Рабочая программа по русскому языку для 6а 6б классов на 2021-2022 учебный год

Министерство образования и молодѐжной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Согласовано»
На заседании
педагогического совета
Протокол № ___ от
«____»___________20__г.
Секретарь _____________

«Согласовано»
Зам. директора по УВР
_________________
Бакисова Л.О.

«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
___________________
Шляпникова Н.И.

«____»____________20__ г. Приказ № ___ от «___»___20_ г.

Рабочая программа по русскому языку
для 6-а, 6-б классов

Автор-составитель:
Баянкина Лилия Геннадьевна

Реж, 2021

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе ФГОС
общего образования обучающихся с умственной отсталостью от 19.12.2014г.,
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»; в
соответствии с учебным планом общего образования детей с умственной
отсталостью
Государственного
бюджетного
общеобразовательного
учреждения Свердловской области, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар», утверждѐнным приказом
директора образовательного учреждения.
Рабочая программа ориентирована на учебник для 6 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.; «Просвещение», 2021. Рабочая
программа составлена с учѐтом возрастных, психологических и
индивидуальных особенностей развития учащихся, уровня их знаний и
умений, материально-технических условий центра, ресурсных возможностей
родителей, условий региона.
Русский язык является одним из основных предметов в специальной
коррекционной школе. В процессе изучения грамматики и правописания у
школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к
родному языку.
Цель– создать условия для успешного умственного и речевого развития
учащихся, воспитания их личностных качеств.
Задачи:
 формирование у учащихся орфографических умений и навыков через
овладение грамматическими знаниями;
 уточнение, расширение и активизация словарного запаса.
 развитие речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности;
 воспитание нравственных качеств учащихся, уважительного отношения к
русскому языку.
Базовые национальные ценности будут реализовываться при изучении
следующих разделов и тем:
Ценность
Патриотизм

Раздел, тема
Раздел «Состав слова» тема «Приставки»; раздел
«Предложение» тема «Главные и второстепенные члены
предложения»; раздел «Части речи» темы «Род имѐн
существительных», «Творительный падеж имѐн
прилагательных мужского и среднего рода».

2

Социальная солидарность

Раздел «Состав слова» темы «Правописание безударных
гласных в корне слова», «Правописание приставок»;
раздел «Части речи» тема раздел «Предложение» тема
«Однородные члены предложения».

Гражданственность

Раздел «Предложение» тема «Распространѐнное
предложение»; раздел «Части речи» темы «Имена
собственные», «Изменение имѐн прилагательных по
родам».

Семья

Раздел «Состав слова» тема «Суффикс»; раздел «Части
речи» темы «Единственное и множественное число имѐн
существительных»; «Дательный падеж имѐн
прилагательных мужского и среднего рода».
Раздел «Предложение» тема «Однородные члены
предложения».

Труд и творчество
Искусство и литература
Природа

Человечество

Раздел «Части речи» тема«Родительный падеж имѐн
прилагательных мужского и среднего рода».
Раздел «Звуки и буквы» тема «Парные звонкие и глухие
согласные»; раздел «Части речи» тема «Изменение имѐн
прилагательных по родам».
Раздел «Состав слова» тема «Приставка и предлог»; раздел
«Части речи» тема «Склонение имѐн прилагательных в
единственном числе».

Рабочая программа обеспечивает необходимую систематизацию
знаний. В начале учебного года отведены часы на повторение пройденного
материала, что способствует лучшему восприятию и усвоению новых знаний.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую
направленность. Основными формами и методами обучения являются:
фронтальная и индивидуальная устная работа, работа в группах (парах,
тройках), практические задания, упражнения, объяснение учителя, работа с
книгой, дидактическая игра. Результаты обучения показывают, что данные
формы активизируют деятельность учащихся, способствуют развитию
самостоятельности, ответственности, умения договариваться. Основными
видами письменных работ являются: тренировочные упражнения, словарные,
выборочные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные
диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, комментированное
письмо и др.
С помощью осваиваемого языкового материала дети учатся
конструированию текстов. Через все разделы программы проходит тема
«Связная речь» (составление связного рассказа, изложение, сочинение).
Основой для выбора видов работы служит отработанный на уроках русского
языка материал и подготовительные упражнения — ответы на
последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом и др. В учебно-тематическом
планировании данные уроки выделены «*».
3

Результаты обучения за предыдущий учебный год показали разный
уровень усвоения учащимися программы по русскому языку. В рабочей
программе предусмотрены два уровня требований к предметному результату.
Сроки реализации программы 2021-2022 учебный год.
Содержание программы предмета
№
1
2
3
4
5
6

Программа создана из расчѐта 4 часа в неделю и рассчитана на 136 часов.
п/п
Название раздела
Кол-во часов
Звуки и буквы (повторение)
9
Предложение (повторение)
11
Состав слова
29
Части речи
67
Предложение
13
Повторение
7

Звуки и буквы (повторение)
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание
безударных гласных. Правописание звонких и глухих согласных.
Непроверяемые гласные и согласные.
Предложение (повторение)
Предложение и текст. Деление текста на предложения. Главные и
второстепенные члены предложения. Распространѐнное и нераспространѐнное
предложение. Однородные члены предложения.
Состав слова
Однокоренные слова. Корень, окончание, приставка, суффикс.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание
безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне. Приставка и
предлог. Правописание приставок. Разделительный твѐрдый знак в словах с
приставками.
Части речи
Имя существительное. Значение существительных в речи. Род и число
существительных.
Правописание
имѐн
собственных.
Изменение
существительных по падежам. Начальная форма существительных.
Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи. Изменение
прилагательных по родам и числам. Склонение прилагательных мужского и
среднего рода.
Глагол. Значение глагола в речи. Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по числам.
Предложение
Различение предложений по интонации. Однородные члены
предложения. Обращение.
Связная речь
Свободный диктант с предварительным разбором.
4

Изложение теста по данному плану и опорным словам.
Изложение текста, воспринятого на слух, по данному плану.
Изложение текста по опорным словам.
Изложение текста описательного характера.
Описание предмета с опорой на его восприятие.
Изложение повествовательного текста.
Составление текста письма друзьям с элементами описания.
Деловое письмо: объявление.
Ожидаемые результаты освоения программы
В процессе реализации программы у обучающихся будут
формироваться:
Базовые учебные действия:
 Умение добывать информацию с помощью учителя.
 Умение ориентироваться в схемах, таблицах, учебных моделях.
 Умение проявлять инициативу, самостоятельность в деятельности.
 Умение составлять план с помощью учителя, по образцу.
 Умение выделять главное, делать выводы.
 Умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать с
помощью.
 Умение работать по аналогии.
 Умение сосредоточиться на предмете деятельности.
 Умение контролировать и оценивать свою деятельность.
 Умение проявлять инициативу, самостоятельность в действии.
 Умение задавать вопросы, выстраивать диалог.
 Умение выстраивать отношения в совместной деятельности.
 Способность к взаимодействию с детьми и взрослыми.
Личностные результаты:
 Мотивация к учебной деятельности.
 Готовность к соблюдению правил школьного взаимодействия.
 Способность к принятию базовых национальных ценностей.
 Понимание принятых в обществе представлений о добре и зле,
должном и недопустимом.
 Способность самостоятельным поступкам и действиям, к принятию
ответственности за их результат.
 Осознание ценностей человеческой жизни, ценности других людей.
 Неравнодушие к жизненным проблемам других людей; сочувствие к
человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
 Уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим.
 Ценностное и творческое отношение к труду.
 Готовность к преодолению трудностей.
5

