Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар» «Согласовано» На заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»___________20__г. Секретарь ____________ «Согласовано» Зам. директора по УВР _________________ Бакисова Л.О. «Утверждаю» Директор ГБОУ «Центр «Дар» ___________________ Шляпникова Н.И. «____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г. Рабочая программа по чтению для 6а, 6б классов Автор-составитель: Баянкина Лилия Геннадьевна Реж, 2021 Пояснительная записка Рабочая программа по чтению составлена на основе ФГОС общего образования обучающихся с умственной отсталостью от 19.12.2014г., адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждѐнным приказом директора образовательного учреждения. Рабочая программа ориентирована на учебник для 6 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Чтение. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – М.; «Просвещение», 2021. Рабочая программа составлена с учѐтом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, материально-технических условий школы, ресурсных возможностей родителей, условий региона. Чтение – основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Значимость уроков чтения и развития речи состоит в том, что в комплексе решаются образовательные, коррекционные, воспитательные задачи. Цель – создать условия для повышения общего уровня развития учащихся через формирование навыков чтения, развитие коммуникативной функции речи и воспитание нравственных качеств личности. Задачи: формирование навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения; расширение кругозора учащихся, обогащение их познаниями об окружающей действительности; коррекция познавательных процессов; развитие всех сторон речи учащихся: орфоэпического произношения, словарного запаса, синтаксического строя речи; воспитание у учащихся таких нравственных качеств как доброта, честность, дружба, привитие норм общественного поведения. Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении следующих разделов и тем (произведений): Ценность Патриотизм Раздел, тема (произведение) Раздел «Учитесь видеть красоту» темы: В.Песков «Отечество», М. Ножкин «Россия», М.Пришвин «Моя родина»; раздел «Они прославили Россию» темы Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник», Ф.Глинка «Москва», С.Алексеев «Без Нарвы не видать моря», С.Алексеев «На 2 Социальная солидарность Гражданственность берегу Невы»; раздел «Спешите делать добро» тема М.Дудин «Наши песни спеты на войне» Раздел «Учитесь видеть красоту» темы Басни И.Крылова, Д.Биссет «Кузнечик Денди, Д.Родари «Как один мальчик играл с палкой», «Пуговкин домик»; раздел «Морозы – декабрю, метели – февралю» А.Чехов «Ванька». Раздел «Они прославили Россию» темы С.Алексеев «Рассказы о русском подвиге», Е.Холмогорова «Великодушный русский воин»; раздел «Спешите делать добро» тема М.Дудин «Наши песни спеты на войне». Семья Раздел «Учитесь видеть красоту» темы Б.Житков «Белый домик», А.Белорусец «Звонкие ключи»; раздел «Морозы – декабрю, метели – февралю» темы М.Зощенко «Лѐля и Минька», Ю. Рытхэу «Пурга»; раздел «Спешите делать добро» темы А.Толстой «Детство Никиты», К.Паустовский «Стальное колечко». Труд и творчество Раздел «Учитесь видеть красоту» тема Д. Родари «Пуговкин домик»; раздел «Они прославили Россию» тема Е.Пермяк «Тайна цены»; раздел «Морозы – декабрю, метели – февралю» тема А.Чехов «Ванька». Раздел «Спешите делать добро» К.Паустовский «Корзина с Искусство и литература еловыми шишками». Природа Человечество Раздел «Учитесь видеть красоту» тема В.Бианки, И.Бунин «Лес точно терем расписной», Ю. Качаев «Грабитель», К.Паустовский «Заячьи лапы», И.Тургенев «Осенний день в берѐзовой роще»; раздел «Они прославили Россию» В.Бианки, А.Никитин «Встреча зимы», А.Дорохов «Тѐплый снег», А.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»; раздел «Морозы – декабрю, метели – февралю» темы В.Бианки, И.Никитин, И.Суриков, С.Смирнов «Первые приметы»; раздел «Спешите делать добро» темы В.Бианки, М.Пришвин, В.Жуковский. Раздел «Учитесь видеть красоту» тема С.Михалков «Будь человеком»; раздел «Морозы – декабрю, метели – февралю» тема Х.К.Андерсен «Ель»; раздел «Спешите делать добро» тема К.Паустовский «Стальное колечко». Рабочая программа направлена на формирование навыков чтения, умения работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий: словарная работа, многократное чтение текста разными способами, составление плана прочитанного, пересказ, составление вопросов по содержанию прочитанного и другие. Основным видом чтения на уроках является чтение вслух, так как дети с нарушением интеллекта значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. На уроках используются наглядные средства: портреты писателей, картины, иллюстрации к произведениям. В 6 классе используется тематический принцип подбора учебного материала. Включены произведения малых форм: рассказы, сказки, стихотворения, басни, научно-познавательные статьи. Дети учатся характеризовать героев, оценивать их поступки, выделять главную мысль произведения, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительного чтения. 3 Программой предусмотрены два уровня требований к предметному результату. Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год. Содержание программы предмета Программа создана из расчѐта 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов. № п/п Название темы Кол-во часов 1 Учитесь видеть красоту. 36 2 Они прославили Россию. 25 3 «Морозы – декабрю, метели – февралю, 36 Капели первые – задумчивому марту». 4 Спешите делать добро. 39 Учитесь видеть красоту Рассказы, стихи и научно-популярные стихи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Они прославили Россию Рассказы, стихи и научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники). «Морозы – декабрю, метели – февралю, Капели первые – задумчивому марту» Детские рассказы, стихи, сказки о жизни природы и человека в разное время года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым. Спешите делать добро Рассказы, стихи, отрывки из повести, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей. Ожидаемые результаты освоения программы В процессе реализации программы у обучающихся будут формироваться: Базовые учебные действия: Умение добывать информацию с помощью учителя. Умение ориентироваться в схемах, таблицах, учебных моделях. Умение проявлять инициативу, самостоятельность в деятельности. Умение составлять план с помощью учителя, по образцу. Умение выделять главное, делать выводы. Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать с помощью. Умение работать по аналогии. Умение сосредоточиться на предмете деятельности. Умение контролировать и оценивать свою деятельность. Умение проявлять инициативу, самостоятельность в действии. Умение задавать вопросы, выстраивать диалог. 4 Умение выстраивать отношения в совместной деятельности. Способность к взаимодействию с детьми и взрослыми. Личностные результаты: Мотивация к учебной деятельности. Готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия. Способность к принятию базовых национальных ценностей. Понимание принятых в обществе представлений о добре и зле, должном и недопустимом. Способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию ответственности за их результат. Осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей. Неравнодушие к жизненным проблемам других людей; сочувствие к человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим. Ценностное и творческое отношение к труду. Готовность к преодолению трудностей. Ценностное отношение к России, к своему народу, культурноисторическому наследию. Ценностное отношение к природе. Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и поступках людей. Получение опыта эмоционального постижения народного творчества. Предметные результаты: Достаточный уровень Будут читать вслух осознанно, правильно, выразительно доступные по содержанию тексты; Будут читать про себя, выполнять аналитические задания к тексту; Будут выделять главную мысль произведения с помощью учителя; Будут определять основные черты характера действующих лиц; Будут делить текст на части с помощью учителя; Будут пересказывать текст по плану; Выучат наизусть 10 стихотворений. Минимальный уровень Будут читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях по слогам; Будут читать про себя, выполнять задания к проанализированному тексту; Будут отвечать на вопросы учителя; Получат возможность пересказывать текст по плану, по наводящим вопросам, с помощью учителя; Получат возможность выражать своѐ отношение к поступкам героев; Получат возможность выучить наизусть отрывки из стихотворений. 5 Календарно-тематическое планирование Тема раздела (количес тво часов) I Учитесь видеть красоту (36ч) Тема урока 1. В. Песков «Отечество», аналитическое чтение. 2. М. Ножкин «Россия», выразительное чтение, заучивание наизусть. 3. М. Пришвин «Моя родина», пересказ по плану. 4. Экскурсия «Картины родной природы. Осень» 5. В. Бианки «Сентябрь», аналитическое чтение. Цель, задачи Форма проведения, элементы содержания, методические приѐмы Планируемые результаты освоения программы - Формирование навыков осознанного чтения, умения ориентироваться втексте. - Формирование навыков выразительного чтения, заучивания наизусть. -Развитие умения выражать собственные впечатления в устной речи. -Формирование умения делить текст на части по плану и пересказывать содержание прочитанного. - Формирование умения находить фрагменты текста, нужные для ответа на вопросы. -Развитие коммуникативны х способностей, внимания к собственному жизненному опыту. -Формирование умения передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Беседа о книгах, прочитанных в летние каникулы. Объявление темы, работа с эпиграфом. Работа с текстом (словарная работа, чтение, анализ). Объяснение пословиц. Д/з: с.3, выразительное чтение. Речевая разминка. Проверка д/з. Работа над стихотворением (чтение , анализ, объяснение выражений, выразительное чтение, заучивание наизусть). Работа с пословицами. Д/з: учить стихотворение. Речевая разминка. Проверка д/з. Работа с текстом (чтение, анализ, знакомство с планом, деление на части по плану, пересказ по частям). Д/з: с. 5-6 пересказ Инструктаж учащихся. Наблюдения за изменениями в природе осенью. Составление связного рассказа по наблюдениям. Д\з: рисунки по наблюдениям. Речевая разминка. Проверка д/з. Работа с текстом рассказ «Сентябрь» (словарная работа, объяснение выражений, выборочное чтение). Работа с пословицами. Пересказ отрывка. Д/з: с. 6-7, выразительное чтение. Знание содержания Прочитанных произведений. Умение правильно строить своѐ высказывание. Умение пересказывать по плану. Умение находить в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос. Умение передавать эмоциональную окрашенность произведения при чтении. Умение анализировать поступки героев. Умение пересказывать отрывок близко к тексту. Умение формулировать вопросы к тексту. Умение читать по ролям. Умение выражать своѐ отношение к героям произведения. Умение строить и аргументировать своѐ высказывание. Знание наизусть стихотворений. 6 6. И. Бунин «Лес, точно терем расписной», заучивание наизусть. 7. Ю. Качаев «Грабитель», выборочное чтение рассказа. 8. Б. Житков «Белый домик», знакомство с рассказом. 9. Составление плана и пересказ рассказа «Белый домик». 10. А. Белорусец «Звонкие ключи», выборочное чтение 1 части. 11. Аналитическое чтение 2 части рассказа «Звонкие ключи» - Расширение знаний о животном и растительном мире. -Формирование умения объяснять поступки героев, давать им оценку. - Воспитание любви к родине. Речевая разминка. Проверка д/з. Работа со стихотворением (анализ, объяснение выражений, выразительное чтение, заучивание наизусть). Сравнение описания осени у В. Бианки и И. Бунина. Составление рассказа об осени, используя выражения из произведений и собственные наблюдения. Д/з: учить стихотворение. Речевая разминка. Проверка д/з. Словарная работа. Чтение и анализ произведения рассказа «Грабитель». Выборочное чтение рассказа. Выразительное чтение рассказа. Д/з: с.9-11 пересказ. Речевая разминка. Проверка д/з. Подготовительная беседа о творчестве Б. Житкова. Знакомство с рассказом. Беседа по содержанию. Анализ поступков героев. Д/з: с.11-14 Речевая разминка. Проверка д/з (выборочное чтение по вопросам). Деление текста на смысловые части, составление плана. Пересказ по плану. Д/з: с.11-14 пересказ. Речевая разминка. Проверка д/з. Подготовительная беседа, словарная работа. Чтение и анализ текста. Выборочное чтение части рассказа. Д/з: с.15-17 вопросы. Речевая разминка. Проверка д/з. Знакомство со 2 частью рассказа. 