Рабочая программа по чтению для 7 классов на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
Секретарь ____________
Дзбановская Н.А.

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________
Бакисова Л.О.

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
___________________
Шляпникова Н.И.

«____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по чтению
для 7 «А» класса

Автор-составитель:
Полещикова А.Г.

Реж, 2021 год
1

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной
общеобразовательной программы «Центр «Дар» обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями); на основе программ специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8-го вида под редакцией Воронковой В.В., М.
«Просвещение», 2014г.
Рабочая программа составлена с учётом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений,
материально-технических условий школы, ресурсных возможностей родителей, условий
региона.
Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.
Значимость уроков чтения и развития речи состоит в том, что в комплексе решаются
образовательные, коррекционные, воспитательные задачи.
Цель – создать условия для повышения общего уровня развития учащихся через
формирование навыков чтения, развитие коммуникативной функции речи и воспитание
нравственных качеств личности.
Задачи:
 формирование навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения;
 расширение кругозора учащихся, обогащение их познаниями об окружающей
действительности;
 коррекция познавательных процессов;
 развитие всех сторон речи учащихся: орфоэпического произношения, словарного
запаса, синтаксического строя речи;
 воспитание у учащихся таких нравственных качеств как доброта, честность, дружба, привитие
норм общественного поведения.
Рабочая программа направлена на формирование навыков чтения, умения работать
с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий: словарная
работа, многократное чтение текста разными способами, составление плана прочитанного,
пересказ, составление вопросов по содержанию прочитанного и другие. Основным видом
чтения на уроках является чтение вслух, так как дети с нарушением интеллекта
значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. На уроках
используются наглядные средства: портреты писателей, картины, иллюстрации к
произведениям. В старших классах (7-9 классы) предусмотрены уроки литературного
чтения. В программу включены биографические сведения об авторе, некоторые
литературные понятия. Среди них: жанры устного народного творчества (сказка, былина,
песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки
о животных); языковые особенности сказок (зачин, присказка, троекратные повторы);
жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).
Дети учатся характеризовать героев, оценивать их поступки, выделять главную мысль
произведения, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать
средствами выразительного чтения.
Программой предусмотрены два уровня требований к предметному результату.
Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год.
Содержание программы предмета

7 класс
Программа создана из расчёта 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов.
№ п/п
Название темы
2

Кол-во часов

1
2
3

Устное народное творчество.
Русская литература 19 века.
Русская литература 20 века.

16
52
68

Устное народное творчество
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины, пословицы.
Особенности построения сказки. Сказки народов Урала. Былина как отражение исторического
прошлого народа. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках.
Русская литература 19 века
Биография и творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, ИА.Крылова, Н.А.Некрасова,
Л.Н.Толстого, В.Г.Короленко, А.П.Чехова.
Русская литература 20 века
Биография и творчество М.Горького, П.П.Бажова, М.В.Исаковского, К.Г.Паустовского,
М.М.Зощенко, К.М.Симонова, В.П.Катаева, Н.И.Рыленкова, Ю.И.Коваля, В.П.Астафьева,
Ю.Я.Яковлева, Р.П.Погодина.
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс
Личностные результаты
 Мотивация к учебной деятельности; ценностное отношение к учебе как виду
творческой деятельности.
 Способность к проявлению отрицательного отношения к нарушениям правил
школьного взаимодействия.
 Принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций.
 Осознание принятия в обществе морально-нравственных норм.
 Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результат.
 Осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей; способность
оценивать угрозу физического и нравственного здоровья.
 Неравнодушие к жизненным проблемам других людей; сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной жизненной ситуации.
 Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к
младшим.
 Элементарные представления о различных профессиях.
 Способность к преодолению трудностей.
 Ценностное отношение к России, своему народу; элементарные представления о
примерах исполнения гражданского и патриотического долга. Осознание себя
гражданином России.
 Ценностное отношение к природе; понимание активной роли человека в природе.
 Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей.
 Представления об эстетических и художественных ценностях отечественной
культуры.
Метапредметные результаты
Познавательные действия
 Умение добывать информацию, и работать с ней.
 Умение работать по схемам, таблицам, учебным моделям.
 Умение выделять главное, делать выводы.
 Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать.
 Умение устанавливать аналогии.
Регулятивные действия
3

 Умение сосредоточиться на объекте, предмете деятельности.
 Умение контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
 Умение составлять план действий, работать по плану.
 Проявление собственной инициативы в деятельности, самостоятельности.
Коммуникативные действия
 Умение выстроить диалог, прояснить ситуацию.
 Способность к сотрудничеству с детьми и взрослыми.
 Умение выстраивать отношения в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты
Достаточный уровень
 Читать вслух правильно, выразительно, бегло.
 Читать про себя с предварительным заданием не сложные по содержанию тексты;
 Выделять главную мысль произведения с помощью учителя;
 Формулировать вопросы к тексту;
 Характеризовать главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
 Пересказывать содержание прочитанного.
 Выучить наизусть 8 стихотворений.
Минимальный уровень
 Правильно читать доступный текст по слогам;
 Читать про себя, выполняя задания к проанализированному тексту;
 Высказывать своё отношение к поступкам героев;
 Пересказывать отдельные части произведения;
 Учить наизусть стихотворения (отрывки из стихотворений).

4

7 класс
Тема
раздела
(количес
тво
часов)
I Устное
народное
творчеств
о (16ч)

Дата

Тема урока

1. Русские
народные
сказки, их
особенност
и.

2. Аналитичес
кое чтение
сказки
«Сивкабурка».

3. Подготовка
к пересказу
и пересказ
сказки
«Сивкабурка».

4. Знакомство
со сказкой
«Василиса
Прекрасная
».

Цель, задачи

Форма проведения,
элементы
содержания,
методические
приёмы
- Расширить
Вводная беседа.
знания учащихся
Объявление и запись
о жанрах устного темы.
народного
Повторение понятий
творчества;
«устное народное
- познакомить с
творчество»,
особенностями
«русская народная
народной сказки,
сказка».
видами сказок,
Особенности сказок:
новым жанром
зачин, концовка,
устного
троекратные повторы.
народного
Игра «Раздели
творчества –
строчки на слова»;
былиной;
определить, что это?
- развивать
(зачины)
навыки
Вида сказок, примеры.
правильного,
Д/з: с.8, вопросы 1-4
осознанного,
Проверка д/з.
выразительного
Знакомство со сказкой
чтения;
«Сивка-бурка»
- формировать
(чтение вслух).
умения выделять
Анализ сказки.
главную мысль
Работа с
произведения;
иллюстрациями.
характеризовать
Д/з: с.9-17 вопрос 5
главных героев,
Проверка д/з.
их поступки;
Составление
передавать
характеристик
содержание
главных героев
произведения;
сказки.
выделять реплики Чтение по ролям
героев и слова
диалогов.
автора при чтении Пересказ отрывков
по ролям;
сказки.
- развивать
Д/з: с.9-17 пересказ.
внимание,
Проверка д\з.
творческое
Чтение и анализ
мышление,
сказки «Василиса
связную речь,
Прекрасная».
память;
Характеристика
- воспитывать
героев сказки, оценка
чувства любви и
их поступков.
5

Планируемые
результаты
освоения программы
Знания жанров
устного народного
творчества, видов и
особенностей
народных сказок.
Умения читать
правильно, осознанно,
выразительно;
ориентироваться в
тексте; выделять
главную мысль
произведения с
помощью учителя;
характеризовать
главных героев, их
поступки; составлять
план с помощью
учителя,
пересказывать
прочитанное; читать
по ролям.