 Ценностное отношение к России, к своему народу, культурноисторическому наследию.
 Ценностное отношение к природе.
 Способность видеть красоту в окружающем мире, поведении и
поступках людей.
 Получение опыта эмоционального постижения народного творчества.
Предметные результаты:
Достаточный уровень
 Будут правильно обозначать звуки буквами на письме;
 Научатся подбирать группы родственных слов, разбирать слова по
составу (простые случаи самостоятельно);
 Научатся проверять написание в корне безударных гласных, звонких и
глухих согласных путѐм подбора родственных слов;
 Будут выделять имя существительное, имя прилагательное, глагол как
части речи;
 Научатся расставлять знаки препинания в предложении с однородными
членами;
 Будут связно высказываться устно и письменно по плану;
 Будут пользоваться школьным орфографическим словарем.
Минимальный уровень
 Будут уметь обозначать на письме звуки буквами; дифференцировать
звуки гласные и согласные, звонкие и глухие с помощью учителя;
 Получат возможность подбирать однокоренные слова, разбирать слова
по составу с помощью учителя;
 Получат возможность распределять слова по частям речи по вопросу и
значению с помощью учителя;
 Будут составлять предложения на заданную тему с помощью учителя;
 Получат возможность участвовать в составлении рассказов,
обсуждении темы текста.
Календарно-тематическое планирование
Тема
раздела
(количест
во часов)
IЗвуки и
буквы.
Текст. (9ч.)

Тема урока

1.Гласные и
согласные. Их
различение.

Цель и задачи

Форма проведения,
элементы содержание,
методические приемы

- Обобщить
понятия «звук» и
«буква»;
- Закрепить
умения различать
гласные и
согласные звуки и
буквы, обозначать
их на письме;
- Формировать

Повторение понятий
«звук», «буква», «гласные
звуки», «согласные звуки».
Определение количества
звуков и букв в словах.
Алфавит и его значение.
Упражнение в
расположении слов в
алфавитном порядке.
Игра «собери слово».
6

Планируемые
результаты
освоения
программы
Знание понятий:
«звук», «буква»,
«слог».
Умение различать
гласные и
согласные звуки и
буквы, обозначать
их на письме,
выделять в речи;
проверять

2.Безударные
гласные в словах.

3. Сомнительные
звонкие и глухие
согласные в словах.

4. Сомнительные
гласные и согласные
в словах.

5.Текст. Части
текста. Красная
строка.

6. Непроверяемые
гласные и согласные
в словах.

умения проверять
безударные
гласные, парные
звонкие и глухие
согласные путѐм
изменения формы
слова;
- Развивать
фонематический
слух, правильное
звукопроизношен
ие, мыслительную
деятельность;
- Воспитывать
уважительное
отношение к
окружающим,
потребность в
заботе о близких
людях,
самостоятельност
ь.

Повторение понятия
«ударение».
Особенности
произношения безударного
звуков.
Упражнение в постановке
ударения.
Наблюдение над
соответствием гласного
звука и буквы в ударном
слоге и их несоответствие в
безударном слоге (косы –
коса).
Правило проверки
безударных гласных.
Повторение о парных
звонких и глухих
согласных. Наблюдение за
особенностями их
произношения.
Правило проверки парных
звонких и глухих
согласных.
Игра "Докажи словечко".
Выделение сомнительных
гласных и согласных в
тексте.
Проверка написания.
Дифференциация правил
написания гласных и
согласных в корне.
Словарный диктант.
Игра «Пропала буква».
Повторение понятия
«текст». Признаки текста:
связь предложений,
тематическое единство,
возможность
озаглавить.Отличие текста
от набора отдельных
предложений.
Части текста. Красная
строка.
Основная мысль текста.
Подтверждение основной
мысли примерами из
текста.
Наблюдение за
непроверяемыми гласными
и согласными.
Проверка написания по
словарю.
7

написание
безударных
гласных, парных
звонких и глухих
согласных путѐм
изменения формы
слова;
располагать слова
в алфавитном
порядке;
пользоваться
орфографическим
словарѐм.

7. Звуки и буквы.
Закрепление знаний
по теме.

8. Контрольная
работа по теме
«Звуки и буквы».

9. Работа над
ошибками.
Закрепление знаний
по теме.
IIПредложе 1.Деление текста на
ние. Текст предложения.
(11ч)

- Уточнить
понятия
«подлежащее»,
«сказуемое»,
«главные члены
предложения»,
«второстепенные
члены
предложения»,
«однородные
члены
предложения»;
- формировать
умения
2. Выделение
устанавливать
главных и
связь слов в
второстепенных
членов предложения. предложении,
составлять и
распространять
предложения с
помощью
вопросов и
рисунков,
различать
предложения по
интонации;
- развивать
3.
Нераспространѐнные образное
и распространѐнные мышление,

Работа со словарным
словом.
Составление
словосочетаний со
словарными словами.
Слова с двойными
согласными.
Дифференциация гласных и
согласных звуков.
Выделение сомнительных
гласных и согласных в
словах. Правила проверки.
Выделение частей текста.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Повторение правил.
Диктант с грамматическим
заданием.
Самопроверка.
Анализ ошибок,
допущенных в диктанте.
Упражнения на
закрепление темы.
Повторение понятия
«предложение».
Отличие предложения от
набора отдельных слов.
Составление предложений
к иллюстрации.
Деление текста на
предложения.
Запись текста, обозначение
границ предложений.
Дополнение предложений
подходящими по смыслу
словами.
Выделение главных членов
предложения, путѐм
определения действия и его
исполнителя.
Повторение понятий
«подлежащее»,
«сказуемое»,
«второстепенные члены».
Упражнение в разборе
предложений.
Работа с
деформированными
предложениями.
Словарная работа.
Сравнение предложений:
распространѐнного и
8

Владение
понятиями
«подлежащее»,
«сказуемое»,
«главные члены
предложения»,
«второстепенные
члены
предложения»,
«однородные
члены
предложения».
Умение
правильно
строить
предложение,
соблюдая порядок
слов,
устанавливать
связь между
словами в
предложении с
помощью
вопросов,
распространять
предложения с
помощью
вопросов и
рисунков,

предложения.

4. Расположение
частей текста в
соответствии с
данным планом.

5. Свободный
диктант*
(Вороны-воровки)

6. Распространение
предложений с
помощью рисунков.

7. Распространение
предложений с
помощью вопросов.

