Рабочая программа по «Речевой практике» для 4 Б класса 25-26 год Пименова Ж.А.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ №___от «__» ______20__г
Рабочая программа
по речевой практике для обучающихся 4 «Б» класса
(АООП 1 вариант)
на 2025-2026 уч. год
Составитель
Пименова Ж.А.
Учитель начальных классов

Реж – 2025г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012
-Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с нарушениями интеллекта
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) одобрено
Министерством Просвещения РФ 17 сентября 2020.
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с нарушениями интеллекта
ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар»
Цель: развитие речевой коммуникации школьников для осуществления общения с окружающими людьми.
Задачи:

– формировать у детей общеречевые навыки;
учить строить устные связные высказывания;
– развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,
– организация связных высказываний школьников
Учебный предмет «Речевая практика» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью
учебного плана. На изучение учебного предмета «Речевая практика» по учебному плану в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 34 учебных
недели, 68 часов в год.

Содержание учебного предмета
Раздел
Общение и его значение в
жизни.

Дидактические единицы
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по
радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно
ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, мирить, сердить, утешать. Конкретизация каждого
слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский
туалет, нельзя фотографировать и т.д.

Аудирование

Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание коротких сказок и рассказов в магнитофонной записи с их последующими пересказом.

Дикция и выразительность
речи.

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса,
радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речь и без неё, с
опорой на пиктограммы и без них.

Подготовка
речевой Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире
ситуации и организация природы».
высказывания.
Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов
речевой ситуации.
Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации.
Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение).
Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме
и с учетом фиксированной структуры высказывания.
Культура общения

Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения,
поздравления.
Извинение.
Вежливый отказ от предложения, приглашения.
Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Формулы «здравствуйте», «до свидания». Жесты приветствия и прощания.
Планируемые результаты освоения программы обучающимися.
Предметные планируемые результаты
Достаточный уровень
Минимальный уровень

–
будут понимать содержания небольших по объёму сказок,
рассказов и стихотворений; отвечать на вопросы;
–
будут понимать содержания детских радио- и телепередач, ответы
на вопросы учителя;
–
научатся выбирать правильные средства интонации с опорой на
образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
–
будут принимать участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
– научатся высказывать свои просьбы и желания; выполнять речевые
действия, используя соответствующие этикетные слова и выражения; –
будут участвовать в коллективном составлении рассказа или сказки по
темам речевых ситуаций;
–
научатся составлению рассказов с опорой на картинный или
картинносимволический план

–
научатся формулировке просьб и желаний с использованием
этикетных слов и выражений;
–будет возможность участвовать в ролевых играх в соответствии с
речевыми возможностями;
–научатся восприятию на слух сказок и рассказов; отвечать на вопросы
учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; –
научатся выразительно произносить чистоговороик, короткие
стихотворения с опорой на образец чтения учителя;
–
будут участвовать в беседах на темы, близкие личному опыту
ребёнка; – научатся отвечать на вопросы учителя по содержанию
прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач

Личностные планируемые результаты
Достаточный уровень
-Расширение представлений о праздниках: личных и государственных,
связанных с историей страны;
-Закрепление представлений о различных социальных ролях: собственных
и окружающих людей;
-Закрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
через расширение
представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения; Закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые
нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов
начального обучения);
-Закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной
жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Минимальный уровень
-Будет возможность культурно общаться в различных ситуациях; Научатся преодолевать собственные трудности
-Будет возможность выстраивать свои отношения на основе уважения в
процессе совместной работы
-Научатся использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;

Календарно-тематическое планирование-68ч
Тема
1 четверть
1.Введение в предмет «Знакомство с книгой»
2.Летние каникулы
3.Беседа по картине. «Летние каникулы». Составление предложений с опорой на заданные слова
4.Составление рассказа с помощью фиксирования частей текста
5.Игра «Рассказ по кругу»
6.Знакомство со стихотворением «Прошлым летом»
7.Знакомство с книгами. Виды книг
8.Чтение стихотворения «маленьким учителям»
9.Индивидуальный рассказ обучающихся о принесённых книгах
10.Экскурсия в библиотеку
11.Ролевая игра «моя любимая книга»
12.Сказка «Петушок - золотой гребешок»
13.Прослушивание аудиозаписи сказки
14.Беседа по картинкам в учебнике
15.Составление предложений к каждому эпизоду сказки
16. Рассказывание сказки по «цепочке»
2 четверть
17.Театрализованное представление отрывков сказки
18.Кто сочиняет сказки? Виды сказок.
19.Сочиняем сказку. Рассматривание картинок, выяснение их содержания
20.Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к частям сказки
21.Составление предложений к каждой части сказки
22.Прослушивание сказки в записи
23.Составление текстов к сказке
24.Прослушивание и обыгрывание полученных текстов
25.Беседа «Телевидение»
26.Знакомство с телепередачами
27.Пользование телевизором
28.Составление коротких рассказов по плану о телепередачах

