Министерство образования и молодежной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________20__г. Секретарь ____________ Дзбановская Н.А. «Согласовано» Зам. директора по УВР _________________ Бакисова Л.О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ___________________ Шляпникова Н.И. «____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по чтению для 8 класса Автор-составитель: Смирнова О.Г. Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-го вида под редакцией Воронковой В.В., М. «Просвещение», 2013г., адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждённым приказом директора образовательного учреждения. Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, материально-технических условий школы, ресурсных возможностей родителей, условий региона. Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Значимость уроков чтения и развития речи состоит в том, что в комплексе решаются образовательные, коррекционные, воспитательные задачи. Цель – создать условия для повышения общего уровня развития учащихся через формирование навыков чтения, развитие коммуникативной функции речи и воспитание нравственных качеств личности. Задачи: формирование навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения; расширение кругозора учащихся, обогащение их познаниями об окружающей действительности; коррекция познавательных процессов; развитие всех сторон речи учащихся: орфоэпического произношения, словарного запаса, синтаксического строя речи; воспитание у учащихся таких нравственных качеств как доброта, честность, дружба, привитие норм общественного поведения. Рабочая программа направлена на формирование навыков чтения, умения работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий: словарная работа, многократное чтение текста разными способами, составление плана прочитанного, пересказ, составление вопросов по содержанию прочитанного и другие. Основным видом чтения на уроках является чтение вслух, так как дети с нарушением интеллекта значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. На уроках используются наглядные средства: портреты писателей, картины, иллюстрации к произведениям. В старших классах (7-9 классы) предусмотрены уроки литературного чтения. В программу включены биографические сведения об авторе, некоторые литературные понятия. Среди них: жанры устного народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказок (зачин, присказка, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Дети учатся характеризовать героев, оценивать их поступки, выделять главную мысль произведения, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительного чтения. Программой предусмотрены два уровня требований к предметному результату. Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год. Содержание программы предмета Программа создана из расчёта 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов. № п/п 1 2 3 4 Название темы Устное народное творчество. Русская литература 19 века. Русская литература 1-ой половины 20 века. Русская литература 2-ой половины 20 века Кол-во часов 16 48 34 38 Устное народное творчество Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти. Былины, исторические песни, предания, сказки. Народная точка зрения на добро и зло. Образ русского человека в произведениях устного народного творчества. Русская литература XIX века Биография и творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого Русская литература 1-й половины XX века Биография и творчество А.П.Чехова, В.Г.Короленко, М.Горького, С.А.Есенина, А.П.Платонова, А.Н.Толстого, Н.А.Заболоцкого. Русская литература 2-й половины XX века Биография и творчество К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, А.Т.Твардовского, В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, Р.П.Погодина, А.А.Суркова. Требования к уровню подготовки учащихся 8 класс Личностные результаты Мотивация к учебной деятельности. Ориентация на продолжение обучения, получение профессии. Соблюдение правил школьного взаимодействия; осознание ответственности за свои поступки. Принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. Требование от себя выполнения моральных норм; способность анализировать нравственную сторону своих и чужих поступков. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результат. Целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. Умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью. Неравнодушие к жизненным проблемам других людей; сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим. Понимание ведущей роли образования и труда в жизни человека. Способность к преодолению трудностей. Ценностное отношение к России, государственной символике, уважительное отношение к русскому языку как к государственному языку межнационального общения; представления о правах и обязанностях человека, гражданина. Ценностное отношение к природе; опыт природоохранительной деятельности. Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей. Представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры. Метапредметные результаты Познавательные действия Умение самостоятельно добывать информацию, и работать с ней. Умение работать по схемам, таблицам, учебным моделям, самостоятельно составлять их. Умение выделять главное, делать умозаключение. Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать самостоятельно. Умение устанавливать аналогии, переносить опыт в новую ситуацию. Регулятивные действия Умение сосредоточиться на объекте, предмете деятельности. Умение контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность. Умение составлять план действий, работать по плану. Проявление собственной инициативы в деятельности, самостоятельности. Коммуникативные действия Умение выстроить диалог, прояснить ситуацию. Способность к сотрудничеству с детьми и взрослыми. Умение выстраивать отношения в совместной творческой деятельности. Предметные результаты Базовый уровень Читать осознанно правильно, бегло, выразительно вслух; Читать про себя доступные по содержанию тексты; Выделять тему и определять идею произведения (с помощью учителя); Определять черты характера главных героев и выражать своё отношение к ним; Самостоятельно делить текст на части по данному плану и составлять план к выделенным частям текста; Пересказывать содержание текста, используя слова и выражения, взятые из текста; Ставить вопросы к тексту, задавать их одноклассникам; Выучить наизусть 10 стихотворений. Пониженный уровень Плавно читать по слогам слова, предложения (с помощью учителя); Участвовать в анализе воспринятого на слух текста; Выделять тему произведения; Определять черты характера главных героев, выражать своё отношение к их поступкам; Пересказывать отдельные части произведения; Учить наизусть стихотворения (отрывки из стихотворений). Календарно-тематическое планирование Тема раздела (количес тво часов) IУстное народное творчеств о (16 ч) Дата Тема урока 1. Устное народное творчество. Сказки как жанр. Цель, задачи - Обобщить знания учащихся о жанрах устного народного творчества, видах и особенностях народных сказок; - познакомить с новым жанром устного народного творчества – балладой; - развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; - формировать умения выделять главную мысль 2. Сказки произведения; народов давать Урала. характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки; передавать содержание 3. Сказки произведения; народов выделять реплики Урала. героев и слова автора при чтении по ролям; - развивать внимание, 4. Знакомство творческое мышление, с русской связную речь, народной память; сказкой «Волшебное - воспитывать умение дружить, кольцо». сочувствовать; интерес к 5. Выборочное народному творчеству, чтение Форма проведения, элементы содержания, методические приёмы Уточнение понятия «устное народное творчество». Жанры УНТ (сказки, былины, народные песни…). Аналитическое чтение статьи о своеобразии народных сказок. Записи в тетрадях. Коллективная работа с обсуждением: примеры борьбы добра со злом; Игра «Кто? Откуда?» (герои сказок). Повторение. Беседа о том, какие народы живут на Урале, их культура, обычаи. Работа с удмуртской народной сказкой «Лапти-самоходы». Д/з: пересказ сказки. Проверка д\з. Чтение и анализ татарской народной сказки «Умная девушка». Выборочное чтение, пересказ отрывков. Д\з: пересказ сказки Повторение. Чтение и анализ сказки «Волшебное кольцо». (вслух по цепочке). Чтение по ролям отрывка из сказки. Д\з: с.15 в.1 Чтение и анализ заключительного Планируемые результаты освоения программы Знания жанров устного народного творчества, видов и особенностей народных сказок. Умения читать правильно, осознанно, выразительно; ориентироваться в тексте; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев, оценивать их поступки; составлять план, пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения из текста; читать по ролям. сказки русской «Волшебное словесности; кольцо» любовь к Родине. 6. Деление на части сказки «Волшебное кольцо». 7. Аналитичес кое чтение сказки «Царская милость». 8. Чтение и анализ сказки «Горшеня» 9. Пословицы и поговорки. отрывка сказки. Выборочное чтение по вопросам. Выделение особенностей сказки. Д/з: с.15 в. 2, 5 Инструкции по делению сказки на части. Самостоятельная работа в парах: деление сказки на части. Коллективное составление плана. Пересказ отрывков по плану. Д/з: с. 15, в.7 Бытовые сказки. Чтение и анализ сказки. Характеристика царя. Главная мысль сказки. Чтение сказки по ролям. Д\з: пересказ сказки Аналитическое чтение сказки. Беседа по содержанию. Выборочное чтение по вопросам. Чтение сказки по ролям. Сравнение сказок «Царская милость» и «Горшеня». Д\з: пересказ сказки Общие сведения о пословицах и поговорках как о жанрах УНТ. Чтение статьи в учебнике, конспектирование. Знакомство с пословицами по темам, объяснение смысла пословиц. Д/з: приготовить 10. Жанр баллады. 11. В.А.Жуковс кий «Перчатка», аналитическ ое чтение. 12. Чтение по ролям баллады «Нашла коса на камень». 13. Жанр былины. 14. Выборочное пословицы о труде. Баллада как жанр УНТ, прослеживание взаимосвязи с историей. Записи в тетрадях. Чтение и анализ отрывков из баллад. Д\з: с.18 з.4 Знакомство с балладой «Перчатка». Оценка поступков героев баллады. Работа с иллюстрацией. Д/з: выразительное чтение баллады. Знакомство с балладой «Нашла коса на камень». Анализ произведения. Оценка поступков героев баллады. Объяснение названия. выразительное чтение баллады по ролям. Работа с пословицами и поговорками с.23 Д/з: с.21-23 выразительное чтение. Повторение сведений о былинах (какие былины изучали раньше). Чтение и анализ статьи о былинах в учебнике, конспектирование. Былинные темы в творчестве писателей, композиторов, художников. Д\з: с.25 вопросы Знакомство с чтение отрывков из былины «Садко». 15. Аналитичес кое чтение былины «Добрыня и змей». 16. Обобщающ ий урок по теме «Устное народное творчество» . II Русская литерат ура XIX века (48 ч) 1. А.С.Пушкин - Познакомить с , жизнь и жизнью и творчество. творчеством писателей: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.А.Некрасова, И.С.