Рабочая программа по Природоведению для 6 класса на 2025-2026 учебный год, учитель Яковлева Г.А.

Министерство образования Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее
адаптированные основные общеобразовательные программы,«Центр «Дар»
Утверждено приказом директора
ГБОУ «Центр «Дар»
№___от «___»_____20 г.

Рабочая программа по природоведению
для обучающихся 6 класса
(АООП вариант 1)

Составитель: Яковлева
Галина Александровна
Должность: учитель, 1к.к.

Реж – 2025г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена в соответствии с:
-Федеральным законом РФ «Об образовании» № 273 –ф от 29.12.2012;
-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с интеллектуальными
нарушениями, далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026;
-Примерной адаптированной программой для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Учебным планом ГБОУ СО «Центр «Дар»
-Годовым календарным учебным графиком ГБОУ СО «Центр «Дар».
Цель: расширить кругозор и подготовить обучающихся к усвоению систематических биологических и географических
знаний.
Задачи:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной
работы;
− воспитание социально значимых качеств личности;
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых,
почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинноследственные связи изакономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
Общая характеристика учебного предмета
Природоведение – интегрированный естественно-научный курс, который сочетает в себе элементы биологии, географии и
других естественных наук. В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развиваются и корригируются
наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости). Заложенный в программу обязательный минимум
знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. В рамках предмета расширяются знания
обучающихся о разнообразии природных объектов, полученные на уроках Мир природы и человека» в 1-4 классах. Новая ступень
изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах природы и формировании
первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между
живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к
2

отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями
интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни. Таким образом, предлагаемый в программе минимум
природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях
развития в процессе изучения биологии и географии. В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны
понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля – оболочки Земли (атмосфера (в связи с этим изучается
воздух), литосфера (почва, поверхность), гидросфера (вода, водоемы), биосфера (растения, животные, человек). Человек – часть
Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека. Такое построение программы позволит
сформировать у обучающихся с особыми образовательными потребностями целостную картину мира, показать единство
материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля. Одной из задач курса « Природоведение» является
формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла. Для этого программой предусматриваются экскурсии
и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни
знания, полученные на уроках. В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа
предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить
самостоятельно под руководством учителя.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью
учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34
учебные недели исоставляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:

интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам;

овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила
личной гигиены, режима дня;

владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной
деятельности на уроке;

развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости,
необходимости охраны живой инеживой природы;

установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным
ценностям.
Предметные результаты: Предметные результаты представлены 2 уровнями овладения: минимальным и достаточным.

-

достаточный уровень
узнавание и называние изученных объектов в

-

минимальный уровень
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях,
3

натуральном виде в естественных условиях, знание
способов получения необходимой информации об
изучаемых объектах по заданию педагогического
работника;
представление
о
взаимосвязях
между
изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным
группам с учетом различных оснований для
классификации (клевер - травянистое дикорастущее
растение, растение луга, кормовое растение, медонос,
растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам
объектов из тех, которые были изучены на уроках,
известны из других источников; объяснение своего
решения;
выделение существенных признаков групп
объектов;
знание и соблюдение правил безопасного
поведения в природе и обществе, правил здорового
образа жизни;
участие в беседе, обсуждение изученного;
проявление желания рассказать о предмете изучения,
наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля
педагогического
работника
(при
наличии
предваряющего и итогового контроля),
осмысленная оценка своей работы и работы
обучающихся, проявление к ней ценностного
отношения,
понимание
замечаний,
адекватное
восприятие похвалы;
совершение
действий
по
соблюдению
санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
выполнение
доступных
возрасту
природоохранительных действий;

фотографиях;
представление о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам
(осина - лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же
изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового
образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных
правил безопасного
поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий
под контролем
педагогического работника;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного
отношения, понимание оценки педагогического работника.