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата

29.Ролевая игра «Телеведущий»
30.Беседа «Условные знаки»
31.Чтение стихотворений о знаках
32.Рисуем знаки
33.Запрещённые знаки
34.Составление диалога «условные знаки на твоём пути»
35.Обыгрывание диалога «На дороге»
36.Просмотр видео фильма «Условные знаки»
37.Беседа по картине «Природа»
38.Экскурсия в лес. Береги природу.
39.Составление предложений по картинкам
40.Просмотр фильма о лесе
41.Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в лесу»
42.Составление рассказа «В гостях у леса»
43. Викторина «В гостях у леса»
44.Беседа по картине «Настроение»
45.Чтение стихотворения
46.Знакомство и обыгрывание эмоции человека. Испуг, гнев, спокойствие
47.Беседа «Предотвращение конфликтных ситуаций»
48.Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром видео фильма
49.Составление диалогов между героями картинок
50.Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова»
51.Обыгрывание предотвращение конфликтных ситуаций
52.Рассматривание открыток Приглашение»
53.Составление устного приглашения
54.Коллективное составление письменного текста к приглашению
55.Оформление пригласительной открытки
56.Составление диалога принятия или вежливый отказ от приглашения
57.Обыгрывание диалога-приглашения по телефону
58.Ролевая игра «В гостях»
59.Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение стихотворения «маленьким учителям»
60.Составление поздравлений
61.Обыгрывание в признании поздравлений
62.Составление текста письменного поздравления

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63.Изготовление поздравительных открыток друг другу
64.Выставка и защита поздравительных открыток
65.Коллективное составление письменного поздравления другу
66.Коллективное составление письменного поздравления взрослому
67.Упражнение «Закончи и запомни поздравления»
68. Ролевая игра «Я тебя поздравляю…»
Раздел, тема

Содержание

1
1
1
1
1
1
Виды деятельности, формы работы
Минимальный

Общение и его значение в жизни
(Делимся новостями) – 6 ч
1.Введение в предмет «Знакомство с книгой»
2.Летние каникулы
3.Беседа по картине. «Летние каникулы».
Составление предложений с опорой на заданные
слова
4.Составление рассказа с помощью фиксирования
частей текста
5.Игра «Рассказ по кругу»
6Знакомство со стихотворением «Прошлым летом»
Дикция, выразительность речи
(Я выбираю книгу) – 5 ч
1.Знакомство с книгами. Виды книг
2.Чтение стихотворения «маленьким учителям»
3.Индивидуальный рассказ учащихся о принесённых
книгах
4.Экскурсия в библиотеку
5.Ролевая игра «моя любимая книга»

Достаточный

Поздравление с
Началом нового учебного года.
Работа
иллюстрациями.
Составление рассказа о том,
как провели каникулы.

-участие в беседах на темы, -высказывание своих просьб
близкие
личному
опыту и желаний; выполнение
ребенка;
речевых действий
(приветствия,
прощания,
извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные
слова и выражения;

Работа по учебнику,
рассматривание
иллюстраций, ответы на
вопросы.
Беседа о книге, что
Интересного можно узнать из
книги.
Выбор книги, беседа и рассказ
чем понравилась данная книга.

-восприятие на слух сказок и
рассказов; ответы на вопросы
учителя по их содержанию с
опорой на иллюстративный
материал;

-понимание
содержания
небольших по объему сказок,
рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;

Аудирование
(Петушок - золотой гребешок) -6 ч
1.Сказка «Петушок - золотой гребешок»
2.Прослушивание аудиозаписи сказки
3.Беседа по картинкам в учебнике
4.Составление предложений к каждому эпизоду
сказки
5. Рассказывание сказки по «цепочке»
6.Театрализованное представление отрывков сказки
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания.
(Сочиняем сказку) – 7 ч
1.Кто сочиняет сказки? Виды сказок.
2.Сочиняем сказку.
Рассматривание
картинок, выяснение их содержания
3.Составление замысла к сказкам. Иллюстрация к
частям сказки
4.Составление предложений к каждой части сказки
5.Прослушивание сказки в записи
6.Составление текстов к сказке
7.Прослушивание
и
обыгрывание
полученных текстов
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания.
(У телевизора) – 5 ч
1.Беседа «Телевидение»
2.Знакомство с телепередачами
3.Пользование телевизором
4.Составление коротких рассказов по плану о
телепередачах
5.Ролевая игра «Телеведущий»
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания.
(Знаки-помощники) – 7 ч
1.Беседа «Условные знаки»
2.Чтение стихотворений о знаках
3.Рисуем знаки

Просмотр сказки, обсуждение.
Пересказ
сказки с опорой
на иллюстрации, по вопросам
учителя, игра «Рассказ по кругу».
Инсценирование сказки

содержания
-восприятие на слух сказок и -понимание
радиои
рассказов; ответы на вопросы детских
телепередач,
ответы
на
учителя по их содержанию
вопросы учителя;

Просмотр сказки, обсуждение.
Пересказ сказки с опорой на
иллюстрации,
по
вопросам
учителя, игра «Рассказ по кругу».
Инсценирование сказки.

