Рабочая программа, Изо, 7 класс, на 2025-2026 учебный год, учитель Потапова С.В.

Министерство образования Свердловской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области, реализующее адаптированные
основные общеобразовательные программы,
«Центр «Дар»

«Утверждаю»

Директор ГБОУ «Центр «Дар»
Н.И.Шляпникова

Приказ № ___от «___» ______20___г

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность»
для обучающихся 7 класса
(АООП 2 вариант)
Учитель : Потапова С. В.
Реж 2025-2026 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» для 7 класса (вариант 2), разработана на один учебный год на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа по изобразительной деятельности составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает
достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает
минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном
плане. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 7 класса. В нём распределено количество часов на изучение тем
и конкретизирована тема каждого урока.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию
обучающиеся имеют возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для
них способами осуществить выбор изобразительных средств. я выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных
эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами.
Основные задачи:
 развитие интереса к изобразительной деятельности,
 формирование умений пользоваться инструментами,

обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных
элементов,
 развитие художественно-творческих способностей.
1. Учёт воспитательного потенциала уроков

через:

Воспитательный потенциал предмета «Изобразительная деятельность» реализуется

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений;




применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командному взаимодействию с одноклассниками.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Краткая характеристика содержания учебного предмета

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра,
мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности
действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие
лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания,
прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры
(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение
контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям
(по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины)
предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового
орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в
квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов
на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с
сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по
представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник.
Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для
работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание
теста(глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка
материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).Катание колбаски на
доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках).получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону
стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок.
Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки,
полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной
(нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,
объединённых сюжетом.

Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание
бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей
(части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги
ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий
при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка
орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий
при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
2.

Связь учебного предмета «Изобразительная деятельность» с базовыми учебными действиями

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
направлена на формирование готовности у детей к овладению предмета «Изобразительная деятельность» и включает следующие задачи:
Требования Стандарта
1. Подготовка ребенка к
нахождению и обучению в
среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с группой
обучающихся

Планируемые результаты образовательной деятельности
входить и выходить из учебного помещения со звонком

ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного
помещения, пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 организовывать рабочее место;

принимать
цели
и
произвольно
включаться
в деятельность;

следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
 передвигаться по школе;
 находить свой класс, другие необходимые помещения.


2. Формирование
учебного поведения:

- умение выполнять
инструкции педагога

– направленность взгляда (на говорящего взрослого, на
задание);
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
 фиксирует взгляд на яркой игрушке;
 фиксирует взгляд на движущей игрушке;
 переключает взгляд с одного предмета на другой;

фиксирует взгляд на лице педагога с использованием
утрированной мимики;

фиксирует взгляд на лице педагога с использованием
голоса;
 фиксирует взгляд на изображении;
 фиксирует взгляд на экране монитора.
- понимает жестовую инструкцию;
 понимает инструкцию по инструкционным картам;
 понимает инструкцию по пиктограммам.

- использование по
назначению учебных
материалов







-умение выполнять действия по образцу
и по подражанию

3. Формирование умения
выполнять задание:
- в течение определенного периода
времени
- от начала до конца

альбомов;
карандашей, ручек, ластиков;
красок, кисточек;
пластилина;
ножниц, бумаги, клея.
выполняет действие способом рука-в-руке;
 подражает действиям, выполняемым педагогом;

последовательно выполняет отдельные
операции действия по образцу педагога;
 выполняет действия с опорой на картинный план с
помощью педагога.
– способен удерживать произвольное внимание на
выполнении посильного задания 3-4 мин.


– при организующей, направляющей помощи способен

- с заданными
качественными параметрами
4. Формирование умения
самостоятельно переходить от одного
задания (операции,действия) к
другому в соответствии
с
расписанием занятий,
алгоритмом
действия
и т.д.

выполнить посильное задание от начала до конца.
– ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с
содержанием программы обучения по
предмету, коррекционному курсу.
ориентируется в режиме дня, расписании
уроков с помощью педагога;

выстраивает алгоритм предстоящей
деятельности (словесный или наглядный план) с помощью
педагога.


Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально
организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
3. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.

Большинство разделов программы по предмету «Изобразительная деятельность» изучается ежегодно с 1 доп. по 7 класс, благодаря чему
программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы:
 «Рисование»;
 «Лепка»;
 «Аппликация».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться
(увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход
в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех
обучающихся без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут
создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по
содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных
средах.

На уроках изобразительной деятельности в 7 классе формируются следующие личностные результаты:

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
 формирование уважительного отношения к окружающим;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в
практической деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся

Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных
изобразительных технологий:
1.

-интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
-умение
использовать
инструменты
и
материалы
в
процессе
доступной изобразительной деятельности
(лепка, рисование, аппликация);
-умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.
2. Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:

-положительные
эмоциональные
реакции
(удовольствие,
радость)
в
процессе изобразительной деятельности;
-стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.
3. Готовность к участию в совместных мероприятиях:

-готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;
-умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Виды

деятельности








обучающихся,

направленные

слушание учителя;
просмотр видеоматериалов и иллюстраций;
выполнение упражнений, дидактических игр;
наблюдение;
работа с раздаточным материалом;
прогулки на свежем воздухе, экскурсии.