8.Однородные члены
предложения.

связную устную и
письменную речь,
коммуникативные
способности
учащихся;
- воспитывать
интерес к учѐбе,
предмету,
родному языку;
потребность в
употреблении
вежливых слов;
- развивать
самостоятельност
ь, самоконтроль.

нераспространѐнного.
Схемы данных
предложений.
Постановка вопросов к
главным и второстепенным
членам предложения.
Составление предложений
из слов, данных вразбивку.
Повторение понятий: текст,
части текста, план.
Соотнесение частей текста
с данным планом (на
примере текста «Лесные
синички»).
Выделение основной мысли
текста.
Расположение частей
текста в соответствии с
планом.
Знакомство с текстом,
определение признаков
текста.
Анализ содержания и
структуры текста.
Составление плана,
выделение опорных слов.
Самостоятельная запись
каждой части текста.
Самопроверка.
Работа с текстом
(выделение лишнего
предложения).
Распространѐнное и
нераспространѐнное
предложение.
Распространение
предложений подходящими
по смыслу словами с
помощью рисунков.
Словарная работа.
Распространѐнные и
нераспространѐнные
предложения.
Распространение
предложений с помощью
вопросов.
Построение схем
распространѐнных и
нераспространѐнных
предложений.
Наблюдение над
предложениями с
9

оформлять
предложения на
письме,
выполнять
синтаксический
разбор
предложения с
помощью
учителя.
Умение читать
предложения с
однородными
членами с
интонацией
перечисления.

9. Составление
предложений с
однородными
членами.

10. Предложение.
Закрепление знаний
по теме.

11. Проверочный
диктант по теме
«Предложение».

IIIСостав
слова.
Текст.
(29ч.)

1.Корень и
однокоренные слова.

2.Окончаниекак
изменяемая часть
слова.

Совершенствован
ие знаний об
однокоренных
словах и
значимых частях
слова.
-Уточнение
понятий: корень,
однокоренные
слова, окончание,
приставка,
суффикс;
- формирование
умений подбирать
однокоренные
слова, выделять
корень в группе
родственных

несколькими
подлежащими, сказуемыми,
и второстепенными
членами.
Повторение понятия
«однородные члены
предложения».
Упражнение в правильном
чтении предложений с
однородными членами (с
интонацией перечисления).
Выделение однородных
членов в предложении.
Знаки препинания в
предложении с
однородными членами.
Дополнение предложений
однородными членами.
Работа с текстом,
содержащим диалог.
Написание диалогов.
Практические упражнения
в составлении и
распространении
предложений по вопросам и
рисункам.
Выделение главных и
второстепенных членов
предложения.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Повторение правил.
Диктант.
Самопроверка.
Части слова.
Повторение понятий
«корень», «однокоренные
слова».
Значение корня.
Наблюдение над
однокоренными словами,
выделение корня.
Упражнение «Найди
лишнее слово».
Наблюдение над
окончанием, как
изменяемой частью слова.
Роль окончания в
предложении.
Выделение окончаний.
Составление предложений с
данными словосочетаниями
10

Знание понятий
«корень»,
«однокоренные
слова»,
«окончание»,
«приставка»,
«суффикс».
Умения выделять
корень в группе
родственных
слов;
образовывать
слова с помощью
приставок и
суффиксов;
подбирать
однокоренные
слова для

3. Образование
смысловой связи
между словами с
помощью
окончаний.
4.Приставка как
часть слова.

5. Изменение
значения слова в
зависимости от
приставки.

6.Суффикс как часть
слова.

7. Разбор слов по
составу.

8. Контрольная
работа за 1 четверть
по разделам
«Предложение»,
«Состав слова».
9. Работа над
ошибками.

слов,
образовывать
слова с помощью
приставок и
суффиксов;
- формирование
умения применять
правила проверки
написания
безударных
гласных и парных
звонких и глухих
согласных;
- формирование
умений различать
приставку и
предлог, писать
слова с
разделительным
твѐрдым знаком,
пользоваться
орфографическим
словарѐм;
- развитие
зрительного и
слухового
восприятия,
логического
мышления,
воображения,
связной речи;
- воспитание
аккуратности,
трудолюбия,
самостоятельност
и, самоконтроля,
навыков
групповой
работы.

с помощью рисунка.
Упражнение в
согласовании слов в
предложении путѐм
изменения окончания.
Выделение окончаний.
Наблюдение за изменением
значений слов в
зависимости от приставки.
Уточнение понятия
«приставка», место
приставки в слове.
Упражнения в нахождении
и выделении приставок в
группах однокоренных
слов.
Объяснение значений слов
с разными приставками.
Значение приставки.
Упражнения в образовании
слов при помощи
приставок.
Словарная работа.
Повторение понятия
«суффикс» (место в слове,
как выделяется, значение).
Выделение суффиксов в
группе однокоренных слов.
Образование слов с
помощью суффиксов.
Слова с суффиксами
оценки, их употребление в
речи.
Повторение о частях слова,
значении каждой части
слова.
Подбор однокоренных
слов, выделение корня.
Выделение частей слова (по
алгоритму).
Связь слов в предложении
путѐм изменения
окончаний.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Диктант с
грамматическими
заданиями.
Анализ ошибок,
допущенных в контрольной
работе.
Образование слов с
11

проверки
безударных
гласных и парных
звонких и глухих
согласных;
различать
приставку и
предлог; писать
слова с
разделительным
твѐрдым знаком.

10. Изложение
текста по плану и
опорным словам*
(Подарок)

11. Написание
гласных в корне
однокоренных слов.

12.Проверяемые и
проверочные слова.

13. Проверка
безударных гласных
в корне.

14. Написание
согласных в корне
однокоренных слов.

15. Проверка парных
звонких и глухих

помощью приставок и
суффиксов.
Разбор слов по составу.
Знакомство с текстом,
обсуждение темы, основной
мысли, подбор заглавия.
Соотнесение частей текста
с пунктами плана,
выделение опорных слов.
Самостоятельная запись.
Проверка.
Наблюдение за написанием
гласной (ударной и
безударной) в корне
родственных слов.
Составление слов из
данных частей.
Составление текста из
предложений.
Выделение однокоренных
слов в тексте.
Постановка ударения в
цепочке родственных слов.
Выяснение необходимости
проверки безударной
гласнойв корне.
Сопоставление гласных в
проверочном и
проверяемом словах.
Проверка орфограммы по
правилу.
Выделение ударных и
безударных гласных в
корне, наблюдение надих
произношение.
Упражнение в выборе из
группы однокоренных слов
проверочного слова.
Подбор однокоренных
слов.
Повторение о парных
звонких и глухих
согласных.
Выделение корня в группе
однокоренных слов.
Дифференциация
произношения и написания
парных согласных в корне.
Правило проверки парных
согласных в корне.
Наблюдение за
особенностями
12

согласных в корне.

16. Правописание
безударных гласных
и сомнительных
согласных в корне.

17.Приставка и
предлог.