5. Выборочно
е чтение
сказки
«Василиса
Прекрасная
».

заботы о близких
людях; умение
дружить; интерес
к народному
творчеству,
русской
словесности;
любовь к Родине.

Д\з: с.16 з.7
Проверка д\з.
Выборочное чтение
сказки.
Выделение
особенностей сказки.
Чтение по ролям
отрывков.
Д\з: краткий пересказ
сказки.
Проверка д/з.
Знакомство со
сказкой, определение
вида сказки,
особенности,
характерные сказке..
Работа по
содержанию сказки.
Повторное чтение про
себя (обратить
внимание на реплики
героев).
Чтение по ролям.
Д/з: с.17-18, выразит.
чтение.
Проверка д/з.
Чтение и анализ
сказки «Умный
мужик».
Работа с пословицами,
выделение главной
мысли сказки.
Выделение
особенностей сказки.
Д/з: с.23 в.7
Проверка д\з.
Чтение сказки, беседа
по содержанию.
Выделение
особенностей сказки.
Чтение по ролям.
Д\з: пересказ сказки.
Проверка д/з.
Рассказ о былинах,
записи в тетрадях.
Знакомство с былиной
«Три поездки Ильи
Муромца».
Беседа по
содержанию.
Объяснение

6. Чтение по
ролям
сказки
«Журавль и
Цапля».

7. Выделение
главной
мысли
сказки
«Умный
мужик».

8. Аналитичес
кое чтение
сказки
«Мужик и
царь».
9. Былины.
Знакомство
с былиной
«Три
поездки
Ильи
Муромца».

6

незнакомых слов.
Д/з: с.24-28, в.2
Проверка д/з.
Повторение сведений
о былине как жанре
устного народного
творчества.
Сравнение былины и
сказки.
Выборочное чтение
былины.
Чтение по ролям
отрывков.
Д/з: с.29, в.3
Проверка д/з.
Народная песня –
жанр устного
народного творчества
(рассказ учителя,
запись в тетради).
Знакомство с
народными песнями
«Ах, кабы на цветы не
морозы…» и «По
улице мостовой».
Чтение и анализ
песен.
Выразительное
чтение.
Д/з: выразительное
чтение песни (на
выбор).
Проверка д/з.
Пословицы и загадки
– жанры устного
народного творчества
(рассказ учителя,
записи в тетради,
примеры).
Работа с пословицами
с.32.
Разгадывание загадок
с.33.
Д/з: с.33 в.3
Проверка д/з.
Подготовительная
беседа: богатства
Урала; народы,
населяющие
территорию Урала;
творчество народов
Урала.

10. Чтение по
ролям
отрывков из
былины
«Три
поездки
Ильи
Муромца».

11. Русская
народная
песня.

12. Пословицы
и загадки.

13. Легенды и
мифы
народов
Урала.

7

Чтение и анализ
древней легенды
«Чудесная кладовая».
Д/з: с.29 в.5
(Литература Урала)
Проверка д/з.
Словарная работа.
Знакомство с
башкирской народной
сказкой «Мудрый
старик и глупый
царь».
Составление вопросов
к сказке.
Выборочное чтение
сказки.
Д/з: пересказ сказки.
Проверка д\з.
Рассказ об
удмуртском народе,
традициях.
Знакомство со сказкой
«Лапти-самоходы».
Анализ сказки.
Чтение по ролям.
Д\з: пересказ сказки.
Беседа о жанрах
устного народного
творчества.
Работа в группах:
«Считалки» (делимся
на группы).
Игра «Закончи
пословицу».
Игра «Развесели
малыша» (песни,
потешки).
Игра «Глухой
телефон»
(скороговорки).
«Долго не было
дождя» (заклички).
Конкурс «Кто
быстрее» (загадки).
Подведение итогов.
Знакомство с
содержанием раздела.
Запись темы в
тетради.
Выставка книг с
произведениями
А.С.Пушкина,

14. Сказки
народов
Урала.
Башкирские
народные
сказки.

15. Удмуртские
народные
сказки.

16. Обобщающ
ий урок по
теме
«Устное
народное
творчество»
.

II
Русская
литератур
а 19 века
(52ч)

1. А. С.
Пушкин,
жизнь и
творчество.

- Познакомить с
жизнью и
творчеством
писателей:
А.С.Пушкина,
М.Ю.Лермонтова,
И.А.Крылова,
8

Знание основных
сведений из жизни
писателей.
Умения анализировать
прочитанное; выделять
главную мысль
произведения;

2. Аналитичес
кое чтение
1 части
«Сказки о
царе
Салтане
…».

3. Выразитель
ное чтение
2 части
«сказки о
царе
Салтане
…».
Заучивание
отрывка
наизусть.
4. Чтение по
ролям 3
части
«Сказки о
царе
Салтане
…».

5. Чтение и
пересказ 4
части
«Сказки о
царе
Салтане
…».

Н.А.Некрасова,
Л.Н.Толстого,
А.П.Чехова,
В.Г.Короленко,
П.П.Ершова;
- формировать
умения
анализировать
прочитанное;
выделять главную
мысль
произведения;
характеризовать
главных героев и
их поступки;
делить текст на
части, составлять
план,
пересказывать по
плану;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа;
выразительно
читать лирическое
произведение;
заучивать
наизусть;
- развивать
внимание,
мышление,
память, связную
речь,
коммуникативные
способности;
- воспитывать
интерес к русской
литературе;
любовь к Родине,
родному языку,
родной природе;
умение дружить;
уважение к
старшим,
сострадание.

