работа по теме: "Россия в конце XIX(19)- начале XX (20) века." Урок обобщения и систематизац ии. Закрепить и обобщить знания по разделу 67 Повторение новых терминов, дат за 8 класс. Работа со словарем Работа с исторической картой Закрепить и обобщить знание дат и терминов. 68 Повторение новых терминов, дат за 8 класс. Работа со словарем Работа с учебником Закрепить и обобщить знание дат и терминов. года года (с помощью учителя) Знать основные Знать основные исторические исторические лица конца 19 – лица конца 19 – начала 20 века начала 20 века (Александр 3, (Александр 3, Николай 2, Николай 2, Александр 2.) Александр 2.) Уметь работать с Уметь работать с учебником, учебником, картой, картой, с карточками с карточками (с заданиями. помощью учителя) Уметь работать с Уметь работать с учебником, учебником, картой, картой, с карточками с карточками (с заданиями. помощью учителя) 68 часов График контрольных работ 8 класс № 1 Дата Сентябрь 2 3 4 5 Октябрь Декабрь Март Апрель Тема Вводная контрольная работа: Российское государство до 17 века Контрольная работа: российское государство в конце 17 века Контрольная работа: правление Петра 1 Контрольная работа: Россия в войне с Наполеоном Контрольная работа: Россия в конце 19 – начале 20 века График экскурсий 8 класс № 1 2 Дата Сентябрь Сентябрь 3 4 Ноябрь Март 5 Март Тема Экскурсия: «Один из районов родного города» Экскурсия в библиотеку п. Быстринский: «По страницам истории XVII в.» Экскурсия в ДК Горизонт: «Культура в наши дни» Экскурсия в библиотеку п.Быстринский «Писатели об Отечественной войне 1812г. Экскурсия по п.Быстринский «Архитектура от н.19 века и до наших дней» Критерии оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются: соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы; динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий. Устный ответ: Оценка «5» Оценка «4» Оценка «3» Оценка «2» - обнаруживает -обнаруживает -обнаруживает знание и -обнаруживает незнание понимание понимание материала; понимание основных большей или наиболее материала; -самостоятельно положений темы; существенной части -самостоятельно формулирует ответы; -излагает материал изученного материала; формулирует -допускает ошибки в недостаточно полно и -допускает ошибки в ответы; подтверждении ответов последовательно; формулировке ответа, -допускает примерами и -допускает ряд ошибок в искажает его смысл; единичные ошибки исправляет их с речи; -делает грубые ошибки; и сам исправляет помощью учителя (1-2 -затрудняется -не использует помощь ошибки); самостоятельно учителя; -допускает ошибки в речи (1-2 ошибки); подтвердить пример; -нуждается в постоянной помощи учителя; Письменная работа: При оценке комбинированных работ Оценка Оценка «4» Оценка «3» «5» Если вся Если в работе Правильно работа имеются 2-3 выполнена выполнена негрубые ошибки; большая часть без заданий; ошибок; Оценка «2» Оценка «1» Выполнено менее Если ученик не половины других приступал к заданию, не заданий; выполнил правильно ни одного задания; Учебно - методическое обеспечение для учащихся. 1.Проверочные тесты. 2. Карточки с заданиями. 3. Демонстрационный и раздаточный дидактический материал Учебно - методическое обеспечение для учителя. 1.Программы специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида дл 5-9 классов под ред. Э. В. Якубовская М. И. Шишкова И. М. Бгажнокова –Изд. «Просвещение» 2019г. 2. История Отечества. 8 класс: учеб. для специальных (коррекционных) образовательных организаций VIII вида, /И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. – М. : Просвещение, 2021. – 303с.: ил. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Требования к уровню подготовки обучающихся Планируемые результ ат ы освоения учебного предмета Личностные результаты: - объяснять значение слов и понятий; - по датам определять век; - составлять план для ответов, опираться на словарь, выделять смысловые понятия по темам разделов; - составлять план для ответов с включением опорных слов и понятий; - самостоятельно работать с картой; - объяснять смысл прочитанного. Предметные результаты Минимальный уровень: - объяснять значение слов и ключевых понятий по каждой теме; - по вопросам учителя устанавливать причинно-следственные связи в важных общественных явлениях: - отмена крепостного права; - изменение деятельности судов; - доступ простых людей (наряду с богатым сословием) к участию в работе земских (волостных) собраний, городской думы и др. - читать короткие отрывки из произведений писателей и поэтов второй по ловины X IX в.; - описывать содержание картин, иллюстрирующих быт, нравы, внешний облик персонажей из указанного периода истории (В. В. Верещагин, В.Г. Перов, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге и др.). Достаточный уровень: устанавливать причины: - борьбы за престол между Софьей и Петром 1; — возникновения волнений и бунта стрельцов; - поездки Петра I и представителей дворянства на учебу за границу; 1 — введения Петром I новшеств в жизнь российского общества; - создания новой столицы России; - деятельности Петра I по просвещению народа; — создания «Наказа» Екатерины II; - благополучия общества и международного признания России в период правления Екатерины Великой; - анализировать и сравнивать деятельность Петра I и Екатерины II на благо Российского государства; - описывать: личностные характеристики и деловые качества исторических персонажей: Петра I, Софьи, Екатерины II; - быт и нравы в обществе, принятые в период правления Петра I, Анны Иоанновны, Екатерины II; прогрессивные действия, направленные на укрепление государства, развитие образования, культуры; знать следующие хронологические сведения: - период правления Петра i (1682- 1725); - основание Петербурга (1703); - период царствования Екатерины II (1762— 1796); понимать значение отмены в России крепостного права; уметь ответить на вопросы: - об основных положительных явлениях периода правления Александра II; — о праве крестьян открыто разрешать свои дела на сельском сходе; - о введении судов «скорых, правых, милостивых, равных для всех»; - об устранении сословных различий при выборе членов земских собраний, городской думы; - об обустройстве железных дорог, увеличении их количества в европейской части России; - об основных положительных явлениях периода правления Александра III: финансовом и экономическом укреплении России; - о поиске надёжных союзников (Франция) против союза Германии, Австрии, Италии; - об укреплении армии и флота; - знать имена (3—5) представителей пауки, культуры; - объяснять причины снижения уровня развития экономики, неравномерности ее развития по следующим ключевым явлениям истории начала XX в.: - привлечение иностранного капитала для разработки прибыльных отраслей — нефтяной, угольной, железодобывающей и др.; - частые внешние займы, высокий процент платежей по долгам; - война с Японией за право присутствия России на Дальнем Востоке; - аграрные беспорядки, требования увеличить земельные наделы, погромы помещичьих хозяйств; - усиление общественного влияния со стороны революционных партий и движений, итоги революции 1905— 1907 гг.; - Первая мировая война; - Великая Российская революция: февраль • связно описывать сюжетные картины и фотографии, иллюстрирующие эпизоды Русско-японской войны, выступления пролетариата против самодержавия, портреты Николая II, членов его семьи и др. • знать имена (фамилии) ключевых исторических персонажей периода Н о вой истории (Николай II, Николай Александрович Романов, Александра Фёдоровна (императрица), их дети: Ольга, Анастасия, Татьяна, Мария, цесаревич Алексей). Лист согласований и изменений Дата внесения изменений Место внесения изменений Подпись Подпись лица, лица, вносившего принявшего изменения изменения