18.Различение
приставки и
предлога.

19. Наблюдение за
правописанием
гласных в
приставках.

20.Правописание
гласных в
приставках.
21. Правописание
безударных гласных
в корне и приставке.

22.Деление текста на

произношения звонких и
глухих согласных в корне.
Выбор проверочного слова
из группы однокоренных
слов.
Проверка парных
согласных по правилу.
Словарная работа.
Комментированное письмо.
Различение и объяснение
орфограмм: безударные
гласные в корне, парные
согласные в корне,
непроверяемые гласные и
согласные в словах.
Повторение понятий
«приставка» и «предлог»,
их значение и написание.
Выделение в тексте слов с
приставками и предлогами.
Словарная работа.
Составление вопросов к
тексту. Пересказ текста по
вопросам.
Знакомство с правилами
различия приставки и
предлога.
Словарная работа.
Упражнение в написании
приставок и предлогов.
Выделение из текста слов с
приставками.
Наблюдение за
произношением и
написанием гласных в
приставках. Вывод.
Образование слов с
помощью приставок.
Выделение приставок.
Упражнения на
правописание гласных в
приставках.
Выделение приставок.
Выделение частей текста.
Сопоставление правил
написания безударных
гласных в корне и
приставке.
Восстановление текста по
словосочетаниям.
Знакомство с планом и
13

части по данному
плану.

23. Изложение
текста по данному
плану*
(Грозный пленник)
24.Наблюдение за
правописанием
согласных в
приставках.

25.Правописание
приставок на
согласную.

26.Разделительный
твердый знак в
словах с
приставками.

27.Различение
написаний слов с
разделительным
твердым знаком и
без него.

28.Состав слова.
Закрепление знаний.

текстом, не делѐнным на
части.
Выбор из текста
предложений,
соответствующих пунктам
плана.
Запись текста с выделение
каждой части.
Выделение в тексте слов с
приставками.
Словарная работа.
Анализ текста: обсуждение
темы, основной мысли,
подбор заголовка.
Устный пересказ по плану.
Письменное изложение.
Проверка.
Наблюдение за
произношением и
написанием согласных в
приставках.
Вывод.
Упражнение «Замени
выражение одним словом с
приставкой».
Работа с текстом:
подтверждение основной
мысли фактами.
Упражнения на
правописание согласных в
приставках.
Выделение приставок.
Образование слов с
помощью приставок.
Наблюдение над словами с
разделительным твѐрдым
знаком.
Работа с правилом.
Упражнение в
распознавании слов с
разделительными ъ и ь
знаками.
Повторение правила
написания твѐрдого знака в
словах.
Упражнение в образовании
слов с приставками с
разделительным твѐрдым
знаком и без него
(подъехать, поехать).
Сопоставление правил
написания гласных и
14

29. Самостоятельная
работа по теме
«Состав слова».
IV Части
речи.
Текст(67 ч)

1.Существительное,
прилагательное,
глагол.

2. Различение
существительных,
прилагательных и
глаголов в
предложении.

3.Имя
существительное.
Значение
существительных в
речи.

4.Существительные,
обозначающие
явления природы.

-Уточнение
знаний о
существительном,
прилагательном,
глаголе как частях
речи.
- Формирование
умения
дифференцироват
ь части речи.
- Формирование
умений
определять
грамматические
признаки
существительного
, прилагательного,
глагола;
согласовывать
имена
прилагательные с
существительным
и в роде, числе,
падеже; проверять
написание
окончаний
прилагательных
по вопросу.
- Развитие умения
употреблять в
речи глаголы
разных
временных
категорий.
- Развитие
внимания, памяти,
мышления,

согласных в корне и
приставке.
Знакомство с объявлением
как видом деловых бумаг
(назначение, особенности
написания).
Анализ образца.
Упражнение в составлении
объявления (по плану и
данным словосочетаниям).
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Повторение правил.
Грамматические задания по
теме.
Повторение понятия «части
речи».
Особенности (признаки), по
которым слова объединяют
в части речи (вопросы, что
обозначают).
Упражнение в
распознавании частей речи.
Словарная работа.
Выделение в предложениях
существительных,
прилагательных и глаголов.
Образование однокоренных
слов разных частей речи.
Работа в группах (выписать
слова, обозначающие:
- предметы,
- признаки предметов,
- действия предметов).
Повторение понятия «имя
существительное».
Наблюдение над ролью
имѐн существительных в
речи (текст).
Лексические группы имѐн
существительных.
Различение
существительных по
вопросам кто? что?
Одушевлѐнные и
неодушевлѐнные
существительные.
Дифференциация
существительных по их
лексическому значению.
Словарная работа.
Употребление в речи
15

Знание частей
речи: имя
существительное
имя
прилагательное
глагол.
Умение
распознавать
части речи.
Умение
определять
грамматические
категории: род,
число, падеж – у
существительных;
род, число, падеж
–у
прилагательных;
время – у глагола.
Умение
правильно
употреблять
прилагательные
при описании
предмета.
Умение
согласовывать
имена
прилагательные с
существительным
и в роде, числе,
падеже.
Умение проверять
окончания имѐн
прилагательных
по вопросу.
Умение

5. Существительные,
называющие один и
тот же предмет поразному.

6. Существительные,
противоположные по
значению.

7.Различение
существительных по
родам.

8.Изменение
существительных по
числам.

9. Имя
существительное.
Закреплений знаний.

10. Контрольная
работа за 2 четверть
по разделам «Состав
слова», «Части
речи».
11. Работа над
ошибками.
Закрепление знаний.

устной и
письменной речи,
умения работать в
группе.
- Воспитывать
интерес к
предмету,
родному языку,
самостоятельност
ь, самоконтроль.

существительных,
обозначающих явления
природы.
Выделение
существительных в
предложениях.
Упражнение в назывании
предмета разными
существительными в
зависимости от ситуации.
Близкие и
противоположные по
значению
существительные.
Работа с пословицами.
Выделение
противоположных по
значению
существительных.
Выделение частей текста по
плану.
Различение
существительных по родам.
Приѐмы определения рода
существительных.
Упражнение в определении
рода.
Словарная работа.
Повторение понятий:
единственное и
множественное число.
Игра «Один – много».
Упражнение в изменении
имѐн существительных по
числам.
Повторение об имени
существительном
(грамматические
категории).
Выделение основной мысли
текста.
Пересказ текста по
вопросам.
Урок обобщения и
систематизации знаний.
Повторение изученного.
Диктант с грамматическим
заданием.
Самопроверка.
Анализ ошибок,
допущенных в контрольной
работе.
16

употреблять в
речи глаголы
разных
временных
категорий.

12.Существительные
собственные и
нарицательные.

13. Большая буква в
именах собственных.

14.Кавычки в именах
собственных.

15. Экскурсия
«Имена собственные
в названиях улиц,
магазинов,
предприятий».

16. Различение
написаний
существительных
собственных и
нарицательных.