портрет писателя.
Рассказ о творчестве
Пушкина, сведения из
биографии.
Статья в учебнике
с.36-39.
Д/з: с.39 в. 1
Проверка д/з.
Знакомство с
отрывком из сказки.
Анализ текста,
словарная работа.
Выражение мнения о
поступках героев
сказки, их
характеристика.
Д/з: с.46 в.5, 6
Проверка д/з.
Подготовка к чтению
(словарная работа).
Чтение и анализ
второго отрывка
сказки.
Выразительное чтение
отрывка.
Д/з: выучить наизусть
отрывок с.47
Проверка д/з.
Словарная работа.
Чтение и анализ
отрывка сказки.
Работа с
иллюстрациями.
Выборочное чтение
по вопросам.
Чтение по ролям
отрывков.
Д/з: выразительное
чтение отрывка.
Проверка д/з.
Чтение 4 отрывка
сказки.
Анализ содержания,
объяснение
непонятных слов.
Сравнение сказки с
народной.
Подготовка к
пересказу отрывка,
составление плана.
Пересказ по плану.
Д/з: с. 69 в.9.
9

характеризовать
главных героев и их
поступки;
передавать
содержание
прочитанного;
строить своё
высказывание;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа; выразительно
читать лирическое
произведение,
заучивать наизусть.

6. Заучивание
наизусть
стихотворе
ния
«Зимний
вечер».

7. Выразитель
ное чтение
отрывка из
поэмы
«Руслан и
Людмила».

8. Выразитель
ное чтение
стихотворе
ния «Уж
небо
осенью
дышало».

9. Обобщающ
ий урок по
творчеству
А.С.Пушки
на.

10. М. Ю.
Лермонтов,
жизнь и

Проверка д/з.
Повторение и
расширение знаний о
жизни и творчестве
А.С.Пушкина.
Чтение и анализ
стихотворения.
Работа с
иллюстрацией.
Выразительное чтение
стихотворения.
Д/з: учить стих-е.
Проверка д/з.
Знакомство с
отрывком из поэмы.
Анализ отрывка
(работа с текстом и
иллюстрацией
словарная работа).
Сравнение поэмы со
сказкой.
Работа над
выразительным
чтением.
Д/з: выразит. чтение
Проверка д\з.
Чтение и анализ
стихотворения.
Работа с
выражениями в
переносном значении.
Выразительное чтение
стихотворения.
Работа со
стихотворением
«Осень», сравнение.
Составление рассказа
об осени по плану.
Д\з: с.56 выразит.
чтение
Проверка д\з.
Викторина по
произведениям
А.С.Пушкина.
Чтение стихов
А.С.Пушкина.
Д\з: выраз. чтение
стихотворения на
выбор
Проверка д/з.
Викторина по
творчеству
10

творчество.

11. Чтение и
анализ
стихотворе
ния
«Бородино»
,
заучивание
отрывка.

12. Выразитель
ное чтение
стихотворе
ния
«»Люблю
тебя,
Москва».
13. И. А.
Крылов,
жизнь и
творчество.

14. Чтение по
ролям
басни
«Кукушка и
Петух».

А.С.Пушкина.
Знакомство с
биографией
М.Ю.Лермонтова.
Работа со статьёй в
учебнике
(коллективное
конспектирование).
Д/з: рассказ о
М.Ю.Лермонтове (по
конспекту).
Проверка д/з.
Сообщение сведений
из истории России.
Словарная работа.
Чтение и анализ
стихотворения.
Объяснение
выражений.
Выборочное чтение.
Заучивание отрывка.
Д/з: учить наизусть
отрывок.
Проверка д\з.
Чтение и анализ
стихотворения
(презентация).
Работа над
выразительным
чтением.
Д\з: выразит. чтение
Проверка д/з.
Рассказ о жизни и
творчестве
И.А.Крылова.
Понятия: «басня»,
«баснописец».
Работа со статьёй в
учебнике,
конспектирование
(работа в группах).
Д/з: рассказ об
И.А.Крылове (по
конспекту).
Проверка д/з.
Повторение понятия
«басня».
Знакомство с басней
«Кукушка и Петух».
Анализ басни,
объяснение морали.
Ролевое чтение.
11

15. Выразитель
ное чтение
басни
«Волк и
Журавль».

16. Чтение по
ролям
басни
«Слон и
Моська».

17. Аналитичес
кое чтение
басни
«Ворона и
лисица».

18. Н. А.
Некрасов,
жизнь и
творчество.

19. Аналитичес
кое чтение
стихотворен
ия

Д/з: чтение басни по
ролям.
Проверка д/з.
Знакомство с басней
«Волк и Журавль».
Анализ содержания
басни, объяснение
морали.
Характеристика
героев, сравнение их
поведения.
Работа над
выразительным
чтением басни.
Д/з: выразительное
чтение басни.
Проверка д/з.
Знакомство с басней
«Слон и Моська».
Анализ басни.
Работа над моралью
басни (найти,
объяснить).
Чтение басни по
ролям.
Работа с
иллюстрациями.
Д/з: с.90 выразит.
чтение
Проверка д\з.
Чтение и анализ
басни, работа с
трудными
выражениями.
Выборочное чтение.
Чтение по ролям.
Д\з: с. 71-72 выраз.
чтение
Повторение.
Викторина по
произведениям
И.А.Крылова.
Знакомство с жизнью
и творчеством
Н.А.Некрасова.
Работа со статьёй в
учебнике.
Д/з: с.96 в.1, 3
Рассказ о жизни и
творчестве
Н.А.Некрасова.
Знакомство со
12

«Несжатая
полоса».

20. Выборочное
чтение
стихотворен
ия
«Генерал
Топтыгин».

21. Заучивание
наизусть
стихотворен
ия «Перед
дождём»

22. Л.Н.Толсто
й, жизнь
и
творчество.
Знакомство
с повестью
«Кавказский
пленник».

23. Выборочное
чтение 1
главы
повести
«Кавказский
пленник».

24. Деление на
части,

стихотворением.
Словарная работа.
Чтение и анализ.
Выразительное
чтение.
Д/з: с.96-97, по ролям.
Чтение по ролям
стихотворения
«Несжатая полоса».
Знакомство со стих-ем
«Генерал Топтыгин».
Словарная работа.
Анализ
стихотворения.
Выборочное чтение.
Д/з: с. 98-102,
выразительное чтение
Проверка д\з.
Тема природы в
творчестве
Н.А.Некрасова.
Чтение и анализ
стихотворения.
Выразительное чтение
стихотворения.
Заучивание наизусть.
Д\з: учить стих-е
Выразительное чтение
стихотворение
«Генерал Топтыгин».
Знакомство с жизнью
и творчеством
Л.Н.Толстого.
Конспект статьи
учебника.
Общее знакомство с
повестью.
Д/з: рассказ о Л.Н.
Толстом по конспекту
Рассказ о
Л.Н.Толстом
Знакомство с 1 главой
повести «Кавказский
пленник».
Анализ прочитанного.
Выборочное чтение.
Первое впечатление о
героях, их поведении.
Д/з: с. 106-110,
пересказ.
Пересказ 1 части.
Знакомство со 2
13

пересказ по
плану
2 главы
повести
«Кавказский
пленник».