Никитина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого; - совершенствовать навыки чтения, соблюдение 2. «Публичное логических пауз; испытание», - формировать пересказ по умения отрывком былины «Садко». Словарная работа. Беседа по содержанию отрывка. Выборочное чтение по вопросам. Д/з: с.30 з. 4 Знакомство с былиной «Добрыня и Змей». Определение главной мысли произведения. Сравнительный анализ героев. Работа со словарём по определению лексического значения устаревших слов. Чтение по ролям. Д/з: выразительное чтение. Самостоятельная работа с заданиями творческого характера и в виде теста по изученным произведениям. Составление связного рассказа на тему «Мой любимый герой». Введение в творчество А.С.Пушкина (слово учителя). Работа с учебником: выразительное чтение по цепочке статьи о Пушкине, анализ статьи, составление плана. Конспектирование статьи. Д/з: с. Пересказ статьи по плану. Чтение и анализ произведения. Беседа по вопросам Знание основных сведений из жизни писателей. Умения анализировать прочитанное; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев и их поступки; пересказывать прочитанное с использованием слов и выражений, взятых из текста; строить своё данному плану. анализировать прочитанное; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев и их поступки; делить текст на части, составлять 3. «Записки о план; Пушкине», выборочное пересказывать прочитанное с чтение. использованием слов и выражений, взятых из текста; выразительно читать лирическое произведение; заучивать наизусть; - развивать внимание, мышление, память, 4. Тема связную речь, дружбы в коммуникативные творчестве А.С.Пушкин способности; - воспитывать а. интерес к русской литературе; любовь к Родине, родному языку, родной природе; трудолюбие; умение дружить; уважение к старшим, сострадание. 5. Чтение и анализ стихотворен ия «Во глубине сибирских руд». 6. Выразитель ное чтение стихотворен ия «Зимнее утро». с.38 Коллективная работа: деление текста на части по плану. Воспроизведение содержания текста по плану. Д/з: с.39 з.6 Знакомство с содержанием произведения. Беседа по вопросам учебника (1, 2, 4). Чтение стихотворения в полном содержании «Мой первый друг», упомянутое в тексте. Работа над заданием 5. Д/з: с. 42 в.3 Беседа о лицейских годах Пушкина. Чтение и анализ стихотворения «И.И.Пущину». Рассказ учителя о декабристах. Чтение и анализ стихотворения «19 октября 1827 года». Д/з: выразительное чтение стихотворения (на выбор). Чтение и анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд». Главная мысль стихотворения. Выразительное чтение стихотворений на выбор. Д/з: учить наизусть. Чтение и анализ стихотворения «Зимнее утро». Работа с иллюстрацией. высказывание; ориентироваться в тексте, выделять фрагменты, необходимые для ответа; выразительно читать лирическое произведение, заучивать наизусть. 7. Выразитель ное чтение, заучивание наизусть стихотворен ия «Няне». 8. Тема любви в лирике Пушкина. 9. Выборочное чтение отрывков из стихотворен ий А.С.Пушкин а 10. Знакомство со «Сказкой о попе и о работнике его Балде». Работа над выразительным чтением стихотворения. Коллективное составление рассказа на тему «Солнечное зимнее утро». Д/з: с.43-45 читать выразительно Рассказ о няне Пушкина Арине Родионовне. Работа со стихотворением: анализ, выразительное чтение, заучивание наизусть. Д/з: учить стихотворение. Чтение и анализ стихов «Сожжённое письмо», «Я Вас любил». Работа над выразительным чтением. Д/з: выразительное чтение стихотворения (на выбор). Чтение и анализ стихотворения «На холмах Грузии». Работа со стихотворение «Памятник»: чтение и анализ, главная тема в творчестве А.С.Пушкина. Д\з: с.42 читать выразительно. Слово учителя о создании «Сказки о попе и о работнике его Балде». Чтение сказки по цепочке. Беседа по вопросам. Чтение по ролям отрывков сказки. 11. Деление сказки на части, выявление главной мысли каждой части. 12. Обобщающ ий урок по творчеству А.С.Пушкин а 13. М.Ю.Лермо нтов, жизнь и творчество. 14. Аналитичес кое чтение стихотворен ия «Смерть поэта». Д/з: с.53 в.8 Краткое воспроизведение сюжетной линии сказки. Характеристика главного героя и действующих лиц. Деление сказки на части, определение главной мысли каждой части. Д/з: выразительное чтение сказки. Выборочное чтение стихов из сборника произведений А.С.Пушкина. Викторина по творчеству А.С.Пушкина. Разгадывание кроссворда. Введение в творчество М.Ю.Лермонтова (слово учителя). Работа с учебником: выразительное чтение по цепочке статьи о Лермонтове; Анализ статьи, краткий пересказ; Конспектирование статьи. Д/з: с.56 вопросы. Знакомство со стихотворением. Анализ стихотворения по вопросам. Высказывание своего отношения к прочитанному стихотворению. Подготовка к выразительному чтению стихотворения (про себя). Выразительное 15. Заучивание наизусть отрывка из стихотворен ия «Родина». 16. «Парус», выразительн ое чтение, заучивание наизусть. 17. Чтение и анализ стихов «Сосна», «Утёс», «Листок». 18. «Песня про царя Ивана Васильевича …», выборочное чтение 1 отрывка. 19. Аналитичес кое чтение 2 отрывка чтение вслух. Д/з: выразительное чтение стихотворения. Чтение и анализ стихотворения. Беседа по вопросам. Чтение стихотворения каждым про себя. Выразительное чтение вслух. Заучивание наизусть. Д/з: учить стихотворение. Чтение и анализ стихотворения. Беседа по вопросам. Выборочное чтение. Чтение стихотворения каждым про себя. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Д/з: учить стихотворение Чтение и анализ стихов М.Ю.Лермонтова. Работа над выразительным чтением стихов. Д/з: выразит.чтение стихотворения (на выбор). Словарная работа. Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по содержанию. Устное словесное рисование портрета героини. Д\з: с.61-63 выразительное чтение Аналитическое чтение текста. Определение «Песни …» 20. Чтение и анализ 3 отрывка «Песни …» 21. Обобщающи й урок по творчеству М.