Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»
Утверждено приказом
Директора ГБОУ «Центр «Дар»
№____от «______» ________20____г.
Рабочая программа по труду (технологии)
для обучающихся 8 «А» класса
(АООП вариант 1) на 2025-2026 учебный год.
Составитель: Лебедева И. А.
Реж- 2025 г.
Пояснительная записка.
Программа по переплетно-картонажному делу составлена на основе:
- федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной министерством просвещения Российской Федерации,
(приказ №1026 от 24 ноября 2022 г.)
- адаптированная основная общеобразовательная программа государственного
бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные
общеобразовательные программы, «Центр «Дар»;
- учебного плана государственного бюджетного общеобразовательного учреждения,
реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, «Центр
«Дар».
Общая характеристика курса.
Переплётно-картонажное дело в 5-9 классах включает новые для учащихся знания,
развивает познавательный интерес, побуждает к самостоятельному творчеству.
Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с
определённым видом изделия. В ней даются теоретические сведения о материалах и
инструментах, станках, технологии выполнения различных изделий и возможности
применения их в современной жизни. Обучение школьников строится с учётом освоения
конкретных технологических операций в ходе создания изделий из бумаги и картона и
овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Обучающиеся совершенствуют ранее сформированные умения и навыки, используя
знакомые приёмы работы, и постепенно расширяют и углубляют круг своих
возможностей в данной сфере. Выполняя изделие, они производят расчёты, составляют
эскизы и чертежи, овладевают техникой изготовления изделий, изучают основы дизайна и
художественного оформления, могут использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности в повседневной жизни. В результате занятий у учащихся
развивается внимание, воображение, фантазия, память, наблюдательность, творческое
мышление, глазомер, пространственное представление. Изучение этого учебного
предмета в V-IX классах способствует получению первоначальной профильной трудовой
подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно
полезной работы трудовых умений и навыков, развитие мотивов, знаний и умений
правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей,
физических возможностей и состояния здоровья.
Цели и задачи.
Цель: Всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям) в процессе формирования их трудовой культуры.
Задачи:
1.Образовательные:
- обучить выполнять ручные и машинные технологические операции сначала простые,
потом более сложные;
- научить планировать работу, пользоваться технико-технологической документацией
(составлять эскизы, читать чертежи, технологические карты и работать по ним);
- выработать у учащихся чёткое понимание профессиональной терминологии;
- выработать прочные профессиональные навыки обращения с материалами,
инструментами и станками, обучить приёмам самоконтроля за правильностью
выполняемых действий;
- научить учащихся элементарному расчёту при расходе материала;
- использовать межпредметные связи (чтение, история, математика, рисование, черчение,
биология, окружающий мир);
- подготовка обучающихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в
семье и по месту жительства;
2
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации;
- формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым
профессиям, с которыми связаны профили трудового обучения в образовательной
организации;
- формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании
трудовой деятельности;
- совершенствование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности;
2. Коррекционные:
- развивать речь, пополняя словарный запас специальными терминами;
- развивать мелкую моторику, глазомер в процессе практических работ;
- развивать пространственную ориентировку при подготовке к выполнению отдельной
операции;
- развивать зрительную и слуховую память при освоении техники ПКД;
- развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;
- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы, пространства, линии);
- коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение);
- развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание,
планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с
поставленной целью);
3. Воспитательные:
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности;
- развивать познавательную активность и художественный вкус;
- воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и уважительное отношение к своему труду и
труду других;
- развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия,
уважения к людям труда, общественной активности);
- расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
Место курса в учебном плане.
Предмет «Профильный труд» (переплетно-картонажное дело) в 8 классе расчитан на 238
часов в год, на 34 учебных недели (7 часов в неделю).