Упражнения на
закрепление.
Лексические упражнения.
Повторение о значении
существительных.
Понятия: имя собственное,
имя нарицательное.
Правописание имѐн
собственных и
нарицательных.
Деление текста на части по
плану.
Повторение об именах
собственных и
нарицательных.
Правописание имѐн
собственных.
Упражнение в образовании
имѐн собственных.
Пересказ текста по
вопросам.
Повторение об именах
собственных и
нарицательных.
Имена собственные,
которые пишутся в
кавычках.
Составление
словосочетаний имя
нарицательное + имя
собственное.
Дополнение предложений
именами собственными.
Инструктаж учащихся.
Сообщение темы и цели
экскурсии.
Наблюдения за названиями
улиц, магазинов,
предприятий во время
экскурсии.
Выводы.
Составление и написание
предложений с именами
собственными (названиями
улиц, магазинов,
предприятий города).
Различение
существительных,
обозначающих любой из
названных предметов и
конкретный предмет.
Правописание имѐн
17

17.Изменение
существительных по
падежам.
Понятие о
склонении.

18. Определение
падежей
существительных по
вопросам.

19. Именительный
падеж – кто? что?

20.Родительный
падеж – кого?чего?

21.Дательный падеж
– кому? чему?

собственных и
нарицательных.
Словарная работа.
Наблюдение за изменением
окончаний имени
существительного в
зависимости от вопроса
(работа с текстом с.118,
запись словосочетаний).
Повторение роли
окончания.
Понятие о склонении.
Названия падежей.
Падежные вопросы.
Повторение названий
падежей.
Упражнение в
распознавании падежей
(правило с.121, таблица с
падежными вопросами).
Постановка вопросов к
существительным.
Упражнение в склонении
имѐн существительных.
Повторение о главных и
второстепенных членах
предложения.
Выделение
существительных в
именительном падеже.
Синтаксическая роль
существительных в
именительном падеже.
Вывод.
Синтаксический разбор
предложения, определение
падежей у имѐн
существительных.
Повторение названий
падежей.
Постановка вопросов к
существительным в
родительном падеже.
Употребление
существительных в
родительном падеже с
предлогами.
Повторение названий
падежей.
Работа с пословицей
(определение падежа у
существительных).
18

22.Винительный
падеж – кого? что?

23.Творительный
падеж – кем?чем?

24.Предложный
падеж – о ком? о
чем?

25. Подтверждение
основной мысли
текста
дополнительными
фактами.

26. Изложение
текста по опорным
словам*

Постановка вопросов к
существительным в
дательном падеже.
Дополнение предложений
существительными по
смыслу и вопросу.
Выделение
существительных в
винительном падеже.
Дифференциация
существительных в
именительном и
винительном падежах.
Составление
словосочетаний с
существительными в
винительном падеже.
Словарная работа.
Повторение названий
падежей и падежных
вопросов.
Упражнение в склонении
существительных.
Постановка вопросов к
существительным в
творительном падеже.
Работа с диалогом.
Работа с
деформированными
предложениями(с.288, 3кл).
Употребление
существительных в
предложном падеже,
постановка вопросов.
Словарная работа.
Работа с текстом:
выделение основной
мысли, выявление
подтверждающих фактов.
Повторение: падежи и
падежные вопросы,
определение падежа.
Выделение основной мысли
текста.
Подкрепление основной
мысли фактами с помощью
вопросов.
Словарная работа.
Анализ текста: тема,
основная мысль,
озаглавливание.
19

(Главное в человеке)

27. Понятие о
начальной форме.

28.Постановка
существительных в
начальную форму.

29. Изменение
существительных по
падежам.
Закрепление знаний.

30. Проверочная
работа по теме «Имя
существительное».

31. Имя
прилагательное.
Значение
прилагательных в
речи.

32.Описание
явлений природы с
помощью
прилагательных.

Выделение опорных слов и
словосочетаний.
Устный пересказ по
опорным словам.
Письменное изложение.
Проверка.
Выделение в предложении
существительных,
определение падежей.
Понятие «начальная
форма».
Постановка
существительных в
начальную форму.
Постановка
существительных в
начальную форму.
Определение рода
существительных по
начальной форме.
Повторение: падежи и
падежные вопросы.
Определение падежа.
Грамматические категории
имени существительного.
Упражнение в разборе
существительного как
части речи по плану.
Урок проверки знаний.
Повторение изученного
материала об имени
существительном.
Грамматические задания по
теме.
Самостоятельная работа.
Проверка.
Наблюдение над ролью
имѐн прилагательных в
речи.
Лексическое значение имѐн
прилагательных.
Игра «Будь внимателен»
(с.93, Р.)
Упражнение в
распознавании имѐн
прилагательных.
Постановка вопросов к
прилагательным.
Повторение понятия «имя
прилагательное».
Работа с загадками о
явлениях природы.
20

33.Описание
человека, животных
с помощью
прилагательных.

34. Прилагательные,
противоположные по
значению.

35. Изложение
текста
описательного
характера*
(Берѐза)
36. Изменение
прилагательных по
родам.

37.Окончания
прилагательных
мужского рода.

Выделение
прилагательных.
Составление
словосочетаний сущ.+прил.
Выбор прилагательных для
описания человека.
Употребление
прилагательных при
описании домашнего
животного.
Восстановление
последовательности частей
текста по плану.
Близкие и
противоположные по
значению прилагательные.
Наблюдение над
прилагательными
противоположными по
значению, употребление их
в речи.
Игра «Кто быстрее назовет
слово».
Анализ текста.
Выделение признаков,
характеризующих предмет
(составление плана).
Пересказ по плану.
Письменное изложение.
Проверка.
Употребление
прилагательного с
существительными
мужского, женского,
среднего рода. Наблюдение
за прилагательным
(вопросы, окончания).
Определение рода
существительных. Вывод.
Упражнение в определении
рода прилагательных.
Постановка вопросов к
прилагательным.
Выделение окончаний.
Выделение словосочетаний
сущ.+прил. Мужского рода.
Постановка вопросов к
прилагательным.
Выделение окончаний.
Вывод.
Составление предложений с
данными словосочетаниям.
21

38. Окончания
прилагательных
женского рода.

39. Окончания
прилагательных
среднего рода.

40.Определение
родовых окончаний
прилагательных.

41.Изменение
прилагательных по
числам.

42. Род и число
прилагательных.
Закрепление
полученных знаний.

43.Понятие о

Работа со
словосочетаниями
сущ.+прил. женского рода,
постановка вопросов,
выделение окончаний.
Вывод.
Упражнение в написании
окончаний прилагательных
женского рода.
Наблюдение за
окончаниями
прилагательных среднего
рода, сравнение с вопросом.
Вывод.
Упражнение в написании
окончаний прилагательных
среднего рода.
Словарная работа.
Работа с загадками
(отгадывание предмета по
описанию).
Образование
прилагательных от
существительных,
выделение родовых
окончаний.
Упражнение в описании
предмета.
Употребление
прилагательных с
существительными в
единственном и
множественном числе.
Наблюдение за
окончаниями
прилагательных. Вывод.
Вопроси окончания
прилагательных во
множественном числе.
Согласование
прилагательных с
существительными в роде и
числе.
Распространение текста
именами прилагательными.
Выделение
противоположных по
смыслу прилагательных.
Пересказ текста с опорой на
словосочетания.
Работа со стихотворением
22

склонении
прилагательных.

