Рабочая программа,Профильный труд, 7 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Потапова С.В.

Министерство образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова

Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по предмету Профильный труд
для обучающихся 7 класса
(АООП 2 вариант)
Учитель : Потапова С. В.
Реж 2025-2026 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа разработана на основе:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
- Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета подготовка обучающихся и подростков с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР к доступной трудовой деятельности.
Задачи и направления
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий, по работе с почвой, с растениями.
Общая характеристика учебного предмета:
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и
нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Важно формирование мотивации трудовой деятельности, развитие интереса к
разным видам доступной трудовой деятельности, положительное отношение к результатам своего труда. Обучающихся знакомят с различными
материалами и инструментами, со специальным оборудованием, учат соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающихся
постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного
изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Описание места учебного предмета в учебном плане
На его изучение отведено 68 часа, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Требования к результатам освоения учебного предмета
Ожидаемые личностные результаты:
- проявление устойчивого интереса к взаимодействию со знакомым взрослым;
- формирование потребности в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании вербальных средств
общения;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- развитие социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы
из спорных ситуаций.
Предметные результаты освоения учебного предмета
1) Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные
технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

- проявление интереса к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности, например,
тесто-пластика, валяние, растениеводство, деревообработка, шитье, вязание, работа с бумагой и мозаикой.
- уметь выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и
обслуживания.
- уметь использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
- уметь соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, дерева, ткани,
теста (пластилина), шерсти.
- уметь выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
Содержание учебного предмета
Программа по профильному труду представлена следующими разделами: «Работа с картоном и бумагой», «Элементарное представление о
шитье и вязании», «Тесто-пластика (работа с пластилином и соленым тестом)», «Мозаика», «Валяние», «Деревообработка», «Растениеводство».
Работа с картоном и бумагой.
Выполнение элементарных инструкции в предметно-практической деятельности. Применение и назначение бумаги. Свойства и особенности
бумаги и картона. Знакомство с картонажными изделиями. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего
места. Разметка бумаги и картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Резание бумаги ножницами по линиям разметки.
Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Смазывание клеем детали. Знакомство с различными методиками
выполнения изделий из бумаги и картона с использованием разнообразных техник (бумаго кручение, конструирование, мозаика, аппликация).
Выполнение различных видов аппликаций.
Элементарное представление о шитье и вязании.
Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Соблюдение последовательности действий при работе
с острыми и колющими предметами. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с
двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке) Различение свойств ткани.
Тесто пластика (работа с пластилином и соленым тестом).
Приемы и правила пользования инструментами и приспособлениями при лепке. Свойства соленого теста. Основные ингредиенты соленого
теста. Рецептура приготовления соленого теста, используемые добавки для лепки различных изделий. Качества и свойства различных видов теста.
Оборудование рабочего места. Правила хранения материалов. Отрезание куска теста, пластилина. Отщипывание кусочка, разминание. Вырезание
формы по шаблону. Уборка рабочего места.
Мозаика.
Виды мозаик. Подготовка рабочего места. Мозаика из бумаги. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики из
открытки: разметка открытки на прямоугольники или квадраты, нумерация элементов, разрезание на отдельные части, приклеивание на фон. Мозаика
из крашеной бумаги. Соблюдение последовательности действий при изготовлении мозаики из крашеной бумаги: выполнение монотипии гуашевыми
или акварельными красками, разрезание на полосы, полосы – на квадраты, составление узора «Коврик», приклеивание на фон. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении мозаики «Коврик» из крашеной бумаги. Мозаика в рваной технике. Соблюдение последовательности
действий при изготовлении мозаики в рваной технике: разрывание бумаги на куски определенного размера, приклеивание на фон.
Валяние.

Знакомство с принадлежностями для работы, шерстью и ее разновидностями. Фурнитура и аксессуары для декорирования изделий. Знакомство
с техникой сухого валяния (фильцевания). Валяние иглами при помощи специальных форм. Декорирование и украшение изделия при помощи
дополнительных аксессуаров (бусин, бисера и т.д.)
Деревообработка.
Узнавание (различение) материалов (древесный (сырье), крепежный, покрасочный). Узнавание (различение) инструментов для разметки (для
обработки дерева, для соединения деталей).
Растениеводство.
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения.
Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.
Выращивание растений в открытом грунте.

Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов
освоения образовательной программы по учебному предмету «Профильный труд» в 7 классе Оценка
личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении
социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
-0

баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
№ п/п Раздел. Тема урока

Календарно-тематическое планирование

Кол-во
часов

1 четверть
Раздел: Работа с картоном и бумагой
1
Вводный инструктаж по ОТ и 1
ТБ. Подготовка рабочего
места.
Применение и назначение
1
2
бумаги
Свойства и особенности
1
3
бумаги и картона.