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета
Уровень
Достаточный
Минимальный уровень
Уровень ниже
выше
уровень
минимального
достаточн
ого
определение (с
знание названий некоторых
знание названий
помощью
материалов, изделий, которые некоторых материалов,
педагогического
из них изготавливаются и
изделий, которые из
работника)
применяются в быту, игре,
них изготавливаются и
возможностей
учебе, отдыхе;
применяются в быту,
3
различных
материалов,
их
целенаправленный
выбор (с помощью
педагогического
работника) в
соответствии с
физическими,
декоративнохудожественными и
конструктивными
свойствам в
зависимости от задач
предметнопрактической
деятельности;
экономное
расходование
материалов;
планирование (с
помощью
педагогического
работника)
предстоящей
практической
работы;
знание оптимальных
и доступных
технологических
приемов ручной и
машинной
обработки
материалов в
зависимости от
свойств материалов
и поставленных
целей;
осуществление
текущего
самоконтроля
выполняемых
практических
действий и
корректировка хода
практической
работы;
понимание
общественной
значимости своего
труда, своих
достижений в
представления об основных
свойствах используемых
материалов;
знание правил хранения
материалов; санитарногигиенических требований при
работе с производственными
материалами;
отбор (с помощью
педагогического работника)
материалов и инструментов,
необходимых для работы;
представления о принципах
действия, общем устройстве
машины и ее основных частей
(на примере изучения любого
оборудования;
представления о правилах
безопасной работы с
инструментами и
оборудованием, санитарногигиенических требованиях
при выполнении работы;
владение базовыми умениями,
лежащими в основе наиболее
распространенных
производственных
технологических процессов ;
чтение (с помощью
педагогического работника)
технологической карты,
используемой в процессе
изготовления изделия;
понимание значения и
ценности труда;
понимание красоты труда и
его результатов;
заботливое и бережное
отношение к общественному
достоянию и родной природе;
понимание значимости
организации рабочего места,
обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;
выражение отношения к
результатам собственной и
чужой творческой
деятельности;
организация (под
руководством педагогического
работника) совместной работы
в группе;
4
игре, учебе, отдыхе;
знание правил
хранения материалов;
санитарногигиенических
требований при работе
с производственными
материалами;
отбор (с помощью
педагогического
работника) материалов
и инструментов,
необходимых для
работы;
представления о
правилах безопасной
работы с
инструментами и
оборудованием,
санитарногигиенических
требованиях при
выполнении работы;
владение базовыми
умениями, лежащими
в основе наиболее
распространенных
производственных
технологических
процессов
представления о
разных видах
профильного труда
(деревообработка,
металлообработка,
швейные, малярные,
переплетнокартонажные работы,
ремонт и производств
обуви,
сельскохозяйственный
труд, автодело,
цветоводство);
понимание значения и
ценности труда;
понимание красоты
труда и его
результатов;
организация (под
руководством
педагогического
работника) совместной
области трудовой
деятельности.
осознание необходимости
соблюдения в процессе
выполнения трудовых заданий
порядка и аккуратности;
выслушивание предложений и
мнений обучающихся,
адекватное реагирование на
них;
комментирование и оценка в
доброжелательной форме
достижения других
обучающихся,
высказывание своих
предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного
отношения к деятельности
своих других обучающихся и
результатам их работы;
выполнение общественных
поручений по уборке
мастерской после уроков
трудового обучения;
посильное участие в
благоустройстве и озеленении
территорий, охране природы и
окружающей среды.
Личностные планируемые результаты
Уровень выше Достаточный уровень
достаточного
Положительно
относиться к учебному
труду.
Проявлять
познавательные
интересы и активность в
данной деятельности.
Слушать собеседника,
вступать в контакт,
работать в коллективе.
Минимальный уровень
Положительно
относиться к учебному
труду.
Сформировать
положительное
отношение к предмету,
ответственности за
качество своей
деятельности.
Сформировать понятия
«Трудовая
Оценивать друг друга по
деятельность и люди
предложенным
труда».
критериям, осуществлять
Сформировать
контроль своей
положительное
деятельности с учетом
отношение к предмету,
предложенных критерий. ответственности за
качество своей
Сформировать
деятельности.
положительное
отношение к предмету,
5
работы в группе;
осознание
необходимости
соблюдения в процессе
выполнения трудовых
заданий порядка и
аккуратности;
выполнение
общественных
поручений по уборке
мастерской после
уроков трудового
обучения;
посильное участие в
благоустройстве и
озеленении
территорий, охране
природы и
окружающей среды.
Уровень ниже
минимального
Положительно
относиться к
учебному труду.
Сформировать
положительное
отношение к
предмету,
ответственности за
качество своей
деятельности.
Сформировать
понятия «Трудовая
деятельность и люди
труда».
Сформировать
положительное
отношение к
предмету,
ответственности за
качество своей
ответственности за
качество своей
деятельности;
деятельности.
Сформировать понятия
«Трудовая деятельность
и люди труда».
Содержание программы.
Тема
Содержание
Разде
л
Техноло
гия
ручной
и
машинн
ой
фальцов
ки,
подборк
и
и
соедине
ния
блоков.
(18 ч.)
Практическое повторение. Вводная контрольная
работа «Инструменты и материалы для переплетнокартонажных работ»
Инструкции по технике безопасности (правила
поведения при проведении
работ). Требования к организации рабочего места.
Правила профессионального поведения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности.
Перечень основных материалов, используемых в
трудовой деятельности, их основные свойства.
Происхождение материалов (природные, производимые
промышленностью и прочие).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты
ручного труда, приспособления, станки и проч.
Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов
и оборудования, ремонт, хранение инструмента.
Свойства инструмента и оборудования - качество и
производительность труда.
Понятие
полиграфия.
Типография.
Переплетноброшюровочный цех.
Способы фальцовки (параллельный, перпендикулярный
и комбинированный). Виды фальцовки (ручная и
машинная). Способы ручной фальцовки. Способы
скрепления блока (швейное и бесшвейное, поблочное и
потетрадное).
Организация рабочего места при ручной фальцовке.
Машинная фальцовка (ножевая и кассетная). Виды
форзаца по конструкции. Применение форзаца в разных
изделиях. Форматы печатных листов.
Практическая работа. Печатные листы и расположение
текста (спуск полос). Порядок фальцовки печатного
листа с учетом сигнатуры.
Способы скрепления блока (швейное и бесшвейное,
поблочное и потетрадное). Учет пометок на корешках
тетрадей при шитье книжного блока.