44.Именительный
падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

45. Родительный
падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

46. Дательный падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

47.Винительный
падеж
прилагательных
мужского и среднего

упр.226 (выписать
прилагательное «зелѐный»
вместе с существительным,
определить падеж
существительного,
наблюдение за
окончаниями
прилагательного). Вывод.
Склонение прилагательных,
выделение окончаний.
Постановка вопросов к
прилагательным в
косвенных падежах.
Постановка вопросов к
прилагательным от
существительных,
определение падежа
прилагательного и
существительного
(упр.232).
Разбор, проговаривание
правила с.172
Подбор подходящих по
смыслу прилагательных к
существительным.
Постановка вопросов к
прилагательным от
существительных,
определение падежа
прилагательного и
существительного
(упр.235).
Разбор, проговаривание
правила с.175
Составление предложений
по рисунку и данным
словосочетаниям.
Постановка вопросов к
именам прилагательным от
существительных,
определение падежа у
прилагательного и
существительного
(упр.238).
Разбор, проговаривание
правила с.177
Выделение окончаний
прилагательных.
Постановка вопросов к
именам прилагательным от
существительных,
определение падежа у
23

рода.

48. Творительный
падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

49.Предложный
падеж
прилагательных
мужского и среднего
рода.

50.Склонение
прилагательных
мужского и среднего
рода. Закреплений
знаний.

51. Контрольная
работа за 3 четверть
по разделу «Части
речи».
52. Работа над
ошибками.
Закреплений знаний

прилагательного и
существительного
(упр.241).
Разбор, проговаривание
правила с.179
Согласование
прилагательных с
существительными в роде и
падеже.
Постановка вопросов к
именам прилагательным от
существительных,
определение падежа у
прилагательного и
существительного
(упр.244).
Разбор, проговаривание
правила с.181
Связь предложений в тексте
с помощью слов: сначала,
затем, наконец.
Постановка вопросов к
именам прилагательным от
существительных,
определение падежа у
прилагательного и
существительного
(упр.247).
Разбор, проговаривание
правила с.183
Словарная работа.
Образование
прилагательных от
существительных.
Согласование
прилагательных с
существительными в роде,
числе, падеже; определение
данных грамматических
категорий.
Написание падежных
окончаний прилагательных.
Деление текста на части по
плану.
Урок обобщения и
проверки знаний.
Диктант с
грамматическими
заданиями.
Анализ контрольных работ.
Упражнения на
закрепление.
24

53. Описание
предмета с опорой
на его восприятие*
(Игрушка)

54.Глагол. Значение
глагола в речи.

55.Глаголы,
противоположные по
значению.

56.Различение
существительных,
прилагательных и
глаголов.

57.Изменение
глаголов по
временам.Настоящее
время глаголов.

Комментированное письмо.
Рассматривание предмета.
Назвать части предмета, о
которых нужно рассказать
(план).
Подобрать слова-признаки
к каждой части предмета.
Составить предложения.
Письменное изложение.
Проверка.
Повторение о глаголе как
части речи.
Семантические группы
глаголов.
Роль глагола в
предложении.
Упражнение «Четвѐртый
лишний».
Работа с диалогом.
Выделение глаголов в
тексте.
Повторение о глаголе как
части речи.
Образование
противоположных по
значению глаголов с
помощью приставок.
Дополнение предложений
глаголами по смыслу.
Словарная работа.
Проверка д/з.
Работа с однокоренными
словами разных частей
речи; рассказ о
существительном,
прилагательном и глаголе
по плану:
Слово …
Обозначает …
Отвечает на вопрос …
Это …
Образование глаголов от
существительных и
прилагательных.
Наблюдение за глаголами
различных временных
категории.
Определение времени
глаголов.
Постановка вопросов к
глаголам настоящего
времени.
25

58.Прошедшее время
глаголов.

59.Будущее время
глаголов.

60.Различение
глаголов по
временам.

61.Единственное и
множественное
число глаголов
настоящего времени.

62. Единственное и
множественное
число глаголов
будущего времени.

63. Единственное и
множественное
число глаголов
прошедшего

Повторение о времени
глаголов.
Выделение в речи глаголов
прошедшего времени.
Постановка вопросов к
глаголам прошедшего
времени.
Дополнение предложений
глаголами по смыслу.
Выделение в речи глаголов
будущего времени.
Постановка вопросов к
глаголам будущего
времени.
Определение времени
глаголов.
Составление вопросов к
тексту.
Повторение о времени
глаголов.
Дополнение текста
глаголами различных
временных категорий.
Определение времени
глаголов.
Работа с
фразеологическими
выражениями.
Изменение глаголов по
числам (практическое
сравнение, сколько
предметов выполняют
действие).
Определение числа
глаголов.
Постановка вопросов к
глаголам настоящего
времени в единственном и
множественном числе.
Наблюдение за глаголами
будущего времени в
единственном и
множественном числе.
Постановка вопросов к
глаголам будущего времени
в единственном и
множественном числе.
Словарная работа.
Определение числа
глаголов.
Постановка вопросов к
глаголам прошедшего
26

времени.

64.Текст. Связь
частей в тексте.

65. Изложение
повествовательного
текста*
(Как спасаются
насекомые)
66. Глагол.
Закрепление знаний.

67.Самостоятельная
работа по теме
«Глагол».

VПредлож
ение.
Текст(13 ч)

1. Различение
повествовательных,
вопросительных и
восклицательных
предложений.

2.Определение

- Обобщить
знания о простом
предложении
распространѐнном
и
нераспространѐнн
ом, предложении
с однородными
членами.
- Познакомить с
предложением с
обращением.
- Формировать
умение ставить
знаки препинания
в предложениях с
однородными
членами и

времени в единственном и
множественном числе.
Дополнение предложений
глаголами по смыслу.
Упражнение в изменении
числа глаголов.
Анализ текста упр.283.
Наблюдение за словами,
которые помогают связать
части текста.
Дополнение текста
словами, которые помогают
связать его части.
Деление текста на части.
Анализ текста.
Деление на части.
Составление плана.
Устный пересказ по плану.
Письменное изложение.
Проверка.
Повторение о глаголе как
части речи.
Грамматические категории
глагола.
Определение времени и
числа глаголов.
Упражнение «Четвѐртый
лишний».
Урок обобщения и
проверки знаний.
Повторение изученного по
теме.
Грамматические задания по
теме.
Повторение понятий:
предложение,
нераспространѐнное и
распространѐнное
предложения, главные и
второстепенные члены
предложения.
Различение предложений
по интонации.
Упражнение в чтении
разных по интонации
предложений.
Составление
повествовательных,
вопросительных и
восклицательных
предложений.
Выделение в предложении
27

Умения строить
простое
предложение с
однородными
членами; ставить
знаки препинания
в предложении с
однородными
членами.
Умение
употреблять в
устной и
письменной речи
предложения с
обращением.