Ю.Лермон това 22. И.А.Крылов , жизнь и творчество. Особенност и басни. 23. Анализ басни «Волк на псарне». 24. «Осёл и Соловей» аналитическ ое чтение, заучивание наизусть. главной мысли. Выражение своего отношения к героям. Д\з: с.64-66 выразительное чтение Чтение и анализ текста.Ответы на вопросы по содержанию. Рассуждение о героях «Песни…», отношении автора к их гибели. Д\з: с.74 з.12 Викторина по произведениям М.Ю.Лермонтова. Выборочное чтение стихов. Беседа об И.А.Крылове, основные события в жизни писателя. Особенности басен И.А.Крылова. Работа со статьёй учебника. Чтение отрывков басен И.А.Крылова. Д\з: с.77 вопросы Подготовительная беседа об исторических событиях – войне 1812 года. Чтениеи анализ басни. Мораль басни. Выборочное чтение по вопросам. Деление басни на логические части. Д\з: с.80 з.10 Чтение и анализ басни. Выражение своего мнения о героях. Определение морали басни. Выразительное чтение басни по 25. Чтение по ролям басни «Муха и Пчела». 26. Н.А.Некрас ов, жизнь и творчество. 27. Чтение отрывка из стихотворен ия «Размышлен ия у парадного подъезда». 28. Доля русской женщины в творчестве Н.А.Некрас ова. 29. Отрывок из ролям. Заучивание отрывка. Д\з: учить наизусть отрывок с.80 Чтение басни. Беседа по содержанию. Выражение своего мнения о героях. Мораль басни. Выразительное чтение по ролям. Д\з: с.82 з.9 Основные события из жизни Н.А.Некрасова. Основная тема творчества Н.А.Некрасова. Работа со статьёй учебника. Д\з: с.83 вопросы. Чтение стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию, выражение впечатлений от прочитанного. работа с репродукцией картины «Бурлаки на Волге». Выразительное чтение стихотворения. Д\з: с.84 выразительное чтение Чтение и анализ стихотворения «В полном разгаре страда деревенская». Определение чувств поэта. Устное словесное рисование. Выразительное чтение стихотворения. Д\з: с. 85-86 Знакомство с поэмы «Мороз, Красный нос», составление характерист ики героини. 30. Выразитель ное чтение отрывка из поэмы «Русские женщины». 31. И.С.Никити н, жизнь и творчество. «Русь», заучивание отрывка. 32. «Утро на берегу озера». Деление на части, выразительн ое чтение. 33. И.С.Тургене в, жизнь и отрывком из поэмы. Беседа по содержанию, выборочное чтение. Составление характеристики героини по плану. Заучивание наизусть отрывка. Д\з: 86 учить отрывок. Подготовительная беседа, рассказ о декабристах. Чтение и анализ отрывка. Определение главной мысли. Отношение поэта к теме. Выразительное чтение отрывка. Д\з: с.90 з.5 Чтение и анализ стихотворения. Выборочное чтение по вопросам. Определение главной мысли. Устное словесное рисование. Заучивание наизусть. Д\з: учить стихтворение. Чтение и анализ стихотворения. Определение чувств поэта. Устное словесное рисование. Деление стихотворения на смысловые части и озаглавливание частей. Выразительное чтение стихотворения. Д\з: с.94 з.4 Основные события в жизни творчество. 34. И.С.Тургене в «Муму», 1 глава. Образ Герасима. 35. И.С.Тургене в«Муму», 2 глава. Аналитичес кое чтение. 36. И.С.Тургене в«Муму», 3 глава. Деление на части по плану. 37. И.С.Тургене в«Муму», 4 глава. Выборочное чтение. 38. И.С.Тургене в«Муму», 5 глава. Чтение и И.С.Тургенева. Характеристика писателя как человека. Знакомство с творчеством писателя. Работа со статьёй учебника. Д\з: с.97 вопросы Чтение и анализ отрывка. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Характеристика героя. Отношение к нему автора. Д\з: с.100 в.5-7 Выразительное чтение текста. Краткий пересказ описания собаки. Выражение собственного мнения о поступке героя. Д\з: с.101-102 пересказ Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по содержанию. Выражение своего мнения о барыне. Чтение по ролям отрывка. Деление текста на части по плану. Д\з: с.107 з.8 Аналитическое чтение отрывка. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Беседа по теме произведения. Д\з: с. 107-108 пересказ. Самостоятельное знакомство с отрывком. Составление пересказ. 39. И.С.Тургене в«Муму», 6 глава. Выборочное чтение. 40. И.С.Тургене в«Муму», 7 глава. Составление плана для пересказа. 41. И.С.Тургене в«Муму», 8 глава. Составление характерист ики главного героя. 42. Л.Н.Толстой , жизнь и творчество. 43. Л.Н.Толстой «После бала», аналитическ ое чтение 1 главы. вопросов по содержанию. Выборочное чтение отрывка. Подготовка к пересказу, пересказ. Д\з: с.109-110 пересказ. Работа с текстом, ответы на вопросы. Выборочное чтение. Составление характеристик лекаря, Гаврилы, барыни. Отношение автора к героям. Д\з: с.111-112 пересказ. Чтение и анализ отрывка. Выборочное чтение. Деление отрывка на части, составление плана. Д\з: пересказ по плану. Аналитическое чтение отрывка. Ответы на вопросы по содержанию. Составление характеристики Герасима по плану. Словарная работа. Д\з: с.118 з.8 Углубление знаний ожизни и творчестве Л.Н.Толстого. Работа со статьёй учебника. Основные темы творчества Л.Н.Толстого. Д\з: с.122 вопросы. Чтение и анализ главы. Выборочное чтение по вопросам. Описание внешности и поведения полковника на балу. 44. Л.Н.Толстой «После бала», чтение и анализ 2 главы. 45. Картины природы в творчестве Ф.И.Тютчев а. 46. Ф.И.Тютчев «Я помню время золотое». 47. Мотивы родной природы в русской лирике. Пересказ главы от первого лица. Д\з: с.126 з.6 Аналитическое чтение 2 главы. Сравнение поведения полковника на балу и после бала. Характеристика героя. Объяснение названия рассказа. Пересказ главы от третьего лица. Д\з: с.129 вопросы. Рассказ о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева. Главные темы стихотворений Ф.