Виды и способы шитья блока нитками (вручную и на
ниткошвейной машине). Назначение и устройство
6
Виды деятельности,
формы работы
Мини Дост ниже
мальн аточ мини
ый
ный мальн
ого
Индив Инд Индив
идуал ивид идуал
ьная,
уаль ьная,
парна ная, парна
я,
парн я,
групп ая,
групп
овая,
груп овая,
фронт пова Метод
альная я,
ы
.
фро нагля
Метод нтал дные,
ы
ьная словес
нагля .
ные,
дные, Мет практ
словес оды ическ
ные,
нагл ие.
практ ядн
Ознак
ическ ые,
омлен
ие.
слов ие с
Ознак есны матер
омлен е,
иалом
ие с
прак , ,
матер тиче трени
иалом ские ровоч
,
.
ные
беседа Озна упраж
с
ком нения.
ответа лени Знани
ми на е с
еи
вопро мате приме
сы,
риал нение
трени ом,
матер
ровоч бесе иалов
ные
да с и
упраж отве инстр
нения, тами умент
отраб на
ов.
ниткошвейной машины. Правила безопасной работы на
ней.
Сталкивание печатных листов. Фальцовка печатных
листов с учетом сигнатуры.
Технологии изготовления предмета труда: предметы
профильного труда, основные профессиональные
операции и действия, технологические карты.
Практическая работа. Фальцовка листов простых и
печатных различными способами.
Практическая работа. Изготовление разных видов
форзаца.
Практическая работа. Соединение блока разными
способами.
Практическая работа. Соединение в соответствии с
сигнатурой тетрадей в книжном блоке.
Практическая работа. Обрезка блока с трех сторон.
Практическая работа. Прокраска обрезов. Оформление
корешка блока.
Практическая работа. Выполнение переплетных крышек
стандартных и нестандартных конструкций.
Вставка блока в переплетную крышку.
Практическая
работа.
Записная
книжка
модернизированной
конструкции.
Сталкивание
печатных листов. Фальцовка печатных листов с учетом
сигнатуры.
Практическая работа. Разметка отверстий, прорезание.
Подготовка к шитью блока.
Практическая работа. Шитье блока.
Практическая работа. Изготовление переплетной
крышки.
Заготовка форзацев.
Практическая работа. Соединение блока с крышкой.
7
отка
умени
й.
Знани
еи
приме
нение
матер
иалов
и
инстр
умент
ов.
Техно
логия
ручно
йи
маши
нной
фальц
овки,
подбо
рки и
соеди
нения
блоко
в.
вопр
осы,
трен
иров
очн
ые
упра
жне
ния,
отра
ботк
а
уме
ний,
само
стоя
тель
ная
пись
мен
ная
рабо
та.
Знан
ие и
при
мене
ние
мате
риал
ов и
инст
руме
нтов
.
Техн
олог
ия
ручн
ой и
маш
инн
ой
фаль
цовк
и,
подб
орки
и
соед
инен
ия
Техно
логия
ручно
йи
маши
нной
фальц
овки,
подбо
рки и
соеди
нения
блоко
в.
блок
ов.
Изготов
ление
моделей
книги в
цельны
х
составн
ых
перепле
тах. (22
ч.).
Конторская книга. Назначение и детали. Материалы для
изготовления. Последовательность изготовления.
Заполнение технологической карты. Последовательность
изготовления. Заполнение технологической карты. Виды
фальцовок. Фальцовка листов в тетради. Детали блока.
Комплектовка блока. Назначение форзацев в переплете.
Виды форзацев. Материалы для форзаца. Разметка и
раскрой выклейного форзаца. Приклейка форзаца. Виды
шитья блока нитками. Правила шитья блока нитками
вручную. Шитье многотетрадного блока. Правила
безопасной работы с иглой. Заклейка корешка блока.
Просушка. Правила работы с режущими инструментами.
Обрезка блока с трех сторон. Назначение корешка.
Кругление корешка блока. Назначение каптала.
Приклейка каптала. Заклейка корешка блока. Расчет
переплетной крышки по заданным размерам блока.
Работа с чертежными инструментами. Детали
переплетной крышки. Назначение отстава, расстава.
Шаблон для шпации. Разметка и раскрой деталей
переплетной крышки в цельнотканевом переплете.
Разметка и раскрой деталей переплетной крышки в
составном переплете. Сборка переплетной крышки в
составном переплете. Вставка блоков. Обжимка блока.
Оценка качества готового изделия.
Изготов
ление
футляра
и
коробки
для
докуме
нтов(12
ч.).
Ремонт
книги в
однотет
радном
перепле
те (20
ч.).
Открытая коробка с плинтусами для бумаги или футляр
для хранения папок с документами и бумажник.
Составление плана изготовления футляра. Цельная и
составная развертка. Разметка и раскрой деталей
футляра. Рицовка деталей. Раскрой слизур. Сборка
стенок и дна футляра. Окантовка кромок и ребер
футляра. Раскрой заготовок из бумаги. Оклейка футляра.
Внутренняя выклейка футляра. Оценка качества
готового изделия.