однородных членов
предложения.

обращением.
- Развивать
внимание,
логическое
мышление,
связную устную и
письменную речь,
коммуникативные
3.Однородные члены способности.
- Воспитывать
предложения без
любовь к Родине
союзов.
и родному языку,
самостоятельност
ь, самоконтроль.

4.Однородные члены
предложения с
союзом И.

5.Однородные члены
предложения без
союзов и с союзом
И.

6.Знакомство с
обращением.

7. Место обращения
в предложении.

однородных членов
(подлежащих, сказуемых,
второстепенных).
Постановка вопросов к
однородным членам.
Чтение предложений с
однородными членами с
интонацией перечисления.
Выделение в предложениях
однородных членов.
Интонация перечисления и
постановка знаков
препинания в
предложениях с
однородными членами без
союзов.
Схематичное обозначение
однородных членов.
Дополнение предложений
однородными членами.
Сравнение предложений с
однородными членами с
союзом И и без союза,
наблюдение за постановкой
запятой, упр.298
Вывод с.221.
Построение схем к
предложениям с
однородными членами.
Каллиграфическая минутка.
Сравнение предложений с
однородными членами без
союза и с союзом И,
объяснение знаков
препинания.
Построение схем к
предложениям с
однородными членами.
Наблюдение за
предложениями с
обращениями.
Роль обращения в речи.
Упражнения в чтении
предложений с
обращениями.
Выделение обращения на
письме
Наблюдение за
обращениями в начале,
середине и в конце
предложения.
Схемы предложений с
28

8. Составление
предложений с
обращениями.

9. Предложение.
Закреплений знаний.

10.Контрольная
работа за год по теме
«Предложение».
11. Работа над
ошибками.

12. Экскурсия
«Природа родного
края весной».

13. Составление
текста письма
друзьям с
элементами
описания*

VI
Повторени
е(7ч.)

1.Состав слова.

- Повторить и
обобщить знания
по основным
разделам

обращениями в начале,
середине и в конце
предложения, соотнесение
с предложениями.
Дополнение предложений
обращениями, упр.309.
Словарная работа.
Дополнение предложений
обращениями.
Построение схем
предложений с
обращениями.
Употребление предложений
с обращениями в диалогах.
Постановка знаков
препинания в конце
предложения.
Составление предложений с
однородными членами в
соответствии со схемами.
Дополнение предложений
обращениями.
Урок обобщения и
проверки знаний.
Диктант с
грамматическими
заданиями.
Анализ ошибок.
Упражнения на
закрепление.
Работа с текстом: подбор
слов для связи частей
текста.
Инструктаж учащихся.
Тема и цель экскурсии.
Наблюдения за живой и
неживой природой во время
экскурсии.
Выводы.
Знакомство со структурой
текста письма.
Средства связи
предложений в тексте.
Обсуждение темы
(изменения в природе).
Составление текста письма.
Написание текста.
Проверка.
Повторение о частях слова.
Разбор слов по составу.
Упражнение «Выбери
слово».
29

Знание изученных
понятий.
Умение
применять

2.Правописание
гласных и согласных
в корне и приставке.

3. Различение частей
речи.

4.Имя
существительное

5.Имя
прилагательное

6.Глагол.

7. Предложение и
текст.

программы;
- развивать
логическое
мышление,
память,
творческие
способности,
коммуникативные
навыки, связную
речь учащихся;
- воспитывать
любовь и интерес
к русскому языку,
родной природе;
самостоятельност
ь, самоконтроль.

Образование слов с
помощью приставок и
суффиксов.
Упражнения на
фонематическое
восприятие.
Комментированное письмо.
Выделение частей текста по
плану.
Разбор слов по составу.
Упражнения на
дифференциацию
изученных частей речи.
Подбор однокоренных слов
разных частей речи.
Выделение частей речи в
предложениях.
Классификация
существительных по их
лексическому значению.
Определение
грамматических признаков
существительных.
Согласование
прилагательных с
существительными в роде,
числе, падеже.
Распространение
предложений именами
прилагательными.
Употребление глаголов
настоящего, прошедшего и
будущего времени.
Изменение числа глаголов.
Составление предложений
по вопросам.
Отличие предложения от
текста.
Определение темы текста.
Выделение основной
мысли.
Составление текста из
деформированных
предложений.

полученные
знания по
основным
разделам
программы на
практике.

Формы и средства контроля
Для проверки уровня усвоения знаний и умений по предмету программой
предусмотрены контрольные и самостоятельные работы, проверочные
диктанты по итогам изучения основных тем. Контрольные работы проводятся в
30

конце каждой темы в форме диктантов, диктантов с грамматическими
заданиями, грамматических заданий.
№ п\п

Дата

1

Сентябрь

2

Октябрь

3

Декабрь

4

Март

5

Май

График контрольных работ
Тема
Вводная контрольная работа по теме «Звуки и
буквы»
Контрольная работа за 1 четверть по разделам
«Предложение», «Состав слова»
Контрольная работа за 2 четверть по разделу
«Части речи»
Контрольная работа за 3 четверть по разделу
«Части речи»
Контрольная работа за год по теме
«Предложение»

Контрольно-измерительные материалы.
Контрольная работа №1 (вводная)
Тема: Звуки и буквы.
Диктант.
Осень. Давно облетели старые деревья. И только молодые берѐзки
сохранили своѐ убранство. Их жѐлтые листья золотом блестят на солнце.
В лесу тишина. На большом расстоянии слышны прыжки зайца и белки.
Хрусткие сучья предупредят зверьков об опасности.
Летают близко к жилью человека синицы. Снегири выбрались из лесной
чащи. Их пение тихо раздаѐтся в кустах.
Задание:
1. Какие гласные в корне требуют проверки? Подбери проверочные слова,
вставь пропущенные гласные.
Д..ревья –
В л..су –
2. Какие согласные в корне требуют проверки? Подбери проверочные слова,
вставь пропущенные гласные.
Берё..ки –
Пры..ки –
Контрольная работа №2
Тема: Предложение. Состав слова.
Диктант.
Осенняя ѐлочка.
Ёлочка родилась осенью. Открыла глаза и осмотрелась кругом. Деревья
роняли листья. Было тихо, спокойно, красиво.
Прошло много лет. Но каждый год в день еѐ рождения деревья готовят ей
31