4

осуществление деятельности по уходу за комнатными и
культурными растениями.
Программа создана из расчета 2 часа в неделю и рассчитана на 68 часов в год.
На основании протокола ППк №249 от 12.08.2025г. идет дифференциация обучающихся на группы.
Достаточный уровень
Белозеров Андрей
Киселев Артем
Николаева Анна
Овчинникова Полина
Демин Максим
Розиков Михаил
Баранов Иван

6

Минимальный уровень
Сунагатова Арина
Федорахин Сергей

Содержание предмета
В 6 классе курс природоведения, посвященный изучению живой природы, представлен разделом «Живая природа»:
растения, животные, человек".
Тема, раздел
Растительный
мир

Содержание

Виды деятельности, формы работы
1 группа
2 группа
Биосфера:
групповая
и
Фронтальная и групповая Фронтальная,
растения,
индивидуальная работа.
работа.
рассказ
учителя.
животные,
Слушают рассказ учителя. Слушают
Отвечают
на
вопросы.
Называют
человек.
Участвуют в беседе по теме.
Разнообразие
Называют тела природы тела природы живые и неживые.
из
предложенных
растительного
живые
и
неживые. Выбирают
мира на нашей Проговаривают
свойства свойства живых и неживых тел,
планете. Среда живых и неживых тел. явления живой и неживой природы.
знакомых
обитания
Называют явления живой и Называют
представителей
растительного
растений
неживой
природы.
(растения леса, Формулируют ответы на мира. Выбирают по карточкам

3группа
Индивидуальн
ая
работа. Сосредотачив
ают
внимание.
Фиксируют взгляд на
учителе, иллюстрациях
. Слушают рассказ
учителя. Отвечают на
конкретные
вопросы
учителя по теме с
опорой на наглядный,
иллюстративн
ый
5

поля,
сада,
огорода,
луга,
водоемов).
Дикорастущие и
культурные
растения.
Деревья,
кустарники,
травы. Деревья.
Деревья
лиственные
(дикорастущие и
культурные,
сезонные
изменения,
внешний
вид,
места
произрастания).
Деревья
хвойные.
Кустарники.
Травы. Внешний
вид,
места
произрастания.
Декоративные
растения.
Внешний
вид,
места
произрастания.
Лекарственные
растения.
Внешний
вид.
Места
произрастания.
Правила сбора

вопросы по теме.
Называют
представителей
растительного
мира,
выделяют
признаки
дикорастущих и культурных
растений. Называют места
произрастания
растений,
узнают и называют 2-3
представителя растений луга,
леса, водоёмов, поля, сада,
огорода. Узнают, называют,
показывают части растений.
Рассказывают о функциях
частей
растений
и
их
значении
для
растений.
Называют признаки деревьев,
кустарников, трав. Называют
признаки и представителей
лиственных
и
хвойных
деревьев. Узнают, называют
дикорастущие кустарники (не
менее
3),
культурные
кустарники (не менее 3),
выделяют их существенные
признаки. Относят изученные
растения
к
различным
группам. Узнают и называют
декоративные растения (не
менее 5). Называют их
признаки. Узнают, называют
лекарственные растения (не
менее 4). Узнают и называют
комнатные
растения,
осуществляют деятельность
по уходу за комнатными

представителя растений луга, леса,
водоёмов, поля, сада, огорода,
показывают
части
растений.
Относят растения к деревьям,
кустарникам, травам. По карточкам
выбирают
признаки
деревьев,
кустарников, трав, представителей
лиственных и хвойных деревьев.
Относят деревья к разным группам,
дикорастущие и культурные травы
на иллюстрациях. Относят травы к
изучаемым группам. Узнают и
называют комнатные растения,
осуществляют деятельность по
уходу за комнатными растениями.
Узнают, называют растения разных
районов Земли на иллюстрациях.
Выбирают растения, включённые в
Красную
книгу
России,
Свердловской области. Дополняют
тексты,
используя
слова
–
подсказки. Выполняют задания в
рабочей тетради с помощью
учителя

материал. Выбирают из
предложенных ответов
правильный.
Показывают
на
картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию. Выполняют
индивидуальн
ые
задания
по
теме.
Выполняют задания с
помощью
учителя.
Учатся
находить
необходимую
информацию
в
материалах учебника.