Ремонт книги в однотетрадном переплете. Книги
брошюрного типа: конструкция, детали. Виды ремонта
книг, брошюр. Последовательность проведения ремонта
книг. Технология уплотнения переплетных крышек.
Подготовка книги к ремонту. Ремонт листов в книге, их
фальцовка. Разметка и раскрой обложки. Выклеивание
обложки. Т.Б. с канцелярским ножом. Обрезка изделия.
Наклеивание обложки книги. Шитье внакидку в две
скобы. Изготовление форзаца с фальчиком. Разметка и
раскрой деталей твердого переплета. Комплектовка
однотетрадного переплета вкладкой. Сборка
переплетной крышки. Прошив внакидку. Обрезка блока.
8
Вставка блока в переплетную крышку.
Прокол
ьный
перепле
т ( 6 ч.)
Виды
форзаце
в и их
примен
ение в
разных
перепле
тах (32
ч.).
Соедин
ение в
книжно
м
перепле
те (16
ч.)
Библиот
ечный
перепле
т
(26
ч.).
Адресна
я папка
(20 ч.).
Практи
ческое
повторе
Прокольный переплет. Последовательность операций
при выполнении прокольного переплета. Заготовка
материалов на блок. Изготовление форзаца с тканевым
фальчиком. Скрепление блока.
Назначение форзацев в разных переплетах. Подборка
бумаги и ткани на разные виды форзацев. Алгоритм
выполнения приклейного форзаца. Выполнение
прошивного форзаца с фальчиком. Выполнение
пришивного форзаца с фальчиком. Способы шитья
блоков с разными видами форзацев. Определение
прочности форзацев. Изготовление записной книжки.
Заполнение технологической карты изготовления
записной книжки. Комплектовка тетрадей в блок.
Фальцовка форзацев. Шитье многотетрадного блока.
Изготовление переплетной крышки. Вставка блока в
переплетную крышку. Оформление переплетной
крышки. Опрессовка изделия.Оценка качества готового
изделия.
Соединение в книжном переплете. Отделка переплетной
крышки. Конструкции книжных соединений. Знакомство
с изделием «детская книга». Последовательность
изготовления изделия. Изготовление однотетрадного
блока. Изготовление форзаца. Переплетные крышки
разных конструкций в гибком переплете. Переплетные
крышки разных конструкций в твердом переплете.
Отличие книжного переплета от книжно-журнального.
Виды переплетных крышек. Составная переплетная
крышка для библиотечного переплета и ее детали. Виды
повреждения книги. Инструменты для ремонта книг.
Организация рабочего места для ремонта книг.
Последовательность ремонта книг. Назначение
сигнатур. Отделение блока от переплетной крышки.
Разборка блока по тетрадям. Очистка корешков от клея.
Изготовление форзаца. Приклеивание форзаца. Шитье
книжного блока на марле или тесьме. Приклеивание
капталов. Расчет деталей переплетной крышки.
Изготовление переплетной крышки. Вставка блока в
переплетную крышку. Опрессовка изделия.
Назначение изделия «адресная папка». Детали адресной
папки. Составление технологической карты
изготовления адресной папки. Разметка картонных
сторонок. Раскрой картонных сторонок. Раскрой
шаблона для шпации. Раскрой ткани для крытья папки.
Сборка папки. Оклейка папки. Назначение ленточки
ляссе. Выклейка папки с подклейкой ленточки-ляссе.
Виды отделки папки. Опрессовка изделия. Оценка
качества изделия.
Определение вида повреждения книги. Внешние
повреждения книги. Внутренние повреждения книги.
Подборка материалов и инструментов для ремонта.
9
ние.
Ремонт
книг (28
ч.)
Отделение блока от переплетной крышки. Разбор блока
по тетрадям с учетом сигнатур. Очистка корешков от
клея. Склеивание листов. Изготовление форзаца.
Приклеивание форзаца. Шитье книжного блока на марле
или тесьме. Наклеивание каптала. Расчет деталей
переплетной крышки по размерам книжного блока.
Раскрой деталей переплетной крышки. Сборка
переплетной крышки. Оформление переплетной
крышки. Вставка книжного блока в переплетную
крышку. Опрессовка изделия.
Альбом Виды и детали альбома. Материалы, применяемые для
для
изготовления альбома. Способы соединения блока.
черчени Последовательность изготовления альбома. Составление
я
и технологической карты. Разметка листов на блок.
рисован Нарезка листов на блок. Разметка деталей переплетной
ия (24 крышки. Раскрой деталей переплетной крышки. Виды
ч.)
клея. Т.Б. при работе с клеем. Соединение блока
бесшвейным способом. Просушка блока. Обрезка блока
с трех сторон. Т.Б. С канцелярским ножом. Разметка
деталей для окантовки корешка блока. Раскрой деталей
для окантовки корешка блока. Окантовка корешка блока.
Оценка качества изделия. Альбом на шнурах. Детали
альбома на шнурах. Материалы для изготовления
альбома. Назначение шнура. Последовательность
изготовления альбома на шнурах. Разметка и нарезка
деталей для блока. Инструменты для пробивания
отверстия. Пробивка отверстий в блоке. Обрезка блока с
трех сторон. Расчет деталей переплетной крышки на
альбом. Раскрой деталей переплетной крышки.