на

достижение планируемых результатов

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.

Тема урока

Кол-во
часов
Рисование, лепка аппликация.
2.09
Композиция «Цветы на нашей клумбе»
1
(рисование тампоном + аппликация из
готовых форм).

2.

Богатый урожай (рисование +
аппликация).

1

4.09

3-4.

Разноцветный листопад. Узор в полосе
(срисовать).

2

5-9.09

5 – 6.

Веточка рябины. Узор в квадрате
(рисование + лепка).

2

11-12.09

7-8.

Разноцветный листопад. Узор в круге
(печатание + рисование).

2

16-18.09

9-10.

Радуга-дуга, не давай дождя!
(рисование + лепка).

2

19-23.09

2

25-26.09

2

30.09-2.10

11-12.

У леса подарков много (рисование
+ лепка грибов и ягод).

13-14.

Все деревья в золото одеты (рисование по
опорным точкам + примакивание).

Дата

15-16.

2

3-7.10

17-18.

Рисование на тему «Парк осенью». Беседа
по картинам об осени (И. Левитан
«Золотая
осень») .

Озорная дымка (рисование по трафарету +
вырезание + пластилинография).

2

9-10.10

19-20.

Пластилиновая аппликация.

2

14-16.10

21-22.

2

17-21.10

23-24.

Аппликация из семян ясеня,
клена.
Рисование по трафаретам.

2

23-24.10

25-26.

Лепка плоскостных фигур.

2

6-7.11

27-28.

Рисование растительного узора в полосе по
образцу.

2

29-30.

«Снегопад» (рисование +
аппликация ).

2

31-32.

Вот зима, кругом бело (рисование на
тонированной бумаге + аппликация).

2

33-34.

Снеговики (рисование + аппликация).

2

35-36.

Рисование новогодних шаров. Лепка
гирлянды новогодних
игрушек.

2

37-38.

Рисование узора в полосе (веточки
ели и снежинки).

2

39-40.

Беседа по картине «Зима» рисование
зимнего пейзажа.

2

41-42.

Самостоятельное рисование
новогоднего узора.

2

43-44

«Колокольчик, солнышко»
(рисование +лепка по
представлению елочных
игрушек.)

2

45-46.

Лепка новогодних игрушек.

2

47-4849.

Рисование новогодних шаров.

3

50-51.

Коллективное рисование
новогодней картины.

2

52-53.

Аппликация «Зимняя ночь».

2

54-55.

Лепка «Снеговик».

2

56-57.

Волшебные снежинки.

2

58-59.

Рисование + аппликация на тему:
«Зима».

2

60-61.

Рисование + аппликация на тему
«Деревья зимой».

2

62-63.

Аппликация из квадратов.

2

64-65.

Аппликация из ватных дисков.

2

66-67.

Аппликация из салфеток.

2

68-69.

Дорожные знаки (рисование +
аппликация).

2

70-71.

Служебные машины на улицах города
(рисование по образцу+ аппликация.

2

72-73.

Рисование растительного узора в полосе по
образцу.

2

74-75.

Лепка по образцу стилизованных фигур
птиц.

2

76-77.

Рисование по точкам букв.

2

78.

Лепка рельефов цифр.

1

79.

Аппликация из салфеток.

1

80-81.

Рисование на тему: «Весенний лес».

2

82.

Рисование на тему: «Весна».

1

83.

Самостоятельное рисование

1

узора.

84.

Самостоятельное рисование узора.

1

85.

Изготовление аппликации из
природного материала.

1

86.

Изготовление аппликации из
природного материала.

1

87.

Изготовление аппликации из
природного материала.

1

88-89.

Плоскостная лепка «Первые цветы».
«Деревья весной»
(рисование+ аппликация).

2

90-92.

Аппликация из круп.

3

93-95.

Аппликация из ватных дисков.

3

96-97.

Аппликация из семян ясеня, клена.

2

98100.

Пластилиновая аппликация.

3

101102.

Повторение материала

2

Итого: 102 часа
Система оценки предметных результатов Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется
«Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие
динамики. Результаты анализа представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. Норма оценивания
при освоении обучающимся образовательной программы:

Отметка «5» - способность самостоятельно по образцу выполнять задание.
Отметка «4» - частичное, избирательное усвоение материала;

Отметка «3» - выполнение задания в сопряженном режиме стойких позитивных изменений (динамика не стабильна, неравномерна); Отметка «2» не ставится.
Динамика освоения знаний по предмету: 5 баллов - выполняет действие самостоятельно,

4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или невербальной),
3 балла - выполняет действие по образцу,

2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,

1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,

0 баллов - действие не выполняет. Полученные данные заносятся в карту развития

учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебник:
- М.Ю.Рау, М.А.Зыкова «Изобразительное искусство», 3 класс, М.: Просвещение, 2019 г.
Программно-методическое обеспечение:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. –
СПб.:ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011г., 4 класс;
- Грошенков И.А. Уроки рисования в I – IV классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1989.
- Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: (Изобразительное искусство и др.). Пособие для учителей / Под ред.
В.Г.Петровой. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983.
- Казакова Т.Г., «Развивайте у дошкольников творчество» , 1985 г.
- «Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду (учебное пособие)», 1985 г.
- «Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества» С.К.Кожохина, Е.А.Панова, 2007 г

- Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 1 классе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».