подарки. Осина дарит красные фонарики. Клѐн роняет звѐздочки. Ива сыплет
золотые рыбки.
И стоит ѐлочка радостная и счастливая. Лежат подарки на еѐ зелѐных
лапках.
Задание:
1. Выдели в первом предложении главные и второстепенные члены.
2. Разбери по составу слово подарки.
Контрольная работа №3
Тема: Состав слова. Части речи.
Диктант.
В зимнем лесу.
Тихо зимой в лесу. Но и сейчас здесь идѐт своя жизнь. Узнать еѐ можно
по следам.
На рассвете голодная рысь вышла из ельника. На поляне хищница учуяла
рябчиков. Они спали в снежном сугробе. Птицы услышали шаги рыси по снегу
и выпорхнули из своей спальни.
Рысь устала и улеглась на снегу, как кошка на печке.
Задание:
1. В последнем предложении найди имена существительные, определи у
них род.
2. Разбери по составу слова: ельник, печка.
Контрольная работа №4
Тема: Части речи.
Диктант.
Заря.
Я подошѐл к окну. Было раннее летнее утро. Так вот она какая, заря!
За садом небо красное, как при пожаре. Солнца ещѐ не видно, но оно уже
где-то светит. На крыше сарая рыжие пятна. Длинный шест скворечника
начинает золотиться. Вспыхивают стѐкла в домах. Это восходит солнце. Луга и
поля заливает яркий свет.
Радостный холодок освежает лицо.
Задание:
1. Подчеркни главные и второстепенные члены в последнем предложении,
обозначь части речи.
2. Найди ошибки, исправь их.
Красная лента, красная яблоко, красная скатерть.
Контрольная работа №5 (за год)
Тема: Предложение.
Диктант.
Я лежу в зелѐной траве, вдыхаю влажный запах земли. Белые, синие
качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое облако.
32

Я прищуриваю глаза и вижу сказочное чудовище на золотых крыльях. Высоко в
небе парит ястреб. Что видит он с небесной голубой высоты?
С новым приливом сил поднимаюсь с родимой земли, чтобы продолжить
свой путь среди цветущего мира.
Задание:
1. Подчеркни главные и второстепенные члены во втором предложении,
обозначь части речи.
2. Вставь окончания прилагательных. Определи род, число, падеж.
В высок.. летн.. небе (…).

оценивает

применяет

понимает

знает

Уровни качества образованности
Отлично
«5»
- содержание ответа
соответствует
поставленному вопросу;
-знает грамматические
понятия соответственно
программе

Хорошо
«4»
- при воспроизведении
понятий и терминов
допускает неточности;
- знает основные
грамматические понятия

Удовлетворительно
«3»
- ответ на вопрос
содержит ошибки или
большое количество
неточностей, искажающих
содержание ответа;
- обнаруживает знание
некоторых положений
данной темы
- обнаруживает понимание - затрудняется
- не умеет самостоятельно
учебного материала;
самостоятельно дать точный объяснить материал по
заданному вопросу;
- может сформулировать
ответ на поставленный
ответ, привести примеры
вопрос;
- затрудняется подтвердить
правила примерами
- излагает материал
недостаточно полно и
последовательно;
- допускает неточности в
подтверждении правил
примерами
- применяет изученные
- умеет последовательно
- затрудняется
орфографические правила
выполнять действие по
самостоятельно выполнять
на практике;
алгоритму;
действия, нуждается в
- употребляет в речи
- делает некоторые ошибки помощи учителя;
изученные
в речи
- допускает ряд ошибок в
грамматические понятия
речи
- объективно оценивает свои - оценивает свои
- не всегда адекватно
возможности;
возможности с
оценивает свои
организующей помощью
возможности;
- определяет качество
педагога;
выполненной работы
- исправляет недостатки с
- определяет качество со
помощью педагога
стимулирующей
организующей помощью
педагога

Критерии оценивания
1. При оценке устных ответов принимаются во внимание:
33

 правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала;
 полнота ответа;
 умение практически применять свои знания;
 последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает
единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий
требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении
правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые
ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает
1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно
полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
2. При оценке
письменных
работ следует руководствоваться
следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-3 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 4 и более ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна
пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух
пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной
орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила
правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
 повторение ошибок в одном и том же слове;
 две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы;
недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное
написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими
для них ошибками являются замена согласных, искажение
звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления,
недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры
слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки
приравниваются к одной орфографической ошибке.
3. При оценке грамматического разбора следует руководствоваться
следующими нормами:
34

Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение
грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора,
работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение
изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3
ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное
понимание изученного материала, затрудняется в применении своих
знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Учебно-методические средства обучения
Учебники:
Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы /
Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.; «Просвещение», 2021.
Материально-техническое обеспечение:
Ноутбук
Проектор
Интерактивная доска
Методическое обеспечение:
Аксенова А.К., Галунчикова Н. Г. «Развитие речи учащихся на уроках
грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида» - М. «Просвещение», 2004.
Лободина Н.В. Русский язык 3-4 классы. Тренинговые карточки с
упражнениями и заданиями, контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2007.
Фролова Л.А. Русский язык. Тесты 3 класс. – Тула: Родничок; М.: АСТ:
Астрель, 2007.
Жиренко О.Е., Полещук В.Ф., Обухова Л.А. Тренажер по русскому языку для
начальной школы: Пословицы и поговорки. – М.: Издательство «Ювента»,
2007.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Местоимение и наречие. – М.: ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Круковер В.И. Шелестова Л.И. Поурочные разработки по русскому языку +
игровой материал. – М.: ВАКО, 2004.
Зикеев А. Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка» ч.1, ч.2,
ч.З, ч.4 - М. Владос, 2003.
Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений 5 – 9 классы.
Коррекционное обучение. – Волгоград: Учитель, 2007.
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной
(коррекционной) школы 8 вида 5 – 7 классы. – М.: Владос, 2003.
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1, №2, №3, №4 по
русскому языку. Для учащихся 5 – 9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений 8 вида. – М.: «Просвещение», 2005.
Буйко В.И., Таращенко Л.В. Русский язык в кроссвордах. Екатеринбург:
35

«ЛИТУР», 2007.
Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников. Части 2, 3; Москва «Владос», 2010.
Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по
коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж, 2006.
Родина И.О. Творческие работы по русскому языку. 4 класс. Ростов-на-Дону
«Феникс», 2010.
Сычева Г.Н. лучшие упражнения по русскому языку: 3 класс: учебное
пособие. – Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017.
Таблицы по русскому языку:
 Разбор слова по составу
 Падежи
 Звуки и буквы \ Имя существительное
 Однородные члены предложения \ Разделительный мягкий знак
 Безударные личные окончания глаголов \ Морфологический разбор
имени существительного
 Разбор слова по составу \ Морфологический разбор имени
прилагательного
 Словосочетание \ Морфологический разбор глагола
 Время глагола \ Фонетический разбор слова
 Личные местоимения \ Первое склонение имѐн существительных
Демонстрационный материал по русскому языку «Части речи».
Опорные таблицы по русскому языку по темам:
 Звуки и буквы
 Состав слова
 Части речи
 Предложение
Сведения об авторе
Баянкина Лилия Геннадьевна, высшее образование, квалификационная
категория – высшая, стаж работы – 31 год.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».