И.Тютчева. Чтение и анализ стихов. Наблюдение за описанием природы в разное время года. Работа с иллюстрациями. Д\з: учить стихотворение (на выбор) Тема любви в творчестве Ф.И.Тютчева. Знакомство со стихотворением. Беседа по содержанию. Работа над выразительным чтением. Д\з: читать выразительно Особенности картин родной природы в творчестве Н.П.Огарёва, А.К.Толстого, А.А.Фета, И.З.Сурикова. Рассматривание 48. Обобщающ ий урок по теме «Русская литература XIX века». IIIРусская литератур а 1-й половины 20 века (34ч) 1. Сатира и юмор в творчестве А.П.Чехова. - Познакомить с жизнью и творчеством писателей: А.П.Чехова, В.Г.Короленко, М.Горького, С.А.Есенина, А.П.Платонова, А.Н.Толстого, 2. Чтение по Н.А.Заболоцкого; ролям - совершенствовать рассказа «Лошадиная навыки чтения; - развивать умения фамилия». анализировать прочитанное; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев, давать собственную оценку их 3. А.П.Чехов «Хирургия», поступкам; выразительн делить текст на части, составлять ое чтение. план; пересказывать прочитанное с использованием слов и выражений, 4. А.П.Чехов «Толстый и взятых из текста; выразительно тонкий», аналитическ читать лирическое произведение; ое чтение. репродукций картин Шишкина «Полдень», Васильева «Мокрый луг». Д\з: читать выразительно стих-е (на выбор) Обобщение знаний о произведениях, прочитанных в разделе, об их авторах. Самостоятельная работа. Беседа о жизни и творчестве А.П.Чехова, углубление знаний. Презентация. Словарная работа. Работа со статьёй учебника. Д/з: с.133 в.2-4 Чтение и анализ рассказа. Объяснение названия рассказа. Выделение фрагментов рассказа, делающих его юмористическим. Чтение по ролям отрывков из рассказа. д/з: с.133-137 выразительное чтение. Чтение и анализ рассказа. Выборочное чтение по вопросам. Характеристика героев, оценка их поведения. д/з: пересказ Аналитическое чтение рассказа. Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ отрывков. Знание основных сведений из жизни писателей. Умения анализировать прочитанное; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных героев, оценивать их поступки; пересказывать прочитанное с использованием слов и выражений, взятых из текста; строить своё высказывание; ориентироваться в тексте, выделять фрагменты, необходимые для ответа; выразительно читать лирическое произведение, заучивать наизусть. заучивать наизусть; - развивать 5. В.Г.Королен творческое ко, жизнь и воображение, творчество. внимание, образное мышление, память, связную речь, коммуникативные способности; - воспитывать интерес к русской литературе; любовь к Родине, родному языку, родной 6. В.Г.Королен природе; ко «Слепой трудолюбие; умение дружить; музыкант», аналитическ уважение к ое чтение 1 старшим, сострадание. главы повести. 7. «Слепой музыкант», 2 глава. Составление характерист ики главных героев. 8. «Слепой музыкант», чтение по ролям 3 главы. 9. «Слепой музыкант», выборочное чтение 4 и 5 глав. Д/з: ответы на вопросы. Повторение о творчестве В.Г.Короленко, повесть «Дети подземелья». Работа со статьёй учебника, записи в тетради. Обсуждение темы повести «Слепой музыкант». Д/з: с.139 вопросы Чтение и анализ 1 главы повести «Слепой музыкант». Первое впечатление о главных героях повести. Чтение по ролям отрывка. Д/з: с.139-140 пересказ. Чтение 2 главы. Ответы на вопросы по содержанию текста. Характеристика героев. Определение главных черт в поведении каждого из детей. Д/з: с.145 в.5 Чтение 3 главы. Ответы на вопросы по содержанию текста. Чтение главы по ролям. Д/з: с. 145-147 пересказ Чтение и анализ 4 и 5 глав. Чтение по ролям 4 главы. Выборочное чтение 5 главы. Пересказ отрывка (о дружбе Петра и Эвелины). Д/з: с.150 вопросы 10. «Слепой музыкант», аналитическ ое чтение 6 и 7 глав. 11. «Слепой музыкант», чтение и пересказ 8 главы. 12. «Слепой музыкант», аналитическ ое чтение 9 главы. 13. «Слепой музыкант», 10 глава. Анализ поступков героев. 14. Обобщающ ий урок по повести «Слепой музыкант». 15. М.Горький, жизнь и творчество. Чтение и анализ 6 и 7 глав. Объяснение значения выражения. Составление портретной характеристики героев. Д/з: с. 152 в. 2,3 Аналитическое чтение отрывка. Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ отрывка. Д/з: с. 154 вопросы Чтение и анализ главы. Выборочное чтение по вопросам. Объяснение выражений. Чтение текста по ролям. Д/з: с.155 вопросы. Аналитическое чтение главы. Выборочное чтение. Составление характеристики героев, анализ их поведения, подтверждение словами из текста. Д/з: с. 158 вопросы Чтение и анализ 11 главы. Ответы на вопросы по содержанию. Беседа по основной теме произведения. Личное отношение к героям повести. Д/з: с.161 в.5 Жизнь и творчество М.Горького. Презентация. Автобиографические повести М.Горького. Работа со статьёй. Записи в тетради. Словарная работа. 16. М.Горький« Макар Чудра», знакомство с рассказом. 17. «Макар Чудра», составление словесного портрета главных героев. 18. С.А.Есенин, жизнь и творчество. 19. С.А.Есенин «Спит ковыль», «Пороша». Изобразител ьные средства языка. 20. «Отговорил а роща золотая», выразительн ое чтение. Д/з: рассказ о М.Горьком Аналитическое чтение рассказа (по отрывкам с обсуждением). Словарная работа. Д/з: с.170 в.2 Выборочное чтение по вопросам. Составление словесного портрета Зобара и Радды. Определение главной мысли рассказа. Д/з: с.170 в.6 Рассказ о жизни и творчестве С.А.Есенина. Презентация. Работа со статьёй. Записи в тетради. Словарная работа. Д/з: с.173 вопросы Чтение и анализ стихов С.А.