7 12. «Звонкие ключи» 3 часть, анализ поступка главного героя. 13. К.Паустовский «Заячьи лапы», выборочное чтение 1 части. 14. Аналитическое чтение 2 части рассказа «Заячьи лапы». 15. Чтение и анализ 3 части рассказа «Заячьи лапы». 16. К. Паустовский «Барсучий нос», аналитическое чтение 1, 2 частей. Выборочное чтение, анализ (наблюдение за поведением главного героя, его внутренним состоянием). Д/з: с. 17-19 выразительное чтение. Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ 3 части рассказа. Составление характеристики главного героя. Анализ его поступка. Озаглавливание частей рассказа. Д/з: пересказ по плану. Речевая разминка. Проверка д/з. Подготовка к чтению, словарная работа. Чтение и анализ текста. Выборочное чтение. Озаглавливание текста. Д/з: с. 23-25 выразительное чтение. Речевая разминка. Проверка д/з. Работа со 2 частью рассказа (чтение, анализ, работа с иллюстрацией, озаглавливание). Д/з: с. 27 вопросы. Речевая разминка. Проверка д/з. Работа с 3 частью рассказа (чтение, анализ, озаглавливание, выборочное чтение). Соотнесение пунктов плана, иллюстраций и содержания частей рассказа. Д/з: пересказ по плану. Проверка д\з. Знакомство с 1и 2 частями рассказа, беседа по содержанию. Выборочное чтение по вопросам. Рисование словесных картин о прочитанном. Д\з: рисунки к тексту. (1 часть) 8 17. Выборочное чтение 3, 4 частей рассказа «Барсучий нос». 18. И. Тургенев «Осенний день в берѐзовой роще», пересказ рассказа. 19. Е. Носов «Хитрюга», выборочное чтение 1 части рассказа. 20. Чтение по ролям 2 части рассказа «Хитрюга». 21. В. Бианки «Октябрь», аналитическое чтение. 22. В. Бианки «Музыкант», аналитическое чтение. Проверка д\з. Чтение и анализ 3 и 4 частей рассказа. Составление вопросов по содержанию. Выборочное чтение по вопросам. Пересказ отрывка от лица героя рассказа. Д\з: с.159 з.4 Речевая разминка. Проверка д/з. Работа с рассказом (чтение, анализ, выборочное чтение по вопросам). Выделение части рассказа – описание рощи. Чтение и пересказ отрывка. Д/з: с.30 пересказ. Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение 1 части рассказа «Хитрюга». Составление вопросов по содержанию текста. Выборочное чтение. Озаглавливание. Д/з: с.31-33 пересказ. Речевая разминка. Проверка д/з. Работа со 2 частью рассказа (чтение и анализ). Чтение по ролям. Озаглавливание. Д/з: с.33-35 пересказ Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ текста, объяснение выражений. Работа с пословицей. Составление рассказа на тему «Осень в родном крае». Д/з: с 35-36 вопросы. Речевая разминка. Проверка д/з. Знакомство с творчеством В.Бианки. Чтение и анализ рассказа «Музыкант». Выборочное чтение по вопросам. Составление плана рассказа. Д\з: пересказ по плану. (3 часть) 9 23. И. СоколовМикитов «Листопадничек», аналитическое чтение. 24. С. Михалков «Будь человеком», выразительное чтение. 25. Б.Заходер «Что красивей всего?», аналитическое чтение. 26. Б. Заходер «Петя мечтает», заучивание наизусть. 27. Д. Биссет «Слон и муравей», чтение по ролям. 28. Самостоятельное знакомство со сказкой «Кузнечик Денди». Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ текста. Выборочное чтение по вопросам. Пересказ текста от первого лица. Озаглавливание частей. Д\з: пересказ по плану (1 часть) Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ стихотворения. Оценивание поступка героя стихотворения. Обращение и призыв автора. Составление рассказа на тему «Мои друзья в природе». Д/з: с.37-38, выразительное чтение. Проверка д\з. Чтение и анализ стихотворения. Выборочное чтение по вопросам. Рисование словесных картин. Д\з: выразительное чтение (3 часть) Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. Д/з: с.38-39 учить стихотворение. Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ сказки. Подготовка к чтению по ролям (выделение реплик, интонация). Чтение по ролям. Д/з: с.39-41, выразительное чтение Речевая разминка. Проверка д/з. Самостоятельное знакомство со сказкой «Кузнечик Денди». Беседа по 10 29. Выразительное чтение сказки «Забытый день рождения» 30. Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой», аналитическое чтение. 31. Выборочное чтение 1 части сказки «Пуговкин домик». 32. Чтение по ролям отрывков из 2 части сказки «Пуговкин домик». 33. Я. Аким «Жадина», аналитическое чтение. 34. Чтение и пересказ русской народной сказки «Горшок». содержанию. Чтение сказки по ролям. Д/з: с.41-43 пересказ. Речевая разминка. Проверка д/з. Знакомство со сказкой. Объяснение непонятных слов. Выборочное чтение сказки по вопросам. Чтение по ролям. Д\з: выразительное чтение сказки Речевая разминка. Проверка д/з. Знакомство с рассказом. Анализ произведения, выборочное чтение. Работа с выводом автора. Д/з: с.44-46 пересказ. Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ 1 части сказки. Выборочное чтение. Анализ поступков главного героя сказки. Д/з: с. 46-48, выразительное чтение. Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ 2 части сказки. Чтение по ролям отрывков. Составление характеристики главного героя. Выделение главной мысли сказки. Д/з: с.51 вопросы. Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение и анализ стихотворения. Выделение главной мысли. Работа над выразительным чтением. Д\з: выразительное чтение. Речевая разминка. Проверка д/з. Самостоятельное знакомство со сказкой. Составление вопросов по 11 35. К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», аналитическое чтение. 36. Обобщающий урок по теме «Учитесь видеть красоту». II Они прослави ли Россию (25ч) 1. Чтение и анализ отрывка из былины «Илья Муромец и Соловейразбойник». 2. Выразительное чтение стихотворения Ф.Глинки «Москва». 3. В.Бианки «Ноябрь». Аналитическое чтение. 4. С.