25. Аналитичес
кое чтение
3 главы
повести
«Кавказский
пленник».

26. Выборочное
чтение
4 главы
повести
«Кавказский
пленник».

27. Аналитичес
кое чтение
5 главы
повести
«Кавказский
пленник».

28. Знакомство
с 6 главой.
Составление
рассказа
о дружбе
Жилина и
Дины по
плану.

частью повести.
Анализ прочитанного.
Выборочное чтение.
Чтение отрывка по
ролям.
Деление главы на
части, составление
плана.
Д/з: пересказ по
плану.
Пересказ по плану
2-ой главы.
Знакомство с 3
главой.
Характеристика
героев, их поведения.
Отношение автора к
Жилину и Костылину.
Выборочное чтение.
Д/з: с.116-118, в.1
Проверка д/з.
Чтение и анализ 4
главы.
Составление
вопросов.
Выборочное чтение.
Выразительное чтение
текста.
Д/з: с.119-120
пересказ
Пересказ 4 главы.
Знакомство с 5
главой.
Озаглавливание
текста.
Характеристика
поведения героев.
Отношение автора к
героям.
Выборочное чтение.
Д/з: пересказ отрывка.
Чтение и анализ 6
главы повести.
Характеристика
Дины.
Выборочное чтение.
Составление рассказа
о дружбе Жилина и
Дины по плану с.130.
Д/з: 125-129, в.1, 2.
14

29. Составлени
е
характерист
ик
главных
героев
повести
«Кавказский
пленник».

30. А.П.Чехов,
жизнь и
творчество.
Знакомство
с рассказом
«Хамелеон»
.

31. Аналитичес
кое чтение
рассказа
«Хамелеон»
.

32. А.П.Чехов
«Каштанка»
. Чтение и
анализ
главы
«Дурное
поведение».
33. Выборочно
е чтение
главы
«Таинствен
ный
незнакомец
».

Проверка д/з.
Беседа по вопросам
6,7
с.130
составление
характеристик
главных героев
повести по плану.
Работа с пословицами,
соотнесение с
героями.
Д/з: с.131 в.12, 13
Проверка д/з.
Рассказ об
А.П.Чехове.
Работа с текстом
статьи: чтение, беседа
по вопросам,
конспектирование.
Общее знакомство
рассказом
«Хамелеон».
Д/з: с.135-139,
вопросы 1, 2
Ответы на вопросы 1,
2
Чтение и анализ
текста.
Характеристика
героев.
Объяснение названия
рассказа.
Чтение по ролям
отрывков из рассказа.
Д/з: с.140 в. 8
Проверка д/з.
Общее знакомство с
рассказом
«Каштанка».
Чтение и анализ 1
главы.
Выборочное чтение
по вопросам.
Д\з: пересказ отрывка.
Проверка д/з.
Самостоятельное
знакомство с
отрывком.
Составление
вопросов, ответы на
вопросы.
Выборочное чтение.
15

34. Чтение и
пересказ
главы
«Новое,
очень
приятное
знакомство»
.
35. Выразитель
ное чтение
главы
«Чудеса в
решете».

36. Чтение и
пересказ
главы
«Талант!
Талант!».

37. Аналитичес
кое чтение
главы
«Беспокойн
ая ночь».

38. Выборочное
чтение
главы
«Неудачный
дебют».

39. В.Г.Королен
ко, жизнь и
творчество.

Д\з: ответы на
вопросы.
Проверка д/з.
Знакомство с новым
отрывком.
Беседа по
содержанию.
Выборочное чтение.
Д\з: пересказ отрывка.
Проверка д/з.
Чтение и анализ
отрывка.
Объяснение названия
главы.
Выразительное
чтение.
Д\з: пересказ отрывка.
Проверка д/з.
Чтение текста.
Беседа по
содержанию.
Объяснение трудных
выражений.
Пересказ отрывка.
Д\з: выразит. чтение.
Проверка д/з.
Чтение и анализ
главы.
Какие чувства
вызывает
прочитанное.
Сопереживание
героям рассказа.
Д\з: ответы на
вопросы.
Проверка д/з.
Знакомство с
отрывком.
Беседа по
содержанию.
Объяснение названия
отрывка.
Выборочное чтение
по вопросам.
Д\з: пересказ отрывка.
Проверка д/з.
Рассказ о жизни и
творчестве
В.Г.Короленко.
Работа со статьёй
учебника, записи в
16

40. Аналитичес
кое чтение
1 главы
повести
«Дети
подземелья»
«Я и мой
отец».
41. Знакомство
с главой
«Я
приобретаю
новое
знакомство»
.
42. Деление
главы
«Я
приобретаю
новое
знакомство»
на части,
пересказ.
43. Чтение
главы
«Знакомств
о
продолжается
».
Сравнитель
ная
характерист
ика
Сони и
Маруси.
44. Выборочное
чтение
главы
«Осенью».

тетради.
Д/з: с.144, вопросы.
Беседа о творчестве
В.Г.Короленко.
Знакомство с 1 главой
повести «Дети
подземелья».
Анализ прочитанного.
Характеристики Васи
и отца.
Д/з: с.145-145
пересказ.
Пересказ 1 главы.
Знакомство со 2
главой (чтение и
анализ).
Работа с
иллюстрацией.
Описание Валека и
Маруси.
Д/з: с.155, з.7
Проверка д\з.
Чтение по ролям
отрывка из 2 главы
повести.
Чтение и деление 2
главы на части по
плану. Пересказ.
Д/з: с.155, з.13
Пересказ по плану
2 главы.
Чтение и анализ 3
главы повести.
Выборочное чтение.
Описание Сони и
Маруси по плану.
Д/з: с. 158, з.6

Проверка д/з.
Чтение и анализ главы
«Осенью».
Объяснение
выражений.
Сравнение
взаимоотношений
героев повести.
Выборочное чтение.
Д/з: с.158-159,
вопросы
17

45. Аналитичес
кое чтение
главы
«Кукла».

46. Сочинение
на тему
«Минуты
радости и
тревоги» по
повести
«Дети
подземелья»
.
47. П.П.Ершов,
жизнь и
творчество.
Знакомство
со сказкой
«Конёкгорбунок».

48. Выразитель
ное чтение
отрывка из
сказки
«Конёкгорбунок».

49. Чтение по
ролям
отрывка из
сказки
«Конёкгорбунок».