Изготовление переплетной крышки на шнурах.
Соединение блока с переплетной крышкой с помощью
шнура. Отделка переплетной крышки.
Альбом Виды фотоальбомов. Материалы для их изготовления.
для
Детали фотоальбома на стержне. Фальцовка листов в
фотогра один сгиб. Назначение стержня. Раскрой стержня.
фий (14 Фальцовка стержня. Изготовление приклейного форзаца.
ч.)
Вкладывание сфальцованных листов в стержень.
Заклейка корешка. Просушка блока. Оклеивание
корешка марлей. Изготовление переплетной крышки.
Вставка блока в переплетную крышку. Опрессовка
изделия. Оформление изделия.
Календарно-тематическое планирование.
Тема
Практическое повторение. Технология ручной и машинной фальцовки,
подборки и соединения блоков.
Практическое повторение. Вводная контрольная работа «Инструменты и
материалы для переплетно-картонажных работ».
10
Кол- Дата
во
часо
в
1
1
Практическое повторение.
Инструкции по технике безопасности. Требования к организации рабочего
места.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Происхождение
материалов (природные, производимые промышленностью и прочие)
Устройство, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт,
хранение инструмента. Свойства инструмента и оборудования.
Свойства инструмента и оборудования. Качество и производительность труда.
Технология ручной и машинной фальцовки, подборки и соединения блоков.
Значение подготовки квалифицированных работников для полиграфической
промышленности.
Понятие полиграфия. Типография. Переплетно-брошюровочный цех.
Практическая работа. Способы фальцовки (параллельный, перпендикулярный
и комбинированный). Способы ручной фальцовки. Способы скрепления
блока (швейное и бесшвейное, поблочное и потетрадное).
Практическая работа. Организация рабочего места при ручной фальцовке.
Виды форзаца по конструкции. Применение форзаца в разных изделиях.
Форматы печатных листов.
Практическая работа. Порядок фальцовки печатного листа с учетом
сигнатуры.
Практическая работа. Способы скрепления блока (швейное и бесшвейное,
поблочное и потетрадное).
Виды и способы шитья блока нитками (вручную и на ниткошвейной машине).
Назначение и устройство ниткошвейной машины. Правила безопасной работы
на ней.
Практическая работа. Сталкивание печатных листов. Фальцовка печатных
листов с учетом сигнатуры.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда,
основные профессиональные операции и действия, технологические карты.
Практическая работа. Фальцовка листов простых и печатных различными
способами.
Изготовление моделей книги в цельных составных переплетах.
Практическая работа. Конторская книга. Назначение и детали. Материалы для
изготовления.
Практическая работа. Последовательность изготовления. Заполнение
технологической карты.
Практическая работа. Виды фальцовок. Фальцовка листов в тетради.
Практическая работа. Детали блока. Комплектовка блока. Назначение
форзацев в переплете. Виды форзацев. Материалы для форзаца. Разметка и
раскрой выклейного форзаца.
Экскурсия «Ремонт книг в школьной библиотеке» (шк. библиотека).
Экскурсия «Ремонт книг в школьной библиотеке» (шк. библиотека).
Практическая работа. Приклейка форзаца.
Практическая работа. Виды шитья блока нитками. Правила шитья блока
нитками вручную.
Практическая работа. Шитье многотетрадного блока. Правила безопасной
работы с иглой.
Практическая работа. Заклейка корешка блока. Просушка.
Практическая работа. Правила работы с режущими инструментами. Обрезка
блока с трех сторон.
Практическая работа. Назначение корешка. Кругление корешка блока.
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическая работа. Назначение каптала. Приклейка каптала. Заклейка
корешка блока.
Практическая работа. Расчет переплетной крышки по заданным размерам
блока. Работа с чертежными инструментами.
Практическая работа. Расчет переплетной крышки по заданным размерам
блока. Работа с чертежными инструментами.
Практическая работа. Детали переплетной крышки. Назначение отстава,
расстава.
Практическая работа. Шаблон для шпации. Разметка и раскрой деталей
переплетной крышки в цельнотканевом переплете.
Практическая работа. Сборка переплетной крышки в цельнотканевом
переплете.
Практическая работа. Разметка и раскрой деталей переплетной крышки в
составном переплете.
Практическая работа. Сборка переплетной крышки в составном переплете.
Вставка блоков. Обжимка блока. Оценка качества готового изделия.
Контрольная работа «Изготовление моделей книги в цельных составных
переплетах».
Экскурсия «Разнообразие выпускаемой продукции в типографии» (городская
типография).
Экскурсия «Разнообразие выпускаемой продукции в типографии» (городская
типография).
Практическая работа. Изготовление футляра и коробки для документов.
Открытая коробка с плинтусами для бумаги или футляр для хранения папок с
документами и бумажник.Составление плана изготовления футляра.
Практическая работа. Цельная и составная развертка.
Практическая работа. Разметка и раскрой деталей футляра.
Практическая работа. Рицовка деталей.