Виды деятельности

Дата

Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Что 2.09
сначала, что потом»
4.09
Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра
«Четвертый лишний»
9.09
Беседа, проведение экспериментов с бумагой и
картоном (намачивание, разрывание, смятие, резание)

Раздел: Элементарное представление о шитье и вязании
Виды тканей.
1
4
Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра
«Четвертый лишний»
Инструменты для работы с
1
5
Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Что
тканью.
сначала, что потом»
Соблюдение
1
6
Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Что
последовательности действий
сначала, что потом»
при работе с острыми и
колющими предметами
Раздел: Тесто-пластика (работа с пластилином и соленым тестом).
Приемы и правила
1
7
Беседа, рассматривание сюжетных картинок, игра «Что
пользования инструментами
сначала, что потом»
приспособлениями при лепке.
Различение свойств соленого
1
8
Беседа, практические упражнения: отщипывание,
теста. Отщипывание,
разминание соленого теста
разминание.
Раскатывание, разминание
1
9
Практические упражнения: раскатывание соленого
соленого теста. Вырезание по
теста, вырезание по шаблону
шаблону
Раздел: Мозаика.
Виды мозаик.
1
10
Беседа, рассматривание изделий
Подготовка рабочего места
1
11
Подготовка рабочего места, выбор инструментов,
рассматривание вариантов мозаик, обсуждение
последовательности действий при выполнении
мозаики
Мозаика из бумаги.
1
12
Составление узора из готовых форм, приклеивание на
фон
Раздел: Валяние
Знакомство с шерстью и ее
1
13
Беседа, рассматривание изделий
разновидностями
Знакомство с
1
14
Беседа, просмотр презентаций, рассматривание
принадлежностями для работы
предметов для работы с шерстью
Раздел: Растениеводство
Знакомство с комнатными
1
15
Беседа, рассматривание картинок, игра «Четвертый
растениями
лишний»

11.09
16.09
18.09

23.09
25.09
30.09

2.10
7.10

9.10
14.10
16.10
21.10

16

Выращивание комнатных
1
Экскурсия в кабинет сельхозтруда
растений.
2 четверть
Раздел: Работа с картоном и бумагой
Знакомство с картонажными
1
1
Беседа, рассматривание изделий
изделиями.
Инструменты, применяемые
1
2
Беседа, просмотр презентаций, рассматривание
для работы с картоном, их
предметов для работы с картоном
назначение.
Раздел: Элементарное представление о шитье и вязании
Аппликация "Дом, в котором я 1
3
Работа с тканью, нанесение разметки на ткань
живу"
Аппликация "Дом, в котором я 1
4
Работа с тканью, нанесение разметки на ткань
живу"
Раздел: Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом).
Основные ингредиенты
1
5
Беседа, рассматривание картинок
соленого теста.
Рецептура приготовления
1
6
Беседа, рассматривание добавок, практическая работа
соленого теста, используемые
по изготовлению соленого теста
добавки для лепки различных
изделий.
Оборудование рабочего места. 1
7
Беседа, обсуждение, составление рассказа по
Правила хранения материалов.
опорным схемам
Раздел: Мозаика
8
Соблюдение
1
Беседа, обсуждение
последовательности действий
при изготовлении мозаики из
открытки
Открытка из мозаики
1
9
Разметка открытки на прямоугольники или квадраты,
нумерация элементов,
Открытка из мозаики
1
10
Разрезание на отдельные части, приклеивание на фон
Раздел: Валяние.
Знакомство с техникой сухого 1
11
Беседа, рассматривание изделий
валяния (фильцевания).
Валяние иглами при помощи
1
12
Подготовка рабочего места, выбор инструментов,
специальных форм

23.10

Валяние иглами при помощи
специальных форм
Раздел: Растениеводство
Полив растения.
14
Рыхление почвы.
15
Мытье растения.
16
3 четверть
Раздел: Растениеводство
Опрыскивание растений.
1
Удаление сухих листьев с
растений.
Мытье горшков и поддонов.
2
Раздел: Деревообработка
Узнавание (различение)
3
материалов (древесный
(сырье), крепежный,
покрасочный)
Узнавание (различение)
4
инструментов для разметки
(для обработки дерева, для
соединения деталей)
Раздел: Валяние
Валяние иглами при помощи
5
специальных форм.

1

рассматривание вариантов изделий, обсуждение
последовательности действий при работе с шерстью
Практическая работа

1
1
1

Беседа, практическая работа
Беседа, практическая работа
Беседа, практическая работа

1

Беседа, практическая работа

1

Беседа, практическая работа

1

Беседа, рассматривание материалов, экскурсия в
столярную мастерскую

1

Беседа, рассматривание инструментов, экскурсия в
столярную мастерскую

1

6

1

Подготовка рабочего места, выбор инструментов,
рассматривание вариантов изделий, обсуждение
последовательности действий при работе с шерстью
Практическая работа

1

Практическая работа

1

Рассматривание вариантов украшений для декора,
аксесуаров, рассматривание вариантов
декорирования, обсуждение последовательности
действий при декорировании

13

7
8

Валяние иглами при помощи
специальных форм.
Валяние иглами при помощи
специальных форм.
Декорирование и украшение
изделия при помощи
дополнительных аксессуаров
(бусин, бисера и т.д.)