6

Животный
мир

лекарственных
растений.
Использование.
Комнатные
растения.
Внешний
вид.
Уход. Значение.
Растительный
мир
разных
районов Земли.
Растения,
произрастающи
е
в
разных
климатических
условиях нашей
страны.
Растения своей
местности:
дикорастущие и
культурные.
Красная книга
России и своей
области (края).
Разнообразие
животного мира.
Среда обитания
животных.
Животные суши
и
водоемов.
Понятие
животные:
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиес

растениями.
Относят
изученные растения к разным
группам
по
месту
произрастания.
Относят
растения своей местности к
различным классификациям.
Называют
растения,
включённые
в
Красную
книгу России, Свердловской
области.
Рассказывают
правила
поведения в
природе.
Разгадывают
ребусы. Решают кроссворды.
Выполняют
задания
в
рабочей тетради. Находят
необходимую информацию в
материалах
учебника.
Выполняют
контрольную
работу по теме.
районов

Слушают рассказ учителя.
Участвуют в беседе по теме.
Рассматривают иллюстрации
учебника,
слайды
презентации.
Называют
представителей
животного
мира, выделяют признаки
животных.
Относят
животных к разным группам
в
зависимости
от
классификации,
выделяют
существенные
признаки

Слушают
рассказ
учителя.
Отвечают на конкретные вопросы
по
теме.
Рассматривают
иллюстрации учебника, слайды
презентации.Узна
ют
на
иллюстрациях
и
называют
представителей животного мира,
обитающих на суше, в воздухе,
почве, водоёмах. Относят животных
к разным группам (насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,

Слушают
учителя.
Сосредотачив
ают
внимание, выполняют
инструкции.
Показывают
на
картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию. Отвечают на
конкретные вопросы.
Выполняют задания по
индивидуальн
ым
7

я,
птицы,
млекопитающие
.
Насекомые.
Жуки, бабочки,
стрекозы.
Внешний
вид.
Место
в
природе.
Значение.
Охрана. Рыбы.
Внешний
вид.
Среда обитания.
Место
в
природе.
Значение.
Охрана. Рыбы,
обитающие
в
водоемах России
и своего края.
Птицы.
Внешний
вид.
Среда обитания.
Образ
жизни.
Значение.
Охрана. Птицы
своего
края.
Млекопитающи
е. Внешний вид.
Среда обитания.
Образ
жизни.
Значение.
Охрана.
Млекопитающи
е
животные
своего
края.

разных групп животных.
Представляют,
могут
рассказать о взаимосвязях
между
изученными
животными и их местом в
окружающем мире. Узнают
и называют представителей
насекомых,
выделяют
существенные
признаки
насекомых; представителей
рыб,
земноводных;
пресмыкающихся
представляют о взаимосвязях
между животными и их
местом в окружающем мире.
Узнают и называют птиц,
выделяют признаки птиц.
Рассказывают
о
мерах
охраны птиц.
Узнают и
называют млекопитающих,
выделяют
существенные
признаки. Относят к группам
(обитающие в воде и на суше,
хищные,
травоядные,
всеядные).
Узнают
и
называют
домашних
животных, живущих в городе
и
деревне.
Выделяют
существенные
признаки
лошадей,
коров.
Представляют о значении
лошадей, коз, овец, свиней и
коров в жизни человека.
Узнают
и
называют
домашних птиц, о значении

млекопитающие).
Узнают
и
называют
представителей
насекомых
(жуков,
бабочек,
стрекоз,
кузнечиков,
пчёл,
муравьёв). Относят рыб, птиц,
земноводных и млекопитающих к
различным группам (пресноводные,
морские, хищные) по опорным
карточкам. Относят птиц к группам
(перелётные, зимующие). Узнают и
называют
животных
«живого
уголка»,
аквариумных
рыбок,
певчих и декоративных птиц.
Кошек,
собак,
относят
к
определённым
группам,
рассказывают
правила
ухода.
Узнают,
называют
животных
холодных,
умеренных, жарких
районов Земли. Узнают и называют
животных разных районов нашей
страны и включённых в Красную
книгу
России.
Проговаривают
правила безопасного поведения в
природе. Выполняют задания в
рабочей тетради с помощью
учителя. Выполняют контрольную
работу по теме по опорным
карточкам и схемам с помощью
учителя.