-участие
в
коллективном -участие в ролевых играх в
составлении рассказа или соответствии с речевыми
сказки по темам речевых возможностями;
ситуаций;

содержания
Беседа о назначении телевизора, -понимание
детских радио- и телепередач,
работа по учебнику.
ответы на вопросы учителя;
Беседа о передачах, которые
показывают по телевизору, что
можно смотреть.
Составление
собственных
телепередач на неделю, время,
канал и т.д.

-ответы на вопросы учителя
по
содержанию
прослушанных
и/или
просмотренных радио- и
телепередач.

Рассматривание картинок, чтение -участие в ролевых играх в
соответствии с речевыми
стихотворения, ответы на
возможностями;
вопросы.
Урок- экскурсия по школе, знаки в
коридоре, значение, беседа.
Знаки.

-составление рассказов с
опорой на картинный или
картинно – символический
план.

4.Запрещённые знаки
5.Составление диалога «условные знаки на твоём
пути»
6.Обыгрывание диалога «На дороге»
7.Просмотр видео фильма «Условные знаки»
Дикция и выразительность речи.
(В гостях у леса) – 7 ч
1.Беседа по картине «Природа»
2.Экскурсия в лес
3.Составление предложений по картинкам
4.Просмотр фильма о лесе
5.Обсуждение ситуаций «Что может нанести вред в
лесу»
6.Составление рассказа «В гостях у леса»
7. Викторина «В гостях у леса»
Подготовка речевой ситуации и организация
высказывания.
(Задушевный разговор) – 8 ч
1.Беседа по картине «Настроение»
2.Чтение стихотворения
3.Знакомство и обыгрывание эмоции человека.
Испуг, гнев, спокойствие
4.Беседа «Предотвращение конфликтных ситуаций»
5.Обсуждение конфликтных ситуаций с просмотром
видео фильма
6.Составление диалогов между героями картинок
7.Слушание рассказа В. Осеева «Волшебные слова»
8.Обыгрывание
предотвращение
конфликтных ситуаций
Культура общения
(Приглашение) – 7 ч
1.Рассматривание открыток «Приглашение»
2.Составление устного приглашения
3.Коллективное составление письменного текста к
приглашению
4.Оформление пригласительной открытки
5.Составление диалога принятия или вежливый

Работа по учебнику.

-участие в ролевых играх в
Рассматривание иллюстраций,
соответствии с речевыми
ответы на вопросы, составление
возможностями;
небольшого рассказа.
Зарисовка, ответы на вопросы,
работа по учебнику.

-участие в коллективном
составлении рассказа или
сказки по темам речевых
ситуаций;
-составление рассказов с
опорой на картинный или
картинно – символический
план.

Ответы на вопросы, Работа
с картинками.
Чтение стихотворения,
Беседа по содержанию, работа по
картинкам.

-участие в беседах на темы, -выбор правильных средств
близкие
личному
опыту интонации с опорой на
ребенка;
образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;
-активное участие в диалогах
по темам речевых ситуаций;

Изготовление поздравительной
открытки. Работа в парах.
Работа с иллюстрациями, ответы
на
вопросы,
составление
поздравлений

-формулировка
просьб
и -высказывание своих просьб
желаний с использованием и желаний; выполнение
этикетных слов и выражений; речевых действий
(приветствия,
прощания,
извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные
слова и выражения;

отказ от приглашения
6.Обыгрывание диалога-приглашения по телефону
7.Ролевая игра «В гостях»
Культура общения (Поздравляю)
– 10 ч
1.Введение в тему. Рассматривание картинок, чтение
стихотворения «маленьким учителям»
2.Составление поздравлений
3.Обыгрывание в признании поздравлений
4.Составление текста письменного поздравления
5.Изготовление поздравительных открыток друг
другу
6.Выставка и защита поздравительных открыток
7.Коллективное
составление письменного
поздравления другу
8.Коллективное
составление письменного
поздравления взрослому
9.Упражнение «Закончи и запомни поздравления»
10. Ролевая игра «Я тебя поздравляю…»

Изготовление поздравительной
открытки. Работа в парах.
Работа с иллюстрациями, ответы
на
вопросы,
составление
поздравлений

-формулировка
просьб
и -выбор правильных средств
желаний с использованием интонации с опорой на
этикетных слов и выражений; образец речи учителя и
анализ речевой ситуации;

Материально техническое обеспечение и литература

Учебник С. В. Комаровой «Речевая практика» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство «Просвещение», 2019.
Учебное пособие С. В. Комаровой «Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы». Издательство
«Просвещение», 2016.
Ноутбук, интерактивная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».