9

Валяние иглами при помощи
специальных форм.
Раздел: Мозаика
Мозаика из крашеной бумаги.
10

1

Практическая работа

Подготовка рабочего места, выбор инструментов,
рассматривание вариантов мозаик, обсуждение
последовательности действий при выполнении
мозиаики
Мозаика из крашеной бумаги. 1
11
Выполнение монотипии гуашевыми или
акварельными красками
Мозаика из крашеной бумаги. 1
12
Разметка и разрезание на полосы, полосы – на
квадраты
Мозаика
из
крашеной
бумаги.
1
13
Составление узора, приклеивание на фон
Раздел: Тесто-пластика (работа с пластилином и соленым тестом)
Приготовления соленого теста 1
14
Подготовка рабочего места, выбор инструментов,
для работы
ингредиентов для приготовления соленого теста,
обсуждение последовательности действий при
выполнении
Вырезание формы по шаблону 1
15
Практические действия по вырезанию формы,
раскатывание теста, прикладывание формы,
вырезание по шаблону
Покрытие краской с помощью 1
16
Раскрашивание изделия.
кисти
Раздел: Элементарное представление о шитье и вязании
Пришивание пуговицы с
1
17
Подготовка рабочего места. Обсуждение соблюдение
двумя отверстиями
последовательности действий при работе с острыми и
колющими предметами. Отрезание нити
определенной длины. Вдевание нити в иголку.
Завязывание узелка.
Пришивание пуговицы с
1
18
Практическая работа по пришиванию пуговиц
двумя отверстиями
Раздел: Работа с картоном и бумагой
Знакомство с различными
1
19
Беседа, рассматривание изделий, выполненных
методиками выполнения
различными методиками, практические упражнения
изделий из бумаги и картона с
по скручиванию, конструированию
использованием
1

разнообразных техник
(бумагокручение,
конструирование, мозаика,
аппликация)
Знакомство с различными
1
20
Беседа, рассматривание изделий, выполненных
методиками выполнения
различными методиками, практические упражнения
изделий из бумаги и картона с
по скручиванию, конструированию
использованием
разнообразных техник
(бумагокручение,
конструирование, мозаика,
аппликация)
4 четверть
Раздел: Работа с картоном и бумагой
Создание несложной картины 1
1
Подготовка рабочего места, выбор
"Бабочка" с использованием
инструментов, обсуждение последовательности
всех изученных приемов
действий при выполнении картины
работы с бумагой
Создание несложной картины 1
2
Практическая работа, вырезание, скручивание,
"Бабочка" с использованием
приклеивание
всех
Раздел: Элементарное представление о шитье и вязании
Пришивание пуговицы с
1
3
Подготовка рабочего места. Обсуждение соблюдение
четырьмя отверстиями
последовательности действий при работе с острыми и
колющими предметами. Отрезание нити
определенной длины. Вдевание нити в иголку.
Завязывание узелка.
Пришивание пуговицы с
1
4
Практическая работа по пришиванию пуговиц
четырьмя отверстиями
Пришивание пуговицы на
1
5
Подготовка рабочего места. Обсуждение соблюдение
ножке
последовательности действий при работе с острыми и
колющими предметами. Отрезание нити
определенной длины. Вдевание нити в иголку.
Завязывание узелка.
Пришивание
пуговицы
на
1
6
Практическая работа по пришиванию пуговиц
ножке

Раздел: Тестопластика (работа с пластилином и соленым тестом).
История возникновения
1
7
Беседа, просмотр презентаций, рассматривание
пластилина. Вспомогательные
предметов для работы с пластилином
предметы для работы с ним
Освоения приема "мазки"
1
8
Практическая работа по скатыванию круговыми
движениями пальцев на поверхности
Смешивание двух цветов при
1
9
Практическая работа по смешиванию двух цветов
размазывании пластилина.
Практическая работа. "Небо". 1
10
Практическая работа: скатывание, смешивание и
размазывание пластилина
Раздел: Мозаика
Мозаика в рваной технике.
1
11
Подготовка рабочего места, выбор инструментов,
рассматривание вариантов мозаик, обсуждение
последовательности действий при выполнении
мозаики
Мозаика в рваной технике.
1
12
Практическая работа
Мозаика в рваной технике.
1
13
Практическая работа
Раздел: Валяние
Изготовление закладки из
1
14
Подготовка рабочего места, выбор инструментов,
пряжи
рассматривание вариантов закладок, обсуждение
последовательности действий при выполнении
закладки
Изготовление закладки из
1
15
Практическая работа
пряжи
Раздел: Растениеводство
Выращивание растений в
1
16
Беседа, экскурсия на пришкольный участок
открытом грунте.

Информационно-методическое обеспечение по предмету

1 Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
2.Бгажнокова И.М. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта». М., 2007.
4.Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2005.
5.Выгонов В.В. Оригами. М .2002 Гусакова М.А. Аппликация. М. 1976
6. Петрова В.Г. Обучение учащихся1-4 классов вспомогательной школы. М .,1976


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».