Алексеев «Без Нарвы не видать - Ознакомление с жанром устного народного творчества – былиной. - Развитие навыка выразительного чтения. - Углубление знаний об изменениях в природе поздней осенью, зимой. - Ознакомление с историческим литературным произведением. - Формирование умения ориентироваться в прочитанном. -Развитие интереса к историческим литературным содержанию. Чтение по ролям отрывков. Выборочный пересказ. Выделение главной мысли. Д\з: пересказ сказки (1 часть) Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение сказки, объяснение непонятных слов и выражений. Беседа по содержанию сказки. Выборочное чтение по вопросам. Пересказ отрывков. Д\з: с.12 з.5 (1 часть) Проверка д\з. Работа с эпиграфом. Ответы на вопросы, которые были заданы на дом. Разгадывание кроссворда по прочитанным произведениям. Чтение сказок Д. Биссета. Понимание темы «Они прославили Россию». Сообщение сведений из истории. Знакомство с былиной. Чтение и анализ былины. Словарная работа. Д/з: с.52, чтение по ролям. Знакомство со стихотворением. Словарная работа. Анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением. Д/з: с.53-54, читать выразительно. Беседа об изменениях в природе в ноябре по наблюдениям учащихся. Чтение и анализ рассказа «Ноябрь». Народные приметы, пословицы, загадки. Д/з: с.55, вопросы. Сообщение исторических сведений. 12 Умение правильно читать былину, стихотворение, знать содержание прочитанного. Знание об изменениях в природе поздней осенью. Умение строить своѐ высказывание. Понимание и объяснение прочитанного текста. Построение и аргументирование своего высказывания. Умение пересказывать текст по плану, читать по ролям, моря». Аналитическое чтение. 5. Аналитическое чтение и пересказ по плану рассказа «На берегу Невы» 6. С.Алексеев «Рассказы о русском подвиге». Чтение по ролям главы «Медаль». 7. Аналитическое чтение главы «Гришенька». 8. Е.Холмогорова «Великодушный русский воин». Выразительное чтение главы «Серебряный лебедь». 9. Чтение и пересказ главы «Боевое крещение». 10. Аналитическое чтение главы «День рождения Наполеона». произведениям. - Развитие умения определять причины поступков героев, выражать состояние персонажей при чтении по ролям. - Развитие умения вычленять реплики героев, правильно интонировать их при чтении по ролям. - Развитие умения объяснять смысл названия произведения, определять его главную мысль. - Формирование умения делить текст на части, составлять план, пересказывать по плану. - Развитие умения определять настроение в стихотворении и учитывать это при чтении. - Развитие умения выделять, читать и пересказывать фрагменты текста, привлекать собственные наблюдения за природой. - Формирование умения читать Знакомство с рассказом. Словарная работа. Чтение и анализ текста. Выборочное чтение. Д/з: с.55-57, пересказ. Знакомство с рассказом. Словарная работа. Выборочное чтение. Работа с иллюстрациями. Деление рассказа на части по плану, пересказ. Д/з: с. 57-59, пересказ. Сообщение сведений из истории. Знакомство с рассказом. Анализ поступков героев. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Д/з: с.60-62, выразительное чтение. Сообщение сведений из истории. Знакомство с рассказом. Выборочное чтение и анализ текста. Анализ и оценка поступков героев. Д/з: . 62-64, чтение по ролям. Знакомство с текстом. Словарная работа. Чтение и анализ текста. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Д/з: с.65, выразительное чтение. Знакомство с текстом. Словарная работа. Анализ текста. Характеристика главного героя. Подготовка к пересказу и пересказ текста. Д/з: с. 66 пересказ Сообщение сведений из истории. Знакомство с рассказом. Словарная работа. Чтение и анализ текста. Выборочное чтение. Д/з: с. 67-68, пересказ. 13 передавать при чтении состояние героя. Определение причины поступков героев произведения. Умение предавать голосом и интонацией особенности поведения персонажей при чтении по ролям. Умение определять главную мысль произведения с помощью учителя. Умение составлять план, пересказывать текст по плану. Знание правил приветствия. Знание об изменениях в природе в декабре. Умение передавать настроение стихотворения при чтении. Знание наизусть стихотворений. Умение передавать настроение стихотворения при чтении. 11. Чтение и анализ главы «В дни спокойные». 12. С. Баруздин «Страшный клад», аналитическое чтение. 13. С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», выразительное чтение. 14. Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Знакомство со сказкой. 15. Чтение по ролям отрывков из сказки «Как Незнайка сочинял стихи». 16. Е.Пермяк «Тайна цены». Знакомство со сказкой. 17. Составление плана и пересказ сказки «Тайна цены». лирическое произведение, определять позицию автора. - Развитие связной речи, мышления, внимания. Знакомство с текстом. Составление вопросов по содержанию. Выборочное чтение. Пересказ отрывка. Д/з с.69-70, выразительное чтение Проверка д\з. Подготовительная беседа (о Великой Отечественной войне). Чтение и анализ текста. Выборочное чтение по вопросам. Д\з: выразительное чтение (3 часть) Проверка д/з. Словарная работа. Чтение и анализ произведения. Выделение главной мысли. Работа над выразительным чтением. Д\з: выраз. чтение отрывка. (3 часть) Беседа о творчестве Н.Носова. Знакомство со сказкой. Анализ поступков героев сказки. Чтение и анализ сказки. Д/з: с. 70-74, выразительное чтение. Выразительное чтение сказки по ролям. Выборочное чтение и пересказ отрывков. Устные рисунки к сказке. Д/з: чтение произведений Н.Носова. Знакомство со сказкой. Можно ли назвать эту сказку былью? Почему? Объяснение названия. Чтение и анализ. Выделение главной мысли. Д/з: с. 75-78, вопросы Чтение сказки, деление на смысловые части. Озаглавливание частей (план на доске и у детей). Пересказ по плану. 14 18. Дж. Родари «Чем пахнут ремѐсла», выразительное чтение стихотворения. 19. Пересказ по предложенному плану рассказа «Здравствуйте». 20. В.Бианки «Декабрь». Аналитическое чтение. 21. Выразительное чтение стихотворения А.Никитина «Встреча зимы». 22. А. Дорохов «Тѐплый снег», аналитическое чтение. 23. А.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя»,заучивани е стихотворения. Д/з: пересказ сказки по плану. Проверка д\з. Знакомство со стихотворением, беседа по содержанию. Выделение главной мысли. Работа над выразительным чтением. Д\з: выразительное чтение Беседа о правилах приветствия. Знакомство с рассказом. Чтение и анализ. Работа с планом. Пересказ по плану. Д/з: с. 79-80, пересказ. Беседа об изменениях в природе в декабре по наблюдениям учащихся. Чтение и анализ рассказа «Декабрь». Народные приметы, пословицы, загадки. Д/з: с.81, вопросы. Работа с загадками. Знакомство со стихотворением. Каким настроением пропитано стих-е? Чтение и анализ. Выразительное чтение стихотворения. Д/з: с.82-83, выразительное чтение. Знакомство с рассказом. Объяснение названия рассказа. Чтение и анализ. Пересказ текста. Рисование устных рисунков к рассказу. Д/з: с. 84. выразительное чтение. Знакомство со стихотворением. Настроение стихотворения. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. Д/з: с. 85, учить стихотворение. 15 24. Д.Хармс «Пушкин». Анализ и выразительное чтение. 25. Обобщающий урок по теме «Они прославили Россию». III «Морозы – декабрю, метели – февралю, Капели первые – задумчиво му марту». (36ч) 1. З. Александрова «Снежок», выразительное чтение. 2. И. Суриков «Детство», заучивание наизусть отрывка. 3. Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка», аналитическое чтение. 4. Г.Х.Андерсен «Ель». Выборочное чтение 1 части сказки. 5. Аналитическое чтение 2 части сказки «Ель». - Развитие умения наблюдения за природой. - Формирование умения выделять, читать и пересказывать фрагменты текста. - Расширение представлений о жизни детей в дореволюционно й России. - Развитие коммуникативны х способностей, внимания к внутренней жизни человека. - Развитие умения определять настроение стихотворения, передавать его при чтении. - Развитие умения читать лирическое произведение, определять позицию автора. - Расширение представлений детей о жизни и быте людей, Беседа об А.С..Пушкине, сообщение сведений из биографии поэта. Знакомство с рассказом. Чтение и анализ. Д/з: с.85-89, вопросы. Повторение (д/з). Эпиграф к теме. Беседа по прочитанным произведениям. Викторина. Разгадывание кроссворда. Чтение художественного произведения. Сообщение темы. Беседа о времени года. Чтение и анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением. Чтение дополнительной литературы. Д\з: выразительное чтение. (2 часть) Проверка д\з. Подготовка к восприятию произведения, словарная работа. Чтение и анализ стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание отрывка. Д\з: учить отрывок. (2 часть) Проверка д\з. Чтение и анализ произведения. Выборочное чтение по вопросам. Чтение по ролям отрывка. Д\з: пересказ. Проверка д/з. Знакомство с 1 частью сказки «Ель». Составление вопросов по содержанию. Выборочное чтение. Д/з: с. 91-97, вопросы. Повторение (тест по содержанию 1 части сказки «Ель»). Знакомство со 2 частью 16 Знание об изменениях в природе зимой, весной. Умение строить и аргументировать своѐ высказывание. Умение выделять фрагменты текста для ответа на вопрос. Знание содержания сказок, стихов, рассказов. Умение рассказать о жизни детей в дореволюционной России. Знание настроения стихотворения, умение передавать его при чтении. Умение читать по ролям, передавать при чтении состояние героя. Умение ориентироваться в тексте. Умение пересказывать прочитанный текст, выделять главную мысль. Умение составлять 6. И.Никитин «Весело сияет месяц над селом», выразительное чтение. 7. Экскурсия «Картины родной природы. Зима» 8. В.Бианки «Январь». Аналитическое чтение. 9. А.Чехов «Ванька», Аналитическое чтение рассказа. 10. И.Суриков «Белый снег пушистый», заучивание наизусть. 11. М.Зощенко «Ёлка». Чтение по ролям отрывков из рассказа. живущих на севере. - Развитие умения передавать при чтении по ролям необходимую интонацию, определять собственное отношение к прочитанному. - Развитие умения выделить нужный эпизод, пересказать фрагмент текста. - Развитие умения пересказывать прочитанный текст, определять причины поступков героев и оценивать их. - Развитие умения формулировать вопросы по содержанию текста. - Развитие умения пересказывать прочитанный текст, определять главную мысль сказки. - Расширение знаний о традиционных признаках прихода весны у разных народов. - Развитие наблюдательност и, памяти, коммуникативных способностей. сказки. Чтение и анализ. Озаглавливание частей сказки. Д/з: краткий пересказ. Проверка д/з. Знакомство со стихотворением. Определение настроения. Устные рисунки. Выразительное чтение. Д/з: с.105 выразит. чтение, рисунки. Инструктаж учащихся. Наблюдения за изменениями в природе. Составление связного рассказа по наблюдениям. Д\з: рисунки по наблюдениям. Беседа о времени года, изменениях в природе по наблюдениям учащихся. Чтение и анализ рассказа «Январь». Выборочное чтение. Работа с пословицами. Д/з: с. 90 выразительное чтение. Проверка д/з. Подготовительная беседа (исторические сведения, словарная работа). Знакомство с рассказом. Чтение и анализ. Выборочное чтение. Д/з: с.101-105 пересказ. Проверка д/з. Знакомство со стихотворением. Какие чувства вызывает стихотворение? Чтение и анализ. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Д/з: с.106 учить стихотворение. Проверка д/з. Знакомство с рассказом «Ёлка». Беседа по содержанию. Чему учит рассказ? 17 вопросы по содержанию текста. 12. Ю. Рытхэу «Пурга». Выборочное чтение рассказа. 13. Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость». Выделение главной мысли. 14. В. Бианки. «Сумасшедшая птица», аналитическое чтение. 15. С.Маршак «Двенадцать месяцев», 1-е действие. Чтение по ролям. 16. «Двенадцать месяцев», 2-е действие. Чтение по ролям. 17. В.Драгунский «Тайное становится явным», аналитическое чтение. Чтение отрывков по ролям. Д/з: с.107-111 пересказ. Проверка д/з. Подготовительная беседа (народы, живущие на севере, их основные занятия, погодные условия, словарь). Чтение и анализ рассказа. Оценка поступка героя. Выборочное чтение. Д/з: с.111-114 пересказ, рисунки. Проверка д/з. Знакомство с рассказом. Какие чувства он вызвал? Чтение и анализ. Объяснение выражений. Определение главной мысли. Д/з: с.114-117 пересказ. Проверка д/з. Знакомство с рассказом, словарная работа. Выборочное чтение по вопросам. Характеристика главного героя рассказа. Д\з: пересказ Проверка д/з. Общее знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев». Чтение по ролям 1-го действия. Анализ прочитанного. Сравнительные характеристики героев. Д/з: с.118-122 пересказ. Проверка д/з. Чтение 2-го действия пьесысказки по ролям. Анализ прочитанного. Характеристики героев. Д/з: рисунки к сказке. Проверка д/з. Знакомство с произведением, словарная работа. Выборочное чтение по вопросам. Выделение главной мысли. Д\з: пересказ (1 часть) 18 18. Н Носов «Огурцы», выразительное чтение рассказа. 19. В. Осеева «Почему», аналитическое чтение рассказа. 20. Л. Пантелеев «Честное слово», чтение по ролям. 21. В.Бианки «Февраль». Аналитическое чтение. 