Практическая работа. Раскрой слизур.
Практическая работа. Сборка стенок и дна футляра.
Практическая работа. Окантовка кромок и ребер футляра.
Практическая работа. Раскрой заготовок из бумаги.
Практическая работа. Оклейка футляра.
Практическая работа. Внутренняя выклейка футляра. Оценка качества
готового изделия.
Практическая работа. Ремонт книги в однотетрадном переплете.
Книги брошюрного типа: конструкция, детали.
Виды ремонта книг, брошюр.
Последовательность проведения ремонта книг.
Технология уплотнения переплетных крышек.
Экскурсия «Разнообразие типов обложек и переплетных крышек в готовой
продукции» (книжный магазин).
Экскурсия «Разнообразие типов обложек и переплетных крышек в готовой
продукции» (книжный магазин).
Практическая работа. Разметка и раскрой обложки. Подготовка книги к
ремонту. Ремонт листов в книге, их фальцовка.
Практическая работа. Выклеивание обложки.
Т.Б. с канцелярским ножом.
Практическая работа. Обрезка изделия.
Практическая работа. Наклеивание обложки книги.
Практическая работа. Шитье внакидку в две скобы.
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическая работа. Изготовление форзаца с фальчиком.
Практическая работа. Разметка и раскрой деталей твердого переплета.
Практическая работа. Комплектовка однотетрадного переплета вкладкой.
Практическая работа. Сборка переплетной крышки.
Практическая работа. Прошив внакидку.
Практическая работа. Обрезка блока. Вставка блока в переплетную крышку.
Контрольная работа «Ремонт книги в однотетрадном переплете».
Прокольный переплет.
Последовательность операций при выполнении прокольного переплета.
Практическая работа. Заготовка материалов на блок.
Практическая работа. Изготовление форзаца с тканевым фальчиком.
Практическая работа. Скрепление блока.
Практическая работа. Скрепление блока.
Назначение форзацев в разных переплетах.
Практическая работа. Подборка бумаги и ткани на разные виды форзацев.
Практическая работа. Алгоритм выполнения приклейного форзаца.
Практическая работа. Алгоритм выполнения приклейного форзаца.
Экскурсия «Разнообразие беловых товаров в магазине канцтоваров» ( магазин
канцтоваров).
Экскурсия «Разнообразие беловых товаров в магазине канцтоваров» ( магазин
канцтоваров).
Практическая работа. Выполнение прошивного форзаца с фальчиком.
Практическая работа. Выполнение прошивного форзаца с фальчиком.
Практическая работа. Выполнение пришивного форзаца с фальчиком.
Практическая работа. Выполнение пришивного форзаца с фальчиком.
Практическая работа. Способы шитья блоков с разными видами форзацев.
Практическая работа. Способы шитья блоков с разными видами форзацев.
Практическая работа. Способы шитья блоков с разными видами форзацев.
Практическая работа. Способы шитья блоков с разными видами форзацев.
Практическая работа. Определение прочности форзацев.
Практическая работа. Определение прочности форзацев.
Изделие «записной книжка». Назначение изделия.
Изделие «записной книжка». Назначение изделия.
Практическая работа. Заполнение технологической карты изготовления
записной книжки.
Практическая работа. Заполнение технологической карты изготовления
записной книжки.
Практическая работа. Комплектовка тетрадей в блок.
Практическая работа. Комплектовка тетрадей в блок.
Практическая работа. Фальцовка форзацев.
Практическая работа. Фальцовка форзацев.
Практическая работа. Шитье многотетрадного блока.
Практическая работа. Шитье многотетрадного блока.
Практическая работа. Изготовление переплетной крышки.
Практическая работа. Изготовление переплетной крышки.
Практическая работа. Вставка блока в переплетную крышку.
Практическая работа. Вставка блока в переплетную крышку.
Практическая работа. Оформление переплетной крышки.
Практическая работа. Опрессовка изделия.Оценка качества готового изделия.
Практическая работа. Соединение в книжном переплете.
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическая работа. Отделка переплетной крышки.
Экскурсия «Организация производства в типографии». (городская
типография).
Экскурсия «Организация производства в типографии». (городская
типография).
Конструкции книжных соединений.
Конструкции книжных соединений.
Знакомство с изделием «детская книга».
Практическая работа. Последовательность изготовления изделия.
Практическая работа. Последовательность изготовления изделия.
Практическая работа. Изготовление однотетрадного блока.
Практическая работа. Изготовление однотетрадного блока.
Практическая работа. Изготовление форзаца.
Экскурсия «Профессии переплетно-картонажного дела» (городская
типография).
Экскурсия «Профессии переплетно-картонажного дела» (городская
типография).
Переплетные крышки разных конструкций в гибком переплете.
Переплетные крышки разных конструкций в твердом переплете.
Практическая работа. Отличие книжного переплета от книжно-журнального.
Практическая работа. Виды переплетных крышек.
Практическая работа. Составная переплетная крышка для библиотечного
переплета и ее детали.
Практическая работа. Составная переплетная крышка для библиотечного
переплета и ее детали.
Виды повреждения книги.
Инструменты для ремонта книг.