карточкам,
схемам,
таблицам. Выполняют
задания вставить слово,
дополнить
предложение,
найти
нужное название и т.п.
Выполняют
индивидуальн
ые
задания по теме со
значительной помощью
учителя.
Выполняют
индивидуальн
ую
контрольную работу по
теме
по
опорным
карточкам и схемам с
помощью учителя.

8

Животные рядом
с
человеком.
Домашние
животные
в
городе
и
деревне.
Домашние
питомцы. Уход
за животными в
живом
уголке
или
дома.
Собака, кошка,
аквариумные
рыбы, попугаи,
морская свинка,
хомяк, черепаха.
Правила ухода и
содержания.
Животный мир
разных районов
Земли
(с
холодным,
умеренным
и
жарким
климатом).
Животный мир
России. Охрана
животных.
Заповедники.
Красная книга
России. Красная
книга
своей
области (края).
Человек

домашних птиц в жизни
человека. Узнают и называют
животных «живого уголка»,
аквариумных рыбок, певчих
и
декоративных
птиц
рассказывают о правилах по
уходу.
Выделяют
существенные
признаки
кошек, относят кошек, собак,
относят к определённым
группам
(млекопитающие,
домашние
животные,
охотничьи,
декоративные),
рассказывают правила ухода.
Узнают, называют животных
холодных,
умеренных,
жарких
районов
Земли.
Выделяют
существенные
признаки
животных
холодных,
умеренных,
жарких
районов
Земли.
Узнают
и
называют
животных разных районов
нашей страны и включённых
в Красную книгу России.
Проговаривают
правила
безопасного поведения в
природе. Выполняют задания
в
рабочей
тетради
в
соответствии
с
установленными
требованиями.
Находят
необходимую информацию в
материалах учебника
Как устроен наш Слушают рассказ учителя. Слушают

рассказ

учителя. Слушают

учителя.
9

организм.
Строение. Части
тела
и
внутренние
органы.
Как
работает
(функционирует
) наш организм.
Взаимодействие
органов.
Здоровье
человека
(режим,
закаливание,
водные
процедуры).
Осанка (гигиена,
костномышечная
система).
Гигиена органов
чувств. Охрана
зрения.
Профилактика
нарушений
слуха. Правила
гигиены.
Здоровое
(рациональное)
питание. Режим.
Правила
питания. Меню
на
день.
Витамины.
Дыхание.
Органы

Рассматривают иллюстрации
учебника,
слайды
презентации. Участвуют в
беседе по теме. Отвечают на
вопросы по теме. Узнают,
называют, показывают части
тела и органы человека,
систем
органов.
Представляют взаимосвязи
между органами организма
человека и их значении в
организме. Рассказывают о
влиянии осанки на здоровье
человека. Знают и соблюдают
правила здорового образа
жизни.
Рассказывают
о
значении органов чувств в
жизни
человека.
Рассказывают и соблюдают
правила здорового образа
жизни. Узнают и называют
продукты
животного
и
растительного
происхождения, выделяют их
признаки, относят продукты
к соответствующим группам.
Соблюдают
правила
здорового образа питания.
Рассказывают о значении
органов дыхания в жизни
человека.
Соблюдают
правила
безопасного
поведения.
Выполняют
доступные возрасту мер
первой доврачебной помощи

Рассматривают
иллюстрации
учебника, слайды презентации.
Отвечают на вопросы по теме.
Узнают, называют, показывают
части тела и органы человека
(сердце,
желудок,
лёгкие,
кишечник, печень, почки, органы
чувств). Узнают правильную осанку
на
иллюстрациях.
Узнают,
называют,
показывают
органы
чувств на рисунках, макетах, на
себе. На индивидуальных карточках
узнают и называют продукты
животного
и
растительного
происхождения. Узнают, называют,
показывают органы дыхания на
схемах, иллюстрациях. Соблюдают
правила профилактики простудных
заболеваний.
Выполняют
контрольную работу по теме по
опорным карточкам и схемам с
помощью учителя.

Сосредотачив
ают
внимание, выполняют
инструкции.
Показывают
на
картинках
изображения,
соответствую
щие
описанию. Отвечают на
конкретные вопросы.
Выполняют задания по
индивидуальн
ым
карточкам,
схемам,
таблицам. Выполняют
задания вставить слово,
дополнить
предложение,
найти
нужное название и т.п.
Выполняют
индивидуальн
ые
задания по теме со
значительной помощью
учителя.
Выполняют
контрольную работу по
теме
по
опорным
карточкам и схемам с
помощью учителя.