22. Г.Х.Андерсен «Снежная Королева». Аналитическое чтение 1 и 2 частей. 23. Выразительное чтение 3 части сказки «Снежная Королева». Проверка д\з. Чтение и анализ текста. Выборочное чтение по вопросам. Чтение по ролям отрывков. Соотнесение рисунков и фрагментов текста, озвучивание рисунков. Д\з: Пересказ отрывков. Проверка д\з. Знакомство с текстом, беседа по вопросам. Что общего с предыдущим рассказом? Объяснение смысла слов «Тайное всегда становится явным». Д\з: выразительное чтение Проверка д\з. Знакомство с текстом, беседа по содержанию. Выделение главной мысли. Выборочное чтение 1 части рассказа. Чтение по ролям 2,3 частей рассказа. Д\з: чтение по ролям 1 части Проверка д/з. Беседа о изменениях в природе в феврале (по наблюдениям учащихся). Чтение и анализ рассказа «Февраль». Выборочное чтение. Народные приметы. Д/з: с.117-118 выразительное чтение. Проверка д/з. Беседа о творчестве Г.Х.Андерсена. Знакомство с 1 частью сказки. Работа по содержанию. Знакомство со 2 частью сказки, анализ. Выборочное чтение по вопросам. Д/з: с.131-132, вопросы Проверка д/з. Знакомство с 3 частью. Чтение и анализ. Оценка поступков героя, 19 24. Выборочное чтение 4 части сказки «Снежная Королева». 25. Чтение и пересказ 5 части сказки «Снежная Королева». 26. Составление вопросов по содержанию 6 части сказки «Снежная Королева». 27. Чтение по ролям 7 части сказки «Снежная королева». 28. Подготовка к пересказу 8 части сказки «Снежная Королева». 29. В. Драгунский «Бы», аналитическое чтение. причины такого поведения. Выразительное чтение. Пересказ отрывков. Д/з: с.132-133 пересказ. Проверка д/з. Знакомство с 4 частью сказки. Беседа по содержанию. Самостоятельное чтение текста. Выборочное чтение по вопросам. Д/З: с.133-135 пересказ. Проверка д/з. Знакомство с 5 частью сказки. Беседа по содержанию. Оценка поступков героев )подтверждение словами из текста). Выборочное чтение. Пересказ. Д/з: с.136-139 вопросы. Проверки д/з. Чтение 6 части сказки. Составление вопросов по содержанию, ответы на вопросы. Выборочное чтение фрагментов текста. Д/з: с.139-142 выразительное чтение. Проверка д/з. Знакомство с 7 частью сказки. Чтение и анализ. Характеристика героев. Чтение по ролям отрывков. Д/з: с.142-145 пересказ. Проверка д/з. Знакомство с 8 частью сказки. Чтение и анализ. Пересказ. Выделение главной мысли сказки. Чему учит сказка? Д/з: с.146-147 пересказ. Проверка д\з. Знакомство с рассказом, объяснение заголовка. Выборочное чтение по вопросам. 20 30. М. Зощенко «Золотые слова», знакомство с рассказом. 31. Выборочное чтение рассказа «Золотые слова». 32. В. Железников «Три ветки мимозы»», аналитическое чтение. 33. С.Смирнов «Первые приметы». Выразительное чтение, заучивание наизусть. 34. В.Бианки «Март». Аналитическое чтение. 35. В.Песков «Весна идѐт». Аналитическое чтение рассказа Пересказ отрывков. Д\з: выразительное чтение. (3 часть) Проверка д\з. Беседа о творчестве М.Зощенко. Словарная работа. Знакомство с рассказом. Беседа по содержанию. Д\з: выразит чтение отрывка. Проверка д\з. Выборочное чтение по вопросам. Работа с иллюстрацией. Выделение главной мысли. Выборочный пересказ. Д\з: пересказ понравившегося отрывка. Проверка д\з. Беседа о празднике 8 Марта (история, традиции). Чтение и анализ произведения. Характеристика героев и их поступков. Выделение главной мысли. Д\з: выразительное чтение. Проверка д/з. Знакомство со стихотворением. Объяснение названия. Выявление признаков ранней весны. Чтение и анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. Д/з: с.148 учить стихотворение Проверка д/з. Беседа об изменениях в природе. Чтение и анализ текста. Народные приметы. Загадки. Д/з: с.149 выразительное чтение. Проверка д/з. Беседа по содержанию (с привлечением собственного опыта учащихся). 21 IV Спешите делать добро (39ч) 36. Обобщающий урок по теме «Морозы – декабрю, метелифевралю, капели первые – задумчивому марту». 1. М.Пришвин «Жаркий час». Выразительное чтение рассказа. 2. Г. Скребицкий «Весенняя песня» Чтение по ролям 1 части сказки. 3. Чтение и пересказ 2 части сказки «Весенняя песня». 4. Г. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», аналитическое чтение. 5. Знакомство с рассказом «Замечательный сторож». Работа по картине К. Юона «Мартовское солнце». Составление рассказа. Д/з: с.150-151 пересказ. Проверка д/з. Викторина по прочитанным произведениям. Рассказ по плану о понравившемся произведении. Разгадывание кроссворда. Стихи о зиме. - Развитие Проверка д/з. умения Объявление темы, эпиграф. анализировать Знакомство с рассказом. текст, определять Чтение и анализ. интонацию и Сравнение темпа чтения в темп начале и конце рассказа. чтения. Выразительное чтение. - Развитие Д/з: с.152 выразительное умения чтение. вычленять Проверка д/з. реплики Знакомство с 1 частью персонажей, сказки. правильно их Беседа по содержанию. интонировать Вычленение реплик героев при чтении по сказки. ролям. Чтение по ролям. - Развитие Д/з: с.153-155 составить умения выделять вопросы. и пересказывать Проверка д/з. фрагменты Чтение 2 части сказки. текста, Беседа по содержанию. составлять Выборочное чтение и вопросы к пересказ фрагментов текста. тексту. Д/з: с.156-157 пересказ. - Формирование Проверка д/з. внимания к Знакомство с рассказом. настроению Беседа по содержанию. автора, Выборочное чтение по Развитие умения вопросам. выразительно Выделение главной мысли. читать Д\з: пересказ стихотворение. Проверка д/з. - Развитие Знакомство с рассказом, творческого объяснение непонятных слов воображения, и выражений. памяти, связной Беседа по содержанию. речи, Д\з: выразительное чтение коммуникативных отрывка. 22 Умение анализировать текст, определять интонацию и темп чтения данного произведения. Знание содержания произведений. Умение правильно читать реплики героев. Умение выделять и пересказывать фрагменты текста. Знание стихотворений наизусть. Умение передавать настроение автора при чтении стихотворения. Умение составлять вопросы к тексту. 6. Выборочное чтение рассказа «Замечательный сторож». 7. В.Жуковский «Жаворонок», заучивание наизусть. 8. А.Толстой «Детство Никиты». Чтение и пересказ отрывка из рассказа. 9. А.Твардовский «Как после мартовских метелей». Заучивание наизусть. 10. А.Плещеев «И вот шатѐр свой голубой» Выразительное чтение. 11. В.