Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__» ______20__г
Рабочая программа по чтению (ЧФУ)
для обучающихся 4 «Б» класса
(АООП 1 вариант)
Составитель
Пименова Ж.А.
Учитель начальных классов
Реж – 2025г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель:
Формирование у обучающихся умений читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать
прочитанное. Задачи:
- Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
- Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их
пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение
библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
-формировать у детей навыки сознательного чтения: читать доступный понимаю текст вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно
воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа.
-Учить самостоятельно работать с книгой.
- Расширять и активизировать словарный запас.
Учебный предмет «Чтение» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
На изучение учебного предмета по учебному плану в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа в год.
Раздел
Примерные
лексические темы
Содержание рабочей программы
Дидактические единицы
«Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу время- потехе час», «О братьях наших
меньших», «Поёт зима, аукает», «Жизнь дана на добрые дела», «В мире волшебной сказки»,
«Весна, весна! И все ей рады», «Смешные истории», «Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения. Переход
на чтение целыми словами.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми
слоговыми структурами, послоговое орфографическое чтение малознакомых слов со
сложными слоговыми структурами.
Выразительное
чтение
Чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонация конца предложения,
вопросительной и восклицательной интонации, интонации перечисления. Выбор
соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (радость,
грусть, удивление, обида). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи
(мальчик затараторил, радостно воскликнул и др.). Чтение по ролям и драматизация
отработанных диалогов.
Сознательное чтение Прослушивание текста с установкой на его эмоциональную оценку. Установление причинности
событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя
для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее
лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная
оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа
над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев,
по общности идеи. Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь
за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о
чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение
учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь
учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное
выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи.
Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение
рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ
всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ
коммуникативно – целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по
«скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.) Предварительная работа над
текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения;
как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного
с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным
отрывкам текста.
Внеклассное чтение
Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги,
ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных
эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед
классом на уроке чтения.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-научаться чтению текста после предварительного анализа -научаться осознанно и правильно читать текст вслух по
вслух целыми словами (сложные по семантике и
слогам и целыми словами;
структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с
-научаться пересказывать содержания прочитанного текста
соответствующим тоном голоса и темпом речи; -будут
по вопросам;
составлять ответы на вопросы учителя по прочитанному
-будет возможность участвовать в коллективной работе по
тексту;
оценке поступков героев и событий;
-научаться определять основную мысль текста после
-будет возможность читать наизусть 5-7 коротких
предварительного его анализа;
стихотворений;
-будут читать текст молча с выполнением заданий
- будет возможность пересказывать текст по частям с
учителя;
опорой на вопросы учителя, картинный план или
-научаться определять главных действующих лиц
иллюстрацию.
произведения; элементарная оценка их поступков; будет возможность читать диалоги по ролям с
использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора); научаться пересказывать текст по частям с опорой на
вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию; будут выразительно читать наизусть 7-8 стихотворений
Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень
-осознание себя как гражданина России; формирование
чувства гордости за свою Родину;
-воспитание уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов;
-сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения,
своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей; -принятие и освоение
социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
-сформированность навыков сотрудничества с взрослыми
и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-воспитание эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
-развитие этических чувств, проявление
доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление
-будут иметь представления о добре и зле, правде и лжи, о
трудолюбии и лени;
-научатся регулировать поведение в соответствии
с нормами и этическими требованиями; -будет
сформирована мотивация к обучению. -будет
возможность оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
-научатся аргументировать собственную позицию при
выработке решения.
сопереживания к чувствам других людей;
-сформированность установки на безопасный, здоровый
образ жизни, наличие мотивации к творческому труду,
работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
-проявление готовности к самостоятельной жизни.
Календарно-тематическое планирование-34 ч
Тема
1.Поздравление. По Ю.Ермолаеву
2.Три желания Вити. По Л.Каминскому
3.Обобщающий урок по разделу «Школьная жизнь»
4.Лесные подарки. По Л.Воронковой
5.Отчего осень грустна. По Ю.Шиму
6.Скучная картина! А.Плещеев
7.Загадки.
8.Карусели. По Л.Пантелееву
9.Бодливая корова. По К.Ушинскому
10.Томка. По Е.Чарушину
11.Барсучья кладовая. По А.Баркову
12.Лиса. По Ю.Дмитриеву
13.Михаськин сад. В.Хомченко
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
14.Птичка. В.Голявкин
15.Снегурочка. А.Слащёв
16. Ёлка. По В.Сутееву
17.На горке. По Н.Носову
18.Зимняя сказка. П.Головкин
19.В шубах и шапках. По А.Тумбасову
0.Зимние приметы. По А.Спирину
21.Одни неприятности. Г.Остер
22.Две лишние коробки. По О.Кургузову
23.Восьмое марта. По М Фроловой
24.Последняя льдина. По В.Бианки
25.Полюбуйся, весна наступает. И.Никитин
26.Знакомство со сказкой Хаврошечка. Русская народная сказка
27.У лукоморья дуб зелёный. А.Пушкин
28.Наши сказки. По В. Порудоминскому
29.Где всего прекрасней на земле. Д.Павлычко
30.Защита. А.Усачёв
31.Ливень. С.Козлов
32.Одуванчик. Е.Благинина
33.Хозяюшка. О.Тарнопольская
34.Как я проведу летние каникулы. Составление рассказа
Powered by TCPDF (www.tcp df.o rg)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1