10

дыхания. Вред
курения.
Правила
гигиены. Скорая
помощь
(оказание первой
медицинской
помощи).
Помощь
при
ушибах, порезах,
ссадинах.
Профилактика
простудных
заболеваний.
Обращение
за
медицинской
помощью.
Медицинские
учреждения
своего
населенного
пункта.
Телефоны
экстренной
помощи.
Специализация
врачей.

№
п/п
1
2

при
простудных
заболеваниях. Узнают на
иллюстрациях,
называют
специализацию
врачей.
Соотносят
заболевания
внутренних
органов
и
специализацию
врачей.
Знают,
называют
медицинские
учреждения
города.
Рассказывают
о
правилах
поведения
в
медицинских учреждениях.
Применяют знания в новых
условиях через выполнение
дидактических
заданий.
Решают
элементарные
проблемные
задачи,
предложенные
учителем.
Отгадывают
загадки.
Находят
необходимую
информацию в материалах
учебника.
Выполняют
контрольную работу по теме.

Название темы

Кол-во часов

Дата
6а

1 четверть-16 часов
Введение. Живая природа: растения, животные, человек.
Растительный мир. Разнообразие растительного мира.

6б

1
1
11

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1

Среда обитания растений.
Экскурсия. Строение растений.
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Лиственные деревья.
Хвойные деревья.
Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники.
Травы
Декоративные растения
Лекарственные растения
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.
Растительный мир разных районов Земли.
Контрольная работа « Растительный мир земли»
Растения нашей страны. Растения Свердловской области.
Красная книга России и Свердловской области.
2 четверть-16 часов
Животный мир. Разнообразие животного мира.
Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,
млекопитающие.
Насекомые.
Бабочки, стрекозы, жуки.
Кузнечики, муравьи, пчелы.
Рыбы.
Морские и речные рыбы.
Земноводные: лягушки, жабы.
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы.
Птицы.
Ласточки, скворцы, снегири, орлы.
Лебеди, журавли, чайки.
Птицы нашего края. Охрана птиц.
Контрольная работа «Животный мир».
Млекопитающие
3 четверть-20 часов
Млекопитающие суши

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Млекопитающие морей и океанов
Домашние животные в городе и деревне
Сельскохозяйственные животные: лошади
Сельскохозяйственные животные: коровы
Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы
Домашние птицы: куры, утки, индюки.
Уход за животными в живом уголке или дома
Аквариумные рыбки
Попугаи, канарейки
Морские свинки, хомяки, черепахи
Домашние кошки
Собаки
Животные холодных районов Земли
Животные умеренного пояса
Животные жарких районов Земли
Животный мир нашей страны
Контрольная работа «Млекопитающие»
Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России
Животные Свердловской области. Красная книга Свердловской области.
4 четверть-16 часов
Человек. Как устроен наш организм
Как работает наш организм
Здоровый образ жизни человека
Осанка
Органы чувств
Правила гигиены и охрана органов чувств
Здоровое питание
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены
Оказание первой медицинской помощи
Профилактика простудных заболеваний
Специализация врачей
Экскурсия. Медицинские учреждения города Реж. Телефон
экстренной помощи.
Обобщающий урок « Неживая природа»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13

14
15
16

Обобщающий урок « Живая природа»
Годовая контрольная работа «Живая природа».
Урок викторина «Живая природа Земли»
Всего за год: 68ч

График экскурсий
Экскурсия. Строение растений.
Экскурсия. Медицинские учреждения города Реж. Телефон экстренной помощи.

Сентябрь
Май

График контрольных работ
Контрольная работа « Растительный мир земли»
Контрольная работа «Животный мир».
Контрольная работа «Млекопитающие»
Годовая контрольная работа «Живая природа».

Октябрь
Декабрь
Март
Май

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При устном опросе:
-Оценка «5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно
сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.
-Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает
неточности, оговорки и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе
ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».
-Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе:
обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала; испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы
учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не
может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.
При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:
14

-Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном
объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3
недочета или 1-2 ошибку, с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.
- Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.
- Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя правильно
(30%- 50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.