Бианки «Апрель». Аналитическое чтение. способностей. Проверка д/з. Выборочное чтение рассказа по вопросам. Чтение по ролям отрывков. Выборочный пересказ. Д\з: рисунки к рассказу Проверка д/з. Знакомство со стихотворением. Выборочное чтение, объяснение выражений. Работа над выразительным чтением. Заучивание наизусть. Д/з: с.158 учить стихотворение Проверка д/з. Словарная работа. Знакомство с текстом. Чтение и анализ. Выборочное чтение по вопросам. Пересказ. Д/з: с.158-160 пересказ. Проверка д\з. Выделение и объяснение с помощью учителя непонятных слов, образных выражений. Разбор содержания с помощью вопросов. Заучивание наизусть. Д\з: с.161, учить наизусть Проверка д\з. Выделение и объяснение с непонятных слов, образных выражений. Разбор содержания с помощью вопросов. Работа над выразительным чтением. Д\з: с.161 читать выразительно. Проверка д\з. Чтение текста, словарная работа. Разбор содержания с помощью вопросов. Выделение главной мысли рассказа, соотнесение с предлагаемой пословицей. Д\з: рисунки к тексту 23 12. К.Паустовский «Стальное колечко». Чтение по ролям 1 части сказки. 13. Чтение и пересказ 2 части сказки «Стальное колечко». 14. Выборочное чтение 3 части сказки «Стальное колечко». 15.В.Астафьев «Злодейка». Чтение и пересказ рассказа. 16. Аналитическое чтение рассказа «Белогрудка». 17. Е. Баронина «Рассказы про зверей». Аналитическое чтение 1 части. Проверка д\з. Объяснение с помощью учителя значения образных выражений. Разбор содержания с помощью ответов на вопросы учителя. Чтение по ролям. Д\з: с.163-165 выразительное чтение Проверка д\з. Чтение и анализ текста, объяснение непонятных слов. Разбор содержания по вопросам. Пересказ отрывка. Д\з: 165-167, пересказ Проверка д\з. Знакомство с текстом, словарная работа. Разбор содержания с помощью вопросов. Выделение главной мысли сказки. Составление характеристики главной героини сказки. Д\з: с.167-170 пересказ Проверка д\з. Чтение и анализ произведения, объяснение образных выражений. Составление плана рассказа, пересказ по плану. Характеристика поступков героев. Выделение главной мысли. Д\з: с.170-173пересказ Проверка д\з. Знакомство с рассказом, словарная работа. Выборочное чтение рассказа. Характеристика поступков героев рассказа. Выделение главной мысли. Пересказ отрывков. Д\з: рисунки к тексту Проверка д\з. Чтение текста, объяснение непонятных слов, образных выражений. Выборочное чтение по 24 18. «Рассказы про зверей», пересказ 2 части рассказа. 19. В.Драгунский «Кот в сапогах».Чтение по ролям отрывков из рассказа. 20. Д.Хармс «Заяц и Ёж». Выразительное чтение сказки 21. И.Крылов «Зеркало и обезьяна». Чтение и анализ басни. 22. Р.Киплинг «Рикки-ТиккиТави». Чтение и анализ 1 главы. 23. Чтение по ролям 2 главы сказки «РиккиТикки-Тави». вопросам. Д\з: с.174-175 рисунки Проверка д\з. Чтение и анализ текста, объяснение непонятных слов. Составление вопросов по содержанию. Пересказ отрывков. Д\з: с.176-178 вопросы Проверка д\з. Знакомство с произведением. Объяснение значения образных выражений. Чтение по ролям отрывков. Выборочный пересказ. Д\з: с.178-182 пересказ Проверка д\з. Самостоятельное знакомство со сказкой. Выделение главной мысли, соотнесение с предлагаемой пословицей. Чтение по ролям. Д\з: с.183-185 пересказ. Проверка д\з. Выделение и объяснение с помощью учителя незнакомых слов, объяснение значения образных выражений. Разбор содержания с помощью ответов на вопросы учителя. Мораль басни. Д\з: с.186 выразительное чтение. Проверка д\з. Общее знакомство со сказкой. Чтение и анализ 1 части. Объяснение непонятных слов и выражений. Выразительное чтение отрывка. Д\з: с.186-189 пересказ Проверка д\з. Знакомство с 2 частью сказки. Выборочное чтение по вопросам. Чтение по ролям отрывков. 25 24. Чтение и пересказ 3 главы сказки «РиккиТикки-Тави». 25. Выборочное чтение 4 главы сказки «РиккиТикки-Тави». 26. Выразительное чтение 5 главы сказки «РиккиТикки-Тави». 27. Аналитическое чтение 6 главы сказки «РиккиТикки-Тави». 28. В.Набоков «Дождь пролетел». Выразительное чтение, заучивание наизусть. 29. В.Бианки «Май». Аналитическое чтение. Д\з: с. 189-191 пересказ Проверка д\з. Самостоятельное знакомство с текстом. Составление вопросов по содержанию. Выборочное чтение текста. Озаглавливание отрывка сказки, пересказ. Д\з: с.192-194 выразительное чтение Проверка д\з. Чтение и анализ текста, объяснение непонятных слов. Выборочное чтение по вопросам. Озаглавливание отрывка. Д\з: с. 194-196 пересказ Проверка д\з. Чтение и анализ текста. Характеристика героев сказки. Чтение по ролям отрывков. Д\з: с. 197-199 пересказ Проверка д\з. Чтение текста, объяснение непонятных слов, образных выражений. Выборочное чтение по вопросам. Озаглавливание отрывка сказки, пересказ. Д\з: рисунки к сказке Проверка д\з. Знакомство со стихотворением. Выделение и объяснение с помощью учителя непонятных слов, образных выражений. Разбор содержания с помощью вопросов. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Д\з: с. 203 учить стихотворение Проверка д\з. Чтение текста, словарная работа. Разбор содержания с 26 30. М.Дудин «Наши песни спеты на войне». Выразительное чтение. 31. В. Медведев «Звездолѐт Брунька», знакомство со сказкой. 32. «Звездолѐт Брунька», пересказ сказки по плану. 33. К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Знакомство с рассказом. 34. «Корзина с еловыми шишками». Выборочное чтение рассказа. 35. Е. Пермяк «Голубые белки», аналитическое чтение. помощью вопросов. Выделение главной мысли рассказа, соотнесение с предлагаемой пословицей. Д\з: с.204 рисунки Проверка д\з. Беседа о Великой Отечественной войне. Чтение и анализ стихотворения. Работа над выразительным чтением стихотворения. Д\з: с.205 выразительное чтение Проверка д\з. Самостоятельное знакомство со сказкой. Составление вопросов по содержанию произведения. Объяснение непонятных слов и выражений. Д\з: с.212 вопросы Проверка д\з. Выборочное чтение рассказа. Деление сказки на части, составление плана рассказа. Пересказ по плану. Д\з: с.206-212 пересказ Проверка д\з. Чтение и анализ произведения. Объяснение непонятных слов, выражений, характеризующих картины природы. Выделение главной мысли рассказа. Д\з: с.218 вопросы Проверка д\з. Выборочное чтение по вопросам. Составление плана рассказа (озаглавливание частей). Пересказ по плану. Д\з: с.213-218 пересказ Проверка д\з. Знакомство с рассказом. Беседа по содержанию. Выборочное чтение. Анализ поступков героев. Главная мысль рассказа. Д\з: выразительное чтение. 