Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные
основные общеобразовательные программы, «Центр «Дар»
«Утверждаю»
Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова
Приказ № ___от «___» ______20___г
Рабочая программа
по двигательному развитию 1 «Б» класса
(АООП 2 вариант)
на 2025-2026уч. год
Составитель:
Пименова Ж.А.
Учитель начальных классов
Реж – 2025г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа коррекционного курса «Ритмика»
В рамках данного курса осуществляется коррекция моторной сферы младших школьников с ТМНР, что может
способствовать как их познавательному развитию (в первую очередь совершенствованию регуляции деятельности), так и
эстетическому развитию, основанному на гармонизирующем воздействии музыки и танца.
Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности учащихся с ТМНР в процессе
восприятия музыки.
Общие задачи коррекционного курса «Ритмика»:
-
развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития;
-
развитие выразительности движений и самовыражения;
-
развитие мобильности;
коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному
воздействию музыки и движения;
-
развитие общей и речевой моторики;
-
развитие ориентировки в пространстве;
- формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья. Общая характеристика и коррекционноразвивающее значение курса «Ритмика»
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» является необходимым, потому что типичная для детей
эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как
моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке,
учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности (различать веселые и спокойные мелодии),
усваивают метроритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память,
эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании системы произвольной
регуляции: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя
определенную последовательность движений, а также постепенно автоматизируют сложные двигательные акты
(последовательность движений). Улучшается также ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень - ориентировки
в схеме тела. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается
мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память,
способствует четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Музыкальные произведения
подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений
подбирается в зависимости от состава учащихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей.
К основным направлениям работы в ходе реализации коррекционного курса «Ритмика» относят:
восприятие музыки (определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух
громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух
двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки);
упражнения на ориентировку в пространстве (простейшие построения и перестроения (в одну или две линии, в
колонну, в цепочку, в одну или две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное
размещение в зале, различные положения в парах и т.д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном
направлении, разными видами шага; повороты);
ритмико-гимнастические упражнения (общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений,
упражнение на расслабление мышц);
упражнения с детскими музыкальными инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах
(погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
игры под музыку (музыкальные игры и игровые ситуации с музыкальнодвигательными заданиями с элементами
занимательности, соревнования); - танцевальные упражнения (выполнение под музыку элементов танца и пляски,
несложных композиций народных, бальных и современных танцев); - упражнения с детскими музыкальными
инструментами (игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан,
румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
декламация песен под музыку (выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление
педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения
(плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.).
Тематическое планирование 1 класс (33 часа)
№
Тема урока
Кол-во
часов
Ритмико-гимнастические упражнения(9ч)
1
2
3
Основные движения под музыку 2/4, 4/4.Ходьба, прыжки, подскоки.
Движение под музыку в различном темпе.
Определение начала и окончание движения одновременно с началом и окончанием музыкальной фразы.
1
1
1
4
Передача в движении характера музыки, темпа, силы звучания строевым,
1
мягким шагом, ходьбой на пятках, носках.
1
1
1
1
1
22
Выполнение упражнений с предметами (обручем, мячом) под музыку.
Отражение в движении различного характера, темпа, динамики музыки.
Прыжки под музыку на месте и с продвижением вперед
Бросание, подбрасывание, ловля, катание, передача мяча
Выполнение общеразвивающих упражнений с мячом под музыку
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами(5ч)
Знакомство со звучащими инструментами: бубен, ложки, погремушки
Передача сильных и слабых долей на инструменте
Повторение ритмического рисунка отстукиванием
Повторение ритмического рисунка на инструменте
Знакомство со звучащими инструментами: бубен, ложки, погремушки
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку (7ч)
Различные формы движений (взмах, прыжки) под музыку
Движение связности и плавности под музыку
Подражательные движения
Импровизация движений под музыку
Игры под музыку
Эстафеты с мячами, обручами, скакалками
Игры с пением
Народные пляски и современные танцевальные движения (12ч)
Знакомство с элементами танца: простой(мягкий) шаг, перекатный шаг, шаг с высоким подниманием бедра
23
24
25
26
Мягкий бег, острый бег (с высоким подниманием бедра), пружинный бег
Пружинный шаг, скользящий шаг. Полуприседание
Шаг «носик-пятка». Подскок
Поочередное выставление и выбрасывание ноги на пятку вперед-назад
1
1
1
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
27
Повороты кистей. Плавное поднимание и опускание рук вперед, вверх, в сторону.
1
28
Бег на полупальцах. Притопы одной ногой с хлопками. Разучивание танца
1
29
Кружения: через правое плечо, парами на месте и на ходу. Разучивание танца
1
30
Приставной и переменные шаги вперед, в сторону, назад. Разучивание танца
1
31 Разучивание шагов галопа. Разучивание танца
32 Русский переменный шаг. Разучивание танца
33 Исполнение танца
Итого
1
1
1
33
Материально техническое обеспечение и литература
Гриненко М. Ф. «Целебная сила движений».
Крутецкий В. А. «Психология обучения и воспитания школьников», Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2006.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой,
Санкт-Петербург, 2011.
Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», под редакцией
И. М. Бгажнокова, Москва, 2012.