Контрольная работа за 1 четверть по предмету Природоведение 6
класс
Фамилия, имя,
класс______________________________________________________
1. Какие растения называют культурными?
А) Культурные растения – это растения, которые человек не высаживает и не поливает.
Б) Культурные растения – это растения, которые выращивает человек.
2. Назови дикорастущие растения.
А) боярышник
Б) дуб
В) морковь
Г) тополь

Д) яблоня
Е) ель
Ж) береза
З) вишня

3. Назови растения, которые помогают бороться с болезнями.
А) малина
Г) ромашка
Б) крапива
Д) кактус
В) осина
Е) подорожник
4. Назови растения, которые можно увидеть на лугу.
А) береза
Д) сосна
Б) колокольчик
Е) лютик
В) ромашка
Ж) рябина
Г) клевер
З) василек
15

5. Назови признаки деревьев.
А) У деревьев несколько стволов.
Б) У деревьев один твердый ствол.
В) Ствол покрыт корой.
Г) У деревьев мягкий, сочный зеленый стебель.
Д) У деревьев большой длинный корень, который уходит в землю.
Е) У деревьев корень не глубоко уходит в землю.
Ж) От ствола в разные стороны отходят ветки.
6. Приведи примеры плодовых лиственных деревьев.
А) яблоня
Д) клен
Б) рябина
Е) малина
В) крыжовник
Ж) абрикос
Г) груша
З) береза
7. Назови хвойные деревья.
А) орешник
Б) ель
В) лиственница

Г) дуб
Д) сосна
Е) липа

8. Какой лес называют смешанным?
А) Это лес, в котором растут хвойные деревья.
Б) Это лес, в котором преобладают лиственные деревья.
В) Это лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья.
9. Какие кустарники выращивает человек на приусадебном участке?
А) крыжовник
Г) боярышник
Б) орешник
Д) садовая малина
В) смородина
Е) сирень
10. Какие растения называются декоративными?
А) Это растения, которые выросли самостоятельно, без ухода за ними.
Б) Это растения, которые выращивает человек.
В) Это растения, которые выращиваются человеком для украшения парков, балконов, садовых участков, дворов.
16

11. Какие растения растут в твоей местности? (запиши.)

Контрольная работа за 2 четверть по предмету Природоведение 6 класс
Фамилия, имя, класс_______________________________________________________
1. Какие звери обитают на суше?
А) лось
Б) грач
В) кабан
Г) слон

Д) дельфин
Е) волк
Ж) муравей
З) заяц

2. Какие животные относятся к группе пресмыкающихся?
А) стрекоза
Г) ящерица
Б) змея
Д) лиса
В) лягушка
Е) черепаха
3. Перечисли насекомых.
А) бабочка
Б) божья коровка
В) сом
Г) кузнечик

Д) крот
Е) жук
Ж) пчела
З) окунь

4. Чем рыбы отличаются от других животных?
А) Рыбы живут у рек и озер.
Б) Рыбы живут только в воде. В) Тело рыб покрыто кожей.
Г) Тело рыб покрыто чешуей. Д) Они дышат легкими.
Е) Они дышат жабрами.
Ж) Рыбы откладывают яйца. З) Рыбы мечут икру.
5. Перечисли зимующих птиц.
А) лебедь
Б) ворона
В) соловей
Г) воробей

Д) синица
Е) ласточка
Ж) грач
З) голубь
17

6. Каких животных называют млекопитающими?
А) Эти животные откладывают яйца.
Б) Эти животные мечут икру.
В) Эти животные вскармливают своих детенышей молоком.
7. К какому виду животных относят оленей, косуль?
А) к всеядным
Б) к хищникам
В) к травоядным
8. Перечисли хищников.
А) волк
Б) лось
В) лиса
Г) жираф

Д) лев
Е) тигр
Ж) слон
З) леопард

9. Каких животных разводят в сельской местности?
А) лошадей
Д) кошек
Б) коз
Е) свиней
В) кур
Ж) уток
Г) коров
З) овец
10. Каких животных можно увидеть в живом уголке?
А) черепах
Д) хомяков
Б) мышей
Е) морских свинок
В) аквариумных рыбок
Ж) кротов
Г) лисиц
З) волков
11. Какие животные живут в твоей местности? Напиши на листе бумаги.