50. Выборочное
чтение
отрывка из

Проверка д/з.
Знакомство с главой
«Кукла».
Анализ прочитанного.
Выборочное чтение
по вопросам.
Объяснение названия
повести.
Главная мысль
повести
Д/з: с.160-165, в.7
Проверка д/з.
Беседа по
содержанию повести.
Составление рассказа
по плану.
Орфографическая
подготовка.
Запись рассказа.
Самопроверка.
Проверка д/з.
Рассказ о жизни и
творчестве
П.П.Ершова, записи в
тетрадях.
Общее знакомство со
сказкой «Конёкгорбунок».
Д/з: читать отрывок из
сказки.
Беседа по
содержанию 1 части,
выборочное чтение.
Знакомство со 2
частью сказки.
Чтение и анализ.
Выразительное чтение
отрывка.
Д/з: знакомство с 3
частью.
Составление вопросов
по содержанию
3 части.
Выборочное чтение.
Чтение по ролям
отрывков.
Д/з: знакомство с 4
частью, составление
вопросов.
Чтение 4 части.
Ответы на вопросы.
Выборочное чтение.
18

сказки
«Конёкгорбунок».
51. Заучивание
отрывка из
сказки
«Конёкгорбунок».

52. Обобщающ
ий урок по
теме
«Русская
литература
19 века».

1. М.Горький,
жизнь и
творчество.

2. Аналитичес
кое чтение
1 главы
повести
«Детство».

3. Чтение и
пересказ 2
главы
повести
«Детство».

Пересказ отрывков.
Характеристика
героев.
Д/з: выразительное
чтение отрывка.
Проверка д/з.
Знакомство с 5 частью
сказки, чтение и
анализ.
Выделение
понравившегося
отрывка.
Выразительное
чтение.
Заучивание наизусть.
Д/з: учить отрывок.
Проверка д/з.
Беседа по
прочитанным
произведениям.
Выделение наиболее
понравившихся
произведений,
аргументировать свой
выбор.
Тесты. Кроссворд.
Дополнительная
литература.
- Познакомить с
Сообщение новой
жизнью и
темы.
творчеством
Знакомств с жизнью и
писателей:
творчеством
М.Горького,
М.Горького.
П.П.Бажова,
Презентация.
М.В.Исаковского, Конспектирование
К.Г.Паустовского, статьи.
М.М.Зощенко,
Д/з: рассказ о
К.М.Симонова,
М.Горьком
В.П.Катаева,
Проверка д\з.
Н.И.Рыленкова,
Общее знакомство с
Ю.И.Коваля,
повестью «Детство».
В.П.Астафьева,
Чтение 1 главы.
Ю.Я.Яковлева,
Беседа по
Р.П.Погодина,
содержанию. Анализ
А.Г.Алексина,
поведения героев.
К.Я.Ваншенкина. Д\з: с.170-171
- формировать
выраз.чтение
умения
Беседа по
анализировать
содержанию 1 главы
прочитанное;
повести (ответы на
выделять главную вопросы).
мысль
Знакомство со 2
19

Знание основных
сведений из жизни
писателей 20 века.
Умения анализировать
прочитанное; выделять
главную мысль
произведения;
составлять вопросы по
содержанию;
характеризовать
главных героев и их
поступки;
передавать
содержание
прочитанного;
строить своё
высказывание;
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа; выразительно
читать лирическое
произведение,

произведения;
составлять
вопросы по
содержанию;
характеризовать
главных героев и
их поступки;
4. Выборочное делить текст на
части, составлять
чтение 3
план,
главы
пересказывать по
повести
плану;
«Детство».
ориентироваться в
тексте, выделять
фрагменты,
необходимые для
ответа;
выразительно
читать лирическое
5. Аналитичес произведение;
кое чтение заучивать
наизусть;
4 главы
- развивать
повести
внимание,
«Детство».
творческое
мышление,
память, связную
речь,
коммуникативные
6. Составлени способности;
- воспитывать
е
характерист интерес к русской
литературе;
ики
любовь к Родине,
главного
родному языку,
героя
родной природе;
повести
умение дружить;
«Детство».
уважение к
старшим; умение
7. Аналитичес сопереживать;
трудолюбие;
кое чтение
честность.
1 главы
повести «В
людях».

8. Выборочно
е чтение 2

главой
Характеристика
героев, анализ их
поступков.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывков.
Д/з: .175 в.5
Проверка д/з.
Знакомство с 3
главой.
Беседа по
содержанию.
Анализ поведения и
поступков героев,
выражение
собственного
отношения к ним.
Д/з: с.175-179
вопросы
Проверка д/з.
Знакомство с 4
главой.
Беседа по
содержанию.
Анализ поступков
героев, отношение к
ним учащихся (что
изменилось).
Д/з: с.179-182 з.4
Чтение по ролям
отрывка.
Составление
характеристики
главного героя
повести по плану
с.182.
Тестирование по
содержанию повести.
Д/з: с.182 з.7
Проверка д/з.
Знакомство с 1 главой
повести «В людях».
Беседа по
содержанию.
Составление
вопросов.
Характеристика
главного героя.
Выборочное чтение.
Д/з: с.187 в.2
Проверка д/з.
Знакомство со 2
20

заучивать наизусть.

главы
повести «В
людях».

9. Пересказ
отрывка из
повести «В
людях».

10. П.П.Бажов,
жизнь и
творчество.
Знакомство
со сказкой
«Огневушк
апоскакушка
».

11. Чтение по
ролям
отрывков из
сказки
«Огневушк
апоскакушка
».

12. Пересказ
отрывков из
сказки
«Огневушк
апоскакушка
».

главой повести «В
людях».
Беседа по
содержанию.
Выборочное чтение
по вопросам.
Работа с
иллюстрациями.
Д/з: с.187-190 в.4, 5
Проверка д/з (беседа
об Алёше по
вопросам).
Составление
характеристики
главного героя.
Озаглавливание
частей.
Пересказ по плану.
Д/з: с.190 з.7
Повторение.
Знакомство с жизнью
и творчеством
П.П.Бажова.
Записи в тетради.
Общее знакомство со
сказкой «Огневушкапоскакушка».
Чтение отрывка.
Д/з: составить
вопросы по
содержанию.
Проверка д/з (беседа
по вопросам
учащихся).
Продолжение
знакомства со
сказкой.
Беседа по
содержанию.
Чтение по ролям
отрывков.
Д/з: дочитать сказку.
Беседа по
содержанию
последнего отрывка
сказки.
Выборочное чтение
сказки.
Пересказ отрывков
(по заданию).
Д/з: краткий пересказ
сказки.
21

13. Знакомство
со сказкой
«Серебряно
е копытце».

