учебный план 2 вариант 2025-2026

Пояснительная записка к учебным планам ГБОУ «Центр «Дар» на
2025/2026 учебный год
В структуре образовательной организации имеются классы для детей с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), классы для
детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2);
осуществляется обучение на дому.
Учебные планы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития составлены на
основе следующих документов:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273 – ФЗ;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» от 22 марта 2021 года № 115 (с
изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 11 февраля 2022 г. № 69);
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022
года №1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля
2024 года №495 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ»;
 постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
Учебные планы составлены в соответствии с федеральным государственным
образовательным
стандартом
образования
обучающихся
с

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС О у/о) на
основе федеральных учебных планов образовательных организаций, реализующих
федеральную
адаптированную
основную
общеобразовательную
программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В целях обеспечения коррекции нарушений развития и социальной адаптации
обучающихся при составлении учебных планов были учтены особые образовательные
потребности детей, особенности их психофизического развития, индивидуальные
возможности, запросы родителей (законных представителей) и общества в целом.
Начало 1-го урока – 09 часов 00 минут. Занятия организуются по 5-ти дневной
неделе.
Продолжительность обучения составляет в 1 классе - 33 учебных недели, во 2-9
классах – 34 учебных недели. Продолжительность учебной нагрузки на уроке
составляет в 1 классе: в сентябре-декабре 35 минут, в январе-мае — 40 минут; во 2-9
классах: 40 минут. В середине третьей четверти для обучающихся 1 класса
организуются дополнительные недельные каникулы.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных планов
образовательной организации, состоящих из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину недельной учебной нагрузки при 5дневной учебной неделе, установленной
СанПиН 1.2.3685-21:
в 1 классах – не более 21 часа в неделю;
во 2–4 классах – не более 23 часов в неделю;
в 5 классах – не более 29 часов в неделю;
в 6-10 классах – не более 30 часов в неделю.
Промежуточная аттестация в классах для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями
развития проводится не реже одного раза в полугодие в форме педагогического
наблюдения, не предполагающей отметки. Результаты оформляются описательно в
портфолио учебных достижений обучающегося, специальной индивидуальной
программе развития и в форме характеристики за учебный год.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
множественными нарушениями развития АООП-(специальной индивидуальной
программы развития- СИПР) является достижение обучающимися результатов
освоения СИПР последнего года обучения и развитие их жизненной компетенции.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последнего учебного месяца путем
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности
обучения важно учитывать затруднения обучающихся в освоении отдельных
предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны
рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.
Обучающимся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью,
тяжелыми множественными нарушениями развития в связи с завершением обучения
выдается свидетельство об обучении.

I. Учебный план обучения по АООП (вариант 2) в соответствии с ФГОС
О у/о в 1-9 классах
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (1-4 или I дополнительный, 1-4 класс), 5066
академических часов на 2 этапе обучения (5-9 класс) и 3060 часов на 3 этапе (10-12
класс).
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных
потребностей каждого обучающегося.
За счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений,
предусмотрено увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих
различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные, удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и (или) физическом развитии.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими
коррекционными курсами:
«Двигательное развитие», «Сенсорное развитие»,
«Логопедические занятия», «Предметно- практические действия». Выбор
коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно
определяется образовательной организацией исходя из особых образовательных
потребностей обучающихся на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации и
абилитации ребенка-инвалида. Коррекционные курсы реализуются, как правило, в
форме
индивидуальных
занятий.
Продолжительность
индивидуального
коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния
обучающегося до 25 минут.
Курсы коррекционно-развивающей области реализуются в рамках внеурочной
деятельности.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а
также на расширение контактов.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках общего
количества часов, предусмотренных федеральным учебным планом.
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных
возрастных групп связано с необходимостью поэтапного повторения и закрепления
формируемых учебных действий, отражает потребность в них «среднего»
обучающегося. С учетом расширения знаний и формирующегося опыта к старшему
школьному возрасту часы на ряд предметов практического содержания
увеличиваются. Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель
проводит урок для состава всего класса (фронтальные занятия) или для группы
учащихся (групповые занятия), а также индивидуальную работу (индивидуальные
занятия) с обучающимся в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность

индивидуальных занятий не должна превышать 25 минут, фронтальных, групповых и
подгрупповых занятий - не более 40 минут. Учитель имеет возможность сокращать
время занятия, исходя из психофизического состояния детей. В учебном плане
устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу
обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная
работа), группа (2-3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса). В соответствии с
требованиями ФГОС О у/о образовательная организация разрабатывает на каждого
обучающегося специальную индивидуальную программу развития (далее — СИПР),
включающую индивидуальный учебный план (далее ИУП), который определяет
индивидуальный набор
учебных
предметов
и коррекционных курсов,
соответствующий особым образовательным возможностям и потребностям
конкретного обучающегося. Общий объём нагрузки, включенной в ИУП, не может
превышать объем, предусмотренный учебным планом АООП. Чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП и СИПР определяется
образовательной организацией.
Для обучающихся, которые в силу особенностей своего психофизического
развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).

Учебный план АООП (2вариант) в соответствии с ФГОС О у/о для 1б,
3в, 7в класса на 2025/2026 учебный год
Предметные области
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий мир

Учебные предметы/классы
Речь и альтернативная
коммуникация
Математические представления
Окружающий природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий социальный мир
4. Искусство
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
5. Физическая культура Адаптивная физическая
культура
6. Технология
Труд (технология)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная
деятельность, в том
числе
Коррекционные курсы Логопедические занятия
Двигательное развитие
Сенсорное развитие
Предметно-практические
действия
Внеурочная
деятельность (по
направлениям)

1б
3

3в
2

7в
3

2
2
2
0
1
2
3
2

2
2
2
1
1
2
3
2

2
2
1
5
2
2
3
2

17
2

17
4

2
24
3

21

23

30

10

8

10

6

6

8

2

2

2

II. Организация обучения на дому для 1-11 классов 2025/2026 уч.
года
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательную организацию, на
основании заключения медицинской организации и письменного обращения
родителей (законных представителей) организуется обучение на дому.
Рекомендуемое количество учебных часов в неделю для обучающихся
на дому по АООП для учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными нарушениями развития составляет – 10 часов. При
составлении индивидуального учебного плана учитываются возможности
обучающегося, уровень его работоспособности, индивидуальный темп
протекания познавательных процессов. Продолжительность индивидуальных
занятий на дому зависит от эмоционально-личностных особенностей ребенка
при обучении и взаимодействии с ним и составляет - 15-35 минут.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».