18

Контрольная работа за 3 четверть по предмету Природоведение 6 класс
Фамилия, имя, класс___________________________________________________________________
1. Дополнить определение (вставить пропущенные слова):
Млекопитающие – это животные, у которых тело покрыто _______________или волосяным покровом. Они рождают живых
_________________ и вскармливают их ____________________.
2. Млекопитающие по среде обитания делятся:

3. По типу питания млекопитающие делятся на две группы:

19

4. Зачеркни лишнее:
- медведь тигр волк лиса
- обезьяна лев тигр заяц
- сайгак суслик ёж сурок
5. Подпиши названия морских животных:

6.Разгадай кроссворд «Сельскохозяйственные животные»
4
6

2
3
1
5

1. Очень любит сено есть,
И достоинств нам не счесть.
Очень уж добра, быстра,
И хозяину нужна.
Есть копыта, хвост и уши,
Про нее скорей послушай.
Жеребенка нам родит, Отгадай же в этот
миг
2. Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
3. Есть бородка, шерсть и ножки,
Ушки, хвост, а также рожки.
Хоть я блею, не пою Молоко тебе даю.
Я такая егоза!
И бодаюсь, я ...
4. С утра до вечера жуёт,
Водицу из пруда попьёт,
20
Парным одарит молоком,
И помычав, пойдёт домой.
6. Свяжет варежки бабуля
Для себя и внучки Юли,

7. Напиши, какую пользу человеку приносят сельскохозяйственные животные:
КОРОВА _________________________ СВИНЬЯ ______________________________
ЛОШАДЬ _________________________КРОЛИК_______________________________
КОЗА ___________________________ОВЦА___________________________________
8. Соедини линией животное холодных районов Земли и его название:

песец

тюлень

белый медведь

пингвин

9. Отгадай животных умеренного пояса (ребусы)

10. Отгадай животных жарких стран (анаграммы)
ВЛЕ
УУГНЕКР
ТОМЕГЕБ
_____
_________
__________
________

РТСУАС
__________

РЖАИФ

11. Что такое ЗАПОВЕДНИК ? (выбери правильный ответ)
- это большая, охраняемая человеком территория для жизни животных
-это часть леса, обнесённая забором
- это большая территория, где охраняется только один вид животного

21

12. Больше 100 лет назад люди создали специальную книгу, в которую стали заносить названия редких
растений
и
животных,
исчезающих
с
нашей
планеты.
Она
была
названа
_____________________________________
13.Вставь пропущенные слова:
Природа дарит нам свежий____________, чистую __________, прекрасные ____________________ и красивых
________________________. Люди должны бережно относится к природе, охранять растения и животных своего
края.
14.
Напиши,
как
ты
бережёшь
природу
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_

Годовая контрольная работа по предмету Природоведение 6 класс
Фамилия, имя, класс___________________________________________
1. Заполни таблицу, используя слова для справок
Растения
Дикорастущие

Культурные

Слова для справок: капуста, дуб, морковь, крыжовник, подорожник, яблоня, крапива, берёза, одуванчик, клубника
2.

Узнай и подпиши названия растения

22

3. Какие растения заносят в красную книгу?
А.Распространенные
Б. Красивые
В. Редкие
Г. Лекарственные
4. Укажи растения водоёма
А. Кувшинка белая
Б. Малина
В. Камыш
Г. Васильки
5. Укажи животное, которое относится к рыбам
А. Дельфин
Б. Бегемот
В. Кит
Г. Карп
6. Почему осенью птицы улетают в теплые края?
А. Боятся холода
Б. Исчезает корм
В. Боятся дождей
Г. Птенцы выросли и научились летать
7. Соедини точки и подпиши названия основных частей тела

23

8. Как называется способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло и холод?
А. Осязание
Б. Обоняние
В. Вкус
9. Какой отдых полезен для здоровья?
А. Много спать
Б. Постоянно смотреть телевизор
В. Играть во дворе
Г. Играть в компьютерные игры
10. Какие вещества необходимы человеку для сохранения и укрепления здоровья?
А. Белки
Б. Жиры
В. Углеводы
Г. Витамины

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».