Есенина. Отношение поэта к родной природе. Изобразительные средства языка: олицетворение, сравнение (выделение в тексте, объяснение). Выразительное чтение. Д\з: учить стихотворение (на выбор) Чтение и анализ стихотворения. Изобразительные средства языка – сравнение (выделение в тексте). Работа над выразительным чтением. Д/з: выразительное чтение стихотворения. 21. А.П.Платон ов«Разноцве тная бабочка», знакомство со сказкой. 22. «Разноцветн ая бабочка», выделение главной мысли сказки. 23. А.Н.Толсто й «Русский характер», чтение и анализ 1 главы. 24. «Русский характер», 2 глава. Составление плана для пересказа. 25. «Русский характер», 3 глава. Главная мысль рассказа. 26. Н.А.Заболоц Беседа о жизни и творчестве А.П.Платонова. Работа со статьёй. Знакомство со сказкой «Разноцветная бабочка»(чтение и анализ). Д\з: с.180 в.4-6 Выборочное чтение сказки. Определение главной мысли сказка. Составление плана сказки. Пересказ по плану. Д/з: с.180 в.10 Жизнь и творчество А.Н.Толстого. Работа со статьёй учебника. Самостоятельное знакомство с 1 главой рассказа «Русский характер». Выборочное чтение по вопросам. Озаглавливание. Д/з: с.183 в.5 Чтение и анализ 2 главы рассказа «Русский характер». Беседа по содержанию, озаглавливание. Деление главы на части, составление плана. Д\з: с.186 в.6 Пересказ по плану 2 главы. Чтение и анализ 3 главы. Озаглавливание. Объяснение названия рассказа. Выделение главной мысли рассказа. Д/з: с.188 в.7 Жизнь и творчество кий «Некрасивая девочка». Рассуждени е о красоте человека. 27. М.М.Зощен ко «Не надо врать».Знак омство с рассказом. 28. Выборочное чтение рассказа «Не надо врать» 29. Аналитичес кое чтение рассказа «Бедный Федя». 30. П.П.Бажов «Малахитов ая шкатулка», общее знакомство. Н.А.Заболоцкого. Аналитическое чтение стихотворения «Некрасивая девочка». Рассуждение о внешней и внутренней красоте человека. Выразительное чтение стихотворения. Д/з: с.190-191 читать выразительно Жизнь и творчество М.М.Зощенко. Работа со статьёй учебника. Записи в тетради. Знакомств с рассказом «Не надо врать». Беседа по содержанию. Д/з: составить вопросы к рассказу Беседа по вопросам учащихся. Выборочное чтение рассказа. Работа с пословицами о правде и лжи. Д\з: пересказ рассказа Чтение и анализ рассказа. Выборочное чтение по вопросам. Чтение по ролям отрывка. Д\з: с.175 вопросы Жизнь и творчество П.П.Бажова. Презентация. Знакомство со сказкой «Малахитовая шкатулка» Чтение и анализ 1-го отрывка. 31. «Малахитов ая шкатулка», аналитическ ое чтение сказки. 32. «Малахитов ая шкатулка», выборочное чтение отрывков. 33. Поэты о «движении весны». 34. Обобщающ ий урок по теме «Русская литература 1-й половины 20 века». IVРусская литератур а 2-й половины 20 века (38ч) 1. К.Г.Паустов ский, жизнь и творчество. - познакомить с жизнью и творчеством писателей: К.Г.Паустовского, Р.И.Фраермана, Л.А.Кассиля, Словарная работа. Д\з: прочитать отрывок сказки Чтение и анализ 2-го отрывка сказки. Выборочное чтение по вопросам. Д\з: пересказ отрывка Чтение и анализ заключительного отрывка сказки. Выборочное чтение по вопросам. Пересказ отрывка. Д\з: краткий пересказ сказки Беседа об изменениях в природе весной. Чтение и анализ стихов: И.А.Бунин «бушует полая вода», И.Северянин «Весенний день», А.П.Межиров «Летит сосулька…». Работа над выразительным чтением. Д\з: учить стихотворение (на выбор) Обобщение знаний о произведениях, прочитанных в разделе, об их авторах. Викторина по пройденным произведениям. Чтение дополнительной литературы. Расширение знаний о жизни и творчестве К.Г.Паустовского: - презентация; - работа со статьёй; - записи в тетради. Д\з: рассказ о Знание основных сведений из жизни писателей. Умения анализировать прочитанное; выделять главную А.Т.Твардовского, 2. К.Г.Паустов В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, ский «Мещёрская Р.П.Погодина; - совершенствовать сторона», аналитическ навыки чтения; - развивать умения ое чтение. работать с текстом: выделять главную мысль; характеризовать героев и оценивать их поступки; делить текст на части, составлять 3. К.Г.Паустов план; пересказывать ский «Телеграмм текст с использованием а». Аналитичес слов и выражений, взятых из текста; кое чтение передавать 1 части. эмоциональное 4. «Телеграмм состояние героев при чтении по а», 2 часть. ролям; Выделение - развивать главной внимание, образное мысли. мышление, память, связную речь, коммуникативные способности; - воспитывать 5. Р.И.Фраерм интерес к русской литературе; любовь ан «Дикая к Родине, родному собака языку, родной Динго…». Аналитичес природе; кое чтение 1 трудолюбие; уважение к людям, главы. совершающим благородные и героические поступки; умение дружить; 6. «Дикая сострадание. собака Динго…», пересказ 2 главы. К.Г.Паустовском Рассказ о путешествии К.Г.Паустовского в Мещёру (презентация, статья в учебнике). Словарная работа (очерк). Чтение и анализ отрывка из книги «Мещёрская сторона». Д\з: с.177-178 пересказ Чтение и анализ 1-ой части рассказа. Выборочное чтение по вопросам. Озаглавливание части, пересказ. Д\з: с.194-196 пересказ Чтение и анализ 2-ой части рассказа. Объяснение выражений. Выделение главной мысли рассказа. Озаглавливание части. Д\з: с.196-199 вопросы Жизнь и творчество Р.И.Фраермана (работа со статьёй). Чтение и анализ 1 главы повести. Выборочное чтение по вопросам. Озаглавливание, пересказ. Д\з: с.201-205 пересказ Знакомство со 2 главой. Беседа по содержанию. Составление вопросов. Выборочное чтение. Пересказ отрывка. мысль произведения; характеризовать героев, оценивать их поступки; пересказывать прочитанное с использованием слов и выражений, взятых из текста; строить своё высказывание; ориентироваться в тексте, выделять фрагменты, необходимые для ответа; передавать эмоциональное состояние героев при чтении по ролям. 