14. Выборочно
е чтение
сказки
«Серебряно
е копытце».

15. М.В.Исаков
ский,
чтение по
ролям
стихотворе
ния
«Детство».

16. Выразитель
ное чтение
и
заучивание
стихотворе
ния
«Ветер».

17. Выразитель
ное чтение
стихотворе
ния
«Весна».

Проверка д\з.
Чтение сказки.
Беседа по
содержанию.
Работа с
иллюстрациями.
Д\з: с.346 в.9
Проверка д\з.
Выборочное чтение
по вопросам.
Чтение по ролям
отрывков.
Сравнительный
анализ сказок Бажова,
их героев.
Выявление сходства с
народными сказками.
Д\з: пересказ сказки.
Проверка д/з.
Знакомство со
стихотворением
«Детство».
Настроение.
Чтение и анализ.
Сравнение с
произведениями
М.Горького.
Чтение по ролям.
Д/з: с.191-194
выразительное чтение.
Проверка д/з.
Знакомство со
стихотворением
«Ветер».
Анализ
стихотворения.
Работа над
выразительным
чтением.
Заучивание наизусть.
Д/з: с.195 учить стих.
Проверка д/з.
Знакомство со
стихотворением
«Весна».
Анализ
стихотворение, его
настроение.
Работа над
выразительным
чтением.
Д/з: с.195-196
22

18. К.Г.Паустов
ский,
знакомство
с 1 частью
рассказа
«Последний
чёрт».

19. Выборочно
е чтение 2
части
рассказа
«Последний
чёрт».

20. Знакомство
с рассказом
«Жильцы
старого
дома».

21. Чтение и
пересказ
отрывков из
рассказа
«Жильцы
старого
дома».

22. М.М.Зощен
ко
«Великие
путешестве
нники».
Знакомство
с рассказом.
23. Пересказ

выразительное чтение.
Проверка д/з.
Знакомство с жизнью
и творчеством
К.Г.Паустовского,
записи.
Самостоятельное
чтение 1 части
рассказа «Последний
чёрт».
Беседа по
содержанию.
Д/з: с. 201 в. 2, 3
Проверка д/з.
Чтение и анализ 2
части рассказа.
Выборочное чтение
по вопросам.
Исправление ошибок
в высказываниях деда
(с.205).
Пересказ отрывков.
Д/з: с.205 в.3
Проверка д\з.
Чтение и анализ
рассказа.
Составление
вопросов, ответы на
вопросы.
Д\з: рисунки к
рассказу.
Проверка д\з.
Выборочное чтение
по вопросам.
Пересказ отрывков по
заданию.
Разгадывание
кроссворда по
рассказам
Паустовского.
Д\з: пересказ рассказа
Проверка д/з.
Знакомство с жизнью
и творчеством
М.М.Зощенко, записи.
Чтение отрывка из
рассказа «Великие
путешественники»,
анализ.
Д/з: дочитать рассказ.
Беседа по
23

отрывков из
рассказа
«Великие
путешестве
нники».

24. К.М.Симон
ов «Сын
артиллерис
та»,
аналитичес
кое чтение
стихотворе
ния.
25. Выразитель
ное чтение
и
заучивание
отрывка из
стихотворе
ния «Сын
артиллерис
та».
26. В.П.Катаев,
знакомство
с рассказом
«Флаг».

27. Определени
е главной
мысли
рассказа
«Флаг».

28. Н.И.
Рыленков
«Деревья».
Определени
е главной
мысли
стихотворе

содержанию текста.
Характеристика
героев. Оценка их
поступков.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывков.
Д/з: краткий пересказ
рассказа.
Проверка д/з.
Знакомство с жизнью
и творчеством
К.М.Симонова,
записи.
Чтение и анализ
стихотворения «Сын
артиллериста».
Д/з: с.222 з.5, 6
Проверка д/з.
Выделение главной
мысли стихотворения.
Чтение по ролям
отрывка из
стихотворения (4 ч).
Заучивание наизусть
отрывка из 1 части.
Д/з: учить наизусть
отрывок с.215
Проверка д/з.
Жизнь и творчество
В.П.Катаева, записи.
Беседа о Великой
Отечественной войне
(словарная работа).
Знакомство с
рассказом «Флаг».
Д/з: с.229 з.2, 3
Проверка д/з.
Выборочное чтение
рассказа.
Определение главной
мысли рассказа.
Что объединяет
произведения
Симонова и Катаева?
Д/з: с.229 з.8
Проверка д\з.
Жизнь и творчество
Н.И.Рыленкова.
Работа в тетрадях.
Чтение и анализ
стихотворения.
Выразительное чтение
24

ния.

29. Выразитель
ное чтение
стихотворе
ния «Весна
без
вещуньикукушки».
30. Чтение и
заучивание
наизусть
стихотворе
ния «Всё в
тающей
дымке».

31. Ю.И.Ковал
ь «Капитан
Клюквин»,
знакомство
с рассказом.

32. Составлени
е плана
рассказа
«Капитан
Клюквин».

33. Выразитель
ное чтение
1 части
рассказа
«Картофель
ная собака».
34. Чтение и
пересказ 2
части

стихотворения.
Определение главной
мысли.
Д\з: с.231 выразит.
Чтение
Проверка д\з.
Знакомство со
стихотворением.
Чтение и анализ
стихотворения.
Выразительное чтение
стихотворения.
Д\з: с.233 з.3
Проверка д\з.
Знакомство со
стихотворением,
чтение и анализ.
Работа с
репродукцией.
Выразительное чтение
стихотворения.
Заучивание
стихотворения.
Д\з: с.233 учить
стихотворение.
Проверка д\з.
Жизнь и творчество
Ю.И.Коваля, записи в
тетради.
Знакомство с
рассказом. Беседа по
содержанию.
Д\з: с.241 з.3
Проверка д\з.
Выборочное чтение
рассказа по вопросам.
Работа над главной
мыслью рассказа.
Составление плана
рассказа.
Д\з: пересказ по
плану.
Проверка д\з.
Знакомство с текстом.
Составление вопросов
по содержанию.
Выборочное чтение.
Д\з: с.242-244
пересказ
Проверка д\з.
Чтение 2 части
рассказа.
25

рассказа
«Картофель
ная собака».

35. Чтение по
ролям 3
части
рассказа
«Картофель
ная собака».

36. «Картофель
ная собака»
Описание
главного
героя по
плану.
37. Знакомство
с рассказом
«Белозубка
».