27 36. А. де СентЭкзюпери «Маленький принц». Чтение и пересказ отрывка из сказки. 37. В.Астафьев «Зорькина песня». Выразительное чтение рассказа 38. Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел». Выразительное чтение. 39. Обобщающий урок по теме «Спешите делать добро». Проверка д\з. Чтение текста, объяснение непонятных слов, разбор содержания. Чтение по ролям отрывков. Характеристика героя. Выделение главной мысли. Д\з: с.218-222 пересказ Проверка д\з. Разбор содержания текста с помощью вопросов. Деление на части, составление плана, пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа. Д\з: с.223-225 рисунки Проверка д\з. Объяснение с помощью учителя образных выражений. Разбор содержания с помощью вопросов. Выразительное чтение стихотворения вслух. Д\з; с. 226, выразительное чтение Проверка д\з. Беседа на эмоциональный отклик от прочитанных произведений. Чтение дополнительной литературы. Формы и средства контроля Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Текущий контроль (освоение материала по теме) осуществляется в форме беседы, опроса, самостоятельной работы, работы с карточкой, теста проверки выполнения домашнего задания (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение и др.). Итоговый контроль (проверка техники чтения) проводится три раза в год: начало учебного года, в конце I полугодия, в конце учебного года. Для проверки техники чтения подбираются незнакомые, но доступные по содержанию тексты. При оценке учитываются все качества чтения: правильность, осознанность, беглость, выразительность. Уровни качества образованности Отлично «5» Хорошо «4» 28 Удовлетворительно «3» знает понимает применяет оценивает - содержание ответа соответствует поставленному вопросу; -знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно - обнаруживает понимание текста, выделяет основную мысль произведения; - передаѐт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно - читает правильно, бегло, выразительно (допускаются ошибки при соблюдении смысловых пауз, логических ударений) - называет главных действующих лиц, характеризует их поступки; - объективно оценивает свои возможности - при ответах на вопросы и воспроизведении содержания текста допускает неточности; - недостаточно хорошо знает наизусть текст, допускает ошибки - затрудняется самостоятельно дать точный ответ на поставленный вопрос; - излагает содержание недостаточно полно и последовательно; - допускает неточности в выделении главной мысли, делении на части, озаглавливании - читает недостаточно бегло, допускает ошибки; - делает некоторые ошибки в речи - называет главных действующих лиц, характеризует их поступки с помощью педагога; - оценивает свои возможности с организующей помощью педагога - ответ на вопрос содержит ошибки, которые искажают содержание текста; - не знает наизусть части текста, допускает много ошибок - не умеет объяснить материал по заданному вопросу; - затрудняется в выделении главной мысли произведения; - испытывает трудности в понимании текста; - излагает содержание неполно, непоследовательно допускает искажение смысла произведения - читает медленно с большим количеством ошибок; - затрудняется самостоятельно выполнять действия (деление на части, озаглавливание), нуждается в помощи учителя; - допускает ряд ошибок в речи - затрудняется назвать главных действующих лиц, характеризовать их поступки; - не всегда адекватно оценивает свои возможности Критерии оценивания При оценке принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка «5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают их с минимальной помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; Оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно; допускают одну-три ошибки при чтении, соблюдении смысловых 29 пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя; допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют их с помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения, характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляют их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; Оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами, допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с максимальной помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведения и характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно. Учебно-методические средства обучения Учебники: Чтение. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина.– М.; «Просвещение», 2021. Материально-техническое обеспечение: Ноутбук Проектор Интерактивная доска Методическое обеспечение: Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для начальной школы. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006; Литература Урала: Учебное пособие хрестоматийного типа для основной школы. – Екатеринбург: Магеллан, 2007; Уроки внеклассного чтения. 5-9 классы: пособие для педагога спец. (кор.) общеобразовательной школы / Т.И. Адонина. – М.: Владос, 2014; Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах спец. (кор.) образовательных учреждений 8 вида / М.И.Шишкова. – М.: Владос, 2013; Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО», 2009; Яценко И.Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. Москва. ООО «ВАКО», 2010; Таблицы по чтению: На острове Буяне. Фольклор Какие бывают загадки Пословицы Сказки народные и литературные Иван Андреевич Крылов 30 Александр Сергеевич Пушкин Иван Сергеевич Тургенев Стихи русских поэтов о природе Лев Николаевич Толстой Стихи о Родине Читаем о братьях наших меньших Читаем о детях и для детей Зарубежные сказочники Книги о животных Писатели – детям По страницам любимых книг Крупицы народной мудрости Страницы старины седой Мифы народов мира Басни и баснописцы Книги, книги, книги … Василий Андреевич Жуковский Александр Сергеевич Пушкин Михаил Юрьевич Лермонтов Русские писатели XIX века Родные поэты Писатели XX века детям Зарубежные писатели Словари, справочники, энциклопедии В мире книг Портреты писателей. Художественная литература. Сведения об авторе Баянкина Лилия Геннадьевна, высшее образование, квалификационная категория – высшая, стаж работы – 31 год. 31