7. «Дикая собака Динго…», составление вопросов по содержанию 3 главы. 8. «Дикая собака Динго…», 4 глава. Составление характерист ики главной героини. 9. «Дикая собака Динго…», 5 глава. Аналитичес кое чтение. 10. Л.А.Кассиль «Пекины бутсы». Выборочное чтение 1 части. 11. «Пекины бутсы», пересказ 2 части. Д\з: с.208 в.4 Самостоятельное знакомство с 3 главой. Составление вопросов по содержанию. Выборочное чтение. Чтение по ролям отрывка. Д\з: с.213 в.5 Чтение и анализ 4 главы. Оценка поведения героев во время бурана. Составление характеристики главной героини. Составление плана отрывка. Д\з: пересказ по плану Самостоятельное знакомство с 5 главой. Беседа по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ отрывка. Д\з: 224-226 пересказ Творчество Л.А.Кассиля. Чтение 1 части рассказа «Пекины бутсы» Беседа по содержанию. Описание внешности главного героя. Озаглавливание части. Д\з: с.230 в.6 Знакомство со 2 частью рассказа. Составление вопросов по содержанию. Выборочное чтение. Озаглавливание. Д\з: с.231 в.5 12. «Пекины бутсы», составление характерист ики главного героя. 13. В.А.Солоух ин «Мститель», знакомство с рассказом. 14. В.А.Солоух ин «Мститель», оценка поступков героев. 15. А.Т.Твардов ский «Василий Тёркин». Выразитель ное чтение главы «Гармонь» 16. «Василий Тёркин», выборочное чтение главы «Кто стрелял?» Чтение заключительной части рассказа. Беседа по содержанию. Выборочное чтение. Озаглавливание отрывка. Составление характеристики главного героя. Д\з: с.234 в.5 Сообщение сведений о жизни и творчестве В.А.Солоухина. Знакомство с рассказом «Мститель»: чтение, беседа по содержанию, словарная работа. Д\з: ответы на вопросы Выборочное чтение рассказа по вопросам. Анализ поступков героев, оценка их поведения. Пересказ отрывков. Д\з: краткий пересказ Жизнь и творчество В.Т.Твардовского. Знакомство с поэмой «Василий Тёркин». Чтение и анализ главы «Гармонь». Деление главы на части по плану. Выразительное чтение по частям. Д\з: с.238-239 учить отрывок Чтение и анализ главы «Кто стрелял?» Определение черт характера главного героя, подтверждение строчками 17. «Василий Тёркин», составление характерист ики главного героя. 18. Аналитичес кое чтение стихотворен ия «Рассказ танкиста». 19. В.М.Шукши н «Гринька Малюгин». Аналитичес кое чтение 1 главы. 20. «Гринька Малюгин». Выразитель ное чтение 2 главы. 21. «Гринька Малюгин», 3 глава. Внутренняя и внешняя красота человека. стихотворения. Выразительное чтение отрывка. Д\з: с.243-246 читать выразительно Чтение и анализ главы «В наступлении». Составление характеристики главного героя. Выразительное чтение отрывка. Д\з: с.246-248 читать выразительно Чтение и анализ стихотворения «Рассказ танкиста». Выборочное чтение стихотворения. Д\з: с.203-204 читать выразительно Жизнь и творчество В.М.Шукшина. Чтение 1 главы. Беседа по содержанию. Оценка поступка главного героя. Выборочное чтение по вопросам. Озаглавливание, краткий пересказ. Д\з: с.253 в.5 Чтение и анализ 2 главы. Выборочное чтение по вопросам. Чтение по ролям отрывков. Д\з: с.253-256 читать выразительно Чтение 3 главы. Беседа по содержанию. Размышления о внешней и внутренней красоте человека на примере главного героя рассказа. Чтение отрывка по 22. Тема Великой отечественн ой войны в творчестве поэтов. 23. Экскурсия «Герои великой победы». 24. В.П.Астафь ев «Далёкая и близкая сказка». Общее знакомство. 25. «Далёкая и близкая сказка», деление на части, пересказ. 26. В.П.Астафь ев «Васюткино озеро». Аналитичес кое чтение 1 части. 27. «Васюткино ролям. Д\з: с.256-259 читать выразительно Беседа о Великой Отечественной войне, праздновании Дня Победы. Чтение и анализ стихов К.М.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», А.А.Сурикова «Бьётся в тесной печурке огонь». Д\з: выразительное чтение стихотворения (на выбор). Инструктаж учащихся. Тема и цель экскурсии. Экскурсия к памятнику ветеранам Великой Отечественной войны. Жизнь и творчество В.П.Астафьева. Словарная работа. Чтение сказки. Беседа по содержанию. Д\з: с.266 в.1,2 Выборочное чтение сказки по вопросам. Деление сказки на части, составление плана. Д\з: пересказ по плану Чтение и анализ 1 части. Словарная работа. Выборочное чтение по вопросам. Озаглавливание отрывка. Д\з: с.235-240 читать Чтение и анализ 2 озеро», чтение и анализ 2 части. 28. «Васюткино озеро», 3 часть. Пересказ отрывка. 29. «Васюткино озеро», чтение и анализ 4 части. 30. «Васюткино озеро», выборочное чтение 5 части. 31. «Васюткино озеро», аналитическ ое чтение 6 части. 32. Р.П.Погоди н «Алфред». Выборочное чтение 1 главы. 33. «Алфред», 2 части рассказа. Составление вопросов по содержанию. Озаглавливание. Выборочное чтение. Д\з: с.240-244 Аналитическое чтение 3 части рассказа. Составление вопросов по содержанию. Озаглавливание. Пересказ отрывка. Д\з: с.244-248 пересказ Чтение и анализ 4 части. Выборочное чтение по вопросам. Озаглавливание. Анализ поведения главного героя. Д\з: с. 248-252 Аналитическое чтение 5 части. Выборочное чтение по вопросам. Чтение по ролям отрывка. Озаглавливание. Д\з: с. 252-256 пересказ Чтение и анализ заключительной части рассказа. Объяснение названия рассказа. Краткий пересказ по плану. Д\з: с.256-259 читать Жизнь и творчество Р.П.Погодина. Чтение и анализ 1 главы рассказа «Алфред». Выборочное чтение по вопросам. Д\з: с.268-270 вопросы Аналитическое глава. Деление на части, пересказ. 34. «Алфред», 3 глава. Составление плана, пересказ. 35. «Алфред», 4 глава. Краткий пересказ. 36. «Алфред», 5 глава. Выборочное чтение. 37. А.А.Сурико в Родина», выразительн ое чтение. чтение 2 главы. Характеристика героя (Стёпки), подтверждение примерами из текста. Деление на части по плану. Пересказ по плану. Д\з: с.272 в.3 Чтение и анализ 3 главы. Деление на части, озаглавливание, составление плана. Пересказ по составленному плану. Чтение по ролям отрывка. Д\з: с.272-277 пересказ Чтение и анализ 4 главы. Выборочное чтение по вопросам. Сравнительная характеристика героев. Краткий пересказ главы. Д\з: с.279 в.4 Аналитическое чтение 5 главы. Выборочное чтение по вопросам. Личное отношение учащихся к героям рассказа, оценка их поведения. Д\з: с.282 в.6 А.А.Суриков – поэтпатриот. Чтение и анализ стихотворения «Родина». Выборочное чтение. Выделение основной мысли. Выразительное чтение. Д\з: с.284-285 читать выразительно 38. Обобщающ ий урок по теме «Русская литература 2-й половины 20 века». Обобщение знаний о пройденных произведениях, сведений об авторах. Самостоятельная работа. Чтение дополнительной литературы. понимает знает Формы и средства контроля Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Текущий контроль (освоение материала по теме) осуществляется в форме беседы, опроса, самостоятельной работы, работы с карточкой, теста проверки выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.). Итоговый контроль (проверка техники чтения) проводится три раза в год: начало учебного года, в конце I полугодия, в конце учебного года. Для проверки техники чтения подбираются незнакомые, но доступные по содержанию тексты. При оценке учитываются все качества чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность. Уровни качества образованности Отлично «5» - содержание ответа соответствует поставленному вопросу; -знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно - обнаруживает понимание текста, выделяет основную мысль произведения; - передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно Хорошо «4» - при ответах на вопросы и воспроизведении содержания текста допускает неточности; - недостаточно хорошо знает наизусть текст, допускает ошибки - затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос; - излагает содержание недостаточно полно и последовательно; - допускает неточности в выделении главной мысли, делении на части, озаглавливании Удовлетворительно «3» - ответ на вопрос содержит ошибки, которые искажают содержание текста; - не знает наизусть части текста, допускает много ошибок - не умеет объяснить материал по заданному вопросу; - затрудняется в выделении главной мысли произведения; - испытывает трудности в понимании текста; - излагает содержание неполно, непоследовательно допускает искажение смысла произведения применяет оценивает - читает правильно, бегло, выразительно (допускаются ошибки при соблюдении смысловых пауз, логических ударений) - читает недостаточно бегло, допускает ошибки; - делает некоторые ошибки в речи - называет главных действующих лиц, характеризует их поступки; - объективно оценивает свои возможности - называет главных действующих лиц, характеризует их поступки с помощью педагога; - оценивает свои возможности с организующей помощью педагога - читает медленно с большим количеством ошибок; - затрудняется самостоятельно выполнять действия (деление на части, озаглавливание), нуждается в помощи учителя; - допускает ряд ошибок в речи - затрудняется назвать главных действующих лиц, характеризовать их поступки; - не всегда адекватно оценивает свои возможности Критерии оценивания Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника. При оценке во внимание принимается успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению. Каждая такая оценка должна быть мотивированной. В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 5 класс – 4560 слов, 6 класс – 70-80 слов, 7-9 классы – 90-100 слов. Задача проверки техники чтения заключается прежде всего в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи. Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; - выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса — легкие тексты самостоятельно); - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает в основном правильно, бегло; - допускает 1—2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя: - допускает при чтении наизусть 1—2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; - допускает 3—4 ошибки при чтении; 1—2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3—4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; а выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Учебно-методические средства обучения Учебники: Чтение. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / А.К. Аксёнова. – 11 издание. – М.; «Просвещение», 2018. Дополнительная литература: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для начальной школы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006; Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007; Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога спец. (кор.) общеобразовательной школы / Т,И,Адонина. – М.: Владос, 2014; Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.) образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013; Уроки развития речи. Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: Владос, 2000; Уроки развития речи. Дидактические материалы для учащихся. – М.: Владос, 2000; Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО», 2009; Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО», 2010; В мире литературы. 6 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. / Под ред. А.Г.Кутузова. – М.: Дрофа, 2001.; наглядный материал: иллюстрационный материал по чтению, портреты писателей, таблицы по чтении; художественная литература. Материально-техническое обеспечение: Ноутбук Проектор Интерактивная доска