38. Выборочно
е чтение
рассказа
«Белозубка
».
39. Н.К.Старши
нов «И вот
в свои
семнадцать
лет».
Аналитичес
кое чтение
стихотворе
ния.
40. Выразитель
ное чтение

Беседа по
содержанию.
Чтение по ролям
отрывка.
Подготовка к
пересказу и пересказ
отрывка.
Д\з: с.247 вопросы
Проверка д\з.
Самостоятельное
знакомство с текстом.
Составление
вопросов, ответы на
вопросы.
Чтение отрывка по
ролям.
Д\з: с.247-248
пересказ
Проверка д\з.
Чтение и анализ 4
части.
Чтение по ролям
отрывка.
Описание собаки по
плану с.251.
Д\з: с.251 з.8
Проверка д\з.
Чтение и анализ
рассказа.
Работа с
иллюстрацией.
Сходство со сказкой.
Д\з: читать по ролям
отрывок.
Проверка д\з.
Выборочное чтение
по вопросам.
Пересказ отрывков.
Д\з: пересказ
Проверка д\з.
Знакомство с
биографией
Н.К.Старшинова.
Чтение и анализ
стихотворения.
Выделение главной
мысли стихотворения.
Работа с пословицей.
Д\з: с.247 выразит.
Чтение.
Проверка д\з.
Беседа о домашних
26

стихотворе
ния «На
выставке
собак».

41. Творчество
В.П.Астафь
ева.
Знакомство
с рассказом
«Гуси в
полынье».

42. Выборочное
чтение
рассказа
«Гуси в
полынье».
43. Аналитичес
кое чтение
рассказа
«Капалуха».

44. Е Пермяк
«Пичугин
мост».
Аналитичес
кое чтение
рассказа.

45. Знакомство
со сказкой
«Самоходн
ые
лапотки».

животных.
Чтение и анализ
стихотворения,
соотнесение с
иллюстрацией с.259.
Выразительное чтение
стихотворения.
Работа с пословицами.
Д\з: с.247-248
выразительное чтение
Проверка д\з.
Рассказ о жизни и
творчестве
В.П.Астафьева.
Знакомство с
рассказом.
Составление вопросов
по содержанию,
беседа по вопросам.
Д\з: ответы на
вопросы.
Проверка д\з.
Выборочное чтение по
вопросам.
Анализ поступков
героев рассказа.
Д\з: пересказ отрывка.
Проверка д\з.
Самостоятельное
знакомство с
рассказом.
Беседа по содержанию.
Характеристика героев
рассказа, оценка их
поведения.
Д\з: пересказ рассказа.
Проверка д\з.
Знакомство с
творчеством Е.
Пермяка.
Чтение и анализ
рассказа.
Анализ поступка
героя.
Главная мысль
рассказа.
Д\з: пересказ рассказа.
Проверка д\з.
Беседа о труде и
мастерах.
Самостоятельное
знакомство со
27

46. Подготовка
к пересказу
сказки
«Самоходн
ые
лапотки».
47. Ю.Я.Яковле
в
«Багульник
». Чтение и
анализ 1
части
рассказа.

48. Аналитичес
кое чтение 2
части
рассказа
«Багульник
».
49. Чтение 3
части
рассказа
«Багульник
».
Составлени
е
характерист
ики
главного
героя.
50. Аналитичес
кое чтение
рассказа
«Где стояла
батарея».

сказкой.
Составление
вопросов, ответы на
вопросы.
Д\з: ответы на
вопросы.
Проверка д\з.
Выборочное чтение
по вопросам.
Чтение по ролям
отрывка.
Пересказ отрывков по
заданию.
Д\з: пересказ рассказа.
Проверка д\з.
Знакомство с
творчеством
Ю.Я.Яковлева.
Чтение и анализ 1
отрывка рассказа
«Багульник».
Первые впечатления о
главном герое
рассказа.
Д\з: с.252-255
пересказ
Проверка д\з.
Чтение и анализ 2
части рассказа.
Оценка поступков
главного героя.
Д\з: пересказ отрывка.
Проверка д\з.
Знакомство с 3 частью
рассказа.
Беседа по
содержанию.
Выборочное чтение.
Составление
характеристики
главного героя по
плану.
Д\з: с.263 з. 7
Проверка д\з.
Беседа о Великой
Отечественной войне.
Чтение и анализ
рассказа.
Выборочное чтение.
Д\з: сделать рисунки,
пересказ отрывка по
рисунку.
28

51. Поэты о
Великой
Отечествен
ной войне.

52. Экскурсия к
памятнику
ветеранам
ВОВ

53. Р.П.Погоди
н «Время
говорит –
пора».
Аналитичес
кое чтение 1
части.

54. Чтение 2
части
рассказа
«Время
говорит –
пора».
Оценка
поступков
героев.
55. Чтение и
анализ 3
части
рассказа
«Время
говорит –
пора».
56. Аналитичес
кое чтение 1
части
рассказа
«Мы
сказали
клятву».

Проверка д\з.
Чтение и анализ
стихов о Великой
Отечественной войне.
Краткие сведения о
поэтах. Д\з: выразит.
чтение стихотворения
на выбор.
Инструктаж
учащихся.
Правила поведения во
время экскурсии.
Экскурсия к
памятнику ветеранам
ВОВ в пос.
Быстринский.
д\з: составить рассказ
по наблюдениям.
Проверка д\з.
Жизнь и творчество
Р.П.Погодина.
Знакомство с 1 частью
рассказа.
Называние главных и
второстепенных
героев, их
характеристика.
Д\з: с.265-268 з.2
Проверка д\з.
Выборочное чтение
по вопросам.
Чтение и анализ 2
части рассказа.
Оценивание действий
героев рассказа.
Д\з: с.269-270
выразительное чтение.
Проверка д\з.
Чтение и анализ 3
части рассказа.
Выборочное чтение
по вопросам.
Выделение главной
мысли рассказа.
Д\з: с.272 з.5, 6
Проверка д/з.
Общее знакомство с
рассказом.
Чтение 1 части.
Беседа по
содержанию.
Анализ поступков
29

57. Выборочное
чтение 2
части
рассказа
«Мы
сказали
клятву».
58. Чтение и
пересказ
отрывков из
3 части
рассказа
«Мы
сказали
клятву».
59. Главная
мысль
рассказа
«Мы
сказали
клятву».

60. А.Г.Алекси
н «Двадцать
девятое
февраля».
Аналитичес
кое чтение.