Организация рабочего места для ремонта книг.
Последовательность ремонта книг.
Практическая работа. Назначение сигнатур.
Практическая работа. Отделение блока от переплетной крышки.
Практическая работа. Разборка блока по тетрадям.
Практическая работа. Очистка корешков от клея.
Практическая работа. Изготовление форзаца.
Практическая работа. Изготовление форзаца.
Практическая работа. Шитье книжного блока на марле или тесьме.
Практическая работа. Шитье книжного блока на марле или тесьме.
Практическая работа. Приклеивание капталов.
Практическая работа. Приклеивание капталов.
Практическая работа. Расчет деталей переплетной крышки.
Практическая работа. Расчет деталей переплетной крышки.
Практическая работа. Изготовление переплетной крышки.
Практическая работа. Изготовление переплетной крышки.
Экскурсия «Материалы для картонажных работ». (магазин канцтоваров).
Экскурсия «Материалы для картонажных работ». (магазин канцтоваров).
Практическая работа. Вставка блока в переплетную крышку. Опрессовка
изделия.
Контрольная работа «Библиотечный переплет».
Детали адресной папки.
Практическая работа. Составление технологической карты изготовления
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
адресной папки.
Практическая работа. Составление технологической карты изготовления
адресной папки.
Практическая работа. Составление технологической карты изготовления
адресной папки.
Практическая работа. Разметка картонных сторонок.
Экскурсия «Использование отходов типографского производства для
изготовления блокнотов».(Городская типография).
Экскурсия «Использование отходов типографского производства для
изготовления блокнотов». (Городская типография).
Практическая работа. Раскрой шаблона для шпации.
Практическая работа. Раскрой шаблона для шпации.
Практическая работа. Раскрой ткани для крытья папки.
Практическая работа. Раскрой ткани для крытья папки.
Практическая работа. Сборка папки.
Практическая работа. Сборка папки.
Практическая работа. Оклейка папки.
Назначение ленточки ляссе.
Практическая работа. Выклейка папки с подклейкой ленточки-ляссе.
Практическая работа. Выклейка папки с подклейкой ленточки-ляссе.
Практическая работа. Отделки папки.
Практическая работа. Опрессовка изделия.
Оценка качества изделия.
Практическая работа. Определение вида повреждения книги.
Внешние повреждения книги.
Внутренние повреждения книги.
Практическая работа. Подборка материалов и инструментов для ремонта.
Практическая работа. Отделение блока от переплетной крышки.
Практическая работа. Разбор блока по тетрадям с учетом сигнатур.
Практическая работа. Разбор блока по тетрадям с учетом сигнатур.
Практическая работа. Очистка корешков от клея.
Практическая работа. Склеивание листов.
Практическая работа. Изготовление форзаца.
Практическая работа. Приклеивание форзаца.
Практическая работа. Приклеивание форзаца.
Практическая работа. Шитье книжного блока на марле или тесьме.
Практическая работа. Шитье книжного блока на марле или тесьме.
Практическая работа. Наклеивание каптала.
Практическая работа. Наклеивание каптала.
Практическая работа. Расчет деталей переплетной крышки по размерам
книжного блока.
Практическая работа. Расчет деталей переплетной крышки по размерам
книжного блока.
Практическая работа. Раскрой деталей переплетной крышки.
Практическая работа. Раскрой деталей переплетной крышки.
Практическая работа. Сборка переплетной крышки.
Практическая работа. Сборка переплетной крышки.
Практическая работа. Оформление переплетной крышки.
Практическая работа. Оформление переплетной крышки.
Практическая работа. Вставка книжного блока в переплетную крышку.
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практическая работа. Опрессовка изделия.
Экскурсия «Изготовление картонажных изделий на брошюраторе»
(«Режевской печатный дом»).
Экскурсия «Изготовление картонажных изделий на брошюраторе»
(«Режевской печатный дом»).
Виды и детали альбома.
Материалы, применяемые для изготовления альбома.
Способы соединения блока.
Последовательность изготовления альбома.
Практическая работа. Составление технологической карты.
Практическая работа. Разметка листов на блок.
Практическая работа. Нарезка листов на блок.
Практическая работа. Разметка деталей переплетной крышки.
Практическая работа. Раскрой деталей переплетной крышки.
Виды клея. Т.Б. при работе с клеем.
Практическая работа. Соединение блока бесшвейным способом.
Практическая работа. Соединение блока бесшвейным способом.
Практическая работа. Просушка блока.
Практическая работа. Обрезка блока с трех сторон.
Т.Б. С канцелярским ножом
Практическая работа. Разметка деталей для окантовки корешка блока.
Практическая работа. Разметка деталей для окантовки корешка блока.
Практическая работа. Раскрой деталей для окантовки корешка блока.
Практическая работа. Окантовка корешка блока. Оценка качества изделия.
Альбом на шнурах. Детали альбома на шнурах. Материалы для изготовления
альбома. Назначение шнура.
Последовательность изготовления альбома на шнурах. Разметка и нарезка
деталей для блока.
Практическая работа. Пробивка отверстий в блоке.
Практическая работа. Обрезка блока с трех сторон. Расчет деталей
переплетной крышки на альбом. Раскрой деталей переплетной крышки.
Практическая работа. Изготовление переплетной крышки на шнурах.
Соединение блока с переплетной крышкой с помощью шнура. Отделка
переплетной крышки.
Виды фотоальбомов.
Материалы для изготовления альбомов. Детали фотоальбома на стержне.
Практическая работа. Фальцовка листов в один сгиб.
Практическая работа. Раскрой стержня.
Практическая работа. Изготовление приклейного форзаца.
Практическая работа. Вкладывание сфальцованных листов в стержень.
Заклейка корешка.
Практическая работа. Просушка блока. Оклеивание корешка марлей.
Практическая работа. Изготовление переплетной крышки.
Практическая работа . Виды переплетных крышек.
Практическая работа. Вставка блока в переплетную крышку.
Практическая работа. Опрессовка изделия.
Контрольная работа «Альбом на стержне».
Экскурсия «Ремонт книг в школьной библиотеке» (ш. библиотека).
Экскурсия «Ремонт книг в школьной библиотеке» (ш. библиотека).
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Критерии оценивания
Учитель подходит к отметке, учитывая при этом следующие моменты:
• качество изготовленного школьного объекта работы и правильность применявшихся
импрактических действий (анализ работы);
• прилежание ученика во время работы;
• степень умственной отсталости;
• уровень патологии органов зрения, слуха и речи;
• уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится, если теоретический материал усвоен в полном объеме,
изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится, если в усвоении теоретического материала допущены
незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно применялись
дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится, если в усвоении теоретического материала имеются
существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные
наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится, если качество выполненной работы не соответствует
технологическим требованиям. Работа не выполнена даже с помощью учителя.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится, если качество выполненной работы полностью соответствует
технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится, если к качеству выполненной работы имеются замечания и
качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена
самостоятельно.
Оценка «3» ставится, если качество выполненной работы не соответствует
технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если качество выполненной работы не соответствует
технологическим требованиям. Работа не выполнена даже с помощью учителя.
График контрольных работ.
Дата
Тема
сентябрь
Вводная контрольная работа «Инструменты и материалы для переплетнокартонажных работ»
Контрольная работа «Ремонт книги в однотетрадном переплете».Контрольная
работа «Изготовление моделей книги в цельных составных переплетах».
Контрольная работа «Изготовление моделей книги в цельных составных
переплетах».
Контрольная работа «Библиотечный переплет».
Контрольная работа «Альбом на стержне».
октябрь
декабрь
март
май
График экскурсий.
Дата
Тема
Экскурсия «Ремонт книг в школьной библиотеке» (ш. библиотека).
Экскурсия «Ремонт книг в школьной библиотеке» (ш. библиотека).
Экскурсия «Разнообразие выпускаемой продукции в типографии» (городская
типография).
17
Экскурсия «Разнообразие выпускаемой продукции в типографии» (городская
типография).
Экскурсия «Разнообразие типов обложек и переплетных крышек в готовой
продукции» (книжный магазин).
Экскурсия «Разнообразие типов обложек и переплетных крышек в готовой
продукции» (книжный магазин).
Экскурсия «Разнообразие беловых товаров в магазине канцтоваров» ( магазин
канцтоваров).
Экскурсия «Разнообразие беловых товаров в магазине канцтоваров» ( магазин
канцтоваров).
Экскурсия «Организация производства в типографии». (городская типография).
Экскурсия «Организация производства в типографии». (городская типография).
Экскурсия «Профессии переплетно-картонажного дела» (городская типография).
Экскурсия «Профессии переплетно-картонажного дела» (городская типография).
Экскурсия «Материалы для картонажных работ». (магазин канцтоваров).
Экскурсия «Материалы для картонажных работ». (магазин канцтоваров).
Экскурсия «Использование отходов типографского производства для
изготовления блокнотов».(Городская типография).
Экскурсия «Использование отходов типографского производства для
изготовления блокнотов». (Городская типография).
Экскурсия «Изготовление картонажных изделий на брошюраторе» («Режевской
печатный дом»).
Экскурсия «Изготовление картонажных изделий на брошюраторе» («Режевской
печатный дом»).
Экскурсия «Ремонт книг в школьной библиотеке» (ш. библиотека).
Экскурсия «Ремонт книг в школьной библиотеке» (ш. библиотека).
Материально-техническое и методическое обеспечение.
1. Г. В. Васенков. Картонажно-переплётное дело 8-9 класс и профильные классы. М.,
Владос, 2011;
2. Васенков Г. В. Азбука переплетчика: учеб. для учащихся 5-7 кл. спец. (коррекц.)
образоват. Учреждений VIII вида/ Г. В. Васенков.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 126 с.
с ил.
3. Г. В. Васенков, Е. А. Воробьёв. Рабочая тетрадь по картонажно-переплётному делу для
учащихся 5-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. М., Просвещение, 2007;
4. Г. В. Васенков, Е. А. Воробьёв, Л.Д. Степанова. Технологический альбом
картонажнопереплётных работ. М., Владос, 2006, программа для 5-9 классов специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
18