61. «Двадцать
девятое
февраля»,
деление
рассказа на
части,
пересказ.
62. К.Я.Ваншен
кин
«Мальчишк
а».
Выразитель
ное чтение

героев.
д\з: выразит. чтение.
Проверка д/з.
Чтение и анализ 2
части.
Составление
вопросов.
Выборочное чтение.
Д\з: читать по ролям
отрывок.
Проверка д/з.
Чтение и анализ 3
части.
Оценка поступков
героев.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывков.
Д\з: пересказ отрывка.
Проверка д/з.
Чтение и анализ
заключительного
отрывка рассказа.
Выделение главной
мысли.
Характеристика
героев.
Д\з: читать по ролям
отрывок.
Проверка д\з.
Жизнь и творчество
А.Г.Алексина.
Знакомство с
рассказом.
Характеристика
героев, оценка их
поступков.
Выборочное чтение
по ролям.
Д\з: с.280 з.8
Проверка д\з.
Работа с пословицей.
Деление рассказа на
части по готовому
плану, пересказ.
Д\з: Пересказ по
плану.
Проверка д\з.
Жизнь и творчество
К.Я.Ваншенкина.
Чтение и анализ
стихотворения.
Выборочное чтение,
30

стихотворен
ия
63. Выразитель
ное чтение
стихотворен
ия
«Снежки».

64. Экскурсия в
книжный
магазин
«Где можно
купить
книгу».
65. Детская
периодичес
кая печать.

66. Знакомство
с
литературн
ым
сборником
«Школьные
годы».

67. Выборочное
чтение
рассказа
«Лакомка».

объяснение
выражений.
Д\з: с.282 выразит.
Чтение.
Проверка д\з.
Знакомство со
стихотворением,
работа по
содержанию,
определение
настроения.
Выразительное чтение
стихотворения.
Д\з: с.284 выразит.
чтение.
Инструктаж
учащихся.
Правила поведения во
время экскурсии.
Экскурсия в книжный
магазин.
д\з: составить рассказ
по наблюдениям.
Проверка д\з.
Знакомство с газетами
и журналами для
детей и подростков.
Рубрики и статьи.
Выборочное чтение
статей.
Д\з: чтение детских
журналов
Проверка д\з.
Знакомство с
литературнохудожественным
сборником «Школьные
годы», юными
писателями-земляками.
Чтение и анализ
стихотворения «За что
их убили?».
Д\з: выразит. чтение
Проверка д\з.
Чтение и анализ
рассказа.
Составление
вопросов.
Выборочное чтение.
Пересказ отрывка.
Д\з: пересказ рассказа.
31

68. Обобщающ
ий урок по
теме
«Русская
литература
20 века»

Беседа по
содержанию
прочитанных
произведений.
Выполнение заданий.
Чтение
дополнительной
литературы.

Формы и средства контроля
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью
процесса обучения. Текущий контроль (освоение материала по теме) осуществляется в форме
беседы, опроса, самостоятельной работы, работы с карточкой, теста проверки выполнения
домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.). Итоговый
контроль (проверка техники чтения) проводится три раза в год: начало учебного года, в
конце I полугодия, в конце учебного года. Для проверки техники чтения подбираются
незнакомые, но доступные по содержанию тексты. При оценке учитываются все качества
чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность.

понимает

знает

Уровни качества образованности
Отлично
«5»
- содержание ответа
соответствует поставленному
вопросу;
-знает наизусть текст
стихотворения, читает его
выразительно
- обнаруживает понимание
текста, выделяет основную
мысль произведения;
- передаёт содержание
прочитанного полно,
правильно, последовательно

Хорошо
«4»
- при ответах на вопросы и
воспроизведении содержания
текста допускает неточности;
- недостаточно хорошо знает
наизусть текст, допускает
ошибки
- затрудняется
самостоятельно дать точный
ответ на поставленный
вопрос;
- излагает содержание
недостаточно полно и
последовательно;
- допускает неточности в
выделении главной мысли,
делении на части,
озаглавливании

32

Удовлетворительно
«3»
- ответ на вопрос содержит
ошибки, которые искажают
содержание текста;
- не знает наизусть части
текста, допускает много
ошибок
- не умеет объяснить
материал по заданному
вопросу;
- затрудняется в выделении
главной мысли произведения;
- испытывает трудности в
понимании текста;
- излагает содержание
неполно, непоследовательно
допускает искажение смысла
произведения

применяет
оценивает

- читает правильно, бегло,
выразительно (допускаются
ошибки при соблюдении
смысловых пауз, логических
ударений)

- читает недостаточно бегло,
допускает ошибки;
- делает некоторые ошибки в
речи

- называет главных
действующих лиц,
характеризует их поступки;
- объективно оценивает свои
возможности

- называет главных
действующих лиц,
характеризует их поступки с
помощью педагога;
- оценивает свои
возможности с организующей
помощью педагога

- читает медленно с большим
количеством ошибок;
- затрудняется
самостоятельно выполнять
действия (деление на части,
озаглавливание), нуждается в
помощи учителя;
- допускает ряд ошибок в
речи
- затрудняется назвать
главных действующих лиц,
характеризовать их поступки;
- не всегда адекватно
оценивает свои возможности

Критерии оценивания
При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися
техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого
(выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
Оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло,
выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяют основную
мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст
на части и озаглавливают их с минимальной помощью учителя; называют главных
действующих лиц произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и
передают содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
Оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно;
допускают одну-три ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в
выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью
учителя; допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей,
исправляют их с помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения,
характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на
вопросы и при передаче содержания, но исправляют их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя;
Оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами,
допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части
рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с максимальной
помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведения и
характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно,
непоследовательно.
Учебно-методические средства обучения
Учебники:
Чтение. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / А.К. Аксёнова. – 11 издание. –
М.; «Просвещение», 2021.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
33

Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для начальной школы. –
Екатеринбург: У-Фактория, 2006;
Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. –
Екатеринбург: Магеллан, 2007;
Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога спец. (кор.)
общеобразовательной школы / Т,И,Адонина. – М.: Владос, 2014;
Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.)
образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013;
Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО»,
2009;
Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО»,
2010;
Таблицы по чтению:
 На острове Буяне. Фольклор
 Какие бывают загадки
 Пословицы
 Сказки народные и литературные
 Иван Андреевич Крылов
 Александр Сергеевич Пушкин
 Иван Сергеевич Тургенев
 Стихи русских поэтов о природе
 Лев Николаевич Толстой
 Стихи о Родине
 Читаем о братьях наших меньших
 Читаем о детях и для детей
 Зарубежные сказочники
 Книги о животных
 Писатели – детям
 По страницам любимых книг
 Крупицы народной мудрости
 Страницы старины седой
 Мифы народов мира
 Басни и баснописцы
 Книги, книги, книги …
 Василий Андреевич Жуковский
 Александр Сергеевич Пушкин
 Михаил Юрьевич Лермонтов
 Русские писатели XIX века
 Родные поэты
 Писатели XX века детям
 Зарубежные писатели
 Словари, справочники, энциклопедии
 В мире книг
Портреты писателей.